
Рубрикатор
концепция пространственно-композиционные ловушки герой, не имеющий возможности спастись временные ловушки и циклы
Французский поэтический реализм — направление, сформировавшееся на стыке социально напряжённой обстановки предвоенной Европы (1930–1940 гг.) и стремления к лирическому, одухотворённому изображению повседневности и жизни «маленьких людей». Героями становились изгнанники и разочарованные романтики, судьбы которых разворачивались под давлением среды без возможности вырваться из-под гнета обстоятельств. Для них были характерны ощущение предопределённости, неизбежный мрачный финал и невозможность исполнения мечты.
Авторы уделяли особое внимание изображению действительности, сочетая социальный контекст, а именно безработицу, классовое неравенство, политическую тревогу, с художественной стилизацией, которая придавала пространству поэтичность, неоднозначность и меланхолию. Такое соединение реального и эстетизированного позволило в полной мере воссоздать уникальную атмосферу обречённости, где каждая деталь играла свою роль.

Жан Ренуар, Правила игры, 1939
Фильм-нуар — возникшее в США в 1940–1950-х годах направление кинематографа, которое характеризуется особой мрачностью, контрастностью и интенсивной психологической драматичностью. Он сформировался на фоне неопределённости послевоенного времени, городской криминальной среды и влияния немецкого экспрессионизма, привнесшего резкие тени, драматическое освещение и дробящееся пространство. Его герои — циничные, внутренне расколотые фигуры, ведомые страстями, слабостями и роковыми ошибками; именно по этой причине они не способны вырваться из ловушки реальности, в появлении которой сами же и виновны.
Пространство внутри фильмов — это отражение реального города, но представленное в его наиболее агрессивной, угнетающей форме. Места переполненные ощущением опасности, хаоса и неопределенности предрекают трагичный финал и не оставляют надежды на светлое будущее у героя.
Город превращается в лабиринт, из которого невозможно выбраться, а среда становится самостоятельным участником действия.
Рауль Уолш, Белая горячка, 1949
Хотя каждое из этих направлений имеет свои особенности, в обоих важную роль играет мотив предрешённой судьбы, финала, который невозможно избежать. Он воссоздается с помощью различных подходов и визуальных решений, передавая идею фатализма. И так демонстрируется рок, который преследует героя и не дает вырваться из лабиринта собственных страстей и внутренней борьбы, в фильме-науре и жестокая среда, которая давит на героя, не давая и шанса на осуществление своей мечты, в фильмах французского поэтического реализма.
«Человек может пытаться изменить свою судьбу, но она всё равно идёт за ним шаг в шаг, как тень, от которой невозможно убежать»
Марсель Карне
Свое визуальное исследование я хочу посвятить теме мотива предрешенной судьбы во французском поэтическом реализме и фильме-нуар. Используя знаковые работы авторов из обоих направлений, которые имеют свои уникальные стилистические черты, и сравнивая их, я собираюсь проследить, как выражалась идея фатализма и какие особенности она имела в этих двух течениях. Разделами станут обобщенные принципы визуального языка, на которых строится эффект неизбежности, в каждом из которых я буду отображать особенности использования тех или иных приемов, которые способствуют развитию характерных для обоих направлений идей.
В качестве источников информации были взяты книги посвященные подробному описанию и анализу двух конкретных направлений, а также общей информации по подходам к анализу кинематографа и способам воздействия на зрителя. Так, я сразу искала закономерности и сравнивала их между собой.
1. Пространственно-композиционные ловушки
В обоих направлениях одну из ключевых ролей для авторов играла работа с пространством. Оно часто было замкнутым, угнетающим и давящим на людей в кадре, будто постепенно сжимаясь вокруг них. Этот эффект создавался с помощью архитектурных элементов — узких улочек, тесных комнат, извилистых городских лабиринтов, которые формировали ловушку, из которой герою невозможно выбраться. И в поэтическом реализме, и в нуаре подобные решения подчёркивали отсутствие выбора, ухудшение положения персонажа и его неспособность повлиять на уже предрешённую судьбу.
Марсель Карне, Набережная туманов, 1938// Билли Уайлдер, Двойная страховка, 1944
Пространство в обоих кадра будто сжимается вокруг героев, оказывая на них давление. Кроме того, большое количество деталей в нем и темное освещение усиливают этот эффект
Для фильмов французского поэтического реализма такое пространство передавало идею ограниченности возможностей, обусловленных социальной средой и бытовыми обстоятельствами. При этом для таких фильмов характерно было ощущение неясности, глубокой тоски, подавленности пространством, которое передавалось через туман, что как бы поглощает героев и стирает границы, создавая неопределенные силуэты, усиливая мотив недостижимой мечты.
Марсель Карне, Набережная туманов, 1938// Марсель Карне, День начинается, 1939
Пространство вокруг предстает угнетающим, настолько обыденным, что вызывает тоску, а эффект легкой дымки вокруг героев подчеркивает меланхоличность и погруженность в мир, из которого не вырваться
В нуаре же среда была более агрессивной. Вместо неопределённости возникали ощущение опасности, нервное напряжение и постоянная угроза. Это передавалось через резкое световое дробление, контрастные тени и направляющие линии, превращающие окружение в активного участника падения героя. Пространство отражало идею невозможности избежать последствий собственных действий и становилось отражением судьбы.
Билли Уайлдер, Двойная страховка, 1944
Жюль Дассен, Ночь и город, 1950
Эти кадры вызывают ощущение будто пространство оживает и сейчас вот вот набросится на героя. Оно как будто окружает его, создавая капка. При этом присутствуют очень жесткие темные тени, которые дробят картинку и вызывают тревогу
Кроме того, авторы часто прибегали к символическому использованию направляющих линий в композиции. Они задавали персонажу траекторию движения, подталкивая к неизбежному финалу, лишая самостоятельности и возможности выбора.
Жюль Дассен, Ночь и город, 1950// Марсель Карне, Северный отель, 1938
В качестве направляющих линий на первом кадре выступает лестницу, на втором мост. В обоих случаях создается узкая дорожка, по который герой проделывает свой путь
Также важно обратить внимание на позиционирование людей в кадре. В обоих направлениях заметно стремление подчеркнуть доминирование среды над героем, воздействие внешних сил и его уязвимость перед судьбой. Это реализуется с помощью размещения персонажа удалено от центра и частого использования верхнего или нижнего ракурса, создающего угнетающую и динамичную композицию.
Марсель Карне, Набережная туманов, 1938// Абрахам Полонски, Силы зла, 1948
На первом кадре ракурс помогает передает слабость девушки перед угрозой. На втором кадре, очевидно, создается ощущение незначительности человека в огромном пространстве с помощью ракурса сверху при сильно удаленной от героя камере
Во французском поэтическом реализме образ героя как заложника обстоятельств усиливается через глубину кадра: персонаж буквально «теряется» в пространстве. В нуаре же диагональные линии, резкие углы и нарушенный горизонт создают ощущение неустойчивости и хаоса, показывая окружающий мир как триггер, который подчёркивает и усиливает внутренний разлом героя.
Роберт Сьодмак, Убийцы, 1946 // Марсель Карне, День начинается, 1939
На левом изображение горизонт идет по диагонали, указывая на неустойчивость мира и хаос. На правом — герои словно растворяются в окружающем пространстве и теряют себя
2. Герой, не имеющий возможности спастись
Каждое из направлений кинематографа формирует своих типических героев, различающихся характерами, социальным положением и желаниями, однако их объединяет ощущение обречённости и неспособность вырваться из ловушки судьбы. В обоих стилях персонажи находятся в активном взаимодействии со средой, а работа со светом становится ключевым инструментом, подчёркивающим их эмоциональное состояние и внутренние конфликты.
Жюльен Дювивье, Пепе ле Моко, 1937// Жак Турнёр, Из прошлого, 1947
На кадре справа мягкий свет и размытые тени подчеркивают меланхоличную чувственность, задумчивость, когда как слева от персонажей из-за жестких теней исходит ощущение опасности
В нуаре герой — циничная, морально неоднозначная и внутренне надломленная фигура, активно участвующая в происходящих событиях. Его постоянные ошибочные решения ведут к трагическому финалу. Одним из самых узнаваемых образов является femme fatale — женщина, чья амбивалентность, сила характера и разрушительные страсти губят не только других, но и её саму. Героями нуара движут страхи, желания, отчаяние, и это выражается не только через поведение, но и через освещение. Жёсткий, направленный свет дробит фигуру и пространство, создавая опасный, отталкивающий образ и обнажая слабости, скрытые в тени.
Жак Турнёр, Из прошлого, 1947// Роберт Сьодмак, Убийцы, 1946
Геометричные тени, контрастный свет передают идею неоднозначности персонажей, а также создают отталкивающий образ слепого следования за желаниями
Во французском поэтическом реализме герой — эмоционально чуткий, разочарованный и уставший человек, так и не нашедший своего места в мире под давлением обстоятельств. Реальность постепенно поглощает его, лишая возможности изменить положение. Мягкий рассеянный свет, полутона и тонкие градации освещённости подчёркивают его лирическую природу, тоску, внутреннюю усталость и тихое смирение перед судьбой.
Марсель Карне, Северный отель, 1938// Жан Ренуар, Правила игры, 1939
Здесь же наоборот, рассеянный свет подчеркивает тоску и усталость на лицах героев, а также ощущение угасания из-за обстоятельств вокруг
Помимо этого, важным образом в обоих направлениях становится дорога, по которой блуждают персонажи. Метафора пути без выхода усиливает чувство неизбежности и подчёркивает эмоциональную нестабильность героев. На их пути нередко встречаются символические предвестники трагического финала — детали, которые указывают на неизбежность судьбы.
Роберт Сьодмак, Убийцы, 1946// Марсель Карне, Набережная туманов, 1938
Дорога в обоих кадрах создает ощущение одиночества и плохого предчувствия по поводу дальнейшего будущего
3. Временные ловушки и циклы
Одним из характерных приёмов, к которому обращались авторы обоих направлений, было зацикливание и повторение событий, сцен или маршрутов. В первую очередь оно подчёркивало неизбежность судьбы и отсутствие выхода. Приём также отражал внутреннее состояние персонажей, их потерянность, эмоциональную нестабильность и неспособность вырваться из такого состояния.
Во французском поэтическом реализме повтор служил способом показать неизменность и давление окружающего мира, создавать ощущение тоски и медленного угасания. В фильме-нуаре он, напротив, акцентировал внимание на причинно-следственных связях между поступками героев и трагическим финалом и внутреннем хаосе.
Марсель Карне, Набережная туманов, 1938
Пары кадров демонстрируют два разных состояния героев на одном и том же месте. Сначала героиня обретает надежду. Затем на том же месте, где она ее обрела, она эту надежду теряет со смертью мужчины
Джозеф фон Штернберг, Макао, 1952
Первая пара кадров демонстрирует насколько различен облик места днем и ночью, вторая пара уже указывает на изменения внутри героини, которые произошли к концу фильма
При этом, для работ этих двух направлений было характерно разное течение времени. Чтобы подчеркнуть лиричность, противопоставление мечты и реальности, а также монотонность жизни, ведущей в никуда, кино поэтического реализма часто использовало визуальное «растягивание» момента (замедления, плавные переходы, созерцательные фрагменты). В нуаре же время, наоборот, ускорялось, отражая ощущение постоянной угрозы, напряжения и балансирования на краю.
Жак Беккер, Гупи-Красные руки, 1943// Ричард Флейшер, Узкая грань, 1952
Кадр слева демонстрирует монотонную, тихую жизнь в провинции, слева же намеренно подчеркивается отсутствие возможности жить спокойно и постоянно необходимость убегать от опасности
Для усиления этого ощущения в нуаре часто нарушался привычный хронологический порядок. Вместо последовательного повествования, характерного для поэтического реализма, здесь появлялись обратная последовательность событий, резкие временные разрывы, прыжки назад через флешбеки. Такая структура еще раз подчеркивала характерную для этого направления идею фатальности своих ошибок и невозможность вырваться из ловушки.
Марсель Карне, Дети райка, 1945// Доминик Бернар-Дешан, Буря, 1940
В обоих фильмах история развивается постепенно от начала и до конца, не прерываясь и не изменяясь
Николас Рэй, В укромном месте, 1950// Роберт Олдрич, Целуй меня насмерть, 1955
В этих же двух фильмах все наоборот, повествование и течение времени постоянно ломается и изменяется
Заключение:
Работая над этим визуальным исследованием, я убедилась, что мотив предрешённой судьбы является одним из ключевых элементов французского поэтического реализма и фильма-нуар. Авторы обоих направлений по-разному смотрели на человеческую жизнь и использовали свет, пространство и время для её отражения, однако стремились выразить одну и ту же идею: человек неизбежно слабее судьбы — будь то давление социальных обстоятельств или последствия собственных действий. В поэтическом реализме это проявляется в лиричности, мягкой обречённости и ощущении постепенного угасания, тогда как нуар опирается на резкие контрасты, чтобы подчеркнуть напряжение, внутренний хаос и разрушительные ошибки героя. Это исследование помогло мне увидеть, как через визуальный язык передаётся эмоциональное состояние потерянного человека, его уязвимость и бессилие перед роком, и одновременно — как создаётся мир, в котором зритель наблюдает за попытками героя найти своё место.
Borde R., Chaumeton Et. A Panorama of American Film Noir (1941-1953). City Light Book San Francisco, 2002
Andrew D. Mists of Regret: Culture and Sensibility in Classic French Film. Princeton, N.J. : Princeton University Press, 1995
Изволов Н. ООО «Издательская фирма „МАТЕРИК“, 2005
https://yandex.ru/images (дата обращения: 18.11.2025)