
Концепция
Искусство первобытных и ранних цивилизаций позволяет проследить, как менялось мироощущение человека. Я решила исследовать на примерах изображения глаз и взгляда, как это происходило. Через этот элемент фиксируются изменения в структуре сознания, отношения к природе, формирующимся представлениям о духах, а затем и о богах.
Палеолитические изображения демонстрируют специфику мышления человека того времени. Взгляд ещё не выделен как отдельная выразительная деталь. Фигурки Венер и другие объекты этой эпохи сосредоточены на теле, объёме и пластике, тогда как лицо и глаза либо отсутствуют, либо обозначены минимально. Это отражает особенности мировосприятия, при котором человек не противопоставляет себя окружающему миру и не выстраивает субъектно-объектного отношения с изображаемым предметом.
В мезолите и особенно в неолите происходит постепенное усложнение символического мышления. Появляются антропоморфные фигурки и идолы, у которых глаза начинают играть значимую роль. Они могут быть увеличенными, подчеркнутыми или выполненными особым способом, что связывается с зарождающимися представлениями о духах, защитных силах и ритуальных объектах. На этом этапе взгляд становится частью нематериальной сущности и используется в культовых целях.
С возникновением ранних цивилизаций, таких как Шумер и Аккад в Месопотамии, формируется новый тип изображения глаз. Для статуй адорантов характерны увеличенные глаза и фиксированный направленный взгляд. Это связано с развитием храмовой культуры и представлений о постоянном молитвенном состоянии, служении божеству и его надзоре. То же происходит в Древнем Египте, где важную роль занимает культ загробной жизни.
Первые проявления психологизма в искусстве происходят в Древней Греции и Риме. В этот период взгляд перестаёт быть условным знаком и начинает передавать внутреннее состояние человека. Глаза становятся выразительными: они могут отражать спокойствие, напряжение, размышление или характер. Через взгляд художники пытаются показать индивидуальность и эмоциональную глубину человека.
Цель данного визуального исследования — проследить, как меняется изображение глаз от палеолитических фигурок до римских статуй и что эти изменения говорят об эволюции человеческого сознания.
Работа будет выстроена по хронологическому принципу, что позволит показать постепенное усложнение визуального языка и смысловых функций взгляда.

Дельфийский возничий. около 478 до н. э бронза, автор неизвестен, Археологический музей, Дельфы
Глаза — зеркало души, но кто мог ими смотреть и что он мог увидеть? Кто-то наблюдает за самим Богом, а кто-то прячет во взгляде глубокую грусть.
«Я вижу всё и ничего»
Существует множество гипотез, объясняющих природу искусства древнего человека — игровые, магические, мифологические, информационные и другие [1]. Основываясь на них, можно предположить, что в палеолите внимание к пышным формам и телесности отражало культ плодородия и продолжения рода.
Но также можно заметить, что глаза большинства найденных фигурок либо вовсе не изображались, либо обозначались лишь схематично — в виде небольших черточек. Это может отражать видение человека палеолита, который тогда еще не противопоставлял себя окружающему миру и не передавал через работу своё мироощущение.
Венера Виллендорфская. Автор неизвестен. Палеолит. Глаза отсутствуют
Венера из Холе-Фельс / Венера Костёнковская / Вестоницкая Венера. Автор неизвестен. Палеолит.
Однако человек палеолита не мог игнорировать один из важнейших органов чувств, который помогал ориентироваться вокруг, следить за хищниками и распознавать знакомые места и лица, поэтому в некоторых Венерах появляются намёки на глаза — первые попытки выделить зрение как особый способ восприятия.
Эти глаза не индивидуальны, но показывают постепенное пробуждение взгляда — переход от чувственного единства с миром к осознанию себя как видящего.
Венера Брассампуйская. Автор неизвестен. Палеолит.
Женское лицо, резная слоновая кость, Дольни-Вестонице. в. 26000 лет назад.
Также было найдено множество рельефов с портретами в профиль, которые вероятно создавались с целью фиксации окружающей действительности.
Глаз, хотя и обозначен чётко, не направлен на зрителя — его взгляд уходит в сторону, что подчёркивает отсутствие личностного начала. Человек тогда ещё не «встречался» со своим изображением, вероятно это просто констатация факта наличия функции зрения.
Гравюра головы человека на плитке серого известняка. Пещера Ла Марш. около 14 000 или 15 000 лет до нашей эры
Векторная копия гравировок из пещеры Ла Марш. Автор неизвестен. Около 14 000 или 15 000 лет до нашей эры
«Я вижу духов»
В мезолите и особенно в неолите человек начинает осмыслять духовный мир: привычные формы наполняются символами и верой в сверхъестественное. Анимизм, зарождающийся в этот период, становится основой будущих религиозных систем и постепенно переходит в политеизм. Так появляются антропоморфные фигурки с лицами и глазами похожими на человеческие, но при этом не являющимися частью реального человека.
В статуэтках могли воплощаться духи предков, силы плодородия или природные стихии. Их ритуальное присутствие подчеркивало связь человека с сакральным и отражало его стремление познать что-то неизведанное.
Скульптуры рыбоподобных людей из Лепенского Вира, Автор неизвестен. ~7000 год до н. э.
Глаза становятся частью духа, а не человека. В гибридных образах исследуются невозможные формы.
Культура Триполье-Кукутень. Юго-Восточная Европа. Автор неизвестен. 5500 — 2750 гг до н. э.
Двухголовая статуя из Музея Иордании. Автор неизвестен. Ок. 6500 г до н. э.
Две головы и большие миндалевидные глаза создают образ, который очевидно не относится к человеку. Такая «инаковость» характерна для неолитических представлений о существах или силах, стоящих за пределами человеческой формы.
Идолы Шигира. Автор неизвестен. 9 600 лет до н.э, Свердловский областной краеведческий музей.
Обнажённая женщина с головой ящерицы, кормящая ребёнка, из Ура, Ирак, ок. 4000 г. до н. э. Автор неизвестен. Музей Ирака
Антропоморфные фигурки культуры Винча. Юго-Восточная Европа. Автор неизвестен. 5700–4500 гг до н. э.
У фигурок культуры Винча намеренно увеличенные, миндалевидные глаза и вытянутые головы — черты, которые выводят образ за пределы человеческого. Это подчёркивает их связь не с реальными людьми, а с ритуальными и мифологическими представлениями культуры, где подобные «инаяковые» лица могли символизировать сверхъестественных существ, духов или богинь.
Глазной идол, Сирия, Автор неизвестен, Телль-Брак, ок. 3700–3500 гг. до н. э.
«Я вижу Бога»
Переход от анимизма к политеизму в неолите изменил представления древнего человека о мире и божественном, что напрямую отразилось в искусстве. Религия становится основной мировоззрения в древневосточных государствах.
В Месопотамии и Древнем Египте особенно заметны первые проявления религиозных смыслов — человек начал обращаться к богам и изображать их, отражал ритуалы и символы власти, связывая художественные формы с верой и сакральным порядком.
Голова Богини Иштар из Урука, автор неизвестен, ок. 3100 г. до н. э.
Глаза предполагаемой богини Иштар были инкрустированы, чтобы придать им яркость и «живость». Широко раскрытые и устремлённые вперёд глазницы создавали ощущение присутствия и подчеркивали значимость образа. Такое решение усиливало восприятие фигуры как сакральной.
Адоранты. Телль-Асмар Автор неизвестен. ок. 2700–2500 до н. э.
Адоранта размещали в храме, чтобы он молился за хозяина. Фигурки большими глазами смотрят прямо — взгляд становится актом вечной молитвы.
Адоранты, из Телль-Асмара в Ираке, 2800-2300 гг. до н. э. Автор неизвестен
Эбих-иль из Мари, 2750 — 2615 до н.э
Инкрустированные глаза Эбих-Иля символизируют непрерывное молитвенное предстояние. В Месопотамии считалось, что правитель получал власть от богов, и такой взгляд подчёркивает его роль посредника между божеством и людьми. [2]
Статуя Гудеа, Лувр, автор неизвестен, 2144 — 2124 до н. э. / Так называемая «Маска Саргона», около 2300 г. до н. э., обнаруженная в Ниневии при раскопках храма Иштар, автор неизвестен.
Оба изображения принадлежат правителям Месопотамии и демонстрируют связь власти с божественным порядком, но делают это по-разному.
У Гудеа крупные, открытые глаза подчёркивают его роль благочестивого правителя, постоянно обращённого к богам и действующего по их воле. Его образ сосредоточен на благочестии и идее «служения».
Медная голова из Ниневии — вероятно, портрет Саргона Аккадского — отражает иной этап: здесь акцент смещается к политической силе и индивидуальному статусу правителя. Хотя инкрустация глаз утрачена, их первоначальная обработка в виде более закрытого века свидетельствует, что взгляд должен был быть ярким и «живым», подчеркивая власть и личную харизму.
Шеду с ворот дворца Саргона II в Дур-Шаррукина, автор неизвестен, вторая половина 8 в до н. э. Лувр
Шеду находился на воротах дворца, его глаза — широко раскрыты и лишены человеческой природы, так как принадлежат духу-хранителю. Они передают всевидящее присутствие стража. Такой взгляд не молится и не чувствует: он наблюдает и исполняет магическую и защитную функцию.
В Египте глаза играют ключевую роль в культе загробной жизни: через них Ка узнаёт тело, а статуя — «видит» и продолжает существовать от имени человека. Поэтому взгляд в египетском искусстве — это инструмент поддержания жизни после смерти. [3]
Статуи Рахотепа и Нофрета. Около 2580–2560 гг. до н. э. Автор неизвестен. Египетский музей, Каир.
Статуи Рахотепа и Нофрет, найденные в мастабе в Мейдуме, являются материальным вместилищем для духа Ка. Чтобы обеспечить ему узнаваемую форму и «продолжение существования» после смерти, образы выполнялись в натуральную величину и снабжались инкрустированными глазами из хрусталя и кварца. Такой «живой» взгляд придает реалистичность статуе, которая является важной частью веры египтян в загробную жизнь.
Статуя писца Каи ок. 3000 г. до н. э. автор неизвестен, Лувр, Париж / Статуя писца Каапера ок. 2500 гг до н. э, автор неизвестен, Египетский национальный музей
Фараон воспринимался своего рода богом на земле, его взгляд в искусстве выполнял идеологическую функцию: глаза делали крупными, чётко очерченными и направленными строго вперёд, чтобы передать идею абсолютной власти и божественного контроля. Это соответствовало канону, согласно которому образ должен быть величественным и симметричным — взгляд фараона выражал сакральный порядок (Маат), который он же и поддерживает.
Скульптурная группа, изображающая Менкаура в сопровождении богини Хатхор (слева) и богини-покровительницы VII нома Верхнего Египта Хут-Сехем, Ок. 2490–2472 гг. до н. э., Автор неиизестен
Статуя фараона Хафры (Хефрена). ок. 2550 г. до н. э., автор неизвестен / Статуя фараона Аменхотепа III. Вторая половина XIV века до н. э., автор неизвестен.
Погребальная маска Тутанхамона. Автор неизвестен, ок. 1323 г. до н. э.
Глаз Гора (Уаджет) изображался в разных контекстах один из них связан с защитой, исцелением и загробным существованием.
Это один из первых примеров, когда взгляд превращается в самостоятельный символ, существующий вне лица и тела и выражающий божественное присутствие.
Амулеты с Уаджетом (Глазом Гора). Древний Египет, ок. 2000–300 гг. до н. э.
«Я вижу человека»
Явный переход от божественного восприятия образа к его очеловечиванию происходит в Древней Греции и Риме. В это время художники начинают уделять внимание не только богам и правителям, но и обычным людям, поэтому в искусстве появляется интерес к реальным эмоциям и внутренним состояниям.
Скульпторы стремятся показать характер и личную историю человека, а не только его статус или роль. Из-за этого взгляд наполняется живыми эмоциями и начинает «рассказывать историю», в глазах появляется психологизм, напряжение, чувства — то, чего раньше в искусстве почти не было.
Курос, ок. 530 г. до н. э. автор неизвестен / Голова куроса, ок. 550–530 гг. до н. э. автор неизвестен
Архаические куросы — это один из первых греческих шагов к изображению человека как самостоятельной фигуры. Но взгляд здесь ещё не индивидуальный: большие миндалевидные глаза и лёгкая «архаическая улыбка» не выражают реальную эмоцию, а служат знаком жизни и внутреннего оживления статуи.
Такой взгляд остаётся фронтальным и немного отстранённым — он не пытается установить диалог со зрителем. Куросы отражают не личность, а общее идеализированное состояние человека в гармонии с миром.
Пеплос-Кора. Афинский акрополь. Автор неизвестен Ок. 530 г. до н. э. Слева — фрагмент оригинальной полихромии; справа — современная реконструкция первоначальной окраски
Пеплос-Кора повторяет тот же архаический канон: большие открытые глаза и лёгкая улыбка создают ощущение присутствия, но не передают индивидуальность. Как и куросы, она смотрит прямо и немного отстранённо — взгляд остаётся условным, символическим. Это всё ещё этап, когда греческие мастера стремятся «оживить» лицо, но не показывают внутренний мир реального человека.
Мирон. «Дискобол». Ок. 450 г. до н. э. Бронзовая копия. / Мирон. «Дискобол». Ок. 450 г. до н. э. Римская мраморная копия.
В ранней классике скульптуру наделяют движением. Глаза «Дискобола» и «Дельфийского возничего» работают как инструмент передачи моментального человеческого состояния, а не идеи или ритуальной функции. Показывается реальный человек в действии, и взгляд становится элементом этого мгновенного физического усилия.
Дельфийский возничий. 478 г до н. э. Автор неизвестен
«Голова Дорифора». Поздняя эллинистическая копия с оригинала Поликлета. Оригинал создан около 440–430 гг. до н. э. Копия — II–I вв. до н. э. Автор неизвестен
В высокой классике статуи дают ощущение живого человека, даже несмотря на отсутствие движения в некоторых. Взгляд наделяется эмоцией он задумчивым, будто пойманным в момент размышлений. Здесь появляется психологизм.
Также многие статуи передают уже более сильные эмоции в моменте движения, как например в статуях на облицовке Парфенона, которые рассказывают историю.
«Дорифор» (фрагмент). Римская бронзовая копия греческого оригинала Поликлета, скульптор Поликл, V веке до н. э. / «Дорифор». Римская копия из Помпей оригинала Поликлета
Фидий, Конница фриза Парфенона, Западная часть 447–432 до н. э. / Фидий, Лапит и Кентавр, Южная часть, 447–432 до н. э.
Поздняя классика немного отходит от ярких движений, зато вкладывает в лица и позы всё больше психологизма.
Лисипп, Апоксиомен, 330 год до н. э. / Пракситель, Гермес с младенцем Дионисом. около 330 г до н. э
Автор неизвестен, Голова Аполлона, римская копия, 1 в до н. э. / Копия бронзового оригинала Праксителя, Аполлон, убивающий ящерицу. 350-е до н.
В портрете Аполлона присутствует сильная эмоциональность: его взгляд опущен, он мягкий и задумчивый, будто погружён в собственные переживания. Именно глаза передают главное — тихую грусть и внутреннее ощущение момента, которое оказывается выразительнее, чем сама поза. В поздней классике лицо начинает «говорить» больше, чем действие, и этот психологизм становится ключевой чертой стиля.
Аполлоний, Кулачный боец. I век до н. э.
В образе кулачного бойца взгляд и поза становятся настоящим носителем личной истории. Его лицо — уставшее, с опущенными веками и бровями показывает пережитую боль, усталость и внутреннее напряжение. Здесь чувствуется человек со своей судьбой: взгляд как будто продолжает рассказ, который начался за пределами самой статуи.
Вишняцкий, Л. Б. На подступах к искусству (палеолит) / Л. Б. Вишняцкий // Стратум: структуры и катастрофы. — Санкт-Петербург, 1997. — С. 4-19.
Месопотамия / С. Бертман. — М. : Вече, 2007. — 416 с. : ил. — (Великие цивилизации)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дельфийский_возничий (дата обращения 18.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Венера_Виллендорфская (дата обращения 09.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Венера_из_Холе-Фельс (дата обращения 09.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Венера_Брассампуйская (дата обращения 09.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вестоницкая_Венера (дата обращения 09.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Костёнковские_венеры (дата обращения 09.11.2025)
https://www.narodnimuzej.rs/prehistory/lepenski-vir-collection/?lang=en (дата обращения 09.11.2025)
https://www.tumblr.com/tagged/prahistory (дата обращения 11.11.2025)
https://donsmaps.com/marche.html (дата обращения 11.11.2025)
Иллюстрации из книги З. А. Абрамова «Древнейший образ человека»
https://en.wikipedia.org/wiki/Vinča_culture (дата обращения 12.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Статуи_Айн-Газаля (дата обращения 12.11.2025)
https://archaeology.org/news/2021/04/04/210405-shigir-idol-wood (дата обращения 12.11.2025)
https://earthlymission.com/shigir-idol-oldest-wooden-sculpture-12000-years-old (дата обращения 12.11.2025)
https://en.wikipedia.org/wiki/Cucuteni–Trypillia_culture (дата обращения 12.11.2025)
https://ru.pinterest.com/pin/306244843386494410 (дата обращения 12.11.2025)
https://en.wikipedia.org/wiki/Statue_of_Ebih-Il (дата обращения 12.11.2025)h
ttps://ru.pinterest.com/pin/509258670366034800 (дата обращения 17.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гудеа (дата обращения 17.11.2025)
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.dd5174ca-691b184e-35135d47-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Art_of_Uruk (дата обращения 17.11.2025)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Prince_Rahotep,_face_detail.jpg#/media/File: Prince_Rahotep, _face_detail.jpg (дата обращения 18.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рахотеп#/media/Файл: Ägyptisches_Museum_Kairo_29.03.2016_Rahotep_Nofret_04.jpg (дата обращения 18.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сидящий_писец (дата обращения 18.11.2025)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ägyptisches_Museum_Kairo_09.11.2019_Ka-aper_03.jpg (дата обращения 18.11.2025)
https://mavink.com/post/AF607BD8D7ECC5B74E38DE266B9E15A0F4AM2899DB/khafre (дата обращения 18.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Микерин (дата обращения 18.11.2025)
https://mavink.com/post/6034681B29764D78A5ECE46D3A88EA16FCAM31CB69/amenemhat-iii (дата обращения 18.11.2025)
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.3ca2064e-691cbe7b-04f156b0-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Tomb_of_Tutankhamun (дата обращения 18.11.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5d/Eye_of_Ra_Amulet_LACMA_50.4.6.17_%282_of_2%29.jpg (дата обращения 18.11.2025)
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.e3af49c5-691cc22a-350e33a3-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Eye_of_Horus (дата обращения 18.11.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/28/Marble_head_of_a_kouros_%28youth%29_MET_DP271467.jpg (дата обращения 18.11.2025)
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?search=Peplos+Kore&title=Special%3AMediaSearch&type=image (дата обращения 18.11.2025)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kóre_del_Peplo.jpg (дата обращения 18.11.2025)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Doryphoros_Speerträger_des_griechischen_Bildhauers_Polyklet_08.jpg (дата обращения 18.11.2025)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Head_of_a_Doryphoros,_Museo_Barracco.jpg (дата обращения 18.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дорифор#/media/Файл: 02_10_2024_Photo_Paolo_Villa-Napoli-mann-Museo_Archeologico-FO232526tris-Arte_Greca_copia_romana-Policleto_Doriforo_Polykleitos_Doryphoros_from_Pompeii-marmo_marble_carrara.jpg (дата обращения 18.11.2025)
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?search=дискобол& title=Special%3AMediaSearch& type=image (дата обращения 18.11.2025)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Myron,_Discobolus,_450_BC,_Plaster_cast,_Hostinné, _188337.jpg (дата обращения 18.11.2025)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hermes_and_the_Infant_Dionysus_10_04_2005.jpg (дата обращения 18.11.2025)
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.90294b1a-691d99ec-11f494e7-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Metopes_of_the_Parthenon#/media/File: South_metope_26_Parthenon_BM.jpg (дата обращения 18.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ионический_фриз_Парфенона#/media/Файл: Cavalcade_west_frieze_Parthenon_BM.jpg (дата обращения 18.11.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/68/Head_of_Apollo_Sauroktonos_type_%28SK_Dresden_Hm_110%29_02.jpg (дата обращения 18.11.2025)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Apollo_Sauroktonos_Louvre_Ma441_n06.jpg (дата обращения 18.11.2025)
https://en.wikipedia.org/wiki/Boxer_at_Rest (дата обращения 18.11.2025)