
Рубрикация
1. Концепция 2. Исходное одиночество 3. Ложные пути 4. Переломный момент 5. Обретение себя 6. Заключение 7. Источники
Концепция

Вера Бросгол — современная авторка и иллюстратор, чьи графические романы ориентированы на молодёжную аудиторию и тему взросления. Её детство прошло между Москвой, где она родилась, и США, куда она переехала в пятилетнем возрасте. Именно личный опыт поиска себя между культурами напрямую отразился в её творчестве, посвященном «неудобным» героям — тем, кто чувствует себя чужим, неуверенным и не соответствующим ожиданиям окружающих. Навыки визуального повествования, полученные во время работы в анимации, в том числе на студии LAIKA, помогли ей выработать точный и выразительный графический язык для исследования внутреннего мира ее персонажей.
Актуальность этого исследования обусловлена тем, что современная культура часто предлагает подросткам упрощённые модели поведения — например, образы идеальных героев из массовой культуры или шаблонные советы в соцсетях. В противовес этому Вера Бросгол показывает реальный и сложный процесс взросления. Она не предлагает готовых решений, а исследует, как её героини сталкиваются с универсальными проблемами: давлением сверстников, сложностями в общении с родителями и поиском друзей. Через эти знакомые каждому подростку ситуации автор показывает глубинные психологические процессы формирования личности.
Материалом для анализа стали три ключевые работы Бросгол, раскрывающие тему с разных сторон: «Anya’s Ghost» (2011) — история девочки-подростка, чьё одиночество материализуется в виде призрака; «Be Prepared» (2018) — автобиографический рассказ о попытке найти «своих» в летнем лагере; и «Plain Jane and the Mermaid» (2024) — сказочная притча о девушке, с детства сталкивающейся с навязанными стандартами красоты. Такая выборка позволяет проследить, как проблема идентичности проявляется в разных жанрах (от реализма до сказки) и в разных возрастных группах, демонстрируя универсальность этой темы в творчестве автора.

Vera Brosgol «Anya’s Ghost» (2011), «Be Prepared» (2018), «Plain Jane and the Mermaid» (2024)
Исследование строится на сравнительном анализе сюжетов и персонажей всех трёх романов, где каждый раздел посвящён определённому этапу пути героинь. Визуальный ряд, состоящий из фрагментов оригинальных комиксов, служит наглядным подтверждением выдвигаемых мною тезисов. В качестве дополнительных источников были изучены интервью с авторкой и критические статьи ее творчества, которые помогают глубже раскрыть замысел.
Цель работы — проанализировать, как в комиксах Бросгол внешнее давление формирует внутренний конфликт героинь и какие стратегии они вырабатывают для его преодоления. Гипотеза исследования заключается в том, что, несмотря на разность сюжетов и героинь, Бросгол использует единый нарративный механизм для демонстрации этого процесса.
Исходное одиночество
Отправной точкой для каждой героини становится переживание глубокого внутреннего одиночества. Это чувство, что они не на своём месте и не могут быть принятыми окружающими, порождает кризис идентичности и определяет их дальнейшие действия.
Чужая среди всех
Вера — девятилетняя девочка, переехавшая из России в США несколько лет назад. Она хочет быть как американские сверстницы, но её происхождение выдают семейные привычки и манера общения.
На день рождения мама приносит русские угощения и сладости, а гости лишь морщатся и отказываются. Провальный праздник стал для героини прямым доказательством того, что она не вписывается.
Vera Brosgol «Be Prepared», 2018
В попытках найти «своих», Вера отправляется в лагерь для русских детей в Америке, но и там её надежды рушатся. Вера младше, не знает лагерных обычаев и шуток, плохо читает по-русски. Старшие девочки уже в своей компании, а её не подпускают — она слишком «американская».
Это двойное отвержение рождает кризис идентичности: Вера никуда не вписывается. Её «я» — гибрид без места.
Vera Brosgol «Be Prepared», 2018
Защитная оболочка безразличия

Аня — обычная американская старшеклассница из русской семьи, и её жизнь — это тихое, упорное отступление. Она прогуливает уроки, не разговаривает с одноклассниками и не старается в школе. Дома мама пытается до неё достучаться, но Аня лишь молча кивает и закрывается в своей комнате.
Девушка даже избавилась от акцента и искоренила в себе русские привычки, лишь бы не выделяться и не добавлять себе проблем.
Для Ани одиночество — не наказание, а осознанный выбор для защиты. Она просто не верит, что кто-то сможет принять её настоящую, поэтому решила не показывать себя — ни в школе, ни дома. Таким образом, мы наблюдаем тотальное отстранение ото всех.
«You act like a fobby creep, you get creamed.» Vera Brosgol «Anya’s Ghost», 2011
Стыд и вина как основа самоощущения
Джейн — молодая девушка из прибрежного городка, с детства живущая с чувством стыда. Ей постоянно внушали, что её тело неправильное: слишком полное, с неудачными веснушками и не той формой лица. Этот стыд за внешность она усвоила так глубоко, что он стал частью её личности.
Вторая часть ее самоощущения — чувство вины перед младшим братом, которого она недосмотрела в детстве, и он исчез в море. Эта травма заставила её поверить в свою испорченность.
Vera Brosgol «Plain Jane and the Mermaid», 2024
Так и выходит, что вина за проступок и стыд за внешность сливаются в ней в одно целое. Девушка приходит к выводу, что не заслуживает принятия и счастья, поэтому её одиночество — это способ личного наказания.
Vera Brosgol «Plain Jane and the Mermaid», 2024
Ложные пути
Исходное одиночество создаёт для каждой героини ситуацию, из которой она не видит здорового выхода. Это заставляет их искать решение вовне, прибегая к стратегиям, которые подменяют искренность и самопринятие внешними костылями. Все эти пути оказываются ложными, лишь маскируя, но не решая их внутренние проблемы.
Попытка купить принадлежность
Вера пытается решить проблему одиночества с помощью «торговли». Она предлагает девочкам из отряда желанные в лагере сладости и рисует для них портреты, надеясь купить их дружбу и признание.
Vera Brosgol «Be Prepared», 2018

Стратегия срабатывает. Девочки начинают пускать Веру на совместные обеды, брать с собой в компанию. Она получает иллюзию принадлежности, но её берут не за личные качества, а за те выгоды, которые она приносит. Её статус в группе остается шатким и зависимым от постоянных «платежей».
Выгодная дружба
Случайная встреча с призраком Эмили становится для Ани решением всех бытовых проблем. Она начинает использовать сверхъестественную помощницу для подсказок на уроках, помощи в любовных делах и решения мелких трудностей. Эмили превращается в удобный инструмент, позволяющий сохранить привычную отстранённость от мира.
Vera Brosgol «Anya’s Ghost», 2011
Их союз кажется Ане идеальной сделкой. Призрак не только помогает в учёбе, но и создаёт мнимость душевной близости — Аня наконец чувствует, что её кто-то по-настоящему понимает.
Эта дружба требует от неё лишь одного — продолжать пользоваться услугами призрака, не меняя своего отношения к реальному миру.
Согласие на сделку
Vera Brosgol «Plain Jane and the Mermaid», 2024
После смерти родителей Джейн оказывается под угрозой потери родового поместья — по законам наследство может получить только мужчина.
Чтобы спасти свой дом, она вынуждена срочно выйти замуж. Её выбор падает на Питера, первого красавца городка, и она предлагает ему сделку: её состояние в обмен на брак.
«…And this would solve them.» Vera Brosgol «Plain Jane and the Mermaid», 2024
Это решение не случайность. Для Джейн брак с самым красивым парнем становится способом не только решить практическую проблему, но и попытаться компенсировать свою неуверенность. Она называет это любовью, хотя на деле её привлекает лишь его внешность. Так ей легче скрыть от себя горькую правду — она идёт на это, потому что не верит, что может быть любима просто так.
Получается, что для неё сделка — это двойной побег: от потери дома и от необходимости искать подлинную веру в себя.
Переломный момент
Их ложные стратегии дают сбой. Героини сталкиваются с ситуацией, которая ясно показывает: выбранный путь не просто бесполезен, а ведёт в тупик. Это заставляет их отказаться от иллюзий.
Крах всех уловок
Стратегия Веры оборачивается против неё, когда вожатые замечают запрещённые сладости и наказывают всю группу. Девочки, до этого принимавшие её угощения и рисунки, видят причину своих неприятностей именно в Вере.
Её попытки купить расположение приводят к обратному эффекту — теперь её же «услуги» становятся поводом для насмешек и обвинений.
Vera Brosgol «Be Prepared», 2018
В этот момент происходит полный крах её тактики. Видимость дружбы, построенной на расчёте, рушится, демонстрируя всю бесполезность попыток купить искреннюю принадлежность.
Прозрение об опасности
Переломный момент для Ани наступает, когда Эмили начинает навязчиво опекать её, игнорируя чувства девушки. В попытках устроить личную жизнь подопечной, призрак заставляет Аню поддерживать отношения с мальчиком, который ей уже разонравился.
Теперь помощница превратилась в деспотичного куратора, слепо уверенного в своей правоте.
Vera Brosgol «Anya’s Ghost», 2011
Иллюзия дружбы окончательно рушится, когда Аня узнаёт страшную правду: Эмили — не невинная жертва, а убийца, лишившая жизни собственного возлюбленного. Её одержимость помощью оказывается лишь попыткой переиграть прошлое, хоть и чужими руками.
Наконец-то Аня осознаёт, что была не подругой, а всего лишь инструментом для призрака, цинично воспользовавшегося её одиночеством.
Vera Brosgol «Anya’s Ghost», 2011
Прорыв к осознанию

Кризис для Джейн наступает, когда её брак-сделка оказывается под угрозой — Питера похищает русалка. Чтобы спасти его, она отправляется в опасное путешествие, где помогает своему новому спутнику, мистеру Вискерсу. Эти поступки демонстрируют несоответствие между её действиями и привычной ролью «неудачницы».
Когда ей указывают на её же смелость и самоотверженность, эти слова становятся для Джейн первой ступенькой — впервые её оценивают по реальным поступкам, а не внешности.
Vera Brosgol «Plain Jane and the Mermaid», 2024
Однако настоящий перелом происходит в зеркальном зале, где этот внешний опыт находит внутреннее продолжение. Всматриваясь в отражение, Джейн отделяет свою личность от навязанных ярлыков.
Её финальное прозрение знаменует принятие освобождающей истины: её ценность не зависит от прошлых ошибок, внешности или соответствия чужим стандартам.
«Is a perfectly normal human girl.» Vera Brosgol «Plain Jane and the Mermaid», 2024
Обретение себя
Пройдя через кризис и отказ от ложных стратегий, каждая из героинь обретает внутреннюю опору. Этот завершающий этап пути означает переход от компромиссов к подлинной автономии — они начинают жить в соответствии с собственными ценностями, а не навязанными извне правилами.
Ценность взаимности
Провал Веры показывает ей, что дружбу нельзя купить. Она перестаёт пытаться понравиться всем и принимает своё одиночество, полностью отчаявшись.
В этот момент происходит важное открытие. Она знакомится с Кирой, младшей девочкой из лагеря. Их дружба возникает сама собой — без угощений, без попыток угодить. Они просто рисуют вместе, и этого достаточно.
Vera Brosgol «Be Prepared», 2018
Так Вера понимает разницу между покупной принадлежностью к группе и настоящей близостью. Её главное обретение — ценность простой, честной связи, где тебя принимают просто за то, кто ты есть. Девочка впервые начинает по-настоящему наслаждаться временем, проведённым в лагере.
Отказ от иллюзий
В финале Аня совершает ключевой выбор — она окончательно разрывает связь с Эмили. Это не просто уход от опасности, а осознанный отказ от самой идеи «костыля». Аня понимает, что дружба с призраком была лишь сделкой за ложную надежду решения проблем.
«You’re the one that needs me.» Vera Brosgol «Anya’s Ghost», 2011
Этот отказ становится актом взросления. Аня выбирает жить в реальном мире со всеми его сложностями — непониманием с матерью, школьными проблемами, одиночеством. Она больше не ищет лёгких путей и принимает свою жизнь как единственное пространство, где возможны настоящие, а не мнимые изменения.
Её сила заключается в готовности смотреть правде в глаза, несмотря на трудности.
Vera Brosgol «Anya’s Ghost», 2011
Бунт против навязанных правил
Прежняя Джейн видела себя через призму навязанных мерок: внешности, статуса, выгодной невесты. Теперь, обретя внутреннюю опору, она совершает ключевой поступок — отказывается от брака с Питером.
Vera Brosgol «Plain Jane and the Mermaid», 2024
Это решение не про запрет на любовь, а про окончательный разрыв с её прежней логикой, где люди были лишь предметом сделки. Вся сила девушки заключается в провозглашении права на самоценность. Этот шаг и является высшим проявлением её нового «я» — человека, который больше не играет по чужим правилам.
Заключение
Проделанный анализ трёх графических романов Веры Бросгол подтвердил первоначальную гипотезу. Несмотря на разницу в сюжетах и жанрах, все три героини проходят через удивительно похожие этапы. Сначала каждая переживает глубокое одиночество и пытается справиться с ним неверными путями. Затем наступает перелом, который заставляет их отказаться от иллюзий. В итоге каждая находит свой способ жить, опираясь на собственные ценности, а не на навязанные правила.
Сама Бросгол признаётся, что создаёт именно те книги, которых ей недоставало в детстве (Бросгол В. Послесловие // Plain Jane and the Mermaid. — 2024). На мой взгляд, в этом и заключается их главная сила. Это не поучительные истории, а честный разговор о том, что чувствовать себя неуверенным или одиноким — совершенно нормально.
Для меня её творчество дало тонкое, но важное напоминание: настоящая зрелость начинается не с бегства от своего «неидеального» я, а с мужества выстраивать жизнь вокруг того, кто ты есть на самом деле, даже если не всегда это просто и удобно.
Vera Brosgol «Be Prepared», 2018
Источники
Бросгол В. Википедия [Электронный ресурс] // Wikipedia [сайт]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Vera_Brosgol (дата обращения — 01.11.25).
Brosgol V. Be Prepared. — New York: First Second, 2018. (дата обращения: 02.11.25).
Brosgol V. Anya’s Ghost. — New York: First Second, 2011. (дата обращения: 02.11.25).
Brosgol V. Plain Jane and the Mermaid. — New York: First Second, 2024. (дата обращения: 03.11.25).
Q & A with Vera Brosgol [Электронный ресурс] // Publishers Weekly [сайт]. URL: https://www.publishersweekly.com/pw/by-topic/childrens/childrens-authors/article/94938-q-a-with-vera-brosgol.html (дата обращения — 04.11.25).
Vera Brosgol Talks with Roger [Электронный ресурс] // The Horn Book [сайт]. URL: https://www.hbook.com/story/vera-brosgol-talks-with-roger-2024 (дата обращения — 05.11.25).
Review: Be Prepared [Электронный ресурс] // The Comics Journal [сайт]. URL: https://www.tcj.com/reviews/be-prepared/ (дата обращения — 03.11.25).
Review: Anya’s Ghost [Электронный ресурс] // WIRED [сайт]. URL: https://www.wired.com/2011/05/review-anyas-ghost/ (дата обращения — 01.11.25).
Review: PLAIN JANE AND THE MERMAID is a fast-paced fairytale… [Электронный ресурс] // Comics Beat [сайт]. URL: https://www.comicsbeat.com/review-plain-jane-and-the-mermaid-vera-brosgol/ (дата обращения — 04.11.25).
Бросгол В. Послесловие // Plain Jane and the Mermaid. — New York: First Second, 2024. (дата обращения — 06.11.25).
Бросгол В. Википедия [Электронный ресурс] // Wikipedia [сайт]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Vera_Brosgol (дата обращения — 07.11.25).
Brosgol V. Be Prepared. — New York: First Second, 2018. (дата обращения: 08.11.25).
Brosgol V. Anya’s Ghost. — New York: First Second, 2011. (дата обращения: 09.11.25).
Brosgol V. Plain Jane and the Mermaid. — New York: First Second, 2024. (дата обращения: 10.11.25).