
Концепция
Концепт Ильи Кабакова, по мнению автора, заключается в переосмыслении советской повседневности с её убогостью и тихими мечтами в трагикомическое пространство, где маленький человек обретает достоинство через воображение, а банальность становится формой возвышенного. Выбор темы обусловлен стремлением понять, как художественное осмысление бесконечных ограничений может помимо отчаяния порождать глубокое эстетическое переживание. Интересно рассмотреть, как и в каких формах концепт проявляется в разных произведениях Кабакова (инсталляция, графика, живопись), как на ее формирование повлиял исторический контекст и рассмотрение этой идеи с точки зрения философии Канта
В качестве визуального материала отобраны произведения Ильи и Эмилии Кабаковых 1970–2000-х годов, включая инсталляции, графические циклы и поздние живописные работы. Предпочтение отдано работам, в которых проявляется трагикомическое напряжение между убогостью реальности и силой воображения, позволяющее интерпретировать их через категории кантовского возвышенного. Также в качестве материала используются работы других художников-современников официального дискурса, чтобы продемонстрировать контекст, в котором формируется и существует искусство Ильи Кабакова
Текстовые источники подбирались с учётом их релевантности к трём уровням исследования: художественному, историческому и философскому. 1. Интервью Кабакова, а также работы исследователей московского концептуализма. 2. Исторические материалы о советской повседневности, позволяющие реконструировать культурный контекст. 3. Философский текст «Критика способности суждения» Э. Канта.
Ключевой вопрос исследования: Как Илья Кабаков через концептуальные практики трансформирует советскую повседневность в трагикомическое художественное пространство, и в чём эта трансформация соотносится с кантовской философией.
Гипотеза: Кабаков не только документирует упадок советской обыденности, но эстетически её воскрешает через иронию, сочувствие и воображение. Концепт художника, позволяет зрителю пережить банальность как возвышенное, а отчаяние — как источник катарсиса. Таким образом, исследование ставит целью не только проанализировать художественный метод Кабакова, но и показать, как современное концептуальное искусство может становиться инструментом эстетического осмысления коллективного опыта.
Структура исследования:
1. Концепция исследования 2. Контекст формирования концепта Кабакова 3. Концепт в творчестве Кабакова — Графика: «найденные документы» как фикция памяти — Живопись и поздние рисунки — Инсталляции: пространство созерцания и соучастия 4. Заключение
Контекст формирования концепта Ильи Кабакова
«Иностранные туристы в Ленинграде». Иван Владимиров. 1937
Мозаика «Наша жизнь». Вальтер Вомачка. 1964
Официальный художественный дискурс СССР 1930-1980-х строился на принципах соцреализма, основанных на героизации труда, безусловном оптимизме и визуальной ясности формы. Искусство рассматривалось исключительно как инструмент, призванный формировать «нового человека». В этой системе не находилось место частному, интимному или тем более неудавшемуся
«Колхозный праздник». Сергей Герасимов. 1937
Александр Дейнека: «Покорители космоса». 1961; «Эстафета». 1947
В ответ на это в конце 1950-х в СССР развивается неофициальное искусство. Ключевым его представителем является Илья Кабаков — художник, по Канту, обладающий автономией воли, то есть «свободный». Тот, кто подчиняется не навязанным идеям, а следует закону, который дал себе сам. Свобода, по Канту выражается в действиях, и у Кабакова она проявляется в искусстве
Илья Кабаков: «Пошел ты …»; «Прогулка на лыжах». 1973
Работы из серии «Душ». Илья Кабаков. 1974.
Илья Кабаков: из серии «10 персонажей»; «Пошел ты …» 1973
«Завтра мы улетаем». Илья Кабаков
Илья Кабаков: Цыплята. 1966; «Шкаф»
Кабаков сосредоточился на тихом, почти этнографическом исследовании советской повседневности, превращая её в поле художественного анализа
Где больше «возвышенного» — в гигантском памятнике или в инсталляции с сортиром посреди комнаты?
Концепт в творчестве Ильи Кабакова
«Туалет». Илья Кабаков. 1992
По Канту, возвышенное возникает, когда воображение сталкивается с безграничным, и не справляясь с ним, порождает ощущение бессилия перед необъятно-огромным. У Кабакова — это столкновение с убогой, давящей реальностью, у которой нет предела
«Инцидент в коридоре возле кухни». Илья Кабаков. 1989
Фрагмент инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых «Воспоминания о коммунальной кухне»
На коммунальной кухне. Илья Кабаков. 1991
Фрагмент инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых «Воспоминания о коммунальной кухне»
Герой Кабакова испытывает тотальное давление и отчаяние от реальности, в которой вынужден существовать. Бессилие перед огромной системой вызывает трепет, страх, и наконец, «отрицательное удовольствие», в котором нет прекрасного в привычном смысле, однако ощущение собственной беспомощности порождает эстетическое переживание
Человек, который никогда ничего не выбрасывал. Илья Кабаков. 1988
Илья Кабаков: Человек, который никогда ничего не выбрасывал. 1988; Лабиринт. Альбом моей матери. 1990
Илья Кабаков: «Школа № 6». 1999; «Памятник исчезнувшей цивилизации». 1999
Но кто герой Кабакова? Он состоит из графиков, таблиц, директив — всего того, что переполняло советскую действительность, и что так ненавидел сам художник. Личность растворяется в коллективном пространстве, вместо нее — унифицированное существо без характера и стержня, представленное строчкой, ячейкой, схемой
«Ответы экспериментальной группы». Илья Кабаков. 1971
«Мальчик». Илья Кабаков. 1965
Илья Кабаков: «Собака Павлова». 1964. «Расписание поведения членов семьи Мокушанских» (фрагмент инсталляции «Сошёл с ума, разделся и убежал голый»). 1983
«Ответы экспериментальной группы». Илья Кабаков. 1971
Илья Кабаков: 1. «Анна Евгеньевна Королева: Чья эта муха?». 1987; 2. «Анна Марковна Зуева: Чей это ковшик?». 1994 году; 3. Без названия; 4. «Ольга Петровна Панина: Кто забил этот гвоздь?»
Художник поддается свободной игре воображения и переосмысливает действительность, начинает иронизировать над ней, используя приемы того же соцреализма
Серия «Праздники». Илья Кабаков. 1987
Фрагмент работы из серии «Праздники». Илья Кабаков. 1987
Серия «Праздники». Илья Кабаков. 1987
«Шесть картин о временной потере зрения (Они красят лодку)». 2015, частная коллекция. Илья и Эмилия Кабаковы
Являясь «свободным» человеком, Кабаков, наделяет свободой и своего героя, и миллионы ему подобных жителей Союза. Тех, кого официальная культура игнорировала — «маленьких людей», чья жизнь не попадала ни в пафос соцреализма, ни в диссидентский героизм
«Человек, улетевший в космос из своей комнаты». Илья Кабаков. 1985
Таким образом, художник совершает невозможное: он возвращает эстетическое достоинство обыденному, превращая советскую серость в поле для свободного созерцания
«Они глядят вниз». Илья Кабаков. 1999
Илья и Эмилия Кабаковы. «Вид коллажа № 10». 2012
Заключение
Концепт играет ключевую роль в творчестве Ильи Кабакова. В его «тотальном» искусстве зритель сталкивается с гнетущей советской реальностью, у которой нет ни начала ни конца. Страх, собственное бессилие перед системой парадоксально порождает чувство возвышенного. При этом концепция Кабакова позволяет переосмыслить ограниченность советской реальности и трансформировать её в пространство свободного созерцания и игры воображения. Будучи поистине «свободным» художником, Кабаков творит, не подчиняясь общепринятому нарративу соцреализма и создает свое, автономное и ни на что не похожее искусство. Через него художник освобождает от замкнутой давящей системы миллионы советских «маленьких людей» в лице своего героя.
«Человек, улетевший в космос из своей комнаты». Илья Кабаков. 1985
Бойко М. Неофициальное искусство в Москве шестидесятых / М. Бойко [Электронный ресурс] // Научно-популярный журнал «ИКСТАТИ»: [сайт]. — URL: https://spb.hse.ru/ixtati/news/444795329.html (дата обращения: 19.11.2025).
Кант И. Критика способности суждения : [Пер. с нем.] / И. Кант; [Вступ. ст. А. Гулыги, с. 9–35]. — Москва: Искусство, 1994. — 365, с. : 21 см — (История эстетики в памятниках и документах). — ISBN 5-210-02324-9 (В пер.)
Пашина А. Илья Кабаков. Мир как тотальная инсталляция / А.Пашина [Электронный ресурс] // Artchive: [сайт]. — URL: https://artchive.ru/publications/3289~Il'ja_Kabakov_Mir_kak_total’naja_installjatsija (дата обращения: 19.11.2025).
Погорелова И. Ю. Концептуализм как форма художественного сознания ХХ века // Вопросы русской литературы. 2016. № 1-3 (35-94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualizm-kak-forma-hudozhestvennogo-soznaniya-hh-veka (дата обращения: 20.11.2025).
Смирнов И. П. «Московский концептуализм и исторический авангард, или Деконструкция деконструкции». — Журнал «Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре», 2021, № 2, с. 249–268.