Original size 1140x1600

Взаимодействие предметного и беспредметного в японском искусстве

3
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

1. Концепция 2. Задачи исследования 3. Основы концепций «ю» и «му» 4. Изменение принципов «ю» и «му» в искусстве Японии 20-го века 5. Реинкарнация принципов «ю» и «му» в эстетике современного аниме 6. Заключение 7. Библиография 8. Источники изображений

Концепция

Японская эстетика часто определяется такими качествами, как изысканная простота, асимметрия и лаконичность. Искусство Японии тяготеет к минимуму деталей, где выразительность достигается при помощи тонкого ощущения пространства и скрытого смысла. Противостояние, разделяющее мир на «предметный» и «беспредметный», выходит за рамки чисто эстетического уровня и проникает в самую суть японской философии и эстетики. Кажется, это противопоставление может ассоциироваться с концепциями сжатости и минимализма, стремлением выразить глубокий смысл в максимально простой форме, но суть более многогранна. За этой поверхностной видимостью кроется тесная взаимосвязь с японскими духовными традициями и философией, где пустота и материальность рассматриваются как равноправные силы, находящиеся в непрерывном взаимодействии, из которого рождается гармония бытия.

Данное исследование подчеркивает изменчивую природу взаимодействия между предметным и беспредметным в японском искусстве, опровергая их представление как статичную двойственность. Этот диалог развивался от дзэнских идей, в которых пустота служит носителем смысла, до современности, когда границы между формой и потенциальностью становятся размазанными и утрачивают свое противопоставление.

В традиционной японской культуре ключевую роль играет концепция «Ма» — промежутков и пустот, наполненных глубоким смыслом, создающих соединяющее пространство между объектами. В данном контексте пустота понимается не как отсутствие, а как потенциальное место для творческого выражения. В классическом искусстве, таком как японская каллиграфия и живопись, пустое пространство не считается недостатком, а служит для усиления восприятия изображений и создания ощущения внутреннего покоя. В философии икебана гармония элементов и пустого пространства символизирует баланс и единство.

В живописи дзенга эта философия наиболее ярко прослеживается. Художники, работающие в минималистическом стиле, активно используют обширные участки пустого пространства, которое ощущается не как отсутствие, а как значимый элемент композиции. Наиболее известны картины, где один или несколько выразительных мазков в сочетании с пустым рождают чувство внутренней целостности и бесконечности. Этот подход демонстрирует, что даже минимальная форма раскрывается и обретает значение именно благодаря окружающей её пустоте, которая выполняет роль контекста и фона.

Японские художники эпохи модерна и современного искусства всё активнее внедряют эти идеи, исследуя границы формы и пустоты. Они создают абстрактные произведения, в которых предметное и беспредметное переплетаются и усложняются благодаря взаимосвязям. Эти новые подходы показывают, что концепции, основанные на духовных традициях, приобрели более имманентную и децентрализованную форму, что лучше соответствует современному восприятию мира. Например, в области современного дизайна и концептуализма границы между объектом и пространством размываются, открывая новые горизонты для восприятия и коммуникации с искусством.

Задачи исследования

• Изучить философские основы концепций «ю» и «му» в контексте японской эстетики. • Проанализировать проявление этой диалектики в разных направлениях. • Исследовать изменения данного принципа в искусстве XX века. • Рассмотреть реинкарнацию принципа «ю/му» в эстетике современного японского кино и аниме.

Основы концепций «ю» и «му»

«Ю» — концепция скрытого изящества и красоты. Данный принцип символизирует загадочность, мастера пользующиеся этой техникой обладают умением талантом изображать недосказанность.

«Му» — концепция носит значение пустоты, которая в свою очередь наполнена не меньшим смыслом, что и заполненное пространство.

Original size 4893x3371

Каллиграфия Минамото-но Ёсицунэ 1184 г.

Original size 1932x2827

Hotei Кано Таканобу 1616 г.

Работа Кано Таканобу четко выражает баланс принципов «ю» и «му». В каллиграфии задействовано пустое пространство, которое придает работе изящный вид, благодаря взаимодействию плавных линий и гармоничному эффекту пустоты пространства. Именно симбиоз этих принипов помогает зрителю прочувствовать гармонию, любуясь этой картиной.

«Форма есть пустота, а пустота есть форма» — Сутра Сердца [1]

post

В искусстве дзэнской живописи пустое пространство используется в качестве основы для картины. Небольшое колличество мазков, создающих форму, не нацелены на то, чтобы запечатлеть детали, они направлены на передачу сути. Минимализм форм характеризован мгновенным вдохновением автора.

Сэссю Тойо. «Пейзаж хабоку» 1420– 1506 года

Original size 2000x2000

Рисунок и каллиграфия Накахара Нантэнбо 1923 г.

Original size 2000x2000

Сэссю Тойо. «Пейзаж в стиле хацубоку» Сэссю Тойо 1495 г.

0

«Сосновый лес» Хасэгава Тохаку 1539–1610 гг.

В работе прослеживается взаимодействие между предметным и беспредметным. Основной прием — техника суми-э, которая характеризуется монохромным рисунком, написанным тушью. Эта техника очень точно отражает основные идеи концепций «ю» и «му». Таким образом, техника суми-э представляет собой не просто художественный метод, а элемент философии, который способствует акцентированию внутренней гармонии и свободы в произведениях искусства.

Original size 2980x1341

Пейзаж четырех времен года Шубун 1500 года

Original size 2000x2000

«Пейзаж с быком» Бунсэй Гайси 1450 г.

Техника суми-э представляет собой не только метод рисования тушью, но и отражение глубокой философии. Она выражает смысл концепций «ю» и «му»: «ю» через красоту и гармонию линий, а «му» через пустоту и ощущение свободы. В результате суми-э раскрывает внутренний мир художника и его стремление к умиротворению и свободе.

«Пустое пространство играет большую роль в композиции и является её частью, наряду с вазой, водой в ней, светом и т. д.» — Юлия Нелидова [2]

0

Искусство икебана позволяет создавать композиции из цветов, которые способны выразить собой красоту окружающей природы. Это направление основано на минимализме, значении и жизненной мощи растений.

Пространство вокруг элементов в этом искусстве, в свою очередь, подчеркивает их значимость и создаёт ощущение спокойствия и баланса.

Original size 1280x1238

«Камелия, слива и лакированный столик» Сибата Дзэсин 1900 года

Original size 2000x2000

«Продавщица цветов» Окомура Тошинобу 1720е г.

Original size 853x1280

«Икэбана» Миягава Сюнтей 1898

Японские художники в своих гравюрах часто изображали икебаны. Направление укиё-э, которое иначе называют изменчивым миром, выражает основные идеи Ю и Му через использование пустоты и изменения как основу для красоты, которая подчеркивает их важность в отражении изменчивости мира.

Original size 1280x947

«Лягушка и калиграф» Тсукиока Йошитоши 1882 г.

Original size 860x1280

«Кот и каллиграфия B5» Тадашиге Нишида 1999 г.

Original size 1005x1280

«Черный кот» Тадашиге Нишида 1985 г.

Original size 2000x2000

гравюра и фрагмент «Лягушка под дождем» 1930-е годы.

Изменение принципов «ю» и «му» в искусстве Японии 20-го века

В 20 веке принципы Ю и Му в японском искусстве претерпело значительные изменения. В условиях стремительных трансформаций в обществе художники пришли к переосмыслению концепций и сосредоточились на внутренней динамике, индивидуальности и современном восприятии пустоты.

Художники 20 века, работающие в технике абстрактного искусства, активно применяют минималистичные композиции, что способствует фокусировке внимания на пространстве и его взаимодействии с формами. В произведениях пустота обрела динамический характер, становясь активным элементом визуального восприятия, именно это и является преобразованием концепции «ю»

Original size 1536x1011

«Прохождение» Мураками Сабуро 1956 г.

«Прохождение» Мураками Сабуро 1956 г.

Ширмы, тело художника, действие, разрушение относятся к принципу «Ю».

В то время как дыра, которая осталась после прорыва, является центральным объектом выставки. Она материализует сам момент перехода и уничтожения формы, делая невидимое видимым.

Original size 913x695

«Портрет. 9 лиц» Моримура Ясумаса 1991 г.

В данной работе художник показывает зрителю, что сущность художника «Ю» оказывается утраченной, она растворилась среди масок. Пустотой «Му» здесь является исчезновение стабильной идентичности.

Original size 744x1200

Композиция, созданная для Asahi Picture News Кацухиро Ямагучи 1953 г.

Художник во всех своих работах использует принципы «Ю» и «Му». Пространство вокруг его работ играет огромную роль, оно взаимодействует с главным объектом.

В инсталляции «Композиция, созданная для Asahi Picture News» ключевую роль играет именно фон. Поскольку объект, свет и даже пыть в воздухе создают полноценную композицию.

Кацухиро Ямагучи «Самолёт № 2», 1965 г.

«Разделенная гора», 1985 г. Кацухиро Ямагучи

Реинкарнация принципов «ю» и «му» в эстетике современного японского кино и аниме.

Original size 1280x720

«Твоё имя» Макото Синкай 2016 г.

В данном фильме концепцией «Ю» являются воспоминания, которые были у главных героев: записи в телефонах, красный шнурок. Они представляют собой материальную часть их связи.

«Му» — потерянные воспоминания из памяти, когда герои понимают, что забыли о чем-то важном. Именно они стали главным напряжением в картине.

Автор идеи показывает зрителю пустоту через бескрайние пейзажи, небо и одиночные фигуры персонажей на их фоне.

Original size 1170x780

«Паприка» Ясутака Цуцуи 2006 г.

В данной картине происходит стирание границ между сном и реальностью. «Ю»: реальность, чёткие образы сновидений, персонажи. «Му»: сон, в моменты его вторжения в реальность. Это начинает превращать реальность в абстрактный поток образов.

0

«Унесённые призраками» Хаяо Миядзаки 2001 г.

В представленном фрагменте из картины «Унесённые призраками», за окнами расстилаются лишь бескрайние водные просторы, которые ничем не меняются, также рядом с героиней и ее спутником сидят пассажиры-тени, вся эта пустота является ничем иным, как одиночеством. Главная героиня в этот момент испытывает опустошение. В ее жизни происходит переход от привычной обычной жизни к погружению в новый мир, который погружает ее в неизвестность. Пустота становится активным участником сцены, передающим эмоциональное состояние более мощно, чем любой диалог. Всё вышеописанное оттлично описывает измененные принципы «ю» и «му».

Заключение

Японское искусство во все эпохи иллюстрирует, что диалектика между предметным и беспредметным представляет собой не противоречие, а динамическое единство, которое эволюционирует и изменяется с течением времени. Эта традиция взяла свое начало еще с ранних времён проявляется как в классическом дзенском искусстве, так и в современных экспериментах, где границы между формой и её отсутствием постепенно размываются. В условиях современного мира, где технологии и виртуальная реальность формируют новые способы восприятия, идея о симбиозе предметного и беспредметного становится особенно значимой и проявляется в новых художественных практиках.

Bibliography
Show
1.

[Электронный ресурс]: https://www.okada-museum.com/en/collection/japanese_painting/ (дата обращения 10.11.2025)

2.

[Электронный ресурс]: https://zenso.ru/dzen-iskusstvo/mastera-sumi-e/bunsej/zagadochnyj-bunsej (дата обращения 08.11.2025)

3.

[Электронный ресурс]:

4.

https://www.metmuseum.org/art/collection/search/73192 (дата обращения 08.11.2025)

5.

[Электронный ресурс]: https://zenso.ru/dzen-iskusstvo/zhivopis/khaboku-i-khatsuboku (дата обращения 11.11.2025)

6.

Икебана. История и философия., Нелидова, Ю. В./Издательство «Ridero»., 2025— 122с. (дата обращения 13.11.2025)

7.

[Электронный ресурс]: https://www.takaishiigallery.com/en/archives/19462/ (дата обращения 18.11.2025)

Image sources
Show
1.2.3.4.

https://zenso.ru/images/gallery/Sesshu_Haboku_Sansui_site.jpg (дата обращения 19.11.2025)

5.6.7.

https://www.tnm.jp/uploads/r_collection/LL_164.jpg (дата обращения 16.11.2025)

8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.

https://www.film.ru/sites/default/files/images/your-name.jpg (дата обращения 16.11.2025)

19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.
Взаимодействие предметного и беспредметного в японском искусстве
3
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more