Original size 3720x5262

«Новая плоть»: тело и технология в медиа-арте

1
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

В XXI веке технологии перестали быть внешними по отношению к человеку: они вошли в его тело, чувствительность и визуальность. Научный прогресс — от бионических протезов до виртуальных сред — размывает границы между органическим и искусственным, превращая человеческое тело в гибридную систему. Исследователи отмечают, что современные цифровые медиа разрушают традиционное понимание тела как цельного и статичного объекта, формируя множественные, фрагментированные и распределенные формы существования.

0

Stelarc. Exoskeleton. 2003 / Stelarc. Stomach Sculpture. 1993

Технологии создают новые виды телесности, в которых изменяются восприятие, идентичность и само понимание «человеческого».

Выбор темы «новой плоти» обусловлен тем, что медиа-арт стал ключевой областью, где эти изменения наиболее ярко проявляются. Художники работают не просто с изображением тела, но с самим телом — как с платформой для технологического вмешательства, как с художественным материалом и как с цифровым двойником, существующим в виртуальной среде. Именно в медиа-арте тело превращается в лабораторию, через которую можно исследовать взаимодействие человека и технологий, ставить под вопрос биологическую неизменность и вырабатывать новые способы существования.

Original size 1920x975

Lu Yang. DOKU the Creator — BHAVACHAKRA. 2025

Материал исследования был отобран так, чтобы представить три фундаментальные траектории трансформации телесности. Первая — это технологическое расширение тела, при котором механические, сенсорные и сетевые устройства становятся частью физиологии. Вторая — эстетическая и хирургическая модификация плоти, с помощью которой тело осознанно преобразуется как художественная форма. Третья — виртуальная телесность, в которой тело существует как цифровое изображение, аватар или поток данных.

Текстовые источники (статьи о постгуманизме, исследования о киборгизации, работы о теле и технологиях) подчеркивают, что современные формы телесности не могут быть поняты вне технологического контекста, так, наблюдение, алгоритмы, медиасреды, биоинженерия и VR формируют новые модели субъективности и способы переживания мира.

0

Neil Harbisson

Ключевой вопрос исследования — как технологии трансформируют понятие тела в медиа-арте и какие новые формы телесности они формируют в XXI веке?

Гипотеза исследования — медиа-арт демонстрирует возникновение «новой плоти» — гибридной, многослойной и распределенной телесности, в которой человек существует одновременно как биологический организм, технологический интерфейс и цифровой образ. Именно сочетание этих форм создает новое представление о человеческом в XXI веке.

Глава I. Тело как технологический объект

post

Stelarc (born in 1946)

Стеларк — один из ключевых перформанс-художников постгуманистического направления, который более пятидесяти лет работает с идеей расширения возможностей человеческого тела с помощью технологий. Центральная концепция его практики — человеческое тело устарело, и современный технологический мир требует его пересборки, адаптации и расширения. Художник рассматривает тело как машину, а также как пространство, которое можно модифицировать, перенастраивать и соединять с цифровыми системами.

Еще в 1973–1976 годах Стеларк создал серию фильмов, в которых с помощью визуальных зондов исследовал внутреннюю архитектуру собственного тела — желудок, легкие, толстую кишку. Его интерес к анатомии и эволюции вырос из изучения теорий Ламарка и Дарвина, а также из сравнения человеческой физиологии с устройством тел животных и насекомых. Художник подчеркивает, что тело — это не просто поверхность кожи, а сложная, многослойная структура с собственной архитектурой и потенциалами.

В 1976–1988 годах он стал известен своими экстремальными перформансами с подвешиваниями: Стеларк осуществил более 20 подвесов, включая те, где к его телу были подключены роботизированные системы. В этот же период он создал проекты «Third Arm» и «Extended Arm» — механические конечности, выполненные по размерам его руки и способные к вращению, сгибанию пальцев и жестовым взаимодействиям.

Original size 1500x994

Stelarc. Ear On Arm Suspension. 2012

Позднее он сформировал направление интернет-перформансов («Fractal Flesh», «Ping Body», «Parasite»), в которых исследовал дистанционное управление телом с помощью электронных мышечных стимуляторов. Особенно значимым стал проект «Ping Body», в котором тело художника реагировало на потоки интернет-данных. Мышцы Стеларка сокращались под воздействием случайных сетевых импульсов, а движения становились непроизвольными. Таким образом, организм переставал быть автономным и превращался в интерфейс, управляемый интернет-активностью, а не нервной системой художника.

Original size 5262x2672

Stelarc. Amplified Body, Laser Eyes & Third Hand. 1986 / Stelarc. Split Body: Voltage-In Voltage-Out. 1995

Для Стеларка подобные опыты демонстрируют, что человек постепенно становится «распределенным телом», существующим одновременно в физическом и сетевом пространстве: границы между онлайн- и офлайн-существованием стираются, а индивидуальное «я» вытесняется коллективной цифровой активностью.

Original size 1920x975

Stelarc. Ear On Arm. 2016

Одним из самых известных проектов художника стало «The Ear on Arm». В 2007 году Стеларк хирургическим способом прикрепил ухо, выращенное из стволовых клеток, к своей руке. Он не создавал ухо для собственного слуха — по его замыслу, орган должен был транслировать звук в интернет: «Ухо не для меня. У меня есть два хороших уха, чтобы слышать», — говорит художник. «Например, кто-то в Венеции может слушать то, что слышит мое ухо в Мельбурне» [28]. Так тело художника становится сетевым устройством, способным воспринимать и передавать информацию.

Original size 1280x650

Stelarc. Re-Wired / Re-Mixed: Event for Dismembered Body. 2016

В перформансе Re-Wired / Re-Mixed (2016), созданном для PICA «Radical Ecologies», Стеларк в течение пяти дней по шесть часов в день «жил» через чужие органы чувств: он видел глазами человека в Лондоне, слышал ушами человека в Нью-Йорке, а случайный пользователь мог дистанционно управлять его правой рукой. Это показывало, как технические интерфейсы размывают границы индивидуального восприятия и делают тело частью распределенной сети.

Стеларк убежден, что роль искусства заключается в расширении чувствительности человека, принятии неожиданного и непредсказуемого, а также в создании условий для осмысления будущего, которое невозможно без технологических мутаций.

Original size 5262x2672

Stelarc. Streched Skin. 2009

По его мнению, наступающее будущее будет характеризоваться минимальными различиями между людьми и роботами: человеческие тела заселяются протезами, имплантами, наноботами и сенсорными устройствами, а машины становятся все более антропоморфными. Работы Стеларка не стремятся к эстетической красоте: он намеренно демонстрирует трубки, шнуры, клапаны и механизмы, подчеркивая технологическое вмешательство в тело. Его практика формирует образ тела как экспериментальной площадки, где границы между живым и искусственным, человеком и машиной становятся все более размытыми.

post

Neil Harbisson (born in 1982)

Нил Харбиссон — британско-ирландско-американский художник и активист, которого в 2004 году официально признали первым в мире киборгом: паспортная служба Великобритании внесла его имплант — антенну — в документ как часть тела. Родившись с ахроматическим зрением, художник видел мир только в черно-белой гамме, и именно врожденная полная цветовая слепота стала отправной точкой его художественной практики и биографии.

В начале 2000-х Харбиссон имплантировал в череп антенну — сенсорную систему, предназначенную для расширения восприятия цвета. Антенна прорастает из затылочной кости художника и позволяет ему ощущать цвета как вибрации и звуковые аккорды, включая инфракрасные и ультрафиолетовые диапазоны, недоступные человеческому глазу. Она может подключаться к Интернету, принимая цветовые сигналы от спутников, фото, видео, музыку и даже телефонные звонки — все они поступают непосредственно в голову художника.

Original size 5262x2672

Neil Harbisson

Харбиссон считает антенну органом своего тела: «Я не ношу антенну, у меня есть антенна. В этом и заключается основное различие. Объяснить это — одна из главных задач, с которыми я сталкиваюсь. Это как с органами: я не ношу нос, у меня есть нос» [23].

Благодаря устройству художник воспринимает мир как симфонию оттенков и звуков и может различать около 350 тонов. Он отмечает, что самые эмоционально насыщенные «цветовые сочетания» для него — человеческие лица, так как каждый человек «звучит» по-разному.

Original size 5262x2672

Neil Harbisson. 2023

При этом Харбиссон признает, что сложность его искусства состоит в том, что зрители не могут разделить его опыт: восприятие происходит внутри мозга, и единственный способ увидеть мир так же — иметь аналогичный имплант.

Original size 1920x975

Neil Harbisson. London, United Kingdom. 2014 / Neil Harbisson. Lisbon, Portugal. 2014

В 2017 году художник стал соучредителем Transpecies Society, ассоциации, поддерживающей людей с нечеловеческой идентичностью и продвигающей право на создание новых органов и чувств. Ранее он основал Cyborg Foundation, международную организацию, помогающую людям, желающим стать киборгами, защищающую их права и развивающую киборг-искусство.

Харбиссон убежден, что создание новых чувств позволяет глубже исследовать реальность Земли и расширяет спектр взаимодействия с окружающим миром. Он считает, что технологии, интегрированные в тело, стирают границы между физическим и цифровым пространством, формируя новую онтологию присутствия.

Original size 5262x2672

Neil Harbisson giving a talk at the Science Museum, London. 2015

«Я думаю, что жизнь станет гораздо интереснее, когда мы перестанем создавать приложения для мобильных телефонов и начнем создавать приложения для нашего собственного тела. Я думаю, что это будет большое, большое изменение, которое мы увидим в этом столетии. Поэтому я призываю всех вас подумать о том, какие чувства вы хотели бы усилить. Я призываю вас стать киборгами. Вы не будете одиноки» [10].

0

Neil Harbisson. Sound Portrait of James Cameron. 2014 / Neil Harbisson. Sound Portrait of Alfonso Cuaron. 2014 / Neil Harbisson. Sound Portrait of Marina Abramovic. 2014

Практики Стеларка и Нила Харбиссона демонстрируют два взаимодополняющих направления технологизации тела в современном искусстве. Стеларк рассматривает тело как экспериментальную площадку, гибрид плоти, металла и кода, который можно расширять, модифицировать и подключать к внешним системам. Харбиссон работает с телом как с носителем новых сенсорных функций. Его антенна — не протез, а орган, который расширяет диапазон восприятия и делает технологию частью нейронной чувствительности.

Вместе их практики очерчивают спектр современных представлений о теле как о технологическом объекте, от физического вмешательства и механического расширения функций до создания новых органов и чувств.

Глава II. Тело как художественный материал

post

ORLAN (born in 1947)

ORLAN — французская художница, чья практика радикально переосмысливает тело как художественный материал и поле для политического высказывания. Используя скульптуру, фотографию, видео, дополненную реальность, искусственный интеллект, робототехнику и медицинские технологии, она анализирует современное социальное положение, а также критикует нормы красоты, идентичности и телесности.

Еще в 1960–1970-е годы ORLAN бросала вызов религиозным, социальным и политическим нормам. В 1976 году она появилась в платье с напечатанным изображением собственной обнаженной фигуры, а в 1977 году сидела за машиной-автоматом, превращающей фотографию ее обнаженного торса в игровой автомат, выдававший поцелуи за монеты.

Original size 5262x2672

ORLAN. Omniprésence Smile of pleasure, 7th Surgery-performance. 1993

Эти ранние действия заложили фундамент ее более поздних перформансов, в которых тело становится не объектом взгляда, а активным инструментом критики.

Original size 1920x975

ORLAN. Omniprésence Smile of pleasure, 7th Surgery-performance. 1993

В начале 1990-х годов художница начала свой наиболее известный проект — «The Reincarnation of Sainte-ORLAN», состоящий из серии пластических операций, превращенных в перформансы. В течение девяти хирургических вмешательств она изменила лицо, включая имплантацию знаменитых бугорков на лбу, выполненных с помощью стандартных имплантов для увеличения скул. Все операции транслировались и были срежиссированы художницей: она контролировала композицию, музыку, чтение текстов и визуальную документацию.

Ключевой концепцией проекта стала деконструкция канонов женской красоты. Обладая глубокими знаниями по истории искусств, ORLAN предлагала хирургам ориентироваться на компьютерные изображения идеализированных женских образов: нос они заимствовали от Дианы де Пуатье, лоб — от Моны Лизы, подбородок был взят у Венеры с картины Боттичелли и т. д. [29]

Original size 1920x975

ORLAN. Peking Opera Facial Designs No. 1. 2014 / ORLAN. Peking Opera Facial Designs No. 10. 2014

Художница сознательно отказалась от стремления «улучшить» себя — ее цель состояла в подрыве стереотипов и разоблачении механизмов, формирующих женскую идентичность в западной культуре.

ORLAN использует медицинские технологии как художественные инструменты, а сами операции превращает в медиасобытие. Каждый перформанс был не только визуальным, но и концептуальным актом, в котором художница подвергала сомнению культурные ожидания, биологические ограничения и политические структуры.

0

ORLAN. Artists and Robots. 2018

С годами ее работа не утратила радикальности. В 2018 году ORLAN создала гуманоидного робота, оснащенного коллективным и социальным искусственным интеллектом и говорящего ее собственным голосом. Робот представлен как продолжение тела художницы, как новый носитель ее образа, текста и движения.

В своих проектах ORLAN использует медиа как основной способ выражения, интегрируя тело, технологию и визуальные инструменты. Ее практика демонстрирует, что тело в современном искусстве может быть одновременно материалом, концептом и критическим высказыванием, в котором нормализованное представление о красоте и идентичности подвергается радикальному пересмотру.

Глава III. Виртуальное тело

post

Lu Yang (born in 1984)

Лу Ян — китайская художница, чья практика формируется на пересечении буддийской философии, биологии, аниме-культуры, робототехники и гендерной теории. Воспитанная в буддийской семье, она воспринимает духовность как ключевой компонент своего искусства, что определяет ее интерес к вопросам жизни, смерти, сознания и реинкарнации. На ее визуальный стиль также повлияли зарубежная музыка и японская поп-культура, особенно эстетика аниме и видеоигр.

Работы Лу Ян соединяют научно-технический подход с традиционными восточными представлениями о мире. Художница использует 3D-анимацию, видеоигровые инсталляции, голограммы, VR, графику и цифровые среды, создавая миры, в которых человеческое тело, цифровая телесность и духовные сущности существуют на равных. Она рассматривает интернет и виртуальные пространства как площадки для формирования идентичности, частично освобожденной от биологических и социальных ограничений — пола, национальности, физической формы.

Original size 1920x975

Lu Yang. LuYang Delusional World x LuYang Delusional Hell. 2021

Центральной фигурой многих проектов Лу Ян является ее небинарный цифровой аватар DOKU (Dokusho Dokushi), над созданием которого художница работала почти пять лет.

0

Lu Yang. DOKU the Self. 2022

В проектах Delusional Mandala (2015), Delusional Crime and Punishment (2016) и Delusional World (2020) художница использует 3D-сканы собственного тела, воспроизводя процессы рождения, жизни и смерти своего виртуального «я». DOKU — это тело, освобожденное от материальных ограничений времени, пространства и пола, приближающееся к идее цифрового бессмертия.

Художница исследует виртуальность как пространство свободы, где возможно множественное «я» и гибридные формы существования. В ее проектах разрушены бинарные оппозиции — мужское/женское, цифровое/физическое, естественное/искусственное. Тело предстает как конструкт, который можно разделять, умножать, модифицировать или полностью заменить цифровой оболочкой.

Original size 1920x975

Lu Yang. Doku: Digital Reincarnation. 2023

Для Лу Ян виртуальный мир — не бегство, а территория, где возможно расширение человеческого опыта и преодоление ограничений физической оболочки. Художница не противопоставляет человека и технологию, считая их элементами единой системы.

Виртуальные миры, которые создает Лу Ян, открывают широкие возможности: преодоление материальности, множественность форм и освобождение от фиксированной идентичности. DOKU и другие ее персонажи демонстрируют потенциал цифровой телесности — не просто как имитации, но как самостоятельного способа существования, который может дополнить или даже заменить физическую реальность.

0

Lu Yang. DOKU — Facial Capture. 2020

post

Hito Steyerl (born in 1966)

Хито Штейерль — немецкая художница, режиссер и теоретик, чья практика находится на пересечении искусства, политики, цифровых технологий и философии. Ее работы исследуют способы функционирования изображений в эпоху интернета, роль медиа в глобализированном обществе, механизмы наблюдения, а также социальные и экономические последствия цифровой трансформации.

Она сочетает документальное кино, спекулятивную фантастику, элементы сатиры и визуальные метафоры, создавая сложные мультимедийные инсталляции, в которых реальность скрывается за множеством слоев изображений. Ее практика поднимает вопросы милитаризации, миграции, распространения информации и финансового неравенства, формируя критический взгляд на современный цифровой капитализм.

Original size 5262x2672

Hito Steyerl. This is the future. 2019

Одним из ключевых произведений Штейерль стало видео «How not to Be Seen: a Fucking Didactic Educational .MOV File» (2013). В форме сатирического учебного фильма художница предлагает пять уроков по искусству невидимости в условиях тотального цифрового наблюдения: от маскировки лица зеленым хромакеем до попытки «стать меньше пикселя» или «исчезнуть, став врагом государства». Она показывает абсурдность этих стратегий и одновременно вскрывает механизмы, формирующие режимы видимости в эпоху гипернаблюдения.

0

Hito Steyerl. How Not to Be Seen: A Fucking Didactic Educational .MOV File. 2013

Сюжеты с фигурами, одетыми в черное и движущимися как пиксели, а также использование аэрофотосъемки демонстрируют, как тело превращается в изображение или теряется среди потока визуальных данных.

Original size 1920x975

Hito Steyerl. November. 2004

Ранний фильм Штейерль «November» (2004) сочетает документальные кадры и фрагменты подросткового боевика, снятого вместе с подругой художницы, Андреа Вольф. Вольф впоследствии участвовала в подпольной деятельности в Курдской рабочей партии и была убита в 1998 году. Фильм исследует память, насилие и образ мученицы, показывая, как человек превращается в политический символ и медийный образ. Как и во многих ее работах, повествование лишено линейности и отражает разочарование борьбой, не приводящей к справедливости. В поздних проектах Штейерль обращается к критике технологий и цифровой экономики.

Original size 5262x2672

Hito Steyerl. November. 2004

Она исследует индустрию искусственного интеллекта, экологический ущерб, наносимый планете, трудовую эксплуатацию и огромные энергетические затраты на майнинг криптовалют. Художница замечает, что криптотехнологии становятся новым способом финансовизации общества, влекущим не только экономические, но и политические последствия, включая сбор персональных данных и усиление корпоративного контроля. Она прогнозирует появление новых способов манипулирования обществом, с помощью которых технологии станут инструментами подчинения.

0

Hito Steyerl. SocialSim. 2020

В мультимедийной инсталляции «SocialSim» (2020), созданной на фоне пандемии COVID-19, художница погружает зрителей в VR-пространство, где данные о социальном поведении, суицидах, энергетике и протестах визуализируются в виде танцующих фигур полицейских и военных. В этой инсталляции виртуальность становится не развлечением, а аналитическим инструментом, показывающим беспорядочность, кризисы и уязвимость современного общества.

Ее творчество показывает, что в цифровую эпоху тело превращается в поток данных, в объект наблюдения и контроля, а чувство присутствия все больше определяется не физическим пространством, а сетевыми системами. Юмор и ирония позволяют ей сделать критическое высказывание более доступным, но за этим всегда стоит серьезный анализ политических и социальных проблем.

Original size 1920x975

Hito Steyerl
. This is the Future. 2019

Практики Лу Ян и Хито Штейерль демонстрируют два разных подхода к пониманию виртуального тела и цифровой реальности, но вместе они формируют целостное представление о том, как технологии трансформируют восприятие телесности в XXI веке.

Вместе эти художницы демонстрируют, что виртуальное тело в медиа-арте — это не просто цифровая репрезентация, а сложный конструкт, который может быть одновременно пространством свободы и источником уязвимости.

Заключение

Проведенное исследование подтверждает гипотезу: технологии не отменяют человеческое тело, а радикально переопределяют его формы и функции. В медиа-арте тело перестает быть единой биологической сущностью и превращается в динамичную гибридную конструкцию.

Original size 5262x2672

Lu Yang. DOKU — Heaven — Bardo #1. 2022

«Новая плоть» — это не метафора исчезновения телесности, а ревизия ее границ. Это тело, существующее в нескольких измерениях сразу: биологическом, техническом и цифровом.

Original size 1920x975

Stelarc. Walking Head. 2006 / Stelarc. Propel: Body on Robot Arm. 2016

Именно эта многослойность определяет современное понимание человеческого и задает новые модели идентичности, чувствительности и присутствия в мире. И именно здесь возникает новая форма телесности — сложная, нестабильная, изменчивая, но при этом продуктивная для исследований.

Bibliography
Show
1.

Anime, Animation, Avatare: Lu Yang ist «Artist of the Year» 2022 // Deutsche Bank Art. — URL: https://art.db.com/artmag/lu-yang-is-the-artist-of-the-year-2022?language_id=3#1l-20921877-01d4-4d03-911f-d3d7f9e366ca-4 (дата обращения: 09.11.2025)

2.

Borghetti M., Bove A. «Digital bodies: Exploring the human future between art and technology -A world without human creativity?» // New Techno-Humanities. Volume 4, Issue 1. 2024. pp. 49-53. — URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2664329424000190 (дата обращения: 30.10.2025)

3.

Cascone S. Provocateur Orlan Reflects on How She Went From Being Reviled for Her Body Art to Claiming Her Place in the Art World // Artnet. 13.09.2019 — URL: https://news.artnet.com/art-world/orlan-interview-1650289 (дата обращения: 25.10.2025)

4.

Criado L. NEIL HARBISSON, on viewing colour through a spectrum of sound waves // Clot Magazine. 12.01.2017 — URL: https://clotmag.com/body-sculptures/neil-harbisson-on-viewing-colour-through-a-spectrum-of-sound-waves (дата обращения: 12.11.2025)

5.

Cybernetics in Art and the Myth of the Cyborg Artist // Tom Tenney. — URL: https://www.tomtenney.com/2010/12/29/cybernetics-in-art-and-the-myth-of-the-cyborg-artist/ (дата обращения: 17.11.2025)

6.

Cyborg Artist // Premium Speakers. — URL: https://premium-speakers.com/referent-moderator/neil-harbisson/ (дата обращения: 01.11.2025)

7.

Donnarumma M. Interview with Stelarc // eContact! — URL: https://econtact.ca/14_2/donnarumma_stelarc.html (дата обращения: 03.11.2025)

8.

Ernoult N. ORLAN, BETWEEN ARTIST AND ROBOT // AWARE. 24.03.2018 — URL: https://awarewomenartists.com/en/magazine/orlan-entre-artiste-robot/ (дата обращения: 09.11.2025)

9.

Haeckel J. J. The real and the virtual blend in Hito Steyerl’s latest exhibition // British Journal of Photography. 01.07.2021 — URL: https://www.1854.photography/2021/07/the-real-and-the-virtual-hito-steyerl-navigates-the-increasing-indistinction-between-the-two-in-her-latest-exhibition/ (дата обращения: 23.10.2025)

10.

Harbisson N. I listen to color // TED. 07.2012 — URL: https://www.ted.com/talks/neil_harbisson_i_listen_to_color?subtitle=en (дата обращения: 15.10.2024)

11.

Hito Steyerl // MoMA. — URL: https://www.moma.org/artists/43752-hito-steyerl (дата обращения: 30.10.2025)

12.

Jones A. Batchen G., Gonzales-Day K. et al. The Body and Technology // Art Journal. Volume 60, Issue 1. 2001. pp. 20-39. — URL: https://monoskop.org/images/d/d2/Jones_Batchen_et_al_2001_The_Body_and_Technology.pdf (дата обращения: 19.10.2025)

13.

Kulkarni M. Posthuman Body and Visuality: Local and Virtual Interface in New Media Art // The Chitrolekha Journal on Art and Design. 02.11.2012 — URL: https://chitrolekha.com/v6n209/ (дата обращения: 15.11.2025)

14.

Lawler-Dormer S. Redefining The Human Body As «Meat, Metal and Code»: An Interview with Stelarc // Sleek Magazine. 17.01.2018 — URL: https://www.sleek-mag.com/article/stelarc-interview-posthumanism/ (дата обращения: 05.11.2025)

15.

Leddy S. At 70, Body Modification Artist ORLAN Is Still Reinventing Herself // Artsy. 07.08.2017 — URL: https://www.artsy.net/article/artsy-editorial-70-body-modification-artist-orlan-reinventing (дата обращения: 12.11.2025)

16.

Lu Yang // Asia Society. — URL: https://asiasociety.org/triennial/artist/lu-yang (дата обращения: 19.10.2025)

17.

Lu Yang // Sedition Art. — URL: https://www.seditionart.com/lu-yang (дата обращения: 03.11.2025)

18.

Lu Yang // SOCIÉTÉ. — URL: https://societeberlin.com/artists/lu-yang/ (дата обращения: 25.10.2025)

19.

LuYang // Artsy. — URL: https://www.artsy.net/artist/luyang (дата обращения: 26.10.2025)

20.

McDermott E. I Am a Stream of Consciousness // Flash Art. 13.06.2024 — URL: https://flash---art.com/article/lu-yang/# (дата обращения: 01.11.2025)

21.

Mixed Media // ORLAN OFFICIAL WEBSITE. — URL: https://www.orlan.eu/en/works/mixed-media/ (дата обращения: 09.11.2025)

22.

Neil Harbisson // London Speaker Bureau. — URL: https://www.londonspeakerbureau.de/en/speakers/3743-neil-harbisson (дата обращения: 30.10.2025)

23.

NEIL HARBISSON. THE REALITY OF A CYBORG // Metal Magazine — URL: https://metalmagazine.eu/en/post/neil-harbisson-the-reality-of-a-cyborg (дата обращения: 12.11.2025)

24.

ORLAN // Artnet. — URL: https://www.artnet.com/artists/orlan/ (дата обращения: 01.11.2025)

25.

Pejcha C. For cyborg Neil Harbisson, technology is the medium, not the message // Document Journal. 13.01.2023 — URL: https://www.documentjournal.com/2023/01/neil-harbisson-cyborgs-moon-rebas-pol-lombarte-manuel-de-aguas-transhumanism-transpecies-rights/ (дата обращения: 27.10.2025)

26.

Performance artist Stelarc is reimagining what it means to be human in a tech world // Australian Academy of the Humanities. 01.2025 — URL: https://humanities.org.au/power-of-the-humanities/stelarc-performance-artist-interview/ (дата обращения: 07.11.2025)

27.

Pham L. The Holes in Hito Steyerl’s Political Thinking // Art in America. 04.06.2025 — URL: https://www.artnews.com/art-in-america/aia-reviews/hito-steyerl-medium-hot-images-heat-verso-1234744204/ (дата обращения: 09.11.2025)

28.

Rodríguez Fernández C. Stelarc — Making Art out of the Human Body // Labiotech. 10.11.2018 — URL: https://www.labiotech.eu/trends-news/stelarc-ear-art-human-body/ (дата обращения: 15.10.2025)

29.

Rose B. ORLAN: IS IT ART? ORLAN AND THE TRANSGRESSIVE ACT // Stanford University. — URL: https://web.stanford.edu/class/history34q/readings/Orlan/Orlan2.html (дата обращения: 15.11.2025)

30.

Sedition S. Live Virtual Performance — Delusional World: Lu Yang // Sedition Art. 05.11.2020 — URL: https://www.seditionart.com/magazine/live-virtual-performance-delusional-world-lu-yang (дата обращения: 19.10.2025)

31.

Stelarc // AGSA. — URL: https://www.agsa.sa.gov.au/education/resources-educators/resources-educators-australian-art/stelarc/ (дата обращения: 05.11.2025)

32.

Stelarc // Artspace. — URL: https://www.artspace.org.au/52-actions/52-actions/stelarc (дата обращения: 27.10.2025)

33.

Stelarc // MEDinART. 2013 — URL: https://medinart.eu/works/stelarc/ (дата обращения: 15.11.2025)

34.

Stelarc «Ping Body» // Media Art Net. — URL: http://www.medienkunstnetz.de/works/ping-body/ (дата обращения: 12.11.2025)

35.

THE WORK OF HITO STEYERL // Andrew Kreps Gallery. — URL: https://www.andrewkreps.com/artists/the-work-of-hito-steyerl (дата обращения: 01.11.2025)

36.

Thomas T. Lu Yang’s Digital Realms of Creation // ARTPULSE MAGAZINE. — URL: http://artpulsemagazine.com/lu-yangs-digital-realms-of-creation-2 (дата обращения: 07.11.2025)

Image sources
Show
1.2.3.

http://luyang.asia/2023/05/20/doku-facial-capture/ (дата обращения: 09.11.2025)

4.

http://luyang.asia/2023/05/20/doku-the-self/ (дата обращения: 12.11.2025)

5.6.7.

https://asiasociety.org/triennial/artist/lu-yang (дата обращения: 26.10.2025)

8.

https://awarewomenartists.com/en/artiste/orlan/ (дата обращения: 25.10.2025)

9.10.11.12.

https://econtact.ca/14_2/donnarumma_stelarc.html (дата обращения: 03.11.2025)

13.14.15.16.17.

https://recomm.eu/speaker/neil-harbisson/ (дата обращения: 15.10.2025)

18.

https://societeberlin.com/artists/lu-yang/ (дата обращения: 30.10.2025)

19.20.21.22.23.24.

https://www.cyborgarts.com/neil-harbisson (дата обращения: 19.10.2025)

25.26.27.28.29.

https://www.estherschipper.com/artists/102-hito-steyerl/ (дата обращения: 05.11.2025)

30.

https://www.jkip.kit.edu/botzell/2145.php (дата обращения: 15.10.2025)

31.32.33.34.

https://www.orlan.eu/en/ (дата обращения: 07.11.2025)

35.

https://www.orlan.eu/en/works/mixed-media/ (дата обращения: 12.11.2025)

36.37.38.

http://stelarc.org/_activity-20353.php (дата обращения: 12.11.2025)

39.

https://www.fotomuseum.ch/de/situations-post/omnipresence/ (дата обращения: 17.11.2025)

40.41.
«Новая плоть»: тело и технология в медиа-арте
1
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more