

Рубрикатор
1. Концепция
Визуальное исследование рассматривает явление одиночества в Советском искусстве. В условиях коллективной и социалистической реальности, где акцент делался на общности и объединении, одиночество представляло собой сложный и интересный феномен. Отражение этого феномена в искусстве тех времён также сложно и неоднозначно — и изучение проявления одиночества в творчестве усложнятся фактом государственной цензуры, которая могла бы обречь на неизвестность работы, посвящённые «человеку отдельному», если бы сочла их противоречащим идейному курсу партии. Однако мы изучим известные и доступные на сегодняшний день произведения искусства (кинофильмы), затрагивающие одиночество в различных его проявлениях.
2. Одиночество в Советском кинематографе
Одиночество, являясь вневременным и вненациональным чувством, всегда находило своё отражение в искусстве, и далеко не всегда со знаком минус. Всем знакомы образы благородных одиночек эпохи романтизма, которые переживают свою непонятость, своё уединение с высоко поднятой головой и томным взглядом. И если любое явление можно использовать для создания яркого образа достойного Советского человека, то политический режим Союза использует и одиночество — но не в бытовом плане. Одиночество простительно и благородно, если служит идеям СССР.
Советский кинематограф сыграл важную роль в отражении и прославлении событий Великой Отечественной войны. Фильмы об этом периоде возносят не только совместные усилия всей страны для поддержки фронта, не только братский дух единения среди воинов, но и рассказывают о людях, которые для достижения Победы отравлялись на вражескую сторону, отказываясь от своей личности, добровольно лишая себя права «быть собой». Послевоенное искусство даёт новый взгляд на службу разведчиков и их одиночество.
В «Семнадцати мгновениях весны» (реж. Татьяна Лиознова, 1973) одиночество главного героя, разведчика Исаева, многосоставно: оно включает в себя тоску по Родине; невозможность быть собой в окружении врагов; недопустимость развития близких связей во избежание раскрытия. Всё это передаётся актёрским мастерством Вячеслава Тихонова, композиционными решениями (одинокая фигура персонажа на улицах чужой страны, в кабинетах вражеского правительства), выбором музыки.
Особенно запоминаются первая и последняя сцены кинофильма. Они сняты на природе, на фоне звучит «Где-то далеко» (стихи Роберта Рождественского), в небе пролетает клин птиц, свобода и общность которых резко констатирует с одиночеством и долгом разведчика Исаева.
Первая сцена
Последняя сцена
Одиночество как неполноценность — самый ожидаемый взгляд на это социальное явление в Союзе. С одиноким человеком что-то не так, он сломан, не может быть счастлив вне активной жизни в социуме, и его внутреннее состояние находит отражение снаружи — от выражения лица до одежды. Его окружение сочувствует ему, проявляет терпеливую жалость и готово принять в свои ряды, если одинокий человек «исправится». В плане художественных приёмов, отображающих одиночество, такие фильмы обычно очень просты, чтобы быть очевидными для любого зрителя: предпочтение отдаётся не сложным композиционным решениям, выбору освещения и планов — а поясняющей фабуле, сюжетным развитием, наглядно показанным различиям между одиноким персонажем и «полноценным обществом» вокруг него.
«Служебный роман» (1977) Эльдара Рязанова, хотя и считается комедией, рассказывает об одиночестве героев. Людмила Прокофьевна является активным участником коллективного трудового механизма, но одинока как человек — об этом нам говорит общественное мнение, её внешний вид, и даже сама она выговаривается о своей несчастной жизни в одной из сцен. Развитие романтической сюжетной линии в юмористическом сеттинге московского учреждения преобразует Калугину: с ней охотнее общаются подчинённые, её внешний вид больше соответсвует ожиданиям общества от «полноценной женщины». И эту полноценность ей даёт именно избавление от одиночества благодаря отношениям с Новосельцевым (который имеет двух сыновей, разведён и в общем-то тоже одинок — его принимает общество, но в любовном плане герой был один).
«Инаковость» Людмилы Прокофьевны на фоне остальных женщин: как в зеркало смотрятся они…
…и она
Противопоставление хаотичного общего рабочего пространства и личного кабинета героини
Несмотря на общую лёгкую атмосферу фильма, «Служебный роман» является ярким (и вневременным) примером того, как многие в обществе видят одиноких людей. Бытовое одиночество в таких картинах — диагноз болезни, с которым нужно бороться. Характерной именно для СССР важной чертой является то, что спасение от одиночества героиня находит в труде, а не депрессивном бездействии. Даже если советский человек личностно одинок, он должен работать на благо общества.
Сейчас мы можем открыто говорить очевидное: одиночество может являться не результатом желания человека отделиться от толпы, быть наедине с собой, а состоянием, в которое человека загнало общество. По любой причине или даже без неё толпа может выбрать любого человека и отторгнуть его, просто игнорируя или безжалостно над ним издеваясь. Но о таком в Союзе было не принято говорить открыто. Ведь добросовестное советское общество не может отвернуться от своего товарища!
Фильм «Чучело» (реж. Ролан Быков, 1984) вызвал широкий общественный резонанс в Советском обществе за отрицательный образ школьников. Искренность и правдивость картины, пожалуй, не вызывают вопросов ни у кого, кто ходил в школу — в любое время и в любой стране. Подростковая жестокость бессмысленна и зачастую беспощадна, и тот, кто становится её жертвой, обречён на горькие чувства: обида, бессилие, накапливающаяся злость, неуверенность в себе и, конечно, одиночество. Переживания Лены особенно явны в сценах, перемежающих сцены травли. Из близких у Лены есть только дедушка (такой же общественный изгой, как и она) и Дима, который впоследствии предаёт героиню.
Лена (с красной клетчатой сумкой) в окружении школьных обидчиков
Реакция Лены на поджог чучела
Одноклассники убегают, оставляя Лену
Тот факт, что несмотря на вызванные в обществе недовольства, картина увидела свет и даже получила признание на государственном и мировом уровне (Премия СССР 1986, главный приз на Международном кинофестивале в Лионе) — показательный символ победы творческого откровения над устаревшей идеологией замалчивания и лжи.
Более сложные оттенки одиночества (как в плане средств выражения, так и в плане трактовки) редки в кинематографе СССР, и появляются в большем количестве и в более свободной форме лишь к закату Советской власти. Одним из творцов, изучающих это чувство, является Андрей Тарковский.
Его фильм «Зеркало» (1975) — медитативное путешествие во внутренний мир главного героя. Каждый персонаж здесь по-своему одинок: Алексей пытается найти своё место в мире и находится в трудных отношениях с семьёй; Мария тяжело переживает развод с мужем.
«Зеркало» примечательно тем, что исследует не только одиночество как эмоциональное состояние, но и его связь с памятью, снами, рефлексией. Неоднозначность и многогранность трактовок образов в фильме позволяет зрителю найти параллели с собственной жизнью и заставляет задуматься о собственном одиночестве.
Пустынные помещения, уединённый дом в лесу
3. Заключение
Одиночество — неизбежная часть человеческого существования, но в эпоху Советского социализма и коллективизма репрезентация одиночества в кинокартинах имела свои особенности. Быть одиноким значило быть не таким как все, и любая уникальность, отклонение от общественной нормы приемлемы лишь в том случае, если одиночество служит общей цели. Картины, в которых «одиночка» был протагонистом, а окружающее его Советское общество антагонистом, единичны. Значительно более распространены сюжеты, в которых персонаж несёт своё одиночество как бремя долга — или как болезнь, избавлению от которой посвящён фильм. Образ одинокого человека не получал достаточного внимания в Советском искусстве, и более художественное и вдумчивое изучение одиночества как такового началось лишь при ослаблении цензуры.
4. Творческая работа
Темой творческого проекта было выбрано одиночество вещей. Как и в случае с «Одиночеством в Союзе», здесь есть противоречие, интересное для изучения — может ли быть одиноко то, что вообще не имеет чувств?
Скриншоты, «Зеркало» https://www.kinopoisk.ru/film/45275/
Плакат, «Щит и меч» https://artchive.ru/artists/60796~Boris_Semenovich_Rudin/works/488460~SCHit_i_mech_Rezh_V_Basov
Скриншоты, «Семнадцать мгновений весны» https://www.kinopoisk.ru/series/89540/
Скриншоты, «Служебный роман» https://www.kinopoisk.ru/film/43869/
Скриншоты, «Чучело» https://www.kinopoisk.ru/film/45524/