
Концепция
Тансэкхва (с корейского — 단색화) — модернистское направление в искусстве Южной Кореи, возникшее во второй половине двадцатого века. В переводе с корейского языка тансэкхва — «монохромная живопись», и именно она стала первым современным жанром в южнокорейском искусстве.
К тансэкхва южнокорейские художники пришли через рефлексию, возникшую в результате тяжелых исторических событий — японской оккупации, Второй мировой войны и разделении Кореи на два государства — северное и южное. Сама «монохромная живопись» образовалась под влиянием экспрессионизма в 1950-х годах и геометрической абстракции в 1960-х годах, а затем — под влиянием минимализма и концептуализма. Однако южнокорейские авторы старались отвергать западные мотивы и устремлялись к традиционным, желая установить национальную идентичность в столь сложное для них время.
Европейское искусство безусловно повлияло на становление тансэкхвы — например, об этом говорит визуальное сходство западного минимализма и южнокорейской «монохромной живописи» — но корейское искусство намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Здесь важен не результат, а сам процесс, медитативно сказывающийся как на авторе, так и на зрителе. Художники тансэкхва также отходили от западного материализма и обращались к традиционному мотиву — соприкосновению с природой. Именно в этом раскрывается национальная эстетика Кореи — в гармонии с окружающим миром, в объединении с ним.
В этом визуальном исследовании я хочу углубиться в процесс создания произведений тансэкхва и изучить глубокую связь жанра с рефлексией, духовным аскетизмом и медитативной стороной самого искусства. В монохромной южнокорейской живописи устанавливается связь между произведением и зрителем, который входит в медитативное состояние, рассматривая картину под влиянием собственного опыта, эмоций и чувств. Однако это происходит не только со зрителем, но и с автором. Я также хочу рассмотреть способы взаимодействия художника со зрителем — какие приемы, методы и материалы он использует, чтобы передать рефлексирующую и медитативную атмосферу.
В исследовании я рассмотрю несколько ключевых факторов, влияющих на эффект медитативности картин и для автора, и для зрителя.
Со стороны художника важно обратить внимание на техническую часть исполнения — на сам процесс и на материалы, которые были использованы. В первую очередь тансэкхва — про взаимодействие автора и его произведения, поэтому ключевым аспектом направления остается процесс работы над полотнами.
Со стороны зрителя также важно проанализировать то, что видит человек перед собой и как это преподнесено самим автором — то есть рассмотреть визуальную и смысловую оболочку произведений, которые погружают в себя зрителя и дают «пищу для размышлений».
Так как тансэкхва до сих пор остается важным направлением в южнокорейском искусстве, я возьму за основу картины, появившиеся не только при зарождении жанра, но и в нынешней современности.
Медитативность процесса
Принцип повторения
Процесс создания картин в тансэкхва весьма медитативен. Это не обычный процесс работы над произведением, а полноценная духовная практика аскетизма.
Хоть «монохромная живопись» и схожа визуальна с минимализмом, главное ее отличие от западного направления — акцент на процессе, который проявлялся в монотонных действиях художников. Именно этот метод становится медитацией для авторов, работающих в направлении тансэкхва.
Слева: Пак Со Бо, «Критика No. 8-74», 1974; справа: Пак Со Бо «Критика No. 10-78», 1978
Пак Со Бо — один из ключевых представителей южнокорейского направления тансэкхва. Его работы объединяют в себе традиционный корейский дух и западную абстракцию — все, что подразумевает собой сама «монохромная живопись».
Художник считал, что необходимо освободить свое сознание от лишних мыслей и медитативно погружаться в сам процесс. Такое авторское мировоззрение раскрывается в его работах — в монотонных, размеренных и продуманных действиях на полотнах.
Для художника повторение действий — главного приема в тансэкхва — было медитативным процессом. «Акт повторения» для Пак Со Бо «означает вход в царство экстазиса, а также опустошение себя». Повторяющиеся линии (и другие фигуры) в работах художника будто раскрывают его «я» и подчеркивают, как во время процесса работы над картинами автор становится с ними одним целом, отбрасывая мысли о происходящем вокруг — совсем как во время медитации.
Пак Со Бо, «Критика No. 080903», 2008
Пак Со Бо, «Критика No. 013-87», 1987
Пак Со Бо, «Критика No. 120501», 2012
Этого принципа придерживались и другие авторы тансэкхва. Для всех них был в первую очередь важен размеренный процесс повторяющихся «мазков», заставляющий концентрироваться на работе и погружаться в подобие медитации и осознанно подходить к созданию полотно.
Слева: Су Се-Ок, «Люди», ок. 2000; справа: Су Се-Ок, «Человек», 1998
Материалы
Работа с материалами так же важна, как и сам процесс повторяющихся действий автора. Художники тансэкхва становились со своими работами одним целым, входя в медитативное состояние. Они познавали объекты через свойства материалов, с которыми работали.
Ли Уфан — другой южнокорейский художник, относившийся к искусству тансэкхва. Он делал акцент на материалах, с которыми работает, и называл процесс создания картин диалогом между собой и самим материалом. Это отражается как в его творчестве, так и в творчестве других авторов.
Ли Уфан, «От точки (No. 78097)», 1978
Через работу с материалами художники Южной Кореи могли напрямую соприкоснуться с природой — важным мотивом в их искусстве, конкретной «азиатской идеей». В этом также раскрывается медитативность для авторов, которые погружались в «царство бесконечности, где человек может постоянно возвращать себя в небытие» — в саму природу. В этом заключается важная идея корейской философии — идея, которой следовали художники тансэкхва. Такое погружение раскрывается в работах авторов через свойства материала и текстуры.
Пак Со Бо, «Критика No. 931204», 1993
Чанг Сангва, Без названия 73-A-15, 1973
Ким Чан Ёль, «Повторение», 2005
Квон Ён-Ву, неизвестно, ок. 1980
Пак Со Бо, «Критика», 1977
Слева: Ха Чон Хен, «Соединение 22-19», 2022; справа: Ха Чон Хен, «Соединение 22-58», 2022
Медитативное влияние работ тансэкхва на зрителя
Медитативность тансэкхва влияет не только на автора, увлеченного процессом работы, но и на зрителя через его визуальное восприятие картины. Цвета, формы, фактура — именно через эти (и не только) аспекты полотна в полной мере раскрываются для зрителя, создавая нужный эффект.
Цвет
Тансэкхва в переводе с корейского — «монохромная живопись». Медитативность происходящего на картине передается не только через приемы, которые использует автор в произведении, но и через цветовое решение.
Чаще всего в тансэкхва в работах преобладают «земляные» цвета — через подобный визуальный язык передается связь направления с природой, к объединению с которой стремились многие южнокорейские художники. Несмотря на то, что цвет в работах тансэкхва не играет ключевую роль, он поддерживает общее настроение картины и помогает погрузиться в медитативное состояние.
Слева: Квон Ен У, неизвестно, 2002; справа: Квон Ен У, неизвестно, ок. 2000
Понимание национальной эстетики — простота, естественность и гармоничность — подчеркивалось художниками монохромной цветовой гаммой, чаще всего — белым, черным или бежевым цветом.
Юн Хён Гын, «Жженая умбра и ультрамарин», 2003
Ли Уфан, «С ветрами», 1984
Часто в картинах тансэкхва используются оттенки синих и зеленых цветов. Это — отсылка к земному и водному пространству — вновь погружение в природное начало, медитативно влияющее как на автора, так и на зрителя.
Чон Чхансоп, неизвестно, 1992
Форма
Художники тансэкхва стремились к упрощению форм и их взаимодействию между собой. Живописцы отказывались от изображения предметов, следуя «методам» минимализма и концептуализма и уходя в национальную идентичность и связь с буддистской философией. Направлению тансэкхва и не нужно было изображать предметы — характер форм (мягкий и четкий) и их процесс написания уже создавали нужный рефлексирующий настрой.
Ли Уфан, «Диалог», 2015
Все формы в картинах художников гармонично переплетаются, что создает, как считал Пак Со Бо, «исцеляющий эффект». Полотно становилось неким пространством, «отдушиной» для зрителя, рассматривающего обилие достаточно простых и связанных между собой форм. Он четко видит медитативный процесс работы самих художников — и сам погружается в подобное состояние.
Ха Чонхюн, «Работа 73-13», 1973
Паттерны, состоящие из простых форм и фигур, раскрывают суть того, что хочет подчеркнуть тансэкхва. Художникам этого направления не нужно доносить какой-то определенный смысл — они хотят, чтобы зритель самостоятельно почувствовал полотно, опираясь на прожитый опыт и эмоции. В этом помогает взаимосвязь форм — они не перегружают зрителя и создают нужный успокаивающий и немного рефлексивный эффект.
Чон Санхва, Без названия, 2014
Фактура
Старавшиеся приблизиться к природному началу, художники тансэкхва достаточно часто использовали натуральные материалы во время работы над произведениями. В большинстве случаев использовалась ханджи — корейская бумага ручной работы из тутового дерева. Обладающая уникальной текстурой, она добавляет глубины самому полотну.
Ли Уфан, «Без названия», 1967
Медитативность передается через особые мазки художников, техники исполнения которых были уникальными и в большинстве своем отличались друг от друга. Например, Юн Мён Ро наносил цветные массивные пигменты на полотна, которые впоследствии растрескивались, отсылая к природному началу.
Художники стремились к четкому изображению материальности полотна, в чем помогали фактурность и текстурность. Тансэкхва отказалась от пассивного восприятия искусства — теперь акцент сместился на активное медитативное взаимодействие зрителя с произведением.
Юн Мён Ро, «Плато MXIV-765», 2014
Ли Уфан, «От ветра», 1982
Ха Чонхюн, «Соединение 09-01», 2009
Заключение
Итак, я проанализировала работы художников тансэкхва и выяснила, за счет чего создается медитативный эффект полотен для обеих сторон — как для автора, так и зрителя.
Для художника, в первую очередь, это сам процесс, а не результат. Автор видит особое медитативное состояние, осознанность действий и возможность рефлексии в работе над полотнами при помощи различных материалов, которые так или иначе отсылают к культурному наследию Кореи или ее национальной эстетике, гармонии с природой.
На зрителя оказывается медитативный эффект, в первую очередь, при помощи визуальной составляющей искусства тансэкхва. Это работа с цветом, различными формами и текстурами.
An Exploration Of ‘Dansaekhwa’ — Korean Monochrome Art // aesence URL: aesence.com (дата обращения: 05.2024)0
The Rise of Dansaekwha // mutualar URL: https://www.mutualart.com/Article/The-Rise-of-Dansaekwha/ (дата обращения: 1).
Искусство тансэкхва, или монохромная корейская живопись // НИУ ВШЭ URL: https://spb.hse.ru/ixtati/news/572.html (дата обращения: 07.05.202.
КОРЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ ТАНСЭКХВА // Студенческий научный форум URL: https://scienceforum.ru/2020/article/201802116(дата обращения: 12.05.202
Dansaekhwa: Korean Monochrome painting // Academia.edu URL: https://www.academia.edu/46124/Dansaekhwa_Korean_Monochrome_painting (дата обращения: 07.02024).
https://www.perrotin.com/artists/Seo-Bo_Park/203/ecriture--no-8-74/30892 (дата обращения 12.05.2024)
https://www.artnet.com/artists/park-seo-bo/ecriture-no-10-78-ioEuWMFzLF8TTD5eONcp6A2 (дата обращения 12.05.2024)
https://www.artnet.com/artists/park-seo-bo/ecriture-no-080903-zBUTZFSW9ZHUmOKp5rKW4Q2 (дата обращения: 11.05.2024)
https://www.artnet.com/artists/park-seo-bo/ecriture-no-013-87-5v5TbnoD5SQUOfUKLZI1qw2 (дата обращения: 11.05.2024)
https://www.perrotin.com/artists/Seo-Bo_Park/203/ecriture--no-120501/44142 (дата обращения: 11.05.2024)
https://ocula.com/art-galleries/lehmann-maupin/artworks/suh-se-ok/people-(14)/ (дата обращения: 08.05.2024)
https://ocula.com/art-galleries/lehmann-maupin/artworks/suh-se-ok/person-(6)/ (дата обращения: 08.05.2024)
https://www.artsy.net/artwork/lee-ufan-from-point-no-78097-2 (дата обращения: 08.05.2024)
https://publicdelivery.org/park-seo-bo-ecriture/#Video_Park_SeoBo_documentary (дата обращения: 08.05.2024)
https://hyundaihwarang.com/en/?c=exhibition&s=1&mode=past&gbn=slider&ix=144 (дата обращения: 14.05.2024)
https://ocula.com/art-galleries/dep-art/artworks/kim-tschang-yeul/recurrence-(7)/ (дата обращения: 14.05.2024)
https://tinakimgallery.com/viewing-room/29-kwon-young-woo-1926-2013-gestures-in-hanji/ (дата обращения: 14.05.2024)
https://www.arariogallery.com/artworks/12488-park-seo-bo-ecriture-1977/ (дата обращения: 11.05.2024)
https://www.aesence.com/6-formative-artists-of-the-dansaekhwa-movement/ (дата обращения: 12.05.2024)
https://www.aesence.com/6-formative-artists-of-the-dansaekhwa-movement/ (дата обращения: 12.05.2024)
https://tinakimgallery.com/content/feature/805/artworks-9785-kwon-young-woo-untitled-2002/ (дата обращения: 14.05.2024)
https://tinakimgallery.com/content/feature/805/artworks-9786-kwon-young-woo-untitled-c.-2000s/ (дата обращения: 14.05.2024)
https://www.artsy.net/artwork/yun-hyong-keun-burnt-umber-and-ultramarine-2058 (дата обращения: 13.05.2024)
https://www.rencontres-arles.com/en/expositions/view/519/lee-ufan#gallery (дата обращения: 14.05.2024)
https://dailyartfair.com/exhibition/4770/chung-chang-sup-perrotin (дата обращения: 13.05.2024)
https://www.mutualart.com/Artwork/Dialogue/9DD69F1B548EC7518052FA7F0AD6D226 (дата обращения: 13.05.2024)
https://www.guggenheim.org/teaching-materials/teaching-modern-and-contemporary-asian-art/ha-chong-hyun-%ED%95%98%EC%A2%85%ED%98%84?gallery=ha-chong-hyun-work-73-13-view-1 (дата обращения: 13.05.2024)
https://www.mutualart.com/Artwork/Untitled-2014-3-26/B49D7E0BB355A9C86CFEC4695FDB9947 (дата обращения: 14.05.2024)
https://www.artsy.net/artwork/lee-ufan-untitled-2067 (дата обращения: 13.05.2024)
https://www.artsy.net/artwork/youn-myeung-ro-plateau-mxiv-765 (дата обращения: 08.05.2024)
https://artasiapacific.com/people/the-essential-works-of-lee-ufan (дата обращения: 13.05.2024)
https://www.artsy.net/artwork/ha-chong-hyun-conjunction-09-001 (дата обращения: 07.05.2024)