
Рубрикатор
1. Концепция 2. Принципы гармонии в архитектурном стиле Андреа Палладио 3. Развитие палладианства 3.1. Англия 3.2. Ирландия 3.3. США 3.4. Россия 4. Выводы
Концепция
Данное визуальное исследование посвящено изучению архитектурного наследия Андреа Палладио (1508–1580) и его адаптации в разных культурах.
Выбор этой темы обусловлен тем, что Палладио является значимой фигурой в истории архитектуры. Изучение его наследия позволяет проследить, как классические принципы, черпающие вдохновение в античной архитектуре Древнего Рима и Греции, были переосмыслены для создания как функциональных, так и эстетически привлекательных зданий. Палладианство, ставшее популярным благодаря трактату «Четыре книги об архитектуре», было воспринято в разных странах не только как эстетический, но и как идеологический образец.

Театр Олимпико, Андреа Палладио, 1580–1585 гг

Театр Олимпико, Андреа Палладио, 1580–1585 гг
Материалом для данного визуального исследования послужили изображения архитектурных сооружений, созданные как самим Палладио, так и его последователями в разных странах и исторических периодах. Отбор материала производился с целью представить развитие палладианства от его появления до неопалладианского возрождения, включая ключевые памятники.
Структура исследования строится по территориально-хронологическому принципу, что позволит последовательно проследить путь палладианства от его зарождения до распространения и адаптации. Исследование начнется с рассмотрения истока стиля, который сформировался в XVI веке в Венето (Италия), когда Андреа Палладио, вдохновленный архитектурой Древнего Рима и Греции, разработал принципы гармонии, симметрии и пропорции. Затем будут рассмотрены адаптации стиля в Англии, Ирландии, США и России.
Базилика Палладиана, Андреа Палладио, 1549–1617 гг
Принцип выбора и анализа текстовых источников основан на использовании научных статей и выдержек из академических публикаций, посвященных палладианству. Они содержат искусствоведческий анализ, исторические данные, раскрывающие особенности стиля, а также анализ первоисточника — «Четыре книги об архитектуре» (I quattro libri dell’architettura) Палладио. Кроме того, источники раскрывают особенности развития палладианства в разных странах, в том числе роль Колена Кэмпбелла и его труда «Vitruvius Britannicus» в популяризации стиля в Великобритании и Америке. В них также рассмотрена идейная адаптация Палладио в США и в российской архитектуре XX века.
В исследовании рассматривается вопрос о том, каким образом строгая система пропорций Палладио сохранила свою целостность, но при этом была приспособлена для выражения совершенно разных национальных идей.
Гипотеза исследования состоит в том, что влияние палладианства на другие страны объясняется комплексностью в его подходе. С одной стороны, Палладио искал строгий классический закон и порядок. С другой стороны, он делал выражение этого закона индивидуальным. Такая двойственность позволила его стилю легко адаптироваться, став универсальным языком для разных культур, и при этом сохранив ощущение порядка и гармонии.
Принципы гармонии в архитектурном стиле Андреа Палладио
Архитектурный метод Андреа Палладио основывался на убеждении, что красота архитектуры не является результатом произвола художника, а вытекает из объективных законов пропорции, гармонии и порядка.
Основным источником, на который опирался Палладио, была античная архитектура. Он стремился переосмыслить и адаптировать идеи античности для своей эпохи, изучая руины римских храмов и общественных сооружений. Палладио критически относился к наследию Витрувия, указывая на опасность неверного толкования его трудов из-за утраты оригинальных иллюстраций, хотя при этом он сотрудничал с Даниеле Барбаро в комментированном переводе трактата Витрувия.
Глава XXIII, «Четыре книги о архитектуре», Андреа Палладио, 1570 г
Главной целью Палладио было создание архитектурных сооружений, в которых структурная целостность и эстетическая привлекательность должны объединяться. Он утверждал, что красота является результатом соответствия целого частям, частей друг другу и частей целому. При этом, в отличие от некоторых своих предшественников, Палладио считал удобство, функциональность здания более важным, чем его исключительно эстетическую ценность. Эти принципы он изложил в своем фундаментальном труде «Четыре книги об архитектуре» (I quattro libri dell’architettura), опубликованном в 1570 году.
Вилла Ротонда в Виченце, Андреа Палладио, 1567–1605 гг
Вилла Ротонда в Виченце, Андреа Палладио, 1567–1605 гг
Стилистические особенности архитектуры Палладио проистекают из его убеждения в том, что красота основана на применении математики к эстетике. Он придерживался принципа строгой симметрии и пропорциональности, используя математические отношения для расчета пропорций каждой комнаты, например, 3:4 и 4:5.
Палаццо дель Капитаниато, Андреа Палладио, 1571–1572 гг
Палаццо Кьерикати, Андреа Палладио, 1550–1557 гг
В своих проектах Палладио широко использовал классические ордера (дорический, ионический, коринфский, а также тосканский и композитный), которые подробно описал в своем трактате. Колонны использовались для придания величия и создания иерархии значимости в структуре. Например, это видно в Базилике Палладиана (Basilica Palladiana) в Виченце. В Палаццо Кьерикати (Palazzo Chiericati) Палладио применил наложение ордеров: тяжелый тосканский ордер на первом этаже символизировал мощь, более легкий ионический ордер на втором этаже — элегантность. Это наложение создавало визуальное движение от земли к небу, выражая классическую идею восхождения.
Палаццо Кьерикати, Андреа Палладио, 1550–1557 гг
Одной из самых характерных черт стиля является Палладианское окно (также известное как Венецианское или Серлианское), представляющее собой центральное арочное окно, обрамленное двумя меньшими прямоугольными окнами. Это архитектурное решение способствует достижению симметрии и баланса, одновременно обеспечивая проникновение света.
Вилла Фоскари, Андреа Палладио, 1559–1560 гг
Палладио наиболее известен благодаря своим инновационным проектам вилл, которые он проектировал как функциональные и красивые объекты. Он рационализировал загородный дом (villa suburbana) с помощью симметричной структуры. Обязательным элементом было использование монументального портика, оформленного как фронтон древнего храма, что Палладио впервые применил к гражданской архитектуре. Виллы часто включали поднятый главный этаж (piano nobile), что обеспечивало защиту от сырости, а также имели центральный зал, служащий основным местом сбора. Эти здания были спроектированы так, чтобы гармонично вписываться в природное окружение благодаря портикам и лоджиям — для связи внутреннего и внешнего пространства.
Вилла Эмо, Андреа Паладдио, 1558–1559 гг
Вилла Эмо, Андреа Паладдио, 1558–1559 гг
Таким образом, архитектурный стиль Палладио представляет собой синтез классической чистоты, рациональной геометрии и гуманистической функциональности. Его стремление к порядку, симметрии и пропорции обеспечило его работам актуальность в последующие эпохи.
Базилика Сан-Джорджо-Маджоре, Андреа Паладдио, 1566–1610 гг
Базилика Сан-Джорджо-Маджоре, Андреа Паладдио, 1566–1610 гг
Базилика Сан-Джорджо-Маджоре, Андреа Паладдио, 1566–1610 гг
Вилла Барбаро, Андреа Палладио, 1560–1570 гг
Церковь Иль-Реденторе, Андреа Палладио, 1577–1592 гг
Церковь Иль-Реденторе, Андреа Палладио, 1577–1592 гг
Церковь Иль-Реденторе, Андреа Палладио, 1577–1592 гг
Развитие палладианства
Влияние Андреа Палладио вышло далеко за пределы Италии благодаря его трактату «Четыре книги об архитектуре». Издание, задуманное как практическое руководство, было рассчитано не только на архитекторов, но и на дилетантов. Это сделало классический стиль, основанный на простых линиях и математической эстетике, воспроизводимым в разных культурах.
Англия
Квинс-хаус (Queen’s House), Гринвич, Иниго Джонс, 1616–1635 гг
История палладианства в Англии разделяется на два четко выраженных периода, разделенных историческим разломом английской гражданской войны и последующей эпохой барокко. Первый период начался с Иниго Джонса, который совершил путешествие в Италию в 1613–1614 годах вместе с коллекционером искусства графом Арунделом и получил доступ к самым передовым архитектурным идеям эпохи. Джонс буквально переписал Палладио в контексте английской архитектуры, привнося новый язык классической гармонии и пропорции в страну, где доминировала готическая и проторенессансная традиции.
Квинс-хаус (Queen’s House), Гринвич, Иниго Джонс, 1616–1635 гг
Квинс-хаус (Queen’s House), Гринвич, Иниго Джонс, 1616–1635 гг
Банкетинг-хаус, Иниго Джонс, 1619–1622 гг
Однако подлинный расцвет палладианства в Англии наступил в начале периода Георгов как реакция на пышную, орнаментальную архитектуру позднего периода Стюартов. Недавно укрепившаяся виговская элита искала архитектурный язык, который соответствовал бы их политической философии порядка, разума и просвещения, и палладианство, с его математической точностью и классической простотой, казалось подходящим выражением этих идеалов. Колен Кэмпбелл, шотландский адвокат, обратившийся к архитектуре, сыграл ключевую роль в этом возрождении, опубликовав в 1715 году «Vitruvius Britannicus» — каталог современных британских зданий, в котором он резко критиковал барочные излишества и провозглашал возврат к классической простоте.
Хоутон-Холл, Колен Кэмпбелл, Уильям Кент, Джеймс Гиббс, 1721–1735 гг
Еще одной значимой фигурой неопалладианского возрождения в Англии был Ричард Бойл, 3-й граф Бёрлингтон, патрон, коллекционер и сам архитектор, который был описан одним критиком как «человек, ответственный за любопытное превращение палладианства в квазирелигию»[5]. Совместно с Уильямом Кентом они спроектировали Чизик-хаус, который был переинтерпретацией Виллы Ротонда Палладио, но, как отметили критики, очищенной от орнаментов шестнадцатого века, демонстрируя характерную черту английского палладианства — его суровую, экономную эстетику.
Чизик-хаус, Лорд Бёрлингтон, Уильям Кент, 1720-е гг
Характерные черты английского палладианства — это практичность и адаптивность. Английские архитекторы сохраняли основные палладианские принципы симметрии и пропорции, но упрощали детали, адаптируя стиль к английским строительным традициям и климату.
Холкем-холл, Эдвард Коук, 1734–1764 гг
Ирландия
Палладианство в Ирландии развивалось в существенно иных условиях, отчасти благодаря политической независимости ирландского парламента до 1801 года, и это привело к развитию более консервативного варианта палладианства, чем английский. Сэр Эдвард Ловелл Пирс стал ведущей фигурой ирландского палладианства, хотя его карьера была трагически сокращена ранней смертью. Его работы были более близкими к оригинальным палладианским принципам, чем их английские аналоги, отчасти потому, что ирландские архитекторы часто получали обучение на континенте и имели более прямой доступ к европейским принципам.
Каслтаун, Эдвард Ловетт Пирс, 1722 г
Одна из ключевых особенностей ирландского палладианства заключалась в его применимости ко всем социальным слоям и масштабам строительства. Тогда как английское палладианство часто оставалось привилегией аристократии и богатого среднего класса, ирландское палладианство проникло глубже, оказывая влияние даже на скромные особняки и жилые дома.
Белламонт-Хаус, Эдвард Ловетт Пирс, 1730 г
США
Палладианство в Америке эпохи революции и ранней республики стало не просто архитектурным стилем, а архитектурным выражением политической философии. Томас Джефферсон, один из авторов Декларации независимости и третий президент Соединенных Штатов, был поклонником архитектуры Палладио, называя его проекты своей «архитектурной библией»[4].
Монтичелло, Томас Джефферсон, 1769–1809 гг
Джефферсон верил, что палладианская архитектура наилучшим образом воплощает добродетели древней Римской республики и наиболее истинно выражает добродетель республиканизма конца восемнадцатого и начала девятнадцатого века. Классические линии палладианской архитектуры, с их четкой симметрией и рациональной организацией, соответствовали джефферсоновскому видению честной и прямолинейной архитектуры, необходимой для молодого демократического государства.
Капитолий штата Массачусетс, Чарльз Балфинч, 1795–1798 гг
Хаммонд-Харвуд Хаус, Уильям Бакленд, 1774 г
Ротонда Университета Вирджинии, Томас Джефферсон, 1822–1826 гг
Россия
Павловский дворец, Чарльз Камерон, Винченцо Бренна, Джакомо Кваренги, 1786–1800 гг
Интерес к палладианской архитектуре в Российской империи развился при правлении Екатерины II, которая была воспитана в духе западноевропейского просвещения и видела в архитектуре средство выражения просвещенного абсолютизма. Екатерина пригласила двух известных архитекторов в Россию: Чарльза Камерона и Джакомо Кваренги. Оба были истинными последователями Палладио. Например, Павловский дворец Камерона, построенный для сына Екатерины, демонстрирует палладианские принципы симметрии и классических пропорций, адаптированные к российским климатическим условиям.
Храм Дружбы в Павловском парке, Чарльз Камерон, 1781–1784 гг
Английский дворец в Петергофе (Фотография из альбома с видами зданий Петербурга и его окрестностей) Джакомо Кваренги, 1781–1796 гг
Параллельно с работой этих иностранных архитекторов, в России формировалась собственная архитектурная традиция, воплощенная в творчестве Николая Львова. Он работал в палладианском стиле и даже перевел на русский язык трактат Палладио. Благодаря Львову палладианская вилла — с ее фронтоном, колоннами и куполом — стала прообразом русской дворянской усадьбы.
1. Троицкая церковь-ротонда и пирамидальная колокольня, Николай Львов, 1785–1787 гг 2. Главный дом усадьбы князей Гагариных, Иван Фомин, 1913–1914 гг
Борисоглебский собор в Торжке, Николай Львов, 1785–1796 гг
Жилой дом на Моховой улице в Москве, Иван Жолтовский, 1932–1934 гг
Выводы
Таким образом, глобальное распространение палладианства было обеспечено его универсальностью. Палладио предлагал систему пропорций, которая могла быть применена и адаптирована к различным климатическим, политическим и социальным условиям, от сдержанной аристократической простоты Великобритании до демократического величия Соединенных Штатов.
Вилла Пьовене, Андреа Палладио, 1539–1540 гг
Гипотеза о двойственной природе палладианского подхода подтвердилась. С одной стороны, Палладио последовательно искал закон — ясную систему ордеров, модульное пропорционирование и соразмерность как соответствие достоинству и необходимости. Это обеспечивало стилю ощущение внутренней дисциплины и универсальности. С другой стороны, он допускал индивидуальное выражение этого закона, полагаясь на архитектурный такт последователей, готовых в частных случаях отступить от формулы ради целостного впечатления и соответствия окружающей среде.
A Global Renaissance. San Giorgio Maggiore / A Global Renaissance [Электронный ресурс] // The Global Renaissance: сайт. — URL: https://theglobalrenaissanceorg.wordpress.com/home/san-giorgio-maggiore/ (дата обращения: 10.10.2025).
Architecture Exhibitions. Palladio in Russia / Architecture Exhibitions [Электронный ресурс] // Schusev State Museum of Architecture: сайт. — URL: https://www.architecture-exhibitions.com/en/schusev-state-museum-of-architecture/palladio-in-russia (дата обращения: 22.10.2025).
Brick& Bolt. Palladian Architecture: Style, Features, Examples / Brick& Bolt [Электронный ресурс] // Brick& Bolt: сайт. — URL: https://www.bricknbolt.com/blogs-and-articles/home-design-guide/palladian-architecture-style-features-examples (дата обращения: 19.10.2025).
Britain Express. Colen Campbell — biography / Britain Express [Электронный ресурс] // Britain Express: сайт. — URL: https://www.britainexpress.com/History/bio/Colen-Campbell.htm (дата обращения: 18.10.2025).
Cambridge University Press. Palladio’s Architectural Orders: From Practice to Theory / Cambridge University Press [Электронный ресурс] // Cambridge Core: сайт. — URL:
https://www.cambridge.org/core/services/aop-cambridge-core/content/view/C68A90DF5BA41B45C0899B72CDAB3284/S0066622X00002574a.pdf/palladios_architectural_orders_from_practice_to_theory.pdf (дата обращения: 20.11.2025).
EHNE. Palladio — A Model Architecture for Classical Europe / EHNE [Электронный ресурс] // EHNE: сайт. — URL: https://ehne.fr/en/encyclopedia/themes/arts-in-europe/architectural-styles/palladio-a-model-architecture-classical-europe (дата обращения: 20.11.2025).
Goodreads. Book page / Goodreads [Электронный ресурс] // Goodreads: сайт. — URL: https://www.goodreads.com/book/show/60416079 (дата обращения: 25.11.2025).
John Xaviers Arackal. Vitruvius to Alberti to Palladio — Principles / J. X. Arackal [Электронный ресурс] // JohnXaviers: сайт. — URL: https://johnxaviers.com/vitruvius-to-alberto-to-palladio-principles/ (дата обращения: 28.10.2025).
Library of Congress. The Architecture of A. Palladio / Library of Congress [Электронный ресурс] // Library of Congress: Exhibitions: сайт. — URL: https://www.loc.gov/exhibits/thomas-jeffersons-library/interactives/palladio-architecture/ (дата обращения: 30.10.2025).
New Jersey Italian Heritage Commission. Thomas Jefferson’s Use of Palladio to Express Republican Virtues in Architecture / New Jersey Italian Heritage Commission [Электронный ресурс] // NJIHC: сайт. — URL: https://www.njitalianheritage.org/wp-content/uploads/2015/12/Thomas-Jefferson%E2%80%99s-Use-of-Palladio-to-Express-Republican-Virtues-in-Architecture.pdf (дата обращения: 01.11.2025).
Scribd. Palladian Revival in Britain / Scribd [Электронный ресурс] // Scribd: сайт. — URL: https://www.scribd.com/document/482862379/Palladian-Revival-in-Britain (дата обращения: 20.11.2025).
Thomas Jefferson’s Library Exhibition. The Architecture of A. Palladio / Library of Congress [Электронный ресурс] // Library of Congress: сайт. — URL: https://www.loc.gov/exhibits/thomas-jeffersons-library/interactives/palladio-architecture/ (дата обращения: 07.11.2025).
Thony Christie. Renaissance Science XIII / T. Christie [Электронный ресурс] // The Renaissance Mathematicus: сайт. — URL: https://thonyc.wordpress.com/2021/07/01/renaissance-science-xiii/ (дата обращения: 10.11.2025).
TMORA. Pavlovsk Palace / TMORA [Электронный ресурс] // The Museum of Russian Art: сайт. — URL: https://tmora.org/online-exhibitions/imperial-st-petersburg-architectural-visions/overview/pavlovsk-palace/ (дата обращения: 15.11.2025).
Universiteitsbibliotheek KU Leuven. Andrea Palladio / Vitruvius, breeding ground for Renaissance architecture / KU Leuven Library [Электронный ресурс] // Expo.bib.kuleuven.be: сайт. — URL: https://expo.bib.kuleuven.be/exhibits/show/renaissance-architecture/palladio-en (дата обращения: 18.11.2025).
Wittkower R. Palladio and the Problem of Harmonic Proportions / R. Wittkower [Электронный ресурс] // PDF-архив: сайт. — URL: https://doarchrenaissancebaroque2015.files.wordpress.com/2015/08/wittkower_5-palladio-and-the-problem-of-harmonic-proportions.pdf (дата обращения: 20.11.2025).
Zankovsky A. «Russian Palladio»: Palladianism as a Mechanism of Adopting Classical Heritage in 20th Century Russian Architecture / A. Zankovsky [Электронный ресурс] // Actual Problems of Theory and History of Art: сайт. — URL: https://publ.actual-art.org/aptha/article/view/10379 (дата обращения: 25.11.2025).