
Рубрикатор
1. Введение 2. Композиция масштаба 3. Драматургия света 4. Камерность и фокус на эмоции 5. Динамика и хаос 6. Заключение 7. Источники изображений
Введение
Визуальный язык современных нарративных видеоигр формируется не в вакууме, а сознательно и системно опирается на многовековой арсенал композиционных паттернов, выработанных классической европейской живописью — от гармоничных построений Ренессанса до драматического света Барокко и возвышенных пейзажей Романтизма. Эти проверенные временем визуальные коды используются разработчиками не как простое стилистическое заимствование, а скорее как комплексный инструментарий для решения фундаментальных задач интерактивного медиа. Они служат для: - эффективного управления вниманием игрока в нелинейной и часто перегруженной деталями трехмерной среде, направляя его взгляд по заданному нарративному маршруту; - формирования конкретных эмоциональных состояний — от трепета и меланхолии до клаустрофобии и напряжения, — воздействуя на подсознание через универсальные визуальные стимулы; - углубления нарратива и раскрытия характеров, где мизансцена, свет и ракурс становятся не менее красноречивыми, чем вербальный диалог, создавая визуальную психологию персонажей. Таким образом, современный гейм-дизайнер и художник-постановщик выступают в роли прямых наследников старых мастеров, творчески переосмысляя их наследие для работы с самым динамичным и сложным «холстом» — интерактивным пространством, которое не просто созерцают, а действуют.

Silent Hill 2 (2024)
Методологической основой данного визуального исследования выступает сравнительно-визуальный анализ, помещающий в один контекст шедевры живописи и ключевые кадры видеоигр. Центральный вопрос, определяющий его направление, заключается в следующем: являются ли видеоигры закономерным этапом эволюции и интерактивным воплощением принципов классической композиции, где игрок занимает уникальную позицию одновременно зрителя, погруженного в живописное пространство, и активного создателя визуального ряда? Данная постановка проблемы намеренно оспаривает устоявшуюся, но ограниченную аналогии между видеоиграми и кинематографом, предлагая обратиться к более глубокому и фундаментальному пласту — истории изобразительного искусства. Она исходит из гипотезы, что фундаментальные принципы изображения, отточенные живописцами на протяжении столетий, составляют основу того визуального языка, на котором видеоигры говорят с пользователем, вызывая у него ожидаемые эмоции и реакции. Следовательно, работа предлагает междисциплинарный подход, который позволяет вывести анализ видеоигр за рамки киноведения и рассмотреть их как феномен, укорененный в общей истории визуальной культуры. В рамках этого подхода становится очевидным, что интерактивность и художественность не являются взаимоисключающими понятиями, а, напротив, синтезируются через универсальный язык композиции. В результате игрок воспринимается не как пассивный потребитель контента, а как полноценный со-творец и со-участник непрерывно разворачивающегося визуального опыта, чье восприятие тонко направляется с помощью устоявшихся композиционных приемов.
Отчаявшийся мужчина. Гюстав Курбе, 1845 г.
Hellblade II (2019)
Композиция масштаба
God of War: Ragnarök (2022)
Композиционный приёмm Rückenfigur, при котором фигура изображается на фоне пейзажа, используется в видеоиграх для мгновенного создания чувства масштаба, предстоящего пути и экзистенциального одиночества героя, напрямую следуя традициям классической живописи.
Странник над морем тумана. Каспар Давид Фридрих, 1818 год.
Двое мужчин, созерцающих луну. Каспар Давид Фридрих, 1830 г.
Художник отказывается от показа лица, заставляя зрителя занять место персонажа и испытать те же эмоции. Эмоциональный посыл состоит в том, что человек мал и одинок перед лицом необъятной и величественной природы. Использование плановой многослойности придает изображениям глубину.
Мир Кристины. Эндрю Уайет, 1948 г.
Трансляция приема в видеоиграх
Shadow Of the Colossus (2005)
The Witcher 3: Wild Hunt (2015)
Elden RIng (2022)
С помощью данного приема игрок помечает точки интереса и строит маршрут. Композиция провоцирует на исследование.
Red Dead Redemption 2 (2018)
Прием rückenfigur, рожденный в эпоху романтизма для передачи человеческого трепета перед природой, был органично встроен в интерактивную среду видеоигр. Он выполняет те же функции: создает масштаб, вызывает чувство возвышенного и одиночества. Но в играх он обрел новую силу — он не просто предлагает созерцать мир, а активно зовет нас в него, превращая пассивного зрителя в странника.
Драматургия света
Техника кьяроскуро (chiaro е scuro) — резкий контраст света и тени, рожденная в эпоху барокко, — была адаптирована игровым дизайном для решения фундаментальной задачи интерактивного медиа: направлять игрока, создавать психологическое напряжение и визуализировать невидимые силы (угрозу, безумие, сверхъествественное) в трехмерном, неконтролируемом пространстве.
Призвание апостола Матфея. Микеланджело Меризи де Караваджо, 1600 г.
Караваджо и его последователи использовали светотень для психологического и нарративного усиления. Свет был их главным инструментом для рассказа истории внутри одного кадра.
Скорбящая Мария Магдалина. Жорж де Латур, 1640 г.
Свеча как единственный источник света.
Ночной дозор. Рембрандт Харменс ван Рейн, 1642 г.
Использование света для героизации и выделения ключевых фигур из толпы.
The Last Of Us II (2020)
Silent Hill f (2025)
Uncharted 4: A Thief’s End (2016)
Техника кьяроскуро, перенесенная из барочных полотен в интерактивные миры, претерпела фундаментальную трансформацию. Из инструмента управления взглядом она превратилась в инструмент для управления опытом игрока. Свет и тень в видеоиграх — это базовый компонент интерактивного повествования, унаследовавший драматургическую мощь от представителей классического искусства и обретший новую, функциональную силу в руках игрока.
Камерность и фокус на эмоции
В моменты наивысшего эмоционального напряжения современные видеоигры отказываются от эпических пейзажей и динамичных сцен, обращаясь к композиционному приему эмоционального портрета. Унаследованный от голландской живописи Золотого века и итальянского Ренессанса, этот прием позволяет сфокусировать все внимание на лице персонажа, превращая игрока из участника событий в внимательного и эмпатичного зрителя, способного прочитать сложнейшую гамму чувств в малейшей мимической детали.
Мона Лиза (Джоконда). Леонардо да Винчи, 1500-е г.
Девушка с жемчужной серёжкой. Ян Вермеер, 1665.
Взгляд «Девушки с жемчужной сережкой», обращенный прямо на зрителя, создает мгновенную связь. Улыбка Моны Лизы, напротив, ускользает и приглашает к бесконечной интерпретации. В обоих случаях зритель становится соучастником молчаливого диалога.
Автопортрет с двумя кругами. Рембрандт Харменс ван Рейн, 1665.
Все три портрета построены на радикальном упрощении фона. Темный, нейтральный, лишенный деталей задний план не отвлекает от главного — человеческого лица.
Silent Hill 2 (2024)
Heavy Rain (2010)
Beyond: Two Souls (2013)
Портрет, перенесенный в интерактивную среду, совершил удивительную трансформацию. Он позволил видеоиграм говорить на языке тончайших человеческих эмоций. Игрок, проводя с персонажем десятки часов, в такие моменты оказывается с ним лицом к лицу. Камерность и фокус и на эмоции — это мощнейших инструмент для возникновения эмпатии у игрока.
Динамика и хаос
Похищение дочерей Левкиппа. Питер Пауль Рубенс. 1618
Вся композиция построена на пересекающихся диагоналях, что создает ощущение борьбы и непрекращающегося движения.
Обращение Савла. Микеланджело Меризи да Караваджо. 1601
Sekiro: Shadows Die Twice (2019)
Dark Souls III (2016)
Приемы, рожденные для передачи движения и драмы на статичном холсте, находят свое идеальное воплощение в динамичной среде видеоигр.
Заключение
Визуальное исследование наглядно демонстрирует, что современные видеоигры наследуют многовековые традиции изобразительного искусства. Композиционные приемы, отточенные поколениями художников, находят в интерактивной среде новое воплощение, обретая уникальные функциональные измерения. Если классическое искусство предлагало зрителю занять позицию наблюдателя, то видеоигры, в свою очередь, помещают пользователя внутрь художественного пространства, превращая его из созерцателя в соавтора визуального опыта. Данное визуальное исследование открывает перспективы для дальнейшего изучения видеоигр как полноценной художественной формы, способной не только развлекать, но и продолжающей многовековую традицию работы с визуальными образами, композицией и эмоциональным воздействием на зрителя.
https://www.reddit.com/r/silenthill/comments/y8hxnv/inengine_screenshots_of_the_silent_hill_2_remake/#lightbox (дата обращения: 19.11.2025).
https://artchive.ru/artists/120~Gjustav_Kurbe/works/552494~Avtoportret_Otchajavshijsja_muzhchina#show-work://552494 (дата обращения: 19.11.2025).
https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/in-out-hellblade2-review.zxjsf2ayn7q4..jpg?preset=image_1280w (дата обращения: 19.11.2025).
https://www.reddit.com/r/PS4/comments/8hbqpl/god_of_war_screenshot_this_game_was_my_first/#lightbox (дата обращения: 19.11.2025).
https://artchive.ru/caspardavidfriedrich/works/555741~Strannik_nad_morem_tumana (дата обращения: 19.11.2025).
https://artchive.ru/caspardavidfriedrich/works/376518~Dvoe_muzhchin_sozertsajuschikh_lunu#show-work://376518 (дата обращения: 19.11.2025).
https://artchive.ru/andrewwyeth/works/221889~Mir_Kristiny#show-work://221889 (дата обращения: 19.11.2025).
https://i.redd.it/93rtjuqq279a1.png (дата обращения: 19.11.2025).
https://gamingbolt.com/wp-content/uploads/2018/02/Red-Dead-Redemption-2.jpg (дата обращения: 19.11.2025).
https://artchive.ru/caravaggio/works/385203~Prizvanie_apostola_Matfeja (дата обращения: 19.11.2025).
https://artchive.ru/artists/960~Zhorzh_de_Latur/works/273899~Skorbjaschaja_Marija_Magdalina (дата обращения: 19.11.2025).
https://artchive.ru/rembrandt/works/364145~Nochnoj_dozor_ili_Vystuplenie_strelkovoj_roty_kapitana_Fransa_Banninga_Koka_i_lejtenanta_Villema_van_Rejtenbjurga#show-work://364145 (дата обращения: 19.11.2025).
https://isaacyeramkim.artstation.com/projects/aYYbLz (дата обращения: 19.11.2025).
https://static0.srcdn.com/wordpress/wp-content/uploads/2025/03/silent-hill-f--official-reveal-trailer-4k-en_pegi-_-konami-2-7-screenshot.jpg?w=1600&h=900&fit=crop (дата обращения: 19.11.2025).
https://80.lv/articles/learning-lighting-for-video-games (дата обращения: 19.11.2025).
https://artchive.ru/leonardodavinci/works/373404~Mona_Liza_Dzhokonda#show-work://373404 (дата обращения: 19.11.2025).
https://artchive.ru/johannesvermeer/works/11620~Devushka_s_zhemchuzhnoj_serezhkoj#show-work://11620 (дата обращения: 19.11.2025).
https://artchive.ru/rembrandt/works/364176~Avtoportret_s_dvumja_krugami#show-work://364176 (дата обращения: 19.11.2025).
https://www.facebook.com/photo?fbid=9079741558776346&set=pcb.9054145598037898 (дата обращения: 19.11.2025).
https://gamingbolt.com/wp-content/uploads/heavyrain4.jpg (дата обращения: 19.11.2025).
https://geekculture.co/wp-content/uploads/2025/01/beyond-two-souls-adaptation-elliot-page-3.jpg (дата обращения: 19.11.2025).
https://artchive.ru/peterpaulrubens/works/200989~Pokhischenie_docherej_Levkippa#show-work://200989 (дата обращения: 19.11.2025).
https://www.hollywoodreporter.com/wp-content/uploads/2018/08/sekiro-_shadows_die_twice.jpg?w=1296&h=730&crop=1 (дата обращения: 19.11.2025).
https://media.wired.com/photos/592715d6f3e2356fd800b6ab/master/w_1600%2Cc_limit/ds-iii-4.jpg (дата обращения: 19.11.2025).