Original size 2481x3501

Деконструкция культа советского человека в ленинградском фотоандеграунде

PROTECT STATUS: not protected
6
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

1. Концепция 2. Образ советского гражданина: классика 3. Деконструкция: ленинградский андеграунд 4. Заключение 5. Источники

Концепция

Данное визуальное исследование посвящено анализу деконструкции культа советского человека в Ленинградском фотоандеграунде 1960–1970-х годов. В центре исследования — противостояние между официальной советской фотографией, идеализирующей образ социалистического честного гражданина-трудяги, и неофициальным художественным движением «андеграунд», которое постепенно разрушало этот навязанный государством миф и показывало более неоднородную, подлинную и честную картину советской действительности (работы в жанре андеграунд взяты в рамках ленинградских фотохудожников в целях более узкой и эффективной выборки для данного визуального исследования).

big
Original size 640x917

Леонид Богданов, Колонны. Ленинград, 1976

В 1960–1970-х официальная советская фотография играла ключевую роль в формировании образа советского человека как символа социалистического успеха и гармонии государства. Фотографии подчеркивали позитивные стороны жизни — счастливые лица, трудовые достижения, радостные коллективы и строящееся светлое будущее. Этот образ был тщательно сконструирован и поддержан государственным идеологическим аппаратом в целях создания и поддержания общественного оптимизма. Однако к концу 1970-х годов классический образ стал выглядеть как безжизненное пропагандистское клише, все яснее оторванное от реального состояния советского общества. В этом контексте возник фотоандеграунд — движение, которое отражает и документирует скрытую, неофициальную жизнь города и его жителей. Андеграундные фотографы отказались от идеализированных и унифицированных образов. Вместо этого они приветствовали субъективность, эмоциональность и неоднозначность, фиксируя «неприукрашенную» реальность: дворы, усталость и человеческие слабости.

Original size 900x698

Дмитрий Бальтерманц, Красная площадь. Выпускной вечер, 1960

Каждый фотограф ленинградского андеграунда развивал свой индивидуальный стиль и обращался к различным жанрам, но общей была цель: разрушить монолитный идеологический образ советского человека, показать подлинную, многомерную жизнь в условиях социалистического общества. Они не осуждали и не пропагандировали, а просто фиксировали момент, предоставляя зрителю возможность увидеть правду, а не идеологическую легенду.

Original size 640x406

Владимир Окулов, Поэты на траве — К. Кузьминский, Ю. Вознесенская, В. Ширали, В. Эрль, 1974

Таким образом, визуальное исследование рассматривает, как фотоандеграунд стал не просто культурным явлением, а важным фактором критического переосмысления советской идентичности и общества. Этот фототворческий феномен позволил разрушить официальную визуальную риторику предыдущих поколений фотографов, предложив альтернативный и новый взгляд, основанный на честности, эстетической свободе и внимании к социальным и человеческим нюансам.

Образ советского гражданина: классика

Original size 700x442

Марк Редькин, Воспитанники детского сада едят бутерброды с чёрной икрой, 1964

Original size 800x487

Всеволод Тарасевич, На пляже, 1967

В 60–70-е годы XX века советская фотография играла важную роль в идеализации образа советского гражданина, демонстрируя счастливую, трудолюбивую и целеустремленную жизнь рабочего класса и простых людей. В этот период основной задачей фотографов было создание образа советского человека, который гармонично сочетал в себе оптимизм, трудовые успехи и веру в светлое будущее социализма.

Original size 836x1280

Дмитрий Бальтерманц, Москва, 1960

Original size 1390x1122

Евгений Халдей, Парный портрет, 1960

Образ советского человека формировался как идеализированный и пропагандистский: фотографы активно создавали работы, в которых советский человек предстает веселым и трудолюбивым, без признаков сомнений и недовольства, что было обусловлено идеологической политикой СССР в целях конструирования общественных настроений и образа жизни граждан.

Original size 840x1280

Дмитрий Бальтерманц, Москва, 1960

Original size 2000x1464

Евгений Халдей, Старпом, Из серии «Первый советский атомоход „Ленин“, 1960-е

Original size 800x496

Всеволод Тарасевич, Швейная фабрика «40 лет ВЛКСМ». Танцы, 1964

Original size 900x1258

Дмитрий Бальтерманц, Легкоатлет Валерий Брумель, 1960

В числе выдающихся советских фотографов этого времени — Марк Редькин, Всеволод Тарасевич, Дмитрий Бальтерманц, Евгений Халдей, Виктор Руйкович и Евгений Умнов. Особенности советской фотографии 60-70-х годов включали документализацию счастливой советской жизни и красочного детства, яркую демонстрацию достижений рабочего класса, акцент на коллективизме и трудовых успехах. Недопустимым считалась документация маргинального и разгульного образа жизни, нелицеприятных личностей и неказистых строений и прочих аспектов жизни, которые могли бы в теории разрушить представление об СССР, как о светлой стране будущего.

Original size 816x1280

Дмитрий Бальтерманц, Москва, 1960

Original size 800x569

Евгений Халдей, МГУ. Студенты в аудитории, 1960-е

Original size 900x969

Дмитрий Бальтерманц, Авиамоделисты, 1960

Original size 800x599

Всеволод Тарасевич, Праздничный вечер, 1965

Фотографы часто использовали композиционные приемы, такие как ракурсы снизу-вверх, динамичные диагонали и высокие точки съемки, чтобы подчеркнуть величие и значимость советских граждан и построек. В отличие от ранее доминировавшего соцреализма с ярко выраженной постановочностью, фотография этого периода стала ближе к жанровой и документальной, позволяя показать естественные эмоции, личные истории и душевное состояние людей.

Original size 900x664

Дмитрий Бальтерманц, День авиации, 1960

Original size 800x1077

Дмитрий Бальтерманц, Ткачиха, 1960

Original size 800x566

Всеволод Тарасевич, Поцелуй под зонтом, 1966

Original size 1024x614

Виктор Руйкович, Обеденный перерыв на заводе «Электросила», 1963

Советские фотографы 60-70-х годов через объектив своей камеры создавали не просто изображения, а визуальные легенды о светлом, героическом советском человеке, критично важные для идеологической машины того времени. Их работы сохраняют историческую ценность, демонстрируя, как искусство служило формированию нового образа человека и общества в условиях социалистической идеологии.

Original size 900x1065

Дмитрий Бальтерманц, Наш завод, 1960

Original size 1050x1506

Евгений Умнов, Американский пианист Ван Клиберн в Доме творчества композиторов «Руза», 1960

Original size 900x672

Дмитрий Бальтерманц, Лето, 1960

Тем не менее, к концу 70-х годов подобные изображения стали восприниматься как пропагандистские штампы, далекие от реального состояния общества и превращавшиеся в механистические приемы.

Original size 789x800

Дмитрий Бальтерманц, из серии «Коля живет в Москве», 1960

Original size 900x964

Дмитрий Бальтерманц, Хулахуп, 1960

Деконструкция: ленинградский андеграунд

Original size 1200x800

Сергей Подгорков, Малодетскосельский проспект. Ленинград, 1970-е

Original size 640x800

Леонид Богданов, Ленинград, 1975

Пока официальная фотография эксплуатировала образ помпезного и лирического города, андеграундная не сковывала себя идеологической избирательностью и подмечала жизнь в её «непричёсанности», раскрывая обычную жизнь простых работяг, семей и хулиганских подростков.

Original size 1000x957

Борис Смелов, Любитель кислого. Ленинград, 1975

Original size 640x910

Леонид Богданов, Ленинград, 1975

Ленинградский фотоандеграунд 60-70-х годов возник как творческое сопротивление официальной советской фотографии, которая изображала счастливую и идеализированную жизнь советского человека. Фотографы андеграунда, объединённые в творческие клубы и неофициальные сообщества, стремились показать неприукрашенную повседневность — мрачные петербургские дворы, заброшенные улицы, усталых, задумчивых и подавленных людей.

Original size 1200x762

Сергей Подгорков, Пионеры курочат подлодку, 1970-е

Original size 640x400

Сергей Подгорков, Стена, 1970-е

Их фотографии отличались субъективностью, эстетической новизной и философской глубиной, в отличие от пропагандистских позитивных образов.

Original size 619x1024

Сергей Подгорков, Петроградская. Ленинград, 1970-е

Original size 640x917

Леонид Богданов, Детвора, 1979

Через резкие контрасты, игру светотеневого рисунка и неортодоксальные композиции они обнажали социальные проблемы и внутренние противоречия советского общества, разрушая миф об идеальном социалистическом гражданине. Для многих авторов это был способ зафиксировать реальность, часто тяжелую и противоречивую, и передать субъективный взгляд на вещи.

Original size 640x405

Сергей Подгорков, Интерьер винной лавки, 1970-е

Original size 640x417

Борис Кудряков, Старый дворик, 1969.

Каждый фотограф ленинградского андеграунда разрабатывал авторский стиль, даже если речь шла о таких традиционных жанрах, как городской пейзаж, портрет или натюрморт. Несмотря на жанровость и разноплановость, среди работ прослеживается социальная документалистика: фотографы снимают неказистые скверы, вывески, курящих школьников, интерьеры и подворотни магазинов, городских юродивых, пивные ларьки и бесконечные очереди. Эти неидеологические сюжеты авторы преподносят без порицания и осуждения. Дома с облупленной штукатуркой, грязные дворы, разбитые тротуары, граждане с озабоченными лицами — все это было и остается непосредственной частью жизни советского общества.

Original size 640x634

Борис Смелов, Человек с топором, 1975

Original size 640x977

Борис Смелов, Серебряный мальчик, 1976

Заключение

Original size 900x1128

Дмитрий Бальтерманц, Гагарин с женой и дочерью на Красной площади, 1961

Original size 640x417

Сергей Подгорков, Среднеохтенский проспект, Ленинград, 1970-е

Деконструкция культа советского человека в ленинградском фотоандеграунде 60–70-х годов представляет собой важное культурное явление, демонстрирующее смену взглядов на советскую реальность. В противовес официальной пропаганде, андеграундные фотографы показывали подлинную жизнь с ее социальными противоречиями и личными историями. Их творчество не только разрушало идеализированные мифы, но и создавалось как акт художественного и социального осмысления эпохи, имеющий большое значение для понимания советской истории и культуры.

Original size 860x668

Дмитрий Бальтерманц, ВДНХ, 1961

Original size 640x695

Леонид Богданов, Начало, 1970-е.

Bibliography
Show
1.

Классик советского фоторепортажа, вечный бунтарь и нарушитель предписаний — Виктор Руйкович // PictureHistory URL: https://picturehistory.livejournal.com/4827388.html (дата обращения: 18.11.2025).

2.

Ленинградский фотоандеграунд: мрачный, но честны // Dzen URL: https://dzen.ru/a/YMtcTAgc71dyMxf_ (дата обращения: 18.11.2025).

3.

Ленинградский фотоандеграунд: петербургская «достоевщина» и щемящее чувствование мир // CameraLabs URL: https://cameralabs.org/aeon/leningradskiy-fotoandegraund/albom?start=0#pagelist (дата обращения: 18.11.2025).

4.

Советская история в фотографиях легендарного Дмитрия Бальтерманца // CameraLabs URL: https://cameralabs.org/10397-sovetskaya-istoriya-v-fotografiyakh-legendarnogo-dmitriya-baltermantsa (дата обращения: 18.11.2025).

Image sources
Show
1.

20 лучших фотографий Евгения Халдея // Russian photo URL: https://russiainphoto.ru/exhibitions/1565/#1 (дата обращения: 18.11.2025).

2.

Классик советского фоторепортажа, вечный бунтарь и нарушитель предписаний — Виктор Руйкович // PictureHistory URL: https://picturehistory.livejournal.com/4827388.html (дата обращения: 18.11.2025).

3.

Ленинградский фотоандеграунд: мрачный, но честны // Dzen URL: https://dzen.ru/a/YMtcTAgc71dyMxf_ (дата обращения: 18.11.2025).

4.

Ленинградский фотоандеграунд: петербургская «достоевщина» и щемящее чувствование мир // CameraLabs URL: https://cameralabs.org/aeon/leningradskiy-fotoandegraund/albom?start=0#pagelist (дата обращения: 18.11.2025).

5.

Лица советской эпохи. Часть 315. Люди на снимках Евгения Халдея // LiveJournal URL: https://humus.livejournal.com/5957793.html (дата обращения: 18.11.2025).

6.

Москва и москвичи на снимках Евгения Петровича Умнова. Часть 3 // LiveJournal URL: https://humus.livejournal.com/7859493.html (дата обращения: 18.11.2025).

7.

Подборка простых и потрясающих фотографий эпохи СССР. 20 раскрашенных фотографий⁠ // Pikabu URL: https://pikabu.ru/story/podborka_prostyikh_i_potryasayushchikh_fotografiy_yepokhi_sssr_20_raskrashennyikh_fotografiy_11337919 (дата обращения: 18.11.2025).

8.

Советская история в фотографиях легендарного Дмитрия Бальтерманца // CameraLabs URL: https://cameralabs.org/10397-sovetskaya-istoriya-v-fotografiyakh-legendarnogo-dmitriya-baltermantsa (дата обращения: 18.11.2025).

9.

Счастливые люди Всеволода Тарасевича // Russian photo URL: https://russiainphoto.ru/exhibitions/1439/#22 (дата обращения: 18.11.2025).

Деконструкция культа советского человека в ленинградском фотоандеграунде
6
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more