Original size 1240x1750

Партенопа: мифологический код Неаполя

PROTECT STATUS: not protected
2
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

Фильм Паоло Соррентино «Партенопа» представляет собой уникальный пример современного мифологического кинематографа, в котором художественный язык города становится равноправным участником повествования. Основанием для выбора данной темы является стремление выявить, каким образом фильм актуализирует древний миф о сирене Партенопе и превращает его в визуально-нарративный код Неаполя. Данный анализ важен, поскольку позволяет рассмотреть кино как средство репрезентации коллективной памяти и городской идентичности.

Принцип отбора материала строится на выявлении тех визуальных сцен, которые напрямую связаны с ключевыми мифологическими аспектами: рождением героини из моря, двойственной природой красоты и опасности, отождествлением персонажа с городом, демонической и жертвенной сторонами имени, финальным возвращением к истокам. Каждая из этих частей несёт определённую функцию в структуре мифа и подлежит визуально-символическому анализу.

Структура исследования выстраивается по логике этапов мифа и одновременно — жизненного пути героини. Рубрикация включает следующие разделы:

  1. Вступление;
  2. Мифологическая бинарность;
  3. Исток сирены;
  4. Я — город;
  5. Тёмная сторона имени;
  6. Возвращение домой;
  7. Итоги;
  8. Заключение.

В качестве текстовых источников используются труды по теории мифа и архетипа (А. Ф. Лосев, Е. Н. Эберт), исследования о культурном коде Неаполя и концепции города как мифологического тела. Их анализ направлен на сопоставление визуального ряда фильма с мифологическими структурами, описанными в научной литературе. При этом прямая цитатность сведена к минимуму, акцент делается на самостоятельной интерпретации.

Ключевой вопрос исследования формулируется следующим образом: какие мифологические смыслы активирует образ Партенопы в восприятии города?

Гипотеза заключается в том, что имя Партенопы функционирует как генеративный миф, который определяет как визуальную композицию фильма, так и внутреннее становление героини. Через её судьбу фильм раскрывает двойственную природу города — прекрасного и опасного, святого и порочного, рождающего жизнь и приносящего смерть. Партенопа становится не персонажем внутри мифа, а самим мифом, осознающим себя. Тем самым кино становится пространством, где Неаполь возвращает собственный миф его подлинному носителю — человеку.

Видеоэссе

Loading...

Вступление

Фильм Паоло Соррентино о Неаполе выстроен на основе мифологического культурного кода города, где архаические мифы и символы служат основой художественного мира картины. Центральным звеном этой системы становится имя героини — Партенопа.

Original size 2095x1178

«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024

По древнегреческой легенде, сирена Партенопа («девичий голос») погибает после встречи с Одиссеем, и на месте её гибели зарождается будущий город Неаполь. Так имя героини превращается в имя-родоначальницу города.

«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024

В нём уже заключены четыре основных компонента мифа (по А. Ф. Лосеву) — сюжет, личность, чудо и слово, — на которых построена мифологическая структура фильма.

Мифологическая бинарность

«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024

Партенопа предстает одновременно в образе прекрасной и демонической сирены: её красота и обаяние притягивают, но таят смертельную угрозу. Её голос — воплощение чистой красоты, однако, как и в древнем мифе, он может ранить и даже убивать.

Original size 2095x1178

«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024

Так сюжетная линия показывает архетип запретной любви: брат Партенопы, разделяющий с ней нежные чувства, погибает, погрузившись в море — то есть в первородный Хаос. Для самой сирены возвращение возлюбленного в пучину вод означает смерть, вызванную самим Эросом.

«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024

Original size 692x388

«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024

Таким образом, в образе героини переплетаются обольщение и опасность, страсть и фатальная гибель.

Исток сирены

«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024

«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024

Героиня буквально рождается в воде, что полностью повторяет мифологический исток сирены и подчёркивает её связь с хаотическим первозданным началом. Вода в культурном коде Неаполя символизирует сразу несколько смыслов: она олицетворяет начало мира и стихию Хаоса, религиозное крещение и чудо, а также отражает чувственность и эмоциональность самих неаполитанцев.

Original size 692x388

«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024

Поэтому Партенопу можно назвать и «дочерью моря», и «дочерью мифа» одновременно — рожденная морем, она стала воплощением мифа.

Я — Город

В картине Неаполь показан фактически как самостоятельный персонаж, а Партенопа становится его олицетворением. Между героиней и городом устанавливается прочная связь по формуле «я — город»: её личная история тождественна истории самого Неаполя. Красота Партенопы символизирует красоту самого города, а её страдания отражают тёмную, разрушительную сторону неаполитанской реальности. Её возвращение к родным берегам означает возвращение мифической основы городу.

Original size 2095x1178

«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024

При этом, как и сам город, Партенопа всё время балансирует между стихией Хаоса (она — современная сирена, воплощение страсти и необузданной природы) и стремлением к Логосу (научному или философскому знанию). Эта оппозиция Хаоса и Космоса (или Эроса и Логоса) является, по замыслу фильма, центральным мифологическим конфликтом картины.

«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024

«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024

Архетипы имени

Имя «Партенопа» пробуждает сразу несколько архетипических образов. С одной стороны, героиня предстает соблазнительной сиреной, чей голос пленяет и чарует — подобно очарованию Венеры (Афродиты), рождённой из морской пены. Её пленительная красота напоминает культ женской красоты и морских богинь античной мифологии.

Original size 2095x1178

«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024

Одновременно Партенопа выступает прорицательницей: профессор Маротта отмечает, что она умеет «видеть» — то есть обладает сакральным знанием, как у античных оракулов.

Original size 2095x1178

«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024

Наконец, проявляется и архетип жертвы: разрыв любви и утраты превращают героиню в жертву мифа, ведь её красота неизменно приносит горе окружающим. Таким образом, само имя задаёт её судьбу: Партенопа должна постичь мир, но её красота, словно роковой дар, ведёт этот мир к гибели.

Original size 2095x1178

«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024

Тёмная сторона имени

У имени Партенопы есть и демоническая сторона. Сирена ассоциируется не только с обольщением, но и с грехом, падением, смертью. В фильме тёмный аспект мифа проявляется через разные линии: мафия Каморры предстает как разрушительная сила и «альтернативный космос» города, показана развращенная религия (например, образ искушающего епископа, воплотившего падшего священника), а чудо святого Януария, на которое возлагают надежды, не происходит — магия мифа трещит по швам под давлением современной реальности.

«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024

Original size 2095x1178

«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024

Имя Партенопы в этом смысле становится символом мифа о наступающем чуде, которое в конце концов не случается.

Возвращение домой

«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024

Возвращение Партенопы в Неаполь оказывается ключевым этапом её взросления и самоосознания. Она проходит путь от чистой юной красоты к зрелости ума и пониманию мира, при этом не изменяя себе. Таким образом героиня становится не просто участницей своего мифа, а его живым продолжением. В финале, словно древняя сирена, она вновь выходит к морским берегам — но теперь это уже не гибель, а признание своего предназначения.

Итоги

Имя Партенопы оказывается самой тканью её судьбы, написанной мифом. В легенде сирена своим пением дарует жизнь городу, а в фильме героиня сама воплощает Неаполь. В мифе её красота означает смерть, а в картине — приносит жертвы тем, кто её окружает. Тогда песнь сирены была чистой магией, а в фильме взгляд Партенопы становится источником знания. Если раньше море символизировало смерть, то теперь оно становится местом рождения новой жизни. Она — Неаполь в человеческом облике, миф, переродившийся в новом теле

Original size 692x388

Имя Партенопы формирует и всю структуру картины: повествование становится цикличным и притчевым, выстроенным вокруг вечного возвращения сирены к морю.

Заключение

Соррентино «Партенопа» показывает: его структура и визуальный язык формируются вокруг мифа о сирене — основательнице Неаполя. Режиссёр не воспроизводит легенду буквально, а демонстрирует процесс её оживления в современности. Героиня становится не просто персонажем, связанным с городом, — она воплощает его мифическую природу и задаёт способ восприятия городского пространства.

Рассмотренные ключевые сцены — рождение из моря, привлекательность как опасность, сопряжённость тела героини с телом города, присутствие смерти и тьмы, возвращение к началу — соответствуют этапам классического мифологического цикла. Это подтверждает, что имя Партенопы действительно служит генеративным кодом, определяющим развитие сюжета и символический строй фильма. Неаполь здесь мыслится как живой организм, а миф — как его внутренняя энергия.

Сравнение с работой А. Ф. Лосева показывает: Соррентино сохраняет архетипическую основу мифа, но переосмысляет её с позиции личностного опыта. Партенопа проходит путь самопознания, и её взросление становится одновременно ростом мифа. Тем самым гипотеза об активном участии мифа в становлении героини полностью подтверждается: Партенопа не отражает миф — она им становится.

Следовательно, «Партенопа» — это не просто фильм о женщине и городе. Это акт восстановления разорванной связи между культурной памятью и современным человеком. Через визуальный образ героини Неаполь возвращает себе своё имя и голос, а миф продолжает жить как форма городской идентичности.

Bibliography
1.

Диалектика мифа: дополнение к «Диалектике мифа» / А. Ф. Лосев. — Москва: Изд. Мысль, 2001. — 559 с. (Философское наследие. Т. 130). ISBN 5-244-00969-9

2.

Эберт Е. Н. Мифо-символический культурный код Неаполя в фильме «Партенопа» Паоло Соррентино // Человек. Культура. Образование. 2025. № 2. С. 103–120. https://cyberleninka.ru/article/n/mifo-simvolicheskiy-kulturnyy-kod-neapolya-v-filme-partenopa-paolo-sorrentino

Image sources
1.

«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024

Партенопа: мифологический код Неаполя
2
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more