
Рубрикатор
1. Концепция 2. Образ советского гражданина: классика 3. Деконструкция: ленинградский андеграунд 4. Заключение 5. Источники
Концепция
Данное визуальное исследование посвящено анализу деконструкции культа советского человека в Ленинградском фотоандеграунде 1960–1970-х годов. В центре исследования — противостояние между официальной советской фотографией, идеализирующей образ социалистического честного гражданина-трудяги, и неофициальным художественным движением «андеграунд», которое постепенно разрушало этот навязанный государством миф и показывало более неоднородную, подлинную и честную картину советской действительности (работы в жанре андеграунд взяты в рамках ленинградских фотохудожников в целях более узкой и эффективной выборки для данного визуального исследования).

Леонид Богданов, Колонны. Ленинград, 1976
В 1960–1970-х официальная советская фотография играла ключевую роль в формировании образа советского человека как символа социалистического успеха и гармонии государства. Фотографии подчеркивали позитивные стороны жизни — счастливые лица, трудовые достижения, радостные коллективы и строящееся светлое будущее. Этот образ был тщательно сконструирован и поддержан государственным идеологическим аппаратом в целях создания и поддержания общественного оптимизма. Однако к концу 1970-х годов классический образ стал выглядеть как безжизненное пропагандистское клише, все яснее оторванное от реального состояния советского общества. В этом контексте возник фотоандеграунд — движение, которое отражает и документирует скрытую, неофициальную жизнь города и его жителей. Андеграундные фотографы отказались от идеализированных и унифицированных образов. Вместо этого они приветствовали субъективность, эмоциональность и неоднозначность, фиксируя «неприукрашенную» реальность: дворы, усталость и человеческие слабости.
Дмитрий Бальтерманц, Красная площадь. Выпускной вечер, 1960
Каждый фотограф ленинградского андеграунда развивал свой индивидуальный стиль и обращался к различным жанрам, но общей была цель: разрушить монолитный идеологический образ советского человека, показать подлинную, многомерную жизнь в условиях социалистического общества. Они не осуждали и не пропагандировали, а просто фиксировали момент, предоставляя зрителю возможность увидеть правду, а не идеологическую легенду.
Владимир Окулов, Поэты на траве — К. Кузьминский, Ю. Вознесенская, В. Ширали, В. Эрль, 1974
Таким образом, визуальное исследование рассматривает, как фотоандеграунд стал не просто культурным явлением, а важным фактором критического переосмысления советской идентичности и общества. Этот фототворческий феномен позволил разрушить официальную визуальную риторику предыдущих поколений фотографов, предложив альтернативный и новый взгляд, основанный на честности, эстетической свободе и внимании к социальным и человеческим нюансам.
Образ советского гражданина: классика
Марк Редькин, Воспитанники детского сада едят бутерброды с чёрной икрой, 1964
Всеволод Тарасевич, На пляже, 1967
В 60–70-е годы XX века советская фотография играла важную роль в идеализации образа советского гражданина, демонстрируя счастливую, трудолюбивую и целеустремленную жизнь рабочего класса и простых людей. В этот период основной задачей фотографов было создание образа советского человека, который гармонично сочетал в себе оптимизм, трудовые успехи и веру в светлое будущее социализма.
Дмитрий Бальтерманц, Москва, 1960
Евгений Халдей, Парный портрет, 1960
Образ советского человека формировался как идеализированный и пропагандистский: фотографы активно создавали работы, в которых советский человек предстает веселым и трудолюбивым, без признаков сомнений и недовольства, что было обусловлено идеологической политикой СССР в целях конструирования общественных настроений и образа жизни граждан.
Дмитрий Бальтерманц, Москва, 1960
Евгений Халдей, Старпом, Из серии «Первый советский атомоход „Ленин“, 1960-е
Всеволод Тарасевич, Швейная фабрика «40 лет ВЛКСМ». Танцы, 1964
Дмитрий Бальтерманц, Легкоатлет Валерий Брумель, 1960
В числе выдающихся советских фотографов этого времени — Марк Редькин, Всеволод Тарасевич, Дмитрий Бальтерманц, Евгений Халдей, Виктор Руйкович и Евгений Умнов. Особенности советской фотографии 60-70-х годов включали документализацию счастливой советской жизни и красочного детства, яркую демонстрацию достижений рабочего класса, акцент на коллективизме и трудовых успехах. Недопустимым считалась документация маргинального и разгульного образа жизни, нелицеприятных личностей и неказистых строений и прочих аспектов жизни, которые могли бы в теории разрушить представление об СССР, как о светлой стране будущего.
Дмитрий Бальтерманц, Москва, 1960
Евгений Халдей, МГУ. Студенты в аудитории, 1960-е
Дмитрий Бальтерманц, Авиамоделисты, 1960
Всеволод Тарасевич, Праздничный вечер, 1965
Фотографы часто использовали композиционные приемы, такие как ракурсы снизу-вверх, динамичные диагонали и высокие точки съемки, чтобы подчеркнуть величие и значимость советских граждан и построек. В отличие от ранее доминировавшего соцреализма с ярко выраженной постановочностью, фотография этого периода стала ближе к жанровой и документальной, позволяя показать естественные эмоции, личные истории и душевное состояние людей.
Дмитрий Бальтерманц, День авиации, 1960
Дмитрий Бальтерманц, Ткачиха, 1960
Всеволод Тарасевич, Поцелуй под зонтом, 1966
Виктор Руйкович, Обеденный перерыв на заводе «Электросила», 1963
Советские фотографы 60-70-х годов через объектив своей камеры создавали не просто изображения, а визуальные легенды о светлом, героическом советском человеке, критично важные для идеологической машины того времени. Их работы сохраняют историческую ценность, демонстрируя, как искусство служило формированию нового образа человека и общества в условиях социалистической идеологии.
Дмитрий Бальтерманц, Наш завод, 1960
Евгений Умнов, Американский пианист Ван Клиберн в Доме творчества композиторов «Руза», 1960
Дмитрий Бальтерманц, Лето, 1960
Тем не менее, к концу 70-х годов подобные изображения стали восприниматься как пропагандистские штампы, далекие от реального состояния общества и превращавшиеся в механистические приемы.
Дмитрий Бальтерманц, из серии «Коля живет в Москве», 1960
Дмитрий Бальтерманц, Хулахуп, 1960
Деконструкция: ленинградский андеграунд
Сергей Подгорков, Малодетскосельский проспект. Ленинград, 1970-е
Леонид Богданов, Ленинград, 1975
Пока официальная фотография эксплуатировала образ помпезного и лирического города, андеграундная не сковывала себя идеологической избирательностью и подмечала жизнь в её «непричёсанности», раскрывая обычную жизнь простых работяг, семей и хулиганских подростков.
Борис Смелов, Любитель кислого. Ленинград, 1975
Леонид Богданов, Ленинград, 1975
Ленинградский фотоандеграунд 60-70-х годов возник как творческое сопротивление официальной советской фотографии, которая изображала счастливую и идеализированную жизнь советского человека. Фотографы андеграунда, объединённые в творческие клубы и неофициальные сообщества, стремились показать неприукрашенную повседневность — мрачные петербургские дворы, заброшенные улицы, усталых, задумчивых и подавленных людей.
Сергей Подгорков, Пионеры курочат подлодку, 1970-е
Сергей Подгорков, Стена, 1970-е
Их фотографии отличались субъективностью, эстетической новизной и философской глубиной, в отличие от пропагандистских позитивных образов.
Сергей Подгорков, Петроградская. Ленинград, 1970-е
Леонид Богданов, Детвора, 1979
Через резкие контрасты, игру светотеневого рисунка и неортодоксальные композиции они обнажали социальные проблемы и внутренние противоречия советского общества, разрушая миф об идеальном социалистическом гражданине. Для многих авторов это был способ зафиксировать реальность, часто тяжелую и противоречивую, и передать субъективный взгляд на вещи.
Сергей Подгорков, Интерьер винной лавки, 1970-е
Борис Кудряков, Старый дворик, 1969.
Каждый фотограф ленинградского андеграунда разрабатывал авторский стиль, даже если речь шла о таких традиционных жанрах, как городской пейзаж, портрет или натюрморт. Несмотря на жанровость и разноплановость, среди работ прослеживается социальная документалистика: фотографы снимают неказистые скверы, вывески, курящих школьников, интерьеры и подворотни магазинов, городских юродивых, пивные ларьки и бесконечные очереди. Эти неидеологические сюжеты авторы преподносят без порицания и осуждения. Дома с облупленной штукатуркой, грязные дворы, разбитые тротуары, граждане с озабоченными лицами — все это было и остается непосредственной частью жизни советского общества.
Борис Смелов, Человек с топором, 1975
Борис Смелов, Серебряный мальчик, 1976
Заключение
Дмитрий Бальтерманц, Гагарин с женой и дочерью на Красной площади, 1961
Сергей Подгорков, Среднеохтенский проспект, Ленинград, 1970-е
Деконструкция культа советского человека в ленинградском фотоандеграунде 60–70-х годов представляет собой важное культурное явление, демонстрирующее смену взглядов на советскую реальность. В противовес официальной пропаганде, андеграундные фотографы показывали подлинную жизнь с ее социальными противоречиями и личными историями. Их творчество не только разрушало идеализированные мифы, но и создавалось как акт художественного и социального осмысления эпохи, имеющий большое значение для понимания советской истории и культуры.
Дмитрий Бальтерманц, ВДНХ, 1961
Леонид Богданов, Начало, 1970-е.
Классик советского фоторепортажа, вечный бунтарь и нарушитель предписаний — Виктор Руйкович // PictureHistory URL: https://picturehistory.livejournal.com/4827388.html (дата обращения: 18.11.2025).
Ленинградский фотоандеграунд: мрачный, но честны // Dzen URL: https://dzen.ru/a/YMtcTAgc71dyMxf_ (дата обращения: 18.11.2025).
Ленинградский фотоандеграунд: петербургская «достоевщина» и щемящее чувствование мир // CameraLabs URL: https://cameralabs.org/aeon/leningradskiy-fotoandegraund/albom?start=0#pagelist (дата обращения: 18.11.2025).
Советская история в фотографиях легендарного Дмитрия Бальтерманца // CameraLabs URL: https://cameralabs.org/10397-sovetskaya-istoriya-v-fotografiyakh-legendarnogo-dmitriya-baltermantsa (дата обращения: 18.11.2025).
20 лучших фотографий Евгения Халдея // Russian photo URL: https://russiainphoto.ru/exhibitions/1565/#1 (дата обращения: 18.11.2025).
Классик советского фоторепортажа, вечный бунтарь и нарушитель предписаний — Виктор Руйкович // PictureHistory URL: https://picturehistory.livejournal.com/4827388.html (дата обращения: 18.11.2025).
Ленинградский фотоандеграунд: мрачный, но честны // Dzen URL: https://dzen.ru/a/YMtcTAgc71dyMxf_ (дата обращения: 18.11.2025).
Ленинградский фотоандеграунд: петербургская «достоевщина» и щемящее чувствование мир // CameraLabs URL: https://cameralabs.org/aeon/leningradskiy-fotoandegraund/albom?start=0#pagelist (дата обращения: 18.11.2025).
Лица советской эпохи. Часть 315. Люди на снимках Евгения Халдея // LiveJournal URL: https://humus.livejournal.com/5957793.html (дата обращения: 18.11.2025).
Москва и москвичи на снимках Евгения Петровича Умнова. Часть 3 // LiveJournal URL: https://humus.livejournal.com/7859493.html (дата обращения: 18.11.2025).
Подборка простых и потрясающих фотографий эпохи СССР. 20 раскрашенных фотографий // Pikabu URL: https://pikabu.ru/story/podborka_prostyikh_i_potryasayushchikh_fotografiy_yepokhi_sssr_20_raskrashennyikh_fotografiy_11337919 (дата обращения: 18.11.2025).
Советская история в фотографиях легендарного Дмитрия Бальтерманца // CameraLabs URL: https://cameralabs.org/10397-sovetskaya-istoriya-v-fotografiyakh-legendarnogo-dmitriya-baltermantsa (дата обращения: 18.11.2025).
Счастливые люди Всеволода Тарасевича // Russian photo URL: https://russiainphoto.ru/exhibitions/1439/#22 (дата обращения: 18.11.2025).