
Концепция
Фильм Паоло Соррентино «Партенопа» представляет собой уникальный пример современного мифологического кинематографа, в котором художественный язык города становится равноправным участником повествования. Основанием для выбора данной темы является стремление выявить, каким образом фильм актуализирует древний миф о сирене Партенопе и превращает его в визуально-нарративный код Неаполя. Данный анализ важен, поскольку позволяет рассмотреть кино как средство репрезентации коллективной памяти и городской идентичности.
Принцип отбора материала строится на выявлении тех визуальных сцен, которые напрямую связаны с ключевыми мифологическими аспектами: рождением героини из моря, двойственной природой красоты и опасности, отождествлением персонажа с городом, демонической и жертвенной сторонами имени, финальным возвращением к истокам. Каждая из этих частей несёт определённую функцию в структуре мифа и подлежит визуально-символическому анализу.
Структура исследования выстраивается по логике этапов мифа и одновременно — жизненного пути героини. Рубрикация включает следующие разделы:
В качестве текстовых источников используются труды по теории мифа и архетипа (А. Ф. Лосев, Е. Н. Эберт), исследования о культурном коде Неаполя и концепции города как мифологического тела. Их анализ направлен на сопоставление визуального ряда фильма с мифологическими структурами, описанными в научной литературе. При этом прямая цитатность сведена к минимуму, акцент делается на самостоятельной интерпретации.
Ключевой вопрос исследования формулируется следующим образом: какие мифологические смыслы активирует образ Партенопы в восприятии города?
Гипотеза заключается в том, что имя Партенопы функционирует как генеративный миф, который определяет как визуальную композицию фильма, так и внутреннее становление героини. Через её судьбу фильм раскрывает двойственную природу города — прекрасного и опасного, святого и порочного, рождающего жизнь и приносящего смерть. Партенопа становится не персонажем внутри мифа, а самим мифом, осознающим себя. Тем самым кино становится пространством, где Неаполь возвращает собственный миф его подлинному носителю — человеку.
Видеоэссе
Вступление
Фильм Паоло Соррентино о Неаполе выстроен на основе мифологического культурного кода города, где архаические мифы и символы служат основой художественного мира картины. Центральным звеном этой системы становится имя героини — Партенопа.
«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024
По древнегреческой легенде, сирена Партенопа («девичий голос») погибает после встречи с Одиссеем, и на месте её гибели зарождается будущий город Неаполь. Так имя героини превращается в имя-родоначальницу города.


«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024
В нём уже заключены четыре основных компонента мифа (по А. Ф. Лосеву) — сюжет, личность, чудо и слово, — на которых построена мифологическая структура фильма.
Мифологическая бинарность


«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024
Партенопа предстает одновременно в образе прекрасной и демонической сирены: её красота и обаяние притягивают, но таят смертельную угрозу. Её голос — воплощение чистой красоты, однако, как и в древнем мифе, он может ранить и даже убивать.
«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024
Так сюжетная линия показывает архетип запретной любви: брат Партенопы, разделяющий с ней нежные чувства, погибает, погрузившись в море — то есть в первородный Хаос. Для самой сирены возвращение возлюбленного в пучину вод означает смерть, вызванную самим Эросом.


«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024
«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024
Таким образом, в образе героини переплетаются обольщение и опасность, страсть и фатальная гибель.
Исток сирены


«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024


«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024
Героиня буквально рождается в воде, что полностью повторяет мифологический исток сирены и подчёркивает её связь с хаотическим первозданным началом. Вода в культурном коде Неаполя символизирует сразу несколько смыслов: она олицетворяет начало мира и стихию Хаоса, религиозное крещение и чудо, а также отражает чувственность и эмоциональность самих неаполитанцев.
«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024
Поэтому Партенопу можно назвать и «дочерью моря», и «дочерью мифа» одновременно — рожденная морем, она стала воплощением мифа.
Я — Город
В картине Неаполь показан фактически как самостоятельный персонаж, а Партенопа становится его олицетворением. Между героиней и городом устанавливается прочная связь по формуле «я — город»: её личная история тождественна истории самого Неаполя. Красота Партенопы символизирует красоту самого города, а её страдания отражают тёмную, разрушительную сторону неаполитанской реальности. Её возвращение к родным берегам означает возвращение мифической основы городу.
«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024
При этом, как и сам город, Партенопа всё время балансирует между стихией Хаоса (она — современная сирена, воплощение страсти и необузданной природы) и стремлением к Логосу (научному или философскому знанию). Эта оппозиция Хаоса и Космоса (или Эроса и Логоса) является, по замыслу фильма, центральным мифологическим конфликтом картины.


«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024


«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024
Архетипы имени
Имя «Партенопа» пробуждает сразу несколько архетипических образов. С одной стороны, героиня предстает соблазнительной сиреной, чей голос пленяет и чарует — подобно очарованию Венеры (Афродиты), рождённой из морской пены. Её пленительная красота напоминает культ женской красоты и морских богинь античной мифологии.
«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024
Одновременно Партенопа выступает прорицательницей: профессор Маротта отмечает, что она умеет «видеть» — то есть обладает сакральным знанием, как у античных оракулов.
«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024
Наконец, проявляется и архетип жертвы: разрыв любви и утраты превращают героиню в жертву мифа, ведь её красота неизменно приносит горе окружающим. Таким образом, само имя задаёт её судьбу: Партенопа должна постичь мир, но её красота, словно роковой дар, ведёт этот мир к гибели.
«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024
Тёмная сторона имени
У имени Партенопы есть и демоническая сторона. Сирена ассоциируется не только с обольщением, но и с грехом, падением, смертью. В фильме тёмный аспект мифа проявляется через разные линии: мафия Каморры предстает как разрушительная сила и «альтернативный космос» города, показана развращенная религия (например, образ искушающего епископа, воплотившего падшего священника), а чудо святого Януария, на которое возлагают надежды, не происходит — магия мифа трещит по швам под давлением современной реальности.


«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024
«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024
Имя Партенопы в этом смысле становится символом мифа о наступающем чуде, которое в конце концов не случается.
Возвращение домой


«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024
Возвращение Партенопы в Неаполь оказывается ключевым этапом её взросления и самоосознания. Она проходит путь от чистой юной красоты к зрелости ума и пониманию мира, при этом не изменяя себе. Таким образом героиня становится не просто участницей своего мифа, а его живым продолжением. В финале, словно древняя сирена, она вновь выходит к морским берегам — но теперь это уже не гибель, а признание своего предназначения.
Итоги
Имя Партенопы оказывается самой тканью её судьбы, написанной мифом. В легенде сирена своим пением дарует жизнь городу, а в фильме героиня сама воплощает Неаполь. В мифе её красота означает смерть, а в картине — приносит жертвы тем, кто её окружает. Тогда песнь сирены была чистой магией, а в фильме взгляд Партенопы становится источником знания. Если раньше море символизировало смерть, то теперь оно становится местом рождения новой жизни. Она — Неаполь в человеческом облике, миф, переродившийся в новом теле
Имя Партенопы формирует и всю структуру картины: повествование становится цикличным и притчевым, выстроенным вокруг вечного возвращения сирены к морю.
Заключение
Соррентино «Партенопа» показывает: его структура и визуальный язык формируются вокруг мифа о сирене — основательнице Неаполя. Режиссёр не воспроизводит легенду буквально, а демонстрирует процесс её оживления в современности. Героиня становится не просто персонажем, связанным с городом, — она воплощает его мифическую природу и задаёт способ восприятия городского пространства.
Рассмотренные ключевые сцены — рождение из моря, привлекательность как опасность, сопряжённость тела героини с телом города, присутствие смерти и тьмы, возвращение к началу — соответствуют этапам классического мифологического цикла. Это подтверждает, что имя Партенопы действительно служит генеративным кодом, определяющим развитие сюжета и символический строй фильма. Неаполь здесь мыслится как живой организм, а миф — как его внутренняя энергия.
Сравнение с работой А. Ф. Лосева показывает: Соррентино сохраняет архетипическую основу мифа, но переосмысляет её с позиции личностного опыта. Партенопа проходит путь самопознания, и её взросление становится одновременно ростом мифа. Тем самым гипотеза об активном участии мифа в становлении героини полностью подтверждается: Партенопа не отражает миф — она им становится.
Следовательно, «Партенопа» — это не просто фильм о женщине и городе. Это акт восстановления разорванной связи между культурной памятью и современным человеком. Через визуальный образ героини Неаполь возвращает себе своё имя и голос, а миф продолжает жить как форма городской идентичности.
Диалектика мифа: дополнение к «Диалектике мифа» / А. Ф. Лосев. — Москва: Изд. Мысль, 2001. — 559 с. (Философское наследие. Т. 130). ISBN 5-244-00969-9
Эберт Е. Н. Мифо-символический культурный код Неаполя в фильме «Партенопа» Паоло Соррентино // Человек. Культура. Образование. 2025. № 2. С. 103–120. https://cyberleninka.ru/article/n/mifo-simvolicheskiy-kulturnyy-kod-neapolya-v-filme-partenopa-paolo-sorrentino
«Партенопа», Паоло Соррентино, 2024