
Рубрикация
• Концепция • Пейзаж в искусстве XX века и его трансформация в сюрреализме • Понятия прекрасного и возвышенного в эстетике И. Канта • Эстетика Канта в контексте сюрреалистического метода • Сравнительный анализ: типы прекрасного и возвышенного в сюрреалистическом пейзаже • Заключение
Концепция
«Каждый пейзаж есть состояние души.» — Анри Фредерик Амьель [2]
Выбор темы «Прекрасное и возвышенное в сюрреалистическом пейзаже XX века» обусловлен тем, что именно пейзаж стал одним из ключевых жанров, в котором художники-сюрреалисты смогли максимально полно выразить метафорическую, сновидческую и психологическую природу своего метода.
В отличие от натюрморта или портрета, пейзаж в сюрреализме утрачивает привязку к конкретной местности и превращается в визуальную модель внутреннего опыта — пространства, где работают законы воображения, а не физической реальности. Это делает жанр удобным полем для анализа категорий прекрасного и возвышенного в кантовском смысле: сюрреалистические художники сознательно расширяют границы восприятия, создают эффект необъятности, тревоги или гармонии, что позволяет увидеть, как классические эстетические понятия трансформируются в искусстве XX века.

Сальвадор Дали, «Пригород параноидального критического города, во второй половине дня на окраине европейской истории», 1936.
«Искусство — это то, что делает видимым невидимое» — Паоло Ди Реда и Флавии Эрметес [3]
Материал для исследования отбирался по принципу жанровой и эстетической релевантности. Были выбраны художники, чьё творчество включает пейзажи или пейзажные мотивы, имеющие устойчивую сюрреалистическую структуру: Сальвадор Дали, Рене Магритт, Ив Танги, Макс Эрнст, Хуан Миро, Оскар Домингес, Ремедиос Варо, Леонора Каррингтон и Кэй Сейдж. Для каждого автора взяты конкретные произведения, в которых пространство построено как метафорическое, нарушающее физические законы или создающее эффект бесконечности и внутреннего напряжения.
Портреты: Сальвадор Дали, Рене Магритт, Ив Танги, Макс Эрнст, Хуан Миро, Оскар Домингес, Ремедиос Варо, Леонора Каррингтон, Кэй Сейдж.
Принцип рубрикации исследования основан на движении от общего к частному: сначала рассматривается изменение жанра пейзажа в искусстве XX века и его трансформация в сюрреализме; затем — кантовские категории прекрасного и возвышенного и способы их визуализации у конкретных художников; далее выделяются точки пересечения между эстетикой Канта и методами сюрреализма; и, наконец, проводится сравнительный анализ, позволяющий сопоставить разные типы прекрасного и возвышенного у выбранных авторов. Такая структура отражает логику исследования: от историко-теоретического контекста к анализу категорий, затем к их взаимодействию, и к художественным сопоставлениям.

Выбор текстовых источников обусловлен необходимостью соединить философское и искусствоведческое знание. Основой теоретического блока выступает эстетика Иммануила Канта, представлена в «Собрании сочинений в восьми томах» (Юбилейное издание, под ред. А. Гулыги). Это позволяет строго определить смысл категорий «прекрасного» и «возвышенного», не прибегая к их бытовому или расширенному толкованию. Искусствоведческие источники используются для уточнения исторического контекста, анализа художественных методов и особенностей творчества выбранных авторов. Все текстовые материалы связываются с визуальным анализом: философские понятия рассматриваются не абстрактно, а через конкретные композиции, цвета, масштабные разрывы, пространственные метафоры и сюжеты.
Ключевой вопрос исследования формулируется так: Как категории прекрасного и возвышенного в кантовской эстетике проявляются и трансформируются в сюрреалистических пейзажах XX века?
Гипотеза исследования состоит в том, что сюрреалистический пейзаж не только визуализирует кантовские категории, но и преобразует их: прекрасное у сюрреалистов утрачивает привязку к гармоничному природному виду и становится «умственным» и концептуальным, а возвышенное смещается из природной стихии (горы, моря, грозы) в пространство психики, сна и внутреннего переживания. Сюрреализм тем самым расширяет рамки классических эстетических категорий, предлагая новые формы переживания бесконечного, тревожного или гармоничного, которые не могли возникнуть в художественной традиции до XX века.
Пейзаж в искусстве XX века и его трансформация в сюрреализме
Сюрреализм — художественное направление, возникшее в начале 20 века и стремившееся вывести искусство за пределы рационального. Его главная задача — сделать видимым бессознательное: сновидения, навязчивые образы, иррациональные состояния, ассоциации, которые невозможно объяснить логикой.
Сальвадор Дали, " Явление города Делфта», 1936.
Если пейзаж ощущается одновременно реальным и невозможным, если пространство работает по законам сновидения, а объекты обладают скрытой психологической «плотностью» — почти наверняка это сюрреализм. Его задача не изображать природу, а превращать её в сцену внутреннего опыта, в визуальный эквивалент миров бессознательного.

Одним из ключевых предшественников сюрреалистического переосмысления пейзажа становится Джорджо де Кирико — художник, сформировавший так называемую «метафизическую живопись». Его картины демонстрируют радикальный переворот в понимании пейзажа: городские площади, башни и архитектурные аркады лишаются конкретного географического содержания и превращаются в сцены тревожной «внутренней тишины».
Слева представлен автопортрет Джорджо де Кирико «Метафизический автопортрет», 1919 года.
В «Меланхолии и тайне улицы» художник строит композицию как лабиринт восприятия: длинные тени, непропорциональные масштабы, пустующие площади и аркады создают ощущение безвременья и метафизической тревоги.
Джорджо де Кирико, «Меланхолия и тайна улицы», 1914/ Джорджо де Кирико, «Большая башня», 1921.
В «Большой башне» освещение закатным солнцем и необычная перспектива заставляют зрителя сомневаться в привычном восприятии объектов. Де Кирико писал: «Каждый объект обладает двумя наружностями. Одна — текущая, которую мы видим почти всегда… Вторая — спектральная или метафизическая, которую видят лишь некоторые люди в момент ясновидения или метафизической абстракции». [4] Эти работы демонстрируют, как визуальные средства создают эффект возвышенного, когда объект превосходит простое чувственное восприятие и вызывает душевное движение.
Сальвадор Дали, «Постоянство памяти», 1931.
Схожие приемы можно проследить в пейзажах Сальвадора Дали, например в «Постоянстве памяти» или «Лебедях, отражающихся в слонах», где искаженные формы, смещенные пропорции и сновидческие пространства усиливают ощущение необъятного и таинственного. Именно через такие примеры мы можем переходить к философскому анализу категорий прекрасного и возвышенного в эстетике И. Канта, рассматривая, как сюрреалисты визуализируют идеи, ранее формулированные в абстрактной теории.
Сальвадор Дали, «Лебеди, отражающиеся в слонах», 1937.
Понятия прекрасного и возвышенного в эстетике И. Канта
«Прекрасное есть то, что без понятий представляется как предмет всеобщего благоволения» — Иммануил Кант [1]
Кант определяет вкус как способность «судить о предмете… посредством благоволения или неблаговоления, свободного от всякого интереса», а сам предмет такого чистого благоволения называет прекрасным. Это означает, что красота не зависит ни от сюжета, ни от функциональной пользы — она основывается на созерцании, вызывающем свободную игру воображения и рассудка.
Именно такая свободная игра лежит в основе «чистой» гармонии пейзажа Магритта — например, в серии «Империя света», где сочетание дневного неба и ночной улицы создает эффект рационально необъяснимой, но внутренне убедительной ясности. Зритель не чувствует угрозы: пространство странно, но спокойно — его можно созерцать бесконечно. Это опыт прекрасного в кантовском смысле: структура картины вызывает удовольствие без конкретной причины.
Рене Магритт, серия картин «Империя света», 1954.
Однако сюрреалистический пейзаж гораздо чаще направлен не к гармонии, а к напряжению восприятия, и именно здесь вступает в силу понятие возвышенного. Кант подчеркивает, что возвышенное связано с опытом, при котором объект «абсолютно велик», то есть не поддается сравнению и измерению: «абсолютно велико — то, что велико сверх всякого сравнения». При этом «определение величины явлений никогда не может дать абсолютного понятия величины» — и потому опыт возвышенного возникает не в природе как таковой, а в человеке.
«Возвышенное надо искать не в вещах природы, а только в наших идеях» — Иммануил Кант [1]

Этот момент ярко проявляется в «Пейзаже с загадочными деталями» написанный в 1934 году Сальвадором Дали. Почти пустынный каталонский пейзаж. Воображение зрителя пытается определить природу и величину этих элементов, но неизбежно терпит неудачу, и именно это переживание несоизмеримости создаёт эффект математически возвышенного в кантовском смысле: объекты оказываются «абсолютно великими» не по размеру, а по идее, превосходящей любую возможную меру. Пейзаж у Дали превращается в пространство концептуальной бесконечности, где неопределимое становится основной визуальной силой.
Такой же эффект — напряжение между неизъяснимой мощью и отсутствием прямой угрозы — возникает в бесконечных минерализованных просторах Ива Танги («Ветер», «Шторм»). Его композиции создают опыт математически возвышенного: взгляд скользит по бесконечным плоскостям, не находя ни начала, ни конца. Пространства Танги — визуальная иллюстрация кантовского тезиса о том, что возвышенное возникает там, где воображение «не может представить единицу, достаточную как мера».


Ива Танга, «Ветер», 1927 / Ива Танга, «Шторм (Чёрный пейзаж)», 1926.
Эстетика Канта в контексте сюрреалистического метода
Сюрреалистический метод проявляется как художественная стратегия, в которой объекты и пространства подчинены воображению, а не физической реальности. В пейзажах Макса Эрнста («Пейзаж с видом на озеро и химерами», «Французский сад», «Забальзамированный лес») проявляется динамически возвышенное: органические и минерализованные формы переплетаются в хаотичные композиции, создавая ощущение тревожной мощи и несоизмеримости. Эрнст использует силу тени, необычные текстуры и почти хтонические структуры, чтобы зритель переживал внутреннее движение души, противоположное спокойствию прекрасного.
Макс Эрнст, «Пейзаж с видом на озеро и химерами», 1940.


Макс Эрнст, «Забальзамированный лес», 1933 / Макс Эрнст, «Французский сад», 1962.
Хуан Миро в своих «Каталонский пейзаж. Охотник» и «Женщина в ночи» трансформирует пейзаж в символическое поле, где формы упрощены до абстрактных элементов, но сохраняют внутреннюю гармонию и ритм. Его пространственные решения демонстрируют чистое эстетическое суждение вкуса: несмотря на странность и условность, композиции вызывают удовольствие созерцания, иллюстрируя кантовское понятие прекрасного.
Хуан Миро, «Каталонский пейзаж. Охотник», 1924 / Хуан Миро, «Женщина в ночи», 1945.
Оскар Домингес в серии пейзажей «Деревья», «Сумерки» и «Свет» использует смещение масштаба и неожиданные перспективы, чтобы подчеркнуть чувство бесконечности и психологической глубины пространства. Его композиции могут одновременно производить эффект гармоничного наслаждения и лёгкого тревожного напряжения, соединяя элементы прекрасного и динамически возвышенного.
Оскар Домингес, «Сумерки», год неизвестен / Оскар Домингес, «Деревья», год неизвестен / Оскар Домингес, «Свет», год неизвестен.
Ремедиос Варо («Микрокосмос», «Аллегория зимы») создаёт внутренние миры, наполненные метафизическими объектами, где пространство подчинено символической логике, а не физике. Она демонстрирует, как кантовское возвышенное возникает в воображении: объекты и ситуации непостижимы в привычных масштабах и логике, вызывая ощущение недосягаемости и интеллектуального изумления.
Ремедиос Варо, «Аллегория зимы», 1948/ Ремедиос Варо, «Микрокосмос», 1959.
Леонора Каррингтон и Кэй Сейдж используют пейзаж и архитектурные мотивы как платформу для сочетания элементов реального и ирреального. Их композиции насыщены загадочными предметами, странными существами и изменёнными масштабами, создавая пространство для свободной игры воображения и рассудка. Такой подход визуализирует кантовское различие между прекрасным (гармония форм и структур) и динамически возвышенным (тревожная мощь, несоизмеримость объектов).
Леонора Каррингтон, «Небесный лось», 1998
Сравнительный анализ: типы прекрасного и возвышенного в сюрреалистическом пейзаже
Прекрасное проявляется в гармоничных, созерцательных пространствах. В серии Рене Магритта «Империя света» зритель видит дневное и ночное небо в едином пейзаже, где четкие линии, пропорциональные формы и спокойная светотень создают ощущение гармонии и эстетического удовольствия без конкретного сюжета. Аналогично, у Хуана Миро в формы упрощены до абстрактных элементов, но сохраняют внутреннюю ритмическую гармонию, вызывая удовольствие созерцания. Прекрасное у этих художников проявляется как эстетическое суждение, свободное от интереса и лишенное угрозы, где композиция и цвет работают на внутреннее согласие восприятия.
Рене Магритт, серия картин «Империя света», 1954.
Математически возвышенное возникает там, где пространство и объекты выходят за привычные пределы масштаба. В «Прозрачном симулякре, притворном изображении» Сальвадора Дали знакомые формы становятся визуальными фантомами: предметы теряют материальность, превращаются в иллюзии, которые кажутся одновременно реальными и не поддающимися определению. Аналогично, в «Ветер» Ива Танги бесконечные плоскости и странные минерализованные структуры рождают ощущение масштабного разрыва между восприятием и идеей, усиливая эффект математически возвышенного.
Сальвадор Дали, «Прозрачный симулякр, притворное изображение», 1938.
Ив Танги, «Ветер», 1927.
Динамически возвышенное проявляется через тревожное напряжение, страх или внутреннюю дрожь, не сопряжённые с реальной угрозой. У Эрнста, органические структуры кажутся опасными и чуждыми, хотя остаются частью художественного вымысла. Ремедиос Варо в «Микрокосмосе» и «Создании мира» создаёт символические пространства, где взаимодействие объектов вызывает ощущение силы и бесконечной непостижимости. Леонора Каррингтон и Кэй Сейдж в своих пейзажах используют неузнаваемые архитектурные и природные формы, вызывая чувство напряжения и интеллектуального изумления — типичное для динамически возвышенного.
Кей Сейдж, «Я видела три города», 1944
Заключение
В ходе исследования показано, что кантовские понятия прекрасного и возвышенного сохраняют актуальность в анализе сюрреалистического пейзажа XX века и одновременно трансформируются через художественные методы сюрреалистов. Прекрасное проявляется в гармоничных, созерцательных композициях, где линии, формы и цвет вызывают эстетическое удовольствие без интереса.
Сюрреалисты превращают пейзаж в пространство внутреннего опыта, где объекты и формы подчинены воображению, а не физической реальности. Прекрасное и возвышенное переживаются зрителем через масштаб, свет, перспективу, движение и символические детали, превращая пейзаж в опыт субъективного восприятия. Эти понятия не противоположны, а взаимодополняют друг друга: гармония форм усиливает впечатление несоизмеримости, а бесконечные и странные элементы усиливают восприятие гармонии, создавая уникальное эстетическое переживание.
Кант, И. К. Собрание сочинений в восьми томах / Юбилейное издание 1794–1994; под ред. проф. А. Гулыги. — М.: Издательство «ЧОРО», 1994.
Амьель, А.-Ф. Личный дневник / Анри Фредерик Амьель. — 31 окт. 1852. — Цит. по: Markiewicz, s. 19. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/262058/readpart-bolshoj-slovar-tsitat-i-krylatyh-vyrazhenij-konstantin-dushenko/~85 (дата обращения: 17.11.2025).
Ди Реда, П., Эрметес, Ф. Лабиринт тайных книг / Паоло Ди Реда, Флавия Эрметес. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://www.livelib.ru/quote/1071119-labirint-tajnyh-knig (дата обращения: 17.11.2025).
Де Кирико, Дж. Большая башня / Джорджо де Кирико. — 1913. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://artchive.ru/giorgiodechirico/works/517896~Bol%27shaja_bashnja (дата обращения: 17.11.2025).
Миро Ж. Женщина в ночи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/joanmiro/works/559092~Zhenschina_v_nochi — Дата обращения: 17.11.2025.
Миро Ж. Каталонский пейзаж. Охотник [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/joanmiro/works/347372~Katalonskij_pejzazh_Okhotnik — Дата обращения: 17.11.2025.
Дали С. Пейзаж с загадочными деталями [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/salvadordali/works/315508~Pejzazh_s_zagadochnymi_detaljami — Дата обращения: 17.11.2025.
Дали С. Постоянство памяти [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/salvadordali/works/316548~Postojanstvo_pamjati — Дата обращения: 17.11.2025.
Дали С. Лебеди, отражающиеся в слонах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/salvadordali/works/316602~Lebedi_otrazhajuschiesja_v_slonakh — Дата обращения: 17.11.2025.
Варо Р. Микрокосмос. Детеминизм [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/remediosvaro/works/616310~Mikrokosmos_Determinizm — Дата обращения: 17.11.2025.
Варо Р. Малярия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/remediosvaro/works/296080~Maljarija — Дата обращения: 17.11.2025.
Домингес О. Свет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/artists/11990~Oskar_Dominges/works/306998~Svet — Дата обращения: 17.11.2025.
Домингес О. Деревья [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/artists/11990~Oskar_Dominges/works/307002~Derev'ja — Дата обращения: 17.11.2025.
Домингес О. Сумерки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/artists/11990~Oskar_Dominges/works/307004~Sumerki — Дата обращения: 17.11.2025.
Де Кирико Дж. Большая башня [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/giorgiodechirico/works/517896~Bol%27shaja_bashnja — Дата обращения: 17.11.2025.
Де Кирико Дж. Меланхолия и тайна улицы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/giorgiodechirico/works/279396~Melankholija_i_tajna_ulitsy — Дата обращения: 17.11.2025.
Магритт Р. Империя света [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/renemagritte/works/333339~Imperija_sveta — Дата обращения: 17.11.2025.
Эрнст М. Забальзамированный лес [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/artists/64891~Maks_Ernst/works/352120~Zabal'zamirovannyj_les — Дата обращения: 17.11.2025.
Каррингтон Л. Небесный лось [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/leonoracarrington/works/542937~Nebesnyj_los — Дата обращения: 17.11.2025.
Kulturologia.ru. Пейзажи сюрреализма [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kulturologia.ru/blogs/161217/37021/ — Дата обращения: 17.11.2025.