Original size 1140x1600

Классические ордера у греков, римлян и их последователей Нового времени.

7
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор:

1. Концепция 2. Греческая ордерная система 2.1. Дорический ордер 2.2. Ионический ордер 2.3. Коринфский ордер 2.4. Типы зданий архитектуры Древней Греции 3. Римская ордерная система 4. Возрождение 5. Барокко 6. Классицизм 7. Заключение

1. Концепция

Темой моего визуального исследования является анализ структурных различий классических ордеров у греков, римлян и их последователей Нового времени. Если рассматривать историю архитектуры в целом, то ордерная система является основой для многих последующих стилей, или же оказывает своё значительное влияние. Её элементы мы можем встретить повсеместно. Наблюдая окружающий мир мне всегда было интересно систематизировать и анализировать различные вещи, в том числе и в архитектуре. Например, знакомые всем колонны, являющиеся частью данной системы, мы можем встретить на совершенно разных зданиях разных эпох, (также как и другие части в своем переосмысленном варианте). Такое широкое распространение подчеркивает актуальность данных архитектурных решений, вне временных и вне культурно-географических различий, а также становится общекультурным наследием.

В данном визуальном исследовании ордерная система будет рассмотрена в первую очередь как комплексный принцип построения архитектурных сооружений, и лишь во вторую как набор элементов ее составляющих. Универсальность и четкая упорядоченность греческой архитектурной системы легко позволяет использовать ее признаки и элементы на протяжении уже более чем двух тысячелетий.

Ордер — это система, которая часто встречается в архитектуре и самое интересное о чём можно подумать: Как ее элементы использовались и менялись сквозь года, в разные периоды времени: Возрождение 13-16 века, Барокко 16-17 века, Классицизм 17-19 века? Какие у неё были последователи? В данном визуальном исследовании мною были выбраны такие страны как: Италия, Франция, Россия и Германия. Выбор пал именно на эти стили, так как в них больше считываются черты ордерной системы и другие характерные для неё элементы. Во всём искусстве Древней Греции прослеживается взаимосвязь с человеческим телом и его пропорциями, в том числе и в архитектуре. Основными архитектурными сооружениями, построенными на основе ордерной системы в Древней Греции являются: храмовые постройки, театры, палестры, стадионы, жилые постройки и т. д.

Целью визуального исследования является анализ визуальных, функциональных и структурных различий элементов ордерной системы. Для начала, в работе будет раскрыто значение, определение ордерной системы, перечисление составляющих её частей в Древней Греции и Римской Империи. Следующим шагом будет разделение последователей по стилям. Хочется отметить, что в рамках своего визуального исследования было выбрано только три эпохи, но влияние ордерной системы на архитектурные тенденции гораздо шире.

2. Греческая ордерная система

Ордер — это сочетание несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции, основанную на соразмерности и определённой конфигурации деталей колонн.

Original size 800x1232

Основные элементы ордера

Основные элементы ордера: 1. Стереобат (пьедестал) 2. Колонна 3. Антаблемент 4. Фронтон

2.1. Дорический ордер

Original size 3720x5262

Строение дорического ордера

Дорический ордер окончательно сложился в 6 веке до н. э. Греческая архитектура отличается своей лаконичностью и сдержанностью декора, а также мужественностью и торжественным величием. В данной ордерной системе, как и в других, за основу была взята условная система человеческих пропорций, а именно след мужской ступни по отношению к фигуре. Отличительными особенностями дорического ордера являются отсутствие базы у колонны, широкое основание, узкой фриз, чередующийся триглифами (углубления на фризе) и метопами (прямоугольный элемент фриза, зачастую украшавшимся рельефом).

2.2. Ионический ордер

Original size 1000x940

1 — база; 2 — плинт, 3 — валы; 4 — колонна с каннелюрами; 5 — эхин; 6 — волюта; 7 — балюстра; 8 — подушка; 9 — абака; 10 — архитрав; 11 — зубчики; 12 — выносная плита; 13 — сима

Ионический (Ионийский) ордер стал очень распространён в Древней Греции в 5 веке до н. э. Его существенное отличие от других систем заключается в том, что все его части задекорированы, в особенности капитель. С двух противоположных сторон на капители располагались закрученные в спираль элементы — волюты. Ионический ордер тоньше и изящней дорического ордера, утолщение к низу колонны гораздо меньше, а высота превышала его предшественника в несколько раз. Архитектурная система 6 века до н. э. по-своему уникальна. Таким образом из всего вышесказанного Ионический ордер считался «женским» в том числе за счёт своего обильного количества украшений и общей изящности. Одной из отличительных черт данного ордера является использование в некоторых случаях скульптур в виде женских фигур вместо колонн.

2.3. Коринфский ордер

Original size 1162x1793

чертёж Коринфского ордера

Коринфский ордер сформировался в последнюю очередь в 4 веке до н. э. С одной стороны его структура и вид во многом напоминал ионический ордер, но с другой его отличительной чертой стала высокая капитель, задекорированная рельефами ядовитого растения — аканфа.

2.4. Типы зданий архитектуры Древней Греции

В Древней Греции в архитектуре существовали разные типажи зданий: 1. Театры 2. Храмы 3. Палестры 4. Жилые постройки 5. Стадионы И т. д.

Original size 1506x1000

Калликрат. Храм Ники Аптерос, 420-е до н. э.

В Древней Греции каждая ордерная система имеет своё индивидуальное значение, в связи с чем люди того времени выбирали подходящую систему в соответствии не только с её функциональными, но и художественными свойствами. Например, на данной фотографии мы видим храм, посвящённый «бескрылой богине победы». Смею предположить, этот факт и послужил выбором в пользу изящного ионического ордера, так как считался женским.

3. Римская ордерная система

В основу Римской архитектуры безусловно легла греческая ордерная система. Однако, римляне в силу своих культурных отличий стремились создать более монументальные здания. Также хочется отметить, что особое внимание уделялось строгой симметрии и практическому назначению, несмотря на стремление к роскоши и деталям в экстерьере. В Древнем Риме также были и собственные нововведения, такие как создание и использование бетона при строительстве, в отличии от греков, которые использовали только камень, мрамор и прочие материалы. Римляне, желая придать своим сооружениям больше функциональности, а также помпезности, применяли в своей архитектуре арки, аркады и купольную систему. Нельзя не сказать, что в римской архитектуре появилось два новых ордера, которые явно были созданы на основе греческих.

Original size 800x1172

Тосканский ордер

Так например Тосканский ордер являет собой упрощённый Дорический. У колонны появляется база и исчезают каннелюры (вертикальные углубления на колонне).

Original size 1002x1528

Композитный ордер

Композитный ордер представляет из себя сочетание ионического и коринфского ордеров. У капители колонны присутствует и волюты, и рельеф в виде ядовитого растения.

4. Возрождение

Возрождение — это период, который длился со второй половины 13 в. — до конца 16 в. Данный архитектурный стиль зарождается в Италии, в последствии распространяясь на другие страны западной Европы. В Возрождении на смену асимметрии и тенденциям готической архитектуры приходит стремление к симметричным построениям, рациональности пропорций и тектонике. Архитектурной основой становится ордерная система и возвращение античных тенденций: все возможные крестово-купольные постройки, ротонды, использование арок и ордерных аркад, колонн, полусферических куполов, арочных ниш и т. д. В этот период фигура архитектора перестает быть анонимной и приобретает особую значимость. Также увеличивалось влияние заказчиков, таких как церковь и меценаты, на создание архитектурных проектов.

Донато Браманте. Темпьетто Браманте — знаменитая часовня-ротонда в Риме, 1502 г.

Ротонда Темпьетто Браманте — очень интересное здание, окружённое 16-ю тосканскими колоннами, в основу которых лёг дорический греческий ордер. Как говорилось выше, это его упрощённый вид: исчезают углубления в стволе (каннелюры) и появляется база колонны, имеющееся также у ионического и коринфского ордеров.

Карло Мадерна. Главный фасад Собора Святого Петра, 1612 г. (Италия)

Главный фасад Собора Святого Петра богато украшен скульптурами, рельефами и арочными окнами с ажурными балконами, а также дополнен 8-ю колоннами, которые соответствуют структуре коринфского греческого ордера (за исключением отсутствия каннелюр на стволах). Особое изящество свето-теневого рисунка фасада архитектору удаётся добиться за счёт глубины, возникающей за колоннами, а также общего рельефа и вычурности деталей.

Original size 1536x1152

Джованни Бернини. Колоннада на площади Собора Святого Петра, 1667 г. (Италия)

При Соборе Святого Петра располагается огромная колоннада, построенная на стыке стилей: Возрождения и Барокко. Сверху она украшена скульптурами святых и состоит из 284 колонн тосканского ордера.

Пьер Леско, Жан Гужон. Крыло Леско, 1546 г.

Крыло Леско или западный фасад Лувра считается эталонным примером архитектуры эпохи Возрождения во Франции. Использование симметрии и рациональность композиции зданий, избыток декора, скульптур, высоких арочных проёмов, рельефов и колонн передают данный стиль. Возле входов и арочных проёмов располагаются парные колонны коринфского ордера, с характерными ему каннелюрами и капителью, украшенной листьями аканфа — ядовитого растения.

5. Барокко

Барокко также зарождается в Италии со 2-й половины XVI в. Этой эпохе характерна особая динамичность, активное доминирование вертикальности в архитектурных ансамблях, роскошь интерьеров и экстерьеров, их композиционное взаимодействие, рельефность, пышность и объём зданий. В фасадах появляется интересный эффект светотени, за счёт выступающих элементов, создавая особую пространственность в архитектурных композициях.

Юварра, Филиппо. Суперга, 1717 г. (Италия)

На выступающей части церкви Суперга, или портике, расположены восемь колонн, которые полностью соответствуют коринфскому ордеру, за исключением ствола, на котором отсутствуют каннелюры. Эта часть здания — явная отсылка к древне-греческому храму, тогда как основная купольная часть церкви подражает древне-римской архитектуре. Помимо колонн и ажурных балкончиков здание украшено пилястрами по всему периметру. В соответствии с типичными признаками Барокко, церковь имеет симметричную композицию и некую вертикальную динамику.

Джузеппе Сарди. Церковь Санта-Мария-дель-Джильо, 1680 г. (Италия)

У церкви Санта-Мария-дель-Джильо очень пышный, симметричный фасад, который полностью олицетворяет эпоху Барокко. Его помпезный, задекорированный рельефами, скульптурами и колоннами передняя часть здания отражает данный стиль. Экстерьер церкви имеет три уровня. На первом и втором ярусе колонны подражают ионическому греческому ордеру, но их отличие заключается в том, что у них присутствует дополнительный объём на капители. Колонна разделена на две разные части, где низ отличается более частым рельефом каннелюр. На третьем ярусе мы видим фигуры атлантов, которые используются в архитектуре вместо пилястр.

Франческо Растрелли. Зимний дворец, 1762 г. (Россия)

Фасад Зимнего дворца обильно дополнен декором. На нём присутствуют многоступенчатый рельеф карниза, массивные наличники на окнах, а также колонны. Если отталкиваться от классификации ордерных систем, то данные колонны явно напоминают и несут в себе черты ионического ордера. На первом уровне у колонн есть база, стволы с отсутствующим рельефом, капители с каннелюрами, а также волюты и небольшой объём листьев рядом. На втором ярусе, используется композитный ордер, сочетающий в себе элементы ионического и коринфского.

6. Классицизм

Классицизм длился с 17 по 19 вв. Данная эпоха олицетворяет собой особую уравновешенность и гармонию, строгую пропорциональность всех частей и фасадов зданий. Одним из главных принципов является симметричность, ясность и простота композиционных решений, рациональность в проектировании. Преимущественно присутствует заимствование у Римского ордера.

Original size 1409x1911

Саломон Деброс. Сен-Жерве-Сен-Проте — церковь Святых Гервасия и Протасия, 1620 г. (Франция)

Фасад церкви Сен-Жерве имеет три яруса, из которых верхний имеет каноничное сужение. Композиция здания имеет чёткую трёхчастную структуру и симметрию. Центральная часть на первом этаже оформлена как рельеф в виде фронтона древне-греческого храма, на антаблементе чередуются триглифы и метопы. На нижнем уровне фасад формируют 8 парных колонн, основа которых взята у дорического греческого ордера, их ствол разделён на две неравные части: верхняя с каннелюрами, нижняя — с отсутствием какого-либо рельефа. На втором ярусе используется чистый антаблемент с объёмным карнизом и ионическими колоннами с классическими капителями в виде волют. На третьем уровне располагаются 4 колонны с коринфскими капителями. Также хочется отметить наличие арочных окон, дверных проёмов и полуциркульную крышу.

Джованни Сервандони. Сен-Сюльпис (Церковь Святого Сульпиция), 1777 г. (Франция)

Фасад церкви святого Сульпиция имеет двухчастную симметрию по вертикале и горизонтали. Центральная часть здания имеет два яруса, а башни по бокам — четыре. На первом уровне располагается колоннада состоящая из 8 колонн дорического ордера с базой. Второй ярус представляет собой аркаду дополненную 12-ю ионическими колоннами. Верхние уровни дополнены коринфским ордером. Четвёртый ярус напоминает форму ротонды, которая изящно завершает данную архитектурную композицию.

Джакомо Кваренги. Александровский дворец, 1796 г. (Россия)

Фасад Александровского дворца отличается строгость пропорций, лаконичностью и уравновешенностью. Ясность и простота данных архитектурных решений данного здания олицетворяет собой каноны эпохи классицизма. 20 колонн с коринфскими капителями и отсутствием каннелюр создают эффектную колоннаду. Общая композиция здания имеет горизонтальную ориентированность.

В. И. Баженов. Дом Пашкова, 1786 г. (Россия)

На главном фасаде дома Пашкова располагаются 4 роскошные колонны композитного ордера, с волютами и рельефом листьев аканфа. Общая композиция имеет трёхчастную форму. Центральная часть представляет собой треугольник с плоской крышей и завершённый ярусом в виде ротонды. Боковые части зданий своей формой напоминают классические древне-греческие храмы с треугольным фронтоном, двухскатной крышей и колоннами с ионическими волютами, без каннелюр. Экстерьер здания дополнен изящным, рельефным декором, в частности на антаблементах боковых частей сооружения можно наблюдать чередование триглиф и метоп, что не слишком характерно в сочетании с ионийскими колоннами. С одной стороны, главный фасад дома Пашкова отличается симметричностью и строгостью форм, но с другой, за счёт композиционного решения и декорирования выглядит помпезным и пышным.

Original size 735x490

Карл Фридрих Шинкель. Концертхаус, 1821 г. (Германия)

У фасада Концертхауса присутствует горизонтальная ориентированность с треугольной композицией, также архитектор уводит боковые части здания на задний план, тем самым создавая глубину и пространственность. В центральной части сооружения находится фронтон, карниз, фриз, пустой антаблемент и колоннада, состоящая из 6 ионических колонн с выразительность волют в сочетании гладких стволов упрощают общую картину экстерьера. Строгость и лаконичность форм здания украшена только скульптурными композициями и рельефными фронтонами.

7. Заключение

Данное визуальное исследование помогло мне подробно изучить и проанализировать строение и функциональные особенности древне-греческой и древне-римской ордерной системы, ознакомиться с тем, как её элементы использовались и видоизменялись сквозь века. Вышеупомянутые античные тенденции повлияли практически на все последующие архитектурные стили Европейского мира, но для тщательного анализа мною были выбраны Возрождение, Барокко и Классицизм, поскольку это достаточно длительные течения, в которых мы очень ярко можем наблюдать заимствования из античной архитектуры. Для визуального и структурного анализа рассматривались архитектурные сооружения из следующих стран: Италии, Франции, России, Германии.

Обращение к античности в зодчестве обусловлено её невероятной универсальностью, красотой, практичностью, функциональностью и изяществом композиционных решений. С большей частотой в элементах зданий встречаются части Коринфского ордера, так как он отличается особой пышностью и изяществом декора. Зачастую, это являлось более соответствующим решением художественных задач, стоящих перед архитекторами. Однако, использование дорического и ионического ордера также встречается и не перестаёт быть актуальным. Нередко мы можем встретить совмещение элементов разных ордерных систем в рамках одного здания, например, на разных этажах встречаются колонны отличных друг от друга ордеров.

Главным наследием древне-римской архитектуры помимо видоизменённой ордерной системы является использование структур арок и аркад во всей мировой архитектуре. Это функциональное решение является невероятно практичным и встречается повсеместно и по сей день. В каждой эпохе присутствовали свои стилистические особенности, но их объединяло стремление к чёткой симметрии, особой строгости, лаконичности пропорций, богатой рельефности декора, а также композиционной уравновешенности.

Чаще всего заимствование встречается именно от античной храмовой архитектуры: фронтоны, колонны, двухскатная крыша, декоративное украшение антаблемента, использование карнизов, купольных крыш и многого другого. Каждый из элементов составляющих ордерную систему может быть заимствован как в виде декоративных частей, так и структурно-функциональных. Это подчёркивает актуальность данных архитектурных решений как в рамках исторического обще-культурного наследия, так и на сегодняшний день. С течение времени элементы ордерной системы всё чаще используются именно в декоративных целях для создания более монументальных, помпезных, торжественных архитектурных композиций.

Bibliography
Show
1.

Анушин Б. Ю. Древнегреческий ордер //Царскосельские чтения. — 2010. — Т. 1. — №. XIV. — С. 139-143.

2.

Блинова Е. К. Пути вхождения ордерной системы в русскую архитектуру //Вестник славянских культур. — 2011. — Т. 3. — №. XXI. — С. 92-99.

3.

Ермаков Ю. А. и др. Эволюция ордерных систем //Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ. — 2017. — С. 215-218.

4.

Ильин Ю. О., Волкодаева И. Б. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РАЗНОВИДНОСТИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ОРДЕРОВ //Инновационные научные исследования: теория, методология, тенденции развития. — 2019. — С. 131-135.

5.

Кикина Е. Г. Архитектура античной эпохи //Вестник науки. — 2018. — Т. 1. — №. 9 (9). — С. 236-237.

6.

Кох Вильфрид Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности/Пер. с нем. — М.: ЗАО «БММ», 2006. — 528 с.

7.

Новиков А. В., Киселева А. В., Кравчук В. А. ОРДЕРА ДРЕВНЕГО РИМА И ГРЕЦИИ //Материалы 57-й студенческой научно-технической конференции инженерно-строительного института ТОГУ. — 2017. — С. 212-216.

8.

Об архитектуре римлян // Totalarch URL: https://antique.totalarch.com/entretiens/4 (дата обращения: 11.10.2024).

9.

Ордер архитектурный // Культура.РФ URL: https://www.culture.ru/architecture/terms/o/order-arhitekturnyj (дата обращения: 10.10.2024).

10.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ГРЕЧЕСКОЙ И РИМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ // Студенческий научный форум URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017032793 (дата обращения: 08.10.2024).

11.

Сопоставление архитектурного искусства у греков и у римлян; различия и их причины // Totalarch URL: https://antique.totalarch.com/entretiens/3 (дата обращения: 07.10.2024).

Image sources
Show
1.

/ [Электронный ресурс] //https://2-antichniy-mir.archisto.info/images/tom-2-29-ris-4.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 08.11.2024).

2.

/ [Электронный ресурс] //https://images.adsttc.com/media/images/589a/9fdf/e58e/ce4e/a300/011b/slideshow/AZ_Athena_Nike_Close.jpg?1486528461: [сайт]. — URL: (дата обращения: 09.11.2024).

3.

/ [Электронный ресурс] //https://rome-travel.ru/wp-content/uploads/2018/12/tempietto_bramante_main.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 10.11.2024).

4.

/ [Электронный ресурс] //https://rome-travel.ru/wp-content/uploads/2018/12/tempietto_bramante_vid.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 12.11.2024).

5.

/ [Электронный ресурс] //https://vgrigoriev.ru/wp-content/uploads/wppa-source/album-27/DSC_5566.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 10.11.2024).

6.

/ [Электронный ресурс] //https://vgrigoriev.ru/wp-content/uploads/wppa-source/album-27/DSC_5588.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 09.11.2024).

7.

/ [Электронный ресурс] //https://cache-graphicslib.viator.com/graphicslib/media/db/st-peter-s-square-photo_993755-1536tall.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 12.11.2024).

8.

/ [Электронный ресурс] //https://i.pinimg.com/564x/7d/6b/eb/7d6beb28d4bf056cdaef26f389cc24e7.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 12.11.2024).

9.

/ [Электронный ресурс] //https://content.foto.my.mail.ru/mail/gorenkova_natali/1103/h-1126.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 12.11.2024).

10.

/ [Электронный ресурс] //https://dynamic-media-cdn.tripadvisor.com/media/photo-o/2c/9d/6f/b2/caption.jpg?w=1200&h=-1&s=1: [сайт]. — URL: (дата обращения: 12.11.2024).

11.

/ [Электронный ресурс] //https://dynamic-media-cdn.tripadvisor.com/media/photo-o/2c/9d/6f/e8/caption.jpg?w=1100&h=-1&s=1: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.11.2024).

12.

/ [Электронный ресурс] //https://i.pinimg.com/564x/33/fd/96/33fd96b03dbcb55fd867f22665e9ca1b.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 10.11.2024).

13.

/ [Электронный ресурс] //https://www.spb-guide.ru/img/507/aleksandrovskij-dvorec-v-carskom-sele-125448big.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 09.11.2024).

14.

/ [Электронный ресурс] //https://na-dache.pro/uploads/posts/2021-12/1638439889_9-na-dache-pro-p-korinfskii-order-v-arkhitekture-foto-9.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.11.2024).

15.

/ [Электронный ресурс] //https://kannelura.ru/img/order/order_42-03.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.11.2024).

16.

/ [Электронный ресурс] //https://dynamic-media-cdn.tripadvisor.com/media/photo-o/17/c6/f2/b0/la-basilica-di-superga.jpg?w=1400&h=800&s=1: [сайт]. — URL: (дата обращения: 08.11.2024).

17.

/ [Электронный ресурс] //https://dynamic-media-cdn.tripadvisor.com/media/photo-o/2e/08/d2/89/caption.jpg?w=1100&h=600&s=1: [сайт]. — URL: (дата обращения: 08.11.2024).

18.

/ [Электронный ресурс] //https://i.pinimg.com/736x/69/0e/6c/690e6c13561aadaa455531751a2abb56.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 10.11.2024).

19.

/ [Электронный ресурс] //https://tripguide.ru/img/21708/TripGuide.ru_134383_w960.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.11.2024).

20.

/ [Электронный ресурс] //https://i.pinimg.com/736x/e0/31/a2/e031a208c28eef6af4ab0d6f7bd86443.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 08.11.2024).

21.

/ [Электронный ресурс] //https://tripguide.ru/img/16711/TripGuide.ru_134513big.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 10.11.2024).

22.

/ [Электронный ресурс] //https://i.pinimg.com/736x/dd/81/71/dd8171fa087b4f317c2c928924fd2aab.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.11.2024).

23.

/ [Электронный ресурс] //https://i.pinimg.com/736x/35/3c/21/353c211a3d9b8f536b8866e4dc5e6110.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 09.11.2024).

24.

/ [Электронный ресурс] //https://cdn.tripster.ru/thumbs2/77bfc4b6-73d5-11ee-870e-3ed879229ffd.1600x900.jpeg?width=1200&height=630: [сайт]. — URL: (дата обращения: 09.11.2024).

25.

/ [Электронный ресурс] //https://i.pinimg.com/564x/83/7c/aa/837caa0dfbe993a20ad97a4404a5f47b.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 12.11.2024).

26.

/ [Электронный ресурс] //https://kannelura.ru/img/order/order_2-01.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 08.11.2024).

27.

/ [Электронный ресурс] //https://i.pinimg.com/736x/c0/03/1c/c0031ce6538a7cc3c18f522cf0432dec.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 10.11.2024).

28.

/ [Электронный ресурс] //https://i.pinimg.com/736x/0e/82/f8/0e82f879557e3b68d9ca4a14230ff435.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.11.2024).

29.

/ [Электронный ресурс] //https://i.pinimg.com/736x/51/c6/2a/51c62abe04a500457ad9c8394536ec0b.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 08.11.2024).

Классические ордера у греков, римлян и их последователей Нового времени.
7
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more