
Концепция
Азарт — одно из самых противоречивых человеческих состояний. Он соединяет в себе игру, страсть, риск и разрушение. Если вдуматься, мы через азарт раз за разом тестируем свою свободу на прочность: подбрасываем монетку не только в надежде выиграть, но и чтобы проверить, что будет, если рискнуть еще раз. Роджер Кайуа называл это alea, где всё решает воля судьбы, а игрок становится зрителем собственной жизни. [6]

Собаки играют в покер. Кассиус Кулидж
В своем визуальном исследовании я хочу рассмотреть, как азартные игры изображались в живописи в разные века, начиная с античности и заканчивая XX веком. Как художники разного времени видели игры, в которых основное место занимает случай. Какие другие типы игр, выделенные Кайуа, прослеживаются в картинах.
Я разделила историю азартных игр на периоды в рамках которых буду рассматривать изменения отношения к ним в обществе и изменения в изображении в живописи.
1. Ритуал: игра с судьбой. 2. Социальный порок. 3. Потеря разума. 4. Эстетика риска 5. Утрата контроля 6. Выводы 7. Источники
Как менялось отношение к азартным играм и их изображение?
В античности азарт воспринимался как форма общения с высшей волей: жребий, кости, случай — всё это было частью ритуала, символом судьбы и божественного вмешательства. В миниатюрах и мозаиках того времени азарт изображался не столько как развлечение, сколько как акт, встроенный в порядковый мир — игра с богами, а не с собой. [1]

Античные игральные кости
Со временем, особенно в XVII–XVIII веках, отношение к играм случая изменилось. К ним стали больше относиться, как к пороку. На картинах того времени азарт изображается как игра обмана, хитрости, соблазна — например, художники показывали шулеров, проигрывающих, обманутых и наказанных. Он стал символом морального упадка, частью бытовой морали социальной критики. [3]
Средневековые игровые кости
В XIX веке восприятие ещё сильнее сместилось: азарт теперь стал психологической проблемой — зависимостью и проявлением утраты себя. Живописцы изображали игроков как людей, потерявших внутренний контроль, обращённых внутрь себя, часто в состоянии отчаяния. [4]
Карты «Династия Романовых». 1880-е. Санкт-Петербург Карточная фабрика при Императорском Воспитательном доме
На рубеже XIX–XX веков азарт перестал быть однозначно грехом и стал эстетикой риска и эксперимента. В искусстве появляются мотивы случайности, игры с формой и восприятием, азарт воспринимается как способ испытать границу между порядком и хаосом. Художники порой изображали игру как метафору свободы, смелости и неопределённости.
Колода «Русский стиль» — прототипами для королей и дам в этой колоде стали участники последнего костюмированного бала при императорском дворе Романовых в 1903 г.
В период модерна, авангарда и сюрреализма азарт трансформируется в утрату контроля: игра с самим восприятием, с формой, с пространством. Художники обращаются не к игре как развлечению или пороку, а к состоянию, когда игра становится средством разрушения прежних систем и открытия нового опыта. Азарт становится телесным и визуальным порогом — моментом, когда человек перестаёт просто играть и начинает переживать.
Азарт как священное: игра с судьбой
В античности азартные игры воспринимались как естественная часть повседневности и праздников, способ испытать судьбу и проверить благосклонность богов. Хотя официально играть разрешалось только во время праздника Сатурналий, азарт был глубоко укоренён в культуре и символизировал не столько грех, сколько человеческое стремление постичь волю судьбы через случай. [1]
«Players» — wall painting (after 50 AD) from Pompeii — Epi. Flickr
На первой фреске из Помпей два сидящих игрока вовлечены в процесс броска, но их позы спокойны, жесты точны. Здесь нет хаоса, игра происходит в границах меры, в духе античного идеала умеренности (sophrosyne). Слуга справа подаёт кубок вина: это не символ порока, а элемент гармонии и праздника.
Ancient fresco of dice players in Pompei
На второй фреске, где игроки наклонены к столу, видна уже динамика, жест поднятой руки фиксирует момент броска. Азарт остаётся контролируемым. Фигуры уравновешены композицией, жесты подчинены ритму. Это не вспышка безумия, а игра с судьбой в пределах дозволенного.
Азарт — участник миропорядка, где даже случай подчинён законам космоса.
На римских фресках, азарт не воспринимается как грех или безумие, он включён в структуру повседневной жизни. Эти сцены показывают момент игры не как нарушение порядка, а как форму общения, часть ритуала досуга.
Азарт как социальный порок
В средневековой Европе азарт стал предметом моральной тревоги, а изображения игроков трансформировались — они всё реже представляли игру как сакральный акт и всё чаще как проявление греха и соблазна. [2]
detail from the month of September from Libro de horas de Carlos V, Biblioteca Nacional de España,
Художник сравнивает мир пороков и праведной жизни. Он буквально изображает весы в углу. Часть картины с игроками больше, так как отказаться от зависимости тяжело, а в повседневной жизни средневековому человеку тяжело сохранять свои мысли от соблазнов.
Фрагмент. Сад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Иероним Босх
Каким бы странным и опережающим свое время не казался Босх современному зрителю, он все еще остается в рамках взглядов начала XVI века. В триптихе «Сад земных наслаждений» есть фрагмент, посвященный азартным играм. Герои, которые прикоснулись к азартным играм проткнуты насквозь, и даже так они продолжают тянуться к картам или костям. Это символизирует пагубную зависимость от азартных игр.
Азарт как психологическая одержимость
Азарт перестаёт быть моральным грехом — теперь он становится внутренним расстройством, симптомом утраты контроля над собой. Помимо alea, которое привлекает игрока неизвестностью, появляется ilinx. Ililx — это игра, которая провоцирует частичную потерю разума. Интерес художников на внутренней драме игрока: зависимость от риска воспринимается как форма духовной болезни, как попытка заполнить пустоту. Человек больше не бросает кости судьбе — он борется с собой. [6]
Шулеры, Караваджо
В картине Караваджо «Шулера» игра превращается в тщательно выстроенный обман: юный игрок, погружённый в азарт, не замечает, как противники переглядываются и готовятся его обмануть. Свет режет композицию, выделяя руки и взгляды — акценты, в которых проявляется суть человеческой слабости.


1. Жорж де Латур. Игра в кости 2. Жорж де Латур. Шулер с бубновым тузом
У де Латура в напряжение света и тьмы усиливает ощущение греха и лицемерия: каждая фигура замкнута в себе, а сцена выглядит скорее как моральная драма, чем игра. [4]
Композиция, свет и жесты становятся инструментом визуализации греха. Художник использует эстетику барочной тьмы, чтобы противопоставить её рациональному свету эпохи Просвещения — случай, риск и страсть оказываются по ту сторону морали, где человек утрачивает контроль и вступает в игру с собственными слабостями.
Эстетика риска и безумия
«Скачки. Жокеи-любители». Эдгар Дега. 1880
В сцене скачек у Дега азарт предстает, как блеск роскоши, как тихое напряжение момента перед исходом. Художник фиксирует не победу и не драму, а порог случайности — секунду, когда траектория движения ещё не ясна, а результат зависит от силы, скорости и удачи одновременно.
У Дега азарт лишён романтики. Это не праздник и не грех, а фрагмент современной жизни, где человек существует на границе между волей и случайностью. Его скачки — это момент, когда хаос ещё не стал катастрофой, но уже чувствуется в воздухе. Азарт — это состояние ожидания, когда реальность может повернуться в любую сторону.

В этих открытках Монте-Карло азарт уже не воспринимается как риск или моральный выбор. Он превращён в социальную маску, спектакль роскоши. Пространство казино представлено как храм удачи, атмосфера богатства и веселья словно благословляет игру.
Азарт — это социальное действие эпохи. Пространство величественно, но теперь фокус смещён на толпу — светское общество. Монте-Карло предстаёт как сцена, где общество наблюдает за собой. Азарт выступает, как элемент большого танца Belle Époque, в котором каждый движется по траектории, заданной этикетом и архитектурой. [5]


Казино Монте-Карло 1. Salle de Jeu-Roulette. Jean Gilletta 2. La salle de Trente et Quarante. Jean Béraud
Скрыть хаос под слоем декоративности
Игровой зал погружён в мягкий свет, фигуры будто растворяются в воздухе. Всё вокруг кажется лёгким, ненапрягающим. Эта иллюзия стабильности, рождает ощущение, что судьба — часть приятной игры. Танцующие фигуры вокруг столов превращают азарт в метафору бесконечного движения эпохи, которая не знает остановки: жизнь кружится, как карты в игре trente et quarante.
Монте-Карло — фабрика мечты, где случай становится красивым, а риск безопасным

Рулетка в центре — символ судьбы, но она не пугает и не ранит. Хаос становится декоративным. Азарт вписывается в эстетику комфорта и удовольствия, превращается в часть светской хореографии. Люди за столом ведут себя не как игроки, а как актёры: позы идеальны, жесты выверены, эмоции скрыты под слоями этикета. Игра становится формой проявления себя в обществе, способом доказать принадлежность к миру, где случай — роскошь, которую можно позволить себе.
Азарт, как утрата контроля
На этапе сюрреализма и модернизма игра перестаёт быть действием, в котором можно выиграть или проиграть. Она становится процессом без цели — чистым переживанием, исследованием границ сознания. Азарт больше не связан с риском в привычном смысле; теперь это риск утраты рациональности, риск раствориться в собственных снах, инстинктах и автоматизмах. [5]
Персонажи переходят грань ilinx, а сам художник впадает в безумие.
У художников модерна игрок становится символом вызова миру. Азарт — это творить, перестраивать хаос в новый порядок. Здесь больше выступает agon — игра про дух соперничества, необходимость привести свои мысли в порядок. Этот переход заметен в искусстве символистов и декадентов — игра становится способом переживания предела человеческого опыта, актом, в котором рождается новая эстетика риска. [5]
Игра в темноте. Сальвадор Дали
Художник словно помещает зрителя внутрь подсознания, где случай превращается в силу, разрушающую границы личности.
Распад разума и потеря контроля
Образы, распадающиеся на фрагменты передают ощущение внутреннего взрыва, в котором теряется субъект. Всё подчинено логике случайности, как броску костей: результат не предсказуем, а потому страшен и завораживает одновременно.
Азарт — это форма метафизического риска. Художник бросает вызов реальности, смешивая живое и мёртвое, материальное и иллюзорное. В его эстетике сюрреализма игра становится способом пережить утрату контроля — актом, где человек, подобно игроку, добровольно погружается в хаос, чтобы испытать предел собственной воли.
Вывод
Изменение восприятия азартных игр в европейской культуре напрямую влияет на их художественную репрезентацию: от сакрального общения с богами к социальному пороку, затем к психологической драме и, наконец, к эстетике творческой свободы и утраты контроля.


1. Игроки. Карикатура. Теребенев И. 2. Цветная гравюра «A game of whist; Tom and Jerry among the swell broad coves» Исаак, Роберт и Джордж Круикшенка.
В античности случай воспринимался как проявление воли богов, и изображения игроков вписывались в гармонию миропорядка. В Средневековье азарт теряет сакральность и становится моральной угрозой: миниатюры и росписи показывают игроков как обманщиков и нарушителей норм. В Новое время живопись переходит к драме соблазна — у Босха игра становится метафорой порока, где свет и жесты раскрывают механику человеческой слабости. В XIX веке акцент смещается на внутреннее состояние человека: азарт трактуется как зависимость и распад личности, близкий к состоянию ilinx — частичной утрате разума. На рубеже XIX–XX веков игра превращается в способ познания мира через случай, эстетический эксперимент, где художник сам становится игроком, а риск — одной из форм творчества. В авангарде и сюрреализме азарт достигает точки максимальной абстракции: изображение игры становится образом утраты контроля и контакта с бессознательным.
Фрагмент картины с игрой в блэкджек
На протяжении веков азартные игры отражали ключевые ценности эпохи — от сакрального порядка до экзистенциального хаоса. Эволюция художественных репрезентаций подтверждает: восприятие азарта всегда было индикатором того, как культура понимает случайность, судьбу и человеческую природу. Изменение отношения к азарту неизменно меняло язык искусства, превращая игру то в молитву, то в грех, то в болезнь, то в инструмент творческого риска.
Катков А. Ludere, ridere, оссest vivere: как игры стали частью культуры. URL: https://nplus1.ru/blog/2020/03/16/ludere-ridere-occest-vivere (Дата обращения: 09.11.2025)
Gambling and Vice in the Hours of Charles V. — The World of Playing Cards. URL: https://www.wopc.co.uk/the-history-of-playing-cards/gambling-and-vice-in-the-hours-of-charles-v (Дата обращения: 10.11.2025)
Cummings N. Gambling, Vice, and Visual Culture in the Sixteenth Century. — Art History, 2019 URL: https://academic.oup.com/arthistory/article-abstract/42/3/450/7276279 (Дата обращения: 10.11.2025)
How have gambling games been represented in art? — See Great Art. — URL: https://www.seegreatart.art/how-have-gambling-games-been-represented-in-art/ (Дата обращения: 10.11.2025)
Kalifa D., Iskin R. Symbolism and Modern Urban Society. — Cambridge University Press, 2015. — URL: https://assets.cambridge.org/97805218/10968/frontmatter/9780521810968_frontmatter.pdf (Дата обращения: 09.11.2025)
Кайуа, Р. Игры и люди. Статьи и эссе / пер. с франц. С. Н. Зенкина. — Москва: ОГИ, 2007.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3d/Georges_de_La_Tour_025.jpg/1200px-Georges_de_La_Tour_025.jpg (Дата обращения 09.11.2025)
https://www.yaconic.com/wp-content/uploads/2023/08/Cassius-Marcellus.webp (Дата обращения: 17.11.2025)
https://paintingrussia.wordpress.com/wp-content/uploads/2017/09/img_20170906_111147_hdr-min.jpg (Дата обращения: 17.11.2025)
https://pp.userapi.com/c840235/v840235173/7e449/VoTTSp4i7iw.jpg (Дата обращения: 17.11.2025)
https://tn.fishki.net/26/upload/post/2017/07/25/2344732/eff5d2e625e1ce221093c70384c5b1f6.jpg (Дата обращения 17.11.2025)
https://tn.fishki.net/26/upload/post/2017/07/25/2344732/94fe0bc94b7b45d000df9f8af38ce008.jpg (Дата обращения: 17.09.2025)
https://live.staticflickr.com/4217/35400280076_53993b8634_b.jpg (Дата обращения: 09.11.2025)
https://hands-up-education.org/suburani_book/chap1/images/Pompeii_diceplayers.jpg (Дата обращения: 09.11.2025)
https://www.wopc.co.uk/the-history-of-playing-cards/gambling-and-vice-in-the-hours-of-charles-v (Дата обращения: 09.11.2025)
https://www.wopc.co.uk/playing-cards/bosch-gambling (Дата обращения: 09.11.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8e/Caravaggio_%28Michelangelo_Merisi%29_-The_Cardsharps-Google_Art_Project.jpg/2560px-Caravaggio%28Michelangelo_Merisi%29_-The_Cardsharps-_Google_Art_Project.jpg (Дата обращения: 09.11.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/77/Georges_de_La_Tour_035.jpg/1200px-Georges_de_La_Tour_035.jpg (Дата обращения: 10.11.2025)
https://r5.mt.ru/r28/photo293A/20544661091-0/jpg/bp.webp (Дата обращения: 16.11.2025)
https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQW1tBDyDEzOlRAkIIJZKjewE4RHMR8CoWtXd0C1dLv_qbGfWXx (Дата обращения: 15.11.2025)
https://r.mt.ru/r8/photo93B5/20652369695-0/jpg/bp.jpeg (Дата обращения: 17.11.2025)
https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQoGM4u4pHc4iEMttczncRK35xSofz2rOk-IYrPC_UjR_DL5RmV (Дата обращения: 17.11.2025)
https://i.etsystatic.com/9995954/r/il/046954/2945517122/il_1140xN.2945517122_fos8.jpg (Дата обращения: 10.11.2025)
https://i.pinimg.com/originals/2c/40/78/2c407863876aa3ebceba4cd12748db5c.jpg (Дата обращения: 19.11.2025)
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=67d0a59c31a6af5de7479dbcbeb2cf7d_l-9294167-images-thumbs&n=13 (Дата обращения: 19.11.2025)
https://static32.tgcnt.ru/posts/_0/08/08da3384715f1bcc8983dee846eb705f.jpg (Дата обращения: 17.11.2025)