


Сергей Борисов (р. 1947) — советский и российский фотограф, один из главных хроникёров богемной андеграундной культуры Москвы и Ленинграда 1970–80-х годов. Почётный член Союза фотохудожников России, чьи работы публиковались в Photo, Le Monde, Vogue, Interview, Spin и вошли в коллекции Kunstmuseum Bern, Museu de l’Elysée и Московского дома фотографии. Также работает в жанрах портрета, студийной фотографии, арт-ню и концептуальной фотографии.
/ Сергей Борисов. Автопортрет 1994 год.
Цель данного исследования — проанализировать визуальный образ ленинградских музыкантов 1980-х годов в фотографиях Сергея Борисова, выявив особенности его художественного метода, стилистические приёмы и вклад в формирование визуального канона рок-культуры Ленинграда.
Вторая половина XX века, в Ленинграде зарождается новая культура, культура «ленинградского андеграунда»
В 1979 году Сергей Борисов обосновался в московской «Студии 50А» на Знаменке — арт-мастерской, центром встреч неофициальных музыкантов и художников. Здесь его нашёл западный журнал Le Monde, заказавший иллюстрации к статье о русском роке. Борисов предложил представить в кадре группу «Аквариум» —родоначальниками русского рока по его мнению.
Я снимал для себя или, как я говорил, — для человечества. Я не планировал отправлять их никуда, разве что на выставки на Малой Грузинской. Сначала я познакомился с репортерами из французского журнала Actuel, а по-настоящему судьбоносной для меня стала встреча с представителями газеты Le Monde.
Они попросили снять репортаж о советском роке. А мне как раз подарили кассету «Аквариума». Говорю им: «Давайте снимем Гребенщикова — он царь русского рока». А потом думаю: что же я натворил, мы не знакомы, он живет в Питере. В общем, я попросил связать меня с ним, это был 1984 год. [1]
В интервью Борисов признается — в начале карьеры, приезжая в Ленинград он снимал преимущественно артистов официальной советской сцены: Эдиту Пьеху и Михаила Боярского.
Сергей Борисов. Михаил Боярский, 1982 год.

Сергей Борисов. Эдита Пьеха, 1982 год

Впоследствии устанавливает дружеские отношения с лидерами подпольной культуры города: фотограф неоднократно работал с музыкантами «Аквариума», «ДДТ», «Поп-механика» и «Кино», с перформерами и художниками 80-х — Жанной Агузаровой, Сергеем «Африка» Бугаевым, Владиславом Мамышевым-Монро, Георгием Гурьяновым, Тимуром Новиковым и другими.
В 1984 г. Борисов познакомился с лидерами ленинградского рока: как он рассказывал, знакомство с Борисом Гребенщиковым, Георгием Гурьяновым и Сергеем «Африкой» (Сергей Бугаев) превратилось в дружбу. «С тех пор мы сдружились… Моя студия стала мостом между Москвой и Ленинградом» [2]
Особенностью художественного почерка Борисова является сочетание документальности и режиссуры. Он создаёт кадры, полные энергетики момента. При создании снимков он вписывает человека в характерные декорации: московские крыши или ленинградские набережные и парадные. Контрастное освещение и крупный план.
По воспоминаниям Борисова, к концу 1985 г. Цой «набирал обороты» и выступал на одних концертах с Майком Науменко. Борисов часто снимал их вместе.
В документальном портрете 1986 года Цой запечатлён «в становлении», а между тем, как отмечал Борисов, «он превратился в эстрадную звезду» уже после 1986 года
Благодаря тесному знакомству и дружбе с участниками ленинградской рок-сцены, фотографии Сергея Борисова обладали особой живостью. Динамичная композиция, естественное поведение героев на кадрах придаёт каждой сцене ощущение непосредственного присутствия.
Фотосет со свадьбы Юрия Каспаряна и Джоанны Стингрей: Борисов фиксирует моменты общения гостей, лёгкие движения рук, наклон головы, смех и мимические реакции. Документальный сюжет превращается в хронику жизни рок-сообщества.
Композиции снимков выстроены так, чтобы каждый элемент — человек, жест, предмет — участвовал в визуальном повествовании и взаимодействовал в социальной среде.
Его фотографии часто монохромны. Цифровые камеры Сергей Борисов не использует по сей день — они прикладные, а в выставочных, документальных фото должна быть жизнь.
Стиль Борисова — режиссёрский и экспрессивный. Он умело постановочно выстраивал сцену, но при этом ценил спонтанность. В портретах музыкантов Борисов сочетал документальность с выразительным освещением. Он часто использовал резко направленный свет и контраст, подчёркивая характер героев.
Через объектив Борисова музыканты предстали в узнаваемом образе 80-х — расслабленный внешний вид, полузастегнутые рубашки, небрежные причёска и посадка джинс: ни на одной фотографии не встретить вычищенный с ног до головы образ музыканта, они предстают в классической для себя яркой и эпатажной манере.
Африка «оказался моим человеком — позже он отвел меня в рок-клуб, где выступали „Кино“ и „Алиса“» [3]
«Завтра ведь может вообще не быть. Иными словами их богиня — богиня постмодернизма. Мода, каприз, мгновение» — Сергей Борисов
Его работы широко вошли в музейные и частные собрания: в Мультимедиа Арт Музей (МАММ), Московский Дом Фотографии, KGallery (СПб), RuArts, а также зарубежные частные коллекции. Борисов — один из немногих фотографов, которые формировали визуальный язык русского рока одновременно с возникновением самого явления.
Основные тематические персональные выставки Сергея Борисова
Новый Петербург. Corinthia Hotel, Санкт-Петербург, Россия. 2010 год.
«Студия 50А» (Ruarts Gallery, 2014) — выставка о художественной и музыкальной среде 1980-х, объединяющая портреты рок-музыкантов, художников и представителей андеграунда.
«Реконструкция» (Ruarts Gallery, 2021) — ретроспектива к 75-летию фотографа, включавшая ключевые работы разных периодов: рок-портреты, студийные серии, ню, андеграундную хронику.
Основные тематические групповые выставки Сергея Борисова
Петербург. Взгляд со стороны. Государственный Музей Истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия. 1995 год.
Хулиганы 80-х. ЦВЗ Манеж, Москва, Россия. 2009 год.
Иконы 1960–1980. Центр фотографии им. Братьев Люмьер, Москва, Россия. 2010 год.
Итог:
Фотографическое наследие Сергея Борисова, посвящённое ленинградским музыкантам 1980-х годов, представляет собой целостный визуальный ряд, сформированный на стыке документальности и художественного эксперимента. Его работа оказалась в пространстве, где складывались абсолютно новые культурные формы.
Борисовский взгляд — точный, композиционно выверенный, но лишённый декоративности. Он работает с фактом, но придаёт ему некую структурность. В этом — его авангардная природа: стремление видеть человека как часть новой культурной конструкции, передавать их природу, дух ленинградского панк-рока — все то, что казалось невероятно новым и эпохальным для советской хронологии.
Автор фотопортретов Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова — о своей выставке // URL: https://www.buro247.ru/culture/arts/5-jun-2017-sergey-borisov-interview.html (дата обращения: 05.11.2025).
Слово фотографу: Сергей Борисов об андеграунде 80-х, рекламе в СССР и добром Пахоме // URL: https://www.thesymbol.ru/art/iskusstvo/slovo-fotografu-sergey-borisov-ob-andegraunde-80-h-reklame-v-sssr-i-dobrom-pahome/ (дата обращения: 05.11.2025).
Слово фотографу: Сергей Борисов об андеграунде 80-х, рекламе в СССР и добром Пахоме // URL: https://www.thesymbol.ru/art/iskusstvo/slovo-fotografu-sergey-borisov-ob-andegraunde-80-h-reklame-v-sssr-i-dobrom-pahome/ (дата обращения: 05.11.2025).
Nonstop Photo // URL: https://www.photographer.ru/nonstop/picture.htm?id=978673#: ~:text=андеграунд, и%20еще%20не%20превратился%20в (дата обращения: 05.11.2025).
Аукцион: ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ // URL: https://vladey.net/ru/artwork/4800#: ~:text=Впереди%20был%20стремительный%20взлет%20к, их%20тесной%20дружеской%20атмосферой%20и (дата обращения: 05.11.2025).
Бессмертная М. «„Кажись, будет шедевр“» [Электронный ресурс] // The Blueprint. — 24.05.2022. — URL: https://theblueprint.ru/culture/events/sergei-borisov (дата обращения: 20.11.2025).
Шульга А.В. «Сергей Борисов: „На выставках спорили до хрипа“» [Электронный ресурс] // Photographer.ru. — 2017. — URL: https://www.photographer.ru/cult/person/7066.htm (дата обращения: 20.11.2025).
http://sovietfoto.ru/borisov (дата обращения: 05.11.2025)
https://www.buro247.ru/culture/arts/5-jun-2017-sergey-borisov-interview.html (дата обращения: 05.11.2025)
https://katia-lexx.livejournal.com/1657516.html (дата обращения: 05.11.2025)
https://katia-lexx.livejournal.com/1657516.html (дата обращения: 05.11.2025)
https://vladey.net/ru/artwork/4800 (дата обращения: 05.11.2025)
https://dubikvit.livejournal.com/239101.html (дата обращения: 05.11.2025)
https://disk.yandex.ru/a/A6i4ZFx03Vko95 (дата обращения: 05.11.2025)
https://dubikvit.livejournal.com/239101.html (дата обращения: 05.11.2025)
https://archives.colta.ru/docs/12841 (дата обращения: 05.11.2025)
https://archives.colta.ru/docs/12841 (дата обращения: 05.11.2025)
https://archives.colta.ru/docs/12841 (дата обращения: 05.11.2025)
https://archives.colta.ru/docs/12841 (дата обращения: 05.11.2025)
https://archives.colta.ru/docs/12841 (дата обращения: 05.11.2025)
https://archives.colta.ru/docs/12841 (дата обращения: 05.11.2025)
https://dubikvit.livejournal.com/239101.html (дата обращения: 12.11.2025)
https://archives.colta.ru/docs/12841 (дата обращения: 12.11.2025)
https://www.rosphoto.com/events/sergej_borisov-1269 (дата обращения: 12.11.2025)
https://www.rosphoto.com/events/sergej_borisov-1269 (дата обращения: 12.11.2025)
http://www.photounion.ru/Show_User.php?unum=5720 (дата обращения: 12.11.2025)
https://www.buro247.ru/culture/arts/5-jun-2017-sergey-borisov-interview.html (дата обращения: 12.11.2025)
http://www.photounion.ru/Show_User.php?unum=5720 (дата обращения: 12.11.2025)
http://www.photounion.ru/Show_User.php?unum=5720 (дата обращения: 12.11.2025)
https://archives.colta.ru/docs/12841 (дата обращения: 12.11.2025)
https://archives.colta.ru/docs/12841 (дата обращения: 12.11.2025)
http://www.photounion.ru/Show_Album.php?anum=19209 (дата обращения: 12.11.2025)
https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fwww.photographer.ru%2Fnonstop%2Fpicture.htm%3Fid%3D979246&psig=AOvVaw0lszdkK9Whu0trVqzDXbV-&ust=1763689768266000&source=images&cd=vfe&opi=89978449&ved=0CAMQjB1qFwoTCPjN68LO_5ADFQAAAAAdAAAAABAE (дата обращения: 13.11.2025)
http://www.photounion.ru/Show_Album.php?anum=19209 (дата обращения: 16.11.2025)
https://archives.colta.ru/docs/12841 (дата обращения: 16.11.2025)
https://archives.colta.ru/docs/12841 (дата обращения: 05.11.2025)