Original size 466x649

Пантеизм и ранняя нидерландская живопись

PROTECT STATUS: not protected
11

По мотивам статьи: Забродина Е. А. Преломление натурфилософских взглядов Николая Кузанского в творчестве братьев ван Эйк // Сборник материалов международной научной конференции «Проблемы теории и истории искусства Нового и Новейшего времени: опыт естествознания и эволюция жанровых форм». М.: РГГУ, 2017. С. 58–68.

big
Original size 525x629

1401, Куза, Трирское курфюршество — 1464, Тоди, Умбрия

Кардинал католической церкви Николай из Кузы был наставником нескольких римских пап, незаурядным дипломатом, но для истории искусства XV века более важным являются его богословские сочинения, в которых он формулирует начала новой философии: «Бесконечное и конечное, творец и творение столь неразрывно связаны друг с другом, что все есть во всем и каждое — в каждом».

big
Original size 560x306

Фрагмент центральной панели открытого Гентского алтаря. Братья ван Эйк, 1432\1435 гг. Церковь Св. Бавона, Гент.

«Книги Кузанца оказались удивительно созвучны творческим поискам живописцев северного Возрождения, в т. ч. и братьям ван Эйк. В течение XV века средневековая система мышления и эстетического мировосприятия в Нидерландах претерпевает изменения… Религиозный спиритуализм соединяется с новой художественной формой, которая имеет глубокое родство с пантеистической философией Николая Кузанского»

Original size 1920x711

Ян ван Эйк? Крещение Христа, Турино-Миланский часослов, до 1441, Городской художественный музей, Турин. Milan Filio 93v, Inv 47.

Внимание к элементам пейзажа и натюрморта стало одним из важных отличий ранней нидерландской живописи, что особенно ярко проявлялось в творчестве Яна ван Эйка и его последователей в школе Брюгге. Это отвечает идеям Кузанца о том, что Бог «разлит в природе». Пантеизм немецкого мыслителя отразился во многих работах южнонидерландских художников.

Original size 768x832

Робер Кампен. Алтарь Верля. Иоанн Креститель с францисканским монахом Генрихом фон Верлем. Св. Варвара, 1438, Прадо, Мадрид

В книге «Об ученом незнании» Николай Кузанский несколько раз возвращается к мысли о единстве противоположностей: «Бог через все — во всем и все через все — в Боге», «Вот чудесное единство вещей, их удивительное равенство и чудодейственная связь, благодаря которым все пребывает во всем!». Во многих работах нидерландских художников также отчетлива заметна «тема непротиворечивого соединения грешных и праведных, высшего и низшего, горнего и дольнего миров»

Original size 650x682

Мадонна канцлера Ролена, 1435. Масло, дерево. 66×62 см. Лувр, Париж.

Еще один важный принцип философии Николая Кузанского — единство во множестве и множество в единстве. Богослов пишет: «„Единство вещей пребывает во множестве, и, обратно, множестве — в единстве“. В „Мадонне канцлера Ролена“ Яна ван Эйка мы наблюдаем огромное количество деталей, однако все они объединены единой „сценической площадкой“. Как писал Эрвин Панофский, „в глазу мастера одновременно находится микроскоп и телескоп“.

Original size 1232x555

Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена, фрагмент.

«Не являясь истиной, наш разум тоже никогда не постигает истину так точно, чтобы уже не мог постигать ее все точнее без конца, и относится к истине, как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности он никогда не станет равен кругу, если не разрешится в тождество с ним», — пишет Кузанец в «Ученом незнании». Произведения ван Эйка в этом утверждении можно соотнести с многоугольником, имеющим максимально возможное число углов и тем самым его близость Абсолюту становится максимально возможной для человеческого измерения. В книге «Простец об уме» Кузанский пишет о viva imago, обладающее «способностью делать себя без предела все более и более подобным» образцу, «даже если точность бесконечного искусства [т. е. Бога] всегда будет оставаться недостижимой». Поиск Бога, познание вселенной становится возможным для каждого зрителя Гентского полиптиха как, впрочем, и других произведений ван Эйка потому что «творца можно увидеть по творению как бы в зеркале и подобии»

Пантеизм и ранняя нидерландская живопись
11
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more