Original size 1079x1494

Обложки панк культуры со стороны дизайна

3
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

1. Введение. Панк как эстетика сопротивления Общее определение панк-эстетики 2.Исследование визуального языка панк-рока как универсального кода протеста 3. Истоки и канон: Зарубежные образцы (такие как Sex Pistols, The Clash, Ramones) 4. Ленинградский панк: Самодельный протест в условиях дефицита 5. Типографика как крик: Шрифтовые решения Сравнение подходов к шрифту. 6. Ирокезы и советская символика 7. Заключение

1. Введение. Панк эстетика

1. Панк-эстетика — это визуальный язык несогласия, возникший как реакция на социальные нормы, политические конструкции и навязанные стандарты «хорошего вкуса». Она строится на отрицании официальной культуры, отказе от декоративности и прямом визуальном жесте, который не украшают, а выкрикивают.

2. Визуальный язык панк-рока

Визуальный язык панк-рока — это международная система символов, жестов и художественных приёмов, через которую звучит протест без необходимости перевода. В отличие от многих субкультур, панк строится не на декоративном стиле, а на коммуникативном взрыве: его изображения не украшают, а провоцируют, сопротивляются, нарушают и разоблачают.

1)PUNK = ПРОТИВ СИСТЕМЫ

2)RIOT = ДЕЙСТВИЕ

3)DIY = НЕЗАВИСИМОСТЬ

4)DESTRUCT = СЛОМ НОРМЫ

1. PUNK — против системы Образ панка, крик, лицо как манифест

«London Calling"The Clash, 1979 «Never Mind the Bollocks Pistols, 1977

1.Гражданская Оборона — «Все идет по плану» (самодельные вкладыши, 1988–1989) 2.АукцЫон — ранние самодельные кассеты (1980-е)

2. RIOT — Протест и действие «Бунт» как смысл. Бросок в зрителя.

1. «We Are the League"Anti-Nowhere League, 1982 2. «Fresh Fruit for Rotting Vegetables"Dead Kennedys, 1980

1. 1986 — Бригадный подряд 2. Наив — ранние демо (конец 80-х, начало 90-х)

3. DIY — «Сделай сам» (ксерокс, машинка, маркер, вырезки, антидизайн)

1. Subhumans — «The Day the Country Died» (1983) 2. Crass — «The Feeding of the 5000» (1978)

1. ДК — Танцы-Шманцы-Брамсы (1984) 2. Бригадный подряд -Всё — Punk Rock (1998)

4. DESTRUCT — Эстетика разрушения Смерть норм, черепа, мрак, грубая текстура.

1. «Damaged"Black Flag, 1981 2. «Kill the Poor» (сингл) Dead Kennedys, 1980

1. Коммунизм — «Солдатский сон» (самиздат) 1989 2. Гражданская Оборона — «Так закалялась сталь» (1988, ранние версии обложек)

Советские панк-обложки — это не попытка повторить Запад, а самостоятельный визуальный феномен, выросший на пересечении подполья, дефицита и внутреннего протеста.

Западный панк создал эстетику сопротивления. Советский панк — эстетику выживания, которая из необходимости стала художественным кодом.

Поэтому при всех пересечениях, две системы формируют разные визуальные языки, но оба они указывают на одно: панк остаётся универсальным способом нарушать порядок, где бы он ни возникал.

Запад → протест как культурная позиция, брендинг, визуальная стратегия. СССР → протест как выживание, подполье, личная свобода в условиях контроля.

3. Истоки и канон: Зарубежные образцы (такие как Sex Pistols, The Clash, Ramones)

Ramones

1. Ramones — американская группа, пионер и главный представитель панк-рока в США, начинавшая карьеру в нью-йоркском клубе «CDGB"выпустила свой первый альбом весной 1976 года. А уже летом дала свой первый успешный концерт в Лондоне, вызвав большой интерес на старом континенте к своей бескомпромиссной агрессивной рок-н-рольной панк-музыке. Гитарист Джонни Рамон позже рассказывал, что для своего стиля взял рифф из песни Led Zeppelin — «Communication Breakdown. Первым хитом группы с первого альбома стал „Blitzkrieg Bop“, имевший поначалу скромный успех в США. Со временем группа выпустила 14 студийных альбомов и стала культовой, оказавшей большое влияние на последующее развитие жанра.

1996

Обложки Ramones создают единый визуальный код панка: предельно простой, уличный и честный. Минимализм, чёрно-белая фотография, кожаные куртки и грубая прямота сделали их образы универсальным шаблоном для всего жанра. Даже когда они переходили к цвету или иллюстрациям, основной принцип оставался неизменным — никакой позолоты, только энергия, прямота и узнаваемый уличный стиль.

Sex Pistols

The Sex Pistols — британская группа, главный инициатор «панк-революции» в Великобритании и во всём мире. Группа выскочила на рок-сцену как «чёрт из табакерки» в 1977 году и взорвала цивилизованный мир рок-музыки своим первым и единственным скандальным студийным альбомом Never Mind the Bollocks, Here’s the Sex Pistols. Группа тогда состояла из вокалиста Джонни Роттена, гитариста Стива Джонса, барабанщика Пола Кука, бас-гитариста Глена Мэтлока и присоединившегося бас-гитариста Сида Вишеса. Последний стал кумиром панк-рокеров со своей фразой «Выучи пару аккордов и действуй обществу на нервы». В своих песнях «Anarchy in the U.K.» и «God Save the Queen» ставших хитами, они нецензурно ругали королевскую семью и политический строй Великобритании. Фраза из последней песни There’s no future, no future (у тебя нет будущего) стала символом социального протеста панк-движения. В Британии они считались моральными уродами, а их концерты запрещались и выпущенные тиражи альбомов арестовывались. Несмотря на запреты, Sex Pistols открыли ящик Пандоры панк-рока всему миру.

1977

Обложки Sex Pistols создали радикальный визуальный язык панка: агрессивные цвета, рваная типографика, коллажи из газет, провокационные образы и максимальное нарушение норм дизайна. Их стиль — это не случайность, а намеренная эстетика хаоса и политического вызова. Sex Pistols превратили обложку в оружие: каждая работа выглядела как визуальный протест, шок и прорыв одновременно. Именно они задали панку его самый громкий, анархичный и провокационный графический код.

The Clash

The Clash начинала плечом к плечу с Sex Pistols — выступала в тех же клубах, шокировала критиков не менее яростными выступлениями, знакомилась с теми же продюсерами. В январе 1977-го The Clash подписала контракт с лейблом CBS Records на 100 тысяч фунтов. The Clash обвинили в том, что они хотят стать истеблишментом, который сами критикуют, и убивают идею панка. Паника оказалась ложной — Sex Pistols скандалила, шумела в прессе, потом и вовсе распалась, а The Clash стала флагманом сцены.

Несмотря на коммерческий контракт с развлекательной корпорацией, The Clash продолжала писать бунтарские песни. В них музыканты обличали богатых, начальников, политиков, полицию, расистов и шовинистов. В феврале 1977-го The Clash выпустила сингл White Riot, посвящённый столкновениям ямайских иммигрантов с полицией на карнавале в Ноттинг-Хилле.

1977 г

1980 г

Обложки The Clash формируют образ политически осознанного панка: смесь уличной документальности, военной символики, протестного плаката и регги-культуры. Их визуальный язык всегда сочетал энергетику бунта с социальным комментарием — от грубых чёрно-белых фото до цветных коллажей и агитационных композиций. В отличие от хаоса Sex Pistols, The Clash использовали обложки как осмысленный политический манифест: панк у них — это не просто шум, а позиция, идеология и заявление в визуальной форме.

Misfits

Говорить о по-настоящему крутых панках прошлого можно очень долго, поэтому на этом американском коллективе мы остановимся. Misfits попали в этот топ и историю музыки потому, что благодаря им появился отдельный микрожанр панка. Все началось в 1977-м в городке Лоди штата Нью-Джерси. Некий Гленн Данциг, поклонник одновременно Black Sabbath и Мэрилин Монро, собрал группу с названием «Неприкаянные» — как раз под впечатлением от последнего фильма почившей актрисы.

1997

Обложки Misfits опираются на эстетику ретро-хоррора, серии B, комиксов EC и дешёвых ужастиков 1950–70-х. Повторяющийся «Crimson Ghost», кислотные контрастные цвета, грубые шрифты и ощущение «мертвечины» превращают их визуальный стиль в отдельный код внутри панка. В отличие от политического протеста UK-панка, Misfits делают ставку на театральность, мрак, смерть, гротеск и фан-культуру ужаса. Их обложки — не социальный манифест, а визуальное шоу: агрессивное, готическое, комиксное и намеренно дешевое.

The Exploited

С начала 1990-х музыка The Exploited становится всё более плотной мелодически и тяжёлой по звучанию. Примерно в это же время доминирующей на мировой панк-сцене становится традиция так называемого «калифорнийского панк-рока» — достаточно лёгкой и динамичной музыки с сильным влиянием поп-панка, наиболее известным выразителем которой стали The Offspring. Соответственно, известность The Exploited становится всё более нишевой — что нашло выражение и в постоянном увеличении интервалов между выпусками студийных альбомов: в начале 1980-х новый альбом группы выходил каждый год, к концу десятилетия — примерно раз в два года, а интервал между альбомом Fuck the System (2003) и предыдущим Beat the Bastards (1996) составил семь лет.

1996

1987

1983

1981

Визуальная эстетика The Exploited построена на жёстком, милитаристском и бунтарском языке, где агрессия — не побочный эффект, а главный инструмент. Логотип с шипами, образ воина-панка с ирокезом, красно-чёрная палитра, военная символика и грубая типографика создают эффект тотального конфликта: мы против системы, система против нас.

Их обложки всегда выглядят как плакат к уличному восстанию — простые, громкие, резкие, без попыток понравиться. The Exploited делают визуальный стиль максимально фронтальным: удар в лицо, политика без фильтра, панк как война.

4. Ленинградский панк: Самодельный протест в условиях дефицита

Автоматические удовлетворители

post

«Автоматические удовлетворители» (сокращённо АУ) — советская и российская панк-рок-группа из Ленинграда, одна из первых панк-групп в СССР. Лидером АУ был Андрей Панов, также известный как «Свинья» или «Свин». Состав группы постоянно менялся.В середине 90-х начался новый период активности «АУ». В конце 1995 группа практически разделилась на два проекта Свина, один из которых продолжал быть панк-роковым, а другой взял название «Аркестр АУ». В «Аркестр АУ» вошли профессионально звучавшие музыканты, а по музыке это был энергичный танцевальный фанк; этот проект также был известен под названием «Оркестр А. В. Панова».

1996

1996

Обложки АУ представляют собой образцовый пример подпольного визуального языка: ксерокс низкого качества, случайные фотографии, ручные надписи, отсутствие композиции и полная независимость от каких-либо дизайнерских правил. Это не стилизация — это следствие реального дефицита, цензуры и самодельного производства.

Именно поэтому визуальный стиль АУ выглядит грубо, несовершенно, «грязно», но при этом абсолютно честно. Каждая обложка — это не дизайнерский объект, а артефакт существования группы в подполье, документ эпохи, сделанный из того, что было под рукой: клей, ножницы, газета, маркер, ксерокс.

Народное ополчение

post

«Народное ополчение» — ленинградская рок-группа, образованная в 1982 году Алексом Оголтелым. Стиль — ска-панк, панк-джаз, ноу-вейв, бит, постпанк, ска.

Название группа получила по имени проспекта на юго-западе Ленинграда. За период 1983–1986 годов записала в домашней студии Begemotion Records 9 альбомов, участники коллектива тех лет — Алекс «Оголтелый» Строгачёв (вокал, басгитара, гитара, тексты, музыка), Дмитрий «Ослик» Пшишляк (фортепиано, бас, гитара, музыка), Фёдор «Begemot» Лавров (ударные, гитара, вокал, музыка, тексты, звукозапись), в некоторых записях участвовали такие известные ленинградские рок-музыканты, как Андрей «Свин» Панов, Георгий «Густав» Гурьянов, Александр «Рикошет» Аксёнов, Андрей Отряскин. Параллельно Алекс записывает «акустику» с друзьями, выпуская записи под названием «Народное ополчение». В 1986 Федя «Begemot» уходит из группы и перестаёт её записывать.

1996

Обложки группы «Народное Ополчение» — это один из самых жёстких и мрачных вариантов визуального языка советского панка, построенный на идее прямой конфронтации, социальной боли и эстетики упадка.

Брига́дный подря́д

«Брига́дный подря́д» — музыкальная группа, созданная в 1985 году в Ленинграде. Один из первых в России коллективов, исполняющих песни в стиле панк-рок. Идея такого названия пришла в голову создателям группы не случайно: коллектив, сформированный во времена Перестройки, активно пользовался этим историческим периодом для повышения своей популярности, включая в песни коммунистические лозунги.

В первый же год существования группы вышел дебютный альбом с одноимённым названием. Через два года она становится членом Ленинградского рок-клуба, участвует в различных фестивалях и гастролирует на территории своей страны.

Самым прослушиваемым альбомом коллектива является «Сомнамбула», который вышел в 2013 году.

1998

1997

2013

1999

Обложки «Бригадного Подряда» формируют визуальный язык, в котором уличный панк, социальный протест и российская реальность постоянно переплетаются. Их стиль — не хаос и не чистый DIY, как у раннего ленинградского панка, а грубый, прямой и предельно ясный визуальный манифест.

Зоопа́рк

post

«Зоопа́рк» — рок-группа, основанная Майком Науменко в Ленинграде в 1981 году. Состав коллектива несколько раз менялся, но его лидер, а также гитарист и автор песен Александр Храбунов оставались его членами вплоть до 1991 года, пока он окончательно не распался после смерти Науменко.

Первым альбомом группы стал Blues de Moscou (1981). Соавтором одноимённой песни был друг Науменко художник Игорь Петровский. Он же нарисовал знаменитый логотип группы.

Коллектив много гастролировал, выступал в клубах, а также сотрудничал с другими известными в то время музыкантами, например, с Виктором Цоем.

1984

Обложки «Зоопарка» формируют совсем иной визуальный код, чем классический панк: они тяготеют не к агрессии и DIY-хаосу, а к городской лирике, блюзовой свободе и интеллектуальному андеграунду. Это эстетика не разрушения, а наблюдения — ленинградская романтика позднего социализма.

АукцЫо́н

«АукцЫо́н» — советская и российская рок-группа, основанная Леонидом Фёдоровым в Ленинграде в 1978 году[1] (тогда ещё под названием «Параграф»).

Один из самых экспрессивных, оригинальных и необычных коллективов русского рока. Стиль их исполнения невозможно связать с каким-либо одним направлением, они играли в разных стилях: от альтернативного рока (арт-рока, джаз-рока и постпанка) до авангарда. Основная особенность творчества «АукцЫона» — экспериментальность.

1989

1990

1994

1991

Обложки «АукцЫона» формируют уникальный визуальный язык, который стоит особняком не только в ленинградской сцене, но и во всём русском роке. Это не панк и не классический рок — это авангард, экспрессия и артистический хаос, превращённые в графический стиль.

Типографика как крик: Шрифтовые решения Сравнение подходов к шрифту.

  1. Газетный / «ransom» / вырезки Характеристика: буквы кажется вырезанными из газет, разного размера, наклеены вразнобой; ощущение срочности и агитации. Функция: имитирует таблоидный язык, подчеркивает протестную и провокационную интонацию. Примеры: Sex Pistols — Never Mind the Bollocks (Jamie Reid — намеренно «уродливая», коллажная типография).
  1. Большие конденсированные гротески / логотипы (плотный шрифт) Характеристика: крупный, жирный, часто сжатый шрифт — легко читаем, «высекает» название. Функция: делает название «выстрелом» на полке; формирует фирменный знак (тотем группы). Примеры: Ramones — дебютная обложка: крупный блоковый шрифт логотипа поверх фото, эстетика «банды-единицы»
  1. Рукописная / машинописная типографика (DIY) Характеристика: почерк, следы ручки/фломастера, строка с машинописными пробелами, нечёткая выравнивающая сетка. Функция: подчёркивает самоделие, автономию от индустрии; дизайн выглядит как сообщение «от руки» к своим. Примеры (СССР): магнитоальбомы и вкладыши — Гражданская Оборона (ранние релизы, Поганая молодёжь — магнитоальбом/самиздат) — типичные машинописные/ксероксные вкладыши.

4.Нарочитая «неаккуратность» / деструктивные приёмы (перечёрки, пятна, засечки) Характеристика: буквы рвут, частично замазаны, перечёркнуты, наложен шум и следы ксерокса. Функция: визуально разрушает сам язык как акт протеста; типографика превращается в жест. Примеры: многие обложки позднесоветских магнитоальбомов (самодельная печать) и западные коллажи (работы Джейми Рида в Sex Pistols)

Вывод (типографика: Запад vs СССР)

Запад чаще использовал типографику как стратегию провокации: профессионально стилизованные «неаккуратности» (например, у Jamie Reid) — агрессия переведена в дизайн осознанно. СССР использовал похожие визуальные приёмы, но как вынужденный метод: ручная машинописная строка, ксерокс-шум и маркер были не только эстетикой, но и техничной необходимостью (самиздат, магнитоальбомы). Пример — ранние вкладыши «Гражданской Обороны» и других ленинградских/московских групп

Ирокезы и советская символика

Бригадный Подряд — (поздние издания, постеры) Часто использовалась графика с панками в ирокезах SPS / Distemper В фан-арте, кассетных вкладышах и постерах использовались панк-персонажи

Тараканы! -Улица Свободы, появляются ирокез-образные силуэты в плакатной стилистике (АУ)-На некоторых самодельных плакатах встречаются профили панков с острыми «гребнями» стилизованными под ирокез

Dead Boys — We Have Come For Your Children Фото с характерным панк-стайлингом — ирокезы, кожаные куртки. The Exploited — Troops of Tomorrow Ирокез используется как «боевой» символ панка-протестника.

Советская символика — перехват и переосмысление

Запад Иногда западные группы использовали советские мотивы как агитационный флёр:

The Clash — постеры тура Обращение к советской плакатности, типографике и цветам (красный/чёрный) Dead Kennedys — In God We Trust, Inc.Использовались элементы красно-чёрной полит

СССР / Россия (главный блок) Здесь символика работает как антисоветский жест, ирония или комментарий к системе:

Гражданская Оборона — Русское Поле Экспериментов Часто использовалась советская стилистика, ксерокопированные символы Агата Кристи- Позорная звезда (не панк, но сильный пример перехвата символа)

Заключение

Анализируя панк-обложки Запада и СССР, можно увидеть, что при всех различиях в культуре, технике и условиях создания они формируют единый визуальный язык протеста, выраженный через четыре сквозных темы: личная свобода, бунт, DIY-производство и деструкция формы. На Западе панковская визуальность строилась как осознанная эстетика вызова: громкие цвета, коллажи, агрессивная типографика, культовые символы (ирокезы, черепа, политические знаки). Sex Pistols, Ramones, The Clash, Misfits и The Exploited использовали дизайн как инструмент удара — провокация была выбрана. В СССР те же визуальные принципы возникали из материального дефицита и подполья: ксероксные пятна, машинописные листы, маркер, вырезки, самодельные фото. DIY был не стилем, а необходимостью. Ленинградский панк, ГрОб, АУ, Народное ополчение, Бригадный Подряд создавали обложки как самиздат — это были не продукты индустрии, а документы сопротивления. Тем не менее, обе линии сходятся в одном: панк-обложка — это не украшение, а жест. Это визуальный крик против нормы, давления и безличности. Запад делает этот крик громким и стилизованным. СССР делает его тихим, грубым, но опасно честным. Именно поэтому изучение этих обложек показывает: панк-визуальность — универсальный код протеста, который проявляется независимо от страны, условий и эпохи.

Bibliography
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.

15.https:/sky.pro/wiki/digital-art/logotipy-pank-rok-grupp-ot-ramones-do-sex-pistols/? ysclid=mi4hvuut92927388117

16.17.
Обложки панк культуры со стороны дизайна
3
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more