
Введение
Изучая различные техники высокой печати и выполняя первые оттиски, я концентрировалась на физической природе материалов, с которыми мы работали. Мне показалось, что для создания выразительных работ крайне важно понимать, как текстура дерева, плотность линолеума или глубина обреза картона могут стать полноправными соавторами замысла, передавая не только изображение, но и его ощущаемую фактуру. В данном визуальном исследовании я обращаюсь к работам двух авторок, в которых материальность печатной формы и тактильная глубина оттиска играют ключевую роль в создании художественного высказывания.
Мария Якунчикова
Хотя Якунчикова работала и в техниках высокой печати, ее офорты — это гимн сложной, живописной фактуре, достигнутой печатными средствами. Она виртуозно использовала приемы, позволяющие создавать на металлической доске сложнейшие градации тона. В ее оттисках нет резких контуров.

М. В. Якунчикова. Непоправимое [1893–1895]


М. В. Якунчикова Страх. 1890-e. [1893–1895]/М.В. Якунчикова Смерть и цветы [Череп на темно-зеленом фоне с розовыми и белыми цветами] [1893–1895]

М. В. Якунчикова. Запах. 1895
М. В. Якунчикова. Ночной пейзаж [Звездная ночь] [1893–1895]
М. В. Якунчикова. Бретань. Старый приморский городок. 1892
М. В. Якунчикова. Сельское кладбище. Начало 1890-х
Якунчикова доказывает, что тактильность — это не только шероховатость, но и иллюзия мягкости, пушистости и воздушной дымки, достижимая через глубокое понимание химических и физических возможностей печатной формы
Ирина Васильева
Фантазийный мир Ирины Васильевой находит свое идеальное воплощение в материальности линогравюры. Ее работы — это пример того, как техника и фактура становятся прямым выражением содержания.
Ирина Васильева. Ты ушла, любви не понимая. Год создания неизвестен.
Ирина Васильева. Художник и его модель. Год создания неизвестен.
Ирина Васильева. Махно. Год создания неизвестен
Ирина Васильева. Опять грибы. Год создания неизвестен.
В ее работах сразу бросается в глаза «необыденность» образов. Линолеум, легко поддающийся резцу, позволяет создавать четкие формы. При этом Васильева часто оставляет следы работы — жирные, чуть угловатые линии, насыщенные черные плоскости, которые создают ощущение тяжести, как эмоционального окраса для изображаемого материала.
Вывод
Это совершенно разные художницы, и в этом заключается главная ценность их сопоставления. Их различие наглядно демонстрирует, как один и тот же принцип — материальность как соавтор замысла — может порождать абсолютно разные художественные миры в технике высокой печати.