
Рубрикатор
1. Введение 2. Винзор МакКей 3. Сон любителя гренок с сыром 4. Малыш Немо в Сонной Стране 5. Вывод
Введение
Комиксы, как форма искусства, начали развиваться в конце 19 века. Среди пионеров самыми яркими были «Жёлтый малыш» («The Yellow Kid» 1895 года) и «Малыш Немо в Сонной Стране» («Little Nemo in Slumberland» 1905). Эти ранние комиксы закладывали основы для дальнейшего развития жанра, отличающегося от карикатур и иллюстрированных рассказов. Они сочетали текст и изображение для создания нарратива.
Комиксы начали выходить в сериях и стали доступными для широкой аудитории, что позволило читателям следить за развитием сюжетов и персонажей, которые стали культовыми. Это способствовало формированию постоянной аудитории и созданию культуры чтения комиксов как развлечения.
Ранние комиксы часто были ситуационно-комедийными, исследовали темы повседневной жизни, неловких ситуаций, приключений, фантазий, снов. Они отражали интересы общества того времени. Визуальный стиль варьировался от простых черно-белых рисунков до подробных цветных.
Винзор МакКей

Уинзор Маккей — американский карикатурист, аниматор, он стоял у истоков комикса и мультипликации, его работы оказали влияние на целые поколения художников и мультипликаторов, он на многие годы опередил последователей и впервые использовал технологии, ставшие стандартом индустрии и популяризованные Уолтом Диснеем и другими создателями мультфильмов.
Наиболее известным произведением Маккея является газетный комикс «Малыш Немо в Сонной Стране» (1905—1914, 1924—1927).
Параллельно основной учебе в колледже на предпринимателя, Маккей посещал уроки рисования Джона Гудисона, который научил Маккея основам перспективы, что будущему художнику пригодилось в работе. Как бывший витражист, Гудисон повлиял на то, как Маккей активно использовал цвет и самобытный витражный стиль.
В 1889 году Маккей переехал в Чикаго, с целью поступить в художественную школу, но из-за нехватки средств был вынужден вместо этого искать работу. Он получил место в «National Printing and Engraving Company», где изготавливал плакаты и занимался резьбой по дереву. Два года спустя он переехал в Цинциннати и устроился художником в «Kohl and Middleton’s Vine Street Dime Museum». В 1906 году он начал самостоятельные выступления на сцене с короткими комическими сценками, в одной из таких постановок, The Seven Ages of Man, он рисовал два лица и постепенно менял их возраст.


Винзор МакКей — «A Tale of the Jungle Imps by Felix Fiddle»
Первой крупной серией комиксов Маккея стала «A Tale of the Jungle Imps by Felix Fiddle». Сорок три выпуска публиковались с января по ноябрь 1903 года в Cincinnati Enquirer. Комикс был основан на поэмах Дж. Р. Честера, в то время работавшего репортёром и редактором Enquirer. Комиксы рассказывали о животных джунглях и найденных ими способах выживания во враждебной среде, например, «Как у слона появился хобот» или «Как страус стал таким высоким».
Комиксы «Маленький Немо» и «Сны любителя гренок с сыром» рассказывали о снах своих героев и включали в себя фэнтезийные образы, которые передавали читателю ощущения сна.
Рисунки Маккея находили поклонников благодаря яркой манере рисунка. Газеты того времени были гораздо больше современных, и Маккею обычно предоставлялась для работы половина полосы. В части фэнтезийных рисунков единственным соперником Маккея был Лионель Фейнингер, который после завершения карьеры карикатуриста занялся изящными искусствами.
Little Sammy Sneeze, September 24, 1905 Малыш сэмми чих
Комиксы МакКея: Tales of the Jungle Imps by Felix Fiddle (1903) Little Sammy Sneeze (1904—1906) Сон любителя гренок с сыром (1904—1913) The Story of Hungry Henrietta (1905) A Pilgrim’s Progress (1905—1910) Маленький Немо в Стране снов (1905—1914) Poor Jake (1909—1911)
Сон любителя гренок с сыром
Первоначально главный герой, пожалуй, самого известного комикса МакКея «Малыш Немо в Сонной Стране» появился в серии «Сон любителя гренок с сыром» (в оригинале — «Dream of the Rarebit Fiend») и затем получил собственную историю.
«Сон любителя гренок с сыром» — комикс Уинзора Маккея, 1904 г.
«Сон любителя гренок с сыром» — газетный комикс Уинзора Маккея, который начал выходить 10 сентября 1904 года. Это был второй успешный комикс автора после того, как «Маленький Сэмми Чих» (в оригинале — «Little Sammy Sneeze») обеспечил ему место в отделе карикатур «Нью-Йорк Геральд». По условиям контракта Маккей подписал комикс под псевдонимом «Сайлас».
В комиксе не было непрерывной истории, цикличности или повторяющихся персонажей, но была повторяющаяся тема: персонажу снился кошмар или просто странный сон, обычно после того, как он съедал валлийский рабит (или уэльский раребит) — блюдо из горячего сырного соуса, часто с добавлением эля, горчицы или вустерширского соуса, которое подают на поджаренном хлебе. В заключительной панели персонаж просыпается и сожалеет о том, что съел рабит.
Это сильно контрастировало с красочным, фантастическим повествованием в «Маленьком Немо», который в большей степени был ориентирован на детей, а вот неприглядные стороны психики, фобии и комплексы, социальное смущение, страх смерти или безумия в «Любителе гренок» были актуальны для более взрослой аудитории. Однако некоторые сны в обеих сериях были фантазиями об исполнении желаний.


«Сон любителя гренок с сыром» — комикс Уинзора Маккея, 1904 г.
Редактор Артур Брисбен считал работы Маккея «серьёзными, а не смешными» и заставил карикатуриста отказаться от своих комиксов, чтобы он работал полный день, иллюстрируя редакционные статьи. Маккей возродил комикс в 1923–1925 годах под названием «Rarebit Reveries», от которого сохранилось лишь несколько экземпляров.
Было снято несколько экранизаций Rarebit Fiend, в том числе Эдвин С. Портер снял игровой одноименный фильм в 1906 году. Есть мнение, что комикс предвосхитил ряд повторяющихся идей в массовой культуре, таких как нападения гигантских чудовищ на города, которые позже стали популярны благодаря Кинг-Конгу и Годзилле.


«Сон любителя гренок с сыром» — комикс Уинзора Маккея, 1904 г.
Уинзор Маккей впервые опубликовал «Сон любителя гренок с сыром» в 1904 году, за год до того, как начал рисовать «Маленького Немо», и за целое поколение до того, как художники сюрреалистического движения открыли публике бессознательное в 1920-е годы. Сюрреалисты с помощью иносказаний изображали тайные мысли, желания и страхи, бессознательные фантазии, детские и любовные воспоминания и сны. Художники создавали в работах «высшую реальность», которую им подсказывало подсознание.
После того как главный герой комикса съедал валлийский рабит, в нём пробуждалась тёмная сторона его психики. Как правило, все начиналось с абсурдной ситуации, которая становилась все более и более абсурдной, пока герой не просыпался. Ситуации были самыми разными: от падающих с потолка слонов до драки двух женщин в норковых шубах. В других случаях сны более тревожные: персонажи оказываются расчлененными, похороненными заживо, подвергаются метаморфозам. Главные герои, как правило, но не всегда, принадлежат к растущему среднему классу городского населения Америки. Маккей заставляет их бояться публичного унижения, потери социального статуса или респектабельности, а также просто неконтролируемой странности бытия.
Этот комикс был единственным, в котором Маккей затрагивал социальные, политические и насущные темы. Он освещал религию, алкоголизм, бездомность, политику, самоубийства и другие острые темы, что совсем не характерно для других его комиксов, фантастических, неопределённых, имеющих вневременной контекст.
В «Любителе гренок» же упоминаются такие современные на тот момент события, как выборы 1904 года Теодора Рузвельта, недавно построенные Флэтайрон-билдинг в 1902 году и отель St. Regis в 1904 в Нью-Йорке, русско-японская война 1904–1905 годов.


«Сон любителя гренок с сыром» — комикс Уинзора Маккея, 1904 г.
Теоретик культуры Скотт Букатман утверждает, что валлийский рабит — это не то блюдо, которое могло бы вызвать кошмары. По всей видимости, он не был знаком с распространённым в Англии поверьем о том, что употребление сыра, особенно поджаренного, может привести к неприятным снам.
По сравнению с Маленьким Немо, в комиксе «Любитель гренок» было минимум фона, в основном статичные кадры, простая перспектива, герои часто находились в одной и той же позе. Гораздо более важную роль играло содержание, тогда как в Маленьком Немо упор делался на изящную, красивую графику. Каждая история была самодостаточной, в то время как сюжет Немо продолжался из недели в неделю.


«Сон любителя гренок с сыром» — комикс Уинзора Маккея, 1904 г.
В отличие от большинства комиксов того времени, «Сон любителя гренок с сыром» не является чисто юмористическим или эскапистским. В нем высмеиваются тёмные стороны личности — лицемерие, лживость, фобии и дискомфорт. В них часто встречаются острые социальные комментарии, семейные, финансовые и религиозные вопросы, показанные в необычном и негативном свете.
Маккей был заинтересован в том, чтобы раздвинуть формальные границы, во многих его комиксах присутствует игривая самоирония, которой нет в других его комиксах. Персонажи обращаются к альтер-эго Маккея «Сайласу» или к читателю.
В отличие от искусной прорисовки кадров, надписи в диалоговых баллонах, как и в других работах Маккея, были неуклюжими и могли быть практически неразборчивыми, особенно на репродукциях, где рисунок обычно сильно уменьшен.
Маккей не уделял особого внимания диалоговым бабблам, их содержанию и расположению в композиции. Они, как правило, содержат повторяющиеся монологи, выражающие растущее беспокойство говорящих, и показывают, что Маккей был более сконцентрирован на визуальной, а не вербальной составляющей.
«Сонный Дик», комикс Чарльза Чендлера Риза, опубликованный в июле 1902 года в «Нью-Йорк Геральд».
До обоих своих комиксов о сновидениях, Маккей проявлял интерес к этой теме. Некоторые из его ранних работ, включающие не менее 10 комиксов, носили такие названия, как «Дневные грёзы» и «Это был всего лишь сон». Комиксы Маккея были не первыми в своём роде: работодатель Маккея, газета «Нью-Йорк Геральд», напечатала по меньшей мере три таких комикса, начиная с Сонного Дика Чарльза Риза в 1902 году.
Психоанализ и толкование снов начали проникать в общественное сознание после публикации в 1900 году Фрейдом «Толкования сновидений».
Маккей сначала предложил комикс, в котором заядлый курильщик оказывается на Северном полюсе и не может найти ни сигареты, ни зажигалку. На последней панели он просыпается и понимает, что это был сон. В газете Маккея попросили сделать серию комиксов, но поменять табак на рабит, и Маккей согласился.
Полоса появилась в дочернем издании Herald, Evening Telegram, и редактор потребовал, чтобы Маккей использовал псевдоним для работы над комиксом, чтобы он не пересекался с другими его работами. Маккей подписывал комикс «Любитель гренок» псевдонимом «Сайлас», которое он позаимствовал у местного мусорщика. После перехода в газету Уильяма Рэндольфа Херста «New York American» в 1911 году Маккей отказался от псевдонима и стал подписывать свои работы собственным именем.
«Сон любителя гренок с сыром» — комикс Уинзора Маккея, 1904 г.
Джон Кейнимейкер, биограф Маккея, писал, что брак его не был счастливым, поэтому в комиксе он описывает его как «минное поле лицемерия, ревности и непонимания». Маккей был невысоким мужчиной, его рост едва достигал 150 см. Он находился под влиянием своей жены, которая была такого же роста. В комиксе часто встречаются образы маленьких, застенчивых мужчин, над которыми доминируют их более высокие или полные жёны.
Ещё одним повторяющимся мотивом был гигантизм, когда персонажи оказывались в окружении быстро растущих элементов, — возможно, это была компенсация со стороны Маккея за ощущение собственной незначительности.
Брат Маккея Артур был помещён в психиатрическую лечебницу, что, возможно, и вдохновило его на создание сюжетов о безумии.


«Сон любителя гренок с сыром» — комикс Уинзора Маккея, 1904 г.
Также «Приключения Алисы в Стране чудес» могли оказать влияние на идеи, заложенные в комиксах Маккея. Но наиболее вероятным источником вдохновения послужили «Уэльские истории о раребите» (1902) Харла Орена Камминса. Автор утверждал, что источником вдохновения для этого сборника из пятнадцати научно-фантастических рассказов послужили кошмары, которые он видел после того, как ел уэльского раребита и омаров. Несколько комиксов Маккея, вышедших после «Геральд» в 1911 и 1912 годах, даже назывались «Сон омара».
Установлено и влияние Герберта Уэллса, Л. Фрэнка Баума «Чудесный волшебник страны Оз», Дж. М. Барри «Питер и Венди», Карло Коллоди «Приключения Пиноккио», рассказ Артура Конан Дойла «Шерлок Холмс» «Приключение большого пальца инженера», Хенрика Сенкевича «Куда идёшь», Роберта Льюиса Стивенсона «Доктор Джекилл и мистер Хайд» и «Банкнота в 1 000 000 фунтов стерлингов» Марка Твена.
Маккей никогда не признавал влияния Зигмунда Фрейда, чье «Толкование сновидений» было опубликована в 1900 году. Исследователь творчества Маккея Ульрих Меркл считает, что Маккей, скорее всего, был знаком с теориями венского врача, поскольку о них много писали и говорили в нью-йоркских газетах, частью которых был Маккей.


«Сон любителя гренок с сыром» — комикс Уинзора Маккея, 1904 г.
«Любитель гренок» был самым продолжительным комиксом Маккея, он нарисовал более 300 выпусков. Первый выпуск появился 10 сентября 1904, через несколько месяцев после первого выпуска «Маленького Сэмми Чиха». Это был второй успешный газетный комикс Маккея после того, как Сэмми Чих помог ему получить должность в отделе карикатур «Нью-Йорк Геральд». «Любитель гренок» был опубликован в Evening Telegram, которая в то время издавалась Herald.
Комиксы выходили два-три раза в неделю. Обычно они занимали четверть газетной страницы в будние дни и половину страницы по субботам. Комиксы обычно были чёрно-белыми, но в 1913 году 29 из них были цветными и выходили еженедельно. Маккей иногда предлагал читателям присылать свои идеи для комиксов в Геральд на адрес «Мечтателя Сайласа». Маккей благодарил авторов, чьи идеи он принимал, ставя «спасибо» на полосе рядом со своей подписью. Среди тех, кого он благодарил, был пионер научной фантастики Хьюго Гернсбек.
В период с 1911 по 1913 год комикс публиковался в различных газетах под другими названиями, такими как «Сны в день летнего солнцестояния» и «Это был всего лишь сон». С 1923 по 1925 год Маккей возродил комикс под названием «Грезы Раребита». Несмотря на то, что комиксы подписаны «Роберт Уинзор Маккей-младший» (сын Маккея), они, судя по всему, написаны рукой самого Маккея, за исключением, возможно, надписей. Маккей также подписывал некоторые свои анимационные и редакционные карикатуры именем сына.
Малыш Немо в Сонной Стране
Комикс Уинзора Маккея «Малыш Немо В Сонной Стране» 1905–1927 гг.
В еженедельном комиксе на всю газетную страницу Немо видел фантастические сны, которые прерывались его пробуждением на последнем фрейме. Этот комикс считается шедевром Маккея благодаря его экспериментам с формой повествования, использованию цвета и перспективы, таймингу и темпу, размеру и форме панелей, а также архитектурным деталям и проработанности.
«Малыш Немо» публиковался в «Нью-Йорк Геральд» с 15 октября 1905 года по 23 июля 1911 года и в «Нью-Йорк Америкэн» с 3 сентября 1911 года по 26 июля 1914 года. Когда Маккей вернулся в Геральд в 1924 году, он возобновил выпуск комикса с 3 августа 1924 года по 9 января 1927 года.
Комикс Уинзора Маккея «Малыш Немо В Сонной Стране» 1905–1927 гг.
В еженедельном фэнтезийном приключении маленький Немо, чье имя в переводе с латыни значит «Никто», попадал в удивительные передряги, всегда заканчивающиеся одинаково — пробуждением в своей кровати. Этот прием Маккей использовал еще в «Любителе гренок»
Первый эпизод начинается с того, что король Морфей из Сонной Страны приказывает своему приспешнику привести к нему Немо, который должен стать товарищем по играм принцессы, дочери короля, но, из-за бесконечных препятствий на пути, прошло несколько месяцев, прежде чем Немо наконец прибыл.
Зелёный клоун по имени Флип, который постоянно жевал сигару, решил разбудить Немо с помощью цилиндра с надписью «Проснись». Немо и Флип в конце концов становятся друзьями, и к ним присоединяется африканский бесёнок, которого Флип находит на Конфетных островах. Группа путешествует по всему миру: от трущобных районов до Марса, от дворцов Санта Клауса и Джека Фроста до причудливой архитектуры и искажённых зеркал в комнате смеха иллюзий Зазеркалья.
Комикс Уинзора Маккея «Малыш Немо В Сонной Стране» 1905–1927 гг.
В комиксе показано, как Маккей понимает психологию сновидений, в частности страхи, связанные со сновидениями: падение, утопление, протыкание. В этом мире сновидений есть свой моральный кодекс, его нарушение влечёт за собой ужасные последствия, как в случае с Немо, который игнорирует указание не трогать королеву Кристаллетт, живущую в стеклянной пещере. Поддавшись страсти, он разбивает её и последователей и просыпается со «стонами умирающих стражников, всё ещё звенящими в ушах».
Хотя комикс начал выходить 15 октября 1905 года, когда король Морфей, правитель Сонной страны, впервые попытался перенести Маленького Немо в своё королевство, Немо попал в Страну снов только 4 марта 1906 года. Из-за вмешательства Флипа Немо смог увидеть принцессу только 8 июля. Его путешествие по миру снов постоянно прерывается: он либо падает с кровати, либо внезапно просыпается, либо родители будят его.
12 июля 1908 года Маккей кардинально изменил сюжет: Флип навещает Немо и сообщает ему, что его дядя разрушил Страну снов, раньше она растворялась в дневном свете, но на этот раз, похоже, навсегда. После этого Немо видит сны о своём родном городе, Флип и любопытный мальчик по имени Профессор сопровождают его.
Эти приключения варьировались от приземлённых до редких и безумных. В этот период была написана знаменитая история о «ходячей кровати». Страна снов продолжала появляться время от времени, пока не вернулась окончательно 26 декабря 1909 года.
Сюжетные линии включали в себя «Запутанный зал», путешествие на Марс с тщательно проработанной марсианской цивилизацией и кругосветное путешествие, в том числе с экскурсией по Нью-Йорку.
Комикс Уинзора Маккея «Малыш Немо В Сонной Стране» 1905–1927 гг.
Маккей экспериментировал с формой страниц комикса, их ритмом и темпом, размером и формой панелей, перспективой, архитектурными и другими деталями. Начиная со второй части, Маккей подбирал размеры и расположение панелей в соответствии с действием в комиксе: по мере того как рос грибной лес, росли и панели, а когда грибы обрушивались на Немо, панели уменьшались.
В одном из первых эпизодов, посвящённых Дню благодарения, основное действие — гигантская индейка, пожирающая дом Немо, изображена на огромной круглой панели в центре страницы. Маккей также соблюдал пропорции в размере и форме панелей, изображая слонов и драконов в масштабе, который был бы соизмерим с обычными персонажами в реальной жизни. Маккей контролировал темп повествования с помощью вариаций или повторений, как в случае с панелями одинакового размера, повторяющиеся макеты которых и незначительные различия в движении создавали ощущение приближения к кульминации.
В своём привычном стиле, вдохновлённом ар-нуво, Маккей изображает персонажей и окружение. Богато украшенная архитектура Сламберленда напоминала работы, спроектированные Маккимом, Мидом и Уайтом для Всемирной Колумбовой выставки 1893 года в Чикаго, а также для Луна-парка и Дримленда на Кони-Айленде и парижского Люксембургского дворца.
Маккей творчески подходил к использованию цвета, иногда меняя фон или цвета персонажей от панели к панели в психоделической имитации сновидений. Цвета были усилены благодаря тщательному подходу и передовому литографическому процессу, который использовали печатники в Геральд. Маккей снабдил страницы Немо пометками для печатников с указанием точных цветовых схем, которые он хотел получить.


Комикс Уинзора Маккея «Малыш Немо В Сонной Стране» 1905–1927 гг.
Первые пять месяцев страницы сопровождались подписями под ними, и сначала эти подписи были пронумерованы. В отличие от высокого уровня мастерства в художественном произведении, диалоги в баллонах, как и в «Любителе гренок», грубые, иногда приближающиеся к неразборчивости, и, по словам критика Р. К. Харви, «уродуют безупречную в остальном работу Маккея». Уровень старания и мастерства, проявленный при написании заголовка, подчёркивает, что, по-видимому, не было уделено должного внимания диалоговым облачкам, их содержанию и расположению в визуальной композиции.
Маккей активно использовал этнические стереотипы в «Маленьком Немо», например, в образе вспыльчивого ирландца Флипа и почти немого африканца Импи, что было обусловлено социальной ситуацией того времени.
Комикс Уинзора Маккея «Малыш Немо В Сонной Стране» 1905–1927 гг.
Маккей погрузился в эксперименты в стиле модернизма, разрушая четвертую стену и даже границы панелей в комиксе. Последовательное создание панелей отражало стремление Маккея к изображению движения, которое достигло кульминации в его новаторских анимационных фильмах 1910-х годов.
Комикс Уинзора Маккея «Малыш Немо В Сонной Стране» 1905–1927 гг.
Сказочный и сюрреалистичный, волшебный и метафоричный комикс, признанный во всем мире как непревзойденный и неповторимый шедевр, покоряющий уникальным художественным мастерством, безграничной фантазией автора и новаторскими методами, определившими новый жанр изобразительного искусства, содержит более ста сюжетов.
Комикс был нарисован и раскрашен вручную. Он показал, что комикс может быть не только серией смешных картинок, но и серьёзным искусством с тонкой, модернистской графикой.
Каждая полоса комикса рассказывает историю невероятного сна главного героя — мальчика по имени Немо — в конце которой он всегда просыпается в недоумении или падает с кровати. Комикс повествует о неудачных попытках Немо проникнуть в Сонную Страну, знакомстве с задиристым и неугомонным Флипом, феерическом карнавале во дворце Короля Морфеуса и одинокой Принцессе, о клоунах и полицейских, о шагающих кроватях и оживших домах, а также о полете на Марс и многом другом.
Американское издание первого тома «Малыша Немо в Сонной Стране» в момент своего выхода в свет в 2006 году получило премию Айснера за лучший дизайн и в том же году — сразу две премии Харви.
Комикс Уинзора Маккея «Малыш Немо В Сонной Стране» 1905–1927 гг.
Визуальный язык комикса выделяется своей детализированной и яркой графикой, множеством цветов и сложных композиции, проработанным волшебным и безграничным миром. Последовательность кадров создает ощущение динамики и непрерывности, что усиливает эффект сновидения. Визуальные элементы и метафоры передают ощущение волшебства и фантазии.


Комикс Уинзора Маккея «Малыш Немо В Сонной Стране» 1905–1927 гг.
Комикс исследует темы детской наивности, мечтаний и страхов. Немо часто сталкивается с конфликтами между желанием приключений, своими страхами и необходимостью возвращения в реальность. Этот комикс можно рассматривать как исследование психологии снов и их влияния на детское восприятие мира, важность фантазии, позволяющей исследовать страхи и желания через призму приключений. Многие элементы комикса могут быть интерпретированы как метафоры взросления, поиска идентичности и стремления к свободе.


Комикс Уинзора Маккея «Малыш Немо В Сонной Стране» 1905–1927 гг.
Инновационный подход Маккея к оформлению комикса включал использование полных газетных полос вместо стандартных стрипов, эксперименты с формой и размером панелей, новаторское применение цвета и перспективы, детальную проработку архитектурных элементов, работу с ритмом и композицией. Сюрреалистический мир комикса насыщен причудливыми существами и ситуациями, потерянной логической связью между событиями, абсурдными сюжетными поворотами. Глубинный смысл комикса затрагивает темы противостояние сна и реальности как двух миров, исследование природы сновидений и вопросы самоидентификации.
Ключевые сюжетные арки: Попытки короля Морфея доставить Немо в Сонную страну Поиски принцессы Путешествие на Марс Кругосветное путешествие Приключения в родном городе Немо


Комикс Уинзора Маккея «Малыш Немо В Сонной Стране» 1905–1927 гг.
Так метафоры на примере 1 главы все время отсылают к теме сна. Конь по имени Сомнус (В мифологии — древнеримский бог сна, аналог греческого бога Гипноса. Согласно мифологии, Сомнус был сыном богини Ночи (Никты) и братом-близнецом бога Смерти (Танатоса). В переводе с латинского — сон, дремота, сонливость, вялость, спячка, бездеятельность.) Морфеус, владыка сонной страны (в древнегреческой мифологии — бог снов). Умп, Пококо, Чикико, Чикаумо, Флип-флоп, Пломбир и многие другие — герои «провожатые». Умп — может менять свое обличие.


Комикс Уинзора Маккея «Малыш Немо В Сонной Стране» 1905–1927 гг.
Маккей задает определенные правила повествования внутри истории для читателя. Сказочный сюжет прерывается пробуждением Немо ото сна в нижнем правом углу страницы. Следующие полосы рассказывают о том, что Морфеус и его дочь принцесса, ждут Немо в сонной стране. Во второй полосе главный герой вновь нарушает правила и попадает в кошмар. Его папа на последнем фрейме находит рациональную причину его плохого сна — кексы с изюмом на ночь. И каждый раз родители объсняют кошмары сына вечерними перекусами перед сном.
Каждая страница комикса — эксперимент «А что, если?». Как аксиомы заданы сон как путь, сонная страна и принцесса как цель, проводники, которые задают способ путешествия. А что, если герой поплывет в сонную страну на своей кровати, а что, если пойдет на ходулях, а что, если поскачет наперегонки и не удержится на лошади, а что, если огромная индюшка поднимет дом в воздух, а что, если…
Комикс Уинзора Маккея «Малыш Немо В Сонной Стране» 1905–1927 гг.
Колорит каждой страницы отличается. На одной преобладают холодные оттенки, на другой теплые, иногда пастельные, иногда насыщенные и темные, цветовая палитра никак не ограничена. Маккей меняет цвета одного и того же предмета в своих целях в лучших традициях модернизма. В пределах одной полосы небо может быть сначала синим, потом бирюзовым, желтым и, когда происходит катарсис, красным.


Комикс Уинзора Маккея «Малыш Немо В Сонной Стране» 1905–1927 гг.
Конечно, так как комикс посвящен теме сна, мы не видим день и бодрствование Немо в реальности. Эта нереальность реальности и реальность сна заставляет задуматься об известной восточной притче о Лао Цзы и бабочке. Однажды Лао Цзы приснилось, что он был бабочкой, перелетающей с одного цветка на другой, наслаждающейся солнцем и ветром. Когда кто-то разбудил его, он открыл глаза — бабочка исчезла, и он снова стал Лао Цзы. Он оказался в замешательстве: «Кто я? Лао Цзы, которому приснилась бабочка? Или я — бабочка, которой приснился Лао Цзы?». Снится ли Немо, что он в волшебной стране или ему снится, что он просыпается ото сна.
Вывод
Визуальный сторителлинг через сон в комиксах Винзора МакКея представляет собой уникальное сочетание художественной манеры, креативности и понимания человеческой психологии. Его работы, особенно «Сон любителя гренок с сыром» и «Маленький Немо в Сонной Стране», стали знаковыми примерами того, как сны могут быть использованы как мощный инструмент для повествования, позволяя исследовать сложные темы и эмоции через призму фантазийных образов.
МакКей использовал сны как идеальное пространство для создания ярких и причудливых миров. В «Маленьком Немо» главный герой попадает в удивительные места, где законы физики и логики не действуют. Это позволяет не только свободно экспериментировать с визуальными образами, но и создавать сюжеты, которые могут быть совершенно абсурдными, но при этом увлекательными.
Сны часто отражают внутренние переживания и страхи человека. МакКей мастерски передает эмоциональные состояния своего героя через визуальные метафоры. Например, в «Сне любителя гренок с сыром» можно увидеть, как сны становятся отражением желаний и стремлений, а также страхов и тревог.
Рисунки комиксиста отличаются яркими цветами и детализированными иллюстрациями, что создает атмосферу волшебства и сказочности. Его стиль погружает читателя в мир сновидений. Он использует ощущение потока сознания, характерное для снов, чтобы передать ощущение непрерывности и изменчивости. События в комиксах могут быстро меняться, переходя от одной сцены к другой.
Работы МакКея оказали значительное влияние на развитие комиксов. Его подход к визуальному сторителлингу через сны вдохновил многих художников и сценаристов, которые начали использовать подобные сюжеты и техники в своих произведениях. Он показал, что комиксы могут быть не только развлекательными, но и глубокими произведениями искусства.
Изобразительный стиль автора является ярким примером того, как можно использовать художественные средства для создания уникального нарратива. Его работы погружают в размышления о природе снов, человеческих желаниях и страхах. Благодаря своему стилю и инновационному подходу к повествованию, МакКей стал одним из самых влиятельных комиксистов.
Винзор МакКей. Малыш Немо в Сонной Стране / Винзор МакКей; перев. А. Борисенко, В. Сонькин. — Москва: Zangavar, 2010. — 120 с.
Бэрд, Джонатан. The Dream Worlds of Windsor McCay / Дж. Бэрд. — М.: 1988. — 176.
Гриффит, Джон К. Windsor McCay: His Life and Art / Дж. К. Гриффит. — Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc, 2005. — 271. — ISBN 0-8109-5941-0.
Canemaker, John. Winsor McCay: His Life and Art / J. Canemaker. — New York: Harry N. Abrams, Inc., 2005. — 272. — ISBN 0-8109-5941-0.
Maltin, Leonard. Of Mice and Magic: A History of American Animated Cartoons; Revised and Updated / L. Maltin. — Plume Books, 1987. — 485. — ISBN 0-452-25993-2.
Винзор МакКей. Малыш Немо в Сонной Стране / Винзор МакКей; перев. А. Борисенко, В. Сонькин. — Москва: Zangavar, 2010. — 120 с.
Винзор МакКей. Dream of the Rarebit Fiend / Винзор МакКей. — Dover, 1974. — 84 с. — ISBN 9780486213477.
Винзор МакКей. A Tale of the Jungle Imps by Felix Fiddle / В. В. МакКей. — 43 с. — Cincinnati Enquirer, 1903.
Винзор МакКей. Little Sammy Sneeze / Sunday Press. — 2007. — 96 с. — ISBN 978-0-9768885-4-3; 0-9768885-4-8.