Original size 703x992

Alea: Репрезентация азартных игр в живописи сквозь века

PROTECT STATUS: not protected
10
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

Азарт — одно из самых противоречивых человеческих состояний. Он соединяет в себе игру, страсть, риск и разрушение. Если вдуматься, мы через азарт раз за разом тестируем свою свободу на прочность: подбрасываем монетку не только в надежде выиграть, но и чтобы проверить, что будет, если рискнуть еще раз. Роджер Кайуа называл это alea, где всё решает воля судьбы, а игрок становится зрителем собственной жизни. [6]

big
Original size 1397x328

Собаки играют в покер. Кассиус Кулидж

В своем визуальном исследовании я хочу рассмотреть, как азартные игры изображались в живописи в разные века, начиная с античности и заканчивая XX веком. Как художники разного времени видели игры, в которых основное место занимает случай. Какие другие типы игр, выделенные Кайуа, прослеживаются в картинах.

Я разделила историю азартных игр на периоды в рамках которых буду рассматривать изменения отношения к ним в обществе и изменения в изображении в живописи.

Рубрикатор

1. Ритуал: игра с судьбой. 2. Социальный порок. 3. Потеря разума. 4. Эстетика риска 5. Утрата контроля 6. Выводы 7. Источники

Как менялось отношение к азартным играм и их изображение?

В античности азарт воспринимался как форма общения с высшей волей: жребий, кости, случай — всё это было частью ритуала, символом судьбы и божественного вмешательства. В миниатюрах и мозаиках того времени азарт изображался не столько как развлечение, сколько как акт, встроенный в порядковый мир — игра с богами, а не с собой. [1]

big
Original size 1869x280

Античные игральные кости

Со временем, особенно в XVII–XVIII веках, отношение к играм случая изменилось. К ним стали больше относиться, как к пороку. На картинах того времени азарт изображается как игра обмана, хитрости, соблазна — например, художники показывали шулеров, проигрывающих, обманутых и наказанных. Он стал символом морального упадка, частью бытовой морали социальной критики. [3]

Original size 1869x324

Средневековые игровые кости

В XIX веке восприятие ещё сильнее сместилось: азарт теперь стал психологической проблемой — зависимостью и проявлением утраты себя. Живописцы изображали игроков как людей, потерявших внутренний контроль, обращённых внутрь себя, часто в состоянии отчаяния. [4]

Original size 1855x280

Карты «Династия Романовых». 1880-е. Санкт-Петербург Карточная фабрика при Императорском Воспитательном доме

На рубеже XIX–XX веков азарт перестал быть однозначно грехом и стал эстетикой риска и эксперимента. В искусстве появляются мотивы случайности, игры с формой и восприятием, азарт воспринимается как способ испытать границу между порядком и хаосом. Художники порой изображали игру как метафору свободы, смелости и неопределённости.

Original size 1481x280

Колода «Русский стиль» — прототипами для королей и дам в этой колоде стали участники последнего костюмированного бала при императорском дворе Романовых в 1903 г.

В период модерна, авангарда и сюрреализма азарт трансформируется в утрату контроля: игра с самим восприятием, с формой, с пространством. Художники обращаются не к игре как развлечению или пороку, а к состоянию, когда игра становится средством разрушения прежних систем и открытия нового опыта. Азарт становится телесным и визуальным порогом — моментом, когда человек перестаёт просто играть и начинает переживать.

Азарт как священное: игра с судьбой

Античность: акт общения с судьбой

В античности азартные игры воспринимались как естественная часть повседневности и праздников, способ испытать судьбу и проверить благосклонность богов. Хотя официально играть разрешалось только во время праздника Сатурналий, азарт был глубоко укоренён в культуре и символизировал не столько грех, сколько человеческое стремление постичь волю судьбы через случай. [1]

Original size 1023x768

«Players» — wall painting (after 50 AD) from Pompeii — Epi. Flickr

На первой фреске из Помпей два сидящих игрока вовлечены в процесс броска, но их позы спокойны, жесты точны. Здесь нет хаоса, игра происходит в границах меры, в духе античного идеала умеренности (sophrosyne). Слуга справа подаёт кубок вина: это не символ порока, а элемент гармонии и праздника.

Original size 2510x1991

Ancient fresco of dice players in Pompei

На второй фреске, где игроки наклонены к столу, видна уже динамика, жест поднятой руки фиксирует момент броска. Азарт остаётся контролируемым. Фигуры уравновешены композицией, жесты подчинены ритму. Это не вспышка безумия, а игра с судьбой в пределах дозволенного.

Азарт — участник миропорядка, где даже случай подчинён законам космоса.

На римских фресках, азарт не воспринимается как грех или безумие, он включён в структуру повседневной жизни. Эти сцены показывают момент игры не как нарушение порядка, а как форму общения, часть ритуала досуга.

Азарт как социальный порок

Средневековье

В средневековой Европе азарт стал предметом моральной тревоги, а изображения игроков трансформировались — они всё реже представляли игру как сакральный акт и всё чаще как проявление греха и соблазна. [2]

Original size 1200x798

detail from the month of September from Libro de horas de Carlos V, Biblioteca Nacional de España,

Художник сравнивает мир пороков и праведной жизни. Он буквально изображает весы в углу. Часть картины с игроками больше, так как отказаться от зависимости тяжело, а в повседневной жизни средневековому человеку тяжело сохранять свои мысли от соблазнов.

0

Фрагмент. Сад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Иероним Босх

Каким бы странным и опережающим свое время не казался Босх современному зрителю, он все еще остается в рамках взглядов начала XVI века. В триптихе «Сад земных наслаждений» есть фрагмент, посвященный азартным играм. Герои, которые прикоснулись к азартным играм проткнуты насквозь, и даже так они продолжают тянуться к картам или костям. Это символизирует пагубную зависимость от азартных игр.

Азарт как психологическая одержимость

Новое время

Азарт перестаёт быть моральным грехом — теперь он становится внутренним расстройством, симптомом утраты контроля над собой. Помимо alea, которое привлекает игрока неизвестностью, появляется ilinx. Ililx — это игра, которая провоцирует частичную потерю разума. Интерес художников на внутренней драме игрока: зависимость от риска воспринимается как форма духовной болезни, как попытка заполнить пустоту. Человек больше не бросает кости судьбе — он борется с собой. [6]

Original size 2560x1842

Шулеры, Караваджо

В картине Караваджо «Шулера» игра превращается в тщательно выстроенный обман: юный игрок, погружённый в азарт, не замечает, как противники переглядываются и готовятся его обмануть. Свет режет композицию, выделяя руки и взгляды — акценты, в которых проявляется суть человеческой слабости.

1. Жорж де Латур. Игра в кости 2. Жорж де Латур. Шулер с бубновым тузом

У де Латура в напряжение света и тьмы усиливает ощущение греха и лицемерия: каждая фигура замкнута в себе, а сцена выглядит скорее как моральная драма, чем игра. [4]

Композиция, свет и жесты становятся инструментом визуализации греха. Художник использует эстетику барочной тьмы, чтобы противопоставить её рациональному свету эпохи Просвещения — случай, риск и страсть оказываются по ту сторону морали, где человек утрачивает контроль и вступает в игру с собственными слабостями.

Эстетика риска и безумия

XIX век

Игра становится образом мышления, символом творческой свободы. Азарт теперь понимается не как слабость человека, а как форма познания мира через случай. Художник сам становится игроком, бросающим кости формы и смысла. [4]
Original size 1280x984

«Скачки. Жокеи-любители». Эдгар Дега. 1880

В сцене скачек у Дега азарт предстает, как блеск роскоши, как тихое напряжение момента перед исходом. Художник фиксирует не победу и не драму, а порог случайности — секунду, когда траектория движения ещё не ясна, а результат зависит от силы, скорости и удачи одновременно.

У Дега азарт лишён романтики. Это не праздник и не грех, а фрагмент современной жизни, где человек существует на границе между волей и случайностью. Его скачки — это момент, когда хаос ещё не стал катастрофой, но уже чувствуется в воздухе. Азарт — это состояние ожидания, когда реальность может повернуться в любую сторону.

post

В этих открытках Монте-Карло азарт уже не воспринимается как риск или моральный выбор. Он превращён в социальную маску, спектакль роскоши. Пространство казино представлено как храм удачи, атмосфера богатства и веселья словно благословляет игру.

Азарт — это социальное действие эпохи. Пространство величественно, но теперь фокус смещён на толпу — светское общество. Монте-Карло предстаёт как сцена, где общество наблюдает за собой. Азарт выступает, как элемент большого танца Belle Époque, в котором каждый движется по траектории, заданной этикетом и архитектурой. [5]

Казино Монте-Карло 1. Salle de Jeu-Roulette. Jean Gilletta 2. La salle de Trente et Quarante. Jean Béraud

Скрыть хаос под слоем декоративности

Игровой зал погружён в мягкий свет, фигуры будто растворяются в воздухе. Всё вокруг кажется лёгким, ненапрягающим. Эта иллюзия стабильности, рождает ощущение, что судьба — часть приятной игры. Танцующие фигуры вокруг столов превращают азарт в метафору бесконечного движения эпохи, которая не знает остановки: жизнь кружится, как карты в игре trente et quarante.

Монте-Карло — фабрика мечты, где случай становится красивым, а риск безопасным

post

Рулетка в центре — символ судьбы, но она не пугает и не ранит. Хаос становится декоративным. Азарт вписывается в эстетику комфорта и удовольствия, превращается в часть светской хореографии. Люди за столом ведут себя не как игроки, а как актёры: позы идеальны, жесты выверены, эмоции скрыты под слоями этикета. Игра становится формой проявления себя в обществе, способом доказать принадлежность к миру, где случай — роскошь, которую можно позволить себе.

Азарт, как утрата контроля

Сюрреализм и модерн

На этапе сюрреализма и модернизма игра перестаёт быть действием, в котором можно выиграть или проиграть. Она становится процессом без цели — чистым переживанием, исследованием границ сознания. Азарт больше не связан с риском в привычном смысле; теперь это риск утраты рациональности, риск раствориться в собственных снах, инстинктах и автоматизмах. [5]

Персонажи переходят грань ilinx, а сам художник впадает в безумие.

У художников модерна игрок становится символом вызова миру. Азарт — это творить, перестраивать хаос в новый порядок. Здесь больше выступает agon — игра про дух соперничества, необходимость привести свои мысли в порядок. Этот переход заметен в искусстве символистов и декадентов — игра становится способом переживания предела человеческого опыта, актом, в котором рождается новая эстетика риска. [5]

Original size 1140x1140

Игра в темноте. Сальвадор Дали

Художник словно помещает зрителя внутрь подсознания, где случай превращается в силу, разрушающую границы личности.

Распад разума и потеря контроля

Образы, распадающиеся на фрагменты передают ощущение внутреннего взрыва, в котором теряется субъект. Всё подчинено логике случайности, как броску костей: результат не предсказуем, а потому страшен и завораживает одновременно.

Азарт — это форма метафизического риска. Художник бросает вызов реальности, смешивая живое и мёртвое, материальное и иллюзорное. В его эстетике сюрреализма игра становится способом пережить утрату контроля — актом, где человек, подобно игроку, добровольно погружается в хаос, чтобы испытать предел собственной воли.

Вывод

Изменение восприятия азартных игр в европейской культуре напрямую влияет на их художественную репрезентацию: от сакрального общения с богами к социальному пороку, затем к психологической драме и, наконец, к эстетике творческой свободы и утраты контроля.

1. Игроки. Карикатура. Теребенев И. 2. Цветная гравюра «A game of whist; Tom and Jerry among the swell broad coves» Исаак, Роберт и Джордж Круикшенка.

В античности случай воспринимался как проявление воли богов, и изображения игроков вписывались в гармонию миропорядка. В Средневековье азарт теряет сакральность и становится моральной угрозой: миниатюры и росписи показывают игроков как обманщиков и нарушителей норм. В Новое время живопись переходит к драме соблазна — у Босха игра становится метафорой порока, где свет и жесты раскрывают механику человеческой слабости. В XIX веке акцент смещается на внутреннее состояние человека: азарт трактуется как зависимость и распад личности, близкий к состоянию ilinx — частичной утрате разума. На рубеже XIX–XX веков игра превращается в способ познания мира через случай, эстетический эксперимент, где художник сам становится игроком, а риск — одной из форм творчества. В авангарде и сюрреализме азарт достигает точки максимальной абстракции: изображение игры становится образом утраты контроля и контакта с бессознательным.

Original size 1280x235

Фрагмент картины с игрой в блэкджек

На протяжении веков азартные игры отражали ключевые ценности эпохи — от сакрального порядка до экзистенциального хаоса. Эволюция художественных репрезентаций подтверждает: восприятие азарта всегда было индикатором того, как культура понимает случайность, судьбу и человеческую природу. Изменение отношения к азарту неизменно меняло язык искусства, превращая игру то в молитву, то в грех, то в болезнь, то в инструмент творческого риска.

Bibliography
Show
1.

Катков А. Ludere, ridere, оссest vivere: как игры стали частью культуры. URL: https://nplus1.ru/blog/2020/03/16/ludere-ridere-occest-vivere (Дата обращения: 09.11.2025)

2.

Gambling and Vice in the Hours of Charles V. — The World of Playing Cards. URL: https://www.wopc.co.uk/the-history-of-playing-cards/gambling-and-vice-in-the-hours-of-charles-v (Дата обращения: 10.11.2025)

3.

Cummings N. Gambling, Vice, and Visual Culture in the Sixteenth Century. — Art History, 2019 URL: https://academic.oup.com/arthistory/article-abstract/42/3/450/7276279 (Дата обращения: 10.11.2025)

4.

How have gambling games been represented in art? — See Great Art. — URL: https://www.seegreatart.art/how-have-gambling-games-been-represented-in-art/ (Дата обращения: 10.11.2025)

5.

Kalifa D., Iskin R. Symbolism and Modern Urban Society. — Cambridge University Press, 2015. — URL: https://assets.cambridge.org/97805218/10968/frontmatter/9780521810968_frontmatter.pdf (Дата обращения: 09.11.2025)

6.

Кайуа, Р. Игры и люди. Статьи и эссе / пер. с франц. С. Н. Зенкина. — Москва: ОГИ, 2007.

Image sources
Show
1.2.3.4.

https://pp.userapi.com/c840235/v840235173/7e449/VoTTSp4i7iw.jpg (Дата обращения: 17.11.2025)

5.6.7.

https://live.staticflickr.com/4217/35400280076_53993b8634_b.jpg (Дата обращения: 09.11.2025)

8.9.10.

https://www.wopc.co.uk/playing-cards/bosch-gambling (Дата обращения: 09.11.2025)

11.12.13.

https://r5.mt.ru/r28/photo293A/20544661091-0/jpg/bp.webp (Дата обращения: 16.11.2025)

14.15.

https://r.mt.ru/r8/photo93B5/20652369695-0/jpg/bp.jpeg (Дата обращения: 17.11.2025)

16.17.18.19.20.
Alea: Репрезентация азартных игр в живописи сквозь века
10
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more