Original size 3264x4896

Органы. Исполнительское творчество И. С. Баха

2
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

- Концепция - История органа - Иоган Себастьян Бах - И. С. Бах + орган - Заключение

Концепция

Проанализировать создание органа и органной музыки. Раскрыть этот великий инструмент благодаря которому такие композиторы, как Иоган Себастьян Бах смогли проявить весь потенционал своего таланта.

История Органа

огран- самый большой клавишный духовой инструмент, который звучит благодаря трубам.

post

этот инструмент зародился во 2 век д. н.э в греческой колонии Александрии. Его изобретение присваивается механику греку Ктесибию. Инструмент, конечно во многом отличался от его представления в наше время. Но он имел три основные части, как любой орган.

big
Original size 1024x910

гидравлос

такое название он получил, потому что напор воздуха создавался давлением воды

- трубы - воздухо-нагнетательный механизм - механизм управления

post

На Киевской руси были прототипы маленьких портативные органов

Original size 1200x1065

вид портативного органа

Original size 672x1024

вид 2 портативного органа

Подтверждение этому нашли в храме Софии в Киеве. На одной из стен была фреска с органом позитив, играющего органиста и людей выдувающих воздух мз мехов.

Original size 960x1120

гравюра с изображением органа и мехов с воздухом

Органы чувствительны к температурным колебаниям

post

орган в разрезе

под полом находятся «легкие органа» — меха

в концертном органе может быть более трех тысяч труб

Original size 1029x683

концертный орган в Волгограде

Каждый орган уникален, ведь повторений даже одного органа нет.

post

из каких еще частей состоит орган. - трубы - кафедра органа - регистровые переключатели - мануалы - педаль

В период Возрождения началось строительство органов в Европе. В то время клавиатура отличалась широкими клавишами, расположенными на значительном расстоянии друг от друга, что требовало ударов кулаком, а не пальцами. Конструкция была весьма грубой.

В XVII веке центр органного производства переместился из Италии в Германию. Там началось массовое производство органов. К этому времени клавиши стали компактнее, количество регистров определилось, а техника исполнения стабилизировалась.

К эпохе Иоганна Себастьяна Баха орган прочно утвердился как неотъемлемый элемент церковных служб. Музыкальное искусство к тому времени достигло стадии, предшествующей становлению классической музыки в её современной форме.

Следует отметить, что большинство композиторов той эпохи, в том числе и И. С. Бах, помимо сочинения музыки, обладали также навыками настройки органов и консультирования по их строительству. Их труд был поистине многообразным.

Наконец, в XIX веке французский мастер Кавайе-Коллю довел орган до совершенства, создав симфонический орган. Его диапазон стал сопоставим с симфоническим оркестром. Такой инструмент обладал семью клавиатурами, 500 клавишами и 30 000 трубами, включая вспомогательные. По своим масштабам он напоминал скорее целый город, чем музыкальный инструмент.

Искусство игры на органе несравненно сложнее, чем мастерство исполнения на других музыкальных инструментах. Оно граничит с профессиональной деятельностью, а не просто с музицированием. Сложность заключается в многочисленных клавиатурах, переключении регистров посредством специальных затворов, а также в наличии педальной клавиатуры с тридцатью ножными педалями. Кроме того, орган оснащен системой передаточных устройств, именуемой трактурой. Эта система придает инструменту своеобразную «память», позволяя использовать заранее скомпонованные и зафиксированные комбинации регистров.

Иоган Себастьян Бах

Иога́нн Себастья́н Бах — немецкий композитор, органист, клавесинист.

Original size 1920x1080

Иоган Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах, будучи преданным приверженцем протестантской веры, создал множество духовной музыки. Его «Страсти по Матфею», «Месса h-moll», кантаты и инструментальные обработки протестантских хоралов признаны выдающимися шедеврами мировой музыкальной классики. Мастерство Баха в области полифонии, достижения которого в барочной эпохе достигли апогея, принесло ему мировую славу.

Иоганн Себастьян Бах занимает особое место среди выдающихся композиторов всех времён. Его музыкальное наследие, пронизанное глубоким смыслом и совершенством гармонии, продолжает звучать и в наши дни, оказывая вдохновляющее воздействие на исполнителей и восхищая слушателей своей неповторимой красотой.

Иоганн Себастьян Бах, выдающийся представитель музыкальной династии Бахов, начал свой путь обучения игре на скрипке и альте под руководством своего отца, Иоганна Амброзиуса Баха, талантливого городского, а затем придворного музыканта.

Original size 736x952

прелюдия до мажор для фортепьяно И. С. Бах

Получив начальное общее и музыкальное образование в Латинской школе при церкви Святого Георгия в Эйзенахе, юный Бах рано остался сиротой. В 1695 году он переехал в Ордруф к своему старшему брату, Иоганну Кристофу, органисту церкви Святого Михаила и школьному учителю. Под его наставничеством Иоганн Себастьян овладел игрой на клавире и органе. В Ордруфе он с успехом продолжил обучение в лицее при церкви, участвовал в церковном хоре. Однако внезапная утрата стипендии прервала его учебу.

В 1700 году Иоганн Себастьян Бах вместе с Георгом Эрдманом (впоследствии дипломатом на российской службе) отправился в люнебургскую хоровую школу при монастыре Святого Михаила для завершения образования.

В период обучения в школе Иоганн Себастьян Бах имел возможность познакомиться с представителями знати Северной Германии и признанными мастерами органной музыки, такими как Георг Бём из Люнебурга и Рейнке из Гамбурга. Благодаря этим связям он, предположительно, получал доступ к самым крупным органам, на которых ему доводилось играть. В этот же период Бах углубил свои познания в области композиторского искусства того времени, в частности, высоко ценил творчество Дитриха Букстехуде.

Бах обладал невообразимой памятью. В юности Иоганн Себастьян Бах, будучи одаренным музыкантом, постигал искусство композиции, изучая рукописные произведения признанных мастеров. Из-за ограниченного доступа к редким музыкальным изданиям он часто тайно переписывал ноты при свете луны, демонстрируя исключительную преданность своему ремеслу и жажду знаний.

В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с композиторской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь Св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 35 км от Веймара.

В августе 1703 года Бах занял пост органиста церкви Св. Бонифация в Арнштадте. Работать ему приходилось три дня в неделю, а жалование было относительно высоким.В этот период Бах создал много органных произведений.

И.C. Баха + орган

К эпохе Иоганна Себастьяна Баха органная музыка в Германии обладала богатыми национальными традициями, выработанными веками. Творчество целого ряда выдающихся мастеров этого жанра служило для молодого композитора прочной основой. К числу таких предшественников, представителей старшего поколения, относились Пахельбель, Бём, Рейнкен и Букстехуде. Бах имел возможность лично общаться с некоторыми из них и непосредственно воспринимать особенности немецкой органной музыки в её живом исполнении.

Original size 500x500

Иоганн Пахельбель

Пахельбель, наставник старшего брата Иоганна Себастьяна Баха, проявил себя как талантливый автор многочисленных хоралов. Его творчество характеризуется близостью к народной песне, ясностью и строгим стилем исполнения. Пахельбель мастерски использовал фугированные приемы обработки хоральных мелодий, что придавало его произведениям выразительность и продуманность.

Несмотря на сильные стороны, музыка Пахельбеля нередко воспринималась как несколько сухая и отвлеченная. Иоганн Себастьян Бах, воспитывавшийся на хоралах Пахельбеля, в своих ранних произведениях использовал фугированную манеру своего учителя.

Original size 200x297

Дитрих Букстехуде

Наиболее значительное и прямое влияние на творчество Иоганна Себастьяна Баха оказал Дитрих Букстехуде, музыкант, обладавший ярким оригинальным талантом.

Драматизм его импровизационных композиций — фантазий и токкат, удачное сочетание смелой поэтической мысли с виртуозным использованием возможностей органных форм, стремление к монументальности стиля — все эти черты предвосхитили характерный для Баха органный стиль.

Основные импровизационные жанры эпохи Баха — прелюдия, фантазия и токката — обладают своими специфическими чертами. Термин «прелюдия» происходит от латинского «praeludire», что означает «играть предварительно», «подготавливать к игре». Корни прелюдии уходят в импровизации церковных органистов, которые посредством прелюдий проверяли строй инструмента и настраивали слушателей на тональность исполняемого церковного песнопения, например, протестантского хорала. Характерной чертой жанра прелюдии является разнообразие фигурационной фактуры.

Каждый из этих мастеров оказал своё индивидуальное влияние на юного музыканта. Бах усвоил у каждого то, что было в его творчестве уникальным и ценным, и сумел синтезировать эти элементы в новом, оригинальном качестве и содержании своего собственного творчества.

Действительно, орган является неотъемлемой частью творчества Иоганна Себастьяна Баха. Именно в этом инструменте гений композитора раскрывается во всей своей полноте и масштабности. Для Баха орган служил своего рода оркестром, способным передать монументальность его импровизаций и выразить высокую поэтичность его музыкальных образов.

В эпоху Баха орган был инструментом, посредством которого композитор мог донести свои идеи и чувства до широкой публики. Отсюда — концертный характер стиля баховской музыки для органа, крупные формы, драматизм образов, виртуозная техника исполнения.

Original size 656x982

И. С. Бах

И. С. Бах, подобно Г. Ф. Генделю, обладал выдающимся мастерством игры на органе. Этот инструмент в руках композитора во многом замещал оркестр, клавишные инструменты и даже хор благодаря своим выразительным возможностям. Полифоническое мышление, присущее Баху, по своей природе было тесно связано с органом.

Взаимодействие с этим «любимым инструментом», как называл его Ф. Вольфрум, позволяло композитору в полной мере раскрыть особенности своего артистического характера. Нигде Бах не проявлял себя столь патетически вдохновенно, мощно, богато полифонически и виртуозно. Именно на органе он с наибольшей искренностью изливал свою интимную лирику и исповеди души.

«Органная книжка», созданная Иоганном Себастьяном Бахом в период расцвета его творчества (Веймар и Кётен), стала значительным событием в музыкальной истории. В этом произведении, замысленном как цикл из ста шестидесяти девяти прелюдий, композитор написал сорок шесть пьес. Многие из них приобрели широкую известность благодаря блестящим фортепианным аранжировкам Ф. Бузони, С. Фейнберга и других авторов. Прелюдии этой коллекции, преимущественно небольшие по объему, представляют собой лирические миниатюры, скромные в изложении, но поражающие своей чудесной поэтической выразительностью.

«Несколько канонических вариаций на рождественский хорал „С небесной высоты“» Иоганна Себастьяна Баха является одним из наиболее выдающихся и технически совершенных органных сочинений композитора.

В этом произведении поражает мастерство полифонической разработки широко известного народного рождественского хорала, которое сочетается с полной свободой и естественностью выражения эмоций. Вариационный цикл, не включающий предварительное изложение темы, построен на принципе неуклонного динамического нарастания. Кульминационным моментом становятся последние вариации с канонами в сексту, терцию, секунду, нону и грандиозная заключительная стретта.

Это произведение можно рассматривать как завершение длительного процесса освобождения баховского органного творчества от прямого влияния религиозной поэзии хоральных песнопений.

Заключение

Органная музыка и сам музыкальный инструмент имею глубокую историю происхождения и своего формирования. Сложность и масштаб инструмента в скупе с его пронзительным до глубины звучанием не может оставить равнодушным. А в сочетании с талантом великого композитора Иогана Себастьяна Баха и его произведений навсегда вошли в историю.

Органы. Исполнительское творчество И. С. Баха
2
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more