
Навигация
Концепция
1920–1930‑е: Рассвет
1940-е: Война
1950–1960-е: Оттепель
1970–1980-е: Закат
Заключение
Концепция
Советский плакат — не просто способ коммуникации, это настоящий феномен своего времени. Простая картинка в сочетании с коротким броским текстом стала идеальной формулой для коммунистической пропаганды. Настолько, что плакаты эти вышли за пределы Советского Союза и, можно сказать, актуальны и в наше время. Мне стало интересно, какие именно графические приемы и решения используются в советском плакате. Всегда ли они были одинаковые или со временем видоизменялись? Мне кажется, что советский плакат имел определенные стадии развития, но так ли это на самом деле, мне предстоит узнать в процессе исследования.

Неизвестный художник. «Все в библиотеку». 1929
Поскольку советский плакат охватывал если не все сферы жизни человека, то абсолютное большинство, я, при всем желании, не смогла бы рассмотреть все плакаты, поэтому из всех существующих типов я решила остановиться на рассмотрении социальных плакатов.
При отборе материала мне было важно, чтобы плакаты различались между собой по стилю и были достаточно популярны и узнаваемы.
Так как советский плакат и без того неразрывно связан с советским государством, что уж говорить о тех из них, которые относятся к социальным, поэтому я решила, что логично связать разделения своего исследования с определенными периодами жизни СССР.
1920–1930‑е: Рассвет
В 1920-е годы плакаты в СССР находятся в своем «золотом» периоде. После революции они занимают главенствующую роль для пропаганды и агитации.
Первые плакаты похожи на иллюстрации к книге сказок, в них достаточно много текста и детализированные иллюстрации. В плакате А. Радакова это ощущение еще больше усиливает классическое сравнение ученья со светлим и добрым мором, а неученья с темным, страшным лесом. Н. Когоут буквально пишет этот текст на книге: «От мрака к свету. От битвы к книге. От горя к счастью».
А. Радаков. «Родители, посылайте детей в школу!». 1920
Следующие плакаты уже более авангардны. Они выполнены в технике литографии, при помощи простых чистых цветов, с интересной акцентной типографикой.


И. Короть. «Учиться, учиться, учиться». 1925/ И. Громицкий. «Неграмотный ребёнок — позор для матери». 1930
Кажется, что наиболее узнаваемые плакаты времен Советского союза выполнены в стиле конструктивизма. Именно в этом стиле выполнены следующие два плаката. Здесь использованы сильноконтрастные цвета, которые моментально привлекают внимание. Также тут можно наблюдать зарождения стиля, который уже в 30-е годы нарекут соцреализмом.
Неизвестный автор. «Долой неграмотность». 1925
Еще один классический для советского плаката прием — фотоколлаж, он тоже появился уже в 20-е годы.
Неизвестный художник. «Вот виновники беспризорности». 1925
Распространенной темой для печатной графики 30-х годов было выполнение плана пятилетки, в которую, на мой взгляд, как нельзя кстати вписывается техника фотоколлажа.
Густав Клуцис. «Развитие транспорта — одна из важнейших задач по выполнению пятилетнего плана». 1929
Еще одним жанром, активно используемым для пропаганды, были карикатуры. Небольшие сюжетные картинки, отлично передающие настроения общества.


В. Н. Дени и Д. Бедный. «Враги пятилетки». 1929/ В. Н. Дени, Н. А. Долгоруков. «Пятилетний план 1928 год». 1933
1940-е: Война
В военные годы и без того не слишком четкая черта между социальным и политическим плакатом стирается еще сильнее. Они открыто призывают народ объединиться против общего врага и встать на защиту своей Родины.
«Он выгорел, как гимнастерка, Он весь изранен, весь в пыли, Дождем и ветром краску стерло, И тени лишние легли. Но он стоит, неколебимый, Такой простой необходимый, Наш верный спутник, наш солдат, Дорожный выцветший плакат…» Наталья Гюне
Не будем далеко уходить от ранее упомянутой мной карикатуры. В советских плакатах военного времени немцы изображаются исключительно в сатирическом ключе
Кукрыниксы. «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». 1941
В. Дени. «Фашистская ставка. Красноармейская поправка!». 1943
А вот советская воин наоборот, невероятно силен и героичен.
В. Дени. «Красной армии метла, нечесть выметет дотла!». 1943
Для агитации использовались все возможные виды графических решений, тут и гравюры и фотоколлажи и просто рисунки. Но благодаря контрастным цветам (красный, белый, черный) и сюжетам они все одинаково хорошо «работают», притягивают к себе внимание.
И. М. Тоидзе. «Родина-мать зовет!». 1941


Д. Моор. «Ты чем помог фронту!». 1941/ Н. Денисов, Н. Ватолина. «Граждане Советского Союза, сдавайте тёплые вещи для Красной Армии, мужественно сражающейся с фашистскими бандами!». 1941


Н. М. Аввакумов. «Больше металла — больше оружия!». 1941/ В. Корецкий. «Народ и армия непобедимы!». 1941


Э. Лисицкий. «Все для фронта! Все для победы!». 1942/ П. Караченцевой. «Урал — фронту». 1942
В победных плакатах используется еще и голубой цвет, который символизирует надежду на светлое и счастливое будущее.


Н. П. Карповский. «Слава советским войскам, водрузившим знамя победы над Берлином!». 1945/ В. Слыщенко. «С Победой!». 1945
1950–1960-е: Оттепель
В период оттепели уже не появляется новых графических решений. Среди социального плаката довольно прочно укрепился соцреализм.
Однако появилась новая тема. После войны, общество желает сохранить только сложившийся мир.
Б. Ефимов, Н. Долгоруков «Силы мира непобедимы!». 1950


Н. Чарухин. «Пусть всегда будет небо, пусть всегда будет солнце!». 1961/ В. С. Иванов. «Да здравствует мир!». 1958
Также никуда не ушла тема вредных привычек. Которые пытались искоренить, при помощи конкретных примеров, показанных на плакатах
Н. Вележева, Н. Кузовкин. «Стыдно!». 1959


Неизвестный автор. «Иностранные разведчики усиленно охотятся за любителями выпить». 1959/ В. И. Говорков. «Из рабочей гущи выгоним пьющих». 1966


О. Масляков, Е. Цвик. «„Вон дармоедов с тёпленьких мест! Кто не работает, тот не ест!“». 1961/ В. Говорков. «Как работал, так и заработал». 1964
Б.Резанов. «Он постиг одну науку, — как вернее взятки брать». 1956 год.
В. Говорков. «Порок-за порог!». 1959
1970–1980-е: Закат
К 80-м годам советский социальный плакат приходит в тупик. В большей степени это связано с утратой веры в коммунистическую идеологию. Страна начала разваливаться, и пропаганда перестала быть убедительной, стала слишком абстрактной.
С этой же стороны, художники стали чуть более развязаны, и оттого с графической точки зрения они представляют собой весьма интересные экземпляры.


А. Ординацев. «Ни в спецовку, ни в робу, не рядись, алкоголь.» 1981/ Неизвестный автор. «Переход на „тот свет“». 1988


М. Лукьянов, В. Островский. «Умей отдыхать». 1973/ К. Иванов. «Наше условие — долой сквернословие!». 1981
В. Сурис. «Сказка стала былью». 1987
Г. Ф. Камрадзиусс. «Качество — точность, надежность, прогресс». 1977
Заключение
Таким образом, можно сказать, что основной этап своего развития советский социалистический плакат прошел в первые 20 лет своего существования, но это не помешало ему оставаться невероятно важной частью жизни в обществе людей и стать очень ярким пластом в истории графического дизайна.