Original size 1140x1600

Маска и типаж: комедия дель арте

PROTECT STATUS: not protected
14
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Введение

Эта тема интересна потому что комедия дель арте — одно из самых ярких явлений в истории европейского театра. Возникнув в Италии XVI века, оно не только закрепилось в памяти, как живой театр улиц и площадей, но и оказало сильнейшее влияние на развитие драматургии, актёрской игры, и сценической маски. Она находится в центре этого театрального искусства. Не просто как декоративный элемент, а как ключевой инструмент выражения, который формирует характер, а впоследствии и движение, и голос, и судьбу персонажа. Маска в комедии дель арте служит не для скрытия лица, а для концентрации на образе и типаже, которые актуальны и в современном мире.

Визуальный материал отбирался с упором на историческую достоверность, а конкретнее на фотографии, гравюры и картины того времени, на которых изображены персонажи описываемой комедии или их маски. Из текстового материала выбирались работы, где подробно описывается связь маски с характером, исторические сводки о комедии дель арте и ее истории, также отдельно о персонажах и об их внешнем виде в целом.

Именно через внешний вид рождаются герои, ставшие вечными: хитрый Арлекино, жадный купец Панталоне, хвастливый Капитано, псевдоученый Дотторе и многие другие. Каждая их маска — это готовый социальный портрет, мгновенно узнаваемый зрителем, каждый костюм — визуальная метафора положения в обществе, возраста и моральных ценностей. Маска не ограничивает актёра — она напротив, даёт ему свободу импровизации, поскольку освобождает от необходимости играть эмоции естественно. У лица только одно фиксированное выражение, а значит, выразительность переносится на тело: каждый жест должен быть точным, а походка — характерной. Актёр под маской превращается в живую карикатуру, в олицетворение определённой черты человеческой природы и социального поведения.

Также маска в комедии дель арте — это не только театральный приём. Это что-то вроде культурного кода, отражающего представления эпохи о человеке, власти, любви, деньгах и старении. Через гротескные черты масок зритель сможет увидеть преувеличенные, но знакомые стороны реальности: жадность богачей, лицемерие учёных, глупость и трусость военных, хитрость слуг. Маска позволяет говорить правду, не нарушая приличий — ведь всё происходит под видом игры. Она становится щитом для актёра и зеркалом для общества. С течением времени комедия дель арте повлияла на Мольера, Гольдони, Шекспира, в России на раннюю драматургию А. Сумарокова. Также к образам обращались символисты, к примеру Блок. И сегодня образы комедии дель арте продолжают жить — в кино, мультипликации, моде и даже политической сатире. Но именно в историческом контексте эти маски обретают более полный смысл: они не просто «смешные лица», а результат многовековой театральной традиции, в которой форма служит содержанию, а гротеск становится способом понимания человека.

Данное визуальное исследование ставит своей цель раскрыть связь между маской и типажом в комедии дель арте через анализ её внешних форм. Гипотеза: визуальные черты маски дают зрителю возможность мгновенно прочитать персонажа благодаря внешним стереотипам.

Рубрикатор

(1) Исторический контекст (2) Основные персонажи: их социальные роли и маски  — Арлекино  — Панталоне  — Дотторе  — Капитано  — Бригелла  — Пульчинелла (3) Маска как социальный портрет (4) Заключение

(1) Исторический контекст

Комедия дель арте это вид театральных представлений, рожденный в народных гуляниях на улицах Италии, в основном Венеции и Неаполя. Исполнителями ролей в них были не профессиональные актеры театров, а простые бродячие труппы, в которые объединялись уличные артисты.

Original size 3638x1883

Автор: Микеланджело Черкоцци, картина «Репетиция, или Сцена из комедии дель Арте», между 1630 и 1640 гг

Декорации сцены были минимальными и простыми: пара домиков с балконами и уличная площадь, внимание людей должны были притягивать актеры и их игра. Сюжет спектакля был предсказуем и всегда один и тот же: пара молодых влюбленных хотят быть вместе чему мешают жадные, глупые и вредные старики. Все это превращается в комедию, в финале которой благодаря своим умным, хитрым слугам влюбленные играют свадьбу.

Также был двадцатичетырехчасовой канон, согласно которому спектакль длился около суток. А перед началом артисты выбегали на сцену и устраивали что-то вроде разогрева с музыкой, шутками, шумом и танцами, во время которого уже создавалось настроение для зрителей.

(2) Основные персонажи: их социальные роли и маски

Арлекино

Арлекино это дзанни богатого Панталоне. Всегда носит яркий костюм, состоящий из множества ромбиков, так как сам очень беден и одет будто в сшитые друг между другом заплатки. Нищий персонаж не обучен ни писать ни читать, зато отлично умеет обманывать и воровать. На голове у персонажа фетровый берет, на котором часто красовался кроличий или лисий хвостик.

Original size 2477x1686

Arlechino

Маска Арлекино обычно черного цвета, с неприятными чертами.

Панталоне

Панталоне богатый старик-купец. В постановках часто безрезультатно ухаживает за любовью своего сына, заигрывает со служанкой. Его костюмом были обтягивающие штаны, темный камзол, плащ и остроносые желтые туфли, а на голову была надета феска.

Original size 2477x1686

Pantalone

Маска Панталоне отличалась длинным носом-крючком, на котором иногда были очки, усами и лохматыми бровями. По цвету обычно была коричневой.

Дотторе

Тучный доктор, иногда играет роль родителя одного из влюбленных. Дотторе является отсылкой к студентам Болонского университета: иногда от него можно услышать будто бы очень умные латинские фразы, которые по своей сути бредовые, также часто шутит оскорбительные шутки в сторону женщин. Обычно носит длинную университетскую мантию с шапочкой, бриджи и чулки.

Original size 2477x1686

Dottore

Маска была очень похожей на маску Панталоне. Она также имела седые взъерошенные брови, но прикрывала только лоб и нос, а щеки актеру сильно румянили.

Капитано

Капитано был пародией на наглого, пришедшего издалека вояки, вечно врущего о своих подвигах. В его персонаже часто могли прослеживаться отличительные черты какой-то национальности. В связи с желанием казаться ярче и красивее костюм этого героя всегда отличался нелепостью и вычурностью, как бы слишком преукрашеной формой настоящего военного.

Original size 2477x1686

Capitano

Маска как правило была телесного цвета с торчащими в разные стороны длинными усами и носом.

Бригелла

Коллега Арлекино, тоже является дзанни. Также его часто изображают хозяином таверны. Он хитер, умен и более жесток, чем Арлекино. Очень любит деньги и женщин. Иногда носит при себе гитару и одевается в белый камзол с зелеными полосками.

Original size 2478x1686

Brighella

Маску Бригелла носил как правило зеленую и прикрывала она только половину лица.

Пульчинелла

В разных пьесах мог иметь разные характеры: глупым или ловким, обидчиком или трусом и т. д. В представлении его часто били все, кто выше по иерархии. Одет был как Петрушка: бесформенные рубашка со штанами и длинная нелепая шапка.

Original size 2478x1686

Pulcinella

Маска Пульчинеллы как правило была черной и имела крючковатый нос.

(3) Маска как социальный портрет

Маска Арлекино

Original size 2477x1686

Маска Арлекино

Нос картошкой, вздернутые брови и круглые глаза в маске одного из самых известных героев напрямую говорили зрителям о его задиристом характере. С первого взгляда понятно, что перед нами какой-то забавный крестьянин, над которым можно будет посмеяться. Арлекино имел привычку бить кого-нибудь палкой, и кроме того по одной из версий само его имя происходит от имени одного из демонов ада у Данте (Alichino) Можно сказать, что эту версию подкрепляет еще и цвет маски.

Маска Панталоне

Original size 2048x1536

Маска Панталоне

Огромный нос маски сразу намекал, что персонаж будет совать его куда не стоит. Панталоне в постановках часто безуспешно ухаживал за женщинами и морщины, взлохмаченные брови и шнобель добавляли к его и без того неприятному образу еще больше отвращения. В совокупности с его костюмом она работала еще лучше, ведь с первого взгляда на такие грубые и хаотичные черты понятно, что от этого человека ничего хорошего и приятного не жди.

Маска Дотторе

Original size 2618x1884

Маска Дотторе

Дотторе был большим любителем спиртного и часто на него налегал. Маска закрывала лишь пол лица, чтобы зрители могли видеть красные щеки, показывающие, что персонаж выпил. Так как Доктор часто играл также друга или наоборот соперника Панталоне, поэтому их маски имеют сходство, самое сильное из них это нос. Они оба являлись заносчивыми стариками, неуважающими женщин, что и отразилось на их масках.

Маска Капитано

Original size 2617x1884

Маска Капитано

Маска Капитано сразу показывала зрителям, что словам персонажа скорее всего не стоило бы доверять. Нереальной длинны нос будто отсылал к привычке бесконечно врать и к преувеличению своих достижений. Кроме него на лице красовались длинные усы, пародирующие военных того времени. В отличии от масок о которых говорилось выше, благодаря таким чертам зритель сразу понимал, что перед ним что-то вроде генерала, но хоть он и выглядел настроенным серьезно благодаря хмурым бровям, с ним скорее всего было что-то не так.

Маска Бригеллы

Original size 2617x1884

Маска Бригеллы

Хоть Бригелла и имел статус примерно как у Арлекино, все же это более серьезно настроенный персонаж. Их маски кажутся похожими, но есть ощущение, что конкретно эту должен носить более приземленный герой. В постановках рассказывалось, что он знает, как сделать так, чтобы человек был доволен, при этом всегда готов обхитрить и обмануть. Нос маски будто выдает какую-то простоту персонажа, ведь он по происхождению крестьянин, но брови и даже разрез глаз не дают взять верх образу просточка.

Маска Пульчинеллы

Original size 2617x1884

Маска Пульчинеллы

Неоднозначный персонаж Пульчинеллы практически всегда характеризовался недалекостью. Его имя с итальянского переводилось как цыпленок, что напрямую отразилось на маске: нос сильно напоминал куриный клюв. Как и писалось выше, герой часто подвергался побоям, из-за чего постепенно у него образовывался горб. На маске же это отразилось в виде бородавок, чтобы сделать его еще более жалким.

(4) Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод, что маска в комедии дель арте это не прикрытие, а совсем наоборот: откровение. Она служит самым точным и честным средством в раскрытии персонажа и даже часто указывает на его социальный статус. В комедии высмеиваются такие пороки, как глупость, жадность, цинизм и самовлюбленность. А маска через стереотипы усиливает восприятие и понимание зрителем грехов и слабых сторон у персонажей.

Bibliography
1.

http://theatre-artefact.spb.ru/?p=758 (дата обращения: 15.11.2025)

2.3.

https://bigenc.ru/c/komediia-del-arte-cc69a1 (дата обращения: 15.11.2025)

Image sources
1.

https://zefirka.club/32493-maski-del-arte-spisok.html (дата обращения: 15.11.2025)

2.

https://teletype.in/@fatuinews/Maski-komedii-del-arte-08-08 (дата обращения: 15.11.2025)

Маска и типаж: комедия дель арте
14
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more