Original size 2480x3500

Ленинградский пост-панк: художественно-эстетический аспект

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

Ленинградский пост-панк можно смело назвать ихним из самых парадоксальных, но тем не менее ярких, явлений отражавших позднесовествую культуру. Он стал одновременно и эстетической реакцией на разложение позднего социализма, и смело прорезавшимся голосом внутренней свободы людей, появившись на пересечении таких тем, как андеграудная рок-сцена, визуальное искусство и философия отрешения. Ленинградский пост-панк, рожденный в коммунарках, подвалах, мастерских и тесных залах рок-клубов, это не отражение культуры, а ее переосмысление, которое смогло преобразить уныние и безысходность в особую форму художественного высказывания и эстетику.

Если московская сцена 1980-х это что-то про интеллектуальные эксперименты и философский концептуализм, то ленинградская — про ледяную поэтику отчуждения, индустриальную меланхолию и особое восприятия окружения. Пост-панк Ленинграда — это не только музыка таких групп, как Кино, Авиа, Промышленная архитектура, Ионика или Странные игры, это еще и целый визуальный код того времени, где холодная ирония и эстетика «промышленного апокалипсиса» смешивается с внутренним протестом и философией отчуждения.

big
Original size 1179x872

Концерт группы «Игры», конец 80х.

И, причем, Ленинград со своим промозглым светом, туманом над Невой, бесконечной серостью не случайно стал центром пост-панка. Именно в этих декорациях рождалась эстетика холода, перешедшего с улиц в душу, минимализма и тихого протеста, что выражалось не только в музыке и умах людей, но и в визуальных практиках и видах искусств. Именно в Ленинграде пост-панк звучал не как громкий протест и бунт, а как тихое, засевшее в душе, но, тем не менее, настойчивое осознание неизбежности распада. Таким образом его можно рассматривать как некий эстетический аналог концептуального и живописного андеграунда, неофициальной культуры города и искусства, которые имело место быть в тех же «стенах» в то же время.

В этом визуальном исследовании мне хотелось бы рассмотреть, как визуальные, звуковые, и смысловые элементы формировали уникальный язык Ленинградского пост-панка, уделяя особое внимание взаимодействиям музыкальных и визуальных сцен направления, то есть художников, фотографов, музыкантов, которые оказали огромное влияние на развитие альтернативной культуры.

Original size 1179x872

Фотография из серии работ Игоря Мухина «Ленинград. СССР. 1986/1988»

Далее путем визуального и символического анализа направления мною будут выделены определенные аспекты выбранной культуры, имеющие прямое отношение к ней, на основе которых работа будет поделена на главы, в каждой из которых будет раскрыт упомянутый аспект.

Так, целью исследования является выявление особых художественных принципов и эстетического кода ленинградского пост-панка, истории их проявления в творчестве и определение влияния феномена на формирования представлений о современном Санкт-Петербурге.

Original size 1000x957

«Любитель кислого», Борис Смелов, 1975 г.

Методологическая база работы опирается на труды отечественных исследований, находящихся в открытом доступе, а также открытые веб-страницы, посты и сайты, которые посвящены отображенным в исследовании определенным темам.

При выборе визуального контента, используемого в исследовании, я старалась опираться на четкость отображения нужной мне темы или его оригинальность. Все изображения, картины, фотографии и так далее, были отобраны так же с открытых веб-сайтов, Интернет-ресурсов, а так же онлайн-библиотек.

1. Культурный и исторический контекст ленинградского пост-панка

Как уже была упомянуто, пост-панк в Ленинграде возник как отклик на социальную и культурную стагнацию позднего СССР. Именно период 1970-1980-х годов можно назвать периодом, когда государственная и общественная идеологии уже теряли свою ценность и «почитателей», но не имели противопоставленных альтернатив. «Отрицать сопряженность политики и искусства в период позднего социализма невозможно. В то же время утверждать, что литераторы и художники вели неравный бой с гидрой советской власти, означает противоречить ряду фактов.» [1]

Однако, в любом случае и нельзя отрицать, что именно тогда был сформирован тип «внутренней эмиграции», при котором отказ Творца в участии в советской системе превращался в протест и форму художественного выражения.

Original size 1601x1178

«Фонтанка зимой», Борис Смелов, 1987 г. // «Игра», Леонид Богданов, 1979 г.

Андеграундная жизнь города соединяла в себе искусство, философию и музыку. «Независимая фотография Ленинграда появилась и развивалась в тесной связи с не подцензурной литературой, андеграундной живописью и рок-музыкой. Это был общий круг друзей и единомышленников.»[2] Имело место быть активное взаимодействие творцов из различных сфер искусства, тем самым создавая цельную визуально-звуковую среду.

Именно результаты этих взаимодействий, например, оформление художниками альбомов и плакатов музыкантов со свойственными им определенной графиков, холодной палитрой и скупой экспрессией становились продолжением музыкального пост-панка, вытекающего в изобразительное искусство.

Original size 1256x623

Обложка альбома «Группа Крови» группы «Кино», 1988 г.

Original size 1220x800

Обложка альбома «Треугольник» группы «Аквариум», 1981 г.

Продолжая идею о том, что искусство ленинградского пост-панка было не открытым бунтом, а внутренним протестом, которое существовало в виде отстраненного наблюдателя, нежели активного участника, и ироничной рефлексии, хотелось бы отметить, что оно напрямую отображалось в пост-панковской музыке. Именно текст, музыка и звучание ленинградских музыкальных объединений на протяжении годов формировали особый язык протестного Ленинграда. Создание Ленинградского рок-клуба в 1981 году сыграло ключевую роль в консолидации и легитимации ленинградского рок-сообщества. Именно там проходили концерты групп, чьи песни и творчество стали некими мостами между культурами рока и пост-панка.

Original size 1279x581

Фотографии из серии работ Игоря Мухина «Ленинград. СССР. 1986/1988»

А вокруг рок-клуба постепенно складывалось общество художников, поэтов, фотографов и других творцов, которые формировали культурный облик новой волны. То есть, можно сказать, что ленинградский пост-панк вырос из локальной творческой среды, где отрешение и ироничная рефлексия являлись базисом определенной культуры.

Original size 844x627

Свадьба певицы и продюсера Джоанны Стингрей и Юрия Каспаряна. Виктор Цой, на заднем плане с бокалом Георгий Гурьянов, барабанщик «Кино», Дмитрий Конрадт, 1987 г.

2. Эстетика и визуальные коды ленинградского пост-панка

Эстетика ленинградского пост-панка рождалась из окружающей городской суеты, носящей индустриальный, влажный и холодный характер. Облупленные стены, мигающие лампочки и ржавчина были уже не просто признаком бедной и депрессивной жизни, но и частью художественного мира творцов культуры. Эта урбанистическая эстетика стала метафорой внутреннего состояния целого поколения, для которых ощущения распада и отчуждения стали ежедневными спутниками.

Original size 1220x800

Борис Кудряков, 1960-1970-е

Эстетика пост-панка носила намеренно «нищий» шлейф. Тем самым искусство отрицало напыщенную декоративность и находило свое место в сердцах десятков тысяч «отрешенных». Эстетика пустоты и разрыва стала образующей в постсоветском искусстве 1980-х, что не может не связывать ленинградский пост-панк с визуальным обликом андеграунда с его нарочитой «невыразительность», в которой отсутствие становится не пустотой, а знаком.

Original size 1220x800

«Петроградская сторона», С. Подгорков, 1980-е г.

В поддержании выше написанному, «в условиях политической и социальной нестабильности фотографы искали новые способы самовыражения, что привело к появлению уникальных визуальных решений. Они отвергли светотеневые нормы, симметрию и тишину официоза, искали выразительность в „неправильном“: заваленный горизонт, контровой свет, зерно, рваный кадр.» [3]

Original size 1279x581

Фотографии из серии работ Игоря Мухина «Ленинград. СССР. 1986/1988»

Все эти визуальные решения находили свое отражение и в музыкальной форме акустического искусства пост-панка с уже привычной для него монотонностью, сухостью звучания, что говорит о том, что пост-панк можно считать, как синтетическое искусство, имеющее выражение в разных формах, начиная от картин и фотографий, и заканчивая музыкой и стихами. Звук, образ и текст существовали неразрывно.

Original size 1280x849

Концерт. Слева направо: Сергей Курехин, Джоанна Стингрей, Георгий Гурьянов, Юрий Каспарян, Виктор Цой и Олег Гаркуша, Дмитрий Конрадт, 1987 г.

В целом, «художникам в это время необходимо было репрезентироваться, то есть представлять себя и выставляться коллективно, поскольку новое советское искусство, впервые появляясь заграницей, должно было о себе заявить достаточно определенно и сильно.» [4]

Мало того, что творчество разных деятелей искусства могли иметь схожий почерк, они часто работали вместе, неким образом коллаборировались, как в уже указанном примере с созданием художниками минималистичных афиш, плакатов и монохромных обложек плакатов для музыкальных групп.

Original size 1114x627

Обложка альбома «Радио Африка» группы Аквариум, 1983 г.

Таким образом, визуальный код ленинградского пост-панка формировался через смесь особой городской среды и внутренней психологии поколения, что усиливалось творчеством различных деятелей искусства, которые умело поддерживали эстетику созданием особого пространства, где звук, слово и изображение были равноправными элементами одной эстетики и культуры.

3. Художественно-эстетический анализ пост-панка как формы высказывания

Как уже было выяснено, эстетика ленинградского пост-панка проявляется через некое приглушенное выражение. Именно тогда эмоции не выплескиваются наружу, а прячутся в интонациях, намеках, ритме и визуальных образах.

Original size 1114x627

«На Петроградской стороне», Сергей Подгорков, 1970-е. // «Малодетскосельский проспект», Сергей Подгорков. 1970-е.

Исследуемое искусство буквально лишь подразумевает, ведь его смысл формируется в паузах, повторах и наречно простой форме. Тактика «внутреннего сдерживания» превращается в одну из ключевых характеристик искусства позднесоветского периода.

Ровно те же принципы наблюдаются и в творчестве ленинградского андеграунда. Например, картины Сергея Бугаева (Африки), Олега Котельникова, Владимира Шинкарёва сочетают в себе бытовую иронию с экзистенциальной тревогой. Герои картин существовали вне времени, в вечном настоящем, напоминающем сон наяву.

Original size 1114x627

«Два дерева за оградой», Тимур Новиков, 1980 // «Дом в саду», Тимур Новиков, 1980

Original size 922x581

«Город. Мост», Тимур Новиков, 1980

А в фотографии и кино исследуемая эстетика приобретала уже минималистичную форму. К примеру, черно-белые фотографии Бориса Смелова и других его коллег «по цеху» пытались отобразить как бы состояние души через пустые пространства, тишину и одиночество. А ранние фильмы Алексея Балабанова визуализировали ту же эстетику через приглушенные, в какой-то степени неприятные тона, и неактивных героев.

Музыканты, в свою очередь, создавали визуальные образы, неотделимые от их звука.

Original size 790x627

Фотография из серии работ Игоря Мухина «Ленинград. СССР. 1986/1988»

Виктор Цой, Сергей Курёхин, Гарик Сукачёв, Гребенщиков и многие другие формировали типаж пост-панковского героя: холодного, сдержанного, в тёмной одежде, словно растворённого в урбанистическом пейзаже. Этот образ стал своего рода визуальной метафорой внутренней дистанции и отказа от социальной роли.

Original size 1563x627

«Музыкант Георгий Гурьянов», Едыге Ниязов, 1980-1990-е // Концерт «Кино» в Ленинградском рок-клубе. Виктор Цой, на заднем плане Юрий Каспарян, Дмитрий Конрадт, 1986 г.

4. Наследие ленинградского пост-панка в современной культуре

Наследие ленинградского пост-панка на данный момент продолжает проявляется в тех же сферах, что и десятки лет назад — в музыке, фотографии, кинематографе, дизайне и другой визуальной культуре. Эстетика минимализма, холодных тонов, отстранённости и внутренней иронии стала узнаваемым кодом, который современные художники и музыканты переосмысляют в новых контекстах.

Санкт-Петербург продолжает оставаться центром исследуемого мировосприятия, ведь на локальной сцене спокойно можно проследить связь с пост-панковской традицией.

В современной музыке эти интонации проявляются в проектах вроде Ploho, Буерак, Shortparis, где чувствуется преемственность ленинградского подхода: холодный ритм, тексты о внутренней разобщённости, эстетика серого города. А современные художники и фотографы бывшего Ленинграда продолжают работать в традициях «учителей» по их же принципам, стремясь в своих работах обратиться к эстетике пустоты, монохрома и особого восприятия пространства.

Original size 890x627

Группа «БУЕРАК», 2010-е // Группа «Сова» 2010-2020-е

Original size 890x627

Группа «Shortparis», 2010-2020-е

Говоря про кинематограф, работы Балабанова, Сигарева и Звягинцева наследуют ту же эмоциональную честность, что и была в работах прошлого века.

Original size 890x380

«Елена», реж. Андрей Звягинцев, 2011 г.

Пост-панк повлиял на формирование целой «петербургской школы» образов с серыми сырыми дворами, где ни окружение, ни погода, ни герои не отличаются хорошим настроением, положительным финалом, и попаданием в рамки системы, используя иронию как формы защиты от внешнего мира.

Таким образом, ленинградский пост-панк продолжает существовать как эстетика внутренней свободы — язык, который остаётся актуальным для тех, кто ищет искренность и глубину в искусстве. Его наследие — не в повторении форм, а в сохранении способа смотреть на мир: холодно, трезво, но с подспудной верой в подлинность переживания.

Заключение

Резюмируя все написанное, можно сделать вывод, что ленинградский пост-панк стал не просто музыкальным явлением, а целой художественной системой, в которой и звук, и образ, и внутреннее состояние человека, и окружение являются равноценными частями одного высказывания.

А эстетика этого высказывания складывается из минимализма, тишины, отчуждения и иронии, через которые пытается защититься личная свобода каждого отдельного человека. Отразив кризис и внутреннее сопротивление позднесоветской эпохи, он сумел превратиться в устойчивый культурный код, влияние которого ощущается и сегодня как символ честности в выражении чувств.

Bibliography
Show
1.

Савицкий, С. А. АНДЕГРАУНД История и мифы ленинградской неофициальной литературы / С. А. Савицкий — Кафедра славистики Университета Хельсинки Новое литературное обозрение, Москва, 2002. — 10 с.

2.

Цензура и искусство: неофициальная фотография в Ленинграде в 1970-1980-х гг. // ART FLASH URL: https://artflashmagazine.ru/czenzura-i-iskusstvo-neoficzialnaya-fotografiya-v-leningrade-v-1970-1980-h-gg/?ysclid=mhxjp76c6w490892056 (дата обращения: 05.11.2025).

3.

Ленинградский фотоандеграунд: как фотографы 80-х создали визуальный протест // DTF URL: https://dtf.ru/id2866616/3832460-leningradskiy-fotoandegraund-80-h (дата обращения: 05.11.2025).

4.

Туркина О. В. Искусство Ленинграда/Санкт-Петербурга 1980-90-х годов: Переходный период: дис. канд. искусствоведения наук: 17.00.04. — Санкт-Петербург, 1999. — 230 с.

Image sources
Show
1.

Игры (группа) // ВикипедиЯ URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Игры_(группа)# (дата обращения: 04.11.2025).

2.

Ленинград. СССР. 1986/1988 // Фотограф Игорь Мухин URL: https://igormukhin.ru/leningrad- (дата обращения: 04.11.2025).

3.

Городской Пейзаж // TIMUR NOVIKOV URL: https://timurnovikov.com/genres/11 (дата обращения: 04.11.2025).

4.

Петербургский фотограф Борис Смелов: «В фотографии должна быть тайна» // Камералабс URL: https://cameralabs.org/11653-peterburgskij-fotograf-boris-smelov-v-fotografii-dolzhna-byt-tajna (дата обращения: 05.11.2025).

5.

Цензура и искусство: неофициальная фотография в Ленинграде в 1970-1980-х гг. // ART FLASH URL: https://artflashmagazine.ru/czenzura-i-iskusstvo-neoficzialnaya-fotografiya-v-leningrade-v-1970-1980-h-gg/?ysclid=mhxjp76c6w490892056 (дата обращения: 05.11.2025).

6.

Кино — Группа Крови (Альбом) // YouTube Music URL: https://music.youtube.com/watch?v=K69_m4gtZDk&list=PLi1dT9JurTrotAhyP3GjfAoid8t1KDtz2 (дата обращения: 05.11.2025).

7.

«Оператор Убами» // Дзен URL: https://dzen.ru/a/X0kaUO7P5miuuGuy (дата обращения: 05.11.2025).

8.

Редкое «Кино» / К 55-летию // LiveJournal URL: https://yarodom.livejournal.com/2093825.html (дата обращения: 05.11.2025).

9.

АКВАРИУМ «Радио Африка» (Album) // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=1DEBPnTV5-k&utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 05.11.2025).

10.

Подгорков Сергей // Art Of Foto URL: https://artoffoto.com/product/na-petrogradskoy-storone/ (дата обращения: 05.11.2025).

11.

ЕДЫГЕ НИЯЗОВ // StudFiles URL: https://studfile.net/preview/5550442/page:25/ (дата обращения: 05.11.2025).

12.

Что молодые музыканты думают о жизни в России: отвечают Гречка, Сюзанна, «Мы» и другие // Правила Жизни URL: https://www.pravilamag.ru/entertainment/50062-chto-molodye-muzykanty-dumayut-o-rossii/ (дата обращения: 05.11.2025).

13.

Группа Сова // Pinterest URL: https://ru.pinterest.com/pin/589901251234258002/ (дата обращения: 05.11.2025).

14.

Группа Shortparis // Pinterest URL: https://ru.pinterest.com/pin/111886371986950115/ (дата обращения: 05.11.2025).

15.

Время безнаказанного зла // Андрей Звягинцев URL: https://az-film.com/ru/movies/6.html?publications=61 (дата обращения: 05.11.2025).

Ленинградский пост-панк: художественно-эстетический аспект
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more