Original size 1595x2239

Остров свободы: взгляд советского туриста

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

big
Original size 1024x576

Гостиница «Интурист», Александр Гращенков

Советский зарубежный туризм второй половины XX века представляет собой уникальное культурное явление, возникающее на пересечении государственной идеологии, ограниченной мобильности и формирующихся практик визуального освоения пространства. Несмотря на строгие механизмы отбора, контроль поведения и заранее заданный идеологический сценарий поездки, путешествия советских граждан за рубеж становились особой формой встречи с «другим»(— одновременно притягательной, тревожной и мировоззренчески значимой). Исследователи фиксируют, что такие поездки раскрывали противоречия между официальным изображением заграничного мира и реальными наблюдениями, которые турист неизбежно делал во время путешествия [3][2].

Куба занимает в этом контексте особое место. Для советского гражданина она была «своей» заграницей — страной, политически близкой, но культурно и визуально экзотизированной. Революционный миф об «острове свободы» сочетался с климатической, бытовой, культурной и социальной инаковостью, что делало опыт пребывания на Кубе насыщенным контрастами. В воспоминаниях туристы подчёркивают удивление, возникающее при столкновении с реальной кубинской жизнью: жарой, яркими цветами, особенностями быта, непривычными формами социальности [1]. Такой опыт выходил за рамки привычного советскому человеку восприятия пространства и требовал выработки новых способов интерпретировать увиденное.

big
Original size 2480x745

Праздничный митинг в Гаване, 1973, Швидкий Владимир,

Важным методологическим основанием для анализа становится подход Джона Урри, рассматривающего туризм как особую форму мобильности, в которой воспринимать пространство — значит участвовать в сложной системе взглядов, маршрутов, ожиданий и материальных условий перемещения. Урри подчёркивает, что мобильность формирует специфический «туристический взгляд», структурирующий то, что человек замечает, как фиксирует увиденное и какие образы считает значимыми [5]. Такой подход позволяет рассматривать визуальные материалы советского туриста не как случайный набор фотографий, а как проявление того, как он «учился видеть» заграничное пространство, находясь внутри расширенного восприятия мира.

Принцип отбора визуального материала заключается в обращении к частному архиву — фотографиям конкретного советского туриста (моего дедушки). Именно работа с персональным визуальным опытом позволяет выявить, каким образом государственные представления о загранице преобразовывались или подвергались сомнению в индивидуальной практике путешествия.

Источники состоят из академических исследований советского туризма [3][2], материалов о восприятии Кубы советскими путешественниками [1], методологической рамки анализа мобильности и визуальных практик [5].

Работа поделена на три части:

  1. контекст советского зарубежного туризма, система отбора, регламенты и цели поездок;
  2. представления о «загранице», распространённые стереотипы и особенности восприятия других стран и Кубы в частности;
  3. визуальная история восприятия пространства конкретного туриста.
Original size 1024x665

Старый ипподром, 1957, Валентин Хухлаев

Ключевой вопрос — как воспринималось пространство иностранного государства советским туристом, и каким образом индивидуальный визуальный опыт соотносился — совпадал или вступал в противоречие — с официальными идеологическими представлениями о «загранице»?

Гипотеза предполагает, что восприятие Кубы формировалось в пересечении идеологически заданного образа и личного опыта встречи с визуальной и культурной инаковостью. Турист, оказавшийся в пространстве, одновременно «своём» и «чужом», фиксировал на фотографиях моменты, которые помогали ему примирить или, напротив, подчеркнуть это несоответствие. Подход Урри позволяет рассматривать такие визуальные фиксации как часть более широкого режима мобильности.

Контекст зарубежного туризма в СССР

Original size 1142x830

Незваный гость хуже татарина! , 1968-1969, Сергей Коршунов

Заграничный туризм в СССР существовал как строго регулируемый институт, встроенный в идеологическую и внешнеполитическую логику государства. Он рассматривался властями как «арена политической и идеологической борьбы» [3].

Советское руководство понимало зарубежные поездки как канал внешнеполитической пропаганды и форму культурной дипломатии: турист рассматривался как «промоутер СССР», чей облик и поведение формировало позитивный образ страны [4]. Одновременно выездная активность служила механизмом внутренней мотивации быть дисциплинированным и «правильным»: возможность путешествия была привилегией, доступной лишь идеологически благонадежным гражданам.

Original size 2480x1589

Группа советских туристов у базилики Сакре-Кер, Париж, Франция, 1957, Валентин Хухлаев

Система отбора кандидатов была многоуровневой. Сначала характеристику претенденту на поездку выдавал местком, отмечая его «политические и моральные качества», дисциплину, участие в общественной работе и отношения в коллективе [2]. Затем документы направлялись в партийные комитеты разных уровней, и окончательное решение принимала «выездная комиссия» при обкоме. В неё входили секретарь обкома КПСС, председатель облпрофсовета, представители административного отдела и сотрудник КГБ, осуществлявший негласную проверку кандидатов [2]. Для поездок в капиталистические страны предусматривались специальные анкеты, требовавшие максимально подробных сведений о биографии, прошлых поездках, знании языков и наличии родственников за границей [2].

Original size 2480x1589

Документ с основными правилами поведения советских граждан, выезжающих заграницу

Перед выездом каждый турист обязан был пройти инструктаж на основе «Правил поведения советских граждан, выезжающих за границу», которые подчеркивали необходимость политической бдительности и предупреждали о «повсеместной деятельности иностранной разведки» [2]. Участники поездки подписывали обязательство «высоко держать честь и достоинство гражданина СССР» и «строго соблюдать интересы государства» [4]. Тургруппы структурировались таким образом, чтобы внутри действовали механизмы самодисциплины: назначался руководитель группы (обычно партийный или профсоюзный работник), а также староста, казначей и «идеологическая группа», ответственная за беседы с иностранцами, публичные заявления и ведение коллективных записей [4].

Original size 1024x768

Стена коммунаров на кладбище Пер-Лашез, Париж, Франция, 1957, Валентин Хухлаев

Зарубежные поездки сочетали отдых с идеологическими задачами. Маршруты включали посещение промышленных предприятий, кооперативов, мемориальных мест, встречи с трудовыми коллективами и возложения цветов к памятникам. Турист должен был «использовать доступные возможности для разъяснения миролюбивой политики СССР» [2]. Поездки в капиталистические страны носили характер тщательно организованного культурно-дипломатического взаимодействия: каждая группа становилась своего рода «представлением» социализма, демонстрирующим внешнему миру образ «обычного советского человека» [4].

Такое сочетание строгой регуляции, идеологических установок и контролируемых маршрутов формировало особую рамку пространственного восприятия. Турист оказывался не просто в «другой стране», но внутри заранее сконструированного набора пространств — витринных, демонстративных, политически правильных. Государство стремилось управлять тем, что именно советский путешественник увидит, какие социальные и материальные пространства будут представлены как «типичные», а какие окажутся за пределами маршрута. Но полностью отгородить граждан от «неправильного» было невозможно (особенно в капиталистических странах). Поэтому восприятие туристов нередко было противоположным относительно официальных образов стран, что открывало возможность персонального «переосмысления заграницы».

Представления о «загранице»

Original size 2480x1589

Советские туристки и продавец губок, 1957, Валентин Хухлаев

Представления советских граждан о «загранице» формировались в условиях длительной информационной изоляции и идеологической фильтрации. Как подчёркивает С. Шевырин, до середины XX века «железный занавес» пропускал преимущественно сведения о «безработице и милитаризме» на Западе, тогда как любые данные о повседневном изобилии и свободе поведения трактовались как проявление «контрастов капиталистического мира»[2]. Поэтому выход за пределы СССР воспринимался не просто как путешествие, а как соприкосновение с иной цивилизацией.

Исследователи отмечают, что для советского туриста характерным было сочетание любопытства, идеологической настороженности и бытового шока. А. Д. Попов описывает это состояние как столкновение с «несоветскими практиками и ценностями», приводящее к разрушению мифов и «мировоззренческому переосмыслению образа заграницы»[4]. Даже поездки в социалистические страны демонстрировали иной уровень сервиса и потребления, что усиливало внутренний контраст между официальным изображением зарубежья и реальным опытом путешествия.

Original size 2480x1143

Где-то в Матансасе; С учащимися (курсантами), Швидкий Владимир, Куба 1973-1974

В этом поле представлений Куба занимала уникальное место. С одной стороны, она воспринималась как «братская» страна, союзник СССР в условиях холодной войны; с другой — как пространство радикально иной культуры, климата и телесности. В официальном дискурсе Куба фигурировала как «остров свободы» — романтизированный образ революционного энтузиазма, экзотики и антиимпериалистической борьбы. Туристская программа, включавшая посещение заводов, кооперативов и мемориальных мест, постоянно подчеркивала идеологическую солидарность, выстраивая эмоциональное единство между советскими гостями и кубинским народом.

Однако реальные впечатления были многослойными. Воспоминания туристов, посетивших Кубу в конце 1960-х годов, демонстрируют элемент культурного шока, связанный с резкой сменой климатической, визуальной и звуковой среды. Очевидец вспоминала о том, как группа путешественников «из зимы в лето» оказалась в абсолютно ином мире. «Некоторые не поверили, что где-то может быть так тепло зимой, что одежда не понадобится» [1]. Этот переход воспринимался как попадание в пространство, одновременно социально близкое (социалистическое) и культурно чужое (латиноамериканское).

При этом туристы обращали внимание и на видимую материальную скромность: старые автомобили, обветшавшие дома, нехватку товаров. Контраст между яркостью среды и бедностью быта становился одним из основных визуальных противоречий, не вписывающихся в официальный образ успешной социалистической страны.

Original size 2480x921

Солнечные пляжи Кубы; Всегда весёлые кубинцы, Леонид Гильман

Путешествие на Кубу 1978 г.

Original size 3072x2048

Дедушка

Рассматривая общие механизмы восприятия «заграницы» советским туристом, важно обратиться и к частным свидетельствам, позволяющим увидеть эти процессы в индивидуальном, личностном измерении. Таким примером для меня стала поездка моего дедушки на Кубу в 1978 году.

Во время поездки дедушка много снимал на чёрно-белая плёнку, фиксируя лишь контуры и светотень. Но для него каждая фотография была напоминанием о яркости увиденного, что после он передавал в своих рассказал. Фотография в его случае выполняла двойную функцию — документальную и воспроизводящую память. Таким образом, фотография становилась для него способом структурировать своё восприятие нового пространства, раскладывая разрозненные впечатления по визуальным опорным точкам.

Таким образом фотография играла двойную роль: фиксировала визуальные контуры пространства и одновременно помогала дедушке структурировать и интерпретировать сенсорный опыт. Это совпадает с концепцией Джона Урри, для которого туристическая фотография — не только документ, но и инструмент организации восприятия, позволяющий человеку обеспечить порядок в новой среде и повторно пережить мобильный опыт после возвращения домой.

Original size 2480x818

Номер

Original size 3072x2048

Куба

Original size 2480x975

Номер

По воспоминаниям моей бабушки, поездка дедушки на Кубу в 1978 году занимала в его жизни особое место. Для советского человека выезд за пределы страны оставался редким и значимым событием, что полностью соответствует наблюдению А. Д. Попова о восприятии зарубежных путешествий как исключительного опыта, доступного немногим [4]. Перед началом путешествия туристическая группа проходила обязательный инструктаж, включавший напоминание правил поведения за рубежом, а в составе был представитель органов. Бабушка подчёркивала, что участники относились к этим требованиям серьёзно, понимая, что такая возможность могла больше не повториться.

Original size 3072x2048

Краб, 1978

Original size 2480x818

Растения

Original size 3072x2048

Аллигатор

Original size 3072x2048

Растения, 1978

Original size 2480x818

Растения, 1978

В рассказах дедушки наиболее яркими были наблюдения, связанные с природой и обилием всего непривычного. Куба воспринималась им как пространство насыщенных красок: по словам бабушки, он с удивлением описывал омариллисы, которые у них дома росли на подоконниках, а там — на улицах, «в три раза крупнее». Впечатление тропической полноты — густых запахов, ярких цветов и обилия растительности — перекликается с описаниями советских туристов 1960–1970-х годов, впервые оказавшихся в условиях, где сама среда становилась своеобразным визуальным и сенсорным шоком [1].

Original size 2480x1842

Водопады

Original size 2480x818

Вид

Original size 3072x2048

Аттракционы

Original size 2480x821

Школа

Original size 3072x2048

Дети, 1978

Отдельно дедушка отмечал отношение Кубы к детям. Он удивлялся, что проезд в транспорте и посещение аттракционов для детей был бесплатным. Это усиливало впечатление Кубы как государства, формирующего своё пространство вокруг будущего поколения — более наглядно и щедро, чем это воспринималось в советской повседневности.

Ярким моментом поездки стал отдых в Варадеро. Бабушка вспоминала, что дедушка говорил о нём как о месте, где он впервые увидел курорт в привычном смысле этого слова: море, белый песок, вечерние программы с кабаре, столы с ромом. Его удивляла и система поощрений, при которой кубинских рабочих могли направлять в Варадеро за хорошую работу — более «праздничная» модель поощрения, чем привычная советская.

Original size 3072x2048

Бассейн

Original size 2480x819

Варадеро

Original size 3072x2048

Пляж

Original size 2480x1842

Кабаре

Original size 3072x2048

Кабаре

Original size 2480x1842

Кабаре

Original size 2480x1842

Гавана

Original size 3072x2048

Гавана

Наряду с эффектом тропической яркости дедушка отмечал и менее привлекательные стороны повседневной среды: старые ржавые машины, облезлые дома, общее ощущение материальной скромности. В пересказе бабушки звучит, что кубинцы жили бедно, хотя оставались жизнерадостными. Этот контраст — бедность облика и эмоциональная открытость людей — хорошо соотносится с описанным Поповым эффектом «разрушения стереотипов», возникающим при непосредственном соприкосновении туриста с иной социальной реальностью: «Под влиянием кросс-культурного шока, вызванного знакомством с несоветской действительностью, у некоторых вояжеров происходила полная смена „полюсов“ оценки…» [4].

Таким образом, контраст между бедностью и экзотичностью становился одним из центральных контрастов путешествия. Так, дедушка говорил: «Покупать было почти нечего», — и поэтому суммы в 109 рублей, выданные группе, хватило без труда. Но при этом, даже при «скудности» товаров, домой дедушка привёз сразу несколько экзотических товаров: ром, сигары, консервированные ананасы, глиняные фигурки, большая морская ракушка и книжечки. Они уже стали экзотическим опытом восприятия заграничного пространства для всей семьи, поскольку бабушка все еще вспоминает, как они семьёй впервые в жизни попробовали ананас.

Original size 2480x1842

Гавана

Original size 2480x1842

Гид, 1978

Путешествие дедушки демонстрирует, как пространство Кубы воспринималось через сочетание идеологических ожиданий и визуальных впечатлений. Фотография выступала способом упорядочить увиденное, а личные наблюдения — средством переосмыслить официальные представления. Его опыт показывает, как советский турист мог одновременно подтверждать и разрушать государственные образы «заграницы».

Original size 3072x2048

Гид, 1978

Вывод

Советский зарубежный туризм представлял собой пространство пересечения идеологического контроля и индивидуального опыта. Государство стремилось формировать заранее заданный образ «заграницы» и регулировать маршруты, правила поведения и рамки видимого. Однако реальные путешествия неизбежно выводили туриста за пределы этих конструкций.

На примере Кубы особенно заметно, как политическая близость сочеталась с культурной и визуальной инаковостью. Яркость тропического пространства, открытая уличная жизнь и материальная скромность кубинцев создавали эффект контрастного, многослойного восприятия. Турист сталкивался с пространством, которое не совпадало полностью с идеологическим образом, требуя личного переосмысления и адаптации привычных категорий восприятия.

Индивидуальный опыт, отражённый в воспоминаниях моего дедушки, показывает, что визуальные практики — прежде всего фотографирование — становились ключевым инструментом интерпретации и сохранения увиденного. Фотография помогала структурировать пространство и архивировать прожитый опыт, что согласуется с концепцией «туристического взгляда» Джона Урри. Таким образом, восприятие иностранного пространства советским туристом формировалось на пересечении официальных нарративов, увиденной реальности и личных визуальных способов осмысления.

Источники

Bibliography
Show
1.

Два зеленых лета: воспоминания о Кубе 1968 года туристки из СССР // KN51. URL: https://kn51.ru/2017/01/26/dva-zelenyh-leta-vospominaniya-o-kube-1968-goda-turistki-iz-sssr-html/ (дата обращения: 25.11.2025).

2.

За границу! (из истории зарубежного туризма в СССР) // ПермГАСПИ. URL: https://www.permgaspi.ru/publikatsii/stati/za-granitsu-iz-istorii-zarubezhnogo-turizma-v-sssr.html (дата обращения: 25.11.2025).

3.

Орлов И.Б., Попов А. Д. Сквозь «железный занавес». Руссо туристо: советский выездной туризм, 1955–1991. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. — 351 с.

4.

Попов А. Д. Советский туризм за рубежом: миссия, иллюзии, открытия // Ученые записки КФУ им. В. И. Вернадского. Исторические науки. № 68. С. 34–46.

5.

Урри Дж. Мобильности / пер. с англ. М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2012. — 576 с.

Остров свободы: взгляд советского туриста
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more