Original size 1140x1600

Медитативность в тансэкхва — соприкосновение внешнего и внутреннего

PROTECT STATUS: not protected
97
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

Тансэкхва (с корейского — 단색화) — модернистское направление в искусстве Южной Кореи, возникшее во второй половине двадцатого века. В переводе с корейского языка тансэкхва — «монохромная живопись», и именно она стала первым современным жанром в южнокорейском искусстве.

К тансэкхва южнокорейские художники пришли через рефлексию, возникшую в результате тяжелых исторических событий — японской оккупации, Второй мировой войны и разделении Кореи на два государства — северное и южное. Сама «монохромная живопись» образовалась под влиянием экспрессионизма в 1950-х годах и геометрической абстракции в 1960-х годах, а затем — под влиянием минимализма и концептуализма. Однако южнокорейские авторы старались отвергать западные мотивы и устремлялись к традиционным, желая установить национальную идентичность в столь сложное для них время.

Европейское искусство безусловно повлияло на становление тансэкхвы — например, об этом говорит визуальное сходство западного минимализма и южнокорейской «монохромной живописи» — но корейское искусство намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Здесь важен не результат, а сам процесс, медитативно сказывающийся как на авторе, так и на зрителе. Художники тансэкхва также отходили от западного материализма и обращались к традиционному мотиву — соприкосновению с природой. Именно в этом раскрывается национальная эстетика Кореи — в гармонии с окружающим миром, в объединении с ним.

В этом визуальном исследовании я хочу углубиться в процесс создания произведений тансэкхва и изучить глубокую связь жанра с рефлексией, духовным аскетизмом и медитативной стороной самого искусства. В монохромной южнокорейской живописи устанавливается связь между произведением и зрителем, который входит в медитативное состояние, рассматривая картину под влиянием собственного опыта, эмоций и чувств. Однако это происходит не только со зрителем, но и с автором. Я также хочу рассмотреть способы взаимодействия художника со зрителем — какие приемы, методы и материалы он использует, чтобы передать рефлексирующую и медитативную атмосферу.

В исследовании я рассмотрю несколько ключевых факторов, влияющих на эффект медитативности картин и для автора, и для зрителя.

Со стороны художника важно обратить внимание на техническую часть исполнения — на сам процесс и на материалы, которые были использованы. В первую очередь тансэкхва — про взаимодействие автора и его произведения, поэтому ключевым аспектом направления остается процесс работы над полотнами.

Со стороны зрителя также важно проанализировать то, что видит человек перед собой и как это преподнесено самим автором — то есть рассмотреть визуальную и смысловую оболочку произведений, которые погружают в себя зрителя и дают «пищу для размышлений».

Так как тансэкхва до сих пор остается важным направлением в южнокорейском искусстве, я возьму за основу картины, появившиеся не только при зарождении жанра, но и в нынешней современности.

Медитативность процесса

Принцип повторения

Процесс создания картин в тансэкхва весьма медитативен. Это не обычный процесс работы над произведением, а полноценная духовная практика аскетизма.

Хоть «монохромная живопись» и схожа визуальна с минимализмом, главное ее отличие от западного направления — акцент на процессе, который проявлялся в монотонных действиях художников. Именно этот метод становится медитацией для авторов, работающих в направлении тансэкхва.

Original size 3157x1171

Слева: Пак Со Бо, «Критика No. 8-74», 1974; справа: Пак Со Бо «Критика No. 10-78», 1978

Пак Со Бо — один из ключевых представителей южнокорейского направления тансэкхва. Его работы объединяют в себе традиционный корейский дух и западную абстракцию — все, что подразумевает собой сама «монохромная живопись».

Художник считал, что необходимо освободить свое сознание от лишних мыслей и медитативно погружаться в сам процесс. Такое авторское мировоззрение раскрывается в его работах — в монотонных, размеренных и продуманных действиях на полотнах.

Для художника повторение действий — главного приема в тансэкхва — было медитативным процессом. «Акт повторения» для Пак Со Бо «означает вход в царство экстазиса, а также опустошение себя». Повторяющиеся линии (и другие фигуры) в работах художника будто раскрывают его «я» и подчеркивают, как во время процесса работы над картинами автор становится с ними одним целом, отбрасывая мысли о происходящем вокруг — совсем как во время медитации.

Original size 2500x1688

Пак Со Бо, «Критика No. 080903», 2008

Original size 2500x1853

Пак Со Бо, «Критика No. 013-87», 1987

Original size 1600x1158

Пак Со Бо, «Критика No. 120501», 2012

Этого принципа придерживались и другие авторы тансэкхва. Для всех них был в первую очередь важен размеренный процесс повторяющихся «мазков», заставляющий концентрироваться на работе и погружаться в подобие медитации и осознанно подходить к созданию полотно.

Original size 4266x1493

Слева: Су Се-Ок, «Люди», ок. 2000; справа: Су Се-Ок, «Человек», 1998

Материалы

Работа с материалами так же важна, как и сам процесс повторяющихся действий автора. Художники тансэкхва становились со своими работами одним целым, входя в медитативное состояние. Они познавали объекты через свойства материалов, с которыми работали.

Ли Уфан — другой южнокорейский художник, относившийся к искусству тансэкхва. Он делал акцент на материалах, с которыми работает, и называл процесс создания картин диалогом между собой и самим материалом. Это отражается как в его творчестве, так и в творчестве других авторов.

Original size 0x0

Ли Уфан, «От точки (No. 78097)», 1978

Через работу с материалами художники Южной Кореи могли напрямую соприкоснуться с природой — важным мотивом в их искусстве, конкретной «азиатской идеей». В этом также раскрывается медитативность для авторов, которые погружались в «царство бесконечности, где человек может постоянно возвращать себя в небытие» — в саму природу. В этом заключается важная идея корейской философии — идея, которой следовали художники тансэкхва. Такое погружение раскрывается в работах авторов через свойства материала и текстуры.

Original size 1000x896

Пак Со Бо, «Критика No. 931204», 1993

Original size 799x598

Чанг Сангва, Без названия 73-A-15, 1973

Original size 3199x2677

Ким Чан Ёль, «Повторение», 2005

Original size 1931x2400

Квон Ён-Ву, неизвестно, ок. 1980

Original size 1440x980

Пак Со Бо, «Критика», 1977

Original size 2423x1368

Слева: Ха Чон Хен, «Соединение 22-19», 2022; справа: Ха Чон Хен, «Соединение 22-58», 2022

Медитативное влияние работ тансэкхва на зрителя

Медитативность тансэкхва влияет не только на автора, увлеченного процессом работы, но и на зрителя через его визуальное восприятие картины. Цвета, формы, фактура — именно через эти (и не только) аспекты полотна в полной мере раскрываются для зрителя, создавая нужный эффект.

Цвет

Тансэкхва в переводе с корейского — «монохромная живопись». Медитативность происходящего на картине передается не только через приемы, которые использует автор в произведении, но и через цветовое решение.

Чаще всего в тансэкхва в работах преобладают «земляные» цвета — через подобный визуальный язык передается связь направления с природой, к объединению с которой стремились многие южнокорейские художники. Несмотря на то, что цвет в работах тансэкхва не играет ключевую роль, он поддерживает общее настроение картины и помогает погрузиться в медитативное состояние.

Original size 2900x1600

Слева: Квон Ен У, неизвестно, 2002; справа: Квон Ен У, неизвестно, ок. 2000

Понимание национальной эстетики — простота, естественность и гармоничность — подчеркивалось художниками монохромной цветовой гаммой, чаще всего — белым, черным или бежевым цветом.

Original size 2418x1367

Юн Хён Гын, «Жженая умбра и ультрамарин», 2003

Original size 1600x1197

Ли Уфан, «С ветрами», 1984

Часто в картинах тансэкхва используются оттенки синих и зеленых цветов. Это — отсылка к земному и водному пространству — вновь погружение в природное начало, медитативно влияющее как на автора, так и на зрителя.

Original size 1090x613

Чон Чхансоп, неизвестно, 1992

Форма

Художники тансэкхва стремились к упрощению форм и их взаимодействию между собой. Живописцы отказывались от изображения предметов, следуя «методам» минимализма и концептуализма и уходя в национальную идентичность и связь с буддистской философией. Направлению тансэкхва и не нужно было изображать предметы — характер форм (мягкий и четкий) и их процесс написания уже создавали нужный рефлексирующий настрой.

Original size 1920x1438

Ли Уфан, «Диалог», 2015

Все формы в картинах художников гармонично переплетаются, что создает, как считал Пак Со Бо, «исцеляющий эффект». Полотно становилось неким пространством, «отдушиной» для зрителя, рассматривающего обилие достаточно простых и связанных между собой форм. Он четко видит медитативный процесс работы самих художников — и сам погружается в подобное состояние.

Original size 1600x812

Ха Чонхюн, «Работа 73-13», 1973

Паттерны, состоящие из простых форм и фигур, раскрывают суть того, что хочет подчеркнуть тансэкхва. Художникам этого направления не нужно доносить какой-то определенный смысл — они хотят, чтобы зритель самостоятельно почувствовал полотно, опираясь на прожитый опыт и эмоции. В этом помогает взаимосвязь форм — они не перегружают зрителя и создают нужный успокаивающий и немного рефлексивный эффект.

Original size 1600x1067

Чон Санхва, Без названия, 2014

Фактура

Старавшиеся приблизиться к природному началу, художники тансэкхва достаточно часто использовали натуральные материалы во время работы над произведениями. В большинстве случаев использовалась ханджи — корейская бумага ручной работы из тутового дерева. Обладающая уникальной текстурой, она добавляет глубины самому полотну.

Original size 2418x1367

Ли Уфан, «Без названия», 1967

Медитативность передается через особые мазки художников, техники исполнения которых были уникальными и в большинстве своем отличались друг от друга. Например, Юн Мён Ро наносил цветные массивные пигменты на полотна, которые впоследствии растрескивались, отсылая к природному началу.

Художники стремились к четкому изображению материальности полотна, в чем помогали фактурность и текстурность. Тансэкхва отказалась от пассивного восприятия искусства — теперь акцент сместился на активное медитативное взаимодействие зрителя с произведением.

Original size 3200x1972

Юн Мён Ро, «Плато MXIV-765», 2014

Original size 1440x1088

Ли Уфан, «От ветра», 1982

Original size 800x599

Ха Чонхюн, «Соединение 09-01», 2009

Заключение

Итак, я проанализировала работы художников тансэкхва и выяснила, за счет чего создается медитативный эффект полотен для обеих сторон — как для автора, так и зрителя.

Для художника, в первую очередь, это сам процесс, а не результат. Автор видит особое медитативное состояние, осознанность действий и возможность рефлексии в работе над полотнами при помощи различных материалов, которые так или иначе отсылают к культурному наследию Кореи или ее национальной эстетике, гармонии с природой.

На зрителя оказывается медитативный эффект, в первую очередь, при помощи визуальной составляющей искусства тансэкхва. Это работа с цветом, различными формами и текстурами.

Bibliography
Show
1.

An Exploration Of ‘Dansaekhwa’ — Korean Monochrome Art // aesence URL: aesence.com (дата обращения: 05.2024)0

2.

The Rise of Dansaekwha // mutualar URL: https://www.mutualart.com/Article/The-Rise-of-Dansaekwha/ (дата обращения: 1).

3.

Искусство тансэкхва, или монохромная корейская живопись // НИУ ВШЭ URL: https://spb.hse.ru/ixtati/news/572.html (дата обращения: 07.05.202.

4.

КОРЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ ТАНСЭКХВА // Студенческий научный форум URL: https://scienceforum.ru/2020/article/201802116(дата обращения: 12.05.202

5.

Dansaekhwa: Korean Monochrome painting // Academia.edu URL: https://www.academia.edu/46124/Dansaekhwa_Korean_Monochrome_painting (дата обращения: 07.02024).

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.

https://www.artsy.net/artwork/lee-ufan-from-point-no-78097-2 (дата обращения: 08.05.2024)

9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.

https://www.artsy.net/artwork/lee-ufan-untitled-2067 (дата обращения: 13.05.2024)

25.

https://www.artsy.net/artwork/youn-myeung-ro-plateau-mxiv-765 (дата обращения: 08.05.2024)

26.27.

https://www.artsy.net/artwork/ha-chong-hyun-conjunction-09-001 (дата обращения: 07.05.2024)

Медитативность в тансэкхва — соприкосновение внешнего и внутреннего
97
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more