Original size 2500x3125

Конфликт природы человека и технологий в образах электронных музыкантов

5
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

1. Первые роботы электронной музыки: начало диалога человека и машины 2. Шлемы и маски: автор без лица 3. Виртуальные аватары: цифровые двойники на месте автора 4. Киборги: тело человека будущего 5. Куклы: живое и неживое, эмоции робота

Концепция

Тема конфликта человека и машины далеко не новая, однако она по-прежнему одна из самых актуальных на сегодняшний день. По мере того как появляются новые и новые технологии, нас всё больше и больше волнует, как искусственный интеллект повлияет на будущее человечества, какую опасность ИИ представляет в долгосрочной перспективе и как интернет и технологии уже изменили нашу повседневность. Мне стало интересно исследовать тему конфликта природы человека и машины в образах электронных музыкантов, понять взаимосвязь человека и машины. Мне близка эта тема, так как я люблю электронную музыку, а также работаю с 3D и виртуальной реальностью, которые так часто появляются в образах авторов этого жанра. Ограничившись музыкантами и продюсерами электронной музыки, я не только сузила тему исследования, но и сделала акцент на том, как глубоко эта тема связана со звучанием электронных устройств и историей развития электронной музыки. Мне показалось правильным выделить несколько основных категорий музыкантов: сначала рассказать об исторических предпосылках (первые роботы электронной музыки: начало диалога человека и машины), потом о разных формах взаимодействия музыкантов с технологиями: (шлемы и маски, виртуальные аватары, киборги, куклы). Давайте подробнее остановимся на первой категории.

История взаимодействия технологий и человека начинается с культовой немецкой группы Kraftwerk. В Дюссельдорфе 1970-х годов электронная группа могла наблюдать урбанизацию, индустриализацию, бурное развитие технологий, потому что для послевоенного немецкого общества было важно дистанцироваться от трагического прошлого и устремиться в будущее. Главные альбомы Kraftwerk — Autobahn (1974), The Man-Machine (1978) и Computer World (1981) — критически переосмысливают роль человека в новом автоматизированном мире, поднимая темы слияния человека и машины. Безэмоциональный, ритмичный, роботизированный звук, пульсирующая басовая линия — музыка Kraftwerk создавалась с использованием новейших музыкальных инструментов и отражала культуру технологичной, развивающейся Германии 1970-х годов. Участники группы модифицировали и дополняли уже существующие синтезаторы, драм-машины, пэды и другие электронные устройства. Инновационные технологические решения сочетались с тематикой текстов и визуальной эстетикой группы. Каждый участник имел своего двойника-андроида — эти образы стали символами Kraftwerk и регулярно появлялись на обложках альбомов, в видеоклипах и сценических проекциях во время концертов. Kraftwerk — не просто один из первых коллективов, так подробно исследовавших тему взаимодействия человека и машины, — это культовая электронная группа, вдохновившая огромное количество авторов и повлиявшая на развитие таких жанров, как электро, техно, хип-хоп и многих других.

Первые роботы электронной музыки: начало диалога человека и машины

Kraftwerk

Kraftwerk, 1981 г. [1]/ Обложка сингла Kraftwerk «Die Roboter», 1978 г. [2]

Original size 640x788

Роботы Kraftwerk [3]

Original size 1920x1080

Кадр из фильма «Метрополис», реж. Фриц Ланг, 1927 г. [4]

Шлемы и маски: автор без лица

Daft Punk

Шоу VR 360 градусов, Daft Punk, 2022 [5]/ «Robots rock»: две модели Daft Punk из «Electro exhibition», фотография Daft Trax, 2005 г. [6]

Original size 2175x1632

«Пирамидный потолок», Daft Punk знакомят американстую рок-аудиторию с электронной музыкой, Coachella festival, 2006 г., фотограф Karl Walter [6]

Французский дуэт Daft Punk продолжил тему человека и технологий: впервые появившись в образе роботов в видеоклипе «Around the World» (1997), Daft Punk последовательно культивировали анонимность, превращая свои тела в машины. Известные сейчас своими масками, изначально музыканты выступали без них, но с конца 1990-х годов они полностью отказались от «человеческих» образов в публичном пространстве. Возможно, сейчас мы привыкли ассоциировать технологии с опасностью, но у Daft Punk шлемы выступают своеобразной защитой, скрывая их лица от аудитории и лишая их самой очевидной «человеческой» части тела, превращая в роботов. Альбом Discovery (2001) стал не просто музыкальным событием, но визуальной революцией. Он вдохновил таких авторов, как The Weeknd, Kanye West, Pharrell Williams и многих других, оказав влияние на развитие ностальгически-технологических жанров от вэйпорвейва и синтвейва до гиперпопа. Альбом Human After All (2005) с по-прежнему роботизированным и машинным звуком особенно иронизирует над контрастом человека и робота. Во всех медиа Daft Punk существуют как роботы, а не как люди. Даже прощание дуэта в фильме Epilogue (2021) отражает эстетику группы — без слов, с визуальным кодом кибернетической драмы, в которой один робот самоуничтожается, а другой уходит в безмолвное будущее. Тут авторы заигрывают с темой живого и неживого, ведь робот не может умереть, а вот сломаться или отключиться может. Daft Punk рефлексируют над влиянием технологий на музыку, культуру, общество, искусство и прослеживают связи технологий, будущего и ностальгии по прошлому.

Daft Punk обложка альбома «Discovery», 2001 г. [7]/ дуэт Daft Punk [8]

Deadmau5

Original size 1600x1067

Концерт Deadmau5 [9]

Original size 1917x1202

Концерт Deadmau5.в Бостоне, фотограф Felicia Pinckneyon, 2020 [10]

Deadmau5 так же, как и Daft Punk использует маску и иронизирует над своим образом «технаря». Deadmau5 — это всего лишь «мышь за компьютером», программист, а не поп-звезда. Автор смеётся над образом современного человека, погружённого в технологии и тихо проводящего свои дни в одиночестве за компьютером. Маска отсылает ко всем знакомому образу Микки Мауса из ранних мультфильмов студии «Дисней». Это контрастирует с привычным серьёзным, безэмоциональным и далёким образом электронных музыкантов, сближая нас с Deadmau5. Автор открывается для аудитории с новой, более «честной» стороны.

Виртуальные аватары: цифровые двойники на месте автора

Björk

Original size 1015x1280

RBMA x Phi Present: Björk Digital («Family» Trailer), Andew Thomas Huang, 2017 г. [11]

Original size 1500x686

Видео для Björk, автор виртуальной реальности Andrew Thomas Huang [12]

Эстетику Björk, легендарной исландской певицы, композитора и продюсера, нельзя назвать чисто механической или футуристической. Это уникальный взгляд на природу человека и его взаимодействие с окружающим миром. В отличие от предыдущих авторов, она не противопоставляет человека машине. Музыкальный мир Björk — это пространство, в котором человек, природа и технологии сосуществуют в гармонии. Вместо того, чтобы отойти от эмоциональности человека, как другие авторы, она подчёркивает её с помощью музыкальных технологий и своих визуальных образов: масок, виртуальных аватаров и т. д. Они вдохновлены биологическими патернами кораллов, растений и грибов, при этом всё творчество Björk так или иначе связано с технологиями.

Original size 1280x720

Björk «Notget VR», 2017 г. [13]

Original size 724x483

Дизайн James Merry для Björk [14]

Original size 936x624

Маска Björk, фэшн-дизайнер Maiko Takeda, 2016 г. [15]

Hatsune Miku

Original size 1413x935

Hatsune Miku выступает в Нью Йорке, 2014 г. [16]

Original size 1200x900

Hatsune Miku выступает на 2D экране, 2024 г. [17]

Original size 1200x640

Hatsune Miku выступает в Лондоне, 2019 г. [18]

Hatsune Miku (CV01) — японская виртуальная поп-звезда, созданная Crypton Future Media с помощью голосового банка программного обеспечения Vocaloid, синтезирующей голос с помощью искусственного интеллекта. Hatsune Miku невероятно популярна. Она существует в цифровом пространстве как 3D персонаж с 2007 года, устраивая концерты по всему миру и являясь своеобразным символом технологического развития в музыкальной индустрии.

Grimes

Original size 1200x1200

Коллекция NFT Grimes x Mac, «WarNymph Collection Vol 1», 2021 г. [19]

Original size 1200x750

Коллекция NFT Grimes x Mac, «WarNymph Collection Vol 1», 2021 г. [19]

3D виртуальный аватар Grimes, WarNymph, Virtual Humans, создана в 2018 г. [20]/ Grimes из клипа «Shinigami Eyes», 2022 г. [21]

Original size 1600x900

«Grimes из будущего», Charlotte Rutherford для «Rolling Stone», 2020 г. [22]

Такие авторы, как Grimes, Virtual Self и LaTurbo Avedon, дальше развивают идеи виртуального андроида, который может полностью заменить автора. Grimes фокусируется на искусственном интеллекте, фантастических образах, создаёт NFT коллекции и имеет своего цифрового аватара. WarNymph — это виртуальный аватар и королева интернета, защищающая человечество от ужасного будущего в цифровом мире. LaTurbo Avedon — аватар, выступающий в качестве художника, куратора и дизайнера, выставляющегося в музеях и активно работающего с VR. Virtual Self, как и LaTurbo Avedon, развивает тему полной замены автора на образ, существующий в виртуальном пространстве. Он вдохновлялся Цепями Маркова, абстрактным искусством двухтысячных и многократным изменением первоначального текста гугл-переводчиком.

Virtual Self

3D для Virtual Self, «Pathselector and Technic-Angel», Mark Chang, 2017 г. [23]

Клип Virtual Self «Angel Voices», 2018 г. [24]

LaTurbo Avedon

Original size 2000x2500

Виртуальный аватар LaTurbo Avedon [25]

Original size 1200x900

LaTurbo Avedon «Club Zero», 2025 г. [26]

Киборги: тело человека будущего

Arca

Original size 1200x1200

Обложка альбома Arca «Kick ii», 2021 г. [27]

Венесуэльский электронный музыкант и продюсер Arca исследует тему слияния неидеального человеческого тела и технологий. Визуально рождаются образы киборга-мутанта, постчеловека. В её музыке практически отсутствует привычная структура, вместо этого хаос. Как хаос может сочетаться с привычной механической точностью? Музыка и эстетика Arca наполнена гличами и техническими ошибками. В мире Arca нет границ между человеком и роботом, робот может чувствовать, а человек быть механическим.

Original size 1280x1280

Обложка альбома Arca «Kick iii», 2021 г. [28]

Original size 1024x555

3D рендеры для шоу Arca «Mutant; Destrudo», персонажи, разработанные «Rizomatics» и «Team Rolfes» двигались на экране [29]

Anyma

Original size 1200x1200

Anyma [30]

Anyma — это проект итальянского диджея, продюсера и электронного музыканта, хорошо известного своим выступлением на музыкальной арене «Сфера». Через призму роботов Anyma исследует темы души и искусственного интеллекта. Anyma существует сразу в двух формах: человек и киборг.

Original size 2500x3125

Концерт Anyma «The End of Genesis», «Сфера», 2024 г. [31]

Original size 637x358

Клип Anyma «Pictures of you: Extended Visualiser», 2024 г. [32]

Sevdaliza

Original size 540x304

Клип Sevdaliza «Marilyn Monroe», 2017 г. [33]

Original size 400x225

Клип Sevdaliza «Marilyn Monroe», 2017 г. [33]

Original size 400x225

Клип Sevdaliza «Marilyn Monroe», 2017 г. [33]

Sevdaliza — иранско-нидерландская певица, композитор и визуальная художница, погружённая в отношения человеческого тела и робота. У неё также есть цифровой аватар. Sevdaliza не встаёт на ничью «сторону», она принимает технологии. Для неё технологии не исключают человеческую природу. Sevdaliza признаёт их ограничения и возможное негативное влияние. В клипах она часто предстаёт в образе киборга.

Original size 1170x638

Кадр из клипа Sevdaliza «Homunkulus — Oh my God», 2021 г. [34]

Original size 2030x2028

Обложка альбома Sevdaliza «Ison», 2017 г. [35]

Куклы: живое и неживое, эмоции робота

SOPHIE

Клип на песню SOPHIE «Faceshopping», 2018 г. [36]

Original size 915x915

Кукла «Братц» по мотивам альбома Sophie «Oil of Every Pearl’s Un-Insides», 2018 г. [37]

SOPHIE — шотландская певица, продюсер и автор песен. Она переосмыслила границы человеческого и искусственного через гиперреалистичный звук: её музыка объединяет синтетическую текстуру и эмоциональную глубину, создавая ощущение постчеловеческой чувственности.

Yeule

Original size 1280x720

Кадр из клипа 'softscars', альбом 'softscars', 2023 г. [38]

Original size 750x750

Обложка альбома Yeule «Glitch Princess», 2022 г. [39]

Yeule, продюсер и электронный музыкант из Сингапура, исследует границы цифровой идентичности и человеческой уязвимости, создавая музыку на стыке киберпанка, дрим-попа и эмбиента. Её альтер-эго — постчеловек, рожденный в виртуальном мире. Он не лишён эмоций, он такой же чувствительный, как люди.

Заключение

В заключение, тема взаимодействия человека и машины — одна из главных в электронной музыке. По сей день она не теряет своей актуальности, а каждый автор переосмысливает её по-своему. От Kraftwerk и Daft Punk до Hatsune Miku и Yeule — электронные музыканты исследуют эмоции роботов, место человека в цифровую эпоху, вопрос существования автора в виртуальной реальности, будущее искусственного интеллекта и новые формы развития человеческого тела.

Bibliography
Show
1.

Alexis Petridis. Raves, robots and writhing bodies: how electronic music rewired the world/ The Gardian, 2019. URL: https://www.theguardian.com/music/2019/apr/15/raves-robots-and-writhing-bodies-how-electronic-music-rewired-the-world (28.05.2025)

2.

Michelle Lhooq. Porter Robinson’s ambitious, human Virtual Self/ The Fader. URL: https://www.thefader.com/2018/02/28/porter-robinson-virtual-self-interview (28.05.2025)

3.

Jess Conatser. An Interview with LaTurbo Avedon/ Rightclicksave, 2022. URL: https://www.rightclicksave.com/article/an-interview-with-laturbo-avedon (28.05.2025)

4.

Simon Reynolds. The Rise of Conceptronica/ Pitchfork, 2019. URL: https://pitchfork.com/features/article/2010s-rise-of-conceptronica-electronic-music/?utm_source=chatgpt.com (28.05.2025)

5.

Jeremy D. Larson. Meet the Filmmaker Behind Björk’s Stunning VR Videos/ Phy Antenna, 2016. URL: https://phi.ca/en/antenna/meet-the-filmmaker-behind-bjorks-stunning-vr-videos/ (28.05.2025)

6.

Joshua Rothman. Are We Already Living in Virtual Reality? / The New Yorker, 2018. URL: https://www.newyorker.com/magazine/2018/04/02/are-we-already-living-in-virtual-reality (28.05.2025)

7.

Sophie Leigh Walker. Yeule and the scars of past memory/Thelineofbestfit, 2023. URL: https://www.thelineofbestfit.com/features/interviews/yeule-scars-memory (28.05.2025)

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.

https://au.rollingstone.com/music/music- features/grimes-rolling-stone-digital-cover-8262/ (28.05.2025)

23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.35.36.37.38.39.
Конфликт природы человека и технологий в образах электронных музыкантов
5
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more