Original size 1728x2304

Направленность взгляда как акт власти: репрезентация видящего и видимого

PROTECT STATUS: not protected
5
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

Взгляд — направленность глаз на что-либо, взор, составляющая зрения. Взгляд — переносное значение, означающее точку зрения, оценку чего-либо: «научные взгляды», «правильный взгляд на вещи». Взгляд — оптика, позволяющая наделить определенный объект особыми качествами. В данном же визуальном исследовании «взгляд» будет рассматриваться как инструмент власти. Его направленность в искусстве менялась с течением веков и в зависимости от культурно-исторической эпохи.

Направленность взгляда в искусстве, в первую очередь, была связана с тем, что через это самое искусство передавалось зрителю. Если в Средневековье доминировал всевидящий божественный наблюдатель, а человек существовал в позиции наблюдаемого, то в эпоху Возрождения происходит принципиальный сдвиг: именно человеческий глаз становится центром организации мира. Перспектива превращается в средство, которое подтверждает и закрепляет это новое преимущество человеческой точки зрения. Возникает антропоцентризм, на основах которого строятся новые особенности изображения человека, предметов и всего окружающего мира. Теперь мир — это не божественная обитель, в которой человек является лишь смиренным наблюдателем и потребителем. Человек становится созидателем и исследователем, художники и творцы начинают экспериментировать и применять результаты своих обучений в творчестве.

В этом переходе взгляд перестаёт быть пассивным актом и превращается в механизм конструирования мира. Он определяет, что конкретно будет считаться видимым, каким образом это будет представлено и какую форму примет сам человек как субъект восприятия. Репрезентации видящего и видимого, возникшие в эпоху Возрождения, формируют новую модель опыта: мир — это то, что может быть увидено человеческим глазом и упорядочено согласно его логике.

В данном визуальном исследовании рассматриваются Средневековье и Возрождение как огромные эпизоды в развитии мира науки и культуры, которым соответствовали разные принципы устройства мира. Их анализ и сравнение позволяют понять, как и почему менялась оптика направленности взгляда и почему он вообще стал инструментом для осуществления власти. В работе наглядно сравниваются произведения искусств из обеих временных эпох, чтобы тема работы понималась еще яснее. Репрезентация видящего и видимого также рассматривается с философской точки зрения, ведь через них осмысляется само существование человека в этом мире.

Original size 1280x543

Фрагмент одной из художественных картин, изображающих Иисуса Христа

Хоть данное исследование и сосредоточено на Средневековье и Возрождении, сама тема взгляда получила дальнейшее развитие. В Новое время она трансформируется в научный взгляд — наблюдение, классификацию; в XIX–XX веках появляется критика взгляда как акта власти. В цифровую эпоху вопрос о том, кто смотрит и кто становится видимым, снова радикально меняется: алгоритмы, камеры наблюдения, экранные интерфейсы создают новые формы распределения власти. Но корнями всё это уходит в Возрождение, где человеческий взгляд впервые был признан исходной точкой реальности. Именно там зародилась идея, что видеть — значит структурировать, а взгляд — это не просто способ воспринимать, но и способ обладать миром.

Рубрикатор

1. Введение 2. Бог все видит 3. Антропоцентризм и перспектива 4. Взгляд как инструмент власти — галерея 5. Сравнение репрезентаций 6. Заключение 7. Библиография 8. Источники изображений

Original size 1600x434

«Идеальный город», Пьеро делла Франческа (XV век)

Введение

Взгляд — это составляющая видения. Это инструмент познания мира, его анализа и осмысления. От направленности взгляда зависит то, как человек будет соотноситься с окружающей средой. А еще — через него определяется, кто обладает властью видеть, а кто становится видимым.

Original size 1350x960

«Бичевание Христа», Пьеро делла Франческа (XV век)

В разные культурно-исторические эпохи направленность взгляда отражала структуру власти и систему ценностей общества в конкретный момент времени. Если в Средневековье всевидящий Бог занимал позицию главного наблюдателя, а человек существовал лишь как объект его взора, то в эпоху Возрождения происходит фундаментальный сдвиг. В центре мира оказывается человеческий глаз — взгляд художника, учёного, зрителя. Мир перестаёт быть божественной тайной и становится пространством, поддающимся наблюдению, а как следствие и изменениям.

Так взгляд превращается в инструмент власти: тот, кто видит, устанавливает порядок, задаёт границы и конструирует видимую реальность.

Визуальные практики Возрождения — от линейной перспективы до автопортрета — демонстрируют, как человек утверждает себя как участника процесса познания и создателя мира. Проявления такой смены оптики ярче всего можно наблюдать в живописи, скульптуре и архитектуре.

Бог все видит

В средневековом мировосприятии источник взгляда един — это Бог. Человек не наблюдает за миром, а находится под постоянным и пристальным божьим наблюдением. Эта идея воплощается прежде всего, очевидно, в иконописи. Икона — не картина и не изображение, на которое смотрят ради эстетического удовольствия. Это образ, через который Бог смотрит на человека. Когда верующий стоит перед иконой, он не смотрит на святого, а сам находится под его взглядом. Отсюда происходит фронтальность изображения: фигуры обращены к зрителю строго передом, отсутствуют глубина пространства и тени. Отсутствует индивидуальная точка зрения.

Original size 2018x600

Икона «Сошествие во ад», XVI век Икона «Знамение Божией Матери», XVIII век Икону Божией Матери Казанской, XVI век Икона «Троеручица», VIII век

Перспектива в иконах обратная: линии не сходятся по направлению к зрителю, а наоборот расходятся от него, будто бы направлены вовне, в сторону Бога. Это подчёркивает, что центр видения находится не в человеческом глазе.

Original size 1587x877

Объяснение обратной перспективы

Пример — «Троица» Андрея Рублёва (1425). Композиция замкнута в круг, пространство статично, взгляд зрителя втянут в созерцание. Всё построено на символической гармонии.

Original size 3231x4000

Икона «Троица», Андрей Рублев, XV век

Другой пример — византийские мозаики и фрески (например, купол церкви Святой Софии в Константинополе). Христос изображён в центре купола, сверху, буквально над зрителем. Это образ божественного надзора, ведь куда бы ты ни встал, кажется, что глаза Христа смотрят прямо на тебя.

Original size 1110x554

Купол церкви Святой Софии в Константинополе, VI век

Даже архитектура соборов подчинена этому принципу: вертикаль устремлена вверх, символизируя путь к Богу, а не горизонтальное пространство человеческого взгляда, как мы все привыкли. Все, что окружает человека в религиозном контексте того времени, создавалось с пометкой о том, что оно не для него, не для «потребителя», а для того, кто сверху.

Original size 2048x1701

Чертеж Кельнского собора в Германии, 1248-1880. Огромное количество вертикальных осей, направленных ввысь, к Богу

В Средневековье власть взгляда принадлежит Богу. Искусство не стремится передать видимую реальность — оно организует пространство так, чтобы напомнить человеку, что он наблюдаемый, а не наблюдающий.

Original size 2560x1210

Антропоцентризм и перспектива

Переход от Средневековья к Возрождению сопровождается фундаментальным изменением в том, кто обладает правом смотреть и от чьей точки зрения теперь строится изображение. Если раньше человек находился под взглядом Бога, то теперь в центр мира помещается человеческий глаз. Именно он становится исходной точкой, вокруг которой организуется пространство, знание и художественная репрезентация.

Original size 1709x809

Эксперимент Брунеллески состоял в выполнений 2 картин, здания на которых были даны в безукоризненно правильной перспективе путем измерения пространства другими объектами. Он открыл прямую перспективу

Открытие линейной перспективы в XV веке — главный визуальный признак этого антропоцентрического поворота. Такая перспектива предполагает единую, фиксированную точку зрения наблюдателя, и все элементы композиции подчиняются именно этой человеческой позиции. Линии сходятся в точке на горизонте — фактически, в глазу зрителя. Мир впервые становится изображён так, будто он раскрывается перед человеком и его взглядом. Картины той эпохи наглядно демонстрируют эту новую власть взгляда.

В «Тайной вечере» Леонардо да Винчи точка схода находится прямо в центре фигуры Христа, но рассчитана она с позиции зрителя, стоящего перед картиной.

Original size 1200x1275

«Тайная вечеря», Леонардо да Винчи (1498) Схематическое изображение линий перспективы

В «Афинской школе» Рафаэля архитектурное пространство разворачивается так, будто зритель наблюдает сцену «изнутри» мира изображения.

Original size 1440x1440

«Афинская школа», Рафаэль (1509) Схематическое изображение линий песпективы

Антропоцентризм проявляется и в архитектуре. Фасады и интерьеры проектируются как пространства, правильно читаемые человеческим глазом, находящимся в определённой точке. Пропорции, ритмы колонн, симметрия — наконец-то всё рассчитано на зрителя, а не на того, кого в помещении даже нет. По крайней мере, физически.

Original size 2048x1536

Интерьер Сан-Лоренцо, Брунеллески (XV век). Пространство выстроено как математический коридор для взгляда; линии пола, колонны, арки ведут глаз ровно туда, куда должен смотреть человек

Перспектива таким образом становится не просто художественной техникой, а режимом власти: она утверждает, что человек теперь тот, кто наблюдает, измеряет, понимает. Через перспективу искусство Возрождения закрепляет новую модель мира, в которой взгляд человека определяет порядок реальности.

Взгляд как инструмент власти — галерея

«Христос Пантократор», монастырь Дафни (ок. 1100) «Крещение Христово», Пьеро делла Франческа (1450)

«Страшный суд», Джотто ди Бондоне (1306) «Тайная вечеря», Леонардо да Винчи (1498)

«Троица», Андрей Рублев (1425) «Автопортрет», Альбрехт Дюрера (1500)

Византийские мозаики в Равенне (VI в.) «Афинская школа», Рафаэль (1511)

Сравнение репрезентаций

В эпоху Возрождения видящий становится ключевой фигурой визуального мира. Кто он? Это художник, зритель, исследователь, субъект познания. Человек больше не растворён в божественном порядке, теперь он действует как тот, кто выстраивает картину мира.

Original size 1471x499

Наброски Леонардо да Винчи, изучающие человека (1500)

Важнейший жест этого нового статуса — автопортрет. Когда художник пишет самого себя, он заявляет, что его взгляд имеет значение, ведь он находится в центре визуальной вселенной. Примером служат автопортреты Дюрера, где художник буквально занимает позицию Христа, глядя на зрителя фронтально, почти властно.

Автопортреты Дюрера

Другой важный элемент — слова Леон Баттиста Альберти в его трактате «О живописи», 1435. Тогда он высказался о картине как об «окне в мир». Это окно открыто именно для человеческого глаза. Взгляд зрителя запускает изображение, делает его работающим; таким образом он присваивает реальность: она видима только потому, что человек способен её видеть. Некий эффект наблюдателя. Репрезентация видящего — это признание человеческого взгляда активным.

Original size 1143x558

Леон Баттист Альберти, статуя во Флоренции. Страница из его трактата с описанием перспективы взгляда

Если видящий стал субъектом, то видимое превращается в объект, который можно изучать, классифицировать и подчинять. Природа, тело, архитектура города — всё начинает рассматриваться как структурируемое пространство. Художники создают мир, который кажется гармоничным и рациональным. Эта гармония является результатом воздействия человеческого разума и взгляда. В искусстве возникают идеальные пропорции, симметрия, математическая точность. Видимое перестаёт быть символическим и становится упорядоченным.

Original size 2000x1166

Скульптура Давида, Микеланджело (1501-1504)

В изображении человеческого тела это особенно заметно. Идеализация фигуры в скульптуре и живописи Возрождения работает как форма власти над природой — художник берет реальное тело и улучшает его, подчиняя идеалу. Таким образом, репрезентация видимого — это процесс, в котором мир превращается в объект человеческого контроля.

Заключение

История направленности взгляда — это история перераспределения власти в культуре. Средневековый мир строился вокруг всевидящего божественного глаза, перед которым человек оставался наблюдаемым и зависимым. Возрождение переворачивает эту вертикаль: человеческий взгляд становится отправной точкой построения реальности, а перспектива — инструментом, который закрепляет его привилегированное положение.

Bibliography
Show
1.

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения // Studme.org URL: https://studme.org/167955/kulturologiya/antropotsentrizm_gumanizm_epohi_vozrozhdeniya (дата обращения: 06.11.2025). // Scribd URL: https://gclnk.com/V3sy8pt7 (дата обращения: 08.11.2025).

2.

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения // Studme.org URL: https://studme.org/167955/kulturologiya/antropotsentrizm_gumanizm_epohi_vozrozhdeniya (дата обращения: 06.11.2025).

3.

Личность в средневекой Европе // Культуролог URL: https://culturolog.ru/content/view/21/5/ (дата обращения: 05.11.2025).

4.

Репрезентация в изобразительном искусстве информационного общества (на примере искусства поп-арт) // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе URL: http://fikio.ru/?p=2264 (дата обращения: 05.11.2025).

5.

Средневековая философия. Особенности философии Средневековья // Level One URL: https://levelvan.ru/pcontent/srednevekovie-6/osobennosti (дата обращения: 05.11.2025).

6.

Христианский канон и художественный стиль // История религии URL: http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st021.shtml (дата обращения: 05.11.2025).

Image sources
Show
1.

Афины. Монастырь Дафни // Заметки из Швейцарии URL: https://www.maybeeabroad.com/2019/01/dafni-monastery.html (дата обращения: 09.11.2025). 1 й

2.

Базилика Сан-Лоренцо // Тонкости туризма URL: https://tonkosti.ru/%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A1%D0%B0%D0%BD-%D0%9B%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%BE (дата обращения: 09.11.2025).

3.4.

Возрождение // ВикипедиЯ URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения: 09.11.2025).

5.

Гид в Риме и Ватикане — Роман. Описание экскурсий. // Facebook URL: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=3694580007328309&id=287705248015819&set=a.3282877518498562 (дата обращения: 09.11.2025).

6.

Дюрер, Альбрехт // ВикипедиЯ URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8E%D1%80%D0%B5%D1%80,_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%85%D1%82 (дата обращения: 09.11.2025).

7.

Икона Божией Матери Казанская // Монастырский вестник URL: https://monasterium.ru/monastyri/svjatiny/ikona-bozhiey-materi-kazanskaya-rozhdestvo-bogorodichnyy-sanaksarskiy-monastyr/?from_monastery=37513 (дата обращения: 09.11.2025).

8.

Икона Божией Матери «Троеручица» // Монастырский вестник URL: https://monasterium.ru/monastyri/svjatiny/ikona-bozhiey-materi-troeruchitsa-muzhskoy-monastyr-krestovaya-pustyn-poselka-solokh-aul/ (дата обращения: 09.11.2025).

9.

Как на самом деле выглядел Иисус Христос? // BBC URL: https://www.bbc.com/russian/science/2015/12/151221_jesus_look_history (дата обращения: 09.11.2025).

10.11.

Лекция «Архиепископская капелла и Арианский баптистерий» // ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ИМЕНИ АНДРЕЯ РУБЛЕВА URL: https://www.rublev-museum.ru/poster/lectures/2082/ (дата обращения: 09.11.2025).

12.

Линейная перспектива: иллюзия глубины или искусство воссоздания пространства? // Архитектура URL: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/linejnaya-perspektiva (дата обращения: 09.11.2025).

13.

Обратная перспектива // HET BISDOM. DEN HAAG EN NEDERLAND URL: https://russian-diocese.nl/ru/pravoslavie/obratnaja-perspektiva/ (дата обращения: 09.11.2025).

14.

Оптика от Леонардо // Наука из первых рук URL: https://scfh.ru/papers/optika-ot-leonardo/ (дата обращения: 09.11.2025).

15.

Почему глаза на некоторых портретах смотрят на вас, куда бы вы не перемещались // Фактрум URL: https://www.factroom.ru/kultura/zhivopis/pochemu-glaza-na-nekotoryh-portretah-smotryat-na-vas-kuda-by-vy-ne-peremeshchalis (дата обращения: 09.11.2025).

16.

Пропорции человеческой головы и глаз // Артхив URL: https://artchive.ru/leonardodavinci/works/308133~Proportsii_chelovecheskoj_golovy_i_glaz (дата обращения: 09.11.2025).

17.

Споры о Леон-Баттиста Альберти — дилетант или великий архитектор // Фасадный декор URL: https://www.facade-project.ru/spravochniki/blogs/spory_o_leonbattista_alberti_diletant_ili_velikij_arhitektor/ (дата обращения: 09.11.2025).

18.

Страшный суд // Артхив URL: https://artchive.ru/giotto/works/238471~Strashnyj_sud (дата обращения: 09.11.2025).

19.20.

ТАСС выпустил спецпроект о чтении икон // ТАСС URL: https://tass.ru/kultura/18805591 (дата обращения: 09.11.2025).

21.

Троица (икона Рублёва) // ВикипедиЯ URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B0_(%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%91%D0%B2%D0%B0) (дата обращения: 09.11.2025).

22.

Уникальная история человеческого познания себя, природы и Бога: 13 автопортретов Альбрехта Дюрера (часть 2) // RadioVan URL: https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fwww.radiovan.fm%2Fstation%2Farticle%2F30902&psig=AOvVaw2Dth3fgkhIZY96ySkTcIHl&ust=1763151104275000&source=images&cd=vfe&opi=89978449&ved=0CBgQjhxqFwoTCKiE5u3375ADFQAAAAAdAAAAABAE (дата обращения: 09.11.2025).

23.

Файл: Formerly Piero della Francesca — Ideal City — Galleria Nazionale delle Marche Urbino.jpg // ВикипедиЯ URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Formerly_Piero_della_Francesca_-Ideal_City-_Galleria_Nazionale_delle_Marche_Urbino.jpg (дата обращения: 09.11.2025).

24.

Файл: Meyers b9 s0945c.jpg // ВикипедиЯ URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Meyers_b9_s0945c.jpg (дата обращения: 09.11.2025).

25.

Файл: Mother of God -Znameniye.jpgХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви // ВикипедиЯ URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Mother_of_God_-Znameniye.jpg (дата обращения: 09.11.2025).

26.

Филиппо Брунеллески (1377-1446) // Architectural Idea URL: https://architecturalidea.com/architecture-history/filippo-brunelleski-1377-1446/ (дата обращения: 09.11.2025).

27.

Флоренция: городской пропуск «все включено» с входом в галерею Уффици и Академию // Galleria Degli Uffizi URL: https://uffizi.museum/ru/%D1%84%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA-%C2%AB%D0%B2%D1%81%D0%B5-%D0%B2%D0%BA%D0%BB (дата обращения: 09.11.2025).

28.

Фрески в соборе Святой Софии закроют шторами во время мусульманских молитв // Life URL: https://life.ru/p/1335361 (дата обращения: 09.11.2025).

29.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви // Православное образование URL: https://pravobraz.ru/xristos-voskrese-pasxalnoe-poslanie-svyatejshego-patriarxa-kirilla-arxipastyryam-pastyryam-diakonam-monashestvuyushhim-i-vsem-vernym-chadam-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi/ (дата обращения: 09.11.2025).

30.

Euclid in the Italian Renaissance // Euclidinflorence URL: https://euclidinflorence.wordpress.com/exhibition-catalog/albertis-de-pittura/ (дата обращения: 09.11.2025).

Направленность взгляда как акт власти: репрезентация видящего и видимого
5
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more