Original size 3709x5246

ленинград. мужчина прилагается

PROTECT STATUS: not protected
8
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition
big
Original size 2880x131
big
Original size 2642x1519

Главный объект моего исследования — мужчины. Из метро, офисов, дворов и баров. Те, кого мы встречаем каждый день. Для исследования их визуального образа я использую группу «Ленинград» как самый яркий и понятный поп-рок-образ конца 90-х — 2010-х. Для меня был важен выбор именно поп-группы, а не андеграундной. Так, на мой взгляд, легче рассмотреть и собрать портрет среднестатисти-ческого мужчины. «Ленинград» как раз является массовым, узнаваемым проектом с большими цифрами, наградами и широким тур-листом, включающим зарубежные площадки.

big
Original size 1780x746

Кроме того, я считаю, что «Ленинград» как никто другой подходят для этой роли, потому что, несмотря на всю иронию, сатиру и высмеивание утрированного образа русского мужчины в текстах группы, эти же мужчины и являются основной целевой аудиторией музыкантов. Мне кажется, это произошло потому, что и сам Шнуров, и «Ленинград» были этими простыми русскими мужчинами — не старались приукрашивать, а по-честному говорили о не самых вылизанных частях жизни, о которых часто не принято говорить. Здесь сатира — не про злое высмеивание, а про утрированную жизнь мечты: статус, женщины, свобода, которые соседствуют с вечной тоской, похмельем и тем чувством бессмысленности, в котором живёт средний работяга, не имеющий выхода. Поэтому и богемная часть общества, и обычные мужчины увидели в этом себя.

Original size 1780x208
Loading...
Original size 1780x74

В этом исследовании я сосредотачиваюсь на визуальном портрете мужчины в клипах группировки «Ленинград». Меня интересуют одежда, причёски, предметы статуса и места, где этот мужчина появляется.

Основной материал визуальной части — клипы группы (2010–2019 годов). Важно уточнить, что песни «Ленинграда» часто были написаны раньше, чем появились их клипы. Но в рамках этого исследования я рассматриваю только визуальную версию образа — то, как он показывается в клипах.

Мне важно понять, почему эти визуальные коды до сих пор живут в культуре: почему мы всё ещё узнаём их в метро, магазинах и соцсетях. Почему этот образ не исчез, а только слегка изменился.

Original size 2642x1519
Original size 3496x2480

Также для визуальной части исследования я собираю портрет мужчины так, как собираются бумажные куклы из детства — через одежду, аксессуары, прически, которые можно накладывать друг на друга. Мужчина здесь ― «прилагается»: к пространству, к женщине, к своему времени. Это набор повторяющихся атрибутов, из которых и складывается культурный код русского мужчины у «Ленинграда».

Это исследование — не способ найти «правильного» русского мужчину, а попытка собрать этот образ из клипов, вещей, поведения и быта.

Original size 2880x131

90-е годы были не самым простым периодом в истории России. С одной стороны, это было самое свободное время: появление новой элиты, отсутствие цензуры. А с другой — «лихие девяностые»: безработица, финансовые махинации, пирамиды, постоянное создание группировок, рекет, насилие и общее ощущение жизни вне правил. В этой реальности формировался и образ мужчины — уставшего, грубого, вынужденного выживать разными способами и зарабатывать деньги для семьи любым возможным путём, но при этом свободного настолько, насколько позволяли отсутствие законов и тяжёлое, деструктивное настроение вокруг.

2000-е стали контрастом к тяжелым девяностым. Жизнь стала чуть спокойнее: появилась стабильная работа, зарплаты, новые районы, а вместе с этим — ощущение, что выживать больше не нужно. Мужчина двухтысячных — это человек, который вырос в 90-х, застал весь их ужас, но теперь работает, старается выглядеть «успешнее», чем есть. Алкоголь и усталость остаются нормой, как и шутки, цинизм и медиа-культура, где простой мужик впервые становится героем. Женщина в этот период всё чаще превращается в показатель статуса — красивая, ухоженная, недоступная. Мужчина двухтысячных живёт между двумя образами: тем, кто он есть, и тем, кем хотел бы казаться. Этот разрыв очень точно подхватит «Ленинград» в своих более поздних клипах.

Original size 1780x647

В этот же период бурно развивается телевидение. Появляются первые массовые реалити, ток-шоу и рекламные кампании, которые начинают формировать узнаваемый медийный образ мужчин. Яркий пример — «Наша Russia» (2006). Шоу, которое в сатиричной форме показывает быт обычных мужчин из разных регионов. Эти медиа-образы закрепляют набор визуальных признаков, через которые и считывается русский мужчина 2000-х. Похожий набор кодов я в дальнейшем рассматриваю в клипах «Ленинграда».

Original size 2880x131
Original size 1920x960
Original size 1780x74

Электрик, сантехник, охранник, работник жэка и все-все-все знакомые образы такого мужчины, которого можно встретить во дворе любого спального района. Дядя Валера — русский мужчина без перспектив. Из этого состояния как будто уже не возможно и некуда выбраться, да и пробовать уже не хочется. Его образ особенно заметен в клипе «ноу ноу фьюче».

Original size 1780x422

Он одевается в странный халат, семейные трусы, черные носки и тапочки. В клипе роль такого мужчины играет сам Шнуров. Его тело здесь далеко от идеальной формы. Он сутулится, мельтешит по квартире. Пространство в котором его показывают — это обычная комната с обоями в полоску, диваном и телевизором. В комнате бардак, повсюду стоят бутылки. Дядя Валера — это типаж, который прилагается к каждому подъезду, двору и телевизору.

Original size 2642x1519
Original size 2880x131
Original size 2160x1080
Original size 1780x425

Менеджер Антон — один из наиболее ярких образов нулевых. Это парень, который выбрался в жизнь и движется по карьерной лестнице к должности топ-менеджера магазина. Он работает в офисе, носит рубашку, костюм, галстук. Следит за собой, старается казаться лучше, чем он есть на самом деле, хотя внутри все тот же обычный парень с района. Этот типаж особенно ярко показан в клипах «Скоро в школу» и «В питере пить».

Original size 1780x757

В клипе «Скоро в школу» менеджер раскрывается как парень только окончивший школу (лента выпускника 1999 года на костюме), который отчаянно пытается найти выход и получить возможность для «лучшей жизни». Он носит белую рубашку, серый костюм с выпускного, галстук в полоску и белые мокасины, которые сейчас ассоциируются с гардеробом дедушки. Его прическа — маллет (длинные волосы сзади и короткие сверху и по бокам), модная в 90-х, конце 00-х.

Original size 1780x425

Пространство, в котором представлен в клипе этот типаж — обычная русская квартира с паркетом, ковром, деревянным сервантом, на котором лежит бита, диваном, стулом-подставкой для одежды. Кроме того, мы можем рассмотреть его «доску желаний»: накаченное тело, деньги, мерседес, яхта и женщины. Он готов и хочет меняться, хочет быть победителем по жизни, не боится работы, но в конце оказывается там же откуда начал, у ларька «Беляши Малыши».

Original size 1780x425

Второй клип группы «Ленинград», где представлен похожий типаж — «В питере пить». Здесь с первых кадров заметны небольшие различия: отчетливо виден статус этого сотрудника. Бейджик с надписью «менеджер по работе с vip-клиентами», кружка «boss». Это, кстати, единственные вещи, которые он забирает с собой после увольнения из банка.

Original size 480x240
Original size 1780x74

Это менеджер по работе с вип-клиентами банка. И выглядит соответствующе. Он одет в классический синий костюм, рубашку, прямоугольные очки, галстук и кроссовки. У него аккуратная прическа в отличии от героя из «Скоро в школу». Мужчина работает в общем зале, в стеклянном здании, что еще раз подчеркивает статус. Но как только все идет не по плану и его увольняют, он срывает с себя галстук, выкидывает бейдж в ближайшую мусорку и идет в первый попавшийся ларек. Ему надоело.

Original size 1780x217
Original size 1780x74
Original size 3496x2480
Original size 2880x131
Original size 1780x588

Гопник Вадим — образ, знакомый всем, чья молодость пришлась на 90-е и 00-е годы. Мужчины или сами были такими, или точно с ними встречались.

Original size 1780x420

В клипе «ВИП» он появляется на отечественной машине. Он не богат, одет в спортивный костюм «RUSSIA"с лампасами, майку-алкоголичку и золотую цепочку. Он худой, с обычной стрижкой и не выдающимися чертами лица. Еще один его атрибут — семечки.

Позже «Ленинград» показывают и его взаимоотношения с женщиной. Она старается модно одеться на рынке и выглядит хорошо. Здесь же можно увидеть и дворовую романтику с серенадами и надписями «прости», «люблю» под окнами. И они правда любят друг друга. Так, как умеют. С обидами, ссорами, криками.

Original size 2642x1519
Original size 1780x419

В клипе «турбобой» образ гопника лишь немного изменяется. Он модный, ему это важно. Мужчина чувствует себя самым крутым — с усами и обесцвеченными волосами. Одет в спортивный костюм и кроссовки адидас. Всё тело в татуировках, на лице пирсинг. Возможно, он принадлежит к одной из субкультур.

Original size 1780x1284

В самом начале клипа этот парень появляется на фоне обычного двора, но особенно важной и говорящей деталью кажется машина со вклю-чёнными фарами за его спиной. «Турбобоя» показывают как альфа-самца, который купается в женском внимании. Женщин в клипе несколько, все с длинными кудрявыми волосами, вульгарные.

Original size 1780x424
Original size 2880x131
Original size 1780x756

Таких мужчин, кажется, видел каждый во время отдыха на пляже или на бабушкиной даче. Я лично чувствовала смесь стыда и отвращения, когда замечала таких персонажей на пляже и вот почему: физическая форма этих мужчин оставляет желать лучшего, а их одежда часто заканчивается на плавках-трусах, которые едва ли подходят по размеру и сланцах. Еще одной особенностью этого образа становится красно-бордовый загар, появившийся из-за долгого времени, проведенного под солнцем.

Original size 854x480

Под вечер их локация меняется. Если до захода солнца они все время проводят на пляже, то после перемещаются в рестораны, больше похожие на столовые, где, собираясь в компании, поют песни, танцуют, едят и громко над чем-то смеются.

Original size 1780x424

Женщину рядом тоже не перепутаешь — такая обычная тетя Зина, продавщица в пятерочке из соседнего подъезда. Ее нарочито округлые формы, особенно выделяются в купальнике. Иногда она прикрывается ярким парео. Ее макияж — ярко накрашенные брови-ниточки и блестящие губы.

Original size 3496x2480
Original size 2880x131
Original size 1780x424

Образ братка — это уже не просто гопник в спортивном костюме, по статусу его можно сравнить с менеджером, но в криминальном мире. Спортивный костюм мы здесь не увидим, его сменяет черный костюм, черная футболка и кожаная куртка. Внешность мужчины здесь тоже немного меняется. Он становится более ухоженным. Это не растрепанный «Вадим» с щетиной не первой свежести, здесь — аккуратная прическа и гладкое лицо. В клипах группы они часто показываются на дорогих машинах, обычно — Гелентвагене.

Original size 2642x1519
Original size 1780x761

Женщина, которая интересна этому мужчине — это, наверное, самый гиперфеминный и «эффектный"образ из всех остальных. Здесь мы видим красные накаченные губы, длинные кудрявые волосы, сильный макияж. Одета такая женщина в мини-платье, шубу и большое количество золота. На ногах — каблуки высотой 12 сантиметров.

Original size 2880x131
Loading...
Original size 1780x74

Нюня.Коля — мужчина, рассматривая типаж которого хочется начать с образа женщины, с которой он живет. Тетя Валя скорее выполняет для него роль матери, нежели жены. Она властная дама советской выправки. С длинными собранными волосами, аккуратная, на улице всегда с макияжем и укладкой. Рядом с ней Коля больше похож на сына, а не на ее ровесника. Они уже долго живут в браке.

Original size 1780x424

Но как только жена главного героя выходит за порог дома и уезжает к маме, появляется сосед с нардами, а с ним и привычные атрибуты таких мужских посиделок. Он вряд ли доволен своей жизнью, но с рефлексией такой человек встречается лишь когда достает детский фотоальбом и сравнивает того кем был и кем стал. А закрывая его, возвращается в рутину и сил на изменения уже нет. Да и зачем, если он в этом как все?

Original size 2642x1519

Коля одевается в обычные спортивные штаны «по фигуре», зимний свитер (иногда даже летом), майку-алкоголичку. Носит очки. По дому всегда ходит в тапочках. Пространство, в котором героя показывает «Ленинград» — обычная советская квартира со складом на балконе, деревянным сервантом и коврами на полу и стенах.

Original size 2880x131
Original size 1780x1094

Анатолий Борисович — недосягаемая мечта обычного русского человека. Мужчина с деньгами, статусом и властью. Как говорится, «хорошего человека должно быть много», поэтому пуговицы на костюме, сшитом на заказ по фигуре, едва держатся. Здесь уже нет галстука, который был на менеджере, зато появляются дорогие часы и запонки.

Original size 1780x761

Пространство, в котором показан этот мужчина — зал во время представления кабаре. Вокруг сидят такие же мужчины и их женщины, на сцене артисты, на столах скатерти и большое количество еды.

Original size 1780x424

Женский образ рядом с этим мужчиной показан в двух кардинально разных вариантах. Первый — его жена. Красивая, с укладкой и аккуратным макияжем, в дорогой одежде и большим количеством украшений. Второй образ — солистка «Ленинграда» в образе танцовщицы кабаре. В сценическом наряде, ярким макияжем и укладкой-кудрями. Оба женских образа важны для понимания типажа такого мужчины.

Original size 2642x1519
Original size 2880x131
Original size 1280x720
Original size 1780x74

В своих клипах «Ленинград» не фокусируются на одном типаже мужчины, а показывают разные образы: от гопника, до успешного человека. Не приукрашивая, не добавляя оценку или критику. Мужчины в клипах — точное отражение людей, которые в те годы и до сих пор живут по соседству, особенно это заметно в провинциальных городах. Отвечая на вопрос «почему эти визуальные коды до сих пор считываются», думаю, что ценности, образ жизни и условия не изменились. Да, массовое появление интернета упростило доступ к информации по интересам, но не изменило их. Поэтому электрики теперь созваниваются с друзьями по видеосвязи и играют в карты, а фотографии с вечеринок успешных людей чаще становятся достоянием общественности.

Bibliography
Show
1.

1.GQ Russia. Человек года 2003: Сергей Шнуров // GQ. 2003. URL: https://www.gq.ru/heroes/muzykant-goda-2003-sergej-shnurov (дата обращения: 16.11.2025)

2.

.Дашичев В. И. Обвал России в 90-е годы: причины и последствия в оценках современников // Институт экономики РАН. — 2011. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obval-rossii-v-90-e-gody-prichiny-i-posledstviya-v-otsenkah-sovremennikov/viewer (дата обращения: 16.11.2025).

3.

2.Ленинград. Мужчина, который поёт: документальный фильм / реж. Питер Риппл. — 2009. — URL: https://m.vk.com/video-32939246_162813054 (дата обращения: 16.11.2025).

4.

3.Радаев В. В. Раскол поколения миллениалов: историческое и эмпирическое обоснование (первая часть) // Социологический журнал. — 2020. № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/raskol-pokoleniya-millenialov-istoricheskoe-i-empiricheskoe-obosnovanie-pervaya-chast (дата обращения: 16.11.2025).

Image sources
Show
1.

Ленинград. Антинародная. Клип. 2011 год. Режиссёр: не указан. URL: https://www.youtube.com/watch?v=h1gp0w0dX6k

2.

Ленинград. Мужчина, который поёт. Документальный фильм. 2009 год. Режиссёр: Питер Риппл. URL: https://m.vk.com/video-32939246_162813054

3.

Наша Russia. Скетчком. 2006–2011 годы. Производство: Comedy Club Production. URL:

4.5.6.

htps://spbdnevnik.ru/news/25.02.2024/v-blizhayshee-vremya-vyydut-novyy-vypuski-yumoristicheskoy-programmy-nasha-russia;

7.8.9.10.11.12.

Ленинград. Ноу Ноу Фьюче. Клип. 2010 год. Режиссёр: Борис Хлебников. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Z64fV9oCD8o

13.

Ленинград. В Питере — пить. Клип. 2016 год. Режиссёр: Анна Пармас. URL: https://youtu.be/1ugivNRYfjc?si=yfV4HOd5-ezs4MdU

14.

Ленинград. Скоро в школу. Клип. 2014 год. Режиссёры: Павел Сидоров, Мария Унжакова. URL: https://youtu.be/Va1UpS0Eiag?si=veDhIVIZFq8oxRhG

15.

Ленинград. ВИП. Клип. 2015 год. Режиссёр: Анна Пармас. URL: https://youtu.be/qP79zHALbH4?si=BFTZ1eAXuACU516n

16.

Ленинград. Турбобой. Клип. 2012 год. Режиссёр: не указан. URL: https://www.youtube.com/watch?v=9MngjDqOzm4

17.

Ленинград. БабуБУДУ. Клип. 2003 год. Режиссёр: Павел Костомаров. URL: https://youtu.be/MKD7wJEap_Q?si=l7RyvLYz5PxzmOh7

18.

Ленинград. Бомба. Клип. 2015 год. Режиссёр: Алексей Сатолин. URL: https://youtu.be/SPe2EwzGK48?si=JKrVI4sDlojDP-lw

19.

Ленинград. Машина. Клип. 2014 год. Режиссёр: Глеб Орлов. URL: https://youtu.be/edr7yOvbZak?si=PoY7YoJYGenoNjVN

20.

Ленинград. Отпускная. Клип. 2015 год. Режиссёр: Алексей Сатолин. URL: https://youtu.be/odfnQBSbaAc?si=jD_bZUVT7YESrNq3

21.

Ленинград. Молитвенная. Клип. 2015 год. Режиссёр: Павелс Фукс. URL: https://www.youtube.com/watch?v=rO6-hwxKF1c

ленинград. мужчина прилагается
8
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more