Original size 2001x2560

Масс-медиа и идентичность: визуальный язык поп-арта в работах Энди Уорхола.

3
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Поп- арт появляется, когда граница между искусством и массовой культурой размываются.

big
Original size 5178x565

Рубрикатор

Концепция

1. Медиа как формирователь коллективных желаний. 2. Эстетика поп-арта. 3. «Энди Уорхол — живое воплощение американской мечты…» 4. Энди Уорхол как медиатор между искусством и потреблением. 5. Банки с супом Энди Уорхола как целая эпоха. 6. Вечная молодость и Coca-Cola. 7. Взаимодействие медиа-образа и личной идентичности на примере Мэрилин Монро. 8. Уорхол как бренд и персона самопрезентации.

Заключение Библиографический список

Концепция

Исследование рассматривает работы Энди Уорхола как визуальную систему, которая не просто отражает массовую культуру, но активно формирует способы восприятия идентичности.

Поп-арт у Уорхола — это визуальный анализ того, как масс-медиа создают «узнаваемую личность» через упрощение, тем самым сделав искусство доступным и понятным широкой публике.

Проанализировав поп-арт, ставший культурным феноменом Америки начала 1960-х, мы видим как он стал отражением новой реальности массового потребления. Заимствуя визуальные образы из телевизионного потока, рекламного шума, комиксов и журналов, он создал новый язык красоты, который до сих пор диктует законы моды и остаётся источником вдохновения для современного дизайна.

big
Original size 1040x189

Медиа как формирователь коллективных желаний.

Термин масс-медиа означает любые каналы передачи информации, рассчитанные на массовую аудиторию. Как правило сюда относят: телевидение, радио, газеты, журналы, рекламу и кино. Позднее в этом списке появились интернет и социальные сети.

Масс-медиа производят символы такие как бренды, типажи, модные образы и даже знаменитости. Эти символы постоянно циркулируют в нашем информационном поле, что в свою очередь становятся частью коллективного воображения — своеобразного «фонового знания», что позволяет максимально быстро вписаться в культуру. Эти символы можно рассмотреть на примере кинозвезд, где постоянно транслируется символ успеха, красоты, харизмы. Также если взять символ в виде рекламного слогана, то он проводит четкую ассоциацию с товаром вызывая желание и мечты.

Original size 4106x480

Данную логику Уорхол мастерски использует: он берет уже существующие медиа-образы и делает их ещё более тиражируемыми.

Original size 540x405

Некоторые считают, что масс-медиа не просто показывают желания людей — они конструируют их.

Original size 600x394

К основным механизмам контроля относятся:

1. Повтор. Это когда один и тот же образ, например, лицо Мэрилин Монро повторяется в газетах, передачах, постерах, то в этом случае он становится частью структуры желаний, это приводит к тому, что люди хотят иметь связь с этим образом или быть на него похожим.

2. Идеализация. Медиа, как правило создают привлекательную версию реальности, что приводи к ее идеализации становясь «эталоном».

3. Связывание объекта и эмоций. СМИ учит человека ассоциировать предметы с эмоциями. Например: бренд Coca-Cola- это молодость и дружба, суп Campbell’s = уют и стабильность, а знаменитость = успех и восхищение.

Под таким влиянием медиа формируют не только вкусы, а также эмоциональные шаблоны, которые люди быстро принимают за свои.

Эстетика поп-арта.

Original size 700x700

Эстетика поп-арта — это художественный подход, который позволил переосмыслить визуальный язык массовой культуры, превращая его в искусство.

Original size 2258x284

К особенностям эстетики поп-арта относят:

1. Яркие и контрастные цвета 2. Использование образов массовой культуры 3. Ироничное отношение к потреблению 4. Повторяемость и тиражирование 5. Доступность и простота 6. Культ знаменитостей

Энди Уорхол — американский художник, считающийся одним из основоположников стиля поп-арт в Америке.

Original size 4116x2664

Энди Уорхол на фоне обоев с коровами в своей арт-студии «Серебряная Фабрика» в 1965 году.

«Энди Уорхол — живое воплощение американской мечты, превратившей мальчика из семьи бедных эмигрантов в кумира художественной элиты.»

Столкнувшись с проблемами здоровья в раннем возрасте, Энди Уорхол обратился к искусству как к инструменту самовыражения и общения. Уже в детстве он начал активно осваивать разнообразные художественные техники и материалы, рассматривая их как способ раскрыть свою уникальность и передать внутренний мир.

Original size 526x329

Энди Уорхол. «Портрет актера Руди Валле». 1938 год.

В контексте послевоенного американского общества, где потребительская культура достигла небывалых масштабов, поп-арт сформировался как художественный ответ на её глобальное влияние. Уорхол понимал: медиа производят идентичность как серийный товар, создавая, копируя и монетизируя личные образы. Его произведения демонстрируют, как публичные фигуры превращаются в коммерческие продукты, упакованные и распространяемые на потребительском рынке.

Энди Уорхол как медиатор между искусством и потреблением.

Уорхол стал уникальной фигурой, превратив средства массовой информации в собственный художественный язык, стирая границу между двумя сферами: высокое искусство и массовое потребление. Он встал в центр между двумя мирами, демонстрируя их неразделимость.

«Уорхол вдруг сделал для себя удивительное открытие, что предметом искусства может быть всё, что угодно.»

Original size 700x477

Энди Уорхол работает над созданием изображения Campbell.

Процесс создания серии холстов Campbell

«В 1960 году художник выпустил серию картин с изображением консервной банки с супом Кэмпбелл (Campbell’s Soup Can). Эти работы были выполнены в технике шелкографии (трафаретная печать). Именно так Энди Уорхол мог штамповать по несколько десятков изображений за короткое время.»

0

Выставка «Я, Энди Уорхол», июль 1962 года.

Одно из самых популярных произведений Энди Уорхола, благодаря которому к нему пришло международное признание, была целая серия картин. 32 холста, где на каждом изображена банка супа. Хоть они на первый взгляд кажутся одинаковыми, будто сделаны механически, но при этом каждая картина немного отличается — и не только этикеткой. Перенеся 32 разных вкуса супа Campbell’s на холст, он олицетворил тем самым потребительство и жизнь рабочего класса в США.

Original size 5208x526

«Графический эффект и атмосфера ностальгии — это может быть теми двумя причинами, по которым Уорхол выбрал линейку продуктов Кэмпбелла в качестве своей поп-иконы. Классический дизайн лейбла мало изменился с момента его дебюта на рубеже 20-го века. В том числе домашний, скорописный шрифт „Кэмпбелл“, который, по словам архивиста компании, был очень похож на подпись основателя Джозефа Кэмпбелла.»

0

Выставка Энди Уорхола. 1962 год.

«Я ел его. Один и тот же обед в течение двадцати лет», — сказал Энди Уорхол про суп в банке.

Original size 1320x792

Энди Уорхол. «Банки супа Campbell». 1962 год.

«Хочу ли я стать великим художником? Нет. Лучше уж я стану знаменитым.»

Вечная молодость и Coca-Cola.

Тема Кока-Колы занимает в творчестве Энди Уорхола особое место, так как это не просто напиток, а также мощный символ массовой культуры. В нем совмещаются идеи равенства, потребления и особенно важно, вечной молодости и обновления.

Original size 5208x500

«Ты смотришь телевизор и видишь кока-колу, и ты знаешь, что президент пьет кока-колу, Лиз Тейлор пьет кока-колу, и только подумай — ты тоже можешь пить кока-колу», — говорил художник.

С помощью Кока-Колы можно понять как Уорхол показывает, что массовая культура создаёт иллюзию одинаковых возможностей, где единственный способ приблизиться к звезде- это купить тот же продукт. Это и есть начало культуры «вечной молодости». Все хотят одного и того же — быть «как на экране», всегда свежими, привлекательными и энергичными.

Original size 946x1080

Энди Уорхол. «Три бутылки кока-колы». 1962 год.

Серия " Три бутылки Кока-Колы» и другие его вариации, воспроизводят идеологию молодости через повторяемость бутылок символизируя повторяемость желаний. Крупный формат говорит о визуальное доминирование бренда, а механическую точность — как намёк на стандартизацию культурных моделей.

Все это приводит к выводу, что Кока-Кола является продуктом, который никогда не меняется и дает долю спокойствия, в динамично развивающемся мире.

Original size 3552x2129

Выставка Энди Уорхола. Кока-кола. 1962 год

Взаимодействие медиа-образа и личной идентичности в портретах Мэрилин Монро.

Original size 4936x3571

Энди Уорхол создаёт серию портретов Мэрилин в течение нескольких недель после её смерти.

Это не случайный выбор. Уорхол осознанно выбирает самый медийный образ Мэрилин. Фотография 1953 года, сделанная во время съёмок фильма «Ниагара». Это не портрет живой женщины, а медиа-образ, который уже был общеизвестен, тиражирован, присвоен культурой.

Фотография становится «матрицей», из которой медиа бесконечно производят новые версии одной и той же звезды.

Original size 700x464

В данной картине цвет как инструмент трансформации идентичности. Уорхол накладывает на одно и то же лицо то кислотно-жёлтые, то контрастные розово-голубые, то мрачные чёрно-синие палитры. Изменение цвета меняет эмоциональный код- от гламура до трагичности, тем самым создаёт разные версии одного продукта для разной аудитории.

Мы четко наблюдаем диссонанс между яркостью и трагизмом. С одной стороны Мэрилин улыбается на каждой картине, но с другой за яркостью скрыта её судьба.

Тем самым Уорхол показывает как медиа легко перезаписывают смысл, меняя лишь визуальные параметры.

Уорхол как бренд и персона самопрезентации.

Энди Уорхол стал одним из первых художников XX века, который встроил собственную личность в медийную культуру. Он понимал, что в эпоху телевидения, рекламы и большого количества звёзд просто быть художником уже недостаточно. Нужно быть образом, персонажем, брендом.

Его внешний образ был как узнаваемый бренд. Тщательно контролируемый внешний вид помогал Уорхолу выстроить свою идентичность. Элементы, благодаря которым его можно было узнать: блондированный серебристый парик, тёмные очки, однообразный чёрный гардероб, минимальная мимика и монотонная манера речи, сделали его своего рода логотипом.

Original size 1280x798

Выставка «Я, Энди Уорхол». Июль. 1962 года.

Медийный образ Энди Уорхола — это не просто эксцентричность. Это похоже на продолжение его художественной практики. Прослеживается теория о том, что он делает с собой, то же самое он делает с изображением. Демонстративно убирает эмоциональность, превращает себя в тиражируемый символ. Он сознательно превращал себя в бренд, становясь частью своего визуального исследования. Благодаря всему этому он добился того, что его имя является самостоятельной культурной единицей.

Original size 1540x834

Энди Уорхол сидит в своей студии. Нью-Йорк. 12 апреля 1983 год.

Заключение

Уорхол является ключевой фигурой искусства XX века и одним из первых художников, который понял и показал, как медиа определяют нас, и создал художественный язык, способный эти процессы отображать и критически осмыслять.

Анализируя исследование можно сделать заключение в том, что визуальный язык поп-арта у Энди Уорхола подразумевают под собой оптический инструмент, который раскрывает как медиа создают желания, формируют образ человека, стандартизируя личность и превращая индивидуальность в товар. Все это дает нам проследить за тем, как люди строят массовую идентичность через бесконечные визуальные реплики.

Original size 800x589

Королевская Шотландская академия в Эдинбурге, Шотландия. Выставка Уорхола, посвящённая 20-й годовщине его смерти. Колонны украшены изображениями банок супа Campbell.

Bibliography
Show
1.

Энди Уорхол. Материал сайта // Andy Warhol. — URL: https://andy-warhol.tilda.ws (дата обращения: 19.11.2025).

2.

2. Культурология.РФ. 10 фактов о творчестве Энди Уорхола // Культурология.РФ. — URL: https://kulturologia.ru/blogs/060121/48660/ (дата обращения: 19.11.2025).

3.

3. Энди Уорхол — статьи и материалы // Artchive.ru. — URL: https://artchive.ru/andywarhol (дата обращения: 19.11.2025).

4.

4. 10 культовых картин Энди Уорхола // Skillbox Media. — URL: https://skillbox.ru/media/design/10-kultovyh-kartin-endi-uorhola/ (дата обращения: 19.11.2025).

5.

5. Энди Уорхол — статьи о живописи // Artifex. — URL: https://artifex.ru/живопись/энди-уорхол/ (дата обращения: 19.11.2025).

6.

6. Энди Уорхол стал королём поп-арта // Contented. — URL: https://media.contented.ru/vdohnovenie/istoriya-dizajna/endi-uorhol-stal-korolem-pop-arta/ (дата обращения: 19.11.2025).

7.

7. Энди Уорхол: статья // Дзен. — URL: https://dzen.ru/a/YU3g5osbnCCBU6n6 (дата обращения: 19.11.2025).

8.

8. Энди Уорхол: публикация в ЖЖ // LiveJournal. — URL: https://masterok.livejournal.com/10187859.html (дата обращения: 19.11.2025).

9.

9. Фотографии фабрики Уорхола // Xage.ru. — URL: https://xage.ru/warhols-factory-in-10-pictures-of-nat-finkelstein/ (дата обращения: 19.11.2025).

10.

10. About Andy Warhol // Revolver Gallery. — URL: https://revolverwarholgallery.com/about-andy-warhol/ (дата обращения: 19.11.2025).

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.
Масс-медиа и идентичность: визуальный язык поп-арта в работах Энди Уорхола.
3
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more