Original size 446x600

Так плохо, что хорошо. Почему ужасное притягательно?

PROTECT STATUS: not protected
3
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

1. Концепция — Причина выбора темы — Принцип подбора визуального материала — Принцип структурирования исследования — Принцип подбора информации — Ожидаемые итоги исследования 2. Телесность. Плоть за гранью нормы 3. Патина, старение и следы времени 4. Пост-апокалиптическое возвышенное 5. Вывод

Концепция

Почему образы в искусстве, объективно несущие в себе боль, страх, отвращение и деструкцию обладают для человека необъяснимой притягательностью и воспринимаются, как эстетически значимые, то есть прекрасные, несмотря на то, что их суть противоречит классическому пониманию прекрасного, как гармонии, соразмерности и баланса?

Причина выбора темы

Парадокс противоречия визуального содержания с внутренними ощущениями вызывает интерес, поскольку все больше проникает в культурный контекст современности, где стираются рамки и появляется все больше честных и смелых решений. Ужасное является неотъемлемой частью художественного ландшафта, от феномена хорроров, до эстетизации насилия в кинематографе.

Тема напрямую связана с исследованием «теневых» сторон человеческой психики, проблемой вызвышенного, экзистенциальными страхами и поисками подлинности в мире, где каноничная красота често кажется поверхностной.

Принцип подбора визуального материала

Ключевым принципом формирования визуального ряда стала система, где каждый визуальный объект является прямым воплощением конкретной эстетической категории, соответствующей структуре исследования. В работе собраны образы, демонстрирующие разрушение, телесные деформации и возвышенный ужас. Эти визуальные аргументы должны не просто иллюстрировать тезис, а становиться самостоятельным высказыванием, где фактура, форма и суть являются прямым выражением концепции.

В исследовании собраны, как шокирующие, так и меланхоличные и философские работы художников и фотографов разных периодов, чтобы как можно разнообразнее раскрыть тему безобразного.

Принцип структурирования исследования

Исследование делится на три блока, которые раскрывают разные виды ужасного и причины того, почему оно кажется человеку притягательным. В блоках затрагиваются обширные явления, используемые в живописи и фотографии, такие как сознательная деформация человеческого тела, разрушение под влиянием времени и ужас катаклизмов.

Каждый блок отвечает на свой вопрос, который в синтезе с остальными дает глобальный ответ на то, почему безобразное может привлекать человека.

Принцип подбора информации

Исследование применяет ключевые философские теории эстетики — такие как концепция возвышенного Канта и японская концепция ваби-саби — для анализа визуальных произведений. Этот анализ подтверждает гипотезу о том, что образы ужасного и отталкивающего могут обладать особой притягательностью, и раскрывает суть этого феномена.

Ожидаемые итоги исследования

Цель этого визуального исследования не только в том, чтобы собрать примеры «ужасной красоты» в живописи и фотографии, но и предложить четкую теоретическую модель, которая объяснит, почему и при каких условиях ужасное переходит из категории отталкивающего в категорию эстетически притягательного. Исследование подтвердит, что истинная эстетическая глубина часто находится не в зоне комфорта и гармонии, а в напряжении, которое возникает на границе между порядком и хаосом, жизнью и смертью.

Телесность. Плоть за гранью нормы

Как изображение деформированной, избыточной или гибридной плоти перестает шокировать и начинает восприниматься как новая форма красоты, несущая в себе эмоцию?

Original size 3829x1511

«Три этюда к фигурам у подножия распятия» Фрэнсис Бэкон, Живопись, 1944

Original size 4464x2510

Френсис Бэкон. «Портрет» 1949, «Фигура с мясом» 1954

Original size 3023x2367

«Портрет папы Иннокентия X» Фрэнсис Бэкон, Живопись, 1954

Искаженное тело притягательно, потому что оно становится причиной «возвышенного». Оно вызывает тот же ужас, который заставляет испытать эмоцию, мы ощущаем его мощь и эксцентричность, но человека все равно тянет к этой интенсивности и энергии, которую излучает картина.

Например, хаос, заключенный в плоти работ Бэкона, непостижимый и пугающий, но именно это делает его завораживающе-притягательным.

Жан Фотрие «Nu noir» 1926 «Otage n°3» 1945

Original size 4464x2510

Мария Лассниг «Автопортрет с ожерельем», «Автопортрет сердца в зеленой комнате»

Часто искажение тел в искусстве служит способом транслирования самоощущения. Эта внутренняя правда, выраженная через внешнюю деформацию, которая при резонансе с ощущениями смотрящего становится притягательной.

Original size 4464x2510

Фрэнсис Бэкон «Две фигуры», 1966, «Живопись» 1946

Original size 2701x2301

«Верхом на смерти» Жан-Мишель Баския, 1988

Патина, старение и следы времени

Как следы времени, традиционно считающиеся повреждениями, превращаются в источник эстетической и смысловой ценности?

Original size 900x723

Хироси Сугимото. Театр «Парамаунт», Нью-Йорк, 2015

Original size 3600x2400

Саймон Йонг Церковь. США.

Повреждения, разрушение, выцветание — неизбежные проявления следов времени. Все это подчиняется японской концепции о несовершенстве — ваби-саби.

Ваби — скромность и простота, а саби — старение, патина времени, отражающая приход и уход каждого момента.

Именно поэтому разрушение и увядание в глазах человека приобретает историю и становится эстетически притягательным объектом.

Саймон Йонг. «Без названия»

Original size 980x1222

Бернд и Хилла Бехер «Водонапорные башни» 1981

Принятие несовершенства — это принятие фундаментальных законов бытия. Неидеальное всегда ощущается, как более естественное, что является причиной возникновения «честного» ощущения от объекта.

Original size 1280x1278

Панно «Ценность времени» Модуль № 2 Елена Скутова, 2025

Original size 1200x1021

Дмитрий Краснопевцев. «Натюморт с засохшими цветами» 1969

Пост-апокалиптическое возвышенное

Как образы распада, забвения и коллапса, которые по своей сути должны вызывать отторжение и ужас, становятся притягательными для зрителя?

Original size 2326x2367

«Пейзаж» Ансельм Кифер

Секрет притягательности ужасных пейзажей и картин, отражающих пугающую действительность в том, что они позволяют переживать уникальный опыт, находясь на безопасном расстоянии от страха.

Такие работы вызывают ощущение «возвышенного», которое превосходит возможности человеческого восприятия.

Original size 2326x1696

«Сюжет 3» Ансельм Кифер

Original size 3507x1895

«Маргарита» Ансельм Кифер, 1981

Original size 2326x1561

«Новое учение о войне» Ансельм Кифер

Original size 962x768

Эдвард Буртынский «Без названия»

Мы испытываем трепет перед масштабом индустриальных катастроф, последствий войны и других катаклизмов планеты. Это ощущение заглушает бытовой страх и оставляет ощущение причастности к чему-то грандиозному.

Original size 723x580

«Разрушенные военные и гражданские радиостанции на Кохе Асмаи в центре Кабула», 2003 Симон Норфолк

Original size 960x960

Генри Мур. «‎Перспектива убежища в метро». 1941

Original size 1280x816

«Война. Триптих» Отто Дикс, 1932

Вывод

Ужасное притягательно для человека, потому что оно заставляет его переживать неоднозначные, но яркие эмоции, позволяет переживать безопасный опыт, достигая возвышенного.

Его сила не в балансе и гармонии, а в хаосе и смелости. Ужасное честно в своей неидеальности и поэтому естественно для зрителя.

Bibliography
1.

И.Кант «Критика способности суждения»

2.

К.Розенкранц «Эстетика безобразного»

3.

Л.Корен, «Wabi-Sabi: для художников, дизайнеров, поэтов и философов»

4.

The Art Story: Modern Art Insight (дата обращения: 16.11.2025)

5.

Tate Papers (дата обращения: 17.11.2025)

Image sources
Show
1.2.

https://www.wikiart.org/ru/frensis-bekon/portret-1949 (дата обращения: 15.11.2025)

3.

https://artchive.ru/francisbacon/works/210007~Figura_s_mjasom (дата обращения: 15.11.2025)

4.5.

https://www.wikiart.org/ru/zhan-fotrie/otage-ndeg3-1945 (дата обращения: 15.11.2025)

6.

https://www.wikiart.org/ru/zhan-fotrie/nu-noir-1926 (дата обращения: 15.11.2025)

7.8.9.10.11.12.

https://artchive.ru/artists/1657~Otto_Diks/works/19841 4~Vojna_Triptikh (дата обращения: 15.11.2025)

13.14.15.16.

https://www.rosphoto.com/images/u/articles/1803/i1521229422.jpg (дата обращения: 15.11.2025)

17.18.

https://artchive.ru/francisbacon/works/210045~Zhivopis'_1946 (дата обращения: 16.11.2025)

19.

https://artchive.ru/francisbacon/works/210118~Dve_figury (дата обращения: 16.11.2025)

20.21.22.
Так плохо, что хорошо. Почему ужасное притягательно?
3
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more