Original size 960x1273

Композиционный анализ живописи маньеризма

PROTECT STATUS: not protected
7
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

1. Концепция 2. Франческо Пармиджанино 3. Якопо Понтормо 4. Аньоло Бронзино 5. Джулио Романо

Концепция

Эпоха Возрождения подошла к концу, и художники стали искать новые способы выражения своих мыслей. В то же время в Италии, бывшей центром Возрождения, тоже начались сильные изменения. Это экономический кризис, усиление влияния церкви и возрождение инквизиции. Все это не могло не повлиять на художественную среду. Тогда на смену Возрождения пришел маньеризм, возникший в Италии около 1520 года. Слово «маньеризм» происходит от слова «манера», что уже указывает на некоторую вычурность. Это течение представляет собой один из самых насыщенных и гротескных этапов в истории западноевропейского искусства. Художники-маньеристы, такие как Якопо Понтормо, Джулио Романо, Пармиджанино и Бронзино, сознательно отошли от классических канонов, воплощенных в творчестве Рафаэля Санти и Леонардо да Винчи. На смену ясности, стабильности и естественности пришли напряженность, динамика, искусственность и сложная, нарочитая элегантность.

big
Original size 1600x1404

Якопо Понтормо, «Иосиф в Египте», ок. 1518 г.

Маньеризм является важным предшественником барокко, в этих течениях можно увидеть общие черты композиции. Тем не менее, маньеризм нельзя назвать началом барокко, это самостоятельное течение, хоть и переходное от Высокого Возрождения.

Ключевым средством выражения этой новой художественной парадигмы стала композиция. Именно в построении пространства и расположении фигур маньеризм наиболее радикально разнится с предшествующей традицией Высокого Возрождения. Классическая пирамидальная или круговая композиция сменяется зигзагами, спиралями, «сжатым» постановочным пространством, смещенными композиционными центрами и сложными ракурсами. Фигуры часто вытянуты, скручены в неестественных позах, что создает ощущение неустойчивости и театральности. Этот сознательный отказ от природного правдоподобия в пользу субъективного, «искусственного» взгляда делает композицию маньеризма по-настоящему отличающейся от предшествующих течений. Многие критики современности считают это кризисом искусства, но я хочу доказать, что это не так.

Original size 1062x477

Якопо Понтормо, «Иосиф в Египте», фрагмент, ок. 1518 г.

Долгое время маньеризм рассматривался как искажение и финальный этап Эпохи Ренессанса. Однако сейчас идет переосмысление маньеризма, в котором это течение представляется как специальная стратегия, а не упадок. Как и любое другое направление, маньеризм является отражением настроений эпохи. Моя гипотеза заключается в том, что черты маньеризма возникли не случайно, и «искусственность» является ответом на мировоззренческие изменения того времени. В исследовании я хочу разобрать композиционные приемы, которые были характерны для маньеризма, а также понять причины, по которым у художников возник интерес к такой манере. Дополнительно в исследовании и выявлю общие черты, присущие художникам этого периода.

В исследовании я рассмотрю работы таких авторов как Пармиджанино, Якопо Понтормо, Аньоло Бронзино и Джулио Романо. В качестве источников я использовала статьи о маньеризме и электронные с биографиями художников.

Original size 0x0

«Поклонение волхвов» (ок. 1522–1523), Якопо Понтормо.

Франческо Пармиджанино

Джироламо Франческо Мария Маццола (Пармиджанино) — одна из самых ярких и фигур итальянского Возрождения. Уроженец Пармы уже в юности продемонстрировал виртуозное мастерство и смог отойти от правил классического Ренессанса и стать ключевой фигурой зарождающегося течения, которое получило название маньеризм.

Франческо Пармиджанино, «Автопортрет в круглом зеркале», 1524 г. — Франческо Пармиджанино, «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской», ок. 1527 г.

Главные черты живописи Пармиджанино — это элегантность, нарочитость и изогнутость форм. Часто можно увидеть композиции с неестественных ракурсов, которые раньше не использовались художниками в искусстве. Пармиджанино с помощью этих приемов пытался отойти от устойчивых догматов и открыть что-то новое и принципиально отдалиться от уже известных живописцев. Целью Пармиджанино было не преукрашивание форм, а их искажение. «Автопортрет в круглом зеркале» как раз можно рассматривать как пример искажения перспективы с целью эксперимента.

Франческо Пармиджанино, «Видение святого Иеронима. Мадонна с младенцем и святыми», ок. 1526 г. — Франческо Пармиджанино, «Мадонна с длинной шеей», ок. 1535 г.

Пармиджанино очень плотно размещает фигуры в формате, оставляя меньше пространства для окружения, что как раз позже можно будет увидеть в барокко. При этом фигуры тесно связаны между собой и часто выстраиваются в вертикали или диагонали. Например, в «Видение святого Иеронима» вертикальный формат поддерживается ритмом персонажей, которые создают направляющую линию к композиционному центру — лицу Мадонны. Человеческая анатомия тоже несколько искажена, пропорции вытянуты. Это можно увидеть на примере тела младенца на картине «Мадонна с длинной шеей». Однако эта вытянутость и изгибы создают ощущение плавного перетекания форм. Взгляд зрителя спускается вниз на младенца по ее руке, сам младенец тоже является направляющей к левому краю, в этой точке мы можем рассмотреть фигуры слева. Потом диагональ в виде ноги ведет наш взгляд вниз к заднему плану, где мы видим мужчину с раскрытым свитком. Таким образом, в основу работы ложится зигзагообразная композиция.

Original size 1200x974

Франческо Пармиджанино, Хоровый свод церкви Санта-Мария-делла-Стекката, Парма, ок. 1535-39 г.

Маньеризм ставит форму выше содержания. На фреске хорового свода церкви Санта-Мария-делла-Стекката фигуры кажется настолько плавными, что сливаются со складками одежды. Это делает образ менее реалистичным, но зато эффектным. Основные черты живописи Пармиджанино это:

1. Вытянутые и извилистые формы и пропорции;

2. Сжатое пространства, мало окружения и очень маленькие фигуры второго плана;

3. Формы и образы более главные, чем содержание;

4.Обилие драпировок.

Якопо Понтормо

Якопо Каруччи, известный как Понтормо — один из основоположников и самых радикальных представителей маньеризма. В его творчестве можно увидеть как декоративность, так и психологизм с драматизмом. Стиль Понтормо сформировался под влиянием эмоциональной напряжённости произведений Альбрехта Дюрера, гравюры которого широко распространялись в Италии.

0

Якопо Понтормо, «Времена года. Вертумн и Помона. Детали фрески на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано» правая и левая части люнета. 1520–1521 гг.

Так же, как и у Пармиджанино, здесь мы можем видеть извилистые и удлиненные тела людей и животных. Однако фигуры не представляют собой пластическое единство, но их расположение в пространстве выстроено по зигзагу. Пространство сильно упрощено и нереалистично, по нему нельзя точно сказать, где находятся все эти люди и что это за местность.

Якопо Понтормо, «Снятие с креста», 1525–1528 гг. — Якопо Понтормо, «Встреча Марии и Елизаветы», 1528–1530 гг.

Одной из популярных тем маньеризма была религиозная, хотя в то время действовала строгая церковная цензура. Работы художников жестко критиковались с точки зрения теологии, что привело к изменению в изображении религиозных сюжетов. Прежде всего в подобных сюжетах пропала излишняя нагота и библейские персонажи сильнее облачались в ткани, часто похожие на вторую кожу. Необычно то, как Понтормо преподносит сюжет «Снятия с креста». Яркие краски идут вразрез с трагедией и драматизмом события, создавая смысловой контраст. Цветовая гамма будто бы говорит о постановочности события. Необычен и образ рыжеволосого Христа. На картинах «Снятие с креста» и «Встреча Марии и Елизаветы» пространство вновь заполнено максимально, место действия практически неразличимо. Помимо прочего, на второй картине линейная композиция сильно преувеличена, из-за чего фигуры на переднем плане кажутся гигантскими.

Якопо Понтормо, «Святой Иероним», 1527–1528 гг. — Якопо Понтормо, «Мадонна с Младенцем, святыми Иосифом и Иоанном Крестителем», 1521–1522 гг.

Отход от классических ракурсов снова виден в работах Понтормо. Святой Иероним на одноименной картине показан в изогнутой позе, которую можно по-разному трактовать: или зритель смотрит сверху, или же сам святой наклоняется к зрителю, но стоит на уровне взгляда. При этом голова кажется маленькой, а тело большим и длинным. В конечностях показаны плавные изгибы и суставы будто специально сглажены. «Мадонна с Младенцем, святыми Иосифом и Иоанном Крестителем» представлена в более классической позе, но, тем не менее, от маньеризма здесь можно увидеть яркие цвета и заполненность плоскости холста.

Original size 1200x982

Якопо Понтормо, «Страсти Христовы», фреска, 1523–1525 гг.

Таким образом, основными приемами Понтормо в композиции можно выделить: 1. Эмоциональная интенсивность и контраст. Трагическая тема часто противопоставлена яркой манере исполнения;

2. Диссонанс в цвете и свете. Понтормо использовал неожиданные оттенки, создающий ощущение ирреальности;

3. Сложные, лишённые опоры композиции. Фигуры находятся в сжатом и часто необъяснимом пространстве, не имеющем материальности и опоры;

4. Удлинённые пропорции и плавные изогнутые фигуры.

Аньоло Бронзино

Аньоло Бронзино был учеником Понтормо и перенял у него манеру изображения фигур и работу с колоритом. Тем не менее, Бронзино смог стать одной из важнейших фигур итальянского маньеризма. Художник известен своими парадными портретами, передающими дух и эстетику аристократии.

Аньоло Бронзино, «Мертвый Христос с Богоматерью и Марией Магдалиной», 1530 г. — Аньоло Бронзино, «Снятие Христа с креста», 1549 г.

Темы произведений у Бронзино перекликаются с темами в живописи Якопо Понтормо. Можно увидеть даже подражание стилю Понтормо, в особенности это видно в ранних работах Бронзино, где цвета выглядят неестественно ярко. В более поздних работах цвета приглушаются, но остаются другие признаки маньеризма. Встречается принцип заполненного пространства, фигуры располагаются близко друг к другу и часто представляют неразделимую композиционную группу. Персонажи упираются в края полотна, оставляя тесноту и недосказанность, словно зритель видит лишь фрагмент.

Original size 2576x1485

Аньоло Бронзино, «Венера, Купидон и Сатир», 1553–1554 гг.

Помимо религиозных сюжетов маньеристы прибегали к аллегориям и мифологии. Композиция картины «Венера, Купидон и Сатир» диагональная. Центр произведения выделен тоном: у Венеры и Купидона кожа светлее, поэтому они выделяются на темном фоне. Окружение состоит из обилия тканей, но не показано полностью. Из-за этого герои картины кажутся несоразмерно большими. Помимо прочего, диагональ подчеркивает нарочную вытянутость Венеры и Купидона.

Аньоло Бронзино, «Портрет Козимо I в доспехах», 1545 г. — Аньоло Бронзино, «Портрет дамы со щенком», 1537–1540 гг.

В парадных портретах Бронзино с точностью изображал фактуры. В плане проработки деталей портреты кажутся сложнее, но это объяснимо заказом и связью с семьей Медичи, которым хотелось элегантности и роскоши. Несмотря на реалистичность портретов, в них все равно присутствует авторский почерк: удлинены черты лица, шея, кисти рук.

Аньоло Бронзино, «Портрет Людовика Каппони», 1550 г. — Аньоло Бронзино, «Портрет молодой женщины с сыном», 1540 г.

Выделим основные черты произведений Бронзино: 1. Ранняя схожесть с Якопо Понтормо. Объясняется тем, что Бронзино был его учеником и они работали вместе над росписями;

2. Тесное пространство. Здесь мы видим все то же самое, что было у предыдущих авторов;

3. Изогнутость форм, искаженные пропорции;

4. Проработанные фактуры и акцент на роскоши. Характерно для парадных портретов аристократии.

Джулио Романо

Джулио Романо был учеником Рафаэля Санти, его самостоятельная карьера началась после смерти учителя. В работах художника видны черты и Микеланджело, особенно это прослеживается в эстетике мускулистых тел. В отличие от идеальных пропорций Высокого Возрождения, Джулио Романо специально использует гротеск, шутку и визуальные иллюзии. В пример можно привести фреску «Падение гигантов» в Палаццо Те, где архитектурные элементы (колонны, карнизы) изображены рушащимися на зрителя, стирая грань между реальностью и искусством.

Original size 1024x907

Джулио Романо, фреска «Падение гигантов», плафон, 1532–1534 гг.

На плафоне мы видим ритм фигур, больше похожих на цветную мозаику. Персонажей трудно различить по отдельности, но все вместе они переплетаются в узор, состоящий из цветных пятен. Обилие фигур утяжеляет композицию и создает иллюзию, что все это вот-вот упадет на зрителя. Вся композиция сводится в одну точку, которая является композиционным и геометрическим центром. Совпадение центров подчеркивает декоративность произведения.

Джулио Романо, фреска «Падение гигантов», фрагменты, 1532–1534 гг.

Если рассмотреть фрагменты фрески, то можно увидеть гиперболизированные черты лица: глаза и носы очень большие относительно лица в целом. При этом головы персонажей где-то большие, а где-то, наоборот, маленькие относительно тела. Понятно, что показаны не реалистичные люди, а скорее гротескные образы.

Original size 960x480

Джулио Романо, «Танец Аполлона с музами», ок. 1540 г.

«Танец Аполлона с музами» — ярчайший пример влияния Микеланджело. Женские фигуры не сразу можно отличить от фигуры Аполлона, так как все они мускулисты. Все персонажи выстраиваются в горизонталь, а окружения вообще нет, вместо него однородный золотой фон сзади и плоскость пола.

Джулио Романо, «Танец Аполлона с музами», фрагменты, ок. 1540 г.

Общие черты живописи Джулио Романо:

1. Мускулистые гротескные фигуры с преувеличенными эмоциями;

2. Резкая перспектива, иллюзорное пространство и тесная связь живописи с архитектурой;

3. Нарушение пропорций: увеличение и вытягивание частей тела, либо же, наоборот, уменьшение;

4. Условность пространства, тесные композиции с минимальным окружением.

Заключение

Изучив четырех художников-маньеристов, мы можем выявить общие черты среди всего течения. Первая важная вещь — это работа с пространством. Зачастую окружение занимает меньшую часть работы и выступает как второстепенный элемент. Задний план служит только для выделения фигур и их возвышения, ведь часто на фоне маленьких фигур на заднем плане главные персонажи выглядят неестественно огромными. Еще одна важная вещь в распределении объема в пространстве — это фрагментарность. Часто на полотнах маньеристов персонажам тесно, иногда какие-то части даже обрезаются, а иногда персонажи расположены прямо впритык краю плоскости. При этом все важное «кучкуется» в центре композиции. Из-за этого персонажи тяжело различимы по отдельности.

Аньоло Бронзино, «Святое семейство» (написанное для семьи Панчиатики), 1540 г. — Аньоло Бронзино, «Святое семейство», 1546 г.

Другая важная черта маньеризма — это изогнутость. Она присутствует во всем, как в самих фигурах, так и в композиции. Композиционные элементы часто располагаются по зигзагу или диагонали, а иногда даже закручены в спираль, как у Джулио Романо. Сами позы вторят композиции: тела вытягиваются или выгибаются в волнообразных и неустойчивых позах. Это тоже является важной чертой течения. Фигуры словно опираются друг на друга, либо летят в воздухе. Это нарушает равновесие и создает ощущение неустойчивости, смешанности, тревоги.

Original size 592x700

Якопо Понтормо, «Мадонна с Иоанном Крестителем», 1527 г.

Третья черта — цвет. На примере работ Понтормо мы убедились, что яркий и насыщенный цвет может использоваться даже в психологически сложном сюжете, как например это происходит на полотне «Снятие с креста». Цвета в маньеризме выглядят несколько театрально и условно, они широко распространяются по всей плоскости композиции, благодаря чему работы получаются эмоционально насыщенными. Есть общая тенденция в виде использования большого количества драпировок, что вполне может быть связано с церковной цензурой. В то же время аллегорические и мифические мотивы все еще включают обнаженные фигуры. В этом прослеживается связь с Высоким Возрождением и его наследием.

Франческо Пармиджанино, «Лукреция», 1540 г. — Франческо Пармиджанино, «Афина Паллада», ок. 1539 г.

Как правило в маньеризме отсутствует глубокая мысль, форма властвует над содержанием. Однако все сюжеты можно расшифровать по формам и трактовать по-разному. Прежде всего главной ценностью является уникальность и занимательность визуального образа. Так или иначе у всех художников были и свои особенные черты: длинные извилистые фигуры у Пармиджанино, неестественные и не природные цвета у Понтормо, внимание к деталям у Бронзино и иллюзорность у Романо. Тем не менее в их работах укрепились общие черты маньеризма, а само течение стало логическим продолжением Высокого Возрождения.

Bibliography
Show
1.

Britannica // Mannerism [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.britannica.com/art/Mannerism (дата обращения: 14.11.2025)

2.

The Meaning of Mannerism // Franklin W. Robinson, Stephen G. Nichols, Jr. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/40246155 (дата обращения: 14.11.2025)

3.

The Art of Parmigianino // David Franklin, David Ekserdjian [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=m0Pi8_Xzb80C&oi=fnd&pg=PR6&dq=parmigianino+biography&ots=nBTgJt2ZFq&sig=TQunZpWVp4rex7E--GDw7ypUHbA&redir_esc=y#v=onepage& q& f=false (дата обращения: 14.11.2025)

4.

The Art Story // Parmigianino [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.theartstory.org/artist/parmigianino/ (дата обращения: 14.11.2025)

5.

Gallerix // Якопо Понтормо [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gallerix.ru/pedia/old-masters--pontormo/ (дата обращения: 14.11.2025)

6.

Artchive // Якопо Понтормо [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://artchive.ru/artists/506~Jakopo_Pontormo (дата обращения: 15.11.2025)

7.

Artchive // Аньоло Бронзино [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://artchive.ru/bronzino (дата обращения: 15.11.2025)

8.

Totalarch // Романо, Джулио [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://famous.totalarch.com/giulio_romano (дата обращения: 15.11.2025)

9.

The National Gallery, London // Giulio Romano Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nationalgallery.org.uk/artists/giulio-romano (дата обращения: 15.11.2025)

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.

https://gallerix.ru/storeroom/1857473792/N/319630112/ (дата обращения: 14.11.2025)

10.

https://gallerix.ru/storeroom/1857473792/N/2071998541/ (дата обращения: 14.11.2025)

11.12.13.

https://gallerix.ru/pic/B/1857473792/1144442021.jpeg (дата обращения: 15.11.2025)

14.15.

https://gallerix.ru/pic/_EX/1000788252/19770.jpeg (дата обращения: 15.11.2025)

16.17.18.19.20.

https://gallerix.ru/storeroom/1857473792/N/547763724/ (дата обращения: 17.11.2025)

21.22.23.24.
Композиционный анализ живописи маньеризма
7
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more