Original size 1140x1600

Одиночество в Советском кинематографе

PROTECT STATUS: not protected
57
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big
Original size 2480x995

Рубрикатор

1\. Концепция 2\. Одиночество в Советском кинематографе     2.1. Одиночество как благородный долг     2.2. Одиночество как неполноценность, требующая исправления     2.3. Одиночество как отторжение обществом     2.4. Одиночество как в погружение в себя 3\.  Заключение 4\. Творческая работа 5\. Источники

1. Концепция

Визуальное исследование рассматривает явление одиночества в Советском искусстве. В условиях коллективной и социалистической реальности, где акцент делался на общности и объединении, одиночество представляло собой сложный и интересный феномен. Отражение этого феномена в искусстве тех времён также сложно и неоднозначно — и изучение проявления одиночества в творчестве усложнятся фактом государственной цензуры, которая могла бы обречь на неизвестность работы, посвящённые «человеку отдельному», если бы сочла их противоречащим идейному курсу партии. Однако мы изучим известные и доступные на сегодняшний день произведения искусства (кинофильмы), затрагивающие одиночество в различных его проявлениях.

Может ли творец во всеуслышанье рассказать о самодостаточности отдельной личности и её добровольном уединении от общества, когда само государство диктует правила совместного труда и общей для всех жизни? Использовалось ли изображение покинутости как очередной правительственный инструмент-агитка, воспитательный пример? Как выражалось и воспринималось это чувство, не чуждое ни одному человеку, из какого бы государства и общества он ни был?
Какое оно — одиночество в Союзе?

2. Одиночество в Советском кинематографе

2.1. Одиночество как благородный долг

Одиночество, являясь вневременным и вненациональным чувством, всегда находило своё отражение в искусстве, и далеко не всегда со знаком минус. Всем знакомы образы благородных одиночек эпохи романтизма, которые переживают свою непонятость, своё уединение с высоко поднятой головой и томным взглядом. И если любое явление можно использовать для создания яркого образа достойного Советского человека, то политический режим Союза использует и одиночество — но не в бытовом плане. Одиночество простительно и благородно, если служит идеям СССР.

Советский кинематограф сыграл важную роль в отражении и прославлении событий Великой Отечественной войны. Фильмы об этом периоде возносят не только совместные усилия всей страны для поддержки фронта, не только братский дух единения среди воинов, но и рассказывают о людях, которые для достижения Победы отравлялись на вражескую сторону, отказываясь от своей личности, добровольно лишая себя права «быть собой». Послевоенное искусство даёт новый взгляд на службу разведчиков и их одиночество.

Original size 2480x1146

В «Семнадцати мгновениях весны» (реж. Татьяна Лиознова, 1973) одиночество главного героя, разведчика Исаева, многосоставно: оно включает в себя тоску по Родине; невозможность быть собой в окружении врагов; недопустимость развития близких связей во избежание раскрытия. Всё это передаётся актёрским мастерством Вячеслава Тихонова, композиционными решениями (одинокая фигура персонажа на улицах чужой страны, в кабинетах вражеского правительства), выбором музыки.

Original size 2480x584
Original size 2480x1876
Original size 2480x584

Особенно запоминаются первая и последняя сцены кинофильма. Они сняты на природе, на фоне звучит «Где-то далеко» (стихи Роберта Рождественского), в небе пролетает клин птиц, свобода и общность которых резко констатирует с одиночеством и долгом разведчика Исаева.

Original size 2480x1244

Первая сцена

Original size 2480x1244

Последняя сцена

2.2. Одиночество как неполноценность, требующая исправления

Одиночество как неполноценность — самый ожидаемый взгляд на это социальное явление в Союзе. С одиноким человеком что-то не так, он сломан, не может быть счастлив вне активной жизни в социуме, и его внутреннее состояние находит отражение снаружи — от выражения лица до одежды. Его окружение сочувствует ему, проявляет терпеливую жалость и готово принять в свои ряды, если одинокий человек «исправится». В плане художественных приёмов, отображающих одиночество, такие фильмы обычно очень просты, чтобы быть очевидными для любого зрителя: предпочтение отдаётся не сложным композиционным решениям, выбору освещения и планов — а поясняющей фабуле, сюжетным развитием, наглядно показанным различиям между одиноким персонажем и «полноценным обществом» вокруг него.

Original size 2480x1350

«Служебный роман» (1977) Эльдара Рязанова, хотя и считается комедией, рассказывает об одиночестве героев. Людмила Прокофьевна является активным участником коллективного трудового механизма, но одинока как человек — об этом нам говорит общественное мнение, её внешний вид, и даже сама она выговаривается о своей несчастной жизни в одной из сцен. Развитие романтической сюжетной линии в юмористическом сеттинге московского учреждения преобразует Калугину: с ней охотнее общаются подчинённые, её внешний вид больше соответсвует ожиданиям общества от «полноценной женщины». И эту полноценность ей даёт именно избавление от одиночества благодаря отношениям с Новосельцевым (который имеет двух сыновей, разведён и в общем-то тоже одинок — его принимает общество, но в любовном плане герой был один).

Original size 2480x1256

«Инаковость» Людмилы Прокофьевны на фоне остальных женщин: как в зеркало смотрятся они…

Original size 2480x1050

…и она

Original size 2480x906

Противопоставление хаотичного общего рабочего пространства и личного кабинета героини

Несмотря на общую лёгкую атмосферу фильма, «Служебный роман» является ярким (и вневременным) примером того, как многие в обществе видят одиноких людей. Бытовое одиночество в таких картинах — диагноз болезни, с которым нужно бороться. Характерной именно для СССР важной чертой является то, что спасение от одиночества героиня находит в труде, а не депрессивном бездействии. Даже если советский человек личностно одинок, он должен работать на благо общества.

Original size 2480x1146
2.3. Одиночество как отторжение обществом

Сейчас мы можем открыто говорить очевидное: одиночество может являться не результатом желания человека отделиться от толпы, быть наедине с собой, а состоянием, в которое человека загнало общество. По любой причине или даже без неё толпа может выбрать любого человека и отторгнуть его, просто игнорируя или безжалостно над ним издеваясь. Но о таком в Союзе было не принято говорить открыто. Ведь добросовестное советское общество не может отвернуться от своего товарища!

Original size 2480x1120

Фильм «Чучело» (реж. Ролан Быков, 1984) вызвал широкий общественный резонанс в Советском обществе за отрицательный образ школьников. Искренность и правдивость картины, пожалуй, не вызывают вопросов ни у кого, кто ходил в школу — в любое время и в любой стране. Подростковая жестокость бессмысленна и зачастую беспощадна, и тот, кто становится её жертвой, обречён на горькие чувства: обида, бессилие, накапливающаяся злость, неуверенность в себе и, конечно, одиночество. Переживания Лены особенно явны в сценах, перемежающих сцены травли. Из близких у Лены есть только дедушка (такой же общественный изгой, как и она) и Дима, который впоследствии предаёт героиню.

Original size 2480x1060

Лена (с красной клетчатой сумкой) в окружении школьных обидчиков

Original size 2480x1688
Original size 2480x1688

Реакция Лены на поджог чучела

Original size 2480x1732

Одноклассники убегают, оставляя Лену

Тот факт, что несмотря на вызванные в обществе недовольства, картина увидела свет и даже получила признание на государственном и мировом уровне (Премия СССР 1986, главный приз на Международном кинофестивале в Лионе) — показательный символ победы творческого откровения над устаревшей идеологией замалчивания и лжи.

Original size 2480x1053
2.4. Одиночество как в погружение себя

Более сложные оттенки одиночества (как в плане средств выражения, так и в плане трактовки) редки в кинематографе СССР, и появляются в большем количестве и в более свободной форме лишь к закату Советской власти. Одним из творцов, изучающих это чувство, является Андрей Тарковский.

Original size 2480x1051

Его фильм «Зеркало» (1975) — медитативное путешествие во внутренний мир главного героя. Каждый персонаж здесь по-своему одинок: Алексей пытается найти своё место в мире и находится в трудных отношениях с семьёй; Мария тяжело переживает развод с мужем.

Original size 2480x921
Original size 2480x1446

«Зеркало» примечательно тем, что исследует не только одиночество как эмоциональное состояние, но и его связь с памятью, снами, рефлексией. Неоднозначность и многогранность трактовок образов в фильме позволяет зрителю найти параллели с собственной жизнью и заставляет задуматься о собственном одиночестве.

Original size 2480x919

Пустынные помещения, уединённый дом в лесу

Original size 2480x1246

3. Заключение

Одиночество — неизбежная часть человеческого существования, но в эпоху Советского социализма и коллективизма репрезентация одиночества в кинокартинах имела свои особенности. Быть одиноким значило быть не таким как все, и любая уникальность, отклонение от общественной нормы приемлемы лишь в том случае, если одиночество служит общей цели. Картины, в которых «одиночка» был протагонистом, а окружающее его Советское общество антагонистом, единичны. Значительно более распространены сюжеты, в которых персонаж несёт своё одиночество как бремя долга — или как болезнь, избавлению от которой посвящён фильм. Образ одинокого человека не получал достаточного внимания в Советском искусстве, и более художественное и вдумчивое изучение одиночества как такового началось лишь при ослаблении цензуры.

4. Творческая работа

Темой творческого проекта было выбрано одиночество вещей. Как и в случае с «Одиночеством в Союзе», здесь есть противоречие, интересное для изучения — может ли быть одиноко то, что вообще не имеет чувств?

Original size 2480x1112
Original size 2480x1112
Image sources
1.

Скриншоты, «Зеркало» https://www.kinopoisk.ru/film/45275/

2.3.

Скриншоты, «Семнадцать мгновений весны» https://www.kinopoisk.ru/series/89540/

4.

Скриншоты, «Служебный роман» https://www.kinopoisk.ru/film/43869/

5.

Скриншоты, «Чучело» https://www.kinopoisk.ru/film/45524/

Одиночество в Советском кинематографе
57
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more