Original size 793x1119

Почему инди-музыка звучит не как сама песня, а как воспоминание о ней

PROTECT STATUS: not protected
4
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

1. Концепция 2. (Не)Жанр «Инди» 3. DIY 4. Приемы и эффекты инди-музыки 4.1. Эффект старения записи 4.2. Lo-fi музыка 4.3. Реверберация 4.4. Тембр и вокал 4.5. Tape Hiss и хорус 5. Русские инди-исполнители 6. Концепция «Призракологии» и тоски об утраченном будущем 7. Клипы 8. Вывод 9. Источники

Концепция

Уже много лет я слушаю музыку в жанре инди, и недавно мне пришло осознание, что почти все песни звучат не как непосредственно сама песня, отражающая переживания артиста, а как ностальгическое или болезненное воспоминание или отражение, словно слушатель вспоминает песню, которую, возможно, никогда не слышал. Эффект «воспоминания о песне» формируется на пересечении многих специально подобранных вместе эффектов, которые и создают этот эффект воспоминания. Дистанция между слушателем и звучанием песни становится особым смысловым приёмом, о котором я расскажу в этом исследовании.

В звуковом плане инди-музыка намеренно создает ощущение удаленности. Реверберация, шуршание, lo-fi шум, приглушённые частоты, искажения звука и даже голоса певца — все это формирует пространство, где звук будто издается издалека. Вместо привычного для поп-музыки прямого звучания и будто бы «присутствия» здесь превалирует «эхо».

Эта звуковая дистанция также находит отклик и в визуальном плане — обложки, клипы и промо-видео альбомов часто используют аналоги акустических приемов: зернистую текстуру наподобие шума, размытие, выцветшие или пастельные цвета, VHS-эффекты, световые пересветы. Некоторые наоборот из-за особенностей альбома могут использовать сильную контрастность или несочетающиеся цвета, чтобы передать ощущение нереальности или эффект дмиркора.

На уровне текста песен и смыслов инди-музыка часто говорит о чувствах, которые уже прошли. Иногда даже создается эффект, будто автор так часто переживал определенный момент, что звучание песни звучит болезненно. Выходит, что лирика обращена не к моменту, а к опыту, который группа или сольный исполнитель пытается не просто передать, а старается дать прожить слушателю, усиливая эффект различными приемами. Поэтому инди-музыка и привлекает: она честная, поэтому многие находят отклик со своим прошлым.

Культурно этот эффект обусловлен постностальгической чувствительности 2010-2020-х годов, описанной Марком Фишером как «призракология» или «хонтология» (hauntology с англ.). Изначально этот термин или же концепция введена Жаком Деррида, но Фишер переосмыслил ее и использовал данное понятие для описания современной культуры, которая застряла в прошлом, а также состояния, когда культура одержима мыслью об утраченном будущем. Людям комфортно и безопасно вспоминать прошлое и постоянно погружаться в него, даже если оно было не очень приятным. Звук с ретро-эффектом медленные ритмы, шум пленки и все в этом духе как раз отражает этот культурный феномен «призракологии». Инди-музыка прямо-таки перенасыщена подобным эффектом, отчего она звучит как что-то безопасное, что хочется переслушивать и возвращаться.

В исследовании я сначала разберу общие темы и обозначу ключевые вопросы, проанализирую, какое у инди-музыки общее звучание, что объединяет всех инди-исполнителей и почему их музыка звучит именно так. Затем я исследую теорию ностальгического звучания, опираясь на некоторые книги, например, «Призраки жизни» Марка Фишера, а также основываясь на интервью инди-исполнителей, таких как Mac DeMarco, Alex G, Men I Trust и других. После я рассмотрю, что вообще повлияло из исторических событий и феноменов на формирование инди-музыки. Затем я проанализирую клипы популярных инди-исполнителей и сравню их между собой, а также с более «чистыми» современными музыкальными клипами, какие эффекты используют в видео к инди-песням, чтобы дополнить песню. Также я сравню западных исполнителей и русскоязычных, таких как Буерак и Пасош.

Таким образом инди-музыка звучит как воспоминание, потому что она основывается на расстоянии песни и слушателя. Визуально и акустически это жанр, который говорит не «вот песня», а скорее «вот как песня могла бы звучать, если бы ты ее помнил».

(Не)Жанр «Инди»

Original size 2220x1244

Фото исполнителей «Alex G», «The Cure», «The Smiths», «Mac DeMarco»

Начать стоит с определения инди. Дело в том, что инди — это не просто жанр, а определение независимой музыки, созданной без коммерческих лейблов, продюсеров и финансирования. Есть разные разновидности: инди-рок, инди-фолк, инди-поп и многие другие, но всех их объединяет независимость от мейнстрима и идеология DIY, которая зародилась еще с панк-рока и группы «The Cure».

DIY

Идеология DIY, что расшифровывается как «Do It Yourself» или «Сделай Это Сам» является причиной возникновения инди, ведь инди-музыка в целом возникла как альтернатива коммерческой поп-музыке. Авторы инди делают все своими руками, без продюсеров и прочего сопутствующего. Таким образом, их музыка часто звучит либо «грязно» либо как-то инородно, отдаленно, не похожей на песни, которые мы привыкли слышать в массовой культуре. Из-за создания своего творчества не в специальных студиях записи, песни зачастую звучат так, будто были созданы давно: с шумом, скрежетом, плывущим голосом и тому подобное. Иногда это ненамеренно, но чаще всего музыканты делают это специально. Эти эффекты и стали определяющим жанра.

Приемы и эффекты инди-музыки

Эффект старения записи

Один из главных приемов, создающих ощущение ностальгии — это искусственное состаривание записи. Исполнители намеренно добавляют потерю частот, искажения и раздвоение звука, чтобы создать эффект воспроизведения на магнитофоне или кассете. Он делает музыку менее современной и тем самым активирует чувство утраты. Рассмотрим несколько примеров песен с таким эффектом.

Mac DeMarco — «Chamber of Reflection»

Loading...

Одна из самых популярных песен ДеМарко. При ее создании использовался простой инструментал: два синтезаторных слоя, бас, ударные и вокал. В основе петля из аналогового синта, которая повторяется в песне постоянно, что добавляет эффект застоя или в каком-то смысле даже медитации. Также он использовал сатурацию — «перегревание» звука, как на старой пленке, которая сделала песню «шершавой», добавил компрессию, чтобы высокие и низкие части песни были ближе друг к другу и реверберацию, о которой поговорим позже.

Вообще для создания этой песни Мак ДеМарко использовал синтезатор DX7, через который пропускал и менял разные слои песни много раз. Разберем пару моментов из создания песни, чтобы понять, почему она звучит так интересно, что добавило ей эффект «воспоминания», при этом создана из простого инструментала и аккордов.

Original size 1292x1046

Синтезатор DX7 в виде программы

Оригинальный органный звук
1 min

Начнем с первого синта: измененного звука органа. Выше можно услышать изначальный вариант. Для его создания использовался пресет Rom1B 14-E.ORGAN 3, Мак избавился от резкого, высокочастотного звука, орган стал звучать более тепло и мягко. Следующим важным шагом было добавление хоруса, а в конце он добавил RC-20 Retro Color с Wooble, чтобы получить эффект «lo-fi» звучания. Вот, что вышло в конце:

Звук органа со всеми эффектами
1 min

Барабаны, с которых начинается песня, звучат сухо, приглушенно и довольно низкокачественно. Один из приемов в изменении звучания барабанов стало увеличение ползунка «room», что добавило эффект пространства и объемного звука. На примере «Chamber of Reflection» мы видим, что музыканты специально добавляют пространства между песней и слушателем. Также к барабанам применялось «сжатие» с помощью компрессора dbx-160, который использовали Tame Impala, их песни мы также разберем позже. Давайте послушаем барабаны до и после: мы можем заметить, как барабаны преобразились в то, что мы слышим в песне: мягкие, глухие и отдаленные.

Звук барабанов без эффектов
1 min
Звук барабанов с эффектами
1 min

Clairo — «Pretty Girl»

Песня была создана в GarageBand — базовом приложении на iphone. В интервью The Fader Клэр рассказывает, что создала песню спонтанно и записала ее у себя в комнате за 30 минут. Несмотря на «неряшливость» клипа и самой песни, она набрала много прослушиваний и прибавила певице много фанатов. Песня была создана на опыте ее отношений и желании быть красивой для кого-то. Продакшн специально не «полировался»: в песне остались микрофонный шум и остальные вытекающие. Клэр сама говорит, что использовала для создания то, что было под рукой. Именно эта домашняя запись напоминает звучание с кассеты. В песне поется о личной истории, а состаривание записи только усиливает эффект того, что мы будто слушаем не саму песню, а воспоминание о ней или как минимум старую запись о давно забытом воспоминании.

Loading...

Men I Trust — Tailwhip

Пример мягкого bedroom pop инди. Коллектив Men I Trust вначале работал по идеологии DIY: продюсером и ключевым саунд-дизайнером является Драгош Кириак — продюсер и клавишник. Их песни включают цифровую аккуратность, но при этом эффекты, привычные инди-музыке: сатурация, фильтрация, wah-эффекты. Многие звуковые найденности рождались на месте экспериментально и через изобретение их на месте.

Original size 640x456

Фото группы «Men I Trust»

«Tailwhip» использует фильтрованный, мутный гитарный паттерн и мягкую компрессию вокала. Создается некий эффект патины — налет на поверхности металла, но если применить этот термин к музыке, то он хорошо описывает звучание этой песни и в принципе звучание инди музыки. Сочетание всех эффектов: фильтрации, компрессии, приглушенных инструментов и остальных создает схожее с кассетным отпечатком звучание.

Во всех трех примерах присутствует минималистичная аранжировка, аналоговый тембр и намеренная «грязь». Эти приемы в совокупности смещают звук во временной перспективе, делают звук таким, будто мы слушаем его в студийной записи или с кассеты, а все это придает музыке ностальгическое впечатление.

Lo-fi музыка

Говоря о инди-музыке нельзя упомянуть lo-fi и его влияние на жанр. Lo-fi обозначает «low fidelity» что в переводе «низкое качество». Собственно это и представляет из себя это направление: музыке этого жанра характерно низкое качество звука, использование потрескиваний, шуршания, помех, искажений и других соответствующих эффектов. Lo-fi, как и инди, вызывает чувство ностальгии, поэтому некоторые инди-исполнители используют эффекты lo-fi для своих песен.

Alex G — «Treehouse»

Original size 2282x1316

«Treehouse» — Alex G, Emily Yacina (2011)

Вся песня звучит как черновик, случайно найденный спустя годы лежания в закромах. Она является одной из ранних песен Алекса и текст в ней довольно простой, так как он рассказывает о ребенке или подростке, которому хочется побыть одному, но при этом он боится одиночества и ему хочется видеть рядом друга. Вообще «treehouse» не сильно похожа на более поздние песни исполнителя, отчего у меня только усиливается ощущение того, что ее писал ребенок. Алекс изначально работал в домашних условиях, отчего многие его песни это демо или домашние записи. От этого запись не «гладкая», остается некоторый шум. На выходе мы получает ощущение интимности, близкого воспоминания и ностальгии, которая присутствует у слушателей lo-fi.

Teen Suicide — «Everything is Fine»

Звук песни очень приглушенный, голос очень сильно заглушается музыкой, к тому же искажен. Вся песня похожа на шум, будто много яркое многогранное и громкое воспоминание. Группа использовала дисторшн, чтобы сделать звук более грязным и плотным. И хоть песня абсолютно не звучит как привычный lo-fi, от ее звучания есть эффект этого жанра. По крайней мере у меня появляется ностальгическое чувство, будто я когда-то была американским подростком в гаражной группе.

Реверберация

Reverb — это искусственно созданное ощущения отражения звука в помещении, оно добавляет дистанцию, будто музыкант находится в помещении. Реверберация появилась в музыке в 1930-х годах с помощью эхо-камер, где звук записывался в специальных помещениях, затем были созданы пружинные и пластинчатые ревербераторы, когда звук изменялся с помощью большого металлического листа. Уже в 80-х появились цифровые ревербераторы, а после конволюционные. Эффект реверберации пытались достичь разными способами, но в любом варианте звук выходил раздвоенным и пространственным.

Cigarettes After Sex — «Nothing’s Gonna Hurt You Baby»

Звук слышен очень отдаленно, но при этом громко, потому что в песне используется hall reverb — будто она была записана в большом зале. Вокал будто находится в тумане, смягченный и без резких частот, даже учитывая, что певец довольно спокойно. Эта песня уже звучит не как громкое, а как мягкое и приятное воспоминание, может быть о ком-то близком. Реверберацией достигается эффект светлой, до боли приятной ностальгии.

Tame Impala — «Let it Happen»

Песня вышла как главный сингл альбома «Currents» (2015). Она длится 7 с половиной минуты, а вторая ее половина содержит повторяющийся раздел, будто поцарапанный компакт-диск, а также словно вокодированный вокал, который на самом деле был обработан с помощью клавишного сэмплера, а сам текст этой части содержит бессмыслицу. Эффект глитча и скачков звучания является частью художественной идеи, передающей перемены, внутренний хаос и принятие неопределенности, а реверберация только усиливает это.

Original size 638x326

1. Обложка песни «Let It Happen» — Tame Impala (2015) 2. Обложка альбома «Currents» — Tame Impala (2015)

Тембр и вокал

Alex G — «Mis»

Одним из основных приемов, влияющим на восприятие песни как воспоминания является особенности вокала и тембр голоса. И у исполнителя Александра Джаннасколи вокал является главной отличительной чертой, которая также передает ощущение того, что мы слушаем воспоминание о песне. Например, в песне «Mis» из альбома «Rules» (2012) вокал не только необычно исполнен, но и к нему также было использовано панорамирование: один вокальный слой может быть спроецирован на левый канал, а второй — на правый, таким образом создается эффект диалога, а в случае данной песни внутреннего конфликта. Меланхоличный темп, простота аранжировки и простой текст песни делают ее похожей на печальное болезненное воспоминание о потере, к которому герой возвращается снова и снова, только делая себе еще больнее.

Original size 2282x1316

«Mis» — Alex G (Rules, 2023)

Arctic Monkeys — «No. 1 Party Anthem»

На фоне других песен из альбома «AM» (2013), эта песня более спокойная и мелодичная. Хоть песня и о вечеринке, как будто она описывает момент после, о воспоминании о вечеринке и о том, что на ней произошло. Или же рассказывает восприятие героя на события там. Вокал в песне очень мягкий, мелодичный и растянутый, здесь мы будто слышим приятное светлое воспоминание, в которое хочется прилечь и отдохнуть. В «No. 1 Party Anthem» эффект воспоминания о песне и ностальгии достигается скорее не за счет глитчей или других эффектов, а за гармонию текста, тембра и мелодии. Эта песня словно противоположность «Mis» Алекса, того, каким другим способом можно достичь нужного эффекта. Обычно в инди-музыке именно эти два вокала самые встречающиеся.

Tape Hiss и хорус

Есть еще множество приемов, про которые можно было написать, но все они имеют один общий эффект: ностальгический. Помимо вышеперечисленных эффектов также часто встречается шипение ленты, которое обычно присуще аналоговым магнитным записям. Другой эффект, встречающийся в инди-песнях, это хорус, который присутствует в песне «Show me How» группы Men I Trust. Многослойность вокала, будто песню поет хор, как будто мы слышим ее в чьей-то памяти.

Русские инди-исполнители

Original size 1200x702

1. Обложка к альбому «Главный герой» (2024) — «Сова»; 2. Фото группы «Pompeya»; 3. Обложка к альбому «Вся моя радость» (2012) — «IFWE»; 4. Обложка к альбому «Наверное, точно» (2019) — «СБПЧ».

В СНГ тоже есть группы, которые создают инди-музыку. Но они отличаются от иностранных исполнителей, их песни часто звучат как что-то близкое русскому слушателю. Волна российской инди-музыки не копирует западные жанры, а переосмысливает их под культурный и эмоциональный контекст русскоязычной аудитории, хоть и многие артисты используют те же приемы. Но другое звучание из-за сочетания нескольких фактов. Во-первых, русский язык грубее, но не в плохом смысле, и приземленнее, он менее воздушный. Во-вторых, на русскую инди-музыку очень повлиял жанр пост-панка с его характерным депрессивным, нервным настроем и часто монотонным звучанием. И, в-третьих, темы, связанные с бытом, городами СНГ, или же просто грустные, меланхоличные и вечные темы любви и одиночества.

Буерак — «Спортивные очки»

В песне прослеживается VHS-эффект, реверберация, шум и другие приемы, создающие привычный для инди-музыки звук. Здесь мы прослеживаем воспоминание, которого будто бы и не было, оно произошло, но мы не знаем, было ли оно на самом деле. Это достигается также за счет темпа, он довольно быстрый, но из-за множества наложений и звуковых эффектов мы слышим все будто под оглушением. А из-за приземленности и резкости русского языка песня воспринимается безысходно, герой скрывается за очками, ему уже плевать, что происходит вокруг.

Пасош — «я очень устал»

В этой песне очень ярко прослеживается влияние пост-панка и думерской эстетики. Помимо того, что текст песни депрессивный и очень простой, будто автор настолько устал, что даже особенный текст придумывает не было сил, эффекты еще больше усиливают меланхоличность песни. Здесь голос еле слышно: он загружается шумом, реверберацией, а половину песни вообще нет текста. Также на фоне основного вокала можно услышать еще более тихий голос, уже более низкий, но он звучит не так, будто два человека поют, а второе «я» основного героя песни.

Original size 2282x1316

«я очень устал» — Пасош (2014)

На основе этих двух песен можно понять основную концепцию и главные отличия русского инди от западного. Если иностранная инди-музыка более романтичная, в фантазиях, даже если грустная, то эта грусть тянущая и будто более мягкая, то русская инди-музыка погружающая и давящая. И, самое главное, русская музыка обращается к грустной, скудной реальности, в то время как западная — к абстрактной эмоции.

Концепция «Призракологии» и тоски об утраченном будущем

Original size 1380x358

Философы Жак Деррида и Марк Фишер

Какова же причина подобного звучания? Термин «призракология» или Хонтология» (от англ. hauntology), введенный Жаком Деррида, хорошо подходит к концепции инди-музыки. Этот термин означает парадоксальное состояния призрака, который ни существует, ни не существует. Философ Марк Фишер позднее интерпретировал призракологию «духом времени», когда культура одержима мыслью об «утраченном будущем» и его возможных вариантов. Также с развитием интернет-культуры появился «кризис чрезмерной доступности». Согласно Фишеру, больше ничего не исчезает, все возвращается в интернет, образуются временные петли, бесконечно возвращающийся момент травмы. Если объединить все эту в одну мысль, то получается, что ностальгическое звучание инди-музыки возникло под влиянием современной культуры «утраченного будущего». «Призракология» не является причиной инди-музыки, а скорее некой интерпретацией. Не вся инди-музыка тоскует о несбыточном будущем или печальном прошлом, но многие песни появились как раз по аналогии этого термина.

Клипы

Loading...

Напоследок рассмотрим клипы к инди-песням, которые дополняют их звучание. Во многих таких клипах присутствуют те же эффекты, какие были в песне, но только их визуальный аналог. Например, песня «Tailwhip» группы Men I Trust использует в клипе коллаж, что своего рода также часть идеологии DIY. Также есть замыленность и эффект патины, которое соответствует песне, а также мягкая цветокоррекция.

Loading...

Еще один интересный клип к песне «Alien Blues» группы Vundabar. Здесь есть виньетка, что добавляет состаривание, сильная цветокоррекция с упором на зеленый цвет, добавляет болезненности и очень хорошо дополняет песню.

Loading...

Вывод

Инди-музыка, как зарубежная, так и русская, формирует уникальное, отличное от других жанров ощущение воспоминания, потому что в своем звучании стремится не к точности, а к эмоциональному отпечатку. В отличие от мейнстримных жанров и групп, инди сознательно использует недосказанность и неидеальность как художественный прием, отчего мы слышим будто не саму песню, а воспоминание о ней. Инди-музыка не просто жанр, а пространство, в котором слушатель может натянуть на себя воспоминания исполнителя и прожить момент с ним.

Bibliography
Show
1.

«Chamber of Reflection» — Mac DeMarco, (Salad Days, 2014)

2.

«Pretty Girl» — Clairo, (сингл, 2017)

3.

«Tailwhip» — Men I Trust, (Tailwhip EP, 2017)

4.

«Treehouse» — Alex G, (сингл, 2011)

5.

«Everything Is Fine» — Teen Suicide, (DC Snuff Film / Waste Yrself, 2015)

6.

«Nothing’s Gonna Hurt You Baby» — Cigarettes After Sex, (I. EP, 2012)

7.

«Let It Happen» — Tame Impala, (Currents, 2015)

8.

«Mis» — Alex G, (Rules, 2012)

9.

«No. 1 Party Anthem» — Arctic Monkeys, (AM, 2013)

10.

«Show Me How» — Men I Trust, (Oncle Jazz, 2019)

11.

«Спортивные очки» — Буерак (2012)

12.

«я очень устал» — Пасош, (Демо, 2014)

13.

«Alien Blues» — Vundabar, (Gawk, 2015)

14.

MacDemarco — Chamber Of Reflections // Noisechest URL: https://www.noisechest.com/articles/macdemarco-chamber-of-reflections?utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 17.11.2025).

15.

J. Derrida Spectres de Marx. — 1993

Image sources
Show
1.

https://mg.live/alexg (дата обращения: 17.11.25)

2.

https://www.last.fm/ru/music/The+Cure (дата обращения: 17.11.25)

3.

https://www.macdemarco.com/ (дата обращения: 17.11.25)

4.

https://en.wikipedia.org/wiki/The_Smiths (дата обращения: 17.11.25)

5.

https://www.youtube.com/watch?v=pQsF3pzOc54 (дата обращения: 17.11.25)

6.

https://www.youtube.com/watch?v=ClBJ75G-RRY&t=1s (дата обращения: 17.11.25)

7.

https://en.wikipedia.org/wiki/Currents_%28album%2 9 (дата обращения: 17.11.25)

8.9.10.11.

https://www.youtube.com/watch?v=9IZKcb3LndA (дата обращения: 17.11.25)

12.

https://www.youtube.com/watch?v=V8fYAAh5uuA (дата обращения: 17.11.25)

13.

https://www.youtube.com/watch?v=mngtcfcaVrI (дата обращения: 17.11.25)

Почему инди-музыка звучит не как сама песня, а как воспоминание о ней
4
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more