Original size 1140x1600

Принцип «монтажа аттракционов» Эйзенштейна в современных фильмах

PROTECT STATUS: not protected
1
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

1. Концепция 2. Приемы киномонтажа 3. Принцип «монтаж аттракционов» 4. Принцип «монтажа аттракционов» Эйзенштейна в современных фильмах 5. Анализ фильма «Реквием по мечте» 6. Анализ фильма «Бесславные ублюдки» 8. Анализ фильма «Безумный макс: дорога ярости» 9. Анализ фильма «На западном фронте без перемен» 10. Заключение 11. Библиография

Концепция

Кинематограф всегда занимал особое значение в нашей жизни, сначала это казалось чем-то необычным и совершенно новым, а сейчас мы уже и не представляем свою жизнь без мира кино. На протяжении всего времени кинематограф стремился к поиску наиболее эффективных способов передачи истории, вовлечения зрителей, а главное создания запоминающихся образов. С развитием всех технологий развивались и приемы и видение режиссеров, однако некоторые методы и принципы остаются неизменными. Таким важным наследием для современников в том числе является не просто классическая теория о монтаже, а принцип аттракционов Сергея Эйзенштейна.

Разработанный в авангардистской среде 1920-х годов, принцип «монтаж аттракционов» подразумевает намеренное столкновение эффективно воздействующих элементов с целью вызвать у зрителя желаемую эмоциональную и интеллектуальную реакцию, подобно аттракциону, развлекающему и воздействующему на аудиторию.

Несмотря на то, что первоначальный замысел Эйзенштейна критиковали за его прямолинейность и манипулятивность, фундаментальная идея монтаже как о мощном инструменте воздействия на восприятия эмоций зрителя осталась актуальной.

В контексте современных фильмов, когда монтажные техники и огромное количество визуальных эффектов уже не являются чем-то необычным, особенно важно понять как применение принципов, сформированных в эпоху становления кинематографа, находят свое отражение до сих пор. Таким образом, целью исследования стало проанализировать принцип «монтажа аттракционов» Сергея Эйзенштейна и показать, что несмотря на изменения в технологиях и эстетике в кино, принцип по-прежнему остается актуальным и в современных фильмах разных направлений. Задачи рассмотреть комбинации визуальных образов, звуковые сопровождения, монтажные переходы и нарративные повороты, направленные на стимулирование определенных эмоций; раскрыть теоретические основы принципа «монтажа аттракционов» именно Сергея Эйзенштейна, проанализировать как вызывается эмоциональный отклик у зрителя и оценить эффективность использования такого принципа. А также показать трансформацию использования «аттракционов» в современных фильмах.

В рамках исследования рассмотрим фильмы, снятые после 2000-х в различных жанрах, чтобы максимально наглядно проследить принцип «Эйзенштейна». Таким образом для анализа были выбраны: «Реквием по мечте» Даррена Аронофски (2000), «Безумный Макс: дорога ярости» Джордж Миллер (2015), «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино (2009), и «На западном фронте без перемен» Эдварда Бергера (2022).

Приемы киномонтажа

Когда зритель смотрит фильм, он не обращает внимание на технику и мастерство исполнения. Мы привыкли к своим ощущениям от просмотра, не подозревая какая работа продлевается в процессе создания.

Монтаж — один из самых важных производственных этапов в киноиндустрии. Грамотный монтаж может спасти даже самый плохо отснятый фильм или наоборот придать отснятому материалу совсем иной смысл. Он в буквальном смысле представляет собой склейку кадров, придавая им не только повествование, но и смысл.

С развитием кинематографа менялся и монтаж. Он существовал еще в эпоху немого кино, хоть и в более примитивной форме. Его использовали и братья Люмьер в «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (1896). Особый вклад внес и режиссер Жорж Мельес, который активно эксперементировал со спецэффектами. Появлялись различные способы монтажа. Однако особое влияние на формирование основ киномонтажа оказал советский режиссер Сергей Эйзенштейн.

Original size 1599x899

Сергей Эйзенштейн за работой

Принцип «монтаж аттракционов»

Монтаж аттракционов — режиссерский метод, в котором объекты, идеи и символы показаны в столкновении, для того чтобы оказать интеллектуальное и эмоциональное воздействие на зрителя

Принцип «монтаж аттракционов» разработал советский режиссер Сергей Эйзенштейн в 1920-х. Для него монтаж был отдельным приемом, способный наделять фильм новыми свойствами. Режиссер использовал монтаж, чтобы разбивать сцены или кадры и располагать в другом порядке. Причем кадры могли располагаться не в логической последовательности, их главная задача была создавать настроение и придавать эмоций. Для него было важно воздействовать на зрителя, заставить переживать и создать зрелищность.

0

Кадры из фильма «Броненосец Потемкин»

Само понятие складывается из двух слов: монтаж — от французского «сборка», то есть процесс соединения кадров или сцен в одно целое произведение и аттракцион — как инструмент, при помощи которого режиссерам удается придать выразительности и создать зрелищность.

У Эйзенштейна была целая система монтажных приемов, каждый из которых и помогает достичь нужного эмоционального эффекта.

Метрический монтаж основан на равной длительности кадров и помогает создать ощущение ритма и напряжения.

Ритмический монтаж направлен на изменение длительности кадра. Он ускоряет или замедляет темп, тем самым усиливая эмоциональное воздействие.

Тональный монтаж создает настроение путем соединения кадров с разной эмоциональной окраской.

Обертональный монтаж — это совмещение всех трех для достижения более сложного и интересного эффекта.

И интеллектуальный монтаж создает идеи и убеждения, которые влияют на зрителя.

Original size 640x480

Отрывок из фильма «Броненосец Потемкин»

Так в одной из знаменитых сцен на лестнице в фильме «Броненосец Потемкин» ярко выражен принцип монтажа «аттракционов». Резкая смена кадров усиливает драматизм в итак тяжелом сюжете. Сначала мы видим бегущих вниз людей, умирающего мальчика, солдат и его опечатанную маму. Или падающую вниз коляску и эмоции женщины. Будь эти кадры сами по себе без резких столкновений, а друг за другом, это не вызывало бы у зрителя таких сильных эмоций. Режиссер играет на зрелищности, эмоциях и то как мы это все воспринимаем.

Принцип «монтажа аттракционов» в современных фильмах

С развитием киноиндустрии развивались и эффекты и методы съемки. Однако такие принципы, как Эйзенштейна и других немаловажных режиссеров, легли в основу кинематографа. Сейчас кино более яркое и красочное, однако основа монтажа осталось. Так и в рассматриваемых фильмах можно заметить «монтаж аттракционов», который помогает создать нужное напряжение путем быстрого переключения кадров или наоборот растягивая момент, переключаясь на более крупные планы, создавая рваное повествование, но вызывающее эмоции у зрителя.

Анализ фильма «Реквием по мечте»

В фильме «Реквием по мечте» режиссёра Даррена Аронофски можно заметить принцип «монтажа аттракционов». Во-первых, повествование самого фильма прослеживается через смену шокирующих и эмоциональных действий. Замысел фильма — показать как путь в мечте может привести к разрушению и принцип Эйзенштейна идеально его раскрывает.

Мы видим как Сара постепенно сходит с ума, как страдают люди, быстро сменяющиеся кадры наркотического состояния. Все держит нас в напряжении, начиная музыкой и заканчивая сменой кадров.

Loading...

Включение зажигалки, увеличение зрачка, забор жидкости и нарокотики — за секунду нам показали целый процесс в результате которого мы видим танцующего человека в нетрезвом состоянии. Быстрая смена, а далее долгий кадр держат зрителя в напряжении, ужасает происходящими событиями путем скорости, у такого пути уже нет обратной дороги. Так и у Сары, попавшей в клинику.

Original size 1400x875

Кадр из фильма «Реквием по мечте», 2000 г.

Анализ фильма «Бесславные ублюдки»

Original size 400x175

Отрывок из фильма «Бесславные ублюдки»

В фильме «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино, снятого в 2009 году так же прослеживается принцип «монтажа аттракционов».

Режиссер использует монтаж не только для повествования, которе итак само по себе тяжелое, но и для создания необходимых эмоциональных «аттракционов». В итоге получается усилить моменты напряженного ожидания и подчеркнуть жестокость и серьезность действий.

Original size 400x175

Отрывок из фильма «Бесславные ублюдки»

Сцена в баре одна из самых напряженных эпизодов, но монтаж придает контраста между разговорами и подступающей угрозой. На первом отрывке резкая сменя кадра на оружие крупным планом придает неожиданности и страх за героев. Зритель итак понимает, что сейчас что-то будет, а резкое переключение на щелчок оружия воздействует на эмоции смотрящего выводя из томительного ожидания. А в итоге развязавшийся перестрелки быстрые меняющиеся кадры придают моменту ритм, опасность и ужас. Перестрелка, кровь и близко орущие лицо девушки — эмоционально воздействует на зрителя.

Original size 400x253

Отрывок из фильма «Бесславные ублюдки»

Или сцена в кафе благодаря принципу Эйзенштейна придает ожиданию напряжение и интригу. Зритель видит как героиня нервничает, а вокруг все спокойно, он ждет развязку, но вместо нее кадры сменяются на крупный план сливок. Вроде такое обыденное действие, но такие резкие вставки вызывают эмоциональный шок.

Анализ фильма «Безумный Макс: дорога ярости»

Еще одним фильмом в котором ярко выражен «монтаж аттракционов» является «Безумный Макс: дорога ярости» Джорджа Миллера. Сам фильм построен на визуальном ритме и эмоциональном воздействии, которые как раз и достигаются засчет монтажа.

Кадры быстро и динамично сменяют друг друга, особенно в сценах погони или драки, что держит зрителя в постоянном напряжении и испытывает адреналин.

Original size 498x206

Отрывок из фильма «Безумный Макс: дорога ярости»

При этом есть монтаж, где кадры меняются на крупный план и более долгие, как перед кульминационным моментом, где показывается как герой заводит машину, как идет подготовка. Зритель подвергается эмоциональному «аттракциону», то выжидая момент, то проживая его.

Original size 400x167

Отрывок из фильма «Безумный Макс: дорога ярости»

Original size 400x166

Отрывок из фильма «Безумный Макс: дорога ярости»

Original size 400x167

Отрывок из фильма «Безумный Макс: дорога ярости»

В сценах с драками, где события итак напряженные, переключение кадров на параллельно происходящие события или просто резкое переключение держит зрителя в тонусе. Без такого приема мы бы потеряли все внимание и интерес. Мы видим не просто бой, а как заряжается пистолет, как летит персонаж, каждую эмоцию, каждый миг. Зритель проживает фильм вместе героями. Так как смена общих планов и крупных в фильме Миллера совместно со звуковыми эффектами создают ощущение хаоса и непредсказуемости.

Анализ фильма «На западном фронте без перемен»

В фильме Эдварда Бергера «На западном фронте без перемен» принцип «монтажа аттракционов» прослеживается менее часто, однако довольно ярко. Сюжет фильма, снятого по книге, рассказывает нам о страшных событиях военного времени и монтаж играет в нем ключевую роль, так как усиливает тему войны, ужаса и страха.

Original size 400x167

Отрывок из фильма «На западном фронте без перемен»

Ужас в лице солдат, проезжающий танк, облегчение главного героя все это зритель успевает ощутить всего за пару секунд именно благодаря монтажу. Он задумывается о том, что жизнь в любой момент может оборваться.

0

Кадр из фильма «На западном фронте без перемен»

Еще одна сцена фильма и вовсе катает зрителя на аттракционе. Среди ужасающих кадров боевых действий вдруг резкое переключение на спокойную атмосферу вышестоящего человека, который наблюдает за происходящем из безопасного места. Столкновение кошмарных событий и неспешной жизни вызывает у зрителя размышления и сильные эмоции. Его окунают в два разных состояния.

Заключение

Несмотря на прошедшее время и эволюцию кинематографа, идеи и принципы Эйзенштена остаются актуальны и лежат в основе киноиндустрии. Идея эмоционального и интеллектуального воздействия на зрителя по прежнему прослеживается. На анализе фильмов видно, что сейчас принцип «аттракциона»проявляется не в таком явном виде, а в более тонком и посредственном. Однако сохраняется и резкое столкновение кадров и ритмичные переходы, но уже в сочетании с современными спецэффектами.

Фильмография

1. «Броненосец Потемкин» (реж. Сергей Эйзенштейн, 1925) 2. «Реквием по мечте» (англ. Requiem for a Dream, реж. Даррен Аронофски, 2000) 3. «Бесславные ублюдки» (англ. Inglourious Basterds, реж. Квентин Тарантино, 2009) 4. «Безумный Макс: дорога ярости» (Mad Max: Fury Road, реж. Джордж Миллер, 2015) 5. «На западном фронте без перемен» (нем. Im Westen nichts Neues, реж. Эдвард Бергер, 2022)

Bibliography
Show
1.

Монтаж аттракционов // сайт Культура РФ (URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/montazh-attraktsionov/?ysclid=mi375kxad559927139) дата обращения: 13.11.2025

2.

Аттракционы Эйзенштейна: как монтаж создает эмоциональный эффект (27 июля 2022) // сайт кдцродина.рф (URL: https://кдцродина.рф/attrakciony-jejzenshtejna-kak-montazh-sozdajot/? ysclid=mi3a5h07za347207081) дата обращения: 13.11.2025

3.

Юлия Салихова Монтаж как без слов показать кино, // сайт cinetexts.ru. 4 октября 2021 (URL: https://cinetexts.ru/montageysclid=mi4ihr4nd4689597317) дата обращения: 13.11.2025

4.

Sergei Eisenstein and Montage // сайт media-studies.com (URL: https://media-studies.com/eisenstein-montage/) дата обращения: 13.11.2025

Image sources
Show
1.

https://ru.kinorium.com/14614/gallery/ дата обращения: 14.11.2025

2.

https://tenor.com/ru/search/requiem-for-a-dream-gifs дата обращения: 14.11.2025

3.

«Реквием по мечте» (англ. Requiem for a Dream, реж. Даррен Аронофски, 2000)

4.

«Бесславные ублюдки» (англ. Inglourious Basterds, реж. Квентин Тарантино, 2009)

5.

Безумный Макс: дорога ярости» (Mad Max: Fury Road, реж. Джордж Миллер, 2015)

6.

«На западном фронте без перемен» (нем. Im Westen nichts Neues, реж. Эдвард Бергер, 2022)

Принцип «монтажа аттракционов» Эйзенштейна в современных фильмах
1
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more