Original size 1140x1600

Музыка и Баухауз

PROTECT STATUS: not protected
2
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция исследования

Школа Баухауз, основанная Вальтером Гропиусом в 1919 году, широко известна как революционная сила в области архитектуры, дизайна и визуальных искусств. Однако ее музыкальная и звуковая культура остается областью, недостаточно изученной и редко попадающей в фокус широкого общественного внимания. Это делает тему музыкального быта и звуковых экспериментов в Баухаузе особенно актуальной для исследования. Изучение этой стороны деятельности школы позволяет не только расширить понимание Баухауза как универсального культурного феномена, но и проследить истоки современных практик в области саунд-арта, электронной музыки и междисциплинарных перформансов. Музыка в Баухаузе была не дополнением, а интегральной частью его философии тотального синтеза искусств, что и обуславливает научный интерес к данной теме.

Визуальный ряд будет формироваться на основе принципа контекстуальной и концептуальной релевантности. В отбор войдут архивные фотографии, видео и реконструкции.

Будет применен комплексный подход к работе с источниками. Основой исследования станут: - манускрипты, манифесты и статьи самих мастеров Баухауза, а также мемуары современников. - академические статьи и монографии, посвященные как Баухаузу в целом, так и его музыкальной составляющей в частности. Анализ будет направлен на выявление ключевых концепций, противоречий и эволюции взглядов. Особое внимание уделяется тому, как тексты отражают практику, и как теоретические установки воплощались в конкретных экспериментах.

Исследование будет структурировано по тематико-проблемному принципу, что позволит всесторонне раскрыть феномен музыки в Баухаузе, не привязываясь строго к хронологии.

1. Философские истоки: Идея синтеза искусств у Гропиуса, влияние А. Шенберга, синестетические теории. 2. Экспериментальные практики: Светозвуковые перформансы, ручная звукопись и работа с техникой. 3. Музыкальный быт и сообщества: Джазовая капелла, праздники, театральные постановки. 4. Наследие и выводы: Влияние экспериментов Баухауза на последующее развитие музыки и медиаискусства.

Ключевой вопрос исследования: Каким образом музыка и звуковой эксперимент Баухауза и воплотили главную идею школы — синтез искусств?

Гипотеза исследования заключается в следующем: музыка в Баухаузе не была второстепенным увлечением, а выступала связующим звеном и катализатором междисциплинарных поисков. Через звук мастера и студенты исследовали фундаментальные категории — ритм, структуру, пространство, материал, что позволяло им выходить за рамки отдельных искусств и создавать принципиально новые, синтетические художественные формы, предвосхитившие многие явления в искусстве XX и XXI веков.

Часть 1. Философские истоки: синтез искусств, ремесло и синестезия

Идея синтеза искусств Вальтера Гропиуса

post

Основатель Баухауза Вальтер Гропиус видел высшую цель творчества в создании «тотального произведения искусства», где архитектура, живопись, скульптура и другие виды искусства сливались бы в единое целое. Этот синтез был не просто эстетической программой, но и социальной утопией, направленной на преображение повседневной жизни человека через качественную и доступную среду обитания.

На картинке: Вальтер Гропиус (1955)

В своем манифесте 1919 года Гропиус провозгласил: «Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись».

Ключевым принципом, сформировавшимся в Баухаусе, стало «форма следует за функцией». Это означало отказ от избыточного декора в пользу простых геометрических форм, эргономичности и красоты, проистекающей из практического назначения предмета. Обучение в школе было построено так, чтобы стереть границы между высоким искусством и ремеслом: студенты начинали с пропедевтического курса, где изучали основы работы с материалом, формой и цветом, а затем продолжали обучение в специализированных мастерских.

Влияние Арнольда Шёнберга: ремесло как основа творчества

post

Хотя Арнольд Шёнберг не преподавал в Баухаузе, его идеи оказали косвенное, но значительное влияние на философию школы. В 1924 году он вошел в «Круг друзей Баухауза», что символизировало взаимный интерес двух новаторских сообществ. Наиболее важной точкой соприкосновения стала идея о первенстве ремесла перед эстетикой. В своей книге «Учение о музыкальной гармонии» (1911) Шёнберг реабилитировал понятие ремесла, утверждая, что главное для художника — не эфемерное вдохновение, а твердое владение профессиональной техникой и мастерством. Этот подход напрямую перекликался с практикой Баухауза, где студенты осваивали искусство через работу с конкретными материалами.

На картинке: Арнольд Шёнберг (1948)

Синестетические теории: Иттен и Грунов

Исследование взаимосвязи между цветом, звуком и другими чувственными восприятиями было важной частью творческого эксперимента в Баухаузе. В основе этих поисков лежал феномен синестезии — нейрологического явления, при котором раздражение одного органа чувств ведет к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе.

Швейцарский художник и один из первых преподавателей пропедевтического курса, Йоханнес Иттен был одержим поиском универсальных законов гармонии. Он разработал знаменитый двенадцатичастный цветовой круг, в котором выстраивал сложные связи между двенадцатью музыкальными тонами и двенадцатью цветами. Его лекции часто начинались с медитативных и дыхательных упражнений, призванных обострить восприятие студентов и помочь им почувствовать эти глубинные связи. Для Иттена цвет, звук, время и пространство образовывали диалектическое единство.

Преподаватель музыки в веймарском Баухаузе, Гертруда Грунов развивала собственную педагогическую систему. Она утверждала, что ноты, тональности, цвета, материалы и даже тела людей образуют невидимую, но устойчивую связь. Ее методика, получившая название «Теория гармонизации», была направлена на раскрытие художественных талантов учеников через осознание этого единства. В своем учении она также затрагивала тему синестезии, или двойного переживания, что было передовой темой для научной мысли начала XX века.

Соединение этих разнородных элементов, создало уникальную среду для экспериментов, в которых музыка перестала быть просто искусством звука и превратилась в инструмент архитектурного, визуального и перформативного творчества.

Часть 2. Экспериментальные практики: Светозвуковые перформансы, ручная звукопись и работа с техникой

Самые смелые эксперименты происходили на стыке технологий и искусства: студенты и мастера конструировали собственные аппараты, рисовали звук вручную на киноплёнке, создавали абстрактные световые партитуры, которые исполнялись в реальном времени под живую музыку. Эти практики предвосхитили визуальную музыку XX века, световые инсталляции и электронный саунд-арт.

Рефлекторные цветосветовые игры Курта Швердтфегера

В 1922 году студент Курт Швердтфегер создал одно из первых в истории абстрактных светозвуковых представлений — «Рефлекторные цветосветовые игры». Это был сложный аппарат из дерева, металла, стекла и цветных ламп, управляемый вручную несколькими исполнителями за ширмой. Световые лучи проецировались через подвижные трафареты и зеркала, создавая на экране динамические геометрические формы, которые двигались, пульсировали и трансформировались в реальном времени.

Original size 426x240

Рефлекторные цветосветовые игры Курта Швердтфегера (1922)

Перформанс сопровождался специально написанной музыкой (партии для фортепиано, скрипки и ударных). Швердтфегер считал, что свет должен иметь ту же выразительность, что и звук, и стремился к полной синестезии. Премьера состоялась на «Вечере световых игр» в доме Йоханнеса Иттена в 1922 году, а затем показывалась на многих баухаузовских праздниках.

Loading...

Цветосветовые игры Людвига Хиршфельд-Мака

Людвиг Хиршфельд-Мак, ученик Иттена и Кандинского, разработал собственную систему цветосветовых представлений, в которой цветной свет проецировался через сложные многослойные слайды и подвижные маски. В отличие от Швердтфегера, он стремился к более плавным, «музыкальным» переходам — формы растворялись, пульсировали, текли, подчиняясь логике музыкальной формы

Original size 1033x583

Цветосветовые игры Людвига Хиршфельд-Мака. Фрагмент (1923/24)

Перформансы сопровождались живой музыкой: чаще всего произведениями Баха, Генделя, Глю Глюка, иногда специально написанными партитурами. Хиршфельд-Мак разработал нотацию для световых партитур — цветные диаграммы, где каждая линия соответствовала определённому цвету и движению прожектора. После закрытия Баухауза он продолжил работу в Англии и Австралии, где его работы стали основой для современных световых органов и визуальной музыки.

Original size 1033x583

Цветосветовые игры Людвига Хиршфельд-Мака. Реконструкция Майкла Кэнди (2019)

Ручная звукопись и синтетический звук

Ласло Мохой-Надь был самым радикальным теоретиком и практиком нового звука в Баухаусе. В 1923 году он опубликовал манифест «Новая типографика и звук», а в 1930–1932 годах провёл серию революционных экспериментов по созданию звука без музыкальных инструментов путём прямого вмешательства в звуковую дорожку киноплёнки. Мохой-Надь и его студенты рисовали, царапали, наклеивали и фотографировали узоры непосредственно на оптическую звуковую дорожку 35-мм плёнки. Получались чистые синусоидальные тоны, шумы, глитчи, ритмические паттерны — совершенно новый звуковой алфавит. В 1930 году Мохой-Надь объявил конкурс на лучший «рукописный звук» среди студентов. Сохранились фрагменты плёнок, которые звучат и сегодня — резкие, металлические, инопланетные.

«Звук будущего будет производиться не музыкантами, а инженерами акустики» — Ласло Мохой-Надь

Loading...

Свето-пространственный модулятор — самое известное и радикальное произведение Ласло Мохой-Надя, созданное в 1930 году в дессауском Баухаусе. Это одновременно скульптура, машина, музыкальный инструмент и прообраз современного медиа-арта.

Высота оригинала — 151 см, диаметр основания — 105 см. Конструкция состоит из трёх концентрических вращающихся платформ, на которых установлены перфорированные металлические диски, решётки, стеклянные и пластиковые пластины, зеркала, проволочные спирали, шары и цветные лампочки.

При включении объект медленно вращается, отбрасывая на стены и потолок сложные светотеневые узоры, отражения и цветовые пятна, которые постоянно меняются в зависимости от угла освещения и движения частей.

Экспериментальные практики Баухауза демонстрируют, как школа превратила звук из объекта эстетического потребления в материал для научно-художественного исследования. Работы Хиршфельд-Мака, Швердтфегера и Мохой-Надя не только отражали дух новаторства, царивший в школе, но и заложили фундамент для ключевых направлений в искусстве последующих десятилетий, от кинетического искусства и минимализма до современных иммерсивных аудиовизуальных инсталляций

Часть 3. Музыкальный быт и сообщества

Джазовая капелла Баухауза

Одним из самых ярких музыкальных явлений школы стала студенческая джаз-оркестр, известный как Bauhauskapelle или Bauhaus Jazz Band. Группа возникла спонтанно в веймарский период (около 1923–1924 гг.) и просуществовала до закрытия школы в 1933 году. Среди её лидеров и участников — Андор Вайнингер, Т. Люкс Фейнингер, Герберт Байер, Рудольф Парис, Генрих Кох, Ганс Хоффманн и многие другие.

Original size 1009x700

Bauhaus Jazz Band (1930)

Репертуар был эклектичным: американский джаз, популярные шлягеры, восточноевропейские народные песни, фрагменты из Баха и Моцарта, а также чистая импровизация и шумовые эффекты — сирены, автомобильные гудки, выстрелы, звонки, самодельные ударные из кастрюль и металлического лома. Оркестр выступал на всех крупных праздниках школы, гастролировал по Германии в больших залах Берлина и Дессау, играл на балах и карнавалах. Особенно знаменит был барабанный набор с огромной лягушкой-щелкунчиком, который стал символом группы.

Праздники и фестивали: музыка как коллективный ритуал

Праздники в Баухаусе были обязательной частью жизни школы и проводились по календарю:

Фестиваль воздушных змеев (Drachenfest) — осенью Фестиваль фонарей (Laternenfest) — в день летнего солнцестояния День рождения Гропиуса (май) Металлическая вечеринка (Metallisches Fest, 1929) Праздник бороды, носа и сердца (Bartnasenherzfest, 1928) Белая вечеринка и многие другие

Original size 1540x994

Костюмы Баухауза (1920-е)

На этих мероприятиях музыка Bauhauskapelle звучала всегда. Костюмы создавались в мастерских школы: на Металлической вечеринке гости приходили в фольге, кастрюлях, ложках и проволоке; на Фестивале фонарей — с самодельными светящимися конструкциями. Праздники начинались с шествий, продолжались танцами до утра и заканчивались коллективным завтраком на крыше.

Таким образом, музыкальный быт Баухауза реализовал главную утопию школы на практике: искусство не как сумма отдельных видов, а как единая среда обитания.

Наследие и выводы

Эксперименты Баухауза в области звука и синтеза искусств оказали влияние на последующее развитие не только музыки, но и всего спектра медиаискусства XX–XXI веков. Во-первых, Баухауз радикально переосмыслил саму природу музыкального творчества: утвердилась концепция музыканта как инженера, работающего с звуком как с материалом; ручная звукопись Мохой-Надя предвосхитила современные DAW и цифровые звуковые рабочие станции. Во-вторых, практики Баухауза непосредственно предвосхитили: электронную музыку, аудиовизуальное искусство, саунд-арт и интерактивные инсталляции В-третьих, Баухауз предложил принципиально новую модель художественного образования и творчества.

Ключевые идеи Баухауза сохраняют актуальность в цифровую эпоху: универсальный язык форм, синестетический подход и демократизация творчества.

Музыкальные и звуковые эксперименты Баухауза, казавшиеся маргинальными в 1920-е годы, оказались пророческими. Школа не просто создала отдельные художественные приемы — она сформировала целостную систему мышления, в которой звук, изображение, пространство и технология существуют в неразрывном единстве. От кассовых аппаратов до современных интерактивных инсталляций, от граммофонных царапин до алгоритмической композиции — наследие Баухауза продолжает определять траекторию развития современного искусства, доказывая, что подлинный авангард не стареет, а лишь обретает новые формы воплощения.

Bibliography
1.

Кирсанова Ю. А. Музыкальный быт и звуковые эксперименты в школе Баухауз (1919–1933 гг.) // Артикульт. 2012. № 5 (1).

2.3.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Шёнберг, _Арнольд (дата обращения: 18.11.2025)

4.

https://journal.eahn.org/article/id/8308/ (дата обращения: 18.11.2025)

Музыка и Баухауз
2
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more