Original size 1140x1600

Прекрасное и возвышенное в сюрреалистическом пейзаже XX века

5
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикация

• Концепция • Пейзаж в искусстве XX века и его трансформация в сюрреализме • Понятия прекрасного и возвышенного в эстетике И. Канта • Эстетика Канта в контексте сюрреалистического метода • Сравнительный анализ: типы прекрасного и возвышенного в сюрреалистическом пейзаже • Заключение

Концепция

«Каждый пейзаж есть состояние души.» — Анри Фредерик Амьель [2]

Выбор темы «Прекрасное и возвышенное в сюрреалистическом пейзаже XX века» обусловлен тем, что именно пейзаж стал одним из ключевых жанров, в котором художники-сюрреалисты смогли максимально полно выразить метафорическую, сновидческую и психологическую природу своего метода.

В отличие от натюрморта или портрета, пейзаж в сюрреализме утрачивает привязку к конкретной местности и превращается в визуальную модель внутреннего опыта — пространства, где работают законы воображения, а не физической реальности. Это делает жанр удобным полем для анализа категорий прекрасного и возвышенного в кантовском смысле: сюрреалистические художники сознательно расширяют границы восприятия, создают эффект необъятности, тревоги или гармонии, что позволяет увидеть, как классические эстетические понятия трансформируются в искусстве XX века.

big
Original size 1920x1080

Сальвадор Дали, «Пригород параноидального критического города, во второй половине дня на окраине европейской истории», 1936.

«Искусство — это то, что делает видимым невидимое» — Паоло Ди Реда и Флавии Эрметес [3]

Материал для исследования отбирался по принципу жанровой и эстетической релевантности. Были выбраны художники, чьё творчество включает пейзажи или пейзажные мотивы, имеющие устойчивую сюрреалистическую структуру: Сальвадор Дали, Рене Магритт, Ив Танги, Макс Эрнст, Хуан Миро, Оскар Домингес, Ремедиос Варо, Леонора Каррингтон и Кэй Сейдж. Для каждого автора взяты конкретные произведения, в которых пространство построено как метафорическое, нарушающее физические законы или создающее эффект бесконечности и внутреннего напряжения.

Original size 3840x678

Портреты: Сальвадор Дали, Рене Магритт, Ив Танги, Макс Эрнст, Хуан Миро, Оскар Домингес, Ремедиос Варо, Леонора Каррингтон, Кэй Сейдж.

Принцип рубрикации исследования основан на движении от общего к частному: сначала рассматривается изменение жанра пейзажа в искусстве XX века и его трансформация в сюрреализме; затем — кантовские категории прекрасного и возвышенного и способы их визуализации у конкретных художников; далее выделяются точки пересечения между эстетикой Канта и методами сюрреализма; и, наконец, проводится сравнительный анализ, позволяющий сопоставить разные типы прекрасного и возвышенного у выбранных авторов. Такая структура отражает логику исследования: от историко-теоретического контекста к анализу категорий, затем к их взаимодействию, и к художественным сопоставлениям.

post

Выбор текстовых источников обусловлен необходимостью соединить философское и искусствоведческое знание. Основой теоретического блока выступает эстетика Иммануила Канта, представлена в «Собрании сочинений в восьми томах» (Юбилейное издание, под ред. А. Гулыги). Это позволяет строго определить смысл категорий «прекрасного» и «возвышенного», не прибегая к их бытовому или расширенному толкованию. Искусствоведческие источники используются для уточнения исторического контекста, анализа художественных методов и особенностей творчества выбранных авторов. Все текстовые материалы связываются с визуальным анализом: философские понятия рассматриваются не абстрактно, а через конкретные композиции, цвета, масштабные разрывы, пространственные метафоры и сюжеты.

Ключевой вопрос исследования формулируется так: Как категории прекрасного и возвышенного в кантовской эстетике проявляются и трансформируются в сюрреалистических пейзажах XX века?

Гипотеза исследования состоит в том, что сюрреалистический пейзаж не только визуализирует кантовские категории, но и преобразует их: прекрасное у сюрреалистов утрачивает привязку к гармоничному природному виду и становится «умственным» и концептуальным, а возвышенное смещается из природной стихии (горы, моря, грозы) в пространство психики, сна и внутреннего переживания. Сюрреализм тем самым расширяет рамки классических эстетических категорий, предлагая новые формы переживания бесконечного, тревожного или гармоничного, которые не могли возникнуть в художественной традиции до XX века.

Пейзаж в искусстве XX века и его трансформация в сюрреализме

Сюрреализм — художественное направление, возникшее в начале 20 века и стремившееся вывести искусство за пределы рационального. Его главная задача — сделать видимым бессознательное: сновидения, навязчивые образы, иррациональные состояния, ассоциации, которые невозможно объяснить логикой.

Original size 1920x1080

Сальвадор Дали, " Явление города Делфта», 1936.

Как понять, что перед нами сюрреалистический пейзаж

Если пейзаж ощущается одновременно реальным и невозможным, если пространство работает по законам сновидения, а объекты обладают скрытой психологической «плотностью» — почти наверняка это сюрреализм. Его задача не изображать природу, а превращать её в сцену внутреннего опыта, в визуальный эквивалент миров бессознательного.

post

Одним из ключевых предшественников сюрреалистического переосмысления пейзажа становится Джорджо де Кирико — художник, сформировавший так называемую «метафизическую живопись». Его картины демонстрируют радикальный переворот в понимании пейзажа: городские площади, башни и архитектурные аркады лишаются конкретного географического содержания и превращаются в сцены тревожной «внутренней тишины».

Слева представлен автопортрет Джорджо де Кирико «Метафизический автопортрет», 1919 года.

В «Меланхолии и тайне улицы» художник строит композицию как лабиринт восприятия: длинные тени, непропорциональные масштабы, пустующие площади и аркады создают ощущение безвременья и метафизической тревоги.

Original size 1920x1080

Джорджо де Кирико, «Меланхолия и тайна улицы», 1914/ Джорджо де Кирико, «Большая башня», 1921.

В «Большой башне» освещение закатным солнцем и необычная перспектива заставляют зрителя сомневаться в привычном восприятии объектов. Де Кирико писал: «Каждый объект обладает двумя наружностями. Одна — текущая, которую мы видим почти всегда… Вторая — спектральная или метафизическая, которую видят лишь некоторые люди в момент ясновидения или метафизической абстракции». [4] Эти работы демонстрируют, как визуальные средства создают эффект возвышенного, когда объект превосходит простое чувственное восприятие и вызывает душевное движение.

Original size 4172x2290

Сальвадор Дали, «Постоянство памяти», 1931.

Схожие приемы можно проследить в пейзажах Сальвадора Дали, например в «Постоянстве памяти» или «Лебедях, отражающихся в слонах», где искаженные формы, смещенные пропорции и сновидческие пространства усиливают ощущение необъятного и таинственного. Именно через такие примеры мы можем переходить к философскому анализу категорий прекрасного и возвышенного в эстетике И. Канта, рассматривая, как сюрреалисты визуализируют идеи, ранее формулированные в абстрактной теории.

Original size 4172x2290

Сальвадор Дали, «Лебеди, отражающиеся в слонах», 1937.

Понятия прекрасного и возвышенного в эстетике И. Канта

«Прекрасное есть то, что без понятий представляется как предмет всеобщего благоволения» — Иммануил Кант [1]

Кант определяет вкус как способность «судить о предмете… посредством благоволения или неблаговоления, свободного от всякого интереса», а сам предмет такого чистого благоволения называет прекрасным. Это означает, что красота не зависит ни от сюжета, ни от функциональной пользы — она основывается на созерцании, вызывающем свободную игру воображения и рассудка.

Именно такая свободная игра лежит в основе «чистой» гармонии пейзажа Магритта — например, в серии «Империя света», где сочетание дневного неба и ночной улицы создает эффект рационально необъяснимой, но внутренне убедительной ясности. Зритель не чувствует угрозы: пространство странно, но спокойно — его можно созерцать бесконечно. Это опыт прекрасного в кантовском смысле: структура картины вызывает удовольствие без конкретной причины.

0

Рене Магритт, серия картин «Империя света», 1954.

Однако сюрреалистический пейзаж гораздо чаще направлен не к гармонии, а к напряжению восприятия, и именно здесь вступает в силу понятие возвышенного. Кант подчеркивает, что возвышенное связано с опытом, при котором объект «абсолютно велик», то есть не поддается сравнению и измерению: «абсолютно велико — то, что велико сверх всякого сравнения». При этом «определение величины явлений никогда не может дать абсолютного понятия величины» — и потому опыт возвышенного возникает не в природе как таковой, а в человеке.

«Возвышенное надо искать не в вещах природы, а только в наших идеях» — Иммануил Кант [1]

post

Этот момент ярко проявляется в «Пейзаже с загадочными деталями» написанный в 1934 году Сальвадором Дали. Почти пустынный каталонский пейзаж. Воображение зрителя пытается определить природу и величину этих элементов, но неизбежно терпит неудачу, и именно это переживание несоизмеримости создаёт эффект математически возвышенного в кантовском смысле: объекты оказываются «абсолютно великими» не по размеру, а по идее, превосходящей любую возможную меру. Пейзаж у Дали превращается в пространство концептуальной бесконечности, где неопределимое становится основной визуальной силой.

Такой же эффект — напряжение между неизъяснимой мощью и отсутствием прямой угрозы — возникает в бесконечных минерализованных просторах Ива Танги («Ветер», «Шторм»). Его композиции создают опыт математически возвышенного: взгляд скользит по бесконечным плоскостям, не находя ни начала, ни конца. Пространства Танги — визуальная иллюстрация кантовского тезиса о том, что возвышенное возникает там, где воображение «не может представить единицу, достаточную как мера».

Ива Танга, «Ветер», 1927 / Ива Танга, «Шторм (Чёрный пейзаж)», 1926.

Эстетика Канта в контексте сюрреалистического метода

Сюрреалистический метод проявляется как художественная стратегия, в которой объекты и пространства подчинены воображению, а не физической реальности. В пейзажах Макса Эрнста («Пейзаж с видом на озеро и химерами», «Французский сад», «Забальзамированный лес») проявляется динамически возвышенное: органические и минерализованные формы переплетаются в хаотичные композиции, создавая ощущение тревожной мощи и несоизмеримости. Эрнст использует силу тени, необычные текстуры и почти хтонические структуры, чтобы зритель переживал внутреннее движение души, противоположное спокойствию прекрасного.

Original size 1920x1080

Макс Эрнст, «Пейзаж с видом на озеро и химерами», 1940.

Макс Эрнст, «Забальзамированный лес», 1933 / Макс Эрнст, «Французский сад», 1962.

Хуан Миро в своих «Каталонский пейзаж. Охотник» и «Женщина в ночи» трансформирует пейзаж в символическое поле, где формы упрощены до абстрактных элементов, но сохраняют внутреннюю гармонию и ритм. Его пространственные решения демонстрируют чистое эстетическое суждение вкуса: несмотря на странность и условность, композиции вызывают удовольствие созерцания, иллюстрируя кантовское понятие прекрасного.

Original size 1920x746

Хуан Миро, «Каталонский пейзаж. Охотник», 1924 / Хуан Миро, «Женщина в ночи», 1945.

Оскар Домингес в серии пейзажей «Деревья», «Сумерки» и «Свет» использует смещение масштаба и неожиданные перспективы, чтобы подчеркнуть чувство бесконечности и психологической глубины пространства. Его композиции могут одновременно производить эффект гармоничного наслаждения и лёгкого тревожного напряжения, соединяя элементы прекрасного и динамически возвышенного.

Original size 1920x593

Оскар Домингес, «Сумерки», год неизвестен / Оскар Домингес, «Деревья», год неизвестен / Оскар Домингес, «Свет», год неизвестен.

Ремедиос Варо («Микрокосмос», «Аллегория зимы») создаёт внутренние миры, наполненные метафизическими объектами, где пространство подчинено символической логике, а не физике. Она демонстрирует, как кантовское возвышенное возникает в воображении: объекты и ситуации непостижимы в привычных масштабах и логике, вызывая ощущение недосягаемости и интеллектуального изумления.

Original size 1920x980

Ремедиос Варо, «Аллегория зимы», 1948/ Ремедиос Варо, «Микрокосмос», 1959.

Леонора Каррингтон и Кэй Сейдж используют пейзаж и архитектурные мотивы как платформу для сочетания элементов реального и ирреального. Их композиции насыщены загадочными предметами, странными существами и изменёнными масштабами, создавая пространство для свободной игры воображения и рассудка. Такой подход визуализирует кантовское различие между прекрасным (гармония форм и структур) и динамически возвышенным (тревожная мощь, несоизмеримость объектов).

Original size 1920x1080

Леонора Каррингтон, «Небесный лось», 1998

Сравнительный анализ: типы прекрасного и возвышенного в сюрреалистическом пейзаже

Прекрасное проявляется в гармоничных, созерцательных пространствах. В серии Рене Магритта «Империя света» зритель видит дневное и ночное небо в едином пейзаже, где четкие линии, пропорциональные формы и спокойная светотень создают ощущение гармонии и эстетического удовольствия без конкретного сюжета. Аналогично, у Хуана Миро в формы упрощены до абстрактных элементов, но сохраняют внутреннюю ритмическую гармонию, вызывая удовольствие созерцания. Прекрасное у этих художников проявляется как эстетическое суждение, свободное от интереса и лишенное угрозы, где композиция и цвет работают на внутреннее согласие восприятия.

Original size 3508x2480

Рене Магритт, серия картин «Империя света», 1954.

Математически возвышенное возникает там, где пространство и объекты выходят за привычные пределы масштаба. В «Прозрачном симулякре, притворном изображении» Сальвадора Дали знакомые формы становятся визуальными фантомами: предметы теряют материальность, превращаются в иллюзии, которые кажутся одновременно реальными и не поддающимися определению. Аналогично, в «Ветер» Ива Танги бесконечные плоскости и странные минерализованные структуры рождают ощущение масштабного разрыва между восприятием и идеей, усиливая эффект математически возвышенного.

Original size 1920x1080

Сальвадор Дали, «Прозрачный симулякр, притворное изображение», 1938.

Original size 2288x2928

Ив Танги, «Ветер», 1927.

Динамически возвышенное проявляется через тревожное напряжение, страх или внутреннюю дрожь, не сопряжённые с реальной угрозой. У Эрнста, органические структуры кажутся опасными и чуждыми, хотя остаются частью художественного вымысла. Ремедиос Варо в «Микрокосмосе» и «Создании мира» создаёт символические пространства, где взаимодействие объектов вызывает ощущение силы и бесконечной непостижимости. Леонора Каррингтон и Кэй Сейдж в своих пейзажах используют неузнаваемые архитектурные и природные формы, вызывая чувство напряжения и интеллектуального изумления — типичное для динамически возвышенного.

Original size 2180x2800

Кей Сейдж, «Я видела три города», 1944

Заключение

В ходе исследования показано, что кантовские понятия прекрасного и возвышенного сохраняют актуальность в анализе сюрреалистического пейзажа XX века и одновременно трансформируются через художественные методы сюрреалистов. Прекрасное проявляется в гармоничных, созерцательных композициях, где линии, формы и цвет вызывают эстетическое удовольствие без интереса.

Сюрреалисты превращают пейзаж в пространство внутреннего опыта, где объекты и формы подчинены воображению, а не физической реальности. Прекрасное и возвышенное переживаются зрителем через масштаб, свет, перспективу, движение и символические детали, превращая пейзаж в опыт субъективного восприятия. Эти понятия не противоположны, а взаимодополняют друг друга: гармония форм усиливает впечатление несоизмеримости, а бесконечные и странные элементы усиливают восприятие гармонии, создавая уникальное эстетическое переживание.

Bibliography
Show
1.

Кант, И. К. Собрание сочинений в восьми томах / Юбилейное издание 1794–1994; под ред. проф. А. Гулыги. — М.: Издательство «ЧОРО», 1994.

2.

Амьель, А.-Ф. Личный дневник / Анри Фредерик Амьель. — 31 окт. 1852. — Цит. по: Markiewicz, s. 19. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/262058/readpart-bolshoj-slovar-tsitat-i-krylatyh-vyrazhenij-konstantin-dushenko/~85 (дата обращения: 17.11.2025).

3.

Ди Реда, П., Эрметес, Ф. Лабиринт тайных книг / Паоло Ди Реда, Флавия Эрметес. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://www.livelib.ru/quote/1071119-labirint-tajnyh-knig (дата обращения: 17.11.2025).

4.

Де Кирико, Дж. Большая башня / Джорджо де Кирико. — 1913. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://artchive.ru/giorgiodechirico/works/517896~Bol%27shaja_bashnja (дата обращения: 17.11.2025).

Image sources
Show
1.

Миро Ж. Женщина в ночи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/joanmiro/works/559092~Zhenschina_v_nochi — Дата обращения: 17.11.2025.

2.

Миро Ж. Каталонский пейзаж. Охотник [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/joanmiro/works/347372~Katalonskij_pejzazh_Okhotnik — Дата обращения: 17.11.2025.

3.

Дали С. Пейзаж с загадочными деталями [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/salvadordali/works/315508~Pejzazh_s_zagadochnymi_detaljami — Дата обращения: 17.11.2025.

4.

Дали С. Постоянство памяти [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/salvadordali/works/316548~Postojanstvo_pamjati — Дата обращения: 17.11.2025.

5.

Дали С. Лебеди, отражающиеся в слонах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/salvadordali/works/316602~Lebedi_otrazhajuschiesja_v_slonakh — Дата обращения: 17.11.2025.

6.

Варо Р. Микрокосмос. Детеминизм [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/remediosvaro/works/616310~Mikrokosmos_Determinizm — Дата обращения: 17.11.2025.

7.

Варо Р. Малярия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/remediosvaro/works/296080~Maljarija — Дата обращения: 17.11.2025.

8.

Домингес О. Свет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/artists/11990~Oskar_Dominges/works/306998~Svet — Дата обращения: 17.11.2025.

9.

Домингес О. Деревья [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/artists/11990~Oskar_Dominges/works/307002~Derev'ja — Дата обращения: 17.11.2025.

10.

Домингес О. Сумерки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/artists/11990~Oskar_Dominges/works/307004~Sumerki — Дата обращения: 17.11.2025.

11.

Де Кирико Дж. Большая башня [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/giorgiodechirico/works/517896~Bol%27shaja_bashnja — Дата обращения: 17.11.2025.

12.

Де Кирико Дж. Меланхолия и тайна улицы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/giorgiodechirico/works/279396~Melankholija_i_tajna_ulitsy — Дата обращения: 17.11.2025.

13.

Магритт Р. Империя света [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/renemagritte/works/333339~Imperija_sveta — Дата обращения: 17.11.2025.

14.

Эрнст М. Забальзамированный лес [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/artists/64891~Maks_Ernst/works/352120~Zabal'zamirovannyj_les — Дата обращения: 17.11.2025.

15.

Каррингтон Л. Небесный лось [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/leonoracarrington/works/542937~Nebesnyj_los — Дата обращения: 17.11.2025.

16.

Kulturologia.ru. Пейзажи сюрреализма [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kulturologia.ru/blogs/161217/37021/ — Дата обращения: 17.11.2025.

Прекрасное и возвышенное в сюрреалистическом пейзаже XX века
5
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more