Original size 1750x2480

Пересечение философий Карла Юнга и Роже Кайуа в играх

PROTECT STATUS: not protected
1
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

1. Концепция 2. Пересечения философий Юнга и Кайуа в доцифровых играх. 3. Persona 4. Psychonauts 5. Silent Hill 2 6. Ссылки 7. Источники изображений

Концепция

Архетипы Карла Юнга представляют собой универсальные, исторические образы, ассоциации и мотивы, которые существуют в коллективном бессознательном общества.

Карл Густав Юнг. Швейцарский психолог и психиатр, основоположник аналитической психологии.

По Юнгу: коллективное бессознательное — это глубинный слой психики человека, обусловленный совокупностью опыта прошлых поколений, символов и архетипических образов, которые могут обусловить сходство мифов и идей разных культур.

big
Original size 3000x1684

12 архетипов по Юнгу.

Иными словами, люди на бессознательном уровне разделяют одни и те же психологические структуры (Матерь, Тень, Персона и т. д.), влияющие на восприятие и мировоззрение.

Это оправдывает актуальность анализа игр с точки зрения Юнга: игровые сюжеты часто строятся на мифологических архетипах (героя, мудреца, отшельника и т. д.), а сам игровой процесс вовлекает индивидуальное бессознательное игрока через символику и образы.

Роже Кайуа. Французский писатель, эссеист, философ, социолог.

Роже Кайуа в своей теории выделяет четыре фундаментальные категории игры: agôn (соревнование), alea (удача), mimicry (подражание) и Ilinx (головокружение, экстаз).

Original size 570x300

Виды игр по системе деления Р. Кайуа.

Например:

Agôn — соревновательные игры: шахматы, бильярд\пул — игры, успех в которых зависит от мастерства;

Alea — игры на удачу: лотерея, азартные игры, лут-боксы, казино-слоты — в них результат определяется судьбой;

Mimicry — игры заточеные на подражание: театр, крокодил, НРИ\ЖРИ — участник принимает на себя другую роль;

Ilinx — игры, связанные с психофизическими ощущениями тошноты, головокружения и риском жизни: карусели, зиплайн, водные горки — игры, вызывающие чувство дезориентации или экстатическое волнение.

Так же надо отметить, что по одиночке, эти категории очень тяжело встретить. Зачастую, в играх встречается от двух, до четырех типов.

Эти категории помогают анализировать игровые механики и поведение игроков: так, смешение agôn и alea часто встречается в видеоиграх (например, карточные игры сочетает соревнование и случай), а влияние mimicry ярко проявляется в RPG, когда игрок «примеряет» на себя роль персонажа. Ilinx же прослеживается в шокирующих и психоделических элементах, способных вызвать у игрока головокружение или страх.

Задача этого визуального исследования: сопоставить психологические концепции Карла Густава Юнга с игровыми моделями Роже Кайуа.

Дворовые игры

Философии обоих авторов четко прослеживаются как в доцифровых, так и современных играх: архетипы создают сюжеты и образы героев, а категории Кайуа позволяют классифицировать геймплей и мотивацию игроков.

Актуальность темы определяется современной распространенностью видеоигр как культурного феномена, где глубинные психологические мотивы и формы активности постоянно пересекаются.

«Лес» Мейерхольд Всеволод

«Обещание на рассвете» Владимир Гурфинкель

Зрители драматических постановок.

Также надо отметить, что теории обоих авторов можно проследить и в доцифровых эпохах: театр, где одни люди брали на себя роль персонажей, отыгрывая определенный опыт, а другие — наблюдателей.

Точно такое же деление на роли можно отследить и в иных событиях: суд — у каждого человека есть четкая роль, которой он должен придерживаться, подстраиваясь под определенные правила (у некоторых лиц даже присутствуют отличительные черты, присущие именно этой роли — парики в облачении судей яркий тому пример).

Original size 1924x1417

Классическое облачение судей в Англии 19 века.

Теоретическая значимость состоит в объединении гуманитарного (архетипы) и социально-игрового (типология Кайуа) подходов для понимания игр как особого культурного опыта. Нынешние игры часто представляют из себя совокупность культурного просвещения (истории) и нового физического опыта (механики и динамики).

Практическая значимость — в том, что такое понимание может помочь гейм-дизайнерам и сценаристам создавать более осмысленные игры и их миры, поможет критикам и исследователям точнее интерпретировать игровые произведения через призму психологических и социокультурных моделей.

Серия игр Persona

В серии Persona (Atlus) центральные концепцией выступает философия Карла Юнга: главные герои сталкиваются с Тенью — подавленными частями личности, олицетворяющие негативные черты и эмоции — и освобождают собственные Персоны (образы личности человека, олицетворяющие совокупность их характера и восприятия других людей).

Original size 1200x675

Бой с первым боссом-тенью. Persona 3 Reload. Atlus (2024)

Углубимся на примере 3 части игры: Persona 3 Fes и Persona 3 Reload

Original size 1280x720

Кадр из вступительного ролика Persona 3 Reload, показывающий призыв персоны главным героем. Atlus (2024)

Original size 1600x900

Persona 3 Fes Atlus (2007)

Механика смены пресоны буквально визуализирует юнгианские архетипы: персонажи снимают психологические маски, чтобы в полной мере проявить свои внутренние качества личности.

В геймплейном плане Persona реализует категорию Кайуа mimicry и agon — игрок проживает жизнь школьника, ставший лидером разведочной группы комитета S.E.E.S., члены которого расследуют инциденты спровоцированные появлением теней, а также ликвидируют последствия. Игрок взаимодействует с симуляцией социальной жизни и битв: элемент agon проявляется в боях с врагами, где для удачного уничтожения тени, нужны знания о способностях членов команды, так и о слабостях противника.

Original size 1980x1114

Persona 3 Reload. Atlus (2024)

Psychonauts

В Psychonauts герой исследует чужие подсознательные миры, буквально проявляя коллективное бессознательное на экране. Психоделические уровни, наполненные символикой (сновидческие пейзажи, странные образы), иллюстрируют идею погружения в архетипический мир каждого персонажа.

Original size 1024x576

Psychonauts Double Fine Productions (2005)

В игровой механике присутствует mimicry — игрок «примеряет» чужие роли и когнитивные стили — а психоделические элементы искажают восприятие, приближая опыт к ilinx. Таким образом, игра объединяет юнгианскую идею общей психологической реальности с категориями Кайуа: искаженные режимы платформинга могут вызывать «головокружительный» страх и экстаз, что близко к илинкс.

Silent Hill 2

Original size 1200x675

Silent Hill 2 Konami (2001)

Классический психологический хоррор, где главный герой Джеймс сталкивается с воплощениями анимы и анимуса. Он проецирует свои подавленные желания и страхи на монстров: эти чудовища — «телесные проявления» его внутренних архетипов. Иными словами, страх, смерть и вина выступают как архетипические образы. При этом игра является живым примером илинкс-игры: мрачная атмосфера, неустойчивая реальность и жуткие образы создают у игрока состояние тревожного головокружения, аналогичное ilinx по Кайуа.

Silent Hill 2 Konami (2001)

Например, Пирамидоголового можно интерпретировать как собирательный образ вины и наказания, а другие монстры — как проявления подсознательных комплексов Джеймса.

Таким образом, анализ примеров показывает, что в разных видеоиграх идеи Юнга и категории Кайуа нередко пересекаются, поддерживая друг друга.

Архетипические сюжеты (поиск себя, борьба со «тенью», образы матери/королевы/демона) задают глубинный смысл повествованию, а игровые механики реализуют формы игры: соревнование, случай, ролевую имитацию или экстремальные переживания. Это расширяет понимание игр не просто как развлечения, но как культурного феномена, обогащенного психологией и социологией игры.

Ссылки

Юнг, Карл Густав // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Юнг, _Карл_Густав (дата обращения: 17.11.25).

Роже Кайуа // LiveLibe URL: https://www.livelib.ru/author/150377-rozhe-kajua (дата обращения: 17.11.25).

Жуков В. Н. К.Г. ЮНГ: КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, АРХЕТИПЫ, КУЛЬТУРА // Образование и право. 2022. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-g-yung-kollektivnoe-bessoznatelnoe-arhetipy-kultura (дата обращения: 17.11.2025).

Persona 3 Reload URL: https://p3re.jp/en (дата обращения: 17.11.25).

Кайуа Р. Игры и люди. — 1958

Аликин Виктор Анатольевич Игра в философии Роже Кайуа: между инстинктами и культурой // Logos et Praxis. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-v-filosofii-rozhe-kayua-mezhdu-instinktami-i-kulturoy (дата обращения: 19.11.2025).

Ссылки на игры

Persona 3 Reload Sega. Atlus. 2024

Original size 4096x2304

Persona 3 Reload

Psychonauts Double Fine Productions. 2005

Original size 904x504

Silent Hill 2 Konami. 2001

Original size 1280x720
Original size 736x1049
Image sources
Show
1.

Кайуа, Роже // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кайуа, _Роже (дата обращения: 17.11.25).

2.

The Golden Eye Of The Archetypes: Updated Diagram // Dischuss URL: https://dishcuss.com/post/8E0E7C552ACF2A99E05F80C31AF856D53080401B/12-Common-Archetypes (дата обращения: 17.11.25).

3.

Lawyers & Judges // Pinterest URL: https://ru.pinterest.com/pin/449304500323268886 (дата обращения: 17.11.25).

4.

Александр Островский: «Я и есть русский театр» // Милосердие.ru URL: https://www.miloserdie.ru/article/aleksandr-ostrovskij-ya-i-est-russkij-teatr (дата обращения: 17.11.25).

5.

Marion Post Wolcott — Kids // Pinterest URL: https://ru.pinterest.com/pin/406731410077319183/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 17.11.25).

6.

Olympic Archery: The Early Years // BOW Internationa URL: https://www.bow-international.com/features/olympic-archery-the-early-years (дата обращения: 17.11.25).

7.

Джордж Девол. 40 лет в игре. Часть 2 // URL: https://touransky.wixsite.com/jinn/post/джордж-девол-40-лет-в-игре-часть-2 (дата обращения: 17.11.25).

Пересечение философий Карла Юнга и Роже Кайуа в играх
1
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more