Original size 904x1441

Мир после бога: Elden Ring как медиум религиозного опыта

PROTECT STATUS: not protected
4
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

I. Концепция — игра как медиум религиозного опыта

II. Марика как христологическая фигура — жертва, воскресение, распятие

III. Дети и консорты — множественность божественного

IV. Культы и вера — от единой религии к плюрализму

V. Выводы — теологические вопросы через геймплей

I. Концепция — игра как медиум религиозного опыта

big
Original size 3840x2160

Elden Ring (FromSoftware, 2022)

Elden Ring — это не просто action-RPG с открытым миром, но и сложное философско-религиозное произведение, предлагающее игроку переосмыслить библейские нарративы и религиозные аллюзии через призму интерактивного медиа.

Игра функционирует как медиум религиозного опыта — она не рассказывает о религии, а позволяет прожить её через геймплейные механики, визуальный язык и нарративные структуры. Междуземье становится пространством, где игрок не просто наблюдает за религиозными конфликтами, но активно в них участвует, выбирая одну из философских траекторий.

Центральная тема исследования — анализ того, как Elden Ring переосмысляет христианские и мифологические мотивы через фигуру Марики, её детей, консортов и возникающих вокруг них культов

post

Elden Ring представляет собой постхристианский мир, где Бог покинул творение, оставив фрагментированную реальность и множественные попытки восстановления утраченного порядка.

Важно отметить, что Elden Ring работает с религиозными образами не как с декорацией, а как с функциональной мифологией. Игрок не просто узнаёт о Марике и её детях через текстовые описания предметов — он переживает последствия их решений, сталкивается с руинами их империй, выбирает, какому богу служить в финале

Исследование структурировано вокруг ключевых религиозных фигур и концепций: Марика как христологическая фигура, её дети как воплощение множественности божественного, консорты как проводники различных философий, и культы, возникшие вокруг этих персонажей

II. Марика как христологическая фигура — жертва, воскресение, распятие

Original size 1000x563

Королева Марика Вечная

Королева Марика Вечная — центральная божественная фигура мира Elden Ring. Её история содержит множество аллюзий на христологический нарратив: от низкого происхождения через страдание и жертву к божественности, и затем — к крушению и фрагментации.

Марика происходит из племени шаманок, угнетённого народа на Земле Теней. Шаманки обладали уникальной способностью — их плоть могла сращиваться с телами других существ. Эта особенность использовалась жестокими правителями (Роговестами), которые помещали шаманок в кувшины вместе с другими существами, создавая мерзких существ.

1. Царство теней 2. Деревня Марики

Марика была одной из немногих, кто избежал этой участи. В точке отчаяния с ней встречается Великая Воля

Original size 1000x342

Зверь Элдена

Эта встреча напоминает момент Благовещения — божественная сила избирает простую женщину для особой миссии. Марика получает предложение: принять в себя «Зверя Элдена», стать сосудом божественной силы и создать новый мировой порядок, уничтожив старую религию.

Марика распята внутри Златого древа — визуальная аллюзия на Распятие Христа

Original size 1800x900

«Распятие Марики»

Для восхождения к божественности Марика проходит через Врата Божественности, принося в жертву множество жизней Роговестов. Это трансформационное событие параллельно христианской идее жертвенной смерти и воскресения — Марика умирает как смертная и возрождается как богиня.

-Жертва и установление нового порядка

Original size 1000x365

Златое Древо Марики

После обретения божественности Марика выращивает Златое древо и помещает внутрь себя Elden Ring — набор рун, программирующих законы реальности. Она устанавливает три фундаментальных закона:

0

Закон Причинности

Закон Смерти

Закон Регрессии

Златой Порядок, установленный Марикой, функционирует как теологическая система с собственным Священным Писанием, иерархией священников (жрецы Двух Пальцев) и ритуалами (захоронение у корней древа для передачи душ)

Original size 1000x563

Игрок сидит у костра с «благодатью»

Марика становится посредником между Великой Волей и людьми — аналогично тому, как Христос выступает посредником между Богом и человечеством. Она дарует благодать — божественное благословение, визуально проявляющееся как золотое свечение в глазах.

Однако параллель с Христом здесь инвертируется. Если Христос приносит себя в жертву ради искупления человечества, то Марика приносит в жертву других (Роговестов) ради собственного возвышения

III. Дети и консорты — множественность божественного

Марика избирает двух консортов, которые становятся Элден Лордами — правителями Междуземья рядом с ней.

0

Годфри Первый Лорд Элдена

Радагон из Золотого Порядка

Годфри — первый Элден Лорд, воплощение силы и завоеваний. Марика находит его на гладиаторской арене, даёт ему титул и зверя-советника, чтобы сдерживать его ярость. Годфри ведёт войны против драконов, огненных гигантов и других врагов Златого Порядка.

Радагон — второй консорт, рыжеволосый герой, который сначала женился на Реннале, королеве Карии, но затем бросил её по велению Марики и стал новым Элден Лордом.

-Раскол Elden Ring и крушение божественного порядка

Original size 480x204

Марика разбивает кольцо Элдена

Здесь кроется одна из величайших тайн игры: Марика и Радагон — одно существо. Они воплощают дуальность внутри божества: Марика стремится разрушить Elden Ring, Радагон пытается его восстановить.

Центральное событие игры — Раскол — момент, когда Марика разбивает Elden Ring молотом. Это действие разрушает законы мироздания и запускает войну между её детьми за осколки божественной силы.

post

После Раскола Марика распята внутри Златого древа — визуальный образ, прямо отсылающий к Распятию. Однако здесь Распятие не искупает, а наказывает. Марика буквально пригвождена к своему творению, оставлена висеть как предостережение о цене богоборчества.

Её тело существует в состоянии вечной агонии, слитое с Радагоном — мужской половиной её сущности

-Наследники Золотого Порядка

Дети Марики — полубоги — представляют собой фрагментированное божественное, где каждый потомок воплощает отдельный аспект религиозной философии. В отличие от монотеистической традиции единого Сына Божьего, здесь божественность множественна и конфликтна.

Годвин Золотой

Original size 1000x429

Годвин Золотой убитый «Чёрными Ножами»

Годвин Золотой — первенец Марики и Годфри, идеальный наследник, воплощение Златого Порядка. Он был любимым сыном, героем войн с драконами, потенциальным преемником Марики.

Original size 480x204

Ночь «Черных Ножей»

В Ночь Чёрных Ножей Годвин был убит клинком, пропитанным Руной Смерти. Однако его смерть была неполной — умерла только душа, тело продолжило расти, превращаясь в чудовищную раковую опухоль, прорастающую корнями по всему Междуземью.

Культ, возникший вокруг Годвина, почитает его как божество смерти, а «живущие в смерти» становятся его невольными последователями. Однако Златой Порядок отвергает их, проводя охоту и уничтожение.

Морготт и Мог

Морготт и Мог — близнецы, рождённые от Марики и Годфри с рогами — знаками старого порядка. Из-за этого они были заточены в канализации под столицей Лейнделл, став живым напоминанием о том, что даже богиня не может полностью контролировать свои творения.

Original size 1000x563

Морготт Король Знамений

Морготт принимает своё проклятие и становится ярым защитником Златого Порядка, несмотря на то что сам Порядок отвергает его. Он охраняет Златое древо от всех, кто пытается его достичь, веруя, что лишь так сможет искупить своё существование.

post

Мог, напротив, отвергает Златой Порядок и основывает собственный культ. Он служит Внешнему Богу крови, и стремится создать новый мировой порядок через кровавые ритуалы.

Морготт и Мог представляют теологию отвержения и принятия. Морготт пытается заслужить любовь системы, которая его ненавидит. Мог создаёт альтернативную систему, где отверженные становятся избранными

Микелла и Маления

Микелла и Маления — близнецы, рождённые от Марики и Радагона. Оба прокляты: Микелла застыл в теле ребёнка, никогда не взрослея; Маления поражена Алой Гнилью — божественной болезнью, разъедающей её тело.

Original size 1000x484

Микелла в руках Мога

post

Микелла Неомрачённый — гений, создавший Неосквернённое Золото для сопротивления влиянию Внешних Богов. Он пытается излечить сестру, создать новый порядок, свободный от манипуляций божеств.

Маления, Клинок Микеллы — величайший воин Междуземья, которая «никогда не знала поражения». Однако в битве с Раданом она выпускает Алую Гниль, превращая целый регион «Звёздные пустоши» в выжженную гнилую пустошь. После этого она впадает в кому и превращается в Богиню Гнили.

Original size 480x270

Маления заражает Радана гнилью

Микелла и Маления представляют теологию жертвы и трансформации. Оба жертвуют собой ради высшей цели, но их жертвы приводят не к искуплению, а к дальнейшему разрушению. Микелла теряет человечность в погоне за божественностью, Маления становится воплощением чумы, которую пыталась преодолеть

Ренни

Original size 480x204

Ренни Колдунья

Ренни Колдунья — дочь Радагона и Реналы, одна из немногих, кто активно восстаёт против системы. Она была избрана Двумя Пальцами как кандидат на роль нового бога, но отвергла эту судьбу.

Ренни организовала Ночь Чёрных Ножей, в которую был убит Годвин. Одновременно она убила собственное тело, освободив душу от контроля Двух Пальцев. Теперь она существует как призрак в кукольном теле.

post

Ренни представляет путь отвержения божественного контроля — она буквально убивает свою связь с богами, чтобы обрести свободу воли.

В одной из концовок игры Ренни становит новым богом, но уводит Elden Ring и всех богов в космос, делая их недоступными для людей. Это теология отсутствия — мир управляется не божественной волей, а человеческой свободой.

Радан и Рикард

Original size 480x270

Радан Бич Звёзд

Радан — сын Радагона и Ренналы, могучий воин, который научился гравитационной магии, чтобы продолжать ездить на любимом коне, несмотря на свой гигантский рост. Он удерживает звёзды на месте своей магией, предотвращая судьбы, связанные с их движением.

post

Рикард — брат Радана, который скормил себя гигантскому змею, слившись с ним. Он основал Вулканово Поместье — культ, посвящённый пожиранию богов и разрушению Златого Порядка.

Оба представляют теологию богоубийства через поглощение — они буквально пожирают силу других, чтобы уничтожить систему изнутри

Original size 480x270

Маления в битве с Раданом

Дети Марики представляют множественность божественного — каждый выбирает свой путь: преданность (Морготт), революция (Мог), сострадание (Микелла), богоборчество (Ренни), пожирание (Рикард и Радан). Междуземье — это пространство, где все эти философии сражаются за право определять будущее

IV. Культы и вера — от единой религии к плюрализму

-Златой Порядок

post

Златой Порядок — официальная религия Междуземья, установленная Марикой. Его священники — Фундаменталисты — изучают законы Elden Ring как священные тексты и практикуют магию на основе этих законов.

Однако Златой Порядок построен на исключении и преследовании. Знамения (рогатые существа), «живущие в смерти», пользователи огненной магии — все они объявлены еретиками и подвергаются охоте.

-Культ Смерти

Original size 993x474

Фиа Спутница Мёртвых

post

Фиа, Спутница Мёртвых — создаёт Руну Принца Смерти, которая узаконивает существование «живущих в смерти» и делает смерть снова частью мирового порядка.

Культ Фии представляет теологию смерти как благословения — смерть не проклятие, а освобождение от бесконечного существования.

-Культ Крови

post

Мог, Лорд Крови основывает Династию Крови, поклоняясь Внешнему Богу, который питается кровью и страданием.

Ритуалы культа включают кровопускание, жертвоприношения и проклятия крови. Мог похищает спящего Микеллу, пытаясь сделать его своим консортом и родить новую эру через кровавый обряд.

-Культ Гнили

Original size 745x1067

Портрет богини Малении

Маления невольно становится центром культа Алой Гнили — божества разложения и возрождения. После её превращения в Богиню Гнили в регионе «Звёздная пустошь» возникают последователи, почитающие гниль как форму очищения через разрушение.

-Культ Трёх Пальцев

0

Три Пальца

Концовка Владыки Огня

Три Пальца — антипод Двух Пальцев, представляют — силу хаоса, которая стремится сжечь всё сущее и вернуть мир в состояние Единого Целого. Последователи верят, что жизнь — это ошибка, страдание — неизбежно, и единственное спасение — уничтожить само существование.

Одна из концовок позволяет игроку буквально сжечь мир дотла — это эсхатологическая концовка, где спасение достигается через полное уничтожение.

-Культ Луны

Original size 882x491

Академия Райи Лукарии

Реннала, покинутая Радагоном, продолжает поклоняться Тёмной Луне — божеству, даровавшему ей магию. Академия Райи Лукарии становится центром этого культа, где звёзды и луна почитаются как источники силы.

Культ Луны представляет теологию знания — божественное познаётся через изучение космоса, а не через откровение.

Религиозный ландшафт Elden Ring — это пространство теологической войны, где каждый культ предлагает свою версию спасения, и игрок должен выбрать, какая философия верна. Игра не даёт правильного ответа — все пути легитимны и все трагичны

V. Выводы — теологические вопросы через геймплей

Elden Ring выступает медиумом религиозного опыта, переосмысливая библейские и мифологические мотивы через интерактивный нарратив. Игрок не просто наблюдает за религиозными конфликтами, но активно участвует в них, выбирая между разными теологическими путями

Культы Междуземья отражают плюрализм постхристианского мира — единая религия распалась на множество интерпретаций, каждая из которых предлагает свой путь спасения. Златой Порядок, культ Смерти, Династия Крови — все они легитимны, но трагичны по-своему

Original size 600x338

Одно из множества противостояний на пути игрока

Междуземье — мир после ухода бога, где остатки божественного рассеяны, а культы сражаются за возможность определить смысл бытия. Игрок приходит как Погасший и должен решить: восстановить старый порядок, создать новый или сжечь всё дотла

Original size 600x338

Междуземье

В этом смысле Elden Ring выполняет ту же функцию, что и религиозные тексты — предлагает мифологическую рамку для осмысления экзистенциальных вопросов, но делает это через уникальные возможности интерактивного медиа, где игрок не просто читает о богах, но сам становится актором в теологической драме

Image sources
Show
1.2.

https://eldenring.wiki.fextralife.com/Elden+Ring+Wiki (дата обращения: 19.11.2025).

3.

https://en.bandainamcoent.eu/elden-ring/elden-ring (дата обращения: 19.11.2025).

4.

https://store.steampowered.com/app/1245620/ELDEN_RING/ (дата обращения: 19.11.2025).

5.

https://vk.com/wall-11203119_215724 (дата обращения: 19.11.2025).

6.

https://giphy.com/explore/elden-ring (дата обращения: 19.11.2025).

7.

Собственные скриншоты из игры (дата обращения: 16.11.2025).

Мир после бога: Elden Ring как медиум религиозного опыта
4
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more