
Концепция
Советский андерграунд. Казалось бы, эти два понятия очень сложно представить вместе. Андерграунд это что-то про свободу и самовыражение, вызов социальным нормам, буря эмоций. Как все это сосуществовало со строгими нормами и правилами советских реалий? С 1960-х народ СССР охватила Битломания, а творческие личности решили создавать нечто своё. В 1966-1969 прошло несколько рок-фестивалей, государство наблюдало, но не вмешивалось. Ленинград в 1970-80-е стал точкой отсчета русского рока, вот только теперь это нелегально… Тексты песен подвергались идеологической цензуре, и представители рока были вынуждены уйти в подполье. Сначала это были квартирники. Нечто, что самими авторами ощущалось как неофициальное и запретное, а публикой как что-то несерьезное, «музыка для потанцулек». Западный рок был лишь уделом золотой молодёжи, которая могли получить пластинки. Но сейчас все мы знаем или хотя бы слышали о таких группах как «КИНО», «Аквариум», «Алиса», «Россияне», «Санкт-Петербург» и другие. В 1981 открывается рок-клуб. Место, где можно было выступать официально, русский рок приобрел статус полулегального. Те, кто застали это время, по-разному отзываются о чувствах, которые были при открытии: кто-то понимал, что это начало чего-то нового и исторического, а кто-то воспринимал рок-музыкантов наравне с любителями марок или животных. Параллельно существовали самиздат журналы «Рокси» (1977-1984) и «РИО» (1985-1990). Молодёжь хотела творить и быть услышанной публикой.

у рок-клуба 1981/Дмитрий Конрад
Ленинградская рок-культура — это не только музыканты — это художники и фотографы, которые оформляли концерты, обложки и снимали исполнителей. Советский фотоандерграунд включал имена Андрея «Вилли» Усова, Сергея Свешникова, Натальи Васильевой-Халл и многих других. Для кого-то фото групп приоткрывало двери в интересный мир, позволяло притронутся к нему, для кого-то это становилось началом долгой дружбы и участием в экспериментальных творческих мероприятиях. У каждого фотографа был свой стиль, своя манера передавать дух времени, места и эмоций. В своём исследовании я хочу сравнить стилистические и смысловые подходы. Как личное отношение к группам влияло на атмосферу работ. Как отличались даже концертные снимки. При этом всех фотографов объединяет некое трепетное и уважительное отношение к героям на своих фотоснимках; так как авторы часто сами находились в близких кругах музыкантов, мы как зрители тоже словно прикасаемся к этой атмосфере. Спокойствие и искренность сочетались с сильным духом и тягой к экспериментам.
«Сценический кадр, уловивший дух момента, позволяет передать этот дух тем, кто там не присутствовал…»[1]
Выбор данной темы обусловлен моим личным интересом к фотографии, как малознакомой для меня области. Каждый изученный мной автор не просто фотограф, а художник с особенным творческим видением. Лично я занимаюсь фотографией как любитель, меня привлекает факт документации жизни и её мелочей. Точно также и представители ленинградского фотоандерграунда всегда отмечали стремление запечатлеть момент и чувства, которые испытывали они сами на концертах или при общении с музыкантами лично.
Рубрикатор
Структура рубрикации основывается на гипотезе, что каждый автор создавал свой независимый мир и образы одних и тех же музыкантов. Поэтому разделение по авторам позволяет четко разграничить их подходы. Связью между разделами служат текстовые блоки, в которых я сравниваю различие подходов, а конце подводится общий итог.
«Художник, работающий с фотографией»[5] — Сергей Свешников
Сергей Свешников стал серьезно увлекаться фотографией только с 1980-х, до этого работал звукотехником в студии Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, участвовал в записи виниловых пластинок Сергея Курехина («Детский альбом») и Олега Бутмана, занимался живописью. Помимо этого его вдохновляли эксперименты с фотографией Энди Уорхолла и соотечественника Бориса Смелова.
Любитель кислого, 1975/Пятнистые лилии, 1987/Борис Смелов
Электрический стул, 1963/Роберт Мэпплторп, 1983/Энди Уорхол
Ленинград, 1980–1990‑е/Вид из окна мастерской, 1984/Сергей Свешников
В результате Свешников синтезирует свои собственные черты: «графичность» Смелова, контрастная светотеневая модель изображения сочетается с выразительной живописностью, достигаемой с помощью ручных техник печати и раскраски фотографий. Подобно Уорхолу, который зафиксировал портреты своих современников и творческую атмосферу своей арт-студии «Фабрика», Свешников отражает характерные черты своего времени и социальное окружение, ленинградский андерграунд.
Фёдор Чистяков, 1980-е/Сергей Свешников
Фёдор Чистяков, 1980-е/Сергей Свешников
Группа «Препинаки», 1990‑е/Группа «Ноль», 1980–1990‑е/Сергей Свешников
группа «Телевизор 1990-е/Гавриил Лубнин, Фил Москвин, Сергей Денисов, 1994/Сергей Свешников
Наталья Пивоварова, группа «Колибри», 1980–1990‑е
Его портретные работы и фото групп отличаются одновременно чувством соучастия и некой отдаленности. Часто герои снимков смотрят прямо в объектив; смело, иногда даже с вызовом. Так как портретируемые были знакомыми и друзьями Свешникова, они меньше чувствовали напряжение, их эмоции более свободные. Ещё одним интересным наблюдением становится фон на работах фотографа. Несмотря на то, что чаще это съемки в пространстве улицы, он становится скорее абстрактным: стены домов на фото групп «Телевизор» или «Препинаки», но определить здание мы не можем, металл дверей гаражей группы «Опасные соседи», стена с детскими рисунками, позади Колибри. Такой выбор фона выделяет портретируемого или добавляет новые смыслы, как, например, стена с детскими рисунками сзади «Колибри» словно усиливает ощущение пространства детской игры, в которую втягивают зрителя участники группы.
концерт в рок-клубе 1980-е/Сергей Курехин думает о судьбах Родины 1990-е/Сергей Свешников
Сергей Курёхин 1988/Музыкант Георгий Ордановский, лидер группы «Россияне», 1980‑е/Сергей Свешников
Сергею Свешникову удавалось невероятно тонко уловить эмоцию и характер персонажа своего снимка. Будь это быстрое фото во время разговора с Сергеем Курёхиным, где зритель становится собеседником главного безумца Ленинграда тоё эпохи, или концертное фото Сергея Ордановского, солиста группы «Россияне».
Глеб Малечкин. Группа «Опасные соседи», 1990-е/группа «Ноль», 1990-е/Сергей Свешников
группа «Телевизор», 1987 Глеб Малечкин, 1990-е/Сергей Свешников
«Я позиционирую себя как любитель»[7] — Дмитрий Конрад
В отличие от Сергея Свешникова, у Дмитрия Конрада другое отношение к рок-тусовке. В своих интервью он высказывал особое отношение к музыкантам, восторг и уважение: «Мне захотелось быть частью этой среды…» «…фотография была единственным способом участия».[7]. Его манил их мир, но при этом он не хотел вторгаться в их личную жизнь, не бежал в гримёрки после концерта, понимая их усталость. Конрад становился сторонним зрителем, но стремился передать то чувство, которое испытывал он сам при прослушивании любимых групп, атмосферы на их концертах. Он знал, что фотографирует нечто будоражащее и великое, но отмечал, что не было ощущения фотографирования «истории»; Конрад просто наслаждался моментом.
группа «Санкт-Петербург», 1970-е/группа «КИНО», 1980-е/новогодний концерт группы «Поп-механика», 1985/Дмитрий Конрадт
группа «Алиса», 1986/Константин Кинчев, 1983/Дмитрий Конрадт
«Зал был неполный»…. «…даже не сразу понял, кто солист.»[7]
концерты группы «КИНО"в рок-клубе, 1983 и 1985/Дмитрий Конрадт
Виктор Цой 1980-е/для обложки журнала «РИО», 1987/Дмитрий Конрадт
Виктор Цой 1980-е/Дмитрий Конрадт
концерт группы «Аквариум» на пятой советской, 1978/Виктор Цой со скотч-терьером, 1985/Дмитрий Конрадт
У Конрада, как и у Свешникова, присутствует некоторая живописность в работах. Если учесть то, что с 1980-х он начал больше увлекаться цветной авторской фотографией, не исключено, что это повлияло и на репортажные съемки. Однако, в отличие от соотечественника, Дмитрий Конрад почти не обрабатывает свои фотографии, он оставляет этот элемент моментальности что в эмоциях музыкантов на сцене, что в самом запечатлении. Несмотря на то, что у Дмитрия намного меньше личных фотографий, меньше интимности обстановки, ему удавалось в рамках концертов с неподходящим светом вычленять героя своего кадра. Интересно заметить, как солист выделен даже от остальной группы на сцене через свою эмоцию или через ракурс, где его выделяет свет.
Концерт «Поп-механики» в рок-клубе, 1985/В красном уголке ленинградского рок-клуба. Концерт и джем-сейшн с Billy Bragg, 1987/Дмитрий Конрадт
Юрий Каспарян, Виктор Цой 1980-е/Юрий Шевчук, группа «ДДТ», 1980-е/Дмитрий Конрадт
«Фотолетописец рок-тусовки Ленинграда"[2] — Андрей «Вилли» Усов
Пожалуй один из самых известных фотографов советских рок-музыкантов. В 1975 Усов знакомится с Борисом Гребенщиковым и Майком Науменко, с этого момента начинается их долгое и плодотворное сотрудничество и сотворчество. Майка он фотографировал даже в полоть до его смерти. Путь интеллигента Андрея Усова к фотографии рок-музыкантов был очень неоднородным. Однажды ему подарили фотоаппарат «Любитель», который он лично доработал и впоследствии сделал большинство альбомов, успел поработать со слайдами на камеру «Зенит» для газет и журналов, отучился на филологическом отделении и даже успел поработать в аэропорту. Само прозвище «Вилли» получено в армии, где он играл на гитаре в ансамбле и отсылало к талисману чемпионата мира по футболу в Англии в 1966. В итоге Усов побывал в разных контекстах, был знаком с альбомами американских и британских групп, а потому не боялся экспериментов с фотографией и смыслами. Практиковал разные жанры фотографии: портрет, пейзаж, натюрморт, уличные фото. Он первым в СССР стал использовать свои работы для оформления обложек подпольных магнитальбомов.
«Аквариум», 1986/Сева Гаккель. Съёмки «Двигаться дальше», 1986/Андрей Усов
Майк Науменко, БГ, Сева Гаккель в «доме челюскинцев» 1977/Наталья Пивоварова и Виктор Цой у Алины, 1986/Андрей Усов
БГ на улице Софии Перовской, 1985/Сергей Курёхин, БГ, Сева Гаккель. Репетиция у Жака («Пикник»), 1982/Андрей Усов
Майк Науменку на ул. Рубинштейна, 1979/Андрей Усов
В его черно-белых работах нет такого сильного контраста света и тени, «графичности», к которым стремился Свешников и Конрад. У него нет того спокойствия или остановки времени, скорее, наоборот, больше динамичности и живости. Если посмотреть на самих портретируемых, то часто Усова интересует не пик эмоции на концертах, а какая-то другая сторона музыкантов. Так как это его друзья и соратники по общему делу, он видел их в неформальной обстановки, говорил не только о музыке, но и о чем-то более приземленном. Эту заземленность и простоту, несмотря на статус и передаёт «Вилли». Вечно бойкий Борис Гребенщиков стоит на сцене в зажатой позе и смотрит куда-то как будто что-то ищет; Сергей Курёхин не дурачится, а смотрит на зрителя с теплотой и лёгкостью, сидя на травке.
«Аквариум» и Майк Науменко. Концерт на берегу Невы за Смольным, 1978/Андрей Макаревич в ЛГУ, 1978/Андрей Усов
Виктор Цой на V фестивале, 1987/Андрей Усов
второй «Музыкальный ринг» с «Аквариумом», 1986/Андрей «Свин» Панов VI фестиваль 1988/Андрей Усов
Фотосессия на Васильевском о-ве, 1985/Фотосъемка для альбома «Дети декабря», 1985/Андрей Усов
Фотосъемка для альбома «Дети декабря», 1985/Андрей Усов
обложка альбома «Дети декабря», 1986
Важной частью творчества Андрея Усова стало оформление обложек. Почти все альбомы «Аквариума» оформлены им, несколько альбомов для группы «Зоопарк». Везде видно его умение вплетать свою насмотренность и культурные контексты. Зритель подсознательно считывает параллели с британскими и американскими, исполнителями, течения в музыке, отсылки к кино. Его фотосессии напоминают маленькие театральные постановки, где музыканты меняют роли и преображаются. Борис Гребенщиков, увлеченных эстетикой неоромантиков на территории усадьбы Трубецких, участники группы-черные точки на гигантской снежной поляне в Михайловском саду. Параллель между мистической обложкой «Треугольник» с надписями на гномском и эльфийском из миров Толкиена «Аквариума» и призмой «The Dark Side of the Moon» «Pink Floyd». Мы считываем отсылку через маленькую геометрическую фигуру. Силуэт Всеволода Гаккеля, поднимающийся на пустынном побережье финского залива и китайские иероглифы на обложке «Радио Африки» или цитаты фотосессий западных групп 1960-х. Усов это про разноформатность и отсутствие страха экспериментов.
Обложки «Синий альбом», «Аквариум» 1981/"Акустика», «Аквариум», 1981/"LV» Майка Науменко, 1982/"Треугольник», «Аквариум/"Братья-сёстры», «Аквариум», 1978/"Радио Африка», «Аквариум», 1983
фотосессия для альбома «Табу"/обложка альбома «Табу», «Аквариум», 1982/Андрей Усов/обложка альбома «Quite life» группы «Japan», Ф. Костелло, 1979
«Привет, Арнольд!», БГ, 1991/Андрей Усов/Арнольд Шварцнегер в фильме «Терминатор», 1984/режиссер Джеймс Кэмерон
группа «Зоопарк», ЛДМ, 1987/Андрей Усов
фото для обложки «Beatles for Sale», «The Beatles», 1964/Роберт Фримен/ фото группы «The Yardbirds», 1960-е/группа «The Doors» 1960-е
обложка «Blues de Moscou», группы «Зоопарк», 1981/Андрей Усов/обложка «My generation», группы «The WHO», 1965/Дэвид Монтгомери
«Цой и Курёхин приезжали ко мне домой фотографироваться"[1] — Наталья Васильева-Халл
Георгий Гурьянов, Юрий Каспарян, Виктор Цой, Александр Титов, 1984/Наталья Васильева-Халл
Наталья помимо многочисленных фото друзей-группы «КИНО», невероятных историй о первых шагах на сцене самых популярных групп рок-Ленинграда, ещё и успела за свою биографию запечатлеть Rolling Stones. Не каждая женщина советского союза могла таким похвастаться. Васильева-Халл, как и уже упомянутые фотографы, стремилась «передать дух и атмосферу концертов тем, кто там не был…"[1]. В её работах сочетаются живость, одухотворённость и нежность, с которой относится Халл к людям, которые её окружали. особенность её кадров — это атмосфера дружеской посиделки, камерности и ощущения, что мы, как зритель, давно знаем этих людей. На снимках Натальи Васильевой-Халл звёзды русского рока предстают мальчишками, которые дурачатся. она часто выбирает ракурс сверху вниз, что усиливает эти ощущения. Если она делает репортажные съёмки, то это не концерты, а совместные поездки на гастроли или свадьба Джоанны Стингрей и Юрия Каспаряна (гитарист «КИНО»).
Ну, до «звездного кадра» мы дошли не сразу, сначала просто дурковали… [12]
Фотосессии группы «КИНО» дома у Натальи, 1985/Наталья Васильева-Халл
реакция В. Цоя на вопросы корреспондентов в гримерке Мосфилма, 1988/Свадьба Джоанны Стингрей и Юрия Каспаряна, 1987/Наталья Васильева-Халл
Георгий Гурьянов на свадьбе, 1987/фото с прогулки в Таллине, 1986/Наталья Васильева-Халл
Виктор Цой на концерте в рок-клубе, 1985, 1983/Наталья Васильева-Халл
Фотосессия группы «КИНО» дома у Натальи, 1985/Наталья Васильева-Халл
«Конечно знала, что фотографировала историю"[12]
в гримерке после концерта «КИНО», 1985/А.Крисанов, И.Борисов, Anne Chantal-Peter, К.Ливеровская, Ю.Каспарян, Д. Сингрей, гримерка Мосфильма, 1988/Наталья Васильева-Халл
концерт «Поп-механики» в рок-клубе, 1983/БГ и Виктор Цой, 1986/Наталья Васильева-Халл
Заключение
Ленинградский рок-андеграунд 1970-80-х оказался поистине неожиданным глотком воздуха для всей публики СССР, явлением, которое породило всплеск не только музыкального творчества.
Несмотря на удушающий контроль, цензуру и сложность творческой реализации, это время подарило современникам и будущим поколениям невероятных экспериментаторов и бунтарей. Вспомнить только Бульдозерную выставку 1974 или трагические смерти и исчезновения, как в случаях музыканта Георгия Ордановского и художника Евгения Рухина. Художники создавали одновременно нечто провокационное и оформляли обложки альбомов групп; музыканты совмещали лиричность и нежность с абсурдом и игрой со слушателем, а режиссеры кино пытались отразить это на экране тогда (фильмы «Игла» Рашида Нугманова и «Асса» Сергея Соловьёва) и до сих пор («Лето» Кирилла Серебренникова). Если кино — это про динамику и линейность истории, то фото стало своеобразным окном, которое слегка отодвигало штору и позволяло увидеть застывший кусочек того мира. Подпольного, кричащего, но при этом объединяющего и тёплого.
Разные контексты породили разные подходы рассмотренных художников андеграунда: «графичность» и меланхолия Сергея Свешникова отражалась в глазах портретируемых музыкантов. Стремление к сопричастности Дмитрия Конрада, сочетающаяся с почти боготворением и глубоким уважением музыкантов отразилось на снимках бурей эмоций и преображающихся на сцене образов. Андрей «Вилли» Усов — мастер постановочной съемки с невероятным умением менять самим образы героев своих фото и проводить параллели смог создать разный, но целостный мир группы «Аквариум». Осознание чего-то важного и исторического и семейная теплота Натальи Васильевой-Халл смогли вылиться в очень тёплые и трепетные снимки в разных квартирах и совместных поездках.
Но всех их объединяет искренняя любовь и любопытство к своему городу и людям, которые его оживляют.
Сергей Курёхин после концерта «Поп-механики», 1988/Наталья Васильева-Халл/С линзой/Сергей Свешников/Андрей Усов
*Борис Гребенщиков, участник группы «Аквариум» признан иностранным агентом в РФ
Васильева-Халл, Н. КИНОхроники подполья / Н. Васильева-Халл. — Санкт-Петербург: [б. и.], 2023. — 199 с.
Сергей Свешников: фотограф как офорт // arterritory.com — территория искусства. — URL: https://arterritory.com/ru/vizualnoe_iskusstvo/intervju/4848-sergei_sveshnikov_fotografija_kak_ofort (дата обращения: 7.11.2025).
СВЕШНИКОВ [Виртуальная выставка] // Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО. — URL: https://rosphoto.org/media/virtual-exhibitions/sveshnikov/ (дата обращения: 15.10.2024).
Видео-экскурсия по выставке «Свешников» [Видеозапись] // ВКонтакте. — URL: https://vk.com/wall-535625_10657 (дата обращения: 7.11.2025).
«НЕСГОРЕВШИЕ СНЫ. Фотографии Сергея Свешникова» // Art of Photo. — URL: https://artoffoto.com/nesgorevshie-sny-br-fotografii-sergeya-sveshnikova/ (дата обращения: 11.11.2025).
Конрадт, Д. «Mezzo voce» / Д. Конрадт // Obtaz Magazine. — URL: https://obtaz.com/capella_d_konradt_01.htm (дата обращения: 7.11.2025).
Фотограф Дмитрий Конрадт. Кино, Аквариум, Странные игры и так далее [Видеоинтервью] // Рок-клуб СПБ. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=NsBgUrCV9Dc (дата обращения: 7.11.2025).
Васильева-Халл, Н. Фотограф Ленинградского Рок-клуба Наташа Васильева-Халл о Викторе Цое и группе «Кино» / Н. Васильева-Халл // Дзен. — URL: https://dzen.ru/a/YodbWT54vk3WDHgY (дата обращения: 10.11.2025).
Васильева-Халл, Н. Рок-фотограф Наташа Васильева-Халл: «У меня было с собой всего пять фунтов, кусок мыла и рулон туалетной бумаги» / Н. Васильева-Халл // Akcent. — URL: https://www.akcent.uk/articles/intervyu-kommersant-uk-natasha-vasilieva-hall-dazhe-esli-rok-muzykanty-ne-vystupayut-protiv-rezhima-u-ih-liriki-vse-ravno-ostaetsya-protestnyy-potentsial (дата обращения: 10.11.2025).
История создания альбома «Радио Африка"// ВКонтакте. — URL: https://vk.com/wall-42690072_187440 (дата обращения: 15.10.2024).
Васильева-Халл, Н. «В России рок-музыка по-прежнему маргинальное явление» — фотограф Наташа Васильева-Халл / Н. Васильева-Халл // Москвич MAG. — URL: https://moskvichmag.ru/lyudi/v-rossii-rok-muzyka-po-prezhnemu-marginalnoe-yavlenie-fotograf-natasha-vasileva-hall/ (дата обращения: 7.11.2025).
Виктор Цой и группа «Кино». Фотографии. Воспоминания. Презентация книги Наташи Васильевой-Халл [Видеотрансляция] // Библиотека им. Маяковского. — URL: https://www.youtube.com/live/qMB51d0UnfM?si=PNLTcfQtz7pNKzc9 (дата обращения: 11.11.2025).
Вальран, В. Н. Советская фотография 1956-1986 / В. Н. Вальран. — Санкт-Петербург: Лимбус Пресс, 2022. — 479 с.
Свешников, С. Виртуальная выставка «СВЕШНИКОВ» / С. Свешников // РОСФОТО. — URL: https://rosphoto.org/media/virtual-exhibitions/sveshnikov/ (дата обращения: 11.11.2025).
Свешников, С. 1990-е. Питерский рок на снимках Сергея Свешникова / С. Свешников // Humus: LiveJournal. — URL: https://humus.livejournal.com/10423186.html (дата обращения: 11.11.2025).
Усов, А. Русские рокеры на фотографиях Андрея «Вилли» Усова / А. Усов // Ватникстан. — URL: https://vatnikstan.ru/archive/usov_rock_pics/ (дата обращения: 11.11.2025).
Смелов, Б. Петербургский фотограф Борис Смелов: «В фотографии должна быть тайна» / Б. Смелов // Cameralabs. — URL: https://cameralabs.org/11653-peterburgskij-fotograf-boris-smelov-v-fotografii-dolzhna-byt-tajna (дата обращения: 11.11.2025).
Warhol, Robert Mapplethorpe/ A. Warhol // TATE. — URL: https://www.tate.org.uk/art/artworks/warhol-robert-mapplethorpe-ar00232 (дата обращения: 11.11.2025).
Уорхол, Э. Электрический стул// Artchive. — URL: https://artchive.ru/andywarhol/works/267892~Elektricheskij_stul (дата обращения: 11.11.2025).
Конрадт, Д. Наши музыканты в объективе Дмитрия Конрада / Д. Конрадт // ВКонтакте. — URL: https://vk.com/wall-28866484_2824267 (дата обращения: 11.11.2025).
Конрадт, Д. «Все мы были ушиблены роком» / Д. Конрадт // РОСФОТО. — URL: https://www.rosphoto.com/events/vstrecha_s_dmitriem_conradtom-1290 (дата обращения: 11.11.2025).
Конрадт, Д. «Простой карандаш для перемотки магнитофонных кассет» / Д. Конрадт // Петербургский театральный журнал. — URL: https://ptj.spb.ru/archive/104/people-years/prostoj-karandash-dlya-peremotki-magnitofonnyx-kasset/ (дата обращения: 11.11.2025).
Конрадт, Д. Группа «Санкт-Петербург». 1987 / Д. Конрадт // РОСФОТО. — URL: https://rosphoto.org/events/istoriya-russkogo-roka/attachment/88270023/ (дата обращения: 11.11.2025).
Конрадт, Д. Концерт КИНО в рок-клубе 1987 / Д. Конрадт // Дзен. — URL: https://dzen.ru/a/Wq5b3qk29BFnL4rk (дата обращения: 11.11.2025).
Конрадт, Д. Новогодний концерт в рок-клубе 1985 / Д. Конрадт // Drive2. — URL: https://www.drive2.ru/b/561876831146344713/ (дата обращения: 11.11.2025).
Конрадт, Д. Сборник фото Виктора Цоя / Д. Конрадт // Wikireading. — URL: https://biography.wikireading.ru/269058 (дата обращения: 11.11.2025).
Конрадт, Д. Юрий Каспарян, Виктор Цой / Д. Конрадт // Армянский музей Москвы и культуры наций. — URL: https://www.armmuseum.ru/news-blog/2017/6/21/-55- (дата обращения: 11.11.2025).
Конрадт, Д. Новогодний концерт «Поп-механики» в рок-клубе 1985 / Д. Конрадт // Коммерсантъ. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/2418422 (дата обращения: 11.11.2025).
Конрадт, Д. В красном уголке ленинградского рок-клуба. Концерт и джем-сейшн с Billy Bragg, 1987 / Д. Конрадт // Собака.ru. — URL: https://www.sobaka.ru/krsk/entertainment/art/70372 (дата обращения: 11.11.2025).
Конрадт, Д. Группа «Мануфактура» / Д. Конрадт // Ретро Латвия. — URL: https://www.retro-lv.club/2018/06/izvestnye-ljudi-poseschavshie-latviju.html (дата обращения: 11.11.2025).
Конрадт, Д. Концерт «Алиса» / Д. Конрадт // Art16. — URL: https://art16.ru/reportage/2014/12/17/fotovystavka-vremya-kolokolchikov-geroi-russkogo-roka (дата обращения: 11.11.2025).
Конрадт, Д. Новогодний концерт 1985. Группа «Поп-механика» / Д. Конрадт // Дзен. — URL: https://dzen.ru/a/ZBde2FGTnwcBkmtY (дата обращения: 11.11.2025).
Усов, А. Обложка для альбома «LV» / А. Усов // Apple Music. — URL: https://music.apple.com/cy/album/lv-1982/1103448901 (дата обращения: 11.11.2025).
Фотосессии «Аквариум» // Справочник Severov. — URL: https://handbook.severov.net/handbook.nsf/Main (дата обращения: 07.11.2025).