Original size 561x800

Ангелы высшей триады: библейские тексты и художественные интерпретации

2
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор:

Концепция небесных существ

Офаним: колеса престола

Херувимы и серафимы

Заключение

Концепция

В библейских описаниях ангелы предстают совершенно иным, нежели в привычных классических картинах. Описания серафимов, херувимов и престолов (офанимов) из Исаии, Иезекииля, Откровения и апокрифических Еноховых книг полны деталей, которые лишь немногие художники решаются отразить дословно.

Библия даёт фрагментарные, часто поэтические описания небесных существ (Иез., Ис., Откр.). Чтобы понять, откуда в иллюстративной традиции и в современной мем-культуре взялись столь «нечеловеческие» образы, есть смысл брать в учет ветхозаветные книги Еноха, которые развивают и конкретизируют ангелологию.

Библейское описание херувимов, офанимов и иных небесных сущностей в первой главе Книги пророка Иезекииля представляет уникальную систему видения, выходящую за пределы привычных антропоморфных форм. Пророк фиксирует реальность, где действуют иные правила восприятия: каждый херувим имеет четыре лица, их шесть крыльев и всё тело исполнено очей, а «колёса» под ними офанимы «наполнены очами кругом» (Иез. 1:18). Эти образы принципиально нефигуративны и не могут быть поняты в пределах обычного земного опыта; видение раскрывается не как наблюдение феномена, но как «онтологическое зрение», позволяющее пророку видеть сущность, а не внешность.

mal’ak / angelos — «посланник»: человекоподобные фигуры, появляющиеся людям и действующие в повествовании как вестники. Они лишены крыльев, предстают почти как обычные люди и относятся к низшей сфере небесного порядка.

Херувимы, серафимы, офанимы — существа престола. Они не называются «ангелами» в Писании и не выполняют роль посланников. Их функция — пребывание при Боге, литургия, охранение и исполнение божественной воли.

Именно эти высшие сущности образуют центр исследования: их морфология, будучи нефигуративной, становилась испытанием для художников разных эпох. Средневековые мастера стремились воплотить буквальность видения, подчёркивая множественность глаз и сложную форму. Поздневизантийская традиция использовала символическое упрощение, переводя откровение в иерархическую схему литургического космоса. Новое время привносило мистическую архитектонику, где небесные существа превращались в структурные элементы божественного пространства световые орбиты, огненные круги, концентрические системы движения.

Исследование прослеживает, как художники переосмысляли тексты Иезекииля — от буквальной апокалиптической визуальности до символического синтеза, где форма перестаёт быть физической и становится структурой света, движения и присутствия. Особое внимание уделяется тому, как художественные интерпретации стремились справиться с парадоксом «зрения знающего»: необходимостью показать то, что одновременно находится «спереди и сзади», «внутри и вовне», и не может быть изображено средствами обычной перспективы.

Офаним: колеса престола

Престол — это официальное место царя, откуда он осуществляет своё правосудие (Пс. 9:4). В Откровении престол Бога символизирует Его всемирный суверенитет и абсолютный контроль над реальностью. В иконографии престолы изображаются колесами с глазами, иногда где сам престол трансформируется в композицию из ангелов.

Эти ангельские престолы подчеркивают идею, что божественная власть не статична, а управляется духовными силами, исполняющими волю Бога.

«И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий» (Ис. 6:1; Иез. 1:26; Дан. 7:9).

Трактовка херувимов и офенимов согласно исследованию Рэйчел В. Биллихаймер The Eighth Eye: Prophetic Vision in Blake’s Poetry and Design (Golgonooza, 2019), показывает механизмы пророческого видения и построение образов божественного присутствия у Блейка. Колеса престола не являются статичными объектами, а образуют вращающийся поток -"энергетическую архитектуру», как отмечает Р. В. Биллихаймер. Глаза на окружностях присутствуют не как орнамент, а как «pulsating consciousness» — ритмическая структура, фиксирующая божественное всезнание.

Original size 1109x1502

Уильям Блейк. «Вихрь: Видение херувимов и колёс, усеянных глазами». 1803–1805.

Херувимы (спереди и по сторонам престола) вписаны в этот вихрь как части единой машины световой энергии. Блейк иллюстрирует Иезекииля 1:4-28 буквально херувимы с четырьмя лицами, создаёт образ не существа, а самопорождающегося видения — именно так, по мысли Биллихаймер, он понимает пророческий акт: «Видеть за пределами вихря колёс, в котором человек застрял, и соотносить мельчайшие детали с Божественным Видением вот сила глаза пророка»

«Дух и видение — это не то, что современная философия полагает, не облачный пар и не ничто: они организованы и тщательно артикулированы за пределами всего, что может создать смертная и бренная природа»

- Уильям Блейк, Описательный каталог (1809)

Original size 1552x1866

Уильям Блейк. «Иов исповедует свое высокомерие Богу, Который отвечает из вихря». 1803–1805.

Центральным элементом композиции является вихрь, из которого раздаётся голос Бога, обращающийся к Иову. Вихрь представлен как концентрическая динамическая структура, вокруг которой формируются круговые потоки ангелов. Шесть ангелов изображены в вращательном полёте, символизируя достижение седьмого Глаза в системе Блейка, а восьмой Глаз, едва заметный на внешней границе композиции, указывает на индивидуальное видение Иова и его внутреннюю духовную прозорливость.

Композиция показывает разницу между видимым и онтологическим: друзья Иова падают на землю, не видя божественного видения, в то время как Иов воспринимает его «внутренним взором». Вихрь и круговое движение ангелов создают кинетическую структуру, которая синтезирует духовную и космическую перспективу, объединяя страдание человека с проявлением божественной воли.

Блейк соединяет гравюрно-акварельные линии с контрастом света и тьмы: вихрь передаёт движение и энергию, световые потоки направляют взгляд к центру, а фигура Иова, преклонившего колени с распростёртыми пальцами, подчёркивает момент откровения. В композиции сохраняется символическая система «глаз» как канал восприятия и познания, а динамика ангелов указывает на непрерывное взаимодействие человека с божественным порядком.

Original size 679x290

«Женщина, вращающая круг очей Божьих», иллюстрация к поэме Блейка «Вала или Четыре Зоа»

В поэме Блейка «Вала или Четыре Зоа» изображён Круг Судьбы, напоминающий ураборос, который вращает женская фигура. Образ одновременно напоминает офанима и перекодирует его в космогонический цикл. Блейк интерпретирует колесо как структуру восприятия: «восьмой глаз» дополнительное зрение, соединяющее человека с божественным порядком; контроль колеса женской фигурой символизирует посредничество между божественным и человеческим, в отличие от обычного уробороса.

В системе Блейка семь глаз Бога символизируют ступени духовного зрения, через которые человек постепенно постигает божественный порядок. Наклон фигуры вперёд, чтобы поднять колесо, указывает на конечную судьбу человечества — искупление. ⁶

Original size 985x1215

Гюстав Доре. «Рай, Песнь 31».

Доре воспроизводит тот же мотив, но усиливает архитектурность: круги превращаются в гигантский амфитеатр света. Престолы не изображены колесами, образ трансформируется в динмическую структуру из ангелов.

Глаз заменен сиянием визуальным символом направленного сознания, одновременно фиксирующего и отражающего божественный свет. Каждая функция сохранена: глаз как знак всеведения; колесо — знак божественной воли в движении; крылья — служение и покров.

Original size 1536x1084

Уильям Блейк «Беатриче обращается к Данте с колесницы» 1824 — 1827

Блейк находился под влиянием религиозной и мистической мысли, включая Емануэля Сведенборга, а также революционных идей XVIII века.

Иллюстрация визуализирует финальные сцены «Божественной комедии» Данте, где поэт, пройдя через ад и чистилище, встречается со своей возлюбленной Беатриче. Центральная фигура — Беатриче на колеснице, символизирующая духовное руководство и божественное откровение. Колеса колесницы построены как вихрь, образуя круговую структуру с множеством глаз, что является очередной отсылкой к концепции «семи глаз Бога». Четыре евангелиста представлены в виде животных: Лука — бык, Иоанн — орёл, Матфей человек, напоминающий Христа, размещённые по сторонам колесницы-престола.

Работа стала интеграцией письма и живописи в едином процессе. Относится к романтизму с сильным элементом символизма, что заметно в краске. Цвета, яркие и естественные, продвигают идею о том, что в мире природы есть красота. Колесница-вихрь, глаза, ангельские фигуры и спираль движения олицетворяют духовное восхождение человека, его внутренний поиск истины и обретение индивидуальной эссенции. Центральная фигура Беатриче, как посредник между божественным и человеческим, напоминает мотив посредничества, аналогичный херувимам и офанимам.

Херувимы и серафимы

Учение Псевдо-Дионисия и Василия Великого произвело смешение образов херувимов и серафимов. Херувимы в Иезекииле описаны как существа с несколькими лицами и колесами под ногами, символизирующие всевидение и движение божественной воли. Серафимы же, согласно Исайе 6, — шестикрылые огненные существа, окружающие престол, чьё предназначение — восхваление и служение.

В визуальном искусстве эти различия нередко стираются: в иконографии рождается обобщённый высший дух с 4-6 крыльями и множеством глаз, без чёткой дифференциации между «серафимом» и «херувимом».

Херувимы, Псалтирь Ховарда, Британская библиотека, Лондон.

Готическая буквальность изображает механическую структуру ангела миниатюры максимально приближены к буквальному тексту: шесть крыльев, колесо под ногами, структура «передвижения духа» через вращение. Фигура не антропоморфна полностью: тело вытянуто, крылья образуют симметричную композицию, глазные элементы колеса представлены условно, но фиксируются крупной орнаментальной сеткой.

Этот образ демонстрирует раннесредневековую попытку дать «конструктивную» визуализацию ангельской машины Иезекииля: не психологизм, не символ, а прямое моделирование.

Виктор Васнецов. Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве. 1885–1893.

post

Васнецов соединяет византийскую пластичность и романтический мистицизм: у его существ сохраняется каноническая устойчивость форм, но появляются декоративные интерпретации — «павлиние» узоры вместо глаз, пышные крылья, пламенеющие цветовые решения.

На втором эскизе, хотя фигура подписана как херувим, она лишена многоликости, но имеет шесть крыльев, закрывающих лицо и ноги — характерный признак серафимов.

Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. (Ис. 6:2)

Original size 1500x693

Бог Саваоф. Подготовительная работа для росписи Владимирского собора в Киеве. Плафон главного нефа. Приобретена П. М. Третьяковым у автора в 1893

Саваоф (Бог-Отец) представлен в окружении тех же серафимов, уже в обоих представлениях. Крылатые существа образуют ордена вокруг центральной фигуры. Композиция может быть прочитана как метафора небесного престола: духовная структура, поддерживаемая ангельскими крыльями, облаками полными звезд, что направлены радиально к центру в виде белой птицы с источником света, где офанимы воплощают непрерывное бдительное присутствие и участие в божественном управлении.

Original size 1041x1380

Джеймс Тиссо. «Видение святого Иосифа», 1886–1894.

Тиссо изображает ангела в момент библейского вмешательства. Фигура окружена световым ореолом и воспринимается как неосязаемое проявление света.

Это пример иллюстративного подхода, где ангел выступает как явление света и прорыва в реальную сцену: меньше сложной архитектуры, больше драматического освещения и пластики фигуры; ангел здесь — знак вмешательства, передача божественной воли в истории человека — внезапный прорыв божественного видения, характерный для традиции Иезекииля.

Но когда он помыслил это, се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого (Мф. 1:20)

Original size 2960x4536

Якобелло Альбереньо. Полиптих Апокалипсиса. 1375–1397. Галерея Академии, Венеция.

На центральной панели полиптиха четыре существа — Лев, Бык, Человек и Орёл —расположены вокруг престола с шестью крыльями и глазами, покрывающими всё тело, образуя Херувим-тетраморф. Их композиция позволяет зрительно охватить каждое существо целиком, включая «задние» стороны, что соответствует библейскому описанию Иезекииля (10:12) и отражает «онтологический» взгляд пророка, проникающий в суть вещей.

Подобный «взгляд знающего» можно сопоставить с эффектом обратной перспективы в древних иконах, когда задние углы объектов (трона, стола, здания) развёрнуты к зрителю для обеспечения видимости всех элементов композиции. ⁹

«In the very etymology of the word cherubim … the word cherub (plural cherubim) …»

Original size 2123x908

В Средние века фигуры стали символами четырёх евангелистов, что ранее упоминалось у Блейка. Книги у животных и у Агнца на коленях Бога символизируют откровение и божественное знание. У херувимов книги подчёркивают их роль в раскрытии пророческого текста и исполнении божественного суда, указывая, что они «видят» и «знают» волю Бога. У Агнца книга отражает его власть как исполнителя этой воли: он хранит и исполняет божественный замысел, объединяя знание и суд.

«Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.» — Иезекииль 28:14

Original size 2000x1333

Филиппо Биджоли, «Люцифер во льду» (1860)

Филиппо Биджоли погружает нас в ледяное сердце Дантова ада. Застывший по пояс во льду, Сатана — не огненный властитель проклятия, каким мы его могли бы ожидать, а чудовищный, изуродованный узник собственного мятежа. Центральное лицо выражает беспомощную тоску, два боковых сжимают в зубах тела Брута и Кассия, тогда как главный рот пожирает Иуду.

Анатомия искажена: массивные руки бессильны, под каждой головой — тёмные кожистые крылья, чьё бесконечное хлопанье создаёт ледяную бурю, удерживающую весь круг предателей в вечном холоде. На груди спутанное пятно волос, похожее на мёртвое дерево, подчёркивающее разрушенность его бывшей ангельской природы.

Заключение

Тексты Иезекииля и Исайи задают модель восприятия, в которой небесные существа не обладают стабильной телесностью: они существуют как структуры света, движения и знания. Именно эта особенность определяла стратегии художников, стремящихся передать не внешность, а принцип бытия этих существ.

Художественная традиция выработала несколько параллельных способов визуализации библейского откровения: буквальное моделирование сложной формы, литургическую символизацию, мистическую кинетику. Однако все эти подходы объединяет стремление передать главный парадокс ангельского образа: невозможность увидеть то, что в тексте является не телом, а способом божественного присутствия. Небесные существа предстают не как персонажи, но как структуры света, знания и движения, образующие границу между земным опытом и реальностью открытой лишь пророку.

Между текстом и образом, между видимым и сущностным — раскрывается художественная ценность произведений. Они показывают, что ангельская иерархия в искусстве — не иллюстрация и не догматика, а способ мыслить о видении и его границах, о структуре божественного порядка и о возможностях самого художественного языка.

Bibliography
Show
1.2.

Volli, U. «Cherubim: (Re)presenting Transcendence». Signs and Society, Cambridge University Press, 01 January 2025: https://www.cambridge.org/core/journals/signs-and-society/article/cherubim-representing-transcendence/8D12F23A504B82C14E31C980A301169F

3.

n-dank. Виктор Васнецов, религиозная живопись. Владимирский собор — православный храм в Киеве. Живой журнал: https://n-dank.livejournal.com/322040.html

4.

Завьялова, Н. В. «Ангельские иерархии в апокрифической традиции: образы и функции». // Вопросы религиоведения, 2020.

5.

Jarecka, U. Secular «Angels»: Para-Angelic Imagery in Popular Culture. Institute of Philosophy and Sociology of the Polish Academy of Sciences: https://www.mdpi.com/2077-1444/16/3/396#: ~:text=In%20social%20media%E2%80%94for%20example%2C%20on, throne%2C%20as%20popularly%20depicted%20on

6.

Billigheimer, Rachel V. The Eighth Eye: Prophetic Vision in Blake’s Poetry and Design. The Human Divine, 17 Nov. 2019: https://digitalcommons.colby.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2628&context=cq

7.8.

Прот. Борис Михайлов. «Ангелы: Как изобразить непостижимое?»: https://www.nsad.ru/articles/kak-izobrazit-nepostizhimoe

9.

Подосинов, А. В. Символы четырёх евангелистов. Krotov.info: https://krotov.info/library/16_p/od/podo_03.html?utm_source

10.

Ekzeget.ru. Библия онлайн — Экзегет.ру: https://ekzeget.ru/

Ангелы высшей триады: библейские тексты и художественные интерпретации
2
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more