
рубрикатор:
1. магия и метафора 2. гротеск и разрушение 3. фетиш и желание 4. травма и беспокойство 5. вывод
концепция:
Тема моего визуального исследования посвящена образу тела в дадаизме и сюрреализме.
Человеческое тело стало одним из инструментов, через которое художники переосмысляли свои фантазии, тревоги, травмы и сексуальные желания. Меня заинтересовала именно эта тема, так как она позволяет проследить, каким образом иррациональные формы изображения фигуры стали одним из способов передачи мысли, начиная от объекта желания, заканчивая политическими протестами. Дадаисты и сюрреалисты деформировали, ломали и разрывали внешнюю оболочку тела, создавая новые образы, переосмысляя вечные вопросы. Тело выступало огромным полем для экспериментов, что позволяло добиться наибольшей художественной выразительности.
Художники дискутировали и рассматривали фигуру как изменчивый конструктор, а не стабильный объект.
При отборе материала для визуального исследования я опиралась на составленный рубрикатор. Он раскрывает основные идеи сюрреалистов и дадаистов, которые они выражали через изображение человеческой фигуры. Поэтому в исследование включены произведения, демонстрирующие тело как объект желания, механизма и гротеска, магии и травмы. Это разделение позволяет рассмотреть тему с разных сторон, позволяя увидеть эксперименты художников над привычным образом тела в искусстве. Принцип структурирования визуального исследования показывает разные способы «иррационализации» тела, а так же главные идеи в изображении человеческой фигуры в творчестве разных художников.
Принцип выбора текстовых источников связан с необходимостью раскрыть исторический контекст модернистского искусства и подход каждого художника. Какими приемами они добивались художественной выразительности своих произведений, а также каким образом различные идеи того времени влияли на искусство. дадаистов и сюрреалистов.
Ключевой вопрос исследования: Как дадаисты и сюрреалисты использовали тело для визуализации иррационального опыта — от эротического желания до гротескной трансформации и отражения травмы?
Иррациональное тело в дадаизме и сюрреализме служит не только способом переосмысления внутреннего опыта, но инструментом разрушения буржуазных и рациональных представлений. Через фетишизацию, фрагментацию и трансформацию. Художники рассматривают тело как визуальное пространство, фантазию, тревогу и объект желания. Эта концепция определяет теоретическую рамку и логику визуального исследования, где тело рассматривается не как объект изображения, а как форма мысли и способ избавления от рациональности.
1. магия и метаморфоза
Начать хочется именно с темы метафоры, которую сюрреалисты превращали в один из главных инструментов художественного языка.
Сюрреализм развивал визуальные формы, способные передавать то, что живёт вне логики и повседневного опыта. Одной из центральных идей, которую исследовали художники сюрреалисты, были сны и подсознание. Они представляли эти концепции как пространство, в котором человеческое тело существует в другом мире — подчиняясь импульсам, желаниям, внутренним страхам.
Тело в состоянии метаморфозы. Оно превращается в животное, объект, символ или абстрактную форму.
Леонора Кэррингтон. Гостиница «Рассветный конь» (автопортрет). 1938 г.
Автопортрет Леоноры Кэррингтон представляет фантастический мир. В произведении реальность сочетается с фантазией. Животные, изображенные на картине, имеют человеческие черты.
Тело становится носителем тайного смысла, проводником между сознательным и бессознательным.
Ремедиос Варо. «Сотворение птиц». 1957 г.
В картине тело предстает в виде птицы с человеческими конечностями, что отсылает на главную тему раздела, связанную с переосмыслением отражения человеческой фигуры, которая является художественным механизмом, через который выражается собственное отношение к внутренним процессам человека.
Рене Магритт. «Маг». 1952 г.
Фигура мага — метафора трансформации восприятия. Тело представлено как инструмент иллюзии.
2. гротеск и разрушение
Если в сюрреализме тело погружается в метафору и магическую трансформацию, то дадаисты подвергали тело куда более радикальным приемам — разрушению, разборке и гротескной деформации.
Дадаисты, пережившие шок Первой мировой войны, воспринимали человеческое тело как разорванную, уязвимую материю, на которую давит политическая и технологическая реальность времени.
Рауль Хаусман. «Механическая голова». 1920 г.
Эта механизация тела выражает дадаистскую критику общества, в котором человек утрачивал индивидуальность, становился частью технологического прогресса, «винтиком в системе». Голова, не имеющая внутренних мыслей, становится анти-образом субъекта — вместо «я» здесь конструктор, собранный из готовых деталей.
Франсис Пикабиа. «Парад любви». 1917 г.
Гротеск в этой работе строится на контрасте: композиция носит название «Любовный парад», но вместо романтической сцены зритель видит схему, лишённую эмоций. Чувства заменены механическим взаимодействием, а человеческие отношения сведены к соединению деталей.
Ханна Хёх. «Вырезано кухонным ножом». 1919-20 г.
В этой работе человеческие фигуры не изображены напрямую — они рассечены, перекомпонованы, разорваны на фрагменты, составляющие хаотическую, гротескную композицию.
На фрагменте изображена карта, где женщины имеют право голосовать.

Образ кайзера Вильгельма II.

Фотомонтаж Ханны Хёх — один из важнейших манифестов дадаистской визуальной культуры и ключевой пример использования тела в состоянии политического и культурного протеста.
Альберто Джакометти. «Женщина с перерезанным горлом». 1932 г.
«Женщина с перерезанным горлом» — одно из самых радикальных и тревожных проявлений сюрреалистической работы с телом, доведённой до гротеска. Здесь тело превращено в фрагментированный орган, пребывающий в моменте насилия, лишённый какой-либо традиционной анатомии или целостности.
3. фетиш и желание
Сюрреалисты и дадаисты рассматривали тело как область, в которой проявляются подавленные и вытесненные желания. Тема фетиша — один из ключевых мотивов сюрреалистического изображения тела.
Ман Рэй. «Скрипка Энгра.» 1924 г.
Фотография Ман Рэя «Скрипка Энгра» —цитируемый и узнаваемый образ сюрреализма, воплощающий идею тела как фетиша и объекта мужского взгляда. На снимке видна обнажённая женская спина модели. Художник превращает её тело в музыкальный инструмент.
Эта трансформация подчёркивает двойственную природу взгляда: женщина возвышена, но и одновременно сведена до «предмета».
Ханс Беллмер. «Кукла».

(ориг. La Poupée). 1934-38 г.

Серия «Кукла» Ханса Беллмера —радикальное и скандальное высказывание о теле в сюрреализме. Беллмер вручную создавал шарнирные манекены, которые затем фотографировал в различных неудобных, неестественных и сексуализированных позах.
Эти искусственные тела становились пространством для визуального эксперимента, где анатомия могла быть разобрана, переставлена или собрана заново.
Сальвадор Дали. «Великий мастурбатор». 1929 г.
Картина «Великий мастурбатор» — работа раннего сюрреалистического периода Дали, где тема тела соединяет сексуальное влечение, зрительную тревогу и внутреннюю травму.
Рене Магритт. «Изнасилование». 1934 г.
Сведение тела к его сексуальным признакам вызывает ощущение тревоги и отчуждения. Художник изображает женское лицо, но оно полностью заменено сексуальными частями тела: грудь занимает место глаз, живот — позицию носа, гениталии — заменяют рот. В результате возникает тревожный «портрет», в котором человек исчезает, а тело превращается в набор биологических фрагментов.
4. травма и беспокойство
Если фетиш раскрывает скрытое влечение, то тема травмы показывает обратную сторону иррационального тела — его ранимость, разрушенность и способность хранить следы пережитого опыта. Вторая мировая война стала огромным триггером, который подталкивал художников переосмыслять и критиковать заново.
Макс Эрнст. «Ангел домашнего очага или торжество сюрреализма». 1937 г.
Картина «Ангел домашнего очага» создана в преддверии Второй мировой войны. Несмотря на ироничное название, изображённый «ангел» представляет собой гротескную фигуру-монстра, тело которого находится в состоянии агрессивного движения. Художник фактически предчувствует катастрофу и выражает её через образ «тела», которое потеряло человеческую природу.
Джон Хартфильд. «Опасные сотрапезники».
Фотомонтаж Джона Хартфилда — это прямое использование визуального языка дадаизма против фашистской машины. Хартфилд разрывал газетные фотографии, официальные портреты и пропагандистские изображения, превращая их в мощное антифашистское оружие.
Джон Хартфильд. «Диагноз».
Тело принимает гротескные и сатирические формы. Оно изувечено, сломано, вывернуто, чтобы показать разложение общества.
Фрида Кало. «Сломанная колонна». 1944 г.
Особое место занимает творчество Фриды Кало, которое можно рассматривать как позднее продолжение сюрреалистического интереса к иррациональному телу.
Через личный опыт Кало превращает личную травму в универсальный образ человеческой хрупкости и силы. Её фигура лишена идеализированности: это тело после ранения, тело после операции, тело как источник боли и в то же время как пространство внутренней силы.
вывод:
Проведённое визуальное исследование показало, что дадаисты и сюрреалисты радикально переосмыслили тело, превратив его в инструмент выражения иррационального опыта. В отличие от традиционной академической фигуры, их тело — не стабильная форма, а изменчивый конструкт, через который художники говорили о желаниях, страхах, политических конфликтах и подсознательных импульсах.
Раздел магии и метафоры выявил, что тело в сюрреализме становится символом сновидческого опыта и гибридной природы. Гротеск и разрушение показали дадаистскую стратегию фрагментации и механизации тела как способа подрыва буржуазной рациональности. В разделе фетиш и желание прослеживается амбивалентность эротического взгляда: тело предстает одновременно объектом влечения и источником тревоги. Тема травмы и беспокойства демонстрирует, как искажённая фигура используется для выражения политического насилия, исторической катастрофы и психической боли.
Биоморфизм в искусстве // Государственный Эрмитаж. URL: https://www.hermitagemuseum.org/what-s-on/7d1a065eeaaae41f6fe374db24592859?lng=ru (дата обращения: 18.11.2025).
Дадаисты отказывались от классического понимания искусства // Культурология.ru. URL: https://kulturologia.ru/blogs/130224/59073/ (дата обращения: 18.11.2025).
Дадаизм и сюрреализм // Waterstreet Gallery. URL: https://www.waterstreetgallery.co.uk/ru/iskusstvo/zhanr/dadaizm-i-sjurrealizm/ (дата обращения: 18.11.2025).
Сюрреализм в живописи: главные черты и философия // Artplay Media. URL: https://artplaymedia.ru/blog/syurrealizm-v-zhivopisi/ (дата обращения: 18.11.2025).
История искусства // Independent Academy. URL: http://independent-academy.net/science/library/borev_estetika/istorija_iskusstva_5.html (дата обращения: 18.11.2025).
Статья по теме сюрреализма // Inlibrary.uz. URL: https://inlibrary.uz/index.php/dptms/article/view/98749 (дата обращения: 18.11.2025).
Leonora Carrington: The Inn of the Dawn Horse // Singulart Blog. URL: https://www.singulart.com/blog/en/2024/03/02/the-inn-of-the-dawn-house-by-leonora-carrington/ (дата обращения: 18.11.2025).
Remedios Varo: Creation of the Birds // Singulart Blog. URL: https://www.singulart.com/blog/en/2024/02/23/creation-of-the-birds-by-remedios-varo/ (дата обращения: 18.11.2025).
Скандальное искусство: «Вырезано кухонным ножом» Ханны Хёх // Портал «Культура». URL: https://portal-kultura.ru/articles/news/336656-skandalnoe-iskusstvo-vyrezano-kukhonnym-nozhom-khanny-khyekh/ (дата обращения: 18.11.2025).
Статья о сюрреализме // Вокруг Света. URL: https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7443/ (дата обращения: 18.11.2025).
Рене Магритт // Losko.ru. URL: https://losko.ru/rene-magritte/ (дата обращения: 18.11.2025).
Mature Period (1949–1960) // Matteson Art. URL: http://www.mattesonart.com/1949-1960-mature-period.aspx (дата обращения: 18.11.2025).
Hannah Höch: Cut with the Kitchen Knife // Smarthistory. URL: https://smarthistory.org/hannah-hoch-cut-kitchen-knife-dada-weimar-beer-belly-germany/ (дата обращения: 18.11.2025).
Фрэнсис Бэкон // The Blueprint. URL: https://theblueprint.ru/culture/art/francis-bacon (дата обращения: 18.11.2025).
Art Collage & Assemblage in Modern Art // The Collector. URL: https://www.thecollector.com/art-collage-assemblage-modern-art/ (дата обращения: 18.11.2025).
Материал о сюрреализме // Дзен. URL: https://dzen.ru/a/X0UW1I9s0kybxH27 (дата обращения: 18.11.2025).
Антифашистский фотомонтаж Джона Хартфилда // Skillbox Media. URL: https://skillbox.ru/media/photo/antifashistskiy-fotomontazh-dzhona-khartfilda/ (дата обращения: 18.11.2025).
Женщина с перерезанным горлом // Альберто Джакометти.
URL: https://www.artchive.com/artwork/woman-with-her-throat-cut-alberto-giacometti-1932/ (дата обращения: 18.11.2025).
Изнасилование // Рене Магритт.
URL: https://artchive.ru/renemagritte/works/333555~Nasilie (дата обращения: 18.11.2025).
Figure // Жоан Миро.
URL: https://www.artic.edu/artworks/110973/figure (дата обращения: 18.11.2025).
Создание птиц (Creation of the Birds) // Ремедиос Варо.
URL: https://www.artchive.com/artwork/creation-of-the-birds-remedios-varo-c-1957/ (дата обращения: 18.11.2025).
Автопортрет (Self-Portrait, Inn of the Dawn Horse) // Леонора Каррингтон.
URL: https://www.artchive.com/artwork/self-portrait-inn-of-the-dawn-horse-leonora-carrington-1937-1938/ (дата обращения: 18.11.2025).
Антифашистский фотомонтаж Джона Хартфилда // Skillbox Media.
URL: https://skillbox.ru/media/photo/antifashistskiy-fotomontazh-dzhona-khartfilda/ (дата обращения: 18.11.2025).
Вырезано кухонным ножом (Cut with the Kitchen Knife) // Ханна Хёх.
URL: https://smarthistory.org/hannah-hoch-cut-kitchen-knife-dada-weimar-beer-belly-germany/ (дата обращения: 18.11.2025).
Вырезано кухонным ножом (Cut with the Dada Kitchen Knife) // Ханна Хёх.
URL: https://www.artsy.net/artwork/hannah-hoch-cut-with-the-dada-kitchen-knife-through-the-last-weimar-beer-belly-cultural-epoch-in-germany (дата обращения: 18.11.2025).
Механическая голова (Mechanical Head, The Spirit of Our Time) // Рауль Хаусман.
URL: https://arthur.io/art/raoul-hausmann/mechanical-head-the-spirit-of-our-time/1 (дата обращения: 18.11.2025).
Cherry Picture // Курт Швиттерс.
URL: https://www.artchive.com/artwork/cherry-picture-kurt-schwitters-1921/ (дата обращения: 18.11.2025).
Parade Amoureuse (Amorous Parade) // Фрэнсис Пикабия.
URL: https://www.artsy.net/artwork/francis-picabia-parade-amoureuse-amorous-parade (дата обращения: 18.11.2025).
Le Déjeuner en fourrure // Мерет Оппенгейм.
URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Le_Déjeuner_en_fourrure (дата обращения: 18.11.2025).
Торжество сюрреализма (The Triumph of Surrealism) // Макс Эрнст.
URL: https://www.max-ernst.com/the-triumph-of-surrealism.jsp (дата обращения: 18.11.2025).
Скрипка Энгра (Le Violon d’Ingres) // Ман Рэй.
URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Скрипка_Энгра_(фотография) (дата обращения: 18.11.2025).
Кукла (The Doll / La Poupée) // Ханс Беллмер.
URL: https://smarthistory.org/hans-bellmer-the-doll/ (дата обращения: 18.11.2025).
Волшебник. Автопортрет с четырьмя руками (The Magician, Self-Portrait with Four Arms) // Рене Магритт.
URL: https://www.artchive.com/artwork/the-magician-self-portrait-with-four-arms-rene-magritte-1952-brussels-belgium/ (дата обращения: 18.11.2025).
Сломанный столб (The Broken Column) // Фрида Кало.
URL: https://www.artchive.com/artwork/the-broken-column-frida-kahlo-1944/ (дата обращения: 18.11.2025).