Original size 1140x1600

Минимализм vs максимализм

1
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

Современная визуальная среда всё чаще воспринимается как пространство постоянной перегрузки и сенсорного перенасыщения. Каждый день мы сталкиваемся с бесконечным потоком изображений, начиная рекламными баннерами и заканчивая медиа-контентом. Все они конкурируют за внимание, пытаясь захватить взгляд и удержать его хотя бы на несколько секунд. В результате чего наше восприятие работает на пределе, и способность быстро ориентироваться внутри этого шума становится настоящим навыком. В таких условиях особенно важным кажется вопрос:

Какие формы визуального высказывания способны зацепить человека сегодня?

На данный момент можно выделить два ярко выраженных полярных подхода к созданию изобразительной формы — минимализм и максимализм.
Первый стремится к предельной простоте, очищает визуальное поле от лишних деталей и концентрирует внимание зрителя на главном. Он опирается на идею смысловой точности и экономии выразительных средств. Второй же идёт противоположным путём, он насыщает пространство деталями, цветами и формами, создавая выразительную и динамичную среду. Такой язык привлекает внимание за счёт богатства элементов и усиления сенсорного опыта. Оба подхода существуют в одном информационно-насыщенном мире, но воздействуют на зрителя по-разному. И именно это различие становится отправной точкой моего исследования.

Исследование включает четыре главы, каждая из которых раскрывает определённый аспект темы и постепенно подводит к целостному пониманию визуального воздействия минимализма и максимализма. В первой главе я обращаюсь к основам зрительного восприятия и психологии формы. Здесь я рассматриваю, как работает человеческий взгляд, какие механизмы лежат в основе обработки визуальной информации и каким образом когнитивная нагрузка влияет на восприятие изображений различной сложности. Эта часть исследования задаёт теоретическую базу для последующего анализа. Во второй главе я фокусируюсь на минимализме. Меня интересует, каким образом простые структуры и редуцированные формы способны вызывать эмоциональный отклик. Я разбираю, почему минимализм воспринимается цельно и легко, и как его выразительность связана с принципами внимания и упрощения. Третья глава посвящена максимализму. Здесь я обращаюсь к насыщенным композициям. Мне важно показать, как сложные визуальные системы стимулируют внимание и создают глубину восприятия. Четвёртая глава объединяет предыдущие наблюдения и представляет сравнительный анализ двух подходов. На основе примеров я формулирую общие закономерности, выявляю различия и сходства в восприятии минимализма и максимализма и делаю выводы о том, какие задачи каждый из подходов решает наиболее эффективно.

В качестве теоретической базы я буду использовать работы по психологии восприятия и гештальт-психологии. Моя задача заключается в том, чтобы применить существующие теории к анализу конкретного визуального материала. Мне важно показать, как теоретические модели работают в реальном восприятии изображений и каким образом они помогают объяснить различия между подходами к созданию образов. Исходя из этого, я формулирую гипотезу о том, что сила визуального воздействия определяется не степенью сложности изображения сама по себе, а тем, насколько оно соответствует психологическим ожиданиям зрителя и контексту восприятия.

Визуальное восприятие и психология формы

В этой главе я исследую, как функционирует зрительное восприятие человека и какие психологические механизмы участвуют в обработке и интерпретации визуальных образов. Важно понимать, что зритель не просто видит изображение, а активно его осмысливает, стремясь обнаружить структуру и порядок.

Original size 3377x1498

Пит Мондриан, «Композиция с красным, синим и жёлтым», 1930 / Пит Мондриан, «Буги-Вуги на Бродвее», 1942–1943

Original size 3377x849

Андреас Гурски, «Париж, Монпарнас», 1993 / Андреас Гурски, «99 центов», 1999

Зритель инстинктивно объединяет визуальные элементы по цвету, ритму и расположению, замечая повторяющиеся паттерны и создавая внутреннюю структуру восприятия. Даже сложные визуальные потоки обрабатываются мозгом как организованная система, а не как беспорядок. Таким образом, восприятие больше связано с поиском закономерностей, чем с фокусировкой на деталях.

Более того, наш мозг активно интерпретирует сырые зрительные данные. Столкнувшись с неоднозначностью, он пытается собрать из линий и пятен осмысленный объект. Из-за этого, смысл многих изображений зависит от того, какое направление восприятия человек считает наиболее значимым.

Original size 3377x1131

Эдгар Рубин, «Визуально воспринимаемые фигуры», 1915

В качестве примера можно взять «Визуально воспринимаемые фигуры» Эдгара Рубина. Как только мозг находит удачную гипотезу (О, это ваза!), он на время «залипает» на ней. Но как только эта интерпретация приедается или в поле внимания попадает деталь, противоречащая ей, мозг начинает искать альтернативу (А нет, это два профиля!), и изображение «переворачивается». На этом свойстве мозга строится множество двойственных изображений.

Original size 3377x1704

Казимир Малевич, «Белое на белом», 1918 / Роберт Раушенберг, «Белые картины», 1951

Произведения Малевича и Раушенберга демонстрируют, что зритель пытается интерпретировать даже незначительные различия в оттенках или линиях как некую структуру. Это понятие из гештальт-психологии под названием «Фигура-фон», оно описывает базовый принцип организации восприятия. Мы отделяем объект (фигуру) от заднего плана (фона). В итоге этот принцип определяет стремление глаза к упорядоченным и лёгким для восприятия формам.

Original size 3377x1483

Сер Хуан Чжэн, Логотип WWF, 1961 / Пол Рэнд, Логотип IBM, 1972

Логотипы WWF и IBM иллюстрируют принцип замкнутости, где зритель достраивает недостающие части изображения. Это свидетельствует о том, что мозг стремится к целостному восприятию, даже когда визуальной информации недостаточно. В итоге можно сказать, что восприятие не просто отображает форму, а активно её создает.

Original size 3377x2103

Йозеф Мюллер-Брокманн, «Бетховен», 1955 / Йозеф Мюллер-Брокманн, «Musica Viva», 1959

Диагонали, перспектива и векторные направления направляют взгляд зрителя. Это означает, что композиция влияет на внимание зрителя независимо от его желания.

Минимализм

Минимализм — это не про отсутствие выразительности, а про редукцию до смыслового ядра, где каждый элемент работает точнее и сильнее благодаря своему одиночеству.

Original size 3156x843

Фрэнк Стелла — «Перекресток Делавэр», 1961 / Эллсуорт Келли, «Красный, синий, зеленый», 1963 / Агнес Мартин, «Ночное море», 1963

Отсутствие второстепенных элементов заставляет зрителя концентрироваться на главном, а именно на линиях, форме и цвете.

Original size 3495x803

Логотип Apple, 1976 — 2007

Минимум информации = максимум внимания к структуре.

Original size 3153x1030

Майкл Кенна, «Румяна», этюд 85, 1995 / Майкл Кенна, «Румяна», этюд 9, 1993 / Майкл Кенна, «Румяна», этюд 74, 1994

Original size 3153x795

Хироши Сугимото, Карибское море, Ямайка, 1980 / Хироши Сугимото, Лигурийское море, Савиоре, 1993 / Хироши Сугимото, Балтийское море, остров Рюген, 1996

Минимализм упрощает процесс восприятия, глаз зрителя быстрее считывает композицию, не тратя усилий на фильтрацию лишних деталей. При этом недостаток визуальной информации создаёт психологический эффект «минимального раздражителя», при котором человек испытывает эстетическое удовольствие от ясности. Мозг ценит предсказуемость и порядок. Чистая, лишенная хаоса композиция вызывает чувство спокойствия и удовлетворения.

Человек склонен выбирать путь, требующий наименьших затрат энергии и усилий.

Original size 3166x662

Тадао Андо, Церковь света, 1987 — 1989

Original size 3162x630

Мис ван дер Роэ, Дом Фарнсуорта, 1951

В отличие от визуальной насыщенности, минимализм не пытается «эмоционально захватить» зрителя, он делает акцент на базовых инстинктах человека, выбирать самый простой и понятный путь.

Максимализм

Визуальная сложность не является хаосом по умолчанию. Это управляемый хаос, который создает высокий уровень сенсорной стимуляции, заставляя зрителя активно исследовать изображение и испытывать интенсивные эмоции.

Original size 3375x1507

Джексон Поллок, «Номер 5», 1948

Original size 3377x1570

Иероним Босх, «Сад земных наслаждений», 1500-1510

Большое количество деталей, фигур и микросюжетов заставляет зрителя постоянно сканировать изображение. Таким образом, максимализм вызывает повышенную когнитивную активность, где зритель «собирает» смысл произведения из множества фрагментов.

Original size 3376x1582

Уэс Уилсон, плакаты, 1960-е

Original size 3377x1437

Дэвид Карсон, плакаты

Сложные фактуры, насыщенные цвета, обилие текстур и мелких элементов вызывают сенсорное возбуждение и эмоциональный подъём.

Original size 3376x733

Алекс Уэбб, La calle, Оахака, штат Оахака, Мексика, 1990 год / Алекс Уэбб, La calle, Леон, Гуанахуато, Мексика, 1987 / Алекс Уэбб, La calle, Тихуана, Нижняя Калифорния, Мексика, 1991

Original size 3376x737

Алекс Уэбб, Страдание света, Бомбардополис, Гаити, 1986 / Алекс Уэбб, Страдание света, Гавана, 2000 / Алекс Уэбб, Страдание света, Санто-Доминго, Доминиканская Республика, 1980

Максимализм = визуальный стимулятор.

Original size 3535x865

Антонио Гауди, собор Саграда Фамилия, Барселона, 1882

Original size 3376x1144

Карло Мадерна, Санта-Мария-делла-Виттория, Рим, 1605-1620

Только изобилие деталей создает ощущение многоуровневого сообщения, заставляя зрителя задерживаться у произведения дольше.

Психологическое сравнение воздействия

Эта глава посвящена сравнительному анализу минимализма и максимализма. На основе парных визуальных материалов показывается, как две противоположные стратегии по-разному воздействуют на зрителя.

Original size 2936x1140

Казимир Малевич, «Черный квадрат», 1915 / Василий Кандинский, «Композиция VII», 1913

Original size 2798x805

Шигао Фукая, плакаты, 1990-е / Тибор Кальман, плакаты, 1990-е

Original size 2809x917

Майкл Кенна, Электростанция Чапел-Кросс, участок 4, Дамфрис, Шотландия, 1986 / Рагху Рай, Бал Кешав Теккерей, основатель партии «Шив Сена», Мумбаи, Индия, 2010

Original size 2795x823

Джон Поусон и Клаудио Сильвестрин, дом Нойендорф, 1991 / Фриденсрайх Хундертвассер, дом Wohnen unterm Regenturm, 1991-1994

Минимализм акцентирует внимание за счёт пустоты, простоты и структурной ясности, в то время как максимализм вовлекает зрителя через множественность элементов, сенсорную насыщенность и символическую многослойность.

Заключение

Минимализм и максимализм обладают разными моделями воздействия на зрителя, и эффективность каждого подхода определяется не только художественными, но и психологическими и социальными факторами. Анализ материалов из области искусства, дизайна, фотографии и демонстрирует, что оба стиля могут быть выразительными, однако работают в абсолютно различных режимах восприятия.

Минимализм воздействует за счёт простоты, ясной структуры и визуальной экономии. Он понятен с первого взгляда, зритель мгновенно считывает основную идею или объект, не испытывая когнитивного перенасыщения. Эта прямолинейность восприятия делает минимализм особенно востребованным в коммерческой и коммуникационной среде, например в рекламе, брендинге или интерфейсе. В условиях постоянного информационного потока минималистичные решения позволяют экономить зрительное внимание и время, что становится ключевым преимуществом. В современном мире, где время превращается в главную валюту, способность быстро и чисто передавать смысл делает минимализм наиболее актуальной визуальной стратегией.

Максимализм, напротив, предполагает более длительное взаимодействие и требует от зрителя усилий для расшифровки деталей, символов и композиционных уровней. Максималистичные образы создают своеобразный «визуальный шум», из-за которого внимание распределяется неравномерно, а смысл считывается постепенно. Это делает максимализм менее эффективным для задач моментальной коммуникации, но более мощной в ситуациях, где важны эмоциональное погружение, драматизация и многослойная интерпретация.

Таким образом, сравнение двух подходов показывает, что их сила неравномерно распределяется в зависимости от актуальных условий восприятия. Минимализм оказывается более прикладным и востребованным в современном визуальном поле, где ценится скорость и понятность. Максимализм же сохраняет свою значимость в тех областях, где зрителю предлагается глубокий опыт, требующий времени и включённого внимания. Обе стратегии остаются полноценными инструментами визуального воздействия, однако их эффективность определяется задачами и контекстом применения.

Image sources
Show
1.

https://ru.pinterest.com/pin/301670875062339070/ (дата обращения 06.11.25)

2.3.

https://ru.pinterest.com/pin/327636941612478856/ (дата обращения 06.11.25)

4.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрный_квадрат (дата обращения 06.11.25)

5.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Рубин, _Эдгар (дата обращения 06.11.25)

6.

https://ru.pinterest.com/pin/597501075580546660/ (дата обращения 06.11.25)

7.8.9.

https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.61562743-69172fad-29caa363-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/ Josef_Müller-Brockmann#/media/File: Musica_Viva._Müller-Brockmann.jpg (дата обращения 06.11.25)

10.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Белое_на_белом (дата обращения 06.11.25)

11.

https://ru.wikipedia.org/wiki/99_центов (дата обращения 06.11.25)

12.

https://en.wikipedia.org/wiki/99_Cent_(photograph) (дата обращения 06.11.25)

13.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Белое_на_белом (дата обращения 06.11.25)

14.15.16.

https://www.sfmoma.org/artwork/FC.459/ (дата обращения 09.11.25)

17.

https://ellsworthkelly.org/work/red-blue-green/ (дата обращения 09.11.25)

18.19.

https://monovisions.com/michael-kenna-rouge/ (дата обращения 09.11.25)

20.21.

https://www.sugimotohiroshi.com/seascapes-1 (дата обращения 09.11.25)

22.23.24.25.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дом_Фарнсуорт (дата обращения 09.11.25)

26.27.

https://ru.pinterest.com/pin/1196337398506756/ (дата обращения 09.11.25)

28.

https://ru.pinterest.com/pin/224968943881652991/ (дата обращения 09.11.25)

29.

https://ru.pinterest.com/pin/155303887847794595/ (дата обращения 09.11.25)

30.

https://ru.pinterest.com/pin/195554808791217532/ (дата обращения 09.11.25)

31.

https://ru.pinterest.com/pin/429953095685700681/ (дата обращения 09.11.25)

32.33.34.35.36.37.

https://www.artymag.ir/en/galleries/QAlt/ (дата обращения 19.11.25)

38.

https://kochgallery.com/artists/alex-webb/ (дата обращения 19.11.25)

39.

https://ru.pinterest.com/pin/760897299538829073/ (дата обращения 19.11.25)

40.

https://ru.pinterest.com/pin/8655424269267335/ (дата обращения 19.11.25)

41.

https://ru.pinterest.com/pin/105412447522465100/ (дата обращения 19.11.25)

42.43.44.45.

https://www.michaelkenna.com/gallery.php?id=34 (дата обращения 19.11.25)

46.47.

https://archeyes.com/neuendorf-house/ (дата обращения 19.11.25)

48.
Минимализм vs максимализм
1
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more