Original size 2257x3425

Хаим Сутин: Жест, тело и краска как крик

PROTECT STATUS: not protected
3
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

— Введение: концепция исследования — Биография и контекст — Фигуры подчинённых в живописи Сутина — Портрет как деформация — Натюрморты с мёртвым мясом — Цвет как внутренняя температура — Пейзаж как тревожная сцена — Сутин и экспрессионизм XX века — Заключение — Библиография — Список источников изображений

Концепция

Хаим Сутин — уникальная фигура в контексте модернизма и Парижской школы. Его живопись — это мощный эмоциональный поток, кисть в его руках служит не просто инструментом изобразительного искусства, но и метафорическим криком, с помощью которого художник выражает в своих работах боль и страдания. Фигуры Сутина изломаны, скручены так, будто художник не писал на холсте, а пытал его собственной рукой. Исследование сосредоточено на том, как Хаим Сутин превращает жест, тело и краску в выразительные элементы, выходящие за рамки традиционного портрета, натюрморта или пейзажа. Его живопись не описывает мир — она переживает его заново.

Вместо построения хронологического или биографического нарратива, исследование организовано по принципу эмоциональной и живописной интенсивности. Сутин — это живопись, у которой отсутствует дистанция между художником и холстом. Поэтому исследование делится на шесть ключевых рубрик, каждая из которых отвечает за определённый пласт визуальной экспрессии: жест (как физическая запись движения), тело (как образ деформированного субъекта), мясо (как слияние живописи и органики), цвет (как эмоциональное состояние), пространство (как неустойчивая сцена тревоги), и краска (как самостоятельное тело произведения). Эти рубрики раскрывают способы, которыми Сутин строит художественный язык вне классической репрезентации.

В центре внимания — не сюжеты, а способы, которыми они написаны. Исследование стремится показать, как форма становится содержанием: как разрыв контура, утрированная линия, чрезмерность цвета начинают работать как маркеры внутреннего, психофизического состояния. Живопись Сутина — это пространство, где психология, физиология и краска неотделимы друг от друга.

Визуальное исследование опирается на один центральный вопрос: можно ли рассматривать живопись Сутина как форму визуального крика? Эти размышления привели к формулировке основной гипотезы: Сутин не просто писал реальность — он разрывал её, чтобы через живопись выразить невыразимое. Его произведения представляют собой визуальные проявления боли, внутренней тревоги и телесного страха, которые не укладываются в язык, но становятся возможными на холсте.

Таким образом, живопись Сутина — это не только вклад в искусство Парижской школы или экспрессионизм. Это — уникальный пластический язык, в котором краска становится синонимом плоти, а форма — голосом. Исследование стремится не столько объяснить эти работы, сколько научиться видеть в них искусство не изображения, а переживания. Его картины — это напряжённые, тревожные поверхности, где визуальное становится воплощением психического. В этом — их современность и сила.

Биография и контекст

Хаим Сутин родился в 1893 году в еврейской семье в Смиловичах в Минской губернии Российской империи. В семье из одиннадцати детей, он с ранних лет оказался заключённым в пространство бедности, запретов и изоляции. В условиях черты оседлости, бедной и зачастую враждебной к проявлениям творчества среде, любое стремление к искусству воспринималось как вызов. Его детство было отмечено болезненной замкнутостью, физическими страданиями и нищетой. Это не были обстоятельства, в которых художник растёт — это были обстоятельства, в которых художник вырезается из плоти реальности.

Original size 4724x2657

Хаим Соломонович Сутин, фото

Хаим Сутин «Автопортрет» (1918)

В 1913 году Сутин эмигрирует в Париж — как многие художники Восточной Европы, тянущиеся к авангарду. Он поселяется в знаменитом «Улье» (La Ruche) — коммунальном доме-общежитии на Монпарнасе, где вместе с ним живут и работают художники эмигрантской волны: Амедео Модильяни, Марк Шагал, Жюль Паскин. Парижская школа (École de Paris) становится его контекстом, но он остаётся одиночкой — не принадлежит к движениям, не участвует в манифестах, не формирует группы. Он буквально живёт внутри собственной боли, и эта боль находит выражение в живописи.

La Ruche (residence)

Амедео Модильяни. Портрет Сутина, 1916. Хаим Сутин, 1917

Хаим Сутин писал не людей, а состояния, не предметы, а вибрации. В его живописи жест становится не просто способом нанесения краски, а основой языка. Он не работает от формы — он работает от напряжения, от импульса.

Original size 1200x1218

Хаим Сутин. Le Petit Pâtissier (Маленький кондитер), 1921

Мальчик в белом, стоящий на фоне красноватой стены, — это не портрет в классическом смысле. Его тело слегка перекошено, руки сжаты, глаза — почти потухшие. Жест Сутина здесь — в смазанности, в неуверенности формы, в дробности мазка, который вместо целостности создаёт тревожную размытость.

Фон — насыщенный красный, с яркими, дерзкими мазками, — создает ощущение пульсирующего давления. Этот цвет не просто декоративный, он почти агрессивен, он задаёт ритм всей композиции. На его фоне белый костюм мальчика кажется одновременно ярким и зыбким: он написан не как единая масса, а расщеплён на мазки розового, синего, зелёного и охристого, как будто фигура дрожит, вибрирует, теряет устойчивость.

Хаим Сутин. Женщины в голубом, 1935

Original size 1920x2533

Хаим Сутин. Официант с этажа, 1927

Original size 1920x2563

Хаим Сутин. Женщина в розовом, 1924

Original size 1920x2610

Хаим Сутин. Портрет Мадлен Кастен, 1929

Original size 2257x3425

Хаим Сутин. Идиот, 1920

Original size 887x1200

Хаим Сутин. Говяжья туша, 1925

Главное в этой работе — краска как плоть. Она густая, телесная, словно нанесена не кистью, а руками. Мазки Сутина — стремительные, нервные, почти яростные. Красный, бордовый, охра, чёрный, сгустки белого — всё это не передаёт цвет предмета, а создаёт эмоциональную плотность.

Фон — глубокий синий, переливчатый, беспокойный — создаёт холодное окружение для тёплого, кровавого тела, подчеркивая напряжение и драму. Этот контраст усиливает ощущение разрыва: между жизнью и смертью, между телом и пустотой.

Original size 1905x1539

Хаим Сутин. Натюрморт с рыбой-луной, 1924

Хаим Сутин. Курица, подвешенная перед кирпичной стеной, 1925. Ощипанная курица, 1925

Original size 2880x1958

Хаим Сутин. Натюрморт с фазаном, 1924

Original size 2560x2116

Хаим Сутин. Вид на Кан, 1924 — 1925

Хаим Сутин. Пейзаж с фигурами, 1922. Колокольня Сен-Пьер в Сере, 1922

Original size 2560x2254

Хаим Сутин. Вид на Сере, 1921 — 1922

Хаим Сутин: Жест, тело и краска как крик
3
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more