

Алекс Гресиан, Райли Россмо, «Rasputin», 2014–2015

ред. А. Аверченко, «Новый сатирикон», 1917
Григорий Распутин, человек без трактатов и идеологии, обросший сетью слухов, полуправд и мистических клише, обрел статус символа не столько как участник российских событий начала XX столетия, сколько как магнит для безумных мифов, в которых византийская духовность и магия российской провинции, интриги при дворе и откровенная телесность, пророческая риторика и многократная гибель сливаются воедино в одной каноничной фигуре. Его силуэт, борода, прямой пронзающий взгляд исподлобья сразу сигнализируют зрителю об иной природе героя, выделяют его из потока узнаваемых лиц истории России.
Дон Шарп, «Распутин, безумный монах», 1966
Западная культура начала работать с образом Распутина задолго до его появления комиксах. Немое кино, хоррор школа Hammer, музыкальные композиции подготовили зрителя воспринимать Распутина не как героя из учебника, а как культурный маркер, знак опасности и притяжения. Легенда обрастала матрицей, Россия становилась территорией древнего колдовства и мистического соблазна, религия превращалась в инструмент магии, харизма — в ауру необъяснимого влияния, а феномен смерти приобретал структуру ритуального повторения. Чем дольше героя пытались уничтожить, тем сильнее он становится, вновь вернувшись.
Крис Роберсон, Майк Миньола, «Rasputin: The Voice of the Dragon», 2017
Дэвид Хайн, Хорхе Лукас, «X-Men: Colossus — Bloodline», 2006
Появляются закономерные вопросы: каким образом трансформируются смыслы образа Распутина в зависимости от исторических и культурных условий, и как эти изменения свидетельствуют о глубинных сдвигах в восприятии «иностранного» и «иного»? Как три качественно различные системы страха и смыслов отражают эволюцию американского культурного воображения на протяжении нескольких десятилетий? Ответы на эти вопросы мы и ищем через анализ комиксов американских авторов.
Филип Геллатт, Тайлер Крук, «Petrograd», 2011
Майк Миньола, Скотт Алли, Лоренс Кэмпбелл, Кристофер Миттен, «B.P.R.D. The Devil You Know», 2017–2018
Майк Миньола, «San Diego Comic-Con Comics № 2», 1993, первое появление Hellboy
Образ Распутина в «Hellboy» следует рассматривать в расширенном историко-культурном контексте, поскольку он отражает не только послевоенные страхи или упрощенную аллегорию холодной войны, но и комплексный процесс переосмысления России в западном сознании после распада Советского Союза. В девяностые годы американское восприятие России трансформируется, страна перестает быть сугубо политическим оппонентом, превращаясь в загадочный культурный и неконтролируемый феномен, на который проецируются более глубокие страхи и фантазии, связанные с оккультной необъяснимостью властью на Востоке для демократического наблюдателя.
Президент РФ Борис Ельцин и президент США Уилям Дж. (Билл) Клинтон. Первый официальный визит президента США Билла Клинтона в Москву. 12–14 января 1994 г.
Майк Миньола, «Hellboy: Wake the Devil», 1996
Нарративно Распутин в «Hellboy» построен как фигура, действующая вне любых исторических рамок. Миньола намеренно лишает его понятного происхождения и читаемой мотивации, персонаж появляется в разных эпохах и каждый раз сохраняет автономию и собственную внутреннюю логику, которую невозможно предугадать ни пособникам, ни врагам. Все союзы, в которые он вступает, от оккультных орденов до сверхъестественных сущностей, оказываются временными инструментами, а не реальным сотрудничеством. Его цели никогда не артикулированы полностью и не совпадают с интересами тех, кто считает себя его соратником. Такая закрытость и стратегическая непрозрачность превращают Распутина не в идеологического противника, а в носителя собственной изолированной траектории, продолжающейся сквозь десятилетия и не зависящей от политических декораций.


Майк Миньола, «Hellboy: Seed of Destruction», 1994
Майк Миньола, «Hellboy: Wake the Devil», 1996
Этот образ идеально ложится на культурный фон девяностых, когда западное восприятие России смещается из сферы стратегической в сферу тактическую, внешние партнерства выглядят хрупкими, глубинные намерения масс остаются неясными, а прошлое словно готово вернуться в иной форме. Невозможность понять искренность намерений Распутина работает как прямая параллель с тревогой перед тем, что любые договоренности с Востоком могут оказаться лишь временными решениями, что фигура, формально включенная в мировую структуру, на деле живет по внутренним нераскрываемым законам. Визуальный нарратив подчеркивает ту же идею.


Майк Миньола, «Hellboy: Seed of Destruction», 1994 Майк Миньола, «Hellboy: Wake the Devil», 1996


Майк Миньола, «Hellboy: Seed of Destruction», 1994 Майк Миньола, Скотт Алли, Лоренс Кэмпбелл, Кристофер Миттен, «B.P.R.D. The Devil You Know», 2017–2018
Майк Миньола, «Hellboy: Wake the Devil», 1996
Знак с призывом к пассажирам метро сообщать о подозрительном, Нью-Йорк, 2005
Комикс встроен в эту логику очень точно. Распутин перестает быть фигурой, выступающей против героев, как в «Hellboy», и растворяется внутри семейной истории Колосса. Он объявляется не столько историческим персонажем, сколько частью родословной: его кровь, его «фактор» распределен между потомками, которые живут уже в другом времени и в другой стране. Его план не в том, чтобы захватить власть здесь и сейчас, а в том, чтобы расселить себя по будущему, встроиться в чужие судьбы так, чтобы через несколько поколений никто уже не мог отделить себя от этой примеси.
Дэвид Хайн, Хорхе Лукас, «X-Men: Colossus — Bloodline», 2006
Для Колосса это означает, что враг приходит не через границу, а изнутри фамилии. Он узнает, что его сила и его проклятие связаны с именем человека, которого западное воображение давно записало в каталог чудовищ русской истории. Распутин здесь работает как метафора внутреннего «чужого», который легализован, вписан в документы и семейные альбомы, но при этом сохраняет потенциал разрушения. Нарратив постоянно подчеркивает именно наследственный характер угрозы: речь идет не о том, чтобы остановить магический ритуал, а о том, возможно ли вообще разорвать связь с тем, что уже прописано в крови.


Дэвид Хайн, Хорхе Лукас, «X-Men: Colossus — Bloodline», 2006
Дэвид Хайн, Хорхе Лукас, «X-Men: Colossus — Bloodline», 2006
Перекодируя эту тревогу в семейную драму, «Bloodline» превращает Распутина в своеобразный «восточный ген», который встроен в коллективный Запад и постоянно угрожает ему изнутри, и не только силой, но и тем, что этот ген невозможно вычислить, перевоспитать или отгородить стеной. Нарративный дуэт Распутина и Колосса строится именно на этом страхе: чем сильнее герой пытается дистанцироваться от своего предка, тем очевиднее, что его собственная мощь, его неуязвимость и его место в команде напрямую с этим предком связаны.
Дэвид Хайн, Хорхе Лукас, «X-Men: Colossus — Bloodline», 2006
Дэвид Хайн, Хорхе Лукас, «X-Men: Colossus — Bloodline», 2006
Дэвид Хайн, Хорхе Лукас, «X-Men: Colossus — Bloodline», 2006
Дэвид Хайн, Хорхе Лукас, «X-Men: Colossus — Bloodline», 2006
Алекс Гресиан, Райли Россмо, «Rasputin», 2014–2015
Когда выходит мини-серия «Rasputin», образ России в американской политике уже снова жестко смещен в сторону угрозы: аннексия Крыма, начало войны на востоке Украины, разгоны протестов, давление на оппозицию, риторика осажденной крепости, в которой любое инакомыслие превращают в измену. На этом фоне особенно показательно, что американский комикс, берущий фигуру Григория Распутина, не усиливает привычный миф о «русском мраке», а, наоборот, выстраивает историю человека, которого собственная страна всеми силами пытается довести до смерти, и который, по фантастическим обстоятельствам, все же выживает и уезжает в США, чтобы прожить другую счастливую жизнь.
Мемориал Бориса Немцова, 2015
Серия сознательно строится как дистанцирование от привычной демонизации. Авторы оставляют ключевые элементы легенды, крестьянское происхождение, странствия, целительство, придворную роль, убийство заговорщиками, но каждый раз смещают акцент: не на разрушении, а на попытке сохранить хоть какую-то жизнь внутри катастрофического века. Распутин у Гресиан и Россмо не манипулятор, не архитектор политического заговора, а человек, который слишком остро чувствует боль других и снова и снова вмешивается, чтобы ее уменьшить, хотя понимает, что система при этом остается прежней. Мир пользуется его даром как бесплатным ресурсом и одновременно записывает его в чудовище, удобное для коллективного самооправдания.
Алекс Гресиан, Райли Россмо, «Rasputin», 2014–2015
Алекс Гресиан, Райли Россмо, «Rasputin», 2014–2015
Алекс Гресиан, Райли Россмо, «Rasputin», 2014–2015
Алекс Гресиан, Райли Россмо, «Rasputin», 2014–2015
Визуальный язык поддерживает этот поворот. Россмо рисует Распутина не тяжелой монолитной фигурой, а худым, почти прозрачным, постоянно колеблющимся телом. Линия дрожит, силуэт часто размывается, черная густая масса волос и бороды обрамляет не грозную икону, а уставшее, местами растерянное лицо. Холодный зеленый, которым отмечены эпизоды целительства и мистических вмешательств, работает не как знак злой силы, а как напоминание о цене контакта с чем-то нечеловеческим: свет вытесняет привычные цвета, обжигает сцены, каждый раз показывая, что любое чудо оставляет след, новую рану, новый долг.
Алекс Гресиан, Райли Россмо, «Rasputin», 2014–2015
Алекс Гресиан, Райли Россмо, «Rasputin», 2014–2015 Майк Миньола, «B.P.R.D. The Devil You Know», 2017–2018 Дэвид Хайн, Хорхе Лукас, «X-Men: Colossus — Bloodline», 2006
Общий знаменатель этих версий прост и упрям: Распутин в американских комиксах существует не как портрет, а как инструмент. Его борода, взгляд, ряса, смерть и возвращение образуют устойчивую визуальную грамматику, которую каждый раз наполняют разными смыслами. В этом и заключается парадокс образа: чем дальше комиксы уходят от биографии и чем свободнее обращаются с фактами, тем точнее они фиксируют то, как меняется западное воображение о России, о Востоке, о чужом и своем. Распутин здесь уже не «безумный монах» и не музейный экспонат, а гибкий мифический механизм, который всякий раз запускается заново, сколько бы он не покрывался пылью и не ломался.
Mike Mignola, John Byrne. Hellboy: Seed of Destruction // Dark Horse Comics, 1994. Дата обращения: 12 ноября 2025.
Mike Mignola. Hellboy: Wake the Devil // Dark Horse Comics, 1996. Дата обращения: 15 ноября 2025.
Mike Mignola, Scott Allie, Laurence Campbell, Christopher Mitten. B.P.R.D.: The Devil You Know // Dark Horse Comics, 2017–2018. Дата обращения: 13 ноября 2025.
Chris Roberson, Mike Mignola. Rasputin: The Voice of the Dragon // Dark Horse Comics, 2017. Дата обращения: 13 ноября 2025.
David Hine, Jorge Lucas. X-Men: Colossus — Bloodline // Marvel Comics, 2006. Дата обращения: 13 ноября 2025.
Alex Grecian, Riley Rossmo. Rasputin // Image Comics, 2014–2015. Дата обращения: 14 ноября 2025.
Philip Gelatt, Tyler Crook. Petrograd // Oni Press, 2011. Дата обращения: 12 ноября 2025.
Mike Mignola. San Diego Comic-Con Comics № 2 (первое появление Hellboy) // Dark Horse Comics, 1993. Дата обращения: 14 ноября 2025.
Douglas Smith. Rasputin: Faith, Power, and the Twilight of the Romanovs // Farrar, Straus and Giroux, 2016. Дата обращения: 13 ноября 2025.
Mike Mignola, John Byrne. Hellboy: Seed of Destruction // Dark Horse Comics, 1994. Дата обращения: 12 ноября 2025.
Mike Mignola. Hellboy: Wake the Devil // Dark Horse Comics, 1996. Дата обращения: 15 ноября 2025.
Mike Mignola, Scott Allie, Laurence Campbell, Christopher Mitten. B.P.R.D.: The Devil You Know // Dark Horse Comics, 2017–2018. Дата обращения: 13 ноября 2025.
Chris Roberson, Mike Mignola. Rasputin: The Voice of the Dragon // Dark Horse Comics, 2017. Дата обращения: 13 ноября 2025.
David Hine, Jorge Lucas. X-Men: Colossus — Bloodline // Marvel Comics, 2006. Дата обращения: 13 ноября 2025.
Alex Grecian, Riley Rossmo. Rasputin // Image Comics, 2014–2015. Дата обращения: 14 ноября 2025.
Philip Gelatt, Tyler Crook. Petrograd // Oni Press, 2011. Дата обращения: 12 ноября 2025.
Mike Mignola. San Diego Comic-Con Comics № 2 (первое появление Hellboy) // Dark Horse Comics, 1993. Дата обращения: 14 ноября 2025.
Президент РФ Борис Ельцин и президент США Уильям Дж. (Билл) Клинтон. Первый официальный визит президента США Билла Клинтона в Москву. 12–14 января 1994 г. // [Электронный ресурс], Архив Президентского центра Б. Н. Ельцина, 1994. Режим доступа: https://yeltsin.ru/archive/photo/9078/ Дата обращения: 14 ноября 2025.
Знак с призывом к пассажирам метро сообщать о подозрительной активности. Нью-Йорк, 6 октября 2005 г. // [Электронный ресурс], CBS News Photo Archive, 2005. Режим доступа: https://www.cbsnews.com/pictures/ny-subway-threat/9/ Дата обращения: 12 ноября 2025.
Мемориал Бориса Немцова на Большом Москворецком мосту. 2 апреля 2015 г. // [Электронный ресурс], Проект «Немцов Мост», 2015. Режим доступа: https://nemtsov-most.org/2015/04/02/history-morning-april-2-2015-there-are-thermoses-with-hot-tea/ Дата обращения: 13 ноября 2025.
Ред. А. Аверченко. Новый Сатирикон. 1917. № 1–45. — Пг.: Т-во «Н. Сатирикон», 1917. Дата обращения: 14 ноября 2025.
Don Sharp. Rasputin: The Mad Monk (фильм) // Hammer Films, 1966. Дата обращения: 14 ноября 2025.