
Рубрикатор
1. Концепция — Причина выбора темы — Принцип подбора визуального материала — Принцип структурирования исследования — Принцип подбора информации — Ожидаемые итоги исследования 2. Телесность. Плоть за гранью нормы 3. Патина, старение и следы времени 4. Пост-апокалиптическое возвышенное 5. Вывод
Концепция
Почему образы в искусстве, объективно несущие в себе боль, страх, отвращение и деструкцию обладают для человека необъяснимой притягательностью и воспринимаются, как эстетически значимые, то есть прекрасные, несмотря на то, что их суть противоречит классическому пониманию прекрасного, как гармонии, соразмерности и баланса?
Причина выбора темы
Парадокс противоречия визуального содержания с внутренними ощущениями вызывает интерес, поскольку все больше проникает в культурный контекст современности, где стираются рамки и появляется все больше честных и смелых решений. Ужасное является неотъемлемой частью художественного ландшафта, от феномена хорроров, до эстетизации насилия в кинематографе.
Тема напрямую связана с исследованием «теневых» сторон человеческой психики, проблемой вызвышенного, экзистенциальными страхами и поисками подлинности в мире, где каноничная красота често кажется поверхностной.
Принцип подбора визуального материала
Ключевым принципом формирования визуального ряда стала система, где каждый визуальный объект является прямым воплощением конкретной эстетической категории, соответствующей структуре исследования. В работе собраны образы, демонстрирующие разрушение, телесные деформации и возвышенный ужас. Эти визуальные аргументы должны не просто иллюстрировать тезис, а становиться самостоятельным высказыванием, где фактура, форма и суть являются прямым выражением концепции.
В исследовании собраны, как шокирующие, так и меланхоличные и философские работы художников и фотографов разных периодов, чтобы как можно разнообразнее раскрыть тему безобразного.
Принцип структурирования исследования
Исследование делится на три блока, которые раскрывают разные виды ужасного и причины того, почему оно кажется человеку притягательным. В блоках затрагиваются обширные явления, используемые в живописи и фотографии, такие как сознательная деформация человеческого тела, разрушение под влиянием времени и ужас катаклизмов.
Каждый блок отвечает на свой вопрос, который в синтезе с остальными дает глобальный ответ на то, почему безобразное может привлекать человека.
Принцип подбора информации
Исследование применяет ключевые философские теории эстетики — такие как концепция возвышенного Канта и японская концепция ваби-саби — для анализа визуальных произведений. Этот анализ подтверждает гипотезу о том, что образы ужасного и отталкивающего могут обладать особой притягательностью, и раскрывает суть этого феномена.
Ожидаемые итоги исследования
Цель этого визуального исследования не только в том, чтобы собрать примеры «ужасной красоты» в живописи и фотографии, но и предложить четкую теоретическую модель, которая объяснит, почему и при каких условиях ужасное переходит из категории отталкивающего в категорию эстетически притягательного. Исследование подтвердит, что истинная эстетическая глубина часто находится не в зоне комфорта и гармонии, а в напряжении, которое возникает на границе между порядком и хаосом, жизнью и смертью.
Телесность. Плоть за гранью нормы
Как изображение деформированной, избыточной или гибридной плоти перестает шокировать и начинает восприниматься как новая форма красоты, несущая в себе эмоцию?
«Три этюда к фигурам у подножия распятия» Фрэнсис Бэкон, Живопись, 1944
Френсис Бэкон. «Портрет» 1949, «Фигура с мясом» 1954
«Портрет папы Иннокентия X» Фрэнсис Бэкон, Живопись, 1954
Искаженное тело притягательно, потому что оно становится причиной «возвышенного». Оно вызывает тот же ужас, который заставляет испытать эмоцию, мы ощущаем его мощь и эксцентричность, но человека все равно тянет к этой интенсивности и энергии, которую излучает картина.
Например, хаос, заключенный в плоти работ Бэкона, непостижимый и пугающий, но именно это делает его завораживающе-притягательным.


Жан Фотрие «Nu noir» 1926 «Otage n°3» 1945
Мария Лассниг «Автопортрет с ожерельем», «Автопортрет сердца в зеленой комнате»
Часто искажение тел в искусстве служит способом транслирования самоощущения. Эта внутренняя правда, выраженная через внешнюю деформацию, которая при резонансе с ощущениями смотрящего становится притягательной.
Фрэнсис Бэкон «Две фигуры», 1966, «Живопись» 1946
«Верхом на смерти» Жан-Мишель Баския, 1988
Патина, старение и следы времени
Как следы времени, традиционно считающиеся повреждениями, превращаются в источник эстетической и смысловой ценности?
Хироси Сугимото. Театр «Парамаунт», Нью-Йорк, 2015
Саймон Йонг Церковь. США.
Повреждения, разрушение, выцветание — неизбежные проявления следов времени. Все это подчиняется японской концепции о несовершенстве — ваби-саби.
Ваби — скромность и простота, а саби — старение, патина времени, отражающая приход и уход каждого момента.
Именно поэтому разрушение и увядание в глазах человека приобретает историю и становится эстетически притягательным объектом.


Саймон Йонг. «Без названия»
Бернд и Хилла Бехер «Водонапорные башни» 1981
Принятие несовершенства — это принятие фундаментальных законов бытия. Неидеальное всегда ощущается, как более естественное, что является причиной возникновения «честного» ощущения от объекта.
Панно «Ценность времени» Модуль № 2 Елена Скутова, 2025
Дмитрий Краснопевцев. «Натюморт с засохшими цветами» 1969
Пост-апокалиптическое возвышенное
Как образы распада, забвения и коллапса, которые по своей сути должны вызывать отторжение и ужас, становятся притягательными для зрителя?
«Пейзаж» Ансельм Кифер
Секрет притягательности ужасных пейзажей и картин, отражающих пугающую действительность в том, что они позволяют переживать уникальный опыт, находясь на безопасном расстоянии от страха.
Такие работы вызывают ощущение «возвышенного», которое превосходит возможности человеческого восприятия.
«Сюжет 3» Ансельм Кифер
«Маргарита» Ансельм Кифер, 1981
«Новое учение о войне» Ансельм Кифер
Эдвард Буртынский «Без названия»
Мы испытываем трепет перед масштабом индустриальных катастроф, последствий войны и других катаклизмов планеты. Это ощущение заглушает бытовой страх и оставляет ощущение причастности к чему-то грандиозному.
«Разрушенные военные и гражданские радиостанции на Кохе Асмаи в центре Кабула», 2003 Симон Норфолк
Генри Мур. «Перспектива убежища в метро». 1941
«Война. Триптих» Отто Дикс, 1932
Вывод
Ужасное притягательно для человека, потому что оно заставляет его переживать неоднозначные, но яркие эмоции, позволяет переживать безопасный опыт, достигая возвышенного.
Его сила не в балансе и гармонии, а в хаосе и смелости. Ужасное честно в своей неидеальности и поэтому естественно для зрителя.
И.Кант «Критика способности суждения»
К.Розенкранц «Эстетика безобразного»
Л.Корен, «Wabi-Sabi: для художников, дизайнеров, поэтов и философов»
The Art Story: Modern Art Insight (дата обращения: 16.11.2025)
Tate Papers (дата обращения: 17.11.2025)
https://www.wikiart.org/ru/frensis-bekon/tri-etyuda-dlya-figur-u-osnovaniya-raspyatiya-1944 (дата обращения: 15.11.2025)
https://www.wikiart.org/ru/frensis-bekon/portret-1949 (дата обращения: 15.11.2025)
https://artchive.ru/francisbacon/works/210007~Figura_s_mjasom (дата обращения: 15.11.2025)
https://artchive.ru/francisbacon/works/210110~Portret_papy_Innokentija_X (дата обращения: 15.11.2025)
https://www.wikiart.org/ru/zhan-fotrie/otage-ndeg3-1945 (дата обращения: 15.11.2025)
https://www.wikiart.org/ru/zhan-fotrie/nu-noir-1926 (дата обращения: 15.11.2025)
https://artchive.ru/artists/1657~Otto_Diks/works/542057~Sem'_smertnykh_grekhov (дата обращения: 15.11.2025)
https://artchive.ru/artists/3722~Ansel'm_Kifer/works/498787~Margarita (дата обращения: 15.11.2025)
https://artchive.ru/artists/3722~Ansel'm_Kifer/works/197404~Pejzazh (дата обращения: 15.11.2025)
https://artchive.ru/artists/3722~Ansel'm_Kifer/works/197406~Sjuzhet_3 (дата обращения: 15.11.2025)
https://artchive.ru/artists/3722~Ansel'm_Kifer/works/487691~Velimiru_Khlebnikovu_Novoe_uchenie_o_vojne (дата обращения: 15.11.2025)
https://artchive.ru/artists/1657~Otto_Diks/works/19841 4~Vojna_Triptikh (дата обращения: 15.11.2025)
https://cameralabs.org/media/lab17/03/02/teatry-khirosi-sugimoto_26.jpg (дата обращения: 15.11.2025)
https://birdinflight.com/wp-content/uploads/2018/06/Water-Towers.png (дата обращения: 15.11.2025)
https://cameralabs.org/media/lab18/08/28-6/krasivyje_foto_zabroshennyh_mest-18.jpg (дата обращения: 15.11.2025)
https://www.rosphoto.com/images/u/articles/1803/i1521229422.jpg (дата обращения: 15.11.2025)
https://museum-az.com/upload/iblock/f2d/6rdnlvwnlhx2z4l3q09443jsmbo15lij.jpg (дата обращения: 16.11.2025)
https://artchive.ru/francisbacon/works/210045~Zhivopis'_1946 (дата обращения: 16.11.2025)
https://artchive.ru/francisbacon/works/210118~Dve_figury (дата обращения: 16.11.2025)
https://musei-smerti.ru/wp-content/uploads/2016/07/U_HlwJTSbIA-200x200.jpg (дата обращения: 16.11.2025)
https://artchive.ru/artists/77743~Marija_Lassnig/works/607527~Avtoportret_s_ozherel'em (дата обращения: 16.11.2025)
https://artchive.ru/artists/77743~Marija_Lassnig/works/607529~Avtoportret_serdtsa_v_zelenoj_komnate (дата обращения: 16.11.2025)