Original size 1131x1600

Особенности изображения фольклорных персонажей в России и Японии

PROTECT STATUS: not protected
24
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор:

1. Концепция 2. Что такое фольклор. 3. Русский и Японский фольклор, их особенности и различия. 4. Баба-Яга и Ямауба 5. Русалка и Исо-онна 6. Леший и Ко-дама 7. Домовой и Нурарихён 8. Водяной и Каппа 9. Кот Баюн и Бакэнэко 10. Гамаюн и Ицумаде 11. Жар-птица, Змей Горыныч и Басан 12. Заключение

Концепция

Темой данного визуального исследования является сравнение фольклорных персонажей русской и японской культуры, а также особенности их изображения в графике. Моя любовь к аниме, отдельным персонажам и общей рисовке стала основной причиной выбора темы для данной работы. На День Рождение, мне была подарена книга «Hokusai inspiration and influence» Sara E. Thompson с фольклорными персонажами Японии на большом количеством красочных гравюр и иллюстраций. Эти картины произвели на меня такое впечатление, что я решила провести собственное визуальное исследование на данную тему. Эта книга заставила меня задуматься о том, что у каждой страны есть свои легенды, мифы, фольклорные персонажи, которые отражают внутренние представления и общее мировоззрение людей. В данном исследовании для меня важна не только характеристика персонажей, но и особенности их изображения в графике.

Думаю, что мне, как и многим другим, читали сказки, которые были наполнены духами, мифическими героями и многими другими персонажами. Этот фактор также оказал влияние на выбор данной темы, в разрезе возникших у меня вопросов, на которые мне стало интересно найти ответы. А именно: что повлияло на развитие определенных особенностей фольклора в обеих культурах? Есть ли в них аналогичные персонажи, выполняющие схожие функции, на сколько у них разнится представление об этих духах? Таким образом, в данном визуальном исследовании я приблизилась к более глубокому пониманию собственной культуры, изучила фольклорные произведения и их персонажей, проанализировала значение и символику. Обогатилась не только знаниями по этой теме, но и расширила свой визуальный опыт новыми образами.

По итогам визуального исследования я составила сравнительные характеристики героев двух различных культур с особенностями их изображения. Поскольку фольклор — это объемное, сложное культурное явление, включающее в себя различные жанры и произведения, первым моим шагом в его изучении стало составление классификации этих частей и жанров. Также важно отметить, что именно литературные описания героев становятся источником вдохновения и основой для работы художников. Поэтому важной задачей является изучение данных текстов и их сопоставление с картинами и иллюстрациями.

Что такое фольклор?

Фольклор — это художественное народное искусство, в котором собрано отражение жизненного бытового уклада, мировоззрения, морали, культа и верования людей. На особенности его формирования влияют различные факторы, например такие как: географическое расположение, климатические условия, исторические предпосылки и многое другое. В связи с этим, каждый народ находит свои собственные способы самовыражения, индивидуальные формы, интерпретирующие действительность, и художественные образы. На мой взгляд, необходимо рассматривать не только само понятие фольклора, но и обратить внимание на то, какие функции он выполняет. Например, мы можем рассматривать это явление с точки зрения ознакомления с культурой, народными традициями и процессом воспитание культурных норм и ценностей через подобное творчество. Также немаловажными функциями фольклора можно считать развитие эстетического вкуса человека, сохранение истории и этнических особенностей.

Русский и Японский фольклор, их особенности и различия

Давайте рассмотрим, как именно исторически сложился фольклор в России и Японии, и как это повлияло на формирование образов и персонажей в обеих культурах.

1. русский фольклор

Древне-русское язычество является одним из основополагающих факторов, формирующих фольклор, в особенности после принятия христианства. Образы мифологических существ и богов славянских культов легли в основу бытующих и по наши дни сказок, а также наполняющих их персонажей. Появление христианства и распространение этой религии уводит языческие традиции в народное творчество и суеверия, так как больше не может существовать в открытую. В период централизованного Русского государства и далее с образованием Российской империи в народном творчестве развивается всё больше жанров, а также происходит деление на дворянскую (письменную форму) и крестьянскую (устную) культуру. Таким образом, мы можем наблюдать проявление этих традиций в фольклорном творчестве и искусстве, на нем основанном.

Жанры русского фольклора: 1. Легенды 2. Сказки 3. Былины 4. Былички И т. д.

2. японский фольклор

Если рассматривать японскую культуру в разрезе данной темы, можно также наблюдать процесс столкновения двух религий — Синтоизма и Буддизма, и влияние этого процесса на формирование народного творчества. Синтоизм — основанный на вере в одушевлённость всей природы и Буддизм — философская традиция и индийское религиозное учение. Однако, в отличии от истории русской культуры, в данном случае противостояние этих религий перешло в мирное сосуществование, поскольку нетеистическое и политеистическое учения не нашли такого глубокого противоречия между собой. И по сей день мы видим гармоничное присутствие фольклорных элементов в их религиозных верованиях и традициях. Стоит обратить внимание, что на современное прочтение мифологии древней Азии, также повлияли следующие факторы: культ поклонения предкам, и взаимодействие с европейской культурой.

В целом, в Японии влияние фольклора значительно выше, так как он является неотъемлемой частью религии, а в русской культуре устное народное творчество утратило своё прямое главенство и в большей степень стало влиять на формирование визуальной культуры и искусства, например на творчество художников, таких как: Билибин, Репин, Врубель, Васнецов и многие другие.

Жанры японского фольклора:

1. Мукасибанаси— предания о деяниях прошлого; 2. Намидабанаси— грустные истории; 3. Обакэбанаси— рассказы об оборотнях; 4. Онгаэсибанаси— предания о благодарности; 5. Кайдан-японские страшилки, история о чудовище; 6. Тонтибанаси— остроумные истории; 7. Варайбанаси— юморески; 8. Ёкубарибанаси— рассказы о жадности И т. д.

Баба-Яга и Ямауба

Начать сравнение я решила с образов Бабы-Яги и Ямаубы, олицетворяющих один из главных женских архетипов, существующих в фольклоре. Обе героини являются многогранными персонажами, и в разных сказках и легендах могут проявлять как отрицательные, так и положительные качества: помощь путникам, дарение подарков/советов, проведение инициации героя; обман, кража и поедание детей или путников. Живут они в избушке в густом лесу и считаются ведьмами. Колдуньями, стоящими на границе миров живых и мёртвых, и управляющими силами природы и леса. В творчестве художников мы можем найти схожие черты: пожилые женщины изображены с седыми, растрёпанными и не ухоженными волосами. Они не красивы и даже можно сказать уродливы, их возраст утрирован в олицетворение старости и мудрости. Но интересно также посмотреть и различие изображенных художниками персонажей.

Original size 2048x2624

Баба-Яга// И. Я. Билибин // 1900

Баба-Яга костяная нога: На данной иллюстрации у героини очень редкие волосы, сквозь которые проглядывает лысина, длинный крючковатый нос, а ее волосатые, длинные, грязные руки даже чем-то похожи на ветки. Художник изобразил её очень тощей и устрашающей. Одета старуха в старое, яркое платье с огромными рукавами и с большим количеством заплаток. Сидит Баба-Яга в потрёпанной ступе, в правой руке у неё помело, а в левой метла. Она летит в окружении густого леса, хозяйкой которого и является.

Original size 820x1200

Ямяуба // Когё Цукиока // 1922-1926

Ямауба: Данный персонаж выглядит более безобидно, чем и пользуется по легендам. У неё длинные, густые, свалявшиеся волосы, а ее довольно маленькие, но пронзительные глаза смотрят как будто сквозь тебя. Большой красный рот довольно сильно акцентирует внимание на лице и дополняет данный контрастный портрет. Изобразил её художник в красивом, громоздком, жёлтом традиционном кимоно, которое выглядит довольно неопрятным и потрепанным. Изображена Ямауба с тростью в правой руке, на которой привязана метёлка неизвестной зелёной травы. Также мне хочется обратить внимание на то, что персонаж находится на однотонном фоне, без окружающей среды.

Русалка и Исо-онна

Следующие героини фольклора, о которых хочется поговорить, это русалка и Исо-онна. Оба персонажа предстают перед нами в легендах как красивые, коварные, молодые, длинноволосые девушки, которые как правило обитают у различных водоёмов. Они являются злобно настроенными, не упокоенными душами, заманивающими людей в попытке утопить их или причинить иной вред. При более внимательном рассмотрении мы также сможем увидеть и некоторые различия.

Original size 2048x2904

Русалка // И. Я. Билибин

Русалка: У героини длинные, густые, зелёные волосы, похожие на водоросли, а на её голове виден венок из белых кувшинок. Она вся украшена драгоценностями. Русалка сидит на ветке и благодаря этому мы можем видеть, что верх туловища человеческое, а низ представляет собой рыбий хвост. Отсутствие зрачков в её глазах придаёт загадочности, но выглядит несколько устрашающе. На данной иллюстрации русалка изображена художником в окружении пруда и густого леса.

Original size 600x784

Исо-онна // Мэтью Мэйера

Исо-онна: Девушка сидит к зрителю спиной, и мы видим полу-спадающую прозрачную накидку, прикрывающую тело. У героини длинные, чёрные волосы, тон кожи очень бледный, и чёрные же глаза, пронзительно смотрящие на нас. Ног Исо-онны мы не видим, но согласно легендам нижняя часть её тела представляет собой хвост змеи. Художник расположил девушку на камне возле скалистого берега.

Леший и Ко-дама

Леший и Ко-дама схожи в том, что являются защитниками леса и в основном предстают перед нами в образе старика. Оба героя стоят на страже порядка в лесу, где отвечают за сохранение и баланс природных сил, оберегая деревья, животных и пр. Леший, согласно легендам, может как помочь путникам, так и наказать людей за причинение вреда лесу. Ко-дама — добродушный дух, который зависит от определённого дерева. Человек, случайно или намеренно срубивший такое дерево, будет навеки проклят.

Original size 2048x2892

Леший // И. Я. Билибин

Леший: Данный персонаж изображён как старик с длинной седой бородой и волосами. Одет он во что-то напоминающее шкуру зверя, а в его правой руке находится трость, похожая на ветку. У старика очень волосатые руки с наростами, также напоминающими обломанные ветки. Его выразительные жёлтые глаза и кустистые брови делают общий вид довольно суровым. Художник изображает Лешего выходящим из густого леса в поле.

Original size 3020x2048

Ко-дама // Торияма Сэкиэн

Ко-дама: На данной гравюре персонаж предстает в образе очень тощего старика с длинными редкими волосами. Одет герой в японский костюм, скорее всего кимоно, а в руках у него обычная метла. Художник изобразил старика стоящим на старом, изогнутом дереве, что также может подчеркивать связь Ко-дамы с лесом.

Домовой и Нурарихён

Оба персонажа, в большинстве случаев, не несут особой угрозы и выглядят как старики с непропорциональным телом: маленький рост, крупная голова и чуть удлинённые руки. Домовой в легендах ведёт себя как хозяин и покровитель дома, которого нельзя ослушаться. По правилам дом нужно держать в чистоте, ведь в противном случае он может начать пакостить. Его месть может колебаться от самой безобидной — воровство какой-либо вещи, до более серьёзной — замучивание скота. Также персонаж оберегает здоровье и благополучие членов семьи, предупреждая в нужный момент об опасности. Нурарихён славится тем, что ночью проникает в дома богатых людей, и любой, кто его увидит станет считать, что это хозяин. В связи с таким положением, герой может спокойно отдыхать, пить чай и даже что-нибудь украсть, так как никто ничего не сможет ему сделать.

Original size 2140x1600

Домовой // И. Я. Билибин // 1934

Домовой: На данной иллюстрации Билибина Домовой выглядит как безобидный старичок. Персонаж весь волосатый, с непропорционально длинными руками и огромными ладонями, оканчивающимися когтями. Он выглядит одновременно жутко и загадочно. У персонажа огромные уши, длинная борода, большое количество морщин и выпученные глаза. Сразу и не скажешь, кто здесь изображён: зверь или человек.

Original size 2560x2960

Нурарихён // Саваки Сууси

Нурарихён: На гравюре Нурарихён предстаёт перед нами в виде горбатого старичка с непропорциональным телом. Его голова очень большая, вытянутая и лысая, глаза наоборот маленькие и узкие. Дополняет портрет крупный красный рот и небольшое количество щетины на лице. Одет Нурарихён в монашескую одежду, которая выглядит довольно неопрятно, а возле левой руки у него располагается веер.

Водяной и Каппа

Оба персонажа живут в реке или на болоте. Водяной — относительно мирный персонаж, который однако мог испортить плотину или мельничное колесо, возле которого он обитает. Иногда может забирать человека к себе в воду ради забавы или в услужение. Каппа также в большинстве случаев считается мирным персонажем, лишь иногда может подшутить. Впрочем, существуют легенды, где персонаж заманивает и топит людей. Оба героя имеют много черт схожих с животными.

Original size 800x1040

Водяной // И. Я. Билибин // 1934

Водяной: У данного персонажа в основном прослеживаются черты присущие лягушке: форма головы с глазами на макушку, вытаращенные глаза, огромный рот, пятно по всем телу и перепонки на руках. Но у Водяного также присутствуют и антропоморфные черты: большой нос, подбородок, руки и очень редкая, но длинная борода.

Original size 2972x2048

Автор неизвестен

Каппа: В образе этого персонажа прослеживаются зооморфные черты разных животных: крокодилья голова, лапы и панцирь черепахи на теле. Вид у Каппы устрашающий, а на голове героя своеобразная причёска с дырой (по легендам, наполненная водой). Также хочется обратить внимание на цвет кожи персонажа — он зелёный, и отсылает нас снова к обитающим в воде животным.

Кот Баюн и Бакэнэко

Бакэнэко и кот Баюн — это два существа, наделённых особой волшебной силой. Оба персонажа чаще всего несут опасность людям. Бакэнэко — это кошка-оборотень с раздвоенным хвостом. По верованиям японцев, им может стать любая кошка, подходящая под определённые условия: она достигла 30 лет, у неё длинный хвост (этот факт также объясняет, почему в Японии большинство кошек именно с укороченными хвостами) или она весит более 3,5 кг. Данная героиня очень коварна, мстительна и хитра, чаще всего принимает облик девушки или своего хозяина (которого она съела). Бакэнэко заманивает к себе путников, делая их своими слугами. Кот Баюн ничуть не уступает в своем коварстве. Он также заманивает путников и усыпляет их. Те из бедолаг, кто оказывается слишком слаб и не способен сопротивляться его чарам — погибает, более же сильные и выносливые иногда выбираются и ловят кота, тем самым обретая спасение от всех болезней.

Original size 1567x2400

Кот Баюн // К. Кузнецов

Кот-Баюн: Персонаж изображён сидящим на деревянном столбе, в окружении ночного леса, над которым пролетает стая птиц. Сам кот-Баюн дымчатого окраса, с очень пронзительным, суровым взглядом.

Original size 2048x993

Утагава Куниёси

Бакэнэко: На гравюре изображена целая сценка, где люди в ужасе пытаются спрятаться или убежать, а позади них виден Бакэнэко, готовый напасть. Персонаж очень больших размеров, а его окрас белый с серыми пятнами. Довершает историю угрожающий оскал огромных зубов в сочетании с дикими голубыми глазами, направленными на мужчину, который пытается спасти молодую девушку. В сравнении, Бакэнеко выглядит более устрашающе, чем Кот-Баюн, который на первый взгляд кажется мирным.

Гамаюн и Ицумадэ

Гамаюн — это существо с телом птицы и головой человека. Данный образ совмещает в себе два значения: райской птицы, приносящий радость и благосостояние, и знамения, предвещающего беду. Ицумадэ из японской мифологии очень схожий по своим качествам герой. В Восточной культуре его относят к виду «странных птиц». Ицумадэ предвещает катастрофы, страдания, а также появляется в местах, где погибло или погибнет большое количество людей.

Original size 1200x1975

Гамаюн, птица вещая // В. М. Васнецов // 1897

Гамаюн: На иллюстрации Васнецова Гамаюн сидит на изогнутом дереве, расположенном на болоте. Черное птичье тело с большими крыльями и рыжими подпалинами на спине дополнено женской головой с русыми растрёпанными волосами. Выражение лица кажется отрешенным, а взгляд суровым и как-будто проникающим насквозь. Также хочется отметить, что из волос птицы Гамаюн торчат шесть маленьких пёрышек, чем-то похожих на ростки цветов.

Original size 1200x1568

Ицумадэ // Мэтью Мэйер

Ицумадэ: Если у птицы Гамаюн мы наблюдаем женскую голову с телом птицы, то у Ицумадэ мы видим мужскую голову с большим жёлтым клювом и острыми зубами вместо рта. Его длинная рыжая грива переходит в зелёное тело змеи, дополненное жёлто-чёрным хвостом и двумя тощими лапами с острыми когтями, довершают картину два крыла. На иллюстрации персонаж изображён парящим над зданием в тёмном туманном небе.

Жар-птица, Змей Горыныч и Басан

Басан, Жар-птица и Змей Горыныч — это персонажи, которых хочется рассмотреть именно вместе, поскольку все герои связаны с огнём. Басан — это петух размером с индейку, который живёт в отдалённой от людей местности. В связи с этим, за ним не наблюдалось нападений на жителей. Дышит персонаж холодным огнём, который не может причинить никому вреда. Этот огонь нужен ему лишь для устрашения, так как сам он очень трусливый. Жар-птица — это символ огня, света и солнца. Она вся состоит из языков пламени, а её перья способны даже ослепить человека. В сказках птица участвовала в роли похитителя. Змей Горыныч — огнедышащий змей, который похищал людей, а в сказках ещё и помогал Кощею бессмертному. По легендам, охраняет «Калинов мост». Персонаж мог жить не только в горах, но и в море, что делало его также и морским чудовищем.

Original size 800x1012

Басан // Такэхара Сунсэнсаи // 1841

Басан: Этот герой выглядит как обычный петух, с длинными мощными ногами и острыми когтями, с оперением преимущественно красного цвета, дополненным зелёными и голубыми элементами. На иллюстрации из его клюва извергается яркое пламя. Художник изобразил Басана в его привычном месте обитания: в зарослях, возле речки.

Original size 1821x2400

Иван-Царевич и Жар-птица // И. Я. Билибин // 1930

Жар-птица: На иллюстрации птица изображена в действии: сбегающей от Ивана-царевича и оставляющей ему своё перо. Жар-птица ярко-жёлтого цвета и она будто горит и светится изнутри, словно солнце. У неё маленькая голова, но длинные крылья и хвост. Действие на картинке происходит в яблоневом саду.

Original size 1500x2348

Змей Горыныч // И. Я. Билибин // 1912

Змей Горыныч: Данный персонаж — это ярко-красный змей с тремя головами. На каждой из голов надета корона, которую мы также можем видеть расположенной на шее мифического героя. На груди и на хвосте у него есть острые шипы, а тело дополнено большими зелеными крыльями. Автор иллюстрации изобразил Змея Горыныча сидящим на скале и высматривающим добычу.

Заключение

Данное визуальное исследование помогло мне понять, насколько отличаются представления о мире в разных культурах, насколько у людей разнится отношение с природой и окружающим миром. Как мы можем наблюдать это через призму различных художественных образов, присутствующих в культуре. Рассматривая японскую культуру в сравнении с русской, нельзя не заметить, что они кардинально отличаются друг от друга. Так что крайне интересным фактом стало обнаружение аналогичных по функциям образов, которые порой даже визуально были схожи. По истории русского фольклора и созданным на его основе графическим иллюстрациям, мы чётко видим, что духи и подобные сверхъестественные существа всегда присутствовали в нашей жизни как обычные персонажи детских сказок и старых суеверий.

Анализируя особенности изображений в иллюстрациях Билибина и других художников, представленных в данном исследовании, можно отметить, что герои всегда изображены в какой-либо среде или в процессе определенного действия. Тогда как графика проанализированных японских гравюр в большинстве случаев выглядит как энциклопедические научные иллюстрации, персонажи в которых чаще всего безэмоциональны или агрессивны. Все вышеперечисленное вызывает ощущение целой науки о духах и населяющих мир невидимых существах. Должна заметить, что в процессе поиска информации о японской мифологии, я натыкалась на большое количество так называемых бестиариев, полных изображений и описаний этих мифических существ. Это не удивительно, ведь фольклор у японцев существует до сих пор наравне с религией, а их вера в свою культуру чувствуется сполна.

Возвращаясь к мысли, что не смотря на все отличия традиций и культур, мы по сути встречаем схожие образы, можно сделать вывод об общечеловеческих факторах, влияющих на формирование такого обширного понятия как фольклор. Исследуя эту тему, можно сказать, что мы обращаемся к «коллективному бессознательному разуму», образы которого могут принимать разные визуальные формы, но имеют одну и ту же природу, отражают схожие по своей сути смыслы. В своем визуальном исследовании я обнаружила множество подобных примеров в японской и русской мифологии, носящих в себе одни и те же архетипы, и являющихся своего рода отпечатком многовекового опыта человеческого существования.

Bibliography
Show
1.

А. А. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РУСАЛКИ В РУССКИХ НАРОДНЫХ ПОВЕРЬЯХ И СУЕВЕРИЯХ //Проблемы социальных и гуманитарных наук. — 2019. — №. 2. — С. 97-101.

2.

Альшевская А. Типологические вариации образа Бабы Яги в волшебных сказках. — 2019.

3.

Бакэнэко // Bestiary.us URL: https://www.bestiary.us/bakenjeko (дата обращения: 05.03.2024).

4.

Березкин Ю. Е. Ареальные связи древней японской мифологии //Этнографическое обозрение. — 2020. — №. 1. — С. 164-179.

5.

Виноградова Е. В. Восприятие образа» жар-птицы» носителями языка (на материале ассоциативного эксперимента) //МОЛОДАЯ НАУКА. — 2019. — С. 219-221.

6.

Головачева О. А. Образ домового в мифологических рассказах, зафиксированных на территории Климовского района Брянской области //Культура и цивилизация. — 2017. — Т. 7. — №. 4A. — С. 25-36.

7.

Забияко А. А., Левченко А. А. Кошмарная чудь» японского бестиария: образ Каппы в русской литературе начала XX в. (В. Март) //Религиоведение. — 2014. — №. 3. — С. 187-193.

8.

Ибрагимова Н. Е. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ В ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ» МИР СЛАВЯН» //XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. — 2017. — С. 27-30.

9.

Исоона // Bestiary.us URL: https://www.bestiary.us/isoonna (дата обращения: 06.03.2024).

10.

Ицумадэ // Bestiary.us URL: https://www.bestiary.us/icumadje/ru (дата обращения: 06.03.2024).

11.

Как в русском фольклоре появились русалки? // Культура.РФ URL: https://www.culture.ru/s/vopros/rusalki/ (дата обращения: 16.03.2024).

12.

Каппа // Bestiary.us URL: https://www.bestiary.us/kappa/ru (дата обращения: 09.03.2024).

13.

Каппа // Bestiary.us URL: https://www.bestiary.us/kappa/ru (дата обращения: 09.03.2024). Шамедько

14.

Ко-дама // Bestiary.us URL: https://www.bestiary.us/ko-dama/ru (дата обращения: 10.03.2024).

15.

Козлова А. А., Никишина В. В., Чвилева Е. А. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВ ЖИВОТНЫХ В МИФОЛОГИИ И КУЛЬТУРЕ КИТАЯ И ЯПОНИИ //ББК 81+ 71.0 я43 К45. — 2023. — С. 96.

16.

Кот Баюн // Bestiary.us URL: https://www.bestiary.us/kot-bajun/ru (дата обращения: 05.03.2024).

17.

Кто такая баба-яга? // Культура.РФ URL: https://www.culture.ru/s/vopros/baba-yaga/ (дата обращения: 16.03.2024).

18.

Кто такой Змей Горыныч? // Культура.РФ URL: https://www.culture.ru/s/vopros/zmey-gorynych/ (дата обращения: 23.03.2024).

19.

Макарова А. А. Образы Дракона и Змея Горыныча в китайской и русской культурах //В МИРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. — С. 268.

20.

Маринус Виллем де Фиссер Традиционный японский фольклор [Текст]: [перевод]: / А. Г. Фесюн; — М.: Серебряные нити, 2016. — 248 с.

21.

Никулова А. Г. ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ СУЩЕСТВ МИФОЛОГИИ ЯПОНИИ //Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность-XV. — 2022. — С. 130-133.

22.

Нурарихён // Bestiary.us URL: https://www.bestiary.us/nurarihen/ru (дата обращения: 06.03.2024).

23.

Полуяхтова Т. П. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ РЯД ПРЕДРАССУДКОВ ЯПОНЦЕВ О КОШКАХ //Р76 Россия и мир в исторической ретроспективе. К 120-летию со дня рождения выдающегося государственного деятеля АН. — С. 182.

24.

Ткаченко А. О., Елисеева Н. П. Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок //Юный ученый. — 2018. — №. 3. — С. 130-133.

25.

Травников С. Н. Образ русалки в литературе и фольклоре пушкинского времени //Пушкинские чтения. — 2019. — С. 28-37.

26.

Трошин А. С. СВОЕОБРАЗИЕ ЭКФРАСИСА В СТИХОТВОРЕНИИ А. БЛОКА» ГАМАЮН, ПТИЦА ВЕЩАЯ» //Казанская наука. — 2015. — №. 4. — С. 141-144.

27.

Туманова С. А. ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: ОБРАЗ И РОЛЬ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ //Ответственный редактор. — 2021. — С. 43.

28.

Фольклор // Большая российская энциклопедия 2004-2017 URL: https://old.bigenc.ru/text/5061324 (дата обращения: 24.02.2024).

29.

Червова О. В. РОЛЬ КОШЕК В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ //Международная научно-практическая конференция молодых исследователей им. ДИ Менделеева. — 2016. — С. 133-135.

30.

Черноярова М. Ю., Зарубкина О. В. Сравнительная характеристика водных духов в русском и чувашском фольклоре (на материале мифологической прозы Чувашии) //Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. ИЯ Яковлева. — 2017. — №. 1 (93). — С. 84-98.

31.

Чулкова Н. Г. Московская международная академия, Москва, Россия ОБРАЗЫ ДУХОВ-ХОЗЯЕВ ЛЕСА: ВÖРСА И ЛЕШИЙ //ББК 81.006. 2я431+ 74.484 я431 С833 Рекомендовано к изданию Управлением развития научно-инновационной деятельности УдГУ Оргкомитет форума ГВ Мерзлякова–ректор УдГУ (председатель), НВ Котова–директор ин-та яз. и лит. — 2024. — С. 335.

32.

Яковенко С. В. Ёкай как важный фактор формирования японской культуры: исторический аспект //Ойкумена. Регионоведческие исследования. — 2016. — №. 3 (38). — С. 105-116.

33.

Ямауба // Bestiary.us URL: https://www.bestiary.us/yamauba/ru (дата обращения: 06.03.2024).

34.

Японская мифология и фольклор // Bestiary.us URL: https://www.bestiary.us/portal/nippon (дата обращения: 24.02.2024).

Image sources
Show
1.

/ [Электронный ресурс] //https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/e8f/438609@2x.webp: [сайт]. — URL: (дата обращения: 27.03.2024).

2.

/ [Электронный ресурс] //https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/e8f/438609@2x.webp: [сайт]. — URL: (дата обращения: 30.03.2024).

3.

/ [Электронный ресурс] //https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/118284/pub_5cc174a315df6000b3c1dfd9_5cc4e88ee2e2ca00b2da19d5/scale_1200: [сайт]. — URL: (дата обращения: 30.03.2024).

4.

/ [Электронный ресурс] //https://i.pinimg.com/564x/52/28/a6/5228a6209406930232b203bffe129e24.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 30.03.2024).

5.

/ [Электронный ресурс] //https://i.pinimg.com/564x/8a/cc/75/8acc75fc5116a9b60a93a3a49bca6612.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 27.03.2024).

6.

/ [Электронный ресурс] //https://i.pinimg.com/564x/b9/ec/26/b9ec26421dab080db11cee85672cefdd.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 26.03.2024).

7.

/ [Электронный ресурс] //https://ic.pics.livejournal.com/japaneseprints/61376476/881717/881717_original.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 30.03.2024).

8.

/ [Электронный ресурс] //https://paranormal-news.ru/_nw/91/s17151022.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 30.03.2024).

9.

/ [Электронный ресурс] //https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7f/Suushi_Nurarihyon.jpg/330px-Suushi_Nurarihyon.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 26.03.2024).

10.

/ [Электронный ресурс] //https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/89/Gamaun.jpg/300px-Gamaun.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 30.03.2024).

11.

/ [Электронный ресурс] //https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4f/ShunsenBasan.jpg/270px-ShunsenBasan.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 30.03.2024).

12.

/ [Электронный ресурс] //https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/38/Ivan_Bilibin_065.jpg/375px-Ivan_Bilibin_065.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 26.03.2024).

13.

/ [Электронный ресурс] //https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d3/Vodyanoy.jpg/411px-Vodyanoy.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 27.03.2024).

14.

/ [Электронный ресурс] //https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/45/Bilibin._Baba_Yaga.jpg/420px-Bilibin._Baba_Yaga.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 30.03.2024).

15.

/ [Электронный ресурс] //https://www.bestiary.us/files/images/042-isoonna1.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 27.03.2024).

16.

/ [Электронный ресурс] //https://www.bestiary.us/files/images/dorotabo-by-sekien.jpg:[сайт]. — URL: (дата обращения: 27.03.2024).

17.

/ [Электронный ресурс] //https://www.bestiary.us/files/images/itsumade.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 27.03.2024).

Особенности изображения фольклорных персонажей в России и Японии
24
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more