
Рубрикатор
Концепция Часть I. Неоинфантилизм — миф или выдумка? Часть II. Реальность мифа: мейнстрим и институционализация Часть III. Грани мифов, границы фантазии и конец вечного детства Заключение
Библиография Источники изображений
Концепция
В 2020 году был предложен термин «неоинфантилизм» Петром Белым, художником и одним из кураторов одноимённой трехчастной выставки, вызвавшей большую волну критики и негодований. Феномен описывал искусство молодого поколения авторов, работающих с традиционными медиа, художественные искания которых, отсылающие к детской непосредственности, сосредоточены на собственном внутреннем мире, к чему также добавляется тяготение к аполитичности в условиях некой «тепличности» арт-сцены на фоне судьб старшего и среднего поколения художников.
Выставка «Неоинфантилизм» в «ДК Громов», 2020. Вид экспозиции
Для начала в визуальном исследовании предлагается обратиться к источнику феномена, проекту, реализованному в арт-пространствах Name Gallery, «Люда» и «ДК Громов» в Санкт-Петербурге. Настолько предполагаемые непосредственность, спонтанность и аполитичность, — черты не просто отобранной группы молодых художников, а свойства поколения? Особенно важно, что выставка под кураторством Александра Дашевского в «ДК Громов» предлагает художником пространство для рассуждения над проблемой существования нового «изма», а также выплеска негодований и предложения альтернатив.
Более того, дискуссия о мифологии «неоинфантилизма» вместе со своим появлением сразу перешла в плоскость размышлений об особенностях поколения зумеров, росших вместе с цифровой эпохой и часто обвиняемых в «инфантилизме», «незрелости» и зацикленности на своих внутренних переживаниях в условиях дестабилизированного мира.
Анна Афонина. Без названия, 2020. Аукцион: 20 + 20. Холст, масло, без рамы. 151×122,5 см
Несмотря на изначальное неприятие термина, спустя чуть меньше, чем пять лет, можно предположить, что неоинфантилизм не только не исчез, но и активно распространился по нескольким векторам. Поиск причин адаптации феномена в современном российском искусстве наталкивает на изучение процессов санкционирования неоинфантилизма арт-институциями, поэтому в визуальном исследовании акцентируется внимание на стендах ярмарки современного искусства Cosmoscow и ее официального спутника, «молодой версии», Blazar, представляющей особый интерес в рамках исследования.
В задачи работы входит исследование процесса становления феномена частью мейнстрима, а также попытка определения формы его сегодняшней оптики, возможных границ и ключевых подходов. Наивное, ностальгическое, поколенческое, уязвлённое и травмированное — это всё про неоинфантилизм? Могут ли академизм и фотореализм быть «неоинфантильными»? Как обращение к теме детства и взросления соотносится с изучаемым феноменом? Можно рассмотреть через оптику неоинфантилизма явления регионального искусства, или термин ограничивается пространством двух столиц?
Глава 1. Неоинфантилизм — миф или выдумка?
Как было указано ранее, термин «неоинфантилизм» был создан Петром Белым, одним из кураторов одноимённой трехчастной выставки, проходившей в арт-пространствах Name Gallery, «Люда» и «ДК Громов» в Санкт-Петербурге в 2020 году. Проект вызвал волну критики, связанной, прежде всего, с безосновательностью устаревшей попытки создать в современном искусстве новый «изм», имеющий, при этом, несколько негативную коннотацию относительно молодого поколения.
Выставка «Неоинфантилизм» в галерее «Люда», 2020
«Идея искусства общества после правды, искусства, которое знает всё, и одновременно обладает чертами открытости и эмоциональности, повышенной уязвимости, почти тепличности — возможно эти объединяющие черты и есть НЕОИНФАНТИЛИЗМ», — Петр Белый. [1]
Репортаж канала «Санкт-Петербург». Открытие выставки «Неоинфантилизм». Культурная эволюция, 8 марта 2020
Евгений Музалевский. Без названия, 2019. Холст, масло. 152×150 см. Аукцион: ВСЁ ПО 100
Тем не менее «неоинфантилизм» изначально позиционировался как термин-дискуссия и несколько эпатажная, вызывающая условность. В некоторой степени местом выплеска негодований художников, не желающих быть «похороненными в один термин», стало пространство «ДК Громов», где вместе с живописью были представлены фрагменты переписок между авторами и куратором Александром Дашевским, который задавал вопросы вопросы по типу: считаете ли вы свое творчество аполитичным? можно ли применить к вашим работам определения «спонтанность» и «непосредственность»? И здесь же представлены работы ироничного мистификатора Олега Устинова, работающего с модернистской абстракцией на стыке рукотворного и машинного, близкого к пост-интернет эстетике. Здесь же — балансирующие между объектом и живописью историко-политические палимпсесты Егора Федоричева, художника, уже имевшего имя. Оба автора, что примечательно, выпускники мастерской фотографа-концептуалиста Сергея Браткова в Школе Родченко.
Егор Федоричев. Из серии «Свет и стулья», 2018. Холст, баннер, масло, эмаль, спрей. 205×142 см. Выставка «Неоинфантилизм» в «ДК Громов», 2020
Как отмечал Павел Герасименко, «…неудача теоретической подоплёки сыграла на пользу всем экспозициям: получился мощный показ искусства из двух столиц, какого как раз не хватало в Петербурге, — модного, яркого, экстравертного, но далеко не простого». «Петербургская» же часть проекта была представлена молодыми художниками, как по фатуму мифологического героя, травмированных академией, а также более известными авторами, как например, Леонид Цхэ, работавший с базой «Север-7». Кроме того, интересную игру с мифологией города задумал художник, выставлявшийся под псевдонимом «самуилл маршак». Такой живой культурный срез, полный парадоксов и противоречий, стал заряженной энергией, не потерявшей своей силы спустя время.


самуилл маршак. Филантроп, 2019. Холст, масло. 120×120 см. VLADEY 2022 Егор Федоричев. Белая лошадь из серии «Игрища», 2019. Холст, масло, смешанная техника. 90×65 см. ВСЁ ПО 100 В КУБЕ
Глава 2. Реальность мифа: мейнстрим и институционализация
В 2020 году Анна Толстова в репортаже для «Коммерсанта» на выставку «Неоинфантилизм» заявила, что этому явлению институциональная система не благоволит, лишь изредка позволяя себе «поиграть» в него: «Ни глобальная, опутавшая глобус сетью прогрессивных биеннале, центров, школ и резиденций, которые предпочтут художника, танцующего в русле деколониальных практик <…> Ни локальные, будь то проржавевшие советские механизмы союзов, академий и академических институтов или высокотехнологичные частно-государственные креативные аппараты по производству эффектных блокбастеров» [].
В том же 2020 году впервые как спецпроект VII Московской международной биеннале молодого искусства, прошел Blazar, спутник ярмарки современного искусства Сosmoscow. В Музее Москвы, кстати, была показана «Комната Ипатьева» Егора Федоричева, которую мы видели ранее на выставке «Неоинфантилизм».
Blazar. Спецпроект VII международной биеннале молодого искусства. 9–13 сентября 2020. Музей Москвы
Проект, дающий пространство для независимых художников и молодых галерей, в некотором смысле стал местом «легализации», закрепления и расширения направлений искусства неоинфантилизма. Так, это локально реализовывала fābula gallery, стремящаяся соединить в одном пространстве современное искусство и коллекционный дизайн. Поддерживая непосредственность в эпоху постправды, стремление к процессуальному и ручному (уже в контексте дизайна) и погруженность во особый внутренний мир, галерея при этом экспериментирует с диапазоном используемых медиа, более активно продвигая пост-интернет эстетику.
fābula gallery. Freaking Fabulous. Ярмарка молодого искусства Blazar, 13 — 18 Сен 2022. Кураторы: Сергей Братков, Александр Кутовой
fābula gallery. Москва 874. 9-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, 9 — 12 Сен 2021. Кураторы: Алина Чичикова, Елена Фадеева
На 9-й Cosmoscow в 2021 году fābula gallery представила стенд «Москва 874», приуроченный к дню города. В этом ключе живопись Анны Таганзевой-Кобзевой стала воплощением столицы в эстетике средневековья, навеянной оккультными практиками и руническим письмом, переплетающие в себе восточные и западные традиции. Так образ Москвы переместился в мир мистических ощущений из ярких пятен и трайблов.
Анна Таганцева-Кобзева. Выставка «Поле Цветов». 16 — 25 апреля 2021. Кураторы: Елена Фадеева, Алина Чичикова. fābula gallery.


Стенд MYTH Gallery. Blazar. 2021. Живописные работы Анны Афониной из серии «game» и «я тебя где-то видел» (2021). Графика и керамические объекты Soldat der Schönheit (Сергея Савельева). Музей Москвы
Первой «победой неоинфантилизма» кажется стенд галереи Sistemа на Cosmoscow в 2023 году. Пространство поделено на две части: на одной представлена новая серия живописи и графики Алины Кугуш из проекта «Атлас Чрезвычайных Ситуаций (АЧС)». Это нежные мистические миры, наполненные картографическими фантазиями и мутациями воспоминаний. Интересно, как художница превращает в иллюзию и сами медиа. Материалы притворяются друг другом, где масляная живопись подражает акварельной технике, привычная камерность которой нарушена размером живописного холста.
Стенд галереи Sistemа. 11-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Алина Кугуш, самуилл маршак, Миша Most, Саша Пучкова. Центральный выставочный комплекс «Экспоцентр»


Алина Куйгуш. Дева к югу от небесного экватора. Бумага, акварель. 136 см ×100 см. 2023 Алина Куйгуш. От 0°50′ до 6° ниже горизонта (Сумерки). Холст, масло. 100 см × 150 см. 2023
Другая часть стенда отведена серии живописи и объектам самуиила маршака из персональной выставке художника «ТА-ТА-ТА» в галерее Sistemа в 2023 году. Автор, носящий имя знаменитого детского писателя, создает свои картины, будто исходя из первых впечатлений о мире: через призму детского создания реальность превращается в набор равнозначных объектов, не имеющих четких, осмысленных значений.
«Попытка обретения невинности и непосредственности, дающих возможность осознания неважности происходящего — главная тема моих работ», — самуилл маршак
самуилл маршак. ТА-ТА-ТА. 27 апреля — 9 июля 2023. Куратор Надя Октябрь. SISTEMA Gallery, Москва.
Провокационный эксперимент на грани искусства и моды из мира соцсетей, как с ранних стендов fābula gallery; игра с медиа, работа с детским восприятием и свойствами памяти, показанные в работах самуиила маршака и Алины Кугуш, — все это заполонило Blazar 2025, став основным трендом ярмарки. Создается впечатление, что наступил момент, когда можно начать размышление об оптике «искусства зумеров».
Экспозиция ярмарки молодого искусства Blazar 2025.
Художественный метод Кати Борщ как «акт наблюдения за движением души сквозь чувства и тишину, фиксирование ее силы и уязвимости, стремление к принятию своей глубины», — наиболее точно описывает работы не только самой Кати, но и общее настроение ярмарки. Все вокруг погружено внутрь себя. Хрупкое, ранимое, травмированное. Иногда постиронично-ребяческое. Ностальгическое. Как аппликация из цветной бумаги Жени Коро, стремящаяся вернутся к наивному, простому «доинтернетному» миру детства.
Женя Коро. oO♢Oo. 2025. Бумага, акрил, маркер, фрагмент офсетной печати, смешанная техника, коллаж. 11×11 см. 8,000 р.
Выделяется и тенденция к изобретению новых художественных техник, подходов к материалу как стремление к изобретательству, забытое в детстве. Переживание адаптации в продавленных на алюминиевой фольге бабочках Веры Ширдиной. Серия Маши Васильевой с названием в виде смайлика цветка, где изображение закладывается в процессе создания бумаги. На ярмарке молодого искусства, где висит картина с заклеенным словом, цветы растут бутонами внутрь: цветы то ли заключенного в себе выдуманного мира, то ли беспокойного сна после тревожной сказки.


Маша Васильева. тюльпан (проснулся). 2025. Бумага. 21×17 см. 25,000 р. радиорыб. Слепой дождь. Росток. 2024. Органза, шерсть. 6.2×3.4×2.1. 6,500 р.
Глава 3. Грани мифов, границы фантазии и конец вечного детства
Как мы видим, на современной российской арт-сцене заметен некий сдвиг, выход в мейнстрим наивного искусства, подкрепленный институциональной парадигмой. В этом ключе интересна выставка «Сказка. Сон» Грехта, анонимного художника, резидента Jessica Gallery и участника арт-группы «Цветы Джонджоли», нового проекта художников «Север-7». Через тотальную инсталляцию автор создает собственный мифологический мир из больших сюрреалистичных полотен под ар-брют и деревянных скульптур, тотемов-игрушек различного масштаба. В высказывании Грехта как внезапный третий смысл чувствуется доля иронии и абсурда, исходящие от сказочных детских построек.


Грехт. Сказка. Сон. 1 февраля — 2 марта 2025. Limonov Art Foundation, Санкт-Петербург
«Сказка. Сон» Грехта в Limonov Art Foundation. 1 февраля — 2 марта 2025
Недосказанность, спутанность смыслов при конструировании собственного мира в рамках традиционных медиа видится и в «Бунте вещей» Алины Кугущ. В основе выставки находятся две фотографические практики (почти что вынесенные за пределы экспозиции), «переплавленные» в живописные изображения. Но в чем их общность? Имеют ли эти символико-пластические трансформации конечную цель? Зрителя оставляют вне игры.
Алина Кугущ. Изнанка монумента, 2025. Инсталляция из 7 холстов. От 20×16 см до 30×35 см Выставка «Бунт вещей» в Пространстве А. 6 февраля — 1 марта 2025
Живопись «Бунта вещей» можно сравнить с работами Галины Фадеевой на выставке «Грезы о подземном небе», кажущейся несколько более уверенной, открытой. Здесь мы также видим сотворение «внутреннего» фантазийного мира художником, вдохновленным феноменами условно «внешнего» мира (реальные предметы или культурные артефакты). Близорукая иллюстрация к сказке о кротах вне времени полна как мягкости и доверчивости, так и смутной тревоги.
Галина Фадеева. Башмачок потерял. 2024. Грезы о подземном небе. 10 июля — 13 августа 2025. школа masters, Москва
Иной ракурс «неоинфантилизма» мы видим на выставке «Просыпайся! Ты вырос» в Abramova gallery, где взросление рассматривается как процесс поиска безопасного места в новой реальности. На контрасте с ранее рассмотренными выставками, на первый взгляд кажется, что «Просыпайся! Ты вырос» говорит о привычных темах — детство, семья, воспоминания, — не принимая активного участия в разработке образной системы актуального искусства. В проекте, задействующем девять художников, мы видим широкий диапазон методов: пастельная экспрессия Нины Поляковой, фотореализм Анастасии Криулиной в духе Евгения Гороховского, нежно-ироничный наив Каролины Росляк, реалистическая тщательность Леры Лыба, сцены-скульптуры Веры Латышевой, запечатывающие воспоминания. Что из этого больше всего коррелирует с тенденциями неоинфантилизма? Является ли обращение к примитиву однозначным элементом ценностей неоинфантилизма?
Выставка «Просыпайся! Ты вырос». Abramova gallery 28 марта — 24 мая 2025 Санкт-Петербург,
Диптих Нины Поляковой. «Папин лес, мамин сад», 2024
«Меня интересует самопознание, споры о пользе красоты, вымышленные (или нет) персонажи и личные мифологии. В своих работах я касаюсь темы выхода из собственных рамок ради трансформации. Ирония бытия, высмеивание перфекционизма, доходящего до крайности, осознание изобилия как нечто не столь важного в нашей жизни выражается мной примитивным стилем, усиливая постиронию», — Каролина Росляк []
Каролины Росляк. Трон уязвимости. Холст, масло. 40×40 см. 2024
Первое впечатление от выставки сменяется другим ощущением: через проживание внутренней мифологии художники снова выходят в реальный мир. Разнообразная художественная практика «Просыпайся! Ты вырос» демонстрирует попытку через открытый разговор выстроить идентичность, найти опору. В этом случае неоинфантилизм становится новой оптикой, рабочим инструментарием современного автора.
Это особое нарративное поле, новая система перцепции мира, при которой работа над определёнными темами, представляющими социальную значимость, уже не так необходима для легитимации художника как полноправного актора арт-сцены.
Все ранее рассмотренные выставки проходили в Москве или Санкт-Петербурге. Даже само появление термина «неоинфантилизм» было основано на выборке работ художников из двух столиц. Однако также можно предложить рассуждение в сторону региональных проявлений феномена.
Так, 1–28 июня в челябинской галерее Larisa Depershmidt проходила выставка «(Не)детский мир», в которой приняли участие более 70 авторов со всей России. Экспозиция исследует семейные мифы, редактирование прошлого и «застревание» в травме. В поп-артовской манере художники говорят об инфантильности как тренде, а непосредственность смешивается с игрой в концептуализм.
Также в Larisa Depershmidt gallery продолжает работу выставка «Качели-карусели», исследующая противоречивость материнского опыта. Художницы Анна Аксенова, Анастасия Рыжун, Серафима Мусикаева-Сницаренко и Лариса Депершмидт через живопись, коллаж и инсталляцию говорят о поиске баланса и опор, родительской усталости и потере себя. Здесь феномен детства впервые относится не к прошлому художника, а к создаваемому им для другого субъекта настоящего. Инфантильность рассматривается и как светлый период ребенка, и как процесс становления родителя, пытающегося не потерять себя.
(Не)детский мир. 1 — 28 июня 2025. Larisa Depershmidt gallery, Челябинск
Качели-карусели. 23 октября — 23 ноября 2025. Larisa Depershmidt gallery, Челябинск
Выводы
Неоднозначный феномен «неоинфантилизма», изначально вызвавший яркую критику, на современной российской арт-сцене в какой-то степени совершил выход в мейнстрим, подкрепленный институциональной парадигмой. Провокативный эксперимент между искусством и модой из мира соцсетей, как с ранних стендов fābula gallery; эксперимент с традиционными медиа и изобретение авторских техник, работа с особенностями детского восприятия и свойствами памяти, показанные, например, в работах самуиила маршака и Алины Кугуш на стенде галери Sistemа на Cosmoscow 2023 года, — все это повсеместно заполонило Blazar этого года.
Как мы видим, предполагаемая оптика неоинфантилизма часто направлена на уход художника в конструирование собственных фантазийных миров, напоминающих сказку, миф, фольклорный сюжет. В этом пространстве автор проводит рефлексию, размышляя о природе чувств, психологических установках и травмах. Детское восприятие становится в руках художника способом освобождения и отрешения, неким отбрасыванием лишних слоев, иерархии и стереотипов. Процессуальность, имеющая отношение к общему тренду на ремесленное, ручное искусство, представляет идею о замедлении времени в эпоху сверхскорости, бешенной погони за успехом. «Зумерская инфантильность», ставшая методом адаптации и формой сопротивления, как новая непосредственность в эпоху постправды дает пространство для непривычно откровенного разговора, местами ироничного или совсем запутанного, нарочно неявного, — но всё же необходимого для взросления.