
Рубрикатор
1. Концепция 2. Франческо Пармиджанино 3. Якопо Понтормо 4. Аньоло Бронзино 5. Джулио Романо
Концепция
Эпоха Возрождения подошла к концу, и художники стали искать новые способы выражения своих мыслей. В то же время в Италии, бывшей центром Возрождения, тоже начались сильные изменения. Это экономический кризис, усиление влияния церкви и возрождение инквизиции. Все это не могло не повлиять на художественную среду. Тогда на смену Возрождения пришел маньеризм, возникший в Италии около 1520 года. Слово «маньеризм» происходит от слова «манера», что уже указывает на некоторую вычурность. Это течение представляет собой один из самых насыщенных и гротескных этапов в истории западноевропейского искусства. Художники-маньеристы, такие как Якопо Понтормо, Джулио Романо, Пармиджанино и Бронзино, сознательно отошли от классических канонов, воплощенных в творчестве Рафаэля Санти и Леонардо да Винчи. На смену ясности, стабильности и естественности пришли напряженность, динамика, искусственность и сложная, нарочитая элегантность.

Якопо Понтормо, «Иосиф в Египте», ок. 1518 г.
Маньеризм является важным предшественником барокко, в этих течениях можно увидеть общие черты композиции. Тем не менее, маньеризм нельзя назвать началом барокко, это самостоятельное течение, хоть и переходное от Высокого Возрождения.
Ключевым средством выражения этой новой художественной парадигмы стала композиция. Именно в построении пространства и расположении фигур маньеризм наиболее радикально разнится с предшествующей традицией Высокого Возрождения. Классическая пирамидальная или круговая композиция сменяется зигзагами, спиралями, «сжатым» постановочным пространством, смещенными композиционными центрами и сложными ракурсами. Фигуры часто вытянуты, скручены в неестественных позах, что создает ощущение неустойчивости и театральности. Этот сознательный отказ от природного правдоподобия в пользу субъективного, «искусственного» взгляда делает композицию маньеризма по-настоящему отличающейся от предшествующих течений. Многие критики современности считают это кризисом искусства, но я хочу доказать, что это не так.
Якопо Понтормо, «Иосиф в Египте», фрагмент, ок. 1518 г.
Долгое время маньеризм рассматривался как искажение и финальный этап Эпохи Ренессанса. Однако сейчас идет переосмысление маньеризма, в котором это течение представляется как специальная стратегия, а не упадок. Как и любое другое направление, маньеризм является отражением настроений эпохи. Моя гипотеза заключается в том, что черты маньеризма возникли не случайно, и «искусственность» является ответом на мировоззренческие изменения того времени. В исследовании я хочу разобрать композиционные приемы, которые были характерны для маньеризма, а также понять причины, по которым у художников возник интерес к такой манере. Дополнительно в исследовании и выявлю общие черты, присущие художникам этого периода.
В исследовании я рассмотрю работы таких авторов как Пармиджанино, Якопо Понтормо, Аньоло Бронзино и Джулио Романо. В качестве источников я использовала статьи о маньеризме и электронные с биографиями художников.
«Поклонение волхвов» (ок. 1522–1523), Якопо Понтормо.
Франческо Пармиджанино
Джироламо Франческо Мария Маццола (Пармиджанино) — одна из самых ярких и фигур итальянского Возрождения. Уроженец Пармы уже в юности продемонстрировал виртуозное мастерство и смог отойти от правил классического Ренессанса и стать ключевой фигурой зарождающегося течения, которое получило название маньеризм.


Франческо Пармиджанино, «Автопортрет в круглом зеркале», 1524 г. — Франческо Пармиджанино, «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской», ок. 1527 г.
Главные черты живописи Пармиджанино — это элегантность, нарочитость и изогнутость форм. Часто можно увидеть композиции с неестественных ракурсов, которые раньше не использовались художниками в искусстве. Пармиджанино с помощью этих приемов пытался отойти от устойчивых догматов и открыть что-то новое и принципиально отдалиться от уже известных живописцев. Целью Пармиджанино было не преукрашивание форм, а их искажение. «Автопортрет в круглом зеркале» как раз можно рассматривать как пример искажения перспективы с целью эксперимента.


Франческо Пармиджанино, «Видение святого Иеронима. Мадонна с младенцем и святыми», ок. 1526 г. — Франческо Пармиджанино, «Мадонна с длинной шеей», ок. 1535 г.
Пармиджанино очень плотно размещает фигуры в формате, оставляя меньше пространства для окружения, что как раз позже можно будет увидеть в барокко. При этом фигуры тесно связаны между собой и часто выстраиваются в вертикали или диагонали. Например, в «Видение святого Иеронима» вертикальный формат поддерживается ритмом персонажей, которые создают направляющую линию к композиционному центру — лицу Мадонны. Человеческая анатомия тоже несколько искажена, пропорции вытянуты. Это можно увидеть на примере тела младенца на картине «Мадонна с длинной шеей». Однако эта вытянутость и изгибы создают ощущение плавного перетекания форм. Взгляд зрителя спускается вниз на младенца по ее руке, сам младенец тоже является направляющей к левому краю, в этой точке мы можем рассмотреть фигуры слева. Потом диагональ в виде ноги ведет наш взгляд вниз к заднему плану, где мы видим мужчину с раскрытым свитком. Таким образом, в основу работы ложится зигзагообразная композиция.
Франческо Пармиджанино, Хоровый свод церкви Санта-Мария-делла-Стекката, Парма, ок. 1535-39 г.
Маньеризм ставит форму выше содержания. На фреске хорового свода церкви Санта-Мария-делла-Стекката фигуры кажется настолько плавными, что сливаются со складками одежды. Это делает образ менее реалистичным, но зато эффектным. Основные черты живописи Пармиджанино это:
1. Вытянутые и извилистые формы и пропорции;
2. Сжатое пространства, мало окружения и очень маленькие фигуры второго плана;
3. Формы и образы более главные, чем содержание;
4.Обилие драпировок.
Якопо Понтормо
Якопо Каруччи, известный как Понтормо — один из основоположников и самых радикальных представителей маньеризма. В его творчестве можно увидеть как декоративность, так и психологизм с драматизмом. Стиль Понтормо сформировался под влиянием эмоциональной напряжённости произведений Альбрехта Дюрера, гравюры которого широко распространялись в Италии.
Якопо Понтормо, «Времена года. Вертумн и Помона. Детали фрески на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано» правая и левая части люнета. 1520–1521 гг.
Так же, как и у Пармиджанино, здесь мы можем видеть извилистые и удлиненные тела людей и животных. Однако фигуры не представляют собой пластическое единство, но их расположение в пространстве выстроено по зигзагу. Пространство сильно упрощено и нереалистично, по нему нельзя точно сказать, где находятся все эти люди и что это за местность.


Якопо Понтормо, «Снятие с креста», 1525–1528 гг. — Якопо Понтормо, «Встреча Марии и Елизаветы», 1528–1530 гг.
Одной из популярных тем маньеризма была религиозная, хотя в то время действовала строгая церковная цензура. Работы художников жестко критиковались с точки зрения теологии, что привело к изменению в изображении религиозных сюжетов. Прежде всего в подобных сюжетах пропала излишняя нагота и библейские персонажи сильнее облачались в ткани, часто похожие на вторую кожу. Необычно то, как Понтормо преподносит сюжет «Снятия с креста». Яркие краски идут вразрез с трагедией и драматизмом события, создавая смысловой контраст. Цветовая гамма будто бы говорит о постановочности события. Необычен и образ рыжеволосого Христа. На картинах «Снятие с креста» и «Встреча Марии и Елизаветы» пространство вновь заполнено максимально, место действия практически неразличимо. Помимо прочего, на второй картине линейная композиция сильно преувеличена, из-за чего фигуры на переднем плане кажутся гигантскими.


Якопо Понтормо, «Святой Иероним», 1527–1528 гг. — Якопо Понтормо, «Мадонна с Младенцем, святыми Иосифом и Иоанном Крестителем», 1521–1522 гг.
Отход от классических ракурсов снова виден в работах Понтормо. Святой Иероним на одноименной картине показан в изогнутой позе, которую можно по-разному трактовать: или зритель смотрит сверху, или же сам святой наклоняется к зрителю, но стоит на уровне взгляда. При этом голова кажется маленькой, а тело большим и длинным. В конечностях показаны плавные изгибы и суставы будто специально сглажены. «Мадонна с Младенцем, святыми Иосифом и Иоанном Крестителем» представлена в более классической позе, но, тем не менее, от маньеризма здесь можно увидеть яркие цвета и заполненность плоскости холста.
Якопо Понтормо, «Страсти Христовы», фреска, 1523–1525 гг.
Таким образом, основными приемами Понтормо в композиции можно выделить: 1. Эмоциональная интенсивность и контраст. Трагическая тема часто противопоставлена яркой манере исполнения;
2. Диссонанс в цвете и свете. Понтормо использовал неожиданные оттенки, создающий ощущение ирреальности;
3. Сложные, лишённые опоры композиции. Фигуры находятся в сжатом и часто необъяснимом пространстве, не имеющем материальности и опоры;
4. Удлинённые пропорции и плавные изогнутые фигуры.
Аньоло Бронзино
Аньоло Бронзино был учеником Понтормо и перенял у него манеру изображения фигур и работу с колоритом. Тем не менее, Бронзино смог стать одной из важнейших фигур итальянского маньеризма. Художник известен своими парадными портретами, передающими дух и эстетику аристократии.


Аньоло Бронзино, «Мертвый Христос с Богоматерью и Марией Магдалиной», 1530 г. — Аньоло Бронзино, «Снятие Христа с креста», 1549 г.
Темы произведений у Бронзино перекликаются с темами в живописи Якопо Понтормо. Можно увидеть даже подражание стилю Понтормо, в особенности это видно в ранних работах Бронзино, где цвета выглядят неестественно ярко. В более поздних работах цвета приглушаются, но остаются другие признаки маньеризма. Встречается принцип заполненного пространства, фигуры располагаются близко друг к другу и часто представляют неразделимую композиционную группу. Персонажи упираются в края полотна, оставляя тесноту и недосказанность, словно зритель видит лишь фрагмент.
Аньоло Бронзино, «Венера, Купидон и Сатир», 1553–1554 гг.
Помимо религиозных сюжетов маньеристы прибегали к аллегориям и мифологии. Композиция картины «Венера, Купидон и Сатир» диагональная. Центр произведения выделен тоном: у Венеры и Купидона кожа светлее, поэтому они выделяются на темном фоне. Окружение состоит из обилия тканей, но не показано полностью. Из-за этого герои картины кажутся несоразмерно большими. Помимо прочего, диагональ подчеркивает нарочную вытянутость Венеры и Купидона.


Аньоло Бронзино, «Портрет Козимо I в доспехах», 1545 г. — Аньоло Бронзино, «Портрет дамы со щенком», 1537–1540 гг.
В парадных портретах Бронзино с точностью изображал фактуры. В плане проработки деталей портреты кажутся сложнее, но это объяснимо заказом и связью с семьей Медичи, которым хотелось элегантности и роскоши. Несмотря на реалистичность портретов, в них все равно присутствует авторский почерк: удлинены черты лица, шея, кисти рук.


Аньоло Бронзино, «Портрет Людовика Каппони», 1550 г. — Аньоло Бронзино, «Портрет молодой женщины с сыном», 1540 г.
Выделим основные черты произведений Бронзино: 1. Ранняя схожесть с Якопо Понтормо. Объясняется тем, что Бронзино был его учеником и они работали вместе над росписями;
2. Тесное пространство. Здесь мы видим все то же самое, что было у предыдущих авторов;
3. Изогнутость форм, искаженные пропорции;
4. Проработанные фактуры и акцент на роскоши. Характерно для парадных портретов аристократии.
Джулио Романо
Джулио Романо был учеником Рафаэля Санти, его самостоятельная карьера началась после смерти учителя. В работах художника видны черты и Микеланджело, особенно это прослеживается в эстетике мускулистых тел. В отличие от идеальных пропорций Высокого Возрождения, Джулио Романо специально использует гротеск, шутку и визуальные иллюзии. В пример можно привести фреску «Падение гигантов» в Палаццо Те, где архитектурные элементы (колонны, карнизы) изображены рушащимися на зрителя, стирая грань между реальностью и искусством.
Джулио Романо, фреска «Падение гигантов», плафон, 1532–1534 гг.
На плафоне мы видим ритм фигур, больше похожих на цветную мозаику. Персонажей трудно различить по отдельности, но все вместе они переплетаются в узор, состоящий из цветных пятен. Обилие фигур утяжеляет композицию и создает иллюзию, что все это вот-вот упадет на зрителя. Вся композиция сводится в одну точку, которая является композиционным и геометрическим центром. Совпадение центров подчеркивает декоративность произведения.


Джулио Романо, фреска «Падение гигантов», фрагменты, 1532–1534 гг.
Если рассмотреть фрагменты фрески, то можно увидеть гиперболизированные черты лица: глаза и носы очень большие относительно лица в целом. При этом головы персонажей где-то большие, а где-то, наоборот, маленькие относительно тела. Понятно, что показаны не реалистичные люди, а скорее гротескные образы.
Джулио Романо, «Танец Аполлона с музами», ок. 1540 г.
«Танец Аполлона с музами» — ярчайший пример влияния Микеланджело. Женские фигуры не сразу можно отличить от фигуры Аполлона, так как все они мускулисты. Все персонажи выстраиваются в горизонталь, а окружения вообще нет, вместо него однородный золотой фон сзади и плоскость пола.


Джулио Романо, «Танец Аполлона с музами», фрагменты, ок. 1540 г.
Общие черты живописи Джулио Романо:
1. Мускулистые гротескные фигуры с преувеличенными эмоциями;
2. Резкая перспектива, иллюзорное пространство и тесная связь живописи с архитектурой;
3. Нарушение пропорций: увеличение и вытягивание частей тела, либо же, наоборот, уменьшение;
4. Условность пространства, тесные композиции с минимальным окружением.
Заключение
Изучив четырех художников-маньеристов, мы можем выявить общие черты среди всего течения. Первая важная вещь — это работа с пространством. Зачастую окружение занимает меньшую часть работы и выступает как второстепенный элемент. Задний план служит только для выделения фигур и их возвышения, ведь часто на фоне маленьких фигур на заднем плане главные персонажи выглядят неестественно огромными. Еще одна важная вещь в распределении объема в пространстве — это фрагментарность. Часто на полотнах маньеристов персонажам тесно, иногда какие-то части даже обрезаются, а иногда персонажи расположены прямо впритык краю плоскости. При этом все важное «кучкуется» в центре композиции. Из-за этого персонажи тяжело различимы по отдельности.


Аньоло Бронзино, «Святое семейство» (написанное для семьи Панчиатики), 1540 г. — Аньоло Бронзино, «Святое семейство», 1546 г.
Другая важная черта маньеризма — это изогнутость. Она присутствует во всем, как в самих фигурах, так и в композиции. Композиционные элементы часто располагаются по зигзагу или диагонали, а иногда даже закручены в спираль, как у Джулио Романо. Сами позы вторят композиции: тела вытягиваются или выгибаются в волнообразных и неустойчивых позах. Это тоже является важной чертой течения. Фигуры словно опираются друг на друга, либо летят в воздухе. Это нарушает равновесие и создает ощущение неустойчивости, смешанности, тревоги.
Якопо Понтормо, «Мадонна с Иоанном Крестителем», 1527 г.
Третья черта — цвет. На примере работ Понтормо мы убедились, что яркий и насыщенный цвет может использоваться даже в психологически сложном сюжете, как например это происходит на полотне «Снятие с креста». Цвета в маньеризме выглядят несколько театрально и условно, они широко распространяются по всей плоскости композиции, благодаря чему работы получаются эмоционально насыщенными. Есть общая тенденция в виде использования большого количества драпировок, что вполне может быть связано с церковной цензурой. В то же время аллегорические и мифические мотивы все еще включают обнаженные фигуры. В этом прослеживается связь с Высоким Возрождением и его наследием.


Франческо Пармиджанино, «Лукреция», 1540 г. — Франческо Пармиджанино, «Афина Паллада», ок. 1539 г.
Как правило в маньеризме отсутствует глубокая мысль, форма властвует над содержанием. Однако все сюжеты можно расшифровать по формам и трактовать по-разному. Прежде всего главной ценностью является уникальность и занимательность визуального образа. Так или иначе у всех художников были и свои особенные черты: длинные извилистые фигуры у Пармиджанино, неестественные и не природные цвета у Понтормо, внимание к деталям у Бронзино и иллюзорность у Романо. Тем не менее в их работах укрепились общие черты маньеризма, а само течение стало логическим продолжением Высокого Возрождения.
Britannica // Mannerism [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.britannica.com/art/Mannerism (дата обращения: 14.11.2025)
The Meaning of Mannerism // Franklin W. Robinson, Stephen G. Nichols, Jr. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/40246155 (дата обращения: 14.11.2025)
The Art of Parmigianino // David Franklin, David Ekserdjian [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=m0Pi8_Xzb80C&oi=fnd&pg=PR6&dq=parmigianino+biography&ots=nBTgJt2ZFq&sig=TQunZpWVp4rex7E--GDw7ypUHbA&redir_esc=y#v=onepage& q& f=false (дата обращения: 14.11.2025)
The Art Story // Parmigianino [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.theartstory.org/artist/parmigianino/ (дата обращения: 14.11.2025)
Gallerix // Якопо Понтормо [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gallerix.ru/pedia/old-masters--pontormo/ (дата обращения: 14.11.2025)
Artchive // Якопо Понтормо [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://artchive.ru/artists/506~Jakopo_Pontormo (дата обращения: 15.11.2025)
Artchive // Аньоло Бронзино [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://artchive.ru/bronzino (дата обращения: 15.11.2025)
Totalarch // Романо, Джулио [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://famous.totalarch.com/giulio_romano (дата обращения: 15.11.2025)
The National Gallery, London // Giulio Romano Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nationalgallery.org.uk/artists/giulio-romano (дата обращения: 15.11.2025)
https://www.artcontext.info/modern-art-galleries.html?func=detail&id=24817 (дата обращения: 14.11.2025)
https://cdn.ruwiki.ru/commonswiki/files/a/ab/Parmigianino_Selfportrait.jpg (дата обращения: 14.11.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a3/Mystic_marriage_Parmigianino.jpg (дата обращения: 14.11.2025)
https://ru.ruwiki.ru/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Pontormo-visitation-after-restorationRGB.jpg (дата обращения: 14.11.2025)
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.d9fd7aeb-691af68c-4a51848b-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/The_Deposition_from_the_Cross_(Pontormo)#/media/File: Jacopo_Pontormo_-_Kreuzabnahme_Christi.jpg (дата обращения: 14.11.2025)
https://ru.ruwiki.ru/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Jacopo_Pontormo_015.jpg (дата обращения: 14.11.2025)
https://ru.ruwiki.ru/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Jacopo_Pontormo_036.jpg (дата обращения: 14.11.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/75/Jacopo_Pontormo_026.jpg/1200px-Jacopo_Pontormo_026.jpg (дата обращения: 14.11.2025)
https://gallerix.ru/storeroom/1857473792/N/319630112/ (дата обращения: 14.11.2025)
https://gallerix.ru/storeroom/1857473792/N/2071998541/ (дата обращения: 14.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Bronzino_Venus,_Cupido_and_Satyr.jpg (дата обращения: 14.11.2025)
https://gallerix.ru/pic/B/1857473792/1144442021.jpeg (дата обращения: 15.11.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bf/Angelo_Bronzino_-Portrait_of_Ludovico_Capponi-_WGA3258.jpg (дата обращения: 15.11.2025)
https://gallerix.ru/pic/_EX/1000788252/19770.jpeg (дата обращения: 15.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%86%D1%86%D0%BE_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%A2%D0%B5#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Ceiling_of_the_Room_of_the_giants_in_Palazzo_Te, _Mantua.jpg (дата обращения: 15.11.2025)
https://live.staticflickr.com/65535/52682684673_cde6e5c143_z.jpg (дата обращения: 16.11.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/99/Giulio_romano_e_rinaldo_mantovano%2C_caduta_dei_giganti%2C_1532-35%2C_50.jpg/1200px-Giulio_romano_e_rinaldo_mantovano%2C_caduta_dei_giganti%2C_1532-35%2C_50.jpg (дата обращения: 16.11.2025)
https://www.1st-art-gallery.com/media/catalog/product/cache/ea927a5c7c84376255966669ef3ff00d/paintingsL/382179/dance-of-apollo-with-the-muses.jpg (дата обращения: 16.11.2025)
https://gallerix.ru/storeroom/1857473792/N/547763724/ (дата обращения: 17.11.2025)
http://www.library.timacad.ru/anolo-bronzino-pridvornyy-hudozhnik-medichi (дата обращения: 17.11.2025)
https://www.fineartphotographyvideoart.com/2011/12/pontormo-1494-1557-italian-mannerist.html (дата обращения: 17.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Parmigianino,_lucrezia_romana,_1540.jpg (дата обращения: 17.11.2025)
https://artchive.ru/artists/774~Franchesko_Parmidzhanino/works/363250~Afina_Pallada (дата обращения: 17.11.2025)