Original size 2480x3500

Когда оживают ёкаи: образ японской мифологии в современной анимации

PROTECT STATUS: not protected
2
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big
Original size 1000x500

Хякки яко (яп. 百鬼夜行 хякки ягё:, хякки яко:) — «ночной парад ста духов», «ночное шествие сотни демонов»

Содержание

Концепция I. Симбиоз двух религий: рождение мира духов ◦ Духи синтоизма ◦ Буддийская нечисть ◦ Слияние традиций: синкретизм веры и появление новых существ

II. Спутники и испытания: драматургия образа ◦ Друзья и хранители ◦ Враги, соблазнители и испытания ◦ Гротеск, пародия и ирония

III. Форма мистического: пластика образа ◦ Гибриды и химеры ◦ Метаморфозы и перевоплощения ◦ Спецэффекты как язык ёкаев

IV. Когда миф встречает современность ◦ Ёкаи как медиаторы между прошлым и настоящим ◦ Поп-культура и трансформация традиции ◦ Ёкаи в западной анимации

Заключение Библиография Список использованных изображений

big
Original size 1200x675

Кадр из анимационного сериала «Тетрадь дружбы Нацумэ» (夏目友人帳, Natsume Yūjin-chō) — Юки Мидорикава, студия Brain’s Base — 2008

Концепция

Последнее десятилетие ознаменовало себя так называемым «азиатским бумом»: интерес к традициям и культуре Востока возрос многократно. В современной анимации прослеживается та же тенденция, однако мифы и легенды Японии уже давно вдохновляют художников и режиссёров по всему миру.

Original size 1000x540

Кадр из анимационного фильма «Унесённые призраками» (千と千尋の神隠し, Sen to Chihiro no Kamikakushi) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 2001

Одним из ярчайших элементов фольклора Страны восходящего солнца, который успел закрепиться как в современной поп-культуре в целом, так и в анимации, выступают ёкаи — «необычные явления», духи и чудовища, в которых слились страх и ирония, древнее и нынешнее. Они могут обитать в лесах и горах, прятаться в тени человеческих домов или оживать в повседневных предметах. Ёкаи — это не просто монстры: они воплощают переменчивую, неоднозначную природу мира, где граница между живым и неживым, добрым и злым, реальностью и воображением всегда условна. На протяжении веков эти образы помогали людям осмысливать необъяснимое, а сегодня, в эпоху цифровых экранов, они нашли новую жизнь в анимации.

Original size 540x280

Кадр из анимационного фильма «Принцесса Мононоке» (もののけ姫, Mononoke-hime) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 1997

Выбор темы связан, помимо дипломной анимационной работы, повествующей о проделках и проказах ёкаев в ночь праздника нечисти, с тем, что феномен этих существ является одним из самых ярких и устойчивых проявлений японского мировоззрения. Современная анимация не только сохраняет древние мифологические мотивы, но и активно их переосмысливает, превращая фольклорных духов в живых, многослойных персонажей. Ёкаи в анимации — это не просто отсылки к традиции, а способ говорить о человеческих чувствах, страхах и противоречиях в изменяющемся мире. От оскароносных шедевров студии Ghibli до мультсериалов, некогда транслировавшихся на самых популярных телеканалах для детей и подростков, — в каждом из них присутствует попытка увидеть за сверхъестественным не угрозу, а отражение самого человека.

Original size 1600x862

Кадр из анимационного фильма «Унесённые призраками» (千と千尋の神隠し, Sen to Chihiro no Kamikakushi) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 2001

Основная идея исследования заключается в том, что визуальный образ ёкаев стал зеркалом японской культурной идентичности. Через рисунок, цвет, мимику и движение художники-аниматоры не просто переносят фольклор на экран, а создают новую мифологию, где древние духи уживаются с современными технологиями и городскими пейзажами. Эти образы объединяют прошлое и настоящее, миф и реальность, превращая анимацию в пространство диалога между традицией и глобальной культурой.

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Heisei tanuki gassen pompoko)— Исао Такахата, Studio Ghibli — 1994

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Heisei tanuki gassen pompoko)— Исао Такахата, Studio Ghibli — 1994

Принцип отбора материала основан на рассмотрении анимационных произведений, где ёкаи наиболее ярко представлены во всём своём многообразии — от работ, повествующих непосредственно о японском фольклоре, до эпизодических проявлений ёкаев в популярных западных анимационных проектах. Анализ проводится с точки зрения представленного образа, драматургической роли и визуального языка: композиции, цвета, пластики движения и символических деталей, формирующих характер ёкая на экране.

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Они: Легенда о Боге грома» (ONI: Thunder God’s Tale) — Daisuke Tsutsumi, студии Tonko House, Netflix — 2022

Принцип структурирования материала строится от общего к частному. В первой главе рассматриваются истоки и функции образа ёкая в японской культуре, во второй — драматургия образа, в третьей — особенности его визуализации, а в заключительной — культурно-семантическое значение этих образов в контексте современного искусства и зрительского восприятия.

Original size 1200x628

Кадр из анимационного фильма «Однажды в Токио» (東京ゴッドファーザーズ Tokyo Godfathers) — Сатоси Кон, студия Madhouse — 2003

В качестве источников информации для написания данного исследования были использованы непосредственно сами анимационные фильмы, иллюстрирующие образ ёкаев, а также сочетание научных работ по японской мифологии и визуальной культуре с аналитическими статьями, посвящёнными анимации, что позволяет соединить теоретический и художественно-эстетический подходы, рассматривая ёкая не только как персонажа фольклора, но и как визуальный символ, наделённый смыслом, актуальным для современного зрителя.

Original size 2560x1600

Кадр из анимационного фильма «Унесённые призраками» (千と千尋の神隠し, Sen to Chihiro no Kamikakushi) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 2001

Так, ема исследования отражает интерес к тому, как традиционные образы живут в новых формах искусства. В анимации ёкаи перестают быть просто страшилками из старинных свитков — они становятся посредниками между поколениями, культурами и эпохами, напоминая о том, что мифологическое сознание не исчезло, а лишь изменило свои очертания, ожив на экране.

Original size 2560x1600

Кадр из анимационного фильма «Унесённые призраками» (千と千尋の神隠し, Sen to Chihiro no Kamikakushi) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 2001

I. Симбиоз синтоизма и буддизма: рождение мира духов

Original size 1200x579

«Митсукини бросает вызов скелету Спектре» —Утагава Куниёси, 1845

«Ёкаи рождаются из человеческого страха и любопытства.» — Кунио Янагита (Рассказы из Тоно, 1910).

Современный японский фольклор невозможно понять без осознания того, что две религиозные системы — синтоизм и буддизм — на протяжении веков развивались не обособленно, а во взаимопроникновении. Они образовали уникальный духовный синтез, в котором ками и буддийские божества, духи природы и души умерших сосуществуют на равных. Синто придаёт мифологии жизненность и связь с природой, тогда как буддизм привносит идею воздаяния, страдания и перерождения. Вместе они создали сложный и поэтичный мир, где границы между сакральным и мирским, добрым и зловещим, земным и потусторонним постоянно размываются — именно из этого единства рождается богатая вселенная японских духов и ёкаев.

Духи синтоизма

Original size 2559x1385

Кадр из анимационного фильма «Унесённые призраками» (千と千尋の神隠し, Sen to Chihiro no Kamikakushi) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 2001

Original size 1920x1011

Кадр из анимационного фильма «Унесённые призраками» (千と千尋の神隠し, Sen to Chihiro no Kamikakushi) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 2001

В основе синтоистского мировоззрения лежит вера в духов — ками, обитающих во всём живом: в горах, лесах, водоёмах и даже предметах.

Original size 1920x1038

Кадр из анимационного фильма «Принцесса Мононоке» (もののけ姫, Mononoke-hime) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 1997

Original size 2560x1400

Кадр из анимационного фильма «Принцесса Мононоке» (もののけ姫, Mononoke-hime) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 1997

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Heisei tanuki gassen pompoko)— Исао Такахата, Studio Ghibli — 1994

Эти силы воспринимались не как абстрактные божества, а как непосредственные участники человеческой жизни. Из представлений о ками постепенно возникли ёкаи — их изменчивые, «затенённые» отражения.

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Мусиси» (蟲師, Mushishi) — Юки Урусибара, студия Artland — 2005

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма «Мононокэ: Зонтик» (劇場版「モノノ怪 唐傘, Gekijōban Mononoke: Karakasa) — Накамура Кэндзи, студия EOTA — 2024

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Они: Легенда о Боге грома» (ONI: Thunder God’s Tale) — Daisuke Tsutsumi, студии Tonko House, Netflix — 2022

Если ками символизировали гармонию и порядок, то ёкаи воплощали непредсказуемость и тревогу природы. Они обитают в промежутках — между светом и тенью, живым и мёртвым, реальностью и воображением, становясь связующим звеном между сакральным и повседневным.

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма «Мононокэ: Зонтик»» (劇場版「モノノ怪 唐傘, Gekijōban Mononoke: Karakasa) — Накамура Кэндзи, студия EOTA — 2024

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Heisei tanuki gassen pompoko)— Исао Такахата, Studio Ghibli — 1994

Например, кодама — духи деревьев, обитающие в старых лесах, — сохранили черты благосклонных ками природы. В то время как каппа, речной демон, символизирует опасность и непредсказуемость водной стихии. Эти существа олицетворяют двойственность природного мира — его красоту и скрытую угрозу, его доброту и гнев.

Original size 1000x420

Иллюстрации Ториямы Сэкиэна, где дух кодама представлен в образе старика

Original size 2560x1391

Кадр из анимационного фильма «Принцесса Мононоке» (もののけ姫, Mononoke-hime) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 1997

Original size 1920x1038

Кадр из анимационного фильма «Принцесса Мононоке» (もののけ姫, Mononoke-hime) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 1997

Original size 1000x420

Изображения каппы, о поимке которого на пляже города Мито, префектура Тиба, сообщалось в 1801 году

Original size 1280x698

Кадр из анимационного фильма «Волшебное лето» (河童のクゥと夏休み, Kappa no Kwu to natsuyasumi) — Кэйити Хара, студия Dentsu Tec — 2007

Original size 1080x608

Кадр из анимационного сериала «Тетрадь дружбы Нацумэ» (夏目友人帳, Natsume Yūjin-chō) — Юки Мидорикава, студия Brain’s Base — 2008

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Они: Легенда о Боге грома» (ONI: Thunder God’s Tale) — Daisuke Tsutsumi, студии Tonko House, Netflix — 2022

Буддийская нечисть

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Heisei tanuki gassen pompoko)— Исао Такахата, Studio Ghibli — 1994

С проникновением буддизма в Японию представления о духах обогатились идеями кармы и перерождения. В мифах появились призраки, страдающие за земные грехи, и голодные духи — души, не нашедшие покоя.

Original size 4519x2542

«Призраки Матадачи и Кикуно». Утагава Кунисада. 1855.

Original size 1280x994

«Призрак Оюки». Маруяма Окё. XVIII век

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Бездомный бог» (ノラガミ, Noragami) — Adachitoka (оригинальная манга) / студия Bones — 2014

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Heisei tanuki gassen pompoko)— Исао Такахата, Studio Ghibli — 1994

Эти образы усилили драматизм японской мифологии, добавив ей моральное измерение. В анимации подобные мотивы превращаются в выразительные символы: страдание, раскаяние и страх становятся визуальными кодами, через которые зритель постигает духовный смысл происходящего.

Original size 2560x1384

Кадр из анимационного фильма «Унесённые призраками» (千と千尋の神隠し, Sen to Chihiro no Kamikakushi) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 2001

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Heisei tanuki gassen pompoko)— Исао Такахата, Studio Ghibli — 1994

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Heisei tanuki gassen pompoko)— Исао Такахата, Studio Ghibli — 1994

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Тетрадь дружбы Нацумэ» (夏目友人帳, Natsume Yūjin-chō) — Юки Мидорикава, студия Brain’s Base — 2008

Так, гаки (или «голодные духи») — это души людей, мучимые ненасытной жаждой и голодом в наказание за прижизненную жадность. К ним близки и онрё — мстительные призраки, не нашедшие покоя из-за обид или преступлений. Эти образы усилили нравственный подтекст японской мифологии: ёкаи стали не только воплощением страха, но и визуальным напоминанием о духовных последствиях человеческих поступков.

Original size 1000x704

Изображение Оивы из пьесы театра Кабуки «Ёцуя кайдан». Утагава Куниёси. 1836

Original size 1200x675

Кадр из анимационного фильма «Скуби-Ду и меч самурая» (Scooby-Doo! and the Samurai Sword) — Christopher Berkeley, студия Warner Bros. — 2009

Слияние традиций: синкретизм веры и появление новых существ

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Хладнокровный Ходзуки» (鬼灯の冷徹 Hōzuki no Reitetsu) — Хироси Нагахама, студия Wit Studio — 2014–2015

Переплетение синтоистских и буддийских верований породило сложный мир духов — от природных существ до демонов, возникших из человеческих эмоций. Так сформировались гибридные ёкаи, сочетающие черты ками и призраков.

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Истребитель демонов» (鬼滅の刃 Kimetsu no Yaiba) — Харуо Сато, студия ufotable — 2019–2023

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Истребитель демонов» (鬼滅の刃 Kimetsu no Yaiba) — Харуо Сато, студия ufotable — 2019–2023

Original size 1200x675

Кадр из анимационного сериала «Король-шаман» (シャーマンキング Shaman King) — Сэйдзюру Мацумото, студия Bridge — 2021

Например, тэнгу — крылатые существа с длинным носом — сочетают в себе черты горных духов и буддийских воинов, символизируя гордыню и духовную силу одновременно. Другой пример — цукумогами, ожившие предметы, достигшие ста лет, в которых переплелись синтоистская вера в одушевлённость вещей и буддийская идея перерождения. Эти гибридные ёкаи стали прообразами множества современных анимационных персонажей — существ, которые балансируют между человеком и духом, добром и злом, реальностью и мифом.

Original size 1000x420

«Тэнгу».Кацусика Хокусай. 1830. «Слон ловит летящего тэнгу». Утагава Куниёси. 1842.

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Heisei tanuki gassen pompoko)— Исао Такахата, Studio Ghibli — 1994

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Они: Легенда о Боге грома» (ONI: Thunder God’s Tale) — Daisuke Tsutsumi, студии Tonko House, Netflix — 2022

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Они: Легенда о Боге грома» (ONI: Thunder God’s Tale) — Daisuke Tsutsumi, студии Tonko House, Netflix — 2022

Original size 789x442

Кадр из анимационного сериала «Гэгэгэ-но Китаро» (ゲゲゲの鬼太郎, GeGeGe no Kitarō) — Огава Кодзи, Toei Animation — 2018

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Heisei tanuki gassen pompoko)— Исао Такахата, Studio Ghibli — 1994

II. Спутники и испытания: драматургия образа

Original size 1920x1038

Кадр из анимационного фильма «Унесённые призраками» (千と千尋の神隠し, Sen to Chihiro no Kamikakushi) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 2001

«В каждом из нас живут и добро, и зло. Мы просто стараемся понять, кого кормить.» — Хаяо Миядзаки, «Принцесса Мононоке» (Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli, 1997)

Если в традиционной мифологии ёкаи воплощали неведомые силы природы и духовный закон воздаяния, то в современной анимации они становятся активными участниками повествования — персонажами, чья роль выходит далеко за рамки фольклорного антуража. Они могут быть союзниками или врагами героя, метафорами внутренних конфликтов, испытаниями или даже зеркалами человеческих чувств. Через взаимодействие с ними раскрываются темы взросления, познания себя и преодоления страха.

Original size 2560x1600

Кадр из анимационного фильма «Унесённые призраками» (千と千尋の神隠し, Sen to Chihiro no Kamikakushi) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 2001

Друзья и хранители

Original size 1920x1038

Кадр из анимационного фильма «Мой сосед Тоторо» (となりのトトロ, Tonari no Totoro) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 1988

Одно из важнейших направлений в изображении ёкаев — это образ спутника и защитника, который помогает герою пройти путь духовного роста. В японской анимации подобные персонажи символизируют принятие иррационального и восстановление связи человека с миром природы и духов.

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Они: Легенда о Боге грома» (ONI: Thunder God’s Tale) — Daisuke Tsutsumi, студии Tonko House, Netflix — 2022

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Они: Легенда о Боге грома» (ONI: Thunder God’s Tale) — Daisuke Tsutsumi, студии Tonko House, Netflix — 2022

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма «Унесённые призраками» (千と千尋の神隠し, Sen to Chihiro no Kamikakushi) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 2001

Эти ёкаи не только помогают героям преодолевать внешние трудности, но и символизируют внутреннюю гармонию, к которой стремится человек. Они выступают мостом между мирами, напоминая о древнем синтоистском представлении о духовном равновесии всего живого.

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Тетрадь дружбы Нацумэ» (夏目友人帳, Natsume Yūjin-chō) — Юки Мидорикава, студия Brain’s Base — 2008

Original size 1600x903

Кадр из анимационного сериала «Наруто: Ураганные хроники» (-ナルト- 疾風伝) — Масаси Кисимото (оригинальная манга) / студия Pierrot — 2002–2017

Original size 1366x768

Кадр из анимационного сериала «Король-шаман» (シャーマンキング Shaman King) — Сэйдзюру Мацумото, студия Bridge — 2021

Враги, соблазнители и испытания

Original size 1280x719

Кадр из анимационного сериала «Наруто: Ураганные хроники» (-ナルト- 疾風伝) — Масаси Кисимото (оригинальная манга) / студия Pierrot — 2002–2017

Противоположный тип ёкаев воплощает искушения и испытания, которые проходят герои на своём пути. Такие персонажи наследуют черты буддийских духов и демонов — они проверяют моральную силу, верность и способность героя к состраданию.

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма «Мононокэ: Зонтик» (劇場版「モノノ怪 唐傘, Gekijōban Mononoke: Karakasa) — Накамура Кэндзи, студия EOTA — 2024

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма «Кубо. Легенда о самурае» (Kubo and the Two Strings) — Трэвис Найт, студия Laika — 2016

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Дандадан» (Dandadan) — Фуга Ямасиро, студия Science SARU — 2024–2025

Таким образом, в драматургии анимации ёкай становится проводником внутреннего конфликта: он воплощает то, чего человек боится в себе самом, но через встречу с ним постигает зрелость и целостность.

Original size 1600x864

Кадр из анимационного фильма «Унесённые призраками» (千と千尋の神隠し, Sen to Chihiro no Kamikakushi) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 2001

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Heisei tanuki gassen pompoko)— Исао Такахата, Studio Ghibli — 1994

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Heisei tanuki gassen pompoko)— Исао Такахата, Studio Ghibli — 1994

Original size 1600x903

Кадр из анимационного сериала «Гэгэгэ-но Китаро» (ゲゲゲの鬼太郎, GeGeGe no Kitarō) — Огава Кодзи, Toei Animation — 2018

Гротеск, пародия и ирония

Original size 1197x671

Кадр из анимационного фильма «Однажды в Токио» (東京ゴッドファーザーズ Tokyo Godfathers) — Сатоси Кон, студия Madhouse — 2003

Современная культура не ограничивается сакральными и философскими образами ёкаев. В эпоху массовых медиа они приобретают иронические, комедийные и даже пародийные формы. Эти интерпретации не обесценивают мифологию, а делают её живой и адаптивной.

Original size 1920x1038

Кадр из анимационного фильма «Мой сосед Тоторо» (となりのトトロ, Tonari no Totoro) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 1988

Original size 1366x768

Кадр из анимационного сериала «Король-шаман» (シャーマンキング Shaman King) — Сэйдзюру Мацумото, студия Bridge — 2021

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Дандадан» (Dandadan) — Фуга Ямасиро, студия Science SARU — 2024–2025

Original size 600x340

Кадр из анимационного сериала «Гэгэгэ-но Китаро» (ゲゲゲの鬼太郎, GeGeGe no Kitarō) — Огава Кодзи, Toei Animation — 2018

Юмор и гротеск выполняют ту же функцию, что и страх в старых легендах — они помогают человеку осмыслить неизведанное, примиряя сакральное с бытовым. Ёкай, перестав быть угрозой, становится культурным символом, объединяющим поколения и формирующим особый тип японского мировосприятия — где чудо, смешное и страшное всегда соседствуют.

Original size 1280x720

Кадр из анимационного сериала «Часы ёкаев» (妖怪ウォッチ Youkai Watch) — Нобуюки Хираяма и Цуёси Йошикура, студия Level-5 / OLM, Inc. — 2014–2019

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Heisei tanuki gassen pompoko)— Исао Такахата, Studio Ghibli — 1994

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Хладнокровный Ходзуки» (鬼灯の冷徹 Hōzuki no Reitetsu) — Хироси Нагахама, студия Wit Studio — 2014–2015

III. Форма мистического: пластика образа

«Наши жизни подобны ветру… или звукам. Мы рождаемся, резонируем друг с другом… Потом исчезаем.» — Хаяо Миядзаки (Starting Point: 1979–1996. Tokyo: Viz Media, 2009).

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Они: Легенда о Боге грома» (ONI: Thunder God’s Tale) — Daisuke Tsutsumi, студии Tonko House, Netflix — 2022

Визуальный язык анимации стал тем пространством, где древние японские мифы получили новое дыхание. Если в устных преданиях ёкаи жили в слове, то теперь они обретают плоть цвета, формы и движения, превращаясь в полноправных героев визуального повествования. Через гибридность, метаморфозы и особые эффекты аниматоры создают образ, в котором мистическое становится видимым, а граница между человеческим и нечеловеческим — зыбкой, как туман над рекой.

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма «Кубо. Легенда о самурае» (Kubo and the Two Strings) — Трэвис Найт, студия Laika — 2016

Гибриды и химеры

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Heisei tanuki gassen pompoko)— Исао Такахата, Studio Ghibli — 1994

Original size 2560x1600

Кадр из анимационного фильма «Унесённые призраками» (千と千尋の神隠し, Sen to Chihiro no Kamikakushi) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 2001

В японской мифологии ёкаи нередко соединяют черты нескольких существ, символизируя размытость границ между природой, человеком и духом. В анимации этот принцип выражается визуально — через синтез человеческого и звериного, живого и неодушевлённого.

Original size 2560x1600

Кадр из анимационного фильма «Унесённые призраками» (千と千尋の神隠し, Sen to Chihiro no Kamikakushi) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 2001

Original size 1024x576

Кадр из анимационного сериала «Гэгэгэ-но Китаро» (ゲゲゲの鬼太郎, GeGeGe no Kitarō) — Огава Кодзи, Toei Animation — 2018

Original size 1920x1038

Кадр из анимационного фильма «Мой сосед Тоторо» (となりのトトロ, Tonari no Totoro) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 1988

Эти гибриды подчеркивают идею лиминальности: ёкай всегда находится на границе миров, а его тело — это визуальный след этой пограничности.

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Heisei tanuki gassen pompoko)— Исао Такахата, Studio Ghibli — 1994

Original size 2560x1600

Кадр из анимационного фильма «Унесённые призраками» (千と千尋の神隠し, Sen to Chihiro no Kamikakushi) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 2001

Метаморфозы и перевоплощения

Original size 1280x720

Кадр из анимационного сериала «Часы ёкаев» (妖怪ウォッチ Youkai Watch) — Нобуюки Хираяма и Цуёси Йошикура, студия Level-5 / OLM, Inc. — 2014–2019

Одной из важнейших визуальных тем японской анимации становится превращение — когда человек или дух меняет форму, а вместе с ней и внутреннее состояние. Эти сцены метаморфоз усиливают драматизм, подчёркивая момент истины, когда сущность перестаёт скрываться за оболочкой.

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма «Унесённые призраками» (千と千尋の神隠し, Sen to Chihiro no Kamikakushi) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 2001

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Дандадан» (Dandadan) — Фуга Ямасиро, студия Science SARU — 2024–2025

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Дандадан» (Dandadan) — Фуга Ямасиро, студия Science SARU — 2024–2025

Такие сцены построены на контрасте между человеческой маской и первозданной формой. Метаморфоза становится визуальным актом истины, когда духовная суть прорывается наружу, разрушая иллюзию обыденности.

Original size 1920x352

Кадры из анимационного фильма «Унесённые призраками» (千と千尋の神隠し, Sen to Chihiro no Kamikakushi) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 2001

Original size 1920x486

Кадры из анимационного сериала «Наруто: Ураганные хроники» (-ナルト- 疾風伝) — Масаси Кисимото (оригинальная манга) / студия Pierrot — 2002–2017

Спецэффекты как язык ёкаев

Original size 1920x1038

Кадр из анимационного сериала «Наруто: Ураганные хроники» (-ナルト- 疾風伝) — Масаси Кисимото (оригинальная манга) / студия Pierrot — 2002–2017

Original size 2560x1600

Кадр из анимационного фильма «Унесённые призраками» (千と千尋の神隠し, Sen to Chihiro no Kamikakushi) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 2001

Визуальные эффекты в анимации становятся инструментом выражения нематериальной природы духов. Их мир описывается не словами, а светом, звуком, цветом и ритмом движения.

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Heisei tanuki gassen pompoko)— Исао Такахата, Studio Ghibli — 1994

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Тетрадь дружбы Нацумэ» (夏目友人帳, Natsume Yūjin-chō) — Юки Мидорикава, студия Brain’s Base — 2008

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Король-шаман» (シャーマンキング Shaman King) — Сэйдзюру Мацумото, студия Bridge — 2021

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Дандадан» (Dandadan) — Фуга Ямасиро, студия Science SARU — 2024–2025

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Они: Легенда о Боге грома» (ONI: Thunder God’s Tale) — Daisuke Tsutsumi, студии Tonko House, Netflix — 2022

Чаще всего ёкаев сопровождают туман, мерцающий свет, полупрозрачность — символы перехода между мирами. Контраст света и тьмы также играет особую роль: появление духов часто сопровождается свечением изнутри, что символизирует не зло, а их инаковость.

Original size 2560x1600

Кадр из анимационного фильма «Унесённые призраками» (千と千尋の神隠し, Sen to Chihiro no Kamikakushi) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 2001

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Тетрадь дружбы Нацумэ» (夏目友人帳, Natsume Yūjin-chō) — Юки Мидорикава, студия Brain’s Base — 2008

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Бездомный бог» (ノラガミ, Noragami) — Adachitoka (оригинальная манга) / студия Bones — 2014

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма «Кубо. Легенда о самурае» (Kubo and the Two Strings) — Трэвис Найт, студия Laika — 2016

Экспрессивные деформации — резкое ускорение движения, изменение масштаба, неестественная пластика — превращают ёкаев в язык анимационной метафоры. Через спецэффекты художники передают то, что невозможно изобразить реалистически: иную энергию, не принадлежащую миру людей.

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Дандадан» (Dandadan) — Фуга Ямасиро, студия Science SARU — 2024–2025

Original size 1280x729

Кадр из анимационного сериала «Наруто: Ураганные хроники» (-ナルト- 疾風伝) — Масаси Кисимото (оригинальная манга) / студия Pierrot — 2002–2017

Визуальные эффекты выполняют роль языка присутствия они делают видимым то, что невозможно нарисовать буквально. Через пустоту, дым, свет и тень художники создают мир, где ёкаи не просто показаны, а ощущаются.

Original size 2560x1600

Кадр из анимационного фильма «Унесённые призраками» (千と千尋の神隠し, Sen to Chihiro no Kamikakushi) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 2001

Original size 1920x1038

Кадр из анимационного фильма «Принцесса Мононоке» (もののけ姫, Mononoke-hime) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 1997

IV. Когда миф встречает современность

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Heisei tanuki gassen pompoko)— Исао Такахата, Studio Ghibli — 1994

«Следующее поколение всегда превзойдёт предыдущее. Таков вечный цикл жизни.» — Какаси Хатакэ, Naruto: Shippuden (Масаси Кисимото (оригинальная манга) / студия Pierrot, 2002–2007)

Анимация давно перестала быть просто формой развлечения — в случае с мифологией она стала способом разговора с традицией. Ёкаи, когда-то обитатели древних свитков и ночных сказаний, сегодня живут на экранах, комиксных страницах и в цифровых играх. Их современное существование — это не реставрация прошлого, а живая эволюция мифа, который приспосабливается к новым медиумам и новым зрителям, сохраняя при этом свою духовную глубину.

Ёкаи как медиаторы между прошлым и настоящим

Original size 1920x1038

Кадр из анимационного фильма «Мой сосед Тоторо» (となりのトトロ, Tonari no Totoro) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 1988

В анимации ёкаи становятся посредниками между традиционной духовностью и современным опытом человека. Они соединяют времена и мировосприятия, превращаясь в живые напоминания о связи человека с природой и невидимым.

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Бездомный бог» (ノラガミ, Noragami) — Adachitoka (оригинальная манга) / студия Bones — 2014

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Они: Легенда о Боге грома» (ONI: Thunder God’s Tale) — Daisuke Tsutsumi, студии Tonko House, Netflix — 2022

Анимационные герои сталкиваются с ёкаями, которые страдают от забвения и ищут признания — как будто сами древние мифы пытаются заговорить в мире, где вера уступила место технологии. Духи существуют рядом с человеком, сохраняя облик традиционных ками, но действуя в логике современного повествования.

Original size 1280x720

Кадр из анимационного сериала «Часы ёкаев» (妖怪ウォッチ Youkai Watch) — Нобуюки Хираяма и Цуёси Йошикура, студия Level-5 / OLM, Inc. — 2014–2019

Так формируется особый тип повествовательного диалога, где прошлое не исчезает, а «просвечивает» сквозь настоящее. Ёкай становится медиатором между духовным и рациональным, между природным циклом и городским ритмом, между тем, кем человек был, и тем, кем он стал.

Original size 1728x972

Кадры из анимационного фильма Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Heisei tanuki gassen pompoko)— Исао Такахата, Studio Ghibli — 1994

Поп-культура и трансформация традиции

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Они: Легенда о Боге грома» (ONI: Thunder God’s Tale) — Daisuke Tsutsumi, студии Tonko House, Netflix — 2022

Мифологические образы в современной анимации проходят процесс адаптации и эстетического переосмысления. В массовой культуре ёкаи часто превращаются в героев комедийных, приключенческих или детских сериалов, сохраняя лишь отголоски своего сакрального происхождения.

Original size 850x395

Кадр из анимационного сериала «Повар небесной гостиницы» (яп. かくりよの宿飯 Kakuriyo: Bed & Breakfast for Spirits) — Хироми Цукаса, студия Typhoon Graphics — 2018–2019

Духи становятся яркими, карикатурными существами, воплощающими человеческие слабости и эмоции. Их визуальная простота и юмористическая подача делают древнюю концепцию духов доступной для всех возрастов, превращая страх перед неизвестным в игру.

Original size 1280x720

Кадр из анимационного сериала «Часы ёкаев» (妖怪ウォッチ Youkai Watch) — Нобуюки Хираяма и Цуёси Йошикура, студия Level-5 / OLM, Inc. — 2014–2019

С другой стороны, синтез ужаса и сатиры создаёт комический, но глубоко философский образ — ёкай как зеркало общества.

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Heisei tanuki gassen pompoko)— Исао Такахата, Studio Ghibli — 1994

Таким образом, поп-культура превращает ёкаев в новых героев повседневности: они остаются хранителями мифа, но говорят языком зрителя XXI века.

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Они: Легенда о Боге грома» (ONI: Thunder God’s Tale) — Daisuke Tsutsumi, студии Tonko House, Netflix — 2022

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Дандадан» (Dandadan) — Фуга Ямасиро, студия Science SARU — 2024–2025

Ёкаи в западной анимации

Original size 1600x900

Кадр из анимационного фильма «Скуби-Ду и меч самурая» (Scooby-Doo! and the Samurai Sword) — Christopher Berkeley, студия Warner Bros. — 2009

Распространение японской анимации и эстетики ёкаев за пределами Японии стало важнейшим культурным феноменом начала XXI века. На глобальных экранах образы духов обретают новые формы, сохраняя при этом атмосферу загадочности и двойственности. Однако вдохновение в японской культуре находят режиссеры по всему земному шару, превращая мифы Страны восходящего солнца в эпизодических персонажей или даже в центральных героев повествования, создавая вокруг них целую вселенную в данной тематике, заимствуя визуальные и философские принципы японской мифопоэтики.

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма «Кубо. Легенда о самурае» (Kubo and the Two Strings) — Трэвис Найт, студия Laika — 2016

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма «Кубо. Легенда о самурае» (Kubo and the Two Strings) — Трэвис Найт, студия Laika — 2016

Японские духи и демоны интерпретируются через призму приключенческого жанра, сохраняя внешние черты, но утрачивая сакральное измерение. Тем не менее, даже в таких версиях образ ёкая остаётся знаком «другого мира», напоминанием о существовании тайны в технологическом обществе.

Original size 1200x662

Кадр из фильма «Фантастические твари и где они обитают» (Fantastic Beasts and Where to Find Them) — Дэвид Йейтс, студия Warner Bros. — 2016

Original size 1600x1040

Кадр из анимационного сериала «Эволюция Черепашек-ниндзя» (Rise of the Teenage Mutant Ninja Turtles) — Энди Сурьяно, Энджела Сантомерро; студия Nickelodeon — 2018–2020

Заключение

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма «Кубо. Легенда о самурае» (Kubo and the Two Strings) — Трэвис Найт, студия Laika — 2016

Культура и мифология являются наиболее ярким, интересным и наглядным представлением о народе, который их породил. Они создавались на протяжении многих веков, но до сих пор живы на страницах книгах, в искусстве, кинематографе, анимации и в каждом из нас. Они не исчезают, а трансформируются, приобретая новые формы и значения.

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного фильма «Мононокэ: Зонтик» (劇場版「モノノ怪 唐傘, Gekijōban Mononoke: Karakasa) — Накамура Кэндзи, студия EOTA — 2024

Образы духов становятся мостом между прошлым и настоящим, синтезируя культурные, визуальные и философские коды. В конечном итоге, анимация как медиум позволяет увидеть сакральное в повседневном, а чудесное — в привычном, напоминая, что мир остаётся сложным, загадочным и удивительным, каким его видели японские предки, и каким его продолжают видеть современные художники.

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала «Они: Легенда о Боге грома» (ONI: Thunder God’s Tale) — Daisuke Tsutsumi, студии Tonko House, Netflix — 2022

Original size 1920x1080

Кадр из анимационного сериала Они: Легенда о Боге грома (ONI: Thunder God’s Tale) — Daisuke Tsutsumi, студии Tonko House, Netflix — 2022

Особенность современного анимационного представления ёкаев заключается в том, что визуальный язык позволяет сделать их одновременно загадочными и доступными для восприятия. Через гибридные формы, метаморфозы и спецэффекты художники передают переходность, неуловимость и духовную многослойность этих существ. Туман, свет, прозрачность, мерцающая аура и изменчивость форм создают ощущение присутствия другого мира, где границы между человеком и духовным, реальностью и мифом постоянно размыты. Ёкаи становятся не только элементами сюжета, но и инструментом визуальной философии, через который анимация размышляет о природе жизни и человеческих отношений.

Original size 2560x1600

Кадр из анимационного фильма «Унесённые призраками» (千と千尋の神隠し, Sen to Chihiro no Kamikakushi) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 2001

Современная анимация делает миф универсальным языком культуры. Ёкаи, как и сотни лет назад, продолжают быть зеркалом человека — но теперь это зеркало светится экранным светом. Они соединяют древние представления о душе вещей и природе бытия с эстетикой цифровой эпохи, в которой чудо становится формой визуального опыта. Именно в этом симбиозе — между прошлым и будущим, традицией и инновацией — ёкаи вновь оживают, чтобы рассказать миру историю, которая никогда не кончается.

Original size 1920x1038

Кадр из анимационного фильма «Мой сосед Тоторо» (となりのトトロ, Tonari no Totoro) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 1988

Bibliography
Show
1.

Кручкова, О. Е. Японские мифы. Иллюстрированный путеводитель / О. Е. Кручкова. — М.: Эксмо, 2022. — 272 с. : ил. — (Занимательная энциклопедия). — ISBN 978-5-04-118523-6.

2.

Лохова, В. А. Визуализация мифологических образов в современной японской культуре / В. А. Лохова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия «Экономика. Социология. Культурология» — 2018, N 1 (09). — С. 50-60.

3.

Поздеева А. А. (2022). Боги и аниме: японская анимация в поисках категории священного. Terra Aestheticae. (URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bogi-i-anime-yaponskaya-animatsiya-v-poiskah-kategorii-svyaschennogo). Просмотрено: 15.11.2025.

4.

Сандзанами, С. Сказания Древней Японии / С. Сандзанами; пер. с яп. Н. И. Петрова. — М.: АСТ, 2015. — 248 с. : ил. — ISBN 978-5-17-085123-4.

5.

Фридман, Дж. Японские мифы. От кицунэ и ёкаев до «Звонка» и «Наруто» / Дж. Фридман; пер. с англ. В. Иванов, О. Чумичева; ред. Д. Кикнадзе. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. — 272 с. : ил. — (Мифы от и до). — ISBN 978-5-00195-553-5.

6.

Яковенко, С. В. (2016). Ёкай как важный фактор формирования японской культуры: исторический аспект. Ойкумена. Регионоведческие исследования. (URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yokay-kak-vazhnyy-faktor-formirovaniya-yaponskoy-kultury-istoricheskiy-aspekt). Просмотрено: 15.11.2025.

7.

Янагита, К. Folk Legends from Tono: Japan’s Spirits, Deities, and Phantastic Creatures [на англ. языке]. — Лэнхем: Rowman & Littlefield Publishers, 2015. — ISBN 978-1442248229.

Image sources
Show
1.

«Бездомный бог» (ノラガミ, Noragami) — Adachitoka (оригинальная манга) / студия Bones — 2014

2.

«Волшебное лето» (河童のクゥと夏休み, Kappa no Kwu to natsuyasumi) — Кэйити Хара, студия Dentsu Tec — 2007

3.

«Гэгэгэ-но Китаро» (ゲゲゲの鬼太郎, GeGeGe no Kitarō) — Огава Кодзи, студия Toei Animation — 2018

4.

Gashadokuro // Сайт Wikipedia (URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Gashadokuro). Просмотрено: 15.11.2025.

5.

«Дандадан» (Dandadan) — Фуга Ямасиро, студия Science SARU — 2024–2025

6.

«Дороро» (どろろ, Dororo) — Кадзуки Накэсима, студии MAPPA и Tezuka Productions — 2019

7.

Elephant catching a flying tengu // Сайт Ukiyo-e.org (URL: https://zh.ukiyo-e.org/image/metro/N115-003%2802%29). Просмотрено: 15.11.2025.

8.

«Эволюция Черепашек-ниндзя» (Rise of the Teenage Mutant Ninja Turtles) — Энди Сурьяно, Энджела Сантомерро; студия Nickelodeon — 2018–2020

9.

«Истребитель демонов» (鬼滅の刃, Kimetsu no Yaiba) — Харуо Сато, студия ufotable — 2019–2023

10.

«Кубо. Легенда о самурае» (Kubo and the Two Strings) — Трэвис Найт, студия Laika — 2016

11.

Каппа (мифология) // Сайт Wikipedia (URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Каппа_%28мифология%29). Просмотрено: 15.11.2025.

12.

Кодама // Сайт Wikipedia (URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кодама). Просмотрено: 15.11.2025.

13.

Коллекция Spencer Museum of Art // Сайт University of Kansas (URL: https://spencerart.ku.edu/art/collections-online/exhibition/1849). Просмотрено: 15.11.2025.

14.

«Король-шаман» (シャーマンキング, Shaman King) — Сэйдзюру Мацумото, студия Bridge — 2021

15.

«Мононоке» (怪化猫, Mononoke) — Кэндзи Накамура, студия Toei Animation — 2007

16.

«Мононокэ: Зонтик» (劇場版「モノノ怪 唐傘, Gekijōban Mononoke: Karakasa) — Накамура Кэндзи, студия EOTA — 2024

17.

«Мой сосед Тоторо» (となりのトトロ, Tonari no Totoro) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 1988

18.

«Наруто: Ураганные хроники» (-ナルト- 疾風伝) — Масаси Кисимото (оригинальная манга) / студия Pierrot — 2002–2017

19.

«Однажды в Токио» (東京ゴッドファーザーズ, Tokyo Godfathers) — Сатоси Кон, студия Madhouse — 2003

20.

«Они: Легенда о Боге грома» (ONI: Thunder God’s Tale) — Daisuke Tsutsumi, студии Tonko House, Netflix — 2022

21.

«Повар небесной гостиницы» (かくりよの宿飯, Kakuriyo: Bed & Breakfast for Spirits) — Хироми Цукаса, студия Typhoon Graphics — 2018–2019

22.

Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй (平成狸合戦ぽんぽこ, Heisei tanuki gassen pompoko) — Исао Такахата, Studio Ghibli — 1994

23.

«Принцесса Мононоке» (もののけ姫, Mononoke-hime) — Хаяо Миядзаки, Studio Ghibli — 1997

24.

«Скуби-Ду и меч самурая» (Scooby-Doo! and the Samurai Sword) — Christopher Berkeley, студия Warner Bros. — 2009

25.

«Тетрадь дружбы Нацумэ» (夏目友人帳, Natsume Yūjin-chō) — Юки Мидорикава, студия Brain’s Base — 2008

26.

Тэнгу // Сайт Wikipedia (URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тэнгу). Просмотрено: 15.11.2025.

27.

«Хладнокровный Ходзуки» (鬼灯の冷徹, Hōzuki no Reitetsu) — Хироси Нагахама, студия Wit Studio — 2014–2015

28.29.

YouTube live: T4MC3LHNa1k // Сайт YouTube (URL: https://www.youtube.com/live/T4MC3LHNa1k?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera). Просмотрено: 15.11.2025.

30.

Yūrei // Сайт Wikipedia (URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Yūrei). Просмотрено: 15.11.2025.

31.

«Часы ёкаев» (妖怪ウォッチ, Youkai Watch) — Нобуюки Хираяма, Цуёси Йошикура, студия Level-5 / OLM, Inc. — 2014–2019

32.

О чудищах не совсем обычных // Сайт Музея Востока (URL: https://www.orientmuseum.ru/events/2021/cikli_lekciy/cikl_lekciy_4._strashno_krasivie/24_oktyabrya._o_chudischah_ne_sovsem_obichnih/index.php). Просмотрено: 15.11.2025.

Когда оживают ёкаи: образ японской мифологии в современной анимации
2
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more