Original size 685x1065

Культурная самобытность Сибири в творчестве местных современных художников

42
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Содержание

1. Концепция

2. Степан Шоболов

3. Даши Намдаков

4. Зорикто Доржиев

5. Заключение

Концепция

Говоря о сибирской культуре, я подразумеваю совокупность сложившихся здесь и привнесенных сюда традиций, верований, локальных особенностей, которые за несколько столетий взаимного сосуществования сумели сохранить свою уникальность и самобытность, но в то же время получили что-то новое, а также привнесли от себя.

Мое исследование коснется Восточной Сибири, если быть точнее, Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края. С давних времен здесь сосуществовали Буддизм, Шаманизм, языческие верования многочисленных племен. С постепенным присоединением этой земли к России сюда стала вливаться русская культура, а немного позже польская, украинская, белорусская, шведская, еврейская и многие другие. Большинство их носителей оказывались здесь в качестве ссыльных, однако не ассимилировались, а находили способы сохранить свою идентичность. До революции в Иркутске, на моей малой родине, помимо православных церквей действовали католический костел, лютеранская кирха, синагога, мечеть, дацан.

Волютообразные наличники на доме конца XIX века в Иркутске и вилле XVII века в Ницце. Фото из открытых источников.

0

Бурятские орнаменты на фасаде усадьбы Пахолкова-Кравца в Иркутске. Фото: Василий Татарников.

Такое сосуществование невольно оказало большое влияние на местное искусство, в первую очередь архитектуру, породив например такие эклектичные, но в то же время неповторимые стили как «сибирское барокко» или сибирское деревянное зодчество.

Говоря о последнем важно понимать, что мы имеем дело с уникальным культурным феноменом, практически не имеющим аналогов в мире и лишь схожим с деревянной архитектурой центра и севера России, но не тождественным ему. В сибирских городах и даже глухих деревнях вы можете легко найти дома, чьи огромные двухметровые наличники на окнах неотличимы от декора французских вилл, а на соседнем доме вы обнаружите древние славянские символы плодородия и в этом не будет никакого противоречия.

Не менее интересным является и соприкосновение на этой земле европейской и азиатских цивилизаций. Конечно, лучше всего это чувствуется в отдалении от больших городов, но даже здесь вы можете легко обнаружить бурятские и монгольские мотивы на барочном фасаде деревянного дома.

Original size 1535x1028

Восточный мотив в оформлении резьбы на наличнике деревянного дома в Иркутске. Фото из открытых источников.

Языческая символика в элементах декора наличников в Иркутске. Фото: Меерович М.Г. «Сибирское барокко».

К сожалению, на сегодняшний день можно констатировать стагнацию культуры Сибири. Радикальный разрыв с традицией и кардинальная перестройка общественной жизни поставили местной самобытности серьезные преграды, преодолеть которые пока не получилось. Сибирская самобытность оказалась забыта и не востребована даже в собственной стране, а для остального мира и вовсе остается неизвестной «экзотикой».

Впрочем, в XXI веке заявляют о себе все больше и больше местных художников, работающих в разных дисциплинах и черпающих свое вдохновение в малой родине. Кто-то из них обращается к прошлому, к легендам и преданиям, живущим среди местных коренных народов, кто-то пытается представить себе картины прекрасного или, наоборот, ужасного будущего, кто-то пытается осмыслить современность.

На примере трех разных восточносибирских скульпторов и художников я хочу рассмотреть как сегодня живет и развивается местная культура.

Неизвестный автор. «Пять богинь Подношений», XIX век и «Рай Сукхаваки» XVIII век, Бурятия. Архивные фото.

Original size 1280x853

Иволгинский дацан, Бурятия. Фото из открытых источников.

Original size 1016x607

Тажеранская степь, Иркутская область. Фото из открытых источников.

Степан Шоболов

Степан Шоболов — молодой иркутский художник, родившийся в 1983 году в городе Усть-Илимск. Главные направление его творчества — это графика, стрит-арт и цифровая живопись.

Главным его произведением, посвященным Иркутску стала серия «Город i» — попытка заглянуть в будущее старинного сибирского города и представить его, пережившим природную или техногенную катастрофу.

Шоболов обращается к привычным к привычным видам и главным достопримечательностям города, помещая их в обезлюженную пустыню, джунгли или хороня под толщей воды. Многие художники эксплуатируют сегодня темы упадка и конца света, но Степану удалось по-настоящему интересные и уникальные образы.

«Началось все с того, что я полюбил Иркутск без людей. Думаю, как классно, когда никого нет, идешь и просто испытываешь наслаждение. Мне нравилось гулять в пять утра. Это самое лучшее время. Ты идешь, дует ветерок, ветка летит как перекати-поле, туман, свет, машин нет. Поэтому мне нравилось без людей изображать город», — Степан Шоболов.

Original size 720x511

Степан Шоболов. Картина из серии «Город i», 2014 — 2020.

Original size 960x669

Степан Шоболов. Картина из серии «Город i», 2014 — 2020.

Original size 800x640

Степан Шоболов. Картина из серии «Город i», 2014 — 2020.

Еще одним сюжетом «Города i» стало инопланетное вторжение в Иркутск. В этих работах особенно интересен контраст между дореволюционной провинциальной архитектурой и образом сверхтехнологичных пришельцев, давно укоренившимся в массовой культуре.

«В блокбастерах показывают, как конец света наступает в мировых столицах, а мне интереснее, как будет выглядеть киберпанк в спальном районе, как тарелка зависает над панельками», — Степан Шоболов.

Original size 971x680

Степан Шоболов. Картина из серии «Город i», 2014 — 2020.

Original size 904x676

Степан Шоболов. Картина из серии «Город i», 2014 — 2020.

Несмотря на всю фантастичность этих сюжетов, достаточно побывать на старинных улицах Иркутска, чтобы понять: «Город i» — не только фантазии автора, но и гротескное отражение реальности, в которой пребывает уникальная архитектура старинного города — в разрушении, упадке и планомерном, неминуемом исчезновении.

Свернув с отремонтированной туристической улицы, можно буквально оказаться на полотне одной из картин Степана Шоболова.

0

Разрушающиеся старинные дома в Иркутске. Фото из открытых источников.

Впрочем, не все работы художника, посвященные городу, пронизаны темой разрушения. Одной из самых известных «иркутских» его картин стала смелая фантазия о том, каким в будущем может оказаться сибирский киберпанк.

Original size 1080x720

Степан Шоболов. Картина из серии «Город i», 2014 — 2020.

Еще одним направление в творчестве Степана Шоболова стали уличные граффити. В них художник создает фантастические образы, вдохновленные бурятским фольклором и шаманизмом.

Original size 1200x800

Степан Шоболов. Мурал «Внутренний мир» в Иркутске, 2015.

Даши Намдаков

Даши Намдаков — бурятский скульптор и художник, родившийся в 1967 году в селе Укурик. Творчество мастера — это мистическое и эмоциональное воплощение бурятской степи и ее обитателей: людей, животных, духов, богов.

Главные материалы для Намдакова — бронза и дерево, работы скульптура обладают уникальным авторским стилем, во многом открывшем миру современное бурятское искусство.

0

Даши Намдаков. «Мудрость», 2018 год.

0

Даши Намдаков. «Катарсис», 2018 год.

В творчестве Даши Намдакова прослеживается влияние монгольского и бурятского искусства X–XIII веков. В первую очередь это проявляется в изображении характерных головных уборов, одежды, оружия, сильно удлиненных масок монголоидных лиц.

Скульптуры Даши Намдакова часто изображают сцены из жизни кочевников. Его героями становятся охотники и воины, молодые и полные сил либо, наоборот, старые и изнуренные долгой жизнью. Однако каждый из них предстает героем, живущим в вековых легендах и сказаниях.

Женщины — не менее важный образ в творчестве бурятского скульптора. Они олицетворяют молодость, непорочность, красоту материнства. Но несмотря на кажущуюся хрупкость, неизменно то, что женщина у Намдакова всегда предстает перед нами гордым и самодостаточным человеком.

Конь — первый друг кочевника. Эти животные часто сопровождающие героев работ выдающегося скульптора, сами становятся центральными персонажами в творчестве Намдакова, который изображает их со свойственной лошадям мощью и грацией.

0

Даши Намдаков. «Всадник», 1999 год.

Original size 3543x2362

Даши Намдаков. «Материнство», 2011 год.

Original size 3543x2362

Даши Намдаков. «Генерал», 2010 год.

Original size 3543x2362

Даши Намдаков. «Приданое», 2011 год.

Original size 794x1083

Доспех монгольского воина XIII века, реконструкция. Фото из открытых источников.

Original size 1152x1626

Национальный женский бурятский костюм, конец XIX века. Архивное фото.

Многие произведения Даши Намдакова пронизаны образами, связанными с шаманизмом и буддизмом, занимающими важную часть в бурятском этническом самосознании.

0

Даши Намдаков. «Шаман», 1998 год.

Original size 3543x2362

Даши Намдаков. «Ритуал», 2001 год.

Original size 3543x2362

Даши Намдаков. «Воспоминание», 2011 год.

Original size 3543x2362

Даши Намдаков. «Лама с бубном», 2003 год.

Original size 1200x800

Бурятский шаман на Байкале. Фото из открытых источников.

Творчеству бурятского мастера присущ зооморфизм. Скульптор смело наделяет животных человеческими качествами, изображает полулюдей-полузверей, тем самым подчеркивая гармонию человека и природы, в которой веками жили его предки.

Original size 3543x2362

Даши Намдаков. «Кентавр с камнем», 2009 год.

0

Даши Намдаков. «Кентавр „Она“» и «Кентавр „Он“», 2009 год.

Original size 1319x1900

Даши Намдаков. «Укрощение минотавра», 2018 год.

Значительное влияние на творчество скульптора оказал скифо-сибирский звериный стиль. Упрощение и пластичность, с помощью которых древние мастера изображали животных легко угадывается в работах Даши Намдакова.

0

Даши Намдаков. «Стихия», 1999 год.

Original size 3543x2362

Даши Намдаков. «Царица 2», 2010 год.

Original size 1138x640

Предметы, выполненные в скифо-сибирском зверином стиле. V век до нашей эры.

Бык стал одним из важнейших образов в творчестве Даши Намдакова, поскольку это животное играет большую роль в бурятской мифологии. Буха-Нойон, «бык-господин» — божество, считающееся прародителем бурятских племен булагатов и эхиритов.

0

Даши Намдаков. «Мистерия», 2010 год.

Original size 2957x1971

Даши Намдаков. «Буха-Нойон», 2002 год.

Обобщенность формы скульптуры «Буха-Нойон» придает образу священного быка сакральное, архаизированное звучание и хтоническую мощь. А намеренная уплощенность и приближение к рельефу отсылает зрителя к древним наскальным рисункам.

Наскальное изображение быка, найденное на реке Кан в Красноярском крае.

Magnum Opus Даши Намдакова — скульптура «Хранитель Байкала» высотой 7,5 метров, установленная в 2018 году на самом северном утесе — одной из самых высоких точек острова Ольхон.

Древний старец одновременно близкий и бесконечно далекий от человеческого существа наблюдает за нами, безмолвно предостерегая от непоправимых ошибок.

0

Даши Намдаков. «Хранитель Байкала», 2018 год.

«Понимаете, если эту скульптуру не взорвут, не расплавят, не закопают в землю или не утопят на дне водоёма, то она простоит две тысячи лет. Бронза — вечный материал, поэтому мы никуда не спешим. Я по-буддийски решил, что „Хранитель Байкала“ должен сам собой найти себе место и встать там, а будет это на Ольхоне или на бурятском берегу — уж как сложится», — Даши Намдаков.

0

Даши Намдаков. «Хранитель Байкала», 2018 год.

Original size 1280x854

Уменьшенная копия и фрагмент гипсовой формы в натуральную величину, хранящиеся в Галерее Бронштейна в Иркутске.

Зорикто Доржиев

Зорикто Доржиев родился в 1976 году в Бурятии, в городе Улан-Удэ. Творческий метод художника основан на симбиозе принципов академической школы живописи и культурной самобытности бурятского народа.

Доржиев прежде всего исследует внутренний мир своих современников, герои его картин — дети и молодые люди, как правило, наделенные глубокими характерами, способные чувствовать и переживать.

Художник изображает своих персонажей в романтическом ключе, тонко, с помощью деталей сопоставляя их с мифическими героями прошедших столетий.

Original size 1181x1321

Зорикто Доржиев. «Отряд специального назначения», 2017 год.

Original size 1794x2000

Зорикто Доржиев. «Изготовление лука», 2016 год.

Художник использует яркие, но не вычурные цвета. На картинах часто преобладает оттенки красного и бирюзового.

Original size 1378x915

Зорикто Доржиев. «Сказки старшей сестры II», 2017 год.

Original size 2000x1341

Зорикто Доржиев. «Сумерки», 2013 год.

Впрочем, Доржиеву не чуждо обращаться к архетипам степи — мужчинам-воинам и женщинам-хранительницам очага. Используя технику коллажа художник создает одновременно абстрактные и в то же время узнаваемые образы.

Original size 996x886

Зорикто Доржиев. «Чёрный всадник (Л)», 2019 год.

Original size 886x1169

Зорикто Доржиев. «Кровоток (Л)», 2019 год.

«Кочевник для меня — созерцатель. …Это художник, поэт, философ. Как правило, он одинок», — Зорикто Доржиев.

Original size 1748x2000

Зорикто Доржиев. «Mrs. Infinity», 2018 год.

Original size 984x1094

Зорикто Доржиев. «Госпожа 3.3», 2018 год.

Зорикто Доржиев известен и как скульптор. Его работы отличаются минималистичностью и статикой в противовес сложным и динамичным творениям Намдакова. Некоторые из них окрашены и своим внешним видом даже напоминают пластмассовые игрушки, тем не менее, по мнению художника, имена это упрощенная форма лучше всего передает сложный внутренний мир его героев — молодых жителей Бурятии.

Original size 1654x2000

Зорикто Доржиев. «Музыка», 2009 год.

Original size 1000x1000

Зорикто Доржиев. «Неудержимый с мечами», 2016 год.

Original size 750x750

Зорикто Доржиев. «Герой № 1», 2018 год.

Заключение

Сегодня сибирская культура начинает открываться миру заново: происходит переосмысление самоидентичности, вспоминаются позабытые традиции, в давно привычных и обыденных вещах вдруг становится видно что-то совершенно новое.

Меня, как коренного сибиряка, радует пробуждающийся интерес к местной аутентичности. Я искренне верю, что сибирская культура имеет все шансы стать для творческого мира настоящим «Клондайком» идей и средств, если хотите, ранее неизведанной «землей Санникова» или возвратившимся Китежем.

Bibliography
Show
1.

Калинина И. В., Красная Н. Н. Город и дерево. Архитектура и ремесло. Иркутск: «МаиР», 2013.

2.

Бадмажапов Ц. Б. Буряты. Народы и культуры. М. Наука, 2004.

3.

Меерович М. Г. Сибирское барокко. — https://xn--80abkdbnevq1be.xn--p1ai/19/04/11/meerovich-m-g-sibirskoe-barokko/

4.

Зарубина Н. А., Меерович М. Г. «Сибирское барокко» в ансамблях с классицистическим декором деревянных гражданских домостроений г. Иркутска. — https://cyberleninka.ru/article/n/sibirskoe-barokko-v-ansamblyah-s-klassitsisticheskim-dekorom-derevyannyh-grazhdanskih-domostroeniy-g-irkutska/viewer

5.

Олеся Позднякова. Даши Намдаков: путеводитель по миру художника. — https://newslab.ru/article/588958

6.

Дарья Ардамина. Степан Шоболов: «Разговариваю с гуглом и копаюсь в человеческих страстях». — https://1baikal.ru/ekologiya/stepan-shobolov-razgovarivayu-s-guglom-i-kopayus-v-chelovecheskikh-strastyakh

7.

Намдаков, Даши Бальжанович — https://ru.wikipedia.org/wiki/Намдаков, _Даши_Бальжанович

8.

Доржиев, Зорикто Бальжинимаевич — https://ru.wikipedia.org/wiki/Доржиев, _Зорикто_Бальжинимаевич

9.10.

Доржиев Зорикто — https://artdias.ru/authors/dorzhiev-zorikto/

Культурная самобытность Сибири в творчестве местных современных художников
42
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more