Original size 649x900

Рамка в рамке как способ отделить героя от мира

PROTECT STATUS: not protected
7
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

В истории живописи нередко встречается прием, который можно обозначить как «рама в раме»: элементы пространства картины — природные объекты, архитектурные проёмы, интерьерные детали, образующие дополнительное обрамление фигуры, которую художник стремится визуально выделить на фоне общей насыщенности композиции. Такой прием помогает зрителю отделить героя от окружающей среды и одновременно создает дополнительную глубину сцены.

Мастера голландской живописи XVII века активно использовали открытые двери, окна, ткани и различные проёмы не только как средство построения перспективы или создания ощущения бытовой суеты, но и как инструмент визуального акцентирования. На подобных картинах фигура часто оказывается обрамлена просветом в следующую комнату или прямоугольником светлого окна на тёмной стене.

Эта внутренняя рамка естественным образом вычленяет персонажа из насыщенного деталями интерьер, позволяя зрителю ощутить себя близким, но внешним наблюдателем частной сцены, отделенной от общего пространства.

Со временем мотив фигуры, выделенной внутренней рамкой, приобретает всё более выраженный характер. В романтизме и живописи XIX–XX веков окно становится границей между внутренним и внешним, между субъективным переживанием и объективным миром. Например, дверной проём выступает переходным, пороговым пространством, а зеркало — плоскостью, в которой разворачивается иной уровень самовосприятия или возникает альтернативная, отличная от остального изображения реальность. В этих случаях рамка не только выстраивает композицию, но и выступает визуальной метафорой изоляции, задумчивости, разорванности связи с внешним миром.

Кроме того, устойчивость этого приёма позволяет рассматривать его шире, чем просто историческую особенность живописи. Мотив фигуры в окне, дверном проёме или зеркале легко переходит в фотографию, кино, анимацию и графику, сохраняя базовую семантику разделения пространства, наблюдения и дистанции. Это подчёркивает, что рамка в раме функционирует как универсальный визуальный язык, через который разные эпохи и медиа говорят о положении человека по отношению к окружающему миру.

В данном визуальном исследовании я рассматриваю произведения с подобным подходом организации внутренней сцены у нескольких живописцев — от Вермеера и Веласкеса до Магритта и Хоппера. На их примере анализируется, каким образом окна, двери и зеркала функционируют как внутренние композиционные рамки: при помощи чего художники выстраивают иерархию внутри изображения, организуют глубину пространства и, прежде всего, усиливают мотивы, заложенные в полотна.

Оконная рама

Каспар Давид Фридрих

Original size 1443x1871

Г. Кюгельген «Художник Каспар Давид Фридрих», 1808 г.

В работе «Женщина у окна» Каспар Давид Фридрих изображает свою жену, Каролину Вильгельмину Зоннтаг, стоящую спиной к зрителю перед большим студийным окном. На виднеющемся за её фигурой пейзаже обозначены река, небо и вершины тополей, выдержанные в более светлых тонах и образующие контраст с затемненным интерьером комнаты.

Original size 960x1358

К. Д. Фридрих «Женщина у окна», 1822 г.

Эта совокупность яркого пространства снаружи и затененного окружения внутри передает ощущение одиночества и меланхолии. Композиция выстраивает для зрителя точку наблюдения изнутри помещения: мы смотрим на мир тем же направленным в окно взглядом, что и героиня. С помощью такого подхода художник передает чувства испытываемые героиней, приглашая зрителя взглянуть из интерьера во внешний мир и перенять эмоциональное состояние женщины.

К. Д. Фридрих «Женщина у окна», фрагменты

Исследователи неоднократно отмечали символику окна у Фридриха. Так, А. М. Хамахер называет его «глазом дома», через который человек обращается к внешнему миру. В «Женщине у окна» этот мотив проявляется особенно ясно: оконный проём функционирует не только как источник света и композиционная рамка, но и как визуальная метафора внутреннего взгляда героини, устремленного за пределы замкнутого пространства комнаты.

Гюстав Кайботт

Original size 2949x3779

Г. Кайботт Автопортрет, 1892 г.

Спустя несколько десятилетий Гюстав Кайботт в картине «Молодой человек у окна» изобразил схожий мотив, но в городском контексте. Молодой парижанин, являющийся братом художника, находится в темной комнате, стоя у распахнутого окна-балкона, развернутый спиной к зрителю. Его фигура обрамлена прямоугольником проема, четко отделяющего силуэт мужчины от внешнего мира.

Original size 960x1404

Г. Кайботт «Молодой человек у окна», 1875 г.

Критики отмечают, что полотно Кайботта сразу цепляет зрительский взгляд при помощи немецкого романтизма, проступающего в стилистике картины.

Это указывает на преемственность с традицией Фридриха в виде мотива человека у окна как своеобразной метафоры одиночества.

Original size 800x458

Г. Кайботт «Молодой человек у окна», фрагмент

Однако у Гюстава герой — городской житель, и его отчужденность выражена через контраст между пространством квартиры и городским пейзажем снаружи. Окно здесь выступает границей между частным миром в виде интерьера буржуазного дома и внешним.

Именно в этом положении «между» многие исследователи видят продолжение мотива взгляда изнутри наружу, перенесённого из романтического пейзажа в урбанистическую среду.

Г. Кайботт «Молодой человек у окна», фрагменты

Эдвард Хоппер

Original size 960x1215

Э.Хоппер автопортрет, 1925–1930 гг.

Американский художник XX века, чье творчество последовательно обращается к теме одиночества и разрыва связи человека с окружающим миром. В его картинах фигуры, в особенности женские, часто показаны в замкнутых интерьерах у окна: они смотрят наружу, но остаются по одну сторону стекла.

Так, в работе «Утро в Кейп-Код» женщина стоит у большого проема, впускающего в комнату солнечный свет. Однако присутствие героини по-прежнему локализовано внутри, а окно подчеркивает дистанцию между пустым интерьером и миром за пределами дома.

Original size 1000x857

Э.Хоппер «Утро в Кейп-Код», 1950 г.

В картине «Офис в маленьком городе» мужчина изображен в верхнем этаже офисного здания, почти целиком заключённый в прямоугольник огромного окна. Пространство комнаты нарочито пусто, фигура мала по отношению к масштабу проёма и окружающей архитектуры, а город внизу дан как безличный фон. В этом сюжете оконная рама вновь становится барьером, за которым находится одинокий человек, отрезанный стеклом от городской жизни.

Original size 2000x1405

Э.Хоппер «Офис в маленьком городе», 1953 г.

Окна в полотнах Хоппера воспринимаются непреодолимыми барьерами. Хоть и единственным препятствием между героем и внешним миром является оконное стекло, хрупкое на вид, каждый из изображенных художником героев никогда не соберет достаточно воли и смелости, чтобы его разбить. Поэтому персонажи Хоппера всегда остаются внутри, лишь созерцая жизнь снаружи.

фрагменты слева направо: Э.Хоппер «Утро в Кейп-Код» / «Офис в маленьком городе»

Исследователи отмечают, что эти фигуры существуют в состоянии внутренней пассивности: они мысленно обращены к открытому пространству, но лишены решимости пересечь границу между интерьером и улицей.

Таким образом, окно у Хоппера становится символом добровольной или вынужденной изоляции. Более того, художник помещает зрителя снаружи, делая окно посредником между смотрящими и героями.

Original size 1101x600

Э.Хоппер «Полуночники», 1942 г.

В «Полуночниках» посетители ночного кафе показаны через огромное панорамное окно: композиция устроена так, что взгляд зрителя направлен на них с темной улицы, словно подглядывая за сценой, разворачивающейся внутри заведения. Фигуры залиты искусственным светом, который только подчёркивает их отчужденность: стекло витрины и пустота ночного города вокруг отделяют героев картины от внешнего мира. В этом контексте окно выступает не просто источником света, а ключевым композиционным приемом, который усиливает ощущения изоляции в современной городской среде.

Пьер Боннар

Original size 1956x2560

П.Боннар автопортрет, 1889 г.

Французский постимпрессионист, также часто прибегавший к композиционным решениям с внутренними рамками и проёмами в изображаемых интерьерах.

Так, на полотне «Открытое окно» художник показывает комнату с распахнутым окном, выходящим в сад.

Original size 2146x2846

П.Боннар «Открытое окно», 1921 г.

На картине не сразу различимы две фигуры — жена художника и кошка рядом с ней. Они находятся у края полотна, сливаясь с фоном комнаты, из-за близких по тону оранжевых оттенков, преобладающих в основе их силуэтов. Построение сцены сразу переводит внимание зрителя к прямоугольнику окна, через который льется яркий дневной свет, задавая главную визуальную доминанту интерьера.

Original size 1200x947

П.Боннар «Столовая в деревне», 1913 г.

Искусствоведы отмечают, что в интерьерах Боннара эмоциональные акценты часто сосредоточены на открытых окнах, ведущих во внешний мир: цвет и свет за рамой превращают повседневный быт комнаты в поэтичное видение свободы. При этом герои картин художника нередко остаются в тени, внутри замкнутого пространства.

слева направо: П.Боннар «Женщина, пишущая», 1920 г. / «Перед окном», 1923 г.

Подобно Хопперу, Боннар передаёт через контраст интерьера и пейзажа характерный конфликт: стремление к простору и одновременную укорененность в своем замкнутом мире. Открытое окно у Пьера одновременно расширяет пространство и подчеркивает границу между внешним и внутренним, позволяя зрителю прочувствовать ту атмосферу и те состояния, которые художник стремится передать.

Дверной проем

Ян Вермеер

Original size 2448x3264

Ян Вермеер «Автопортрет в берете и красном плаще», 1643–1648 гг.

В знаменитой картине «Любовное письмо» художник изобразил комнату с двумя женщинами — хозяйку с лютней и служанку с письмом. Фигуры показаны в обрамлении темного переднего плана, что создает эффект наблюдения за приватной сценой: зритель как бы подсматривает из соседнего помещения через дверной проем и раздвинутую занавеску.

Original size 2987x3518

Ян Вермеер «Любовное письмо», 1669 г.

На переднем плане Вермеер выносит приглушенно освещенные предметы — метлу, пару домашних туфель, угол карты на стене, стул. Они формируют вторую раму перед главным действием, не перетягивая внимания зрителя на себя за счёт слабого освещения и нейтрального колорита.

0

Ян Вермеер «Любовное письмо», фрагменты

Зритель видит интимный эпизод, но не может свободно войти в него: предметы переднего плана буквально и композиционно перекрывают проход. Основное освещение направлено на фигуры заднего плана, контрастируя с передним, сильнее обрамляя и выделяя разворачивающийся сюжет полотна. В результате зритель оказывается отстраненными наблюдателями, смотрящими через промежуточный слой интерьера.

Original size 3211x1576

Ян Вермеер «Любовное письмо», фрагмент

Ян Вермеер «Любовное письмо», фрагменты

Так Вермеер выстраивает многоступенчатую глубину: тёмные стены-рамки слева и справа, светлая середина с женскими фигурами делают зрителя случайным наблюдателем, усиливая напряженность момента. Из-за такого композиционного решения, каждый смотрящий понимает приватность происходящего.

С помощью этого художник достигает двойственного эффекта, приближая зрителя к происходящему на картине, сохраняя при этом дистанцию, подчеркивая хрупкость и тайну момента.

Вильгельм Хаммерсхёй

Original size 960x1168

В. Хаммерсхёя автопортрет, 1895 г.

Приём «рамы внутри рамы» через двери характерен и для датского художника Вильгельма Хаммерсхёй. На его полотнах — лаконичные серые интерьеры Копенгагена, в которых часто присутствуют открытые двери, ведущие из комнаты в комнату и создающие серию вложенных пространств.

На картине «Открытые двери» изображена пустая анфилада: три белые двери настежь уходят одна за другой в глубину.

Original size 2597x2199

В.Хаммерсхёй «Открытые двери», 1905 г.

Никаких людей, только строгие линии косяков и отблески света на деревянном полу. Главный предмет картины — три открытые двери. Они единственные выделяющиеся элементы в пустых помещениях, упорядоченных в строгой композиции линий. Двери работают как геометрические рамки, задающие глубину и ритм. Художник намеренно не раскрывает, куда ведут эти проемы, и не выявляет подробностей смежных комнат, таким образом усиливая тихую атмосферу.

В.Хаммерсхёй «Открытые двери», фрагменты

Несмотря на то, что на картине нет человеческих фигур, в других своих работах Хаммерсхёй часто вводил силуэты.

Художник помещал их в рамочные интерьерные композиции со спины или в дальнем плане, визуально изолируя.

0

слева направо: В.Хаммерсхёй «Интерьер, Странгаде 30», 1901 г./«Интерьер в Странгаде, солнечный свет на полу», 1901 г./«Интерьер с Идой у пианино», 1910 г.

Так, в «Интерьере со стоящей женщиной у открытой двери» женская фигура видна в проеме комнаты на переднем плане. Она находится между двумя дверными рамами и взглядом зрителя.

Этот приём, по словам исследователей, наделяет сцены Хаммерсхёй сдержанной поэзией и превращает зрителя в наблюдателя чужого уединения.

Original size 1911x2294

В. Хаммерсхёй «Интерьер со стоящей женщиной у открытой двери», 1905 г.

Открытая дверь в работах художника — символ одновременно проницаемости и отделённости: персонаж присутствует, но не взаимодействует напрямую. Вильгельм выстраивает дверные рамы так, чтобы направлять взгляд в глубину и концентрировать внимание на фигуре, делая ее центром композиции.

Диего Веласкес

Original size 2442x3000

Д. Веласкес автопортрет, 1640 г.

Художник показательно использует дверной проём в знаменитой картине «Менины». На картине запечатлена не бытовая сцена, а сложная многофигурная композиция. Полотно наполнено различными деталями: большое количество людей, запечатленных в динамичных позах, а также декоративные предметы интерьера. Помимо проработки подобных деталей, Веласкес также включает в картину несколько «картин в картине» — буквально и фигурально.

Original size 2800x3223

Д. Веласкес «Менины», 1656 г.

Позади группы придворных и самого художника различим ярко освещенный прямоугольник открытой двери. Этот прием привлекает взгляд, служит ключевой точкой перспективы и образует дополнительную рамку внутри композиции. Кроме того, на заднем плане изображено прямоугольное зеркало, отражающее фигуры короля и королевы, стоящих, предположительно, там где находится зритель.

Д. Веласкес «Менины», фрагменты

Всё это задаёт картине твердый линейно-геометрический каркас и ощущение структурности. На подобном фоне контрастируют фигуры придворных с их живыми силуэтами, не давая композиции выглядеть излишне строго.

Original size 1217x1806

Д. Веласкес «Менины», фрагмент

Композиционно можно констатировать: Веласкес использует внутренние рамки, чтобы вовлечь зрителя и одновременно обозначить дистанцию. Зритель одновременно внутри сцены и вне её, а герои изолированы своими рамками — королевская чета присутствует лишь как отражение, а фигура в дверях застывает на границе пространства комнаты, почти выходя из него.

Уолтер Ричард Сикерт

Original size 1101x1400

Р.Сикерт автопортрет, 1896 г.

Британский художник начала XX века, также активно использовал «рамочные» композиционные решения в сценах. Его серия камден-таунских интерьеров пронизана атмосферой отчуждения: зритель нередко видит комнату как бы из смежного помещения.

0

слева направо: Р.Сикерт «Спальня Джека-Потрошителя», 1907 г. / «Голландская девушка», 1906 г. / «Летний день, или Где нам взять деньги на оплату жилья?» 1908–1909 гг.

В позднем полотне «Зеркальный шкаф» Сикерт изображает пожилую женщину, сидящую в спальне, скрытую от зрителя наполовину большим платяным шкафом с зеркальной дверцей. Ее фигура виднеется через приоткрытую дверь в соседней комнате: проём обрамляет силуэт, а шкаф заслоняет её частично.

Original size 1044x1571

Р.Сикерт «Зеркальный шкаф», 1924 г.

Такое построение заставляет зрителя чувствовать себя сторонним наблюдателем, видящим лишь фрагмент частной жизни героини. Возникает впечатление замкнутого мира: дверь открыта, но войти невозможно — путь преграждает массивный шкаф.

слева направо: Р.Сикерт «Кафе в Дьеппе», 1884–1885 гг. / «Художник в своей мастерской», 1907 г.

Схожий приём Сикерт использует в известной картине «Скука». Супружеская пара показана в тесной комнате, а их силуэты композиционно «разводит» висящая на стене картина. Это не просто декор — рама выступает визуальным барьером между мужем и женой.

Фигура женщины стоит у комода справа, муж сидит слева за столом, и каждый погружен в себя. Художник тонко передал ощущение бытовой драмы через статичность поз. Это ещё один пример того, как внутренняя рама создает второе пространство в картине и образует два изолированных мира.

Original size 1844x2475

Р.Сикерт «Скука», 1914 г.

Заключение

Рассмотренные примеры ясно показывают, что внутренние рамки в картинах служат не просто частью интерьера или фона, а сильным композиционным инструментом. Они структурируют пространство: делят полотно на планы, направляют взгляд к герою, придают сцене глубину и перспективу. Не менее важна и их семантическая роль. Так, окно отделяет внутренний мир героя от внешнего: через него можно смотреть наружу, но нельзя выйти, — фигура остаётся одиноким созерцателем. Дверной проем обособляет интимную сцену от посторонних: зритель становится внешним наблюдателем, не включенным в действие.

Во всех случаях приём «рама в рамке» усиливает мотив изоляции: физической, где человек буквально заключается в оконный проём или дверной портал, или эмоциональной, когда герой погружен в свои мысли, отстранен от окружающих. Этот визуальный способ отразить отчуждение оказался универсальным: от аллегории до модернистских сцен одиночества.

Важно и положение самого зрителя: художники часто помещают его по другую сторону окна или двери, делая рамку посредником между им и сценой. Возникает эффект соучастия, но и дистанцированности — граница часто ощутима и непреодолима. Такая сцена воспринимается как значимый, выхваченный фрагмент со своим собственным пространством и временем.

Таким образом, окна, двери и зеркала — привычные элементы быта — в живописи, благодаря авторской интуиции, становятся многозначными композиционными рамками. Они придают полотнам ясную структуру и одновременно глубину смысла: разделяя героя и мир, подчеркивают темы уединения, тайны, разрыва связи. Эти «рамки» побуждают зрителя не только смотреть но и мысленно пересекать границу, вчувствоваться в позицию героя по ту сторону стекла или отражающей плоскости. Так достигается главный эффект: усиливается эмоциональное воздействие и смысловая насыщенность произведения.

Источники

Bibliography
Show
1.

Официальный сайт Detroit Institute of Arts (DIA) // dia.org URL: https://dia.org/ (дата обращения: 14.05.2025).

2.

Музей The David Collection // The David Collection URL: https://www.davidmus.dk/ (дата обращения: 14.05.2025).

3.

Блог по истории искусства artschaft: Art Gems & Explorations // WordPress URL: https://artschaft.wordpress.com/ (дата обращения: 14.05.2025).

4.

Блог Josh Negreanu // Medium URL: https://josh-negreanu.medium.com/ (дата обращения: 14.05.2025).

5.

Образовательная платформа «Magisteria» // Magisteria URL: https://magisteria.ru/ (дата обращения: 14.05.2025).

6.

Файловый архив для студентов StudFile // StudFile URL: https://studfile.net/ (дата обращения: 14.05.2025).

7.

Блог «Semiootika — tudengina Tartus» // WordPress URL: https://kirjutav.wordpress.com/ (дата обращения: 14.05.2025).

8.

Музей J. Paul Getty Museum // Getty URL: https://www.getty.edu/ (дата обращения: 14.05.2025).

9.

Журнал Apollo: The International Art Magazine // Apollo Magazine URL: https://apollo-magazine.com/ (дата обращения: 14.05.2025).

10.

Официальный сайт Norton Simon Museum // Norton Simon Museum URL: https://www.nortonsimon.org/ (дата обращения: 14.05.2025).

11.

Образовательный ресурс Draw Paint Academy // Draw Paint Academy URL: https://drawpaintacademy.com/ (дата обращения: 14.05.2025).

12.

Блог «a e s t h e t e a s e» // Blogger URL: https://aesthetease.blogspot.com/ (дата обращения: 14.05.2025).

13.

Свободный медиархив Wikimedia Commons // Wikimedia Commons URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/Main_Page (дата обращения: 14.05.2025).

14.

Блог «At Sunnyside — Where Truth and Beauty Meet» // WordPress URL: https://atsunnyside.blog/ (дата обращения: 14.05.2025).

15.

Аукционный дом Christie’s // Christie’s URL: https://www.christies.com/ (дата обращения: 14.05.2025).

16.

Портал для исследований об искусстве Fine Art Biblio // Fine Art Biblio URL: https://fineartbiblio.com/ (дата обращения: 14.05.2025).

Image sources
Show
1.

Репродукция «Автопортрета в берете и красном плаще» Рембрандта ван Рейна // Pinterest URL: https://i.pinimg.com/originals/79/23/9c/79239ce94204835c01c06866deb60332.jpg (дата обращения: 14.05.2025).

2.

Фотография портрета из новостного материала // РИА Новости URL: https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e9/08/08/2034193841_0:0:2048:2578_1920x2417_80_0_0_4abbcdc870de7f8ae77d2070944bd78a.jpg (дата обращения: 14.05.2025).

3.

Картина Франца Герхарда фон Кюгельгена «The Painter Caspar David Friedrich (1774–1840)» // Wikimedia Commons URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ac/Gerhard_von_Kügelgen_portrait_of_Friedrich.jpg (дата обращения: 14.05.2025).

4.

Картина Франца Герхарда фон Кюгельгена // Gallerix URL: https://cdn.gallerix.asia/sr/_EX/119530603/780300903.jpg (дата обращения: 14.05.2025).

5.

Статья о картине Эдварда Хоппера «Self-Portrait (1925–1930)» // Wikipedia URL: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Self-Portrait_Edward_Hopper_1925-1930.jpg (дата обращения: 14.05.2025).

6.

Онлайн-журнал об искусстве Apollo // Apollo Magazine URL: https://apollo-magazine.com/ (дата обращения: 14.05.2025).

7.

Сайт Музея Нортона Саймона // Norton Simon Museum URL: https://www.nortonsimon.org/ (дата обращения: 14.05.2025).

8.

Образовательный сайт для художников Draw Paint Academy // Draw Paint Academy URL: https://drawpaintacademy.com/ (дата обращения: 14.05.2025).

9.

Блог об искусстве и эстетике Aesthetease // Aesthetease Blogspot URL: https://aesthetease.blogspot.com/ (дата обращения: 14.05.2025).

10.

Статья «Pierre Bonnard» // Turkish Wikipedia URL: https://tr.wikipedia.org/wiki/Pierre_Bonnard?oldformat=true (дата обращения: 14.05.2025).

Рамка в рамке как способ отделить героя от мира
7
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more