Original size 1240x1750

Особенности визуального нарратива в работах Сэмюэла Байера

PROTECT STATUS: not protected
3
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

Сэмюэл Байер — один из самых влиятельных режиссеров музыкальных клипов 1990–2000-х годов. Его творчество формировало визуальный язык альтернативной сцены, соединяя кинематографическую эстетику с эмоциональной экспрессией рок-культуры.

Постмодернистская эстетика той эпохи — с ее фрагментарностью, цитатностью и недоверием к «большим нарративам» — стала для Байера концептуальной основой. Он использовал визуальные приемы, свойственные авторскому кино и видео-арту: рваный монтаж, нечеткое изображение, нелинейное повествование и нарочитую «грязь» изображения.

big
Original size 2480x1373

Metallica — Until It Sleeps (реж. Сэмюэл Байер, 1996)

Кроме того, социокультурная среда альтернативного рока — контркультурное настроение, недоверие к институтам, протест против коммерциализации — предопределила образный строй видеоработ Байера.

Его визуальные решения не стремятся к глянцевости или идеализации исполнителей — напротив, они транслируют аутентичность, усталость и сомнение музыкантов того времени.

Таким образом, визуальный нарратив становится способом выражения не только музыкального содержания, но и психологического состояния общества, живущего в эпоху постиндустриального кризиса.

big
Original size 342x240

The Cranberries — Zombie (реж. Сэмюэл Байер, 1994)

В представленном визуальном исследовании поставлена задача глубже познакомиться с творчеством Сэмюэла Байера и проанализировать особенности его визуального нарратива как ключевого элемента художественного метода.

Гипотеза данного визуального исследования заключается в том, что основой визуального нарратива Сэмюэла Байера является использование технических и смысловых приёмов постмодернистской эстетики — гранжевых текстур, визуальных искажений, символических контрастов и метафор — для создания эмоционально насыщенного и философски осмысленного видеоряда.

Через эти приемы режиссер формирует особое пространство визуальной драмы, в котором звук, цвет и свет становятся выразителями внутреннего состояния лирических героев клипов.

Original size 2480x1594

My Chemical Romance — Welcome To the Black Parade (реж. Сэмюэл Байер, 2006)

Данное визуальное исследование уделяет особое внимание визуальному повествованию в музыкальных клипах режиссера Сэмюэла Байера.

Важную роль в его клипах играют технические приемы, которые формируют выразительный визуальный нарратив — техническая недосказанность становится частью художественного высказывания. Кроме того, Байер активно обращается к символическим и метафорическим приемам, создавая визуальные параллели с социальными, религиозными и психологическими темами.

Исследование направлено на анализ того, как эти приемы формируют визуальный нарратив и воздействуют на восприятие зрителя.

Исходя из этого, структура визуального исследования строится следующим образом: 1. Концепция исследования 2. Основные инструменты визуального повествования в работах Сэмюэла Байера  — Технические приемы  — Смысловые приемы 3. Влияние визуальных приемов Байера на восприятие музыкальных клипов 4. Вывод исследования 5. Список источников

В процессе создания визуального исследования велась работа с различными текстовыми и визуальными источниками. Основой для аналитической части послужили интервью самого режиссера и комментарии исполнителей.

Основные инструменты визуального повествования

Технические приемы

Во многом визуальный язык Сэмюэла Байера строится на  агрессивной текстурной эстетике. Его технические приемы не только формируют визуальный стиль, но и создают выразительную основу для смыслового повествования.

Текстуры

Original size 518x240

Green Day — Boulevard of Broken Dreams (реж. Сэмюэл Байер, 2004)

Одним из ключевых инструментов Байера является использование фактур, придающих изображению телесность и шероховатость. В клипе Green Day — «Boulevard of Broken Dreams» он применяет гранжевые текстуры и выцветшую палитру, создавая ощущение пыльного, изнуренного мира.

В работе с клипом, Сэмюэль Байер использовал нетрадиционные методы работы с пленкой — царапал лезвиями, обливал кофе и разъедал сигаретным дымом. Все это для достижения аутентичности восприятия происходящего на экране.

Original size 1549x1170

Green Day — Boulevard of Broken Dreams (реж. Сэмюэл Байер, 2004)

Original size 320x240

My Chemical Romance — Welcome To the Black Parade (реж. Сэмюэл Байер, 2006)

В My Chemical Romance — «Welcome to the Black Parade» режиссер вводит эффект, имитирущий старый телевизор, проводя тем самым параллель между лирическим героем — пациентом, который в последние мгновения жизни видел Черный Парад по телевизору, и зрителем, который смотрит клип.

Этот эффект создает объемность и реальность повествования — зритель также вовлечен в происходящее, как и сам герой.

Свет

Световая режиссура у Байера в основном выполняет драматургическую функцию. Начиная со своих самых ранних работ, Сэмюэл Байер использовал свет как способ создания особой атмосферы.

Original size 2400x796

Nirvana — Smells Like Teen Spirit (реж. Сэмюэл Байер, 1991)

В клипе Nirvana «Smells Like Teen Spirit» показано лишь одно камерное пространство — школьный актовый зал, но несмотря на это Байер отлично играет со светом, усиливая чувство тревоги и внутреннего жара.

Освещение не остается на месте на протяжении всего клипа — режиссер играет с бликами и мигающим светом так, что зритель не понимает, что он увидит следующим.

Будучи первым отснятым музыкальным клипом Байера, «Smells Like Teen Spirit» сильно повлиял на его творчество в будущем.

Original size 2216x796

Ozzy Osbourne — Mama I’m Coming Home (реж. Сэмюэл Байер, 1991)

Original size 1549x1170

Ozzy Osbourne — Mama I’m Coming Home (реж. Сэмюэл Байер, 1991)

Original size 2204x796

Public Image ltd. — Covered (реж. Сэмюэл Байер, 1992)

В клипах Ozzy Osbourne — «Mama I’m Coming Home» и Public Image Ltd. — «Covered», снова используется то же желтое освещение.

Несмотря на противоположно разный посыл песен, их клипы объединены визуально: резкостью и неограненностью эстетики рока 1990-х.

Original size 426x240

Ramones — Poison Heart (реж. Сэмюэл Байер, 1992)

В видеоклипах Ramones — «Poison Heart» и The Cranberries — «Zombie» снова выстроена почти театральная композиция, но применяется холодная синяя подсветка.

Таким образом, режиссер формирует атмосферу отчуждения.

Original size 2176x796

The Cranberries — Zombie (реж. Сэмюэл Байер, 1994). Poison Heart — Ramones (реж. Сэмюэл Байер, 1992)

Монтажная экспрессия и эффект расфокусировки

Намеренное нарушение ритма, неустойчивый фокус и эффект «дыхания» камеры — все эти приемы создают эффект эмоциональной дестабилизации, передавая внутреннее состояние героев не через действие, а через саму структуру изображения.

Байер использует расфокусировку, дрожание камеры и фрагментарный монтаж не как технические недостатки, а как художественные средства, позволяющие передать напряжение и хаос происходящего.

Original size 3103x1160

The Smashing Pumpkins — Bullet with Butterfly Wings (реж. Сэмюэл Байер, 1995)

В клипе The Smashing Pumpkins — «Bullet with Butterfly Wings» (1995) монтаж и операторская работа строятся на чередовании резких вспышек света, коротких планов и долгих расфокусов, что создает ощущение зрительного давления и нервного истощения.

Камера у Байера будто «спотыкается» на каждом движении, теряет четкость, а затем вновь находит фокус. Это визуальное дыхание усиливает ощущение безысходности и внутреннего бунта — центральных тем песни.

Original size 1560x1166

The Smashing Pumpkins — Bullet with Butterfly Wings (реж. Сэмюэл Байер, 1995)

«Despite all my rage, I am still just a rat in a cage.»

Original size 2480x1377

The Smashing Pumpkins — Bullet with Butterfly Wings (реж. Сэмюэл Байер, 1995)

Здесь техническая нестабильность становится символом человеческой несвободы, а постоянные переходы между фокусом и размытостью — отражением хрупкости восприятия и неустойчивости внутреннего мира.

Original size 426x240

Hole — Doll Parts (реж. Сэмюэл Байер, 1994)

В клипе «Doll Parts» прием расфокусировки приобретает более интимный и тонкий характер. Камера постоянно балансирует между приближением и потерей фокуса, будто имитируя процесс эмоционального воспоминания или травматического переживания.

Байер сознательно избегает чистого, «глянцевого» изображения — зритель видит рассеянный свет и неустойчивую резкость. Такой подход передает уязвимость и внутреннюю раздвоенность лирической героини Кортни Лав.

Original size 426x240

Metallica — Until It Sleeps (реж. Сэмюэл Байер, 1996)

В клипе Metallica — «Until It Sleeps» (1996) камера постоянно смещается, фокусируется на деталях — лице, жесте, фрагменте тела — а затем уходит в расфокус, создавая впечатление потери ориентации в пространстве. Монтаж выполнен в духе коллажа: кадры следуют не по логике повествования, а по ассоциациям и эмоциональному напряжению.

Такой прием формирует эффект духовного смятения: зритель ощущает себя внутри сознания героя, где границы между болью, верой и телесностью постоянно размываются. Камера будто «не успевает» за внутренним движением, и это делает визуальный язык клипа метафорой потери контроля над реальностью.

Original size 2285x1385

Metallica — Until It Sleeps (реж. Сэмюэл Байер, 1996)

В целом, визуальная экспрессия через монтаж и эффект расфокусировки в творчестве Сэмюэла Байера выступают основным инструментом передачи эмоционального состояния.

Цветовые решения

Цвет в визуальном нарративе Сэмюэла Байера выполняет не декоративную, а психологическую и смысловую функцию. Его клипы часто строятся на ограниченной, однотонной палитре и высокой контрастности, где каждый оттенок не просто формирует атмосферу, но и определяет эмоциональное состояние персонажей.

Original size 3123x1170

The Smashing Pumpkins — Bullet with Butterfly Wings (реж. Сэмюэл Байер, 1995)

В клипе «Bullet with Butterfly Wings» Байер использует почти монохромную гамму, построенную на сочетании грязных серо-синих тонов. Отсутствие насыщенных цветов создает ощущение индустриального упадка и эмоциональной изоляции.

Изображение намеренно «пересвечено» — свет будто выжигает текстуры, оставляя лишь силуэты, что усиливает чувство духовного выгорания.

В создании клипа Сэмюэль Байер вдохновлялся работами бразильского фотографа Себастьяо Сальгадо, который делал черно-белые фотографии рабочих. Таким образом, цветовая аскеза становится визуальной метафорой бессилия и внутреннего бунта: все рабочие вынуждены продолжать трудиться не смотря ни на что.

Original size 3162x1170

The Rolling Stones — Anybody Seen My Baby? (реж. Сэмюэл Байер, 1997)

Клип «Anybody Seen My Baby?» тоже примечателен. Здесь Байер впервые сочетает однотонную теплую палитру с высокой контрастностью, добиваясь эффекта неонового города, пропитанного светом рекламы и одиночеством мегаполиса.

Original size 2910x1170

The Rolling Stones — Anybody Seen My Baby? (реж. Сэмюэл Байер, 1997)

Цвет здесь становится визуальной метафорой усталости от постоянного блеска, иллюзорности человеческих связей и поисков утраченного чувства. Байер показывает, как городской свет поглощает человека — стирает границы между личностью и пространством, превращая образ героя в часть визуального шума большого города.

Original size 1443x1098

The Rolling Stones — Anybody Seen My Baby? (реж. Сэмюэл Байер, 1997)

Original size 3067x1170

The Cranberries — I Can’t Be With You (реж. Сэмюэл Байер, 1995)

В клипе The Cranberries — «I Can’t Be With You» Байер использует повышенную контрастность, которая добавляет чувственности в происходящее.

Original size 2948x1125

Metallica — Until It Sleeps (реж. Сэмюэл Байер, 1996)

Цветовая палитра клипа Metallica — «Until It Sleeps» представляет собой сложное взаимодействие темно-зеленых приглушенных оттенков, отсылающих к живописи эпохи Возрождения.

Байер использует высокую выдержку и почти театральный контраст света и тени, превращая изображение в особую композицию, где цвет имеет символический смысл.

Смысловые приемы

Визуальное противопоставление

Одной из ключевых особенностей визуального нарратива Сэмюэла Байера является способность поднимать социальные и личностные темы посредством визуального противопоставления. Его клипы редко строятся на прямом повествовании — вместо этого режиссер создает метафоры, в которых контраст между смыслом и визуальным решением становится источником воздействия на зрителя.

0

The Cranberries — Zombie (реж. Сэмюэл Байер, 1994)

В клипе «Zombie» Сэмюэл Байер обращается к теме военного конфликта в Северной Ирландии, но подает ее не через хронику или документальные кадры, а через контрастное соединение религиозной символики и детских образов.

Золотое распятие, покрытое краской, и дети, играющие на фоне разрушенных улиц, создают острое столкновение между святостью и разрушением, между верой и насилием. Байер показывает, как война проникает в сакральное пространство человеческой души, превращая религиозные символы в отражение боли и бессмысленности.

Визуальная палитра построена на контрасте теплого золота и холодной серости, что усиливает эмоциональное напряжение.

Original size 1594x1815

The Cranberries — Ode to My Family (реж. Сэмюэл Байер, 1995)

В «Ode To My Family» контраст строится на демонстрации социального неравенства. Хотя весь клип снят в черно-белом цвете, кадры контрастируют между собой по смыслу. Богатые старики, которые слушают выступление музыкантов в уютном и богатом доме противопоставлены детям, вынужденным расти на улице.

Original size 1549x1210

Hole — Doll Parts (реж. Сэмюэл Байер, 1994)

В «Doll Parts» Сэмюэл Байер сосредотачивается на внутренней боли, уязвимости и кризисе самоидентификации. В отличие от социальных тем других клипов, здесь разворачивается внутриличностный конфликт.

Режиссер использует визуальный и смысловой контраст между хрупкостью и разрушением: крупные планы лица Кортни Лав чередуются с изображениями разрухи, пустых помещений, обломков.

Библейские мотивы

0

Metallica — Until It Sleeps (реж. Сэмюэл Байер, 1996)

Клип «Until It Sleeps» представляет собой аллегорическое размышление о грехе и искуплении, визуально опирающееся на живопись эпохи Возрождения, особенно на произведения Иеронима Босха и Рубенса.

Байер создает пространство сна или кошмара, где тело становится главным носителем страдания. Как было описано ранее, общий визуал создает атмосферу нереальности происходящего.

Original size 1534x1169

Ozzy Osbourne — Mama I’m Coming Home (реж. Сэмюэл Байер, 1991)

В клипе «Mama, I’m Coming Home» религиозные мотивы проявляются более мягко — здесь Байер обращается к теме прощения и возвращения как духовного акта.

Режиссер использует теплый, золотисто-желтый свет, создающий ощущение божественного присутствия и умиротворения. Визуально клип напоминает притчу о блудном сыне — герой возвращается не только домой, но и к себе, к своему внутреннему покою.

Original size 3173x1170

The Cranberries — I Can’t Be With You (реж. Сэмюэл Байер, 1995)

В «I Can’t Be With You» Сэмюэл Байер соединяет тему любви и веры, создавая визуальную метафору потери духовной связи.

Библейские мотивы здесь прослеживаются не так явно, но все еще присутствуют: священник с крыльями и молодая мать с младенцем.

Original size 1536x1170

Poison Heart — Ramones (реж. Сэмюэл Байер, 1992)

В «Poison Heart» Байер создает почти готическую атмосферу, в которой религиозные образы переплетаются с мотивами внутреннего распада и зависимости.

Герои клипа существует в замкнутом пространстве — на кладбище. Визуальные решения — высокая контрастность, игра теней, вспышки света — подчеркивают моральный конфликт, где человек балансирует между искушением и покаянием.

Вывод

Проведенный анализ творчества Сэмюэла Байера подтвердил выдвинутую гипотезу о том, что основой его визуального нарратива является использование технических и смысловых приемов постмодернистской эстетики — таких как гранжевые текстуры, визуальные искажения, символические контрасты и метафоричность изображения.

Эти элементы не просто формируют узнаваемый визуальный стиль, но и служат инструментом эмоционального и философского высказывания, в котором видеоряд становится равноправным с музыкой носителем смысла.

Bibliography
Show
1.

Ben Myers «Green Day: American Idiots & The New Punk Explosion» // Disinformation Books, 2006

2.

Classic Albums—Nirvana: Nevermind [DVD]. // Isis Productions, 2004. Просмотрено: 03.11.25.

3.

Holly Fraser «Meet Samuel Bayer, the man behind your favourite 90s music videos”// Hunger, 2017 (URL: https://www.hungertv.com/feature/meet-samuel-bayer-the-man-behind-your-favourite-90s-music-videos/) Просмотрено: 07.11.25.

4.

James Montgomery «Teen Spirit' Director Calls Green Day Clip His Career Highlight» // MTV News, 2005 (URL: https://www.mtv.com/?xrs=PPM-18-10caf1c) Просмотрено: 07.11.25.

5.

My Chemical Romance — Famous Last Words [Making of the video] // YouTube. 2007 г. (URL: https://youtu.be/WMDIua7jC1Y?si=dJ2nXH7bkfda5WnM) Просмотрено: 09.11.25.

6.

My Chemical Romance — Welcome To the Black Parade [Making of the video] // YouTube. 2006 г. (URL: https://youtu.be/mqBQsayvUm0?si=PU0a6FdOZxUNkS-9) Просмотрено: 09.11.25.

7.

Nirvana and The Story of Grunge. // Q. p. 54. 2005. Просмотрено: 09.11.25.

8.

Samuel Bayer archive [Official site] // (URL: https://samuelbayer.com/archive/) Просмотрено: 10.11.25.

9.

Songfacts Interview Dolores O’Riordan of The Cranberries by Carl Wiser // Songfacts (URL: https://www.songfacts.com/blog/interviews/dolores-oriordan-of-the-cranberries) Просмотрено: 11.11.25.

10.

The 100 Greatest Music Videos // RollingStone (URL: https://www.rollingstone.com/music/music-lists/best-music-videos-1194411/) Просмотрено: 03.11.25.

11.
Image sources
Show
1.

Green Day — Boulevard of Broken Dreams (Official Music Video) [клип] // YouTube. 2004 г. (URL: https://youtu.be/Soa3gO7tL-c?si=2QZU9kMf6cF0wgJa) Просмотрено: 04.11.25.

2.

Hole — Doll Parts (Official Music Video) [клип] // YouTube. 1994 г. (URL: https://youtu.be/RD9xK9smth4?si=NOCvNJkq1_jPGfmZ) Просмотрено: 05.11.25.

3.

Metallica — Until It Sleeps (Official Music Video) [клип] // YouTube. 1996 г. (URL: https://youtu.be/F3WIHtOmkBg?si=0h6OyvMpESWUlut7) Просмотрено: 03.11.25.

4.

My Chemical Romance — Welcome To the Black Parade (Official Music Video) [клип] // YouTube. 2006 г. (URL: https://youtu.be/RRKJiM9Njr8?si=Grre1GKhaPFDKDzv) Просмотрено: 09.11.25.

5.

Nirvana — Smells Like Teen Spirit (Official Music Video) [клип] // YouTube. 1991 г. (URL: https://youtu.be/hTWKbfoikeg?si=NsvAAffq6gryUDVo) Просмотрено: 05.11.25.

6.

Ozzy Osbourne — Mama I’m Coming Home (Official Music Video) [клип] // YouTube. 1991 г. (URL: https://youtu.be/K0siYUjV9UM?si=FCFgq6cZWO4ts5TT) Просмотрено: 04.11.25.

7.

Public Image ltd. — Covered (Official Music Video) [клип] // YouTube. 1992 г. (URL: https://youtu.be/jXLWJ9HxgeI?si=zj2peHgSu36zDY6A) Просмотрено: 09.11.25.

8.

Ramones — Poison Heart (Official Music Video) [клип] // YouTube. 1992 г. (URL: https://youtu.be/OfIfzVf8t6E?si=KHB_kEjD34xurmi3) Просмотрено: 04.11.25.

9.

The Cranberries — I Can’t Be With You (Official Music Video) [клип] // YouTube. 1995 г. (URL: https://youtu.be/JIlg0yM0XKg?si=t1GojO8rEWkNPfWO) Просмотрено: 04.11.25.

10.

The Cranberries — Ode to My Family (Official Music Video) [клип] // YouTube. 1995 г. (URL: https://youtu.be/Zz-DJr1Qs54?si=nT5vfxyAxa9yH_lL) Просмотрено: 04.11.25.

11.

The Cranberries — Zombie (Official Music Video) [клип] // YouTube. 1994 г. (URL: https://youtu.be/6Ejga4kJUts?si=dm8t9PEYKJ15BRtf) Просмотрено: 04.11.25.

12.

The Rolling Stones — Anybody Seen My Baby? (Official Music Video) [клип] // YouTube. 1997 г. (URL: https://youtu.be/BinwuzZVjnE?si=VCcU7XEpJKencV6_) Просмотрено: 03.11.25.

13.

The Smashing Pumpkins — Bullet with Butterfly Wings (Official Music Video) [клип] // YouTube. 1995 г. (URL: https://youtu.be/8-r-V0uK4u0?si=hgPIZJtLp8CtMsoR) Просмотрено: 05.11.25.

Особенности визуального нарратива в работах Сэмюэла Байера
3
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more