Original size 1140x1600

Влияние оккультизма на творчество Кандинского

1
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big
Original size 3840x2160

В. Кандинский, «Композиция VIII», 1923 г.

Рубрикатор

1. Концепция 2. Макроконтекст эпохи 3. Путь Кандинского 4. Погружение в теософию 5. Воплощение теорий в творчестве 6. Заключение

Концепция

Среди большого количества картин с известными сюжетами подражающими реальности (цветами, натюрмортами, мужскими и женскими портретами, обнаженными фигурами), зрители остаются слепыми к искусству и «уходят, оставаясь столь же бедными или столь же богатыми, и тотчас погружаются в свои интересы»1.

Сюжеты таких полотен являются подражанием творчеству старых мастеров или действительности и интуитивно знакомы и понятны зрителю, но искусство не пробуждают в нем эмоций. Зритель отмечает виртуозность творца, но уходит духовно «голодным».

big
Original size 3200x2217

В. Кандинский, «Прямые и кривые», 1935 г.

Видя и осознавая это Кандинский стремился отказаться от «телесного» и создавать новое «духовное» искусство, способное пробудить душу смотрящего, однако, зачастую, остающееся непонятым и отвергнутым смотрящим.

«Понимание выращивает зрителя до точки зрения художника». В. В. Кандинский

Данная работа рассматривает спиритуализм как ключ к пониманию творчества Василия Кандинского и объясняет переход к абстракции через влияние оккультизма.

Отбор текстового материала и визуального ряда для данного исследования проводился согласно логичности повествования и его способности проиллюстрировать развитие стиля художника и трансформацию его духовных идей. Исследование включает в себя ранние работы, переход в абстракцию, где фигура теряет очертания, полотна позднего периода, которые будут рассмотрены как следствие спиритуалистических изысканий художника, которые воплотились в новом абстрактном визуальном языке.

Original size 2044x1350

В. Кандинский, «Композиция 10», 1939 г.

Основными источниками текстового анализа являются книга Б. Фаликова «Величина качества», которая посвящена влиянию оккультизма на искусство ХХ века, и философский трактат «О духовном в искусстве» Кандинского, где он изложил свои представления о новом искусстве, взаимосвязи духовного и реального мира и задаче художника.

Структура исследования построена в хронологическом порядке, что позволяет раскрыть причинно-следственные связи. Концепция вводит в контекст и определяет рамки исследования. Далее рассматривается социальный бэкграунд, личная особенность (синестезия) и культурный опыт Кандинского, которые подготовили почву для творческих поисков.

Основная часть рассматривает духовный и творческий путь художника от постимпрессионизма к формированию своего выразительного абстрактного языка, влияние на него теософских доктрин. Выводы резюмируют доказательства, подтверждающие гипотезу.

Ключевым вопросом исследования является философско-теоречический фундамент и влияние спиритуализма на творчество В. Кандинского. Гипотеза строится на том, что работы художника имели глубокий философский подтекст, а теософские и астральные концепции о «тонких мирах» дали прочное метафизическое обоснование для интуитивно ощущаемой художником «миссии искусства» и ухода от фигуративности. Абстракция Кандинского — это не «побег» от содержания, а способ визуализировать высшую духовную реальность и сделать искусство инструментом «преображения человека и мира».

Макроконтекст эпохи

Конец ХIX и начало ХХ века было отмечено кризисом традиционных ценностей, который побудил творческих личностей отправиться на поиск новых источников вдохновения и идеологических ориентиров. Вера в науку, пришедшая на смену вере в Бога, предлагала «царство разума и справедливости»2, но вскоре пришло разочарование и «сомнения в научном прогрессе», которые, в первую очередь, ощутили художники. Как образно описал это Анатоль Франс: «Мы отведали плодов с дерева науки, и во рту у нас остался вкус золы»3.

Original size 2556x872

Спиритический сеанс. Сцена из фильма «Доктор Мабузе, игрок» Фрица Ланга, 1922 г. (слева) Спиритический сеанс Яна Гузика в Варшавском метафизическом обществе, 1927 г. (справа)

Материализм подвергся сомнениям (в том числе благодаря творческим открытиям Кандинского), и на место старым идеям пришли оккультные движения. Теургия и антропософия давали новую пищу для поисков и размышлений и стали для художников новым инструментом для конструирования собственного творчества. Стремление к обновлению духовного опыта не замыкалась в рамках одной религии, а извлекало необходимые инструменты для реализации художественных потребностей из сложного сочетания восточных учений, религий, оккультизма, шаманизма.

Путь Кандинского

Увлечение Кандинского духовной сферой искусства было обусловлено, отчасти, личной особенностью художника: с детства он был синестетиком, обладал невероятной чувствительностью к цвету и мог слышать его звучание (в начале ХХ века такая особенность считалась эстетической утонченностью).

«Солнце плавит всю Москву в один кусок, звучащий как туба, сильной рукой потрясающий всю душу… Розовые, лиловые, белые, синие, голубые, фисташковые, пламенно-красные дома, церкви — всякая из них как отдельная песнь — бешено-зеленая трава, низкогудящие деревья, или на тысячу ладов поющий снег, или allegretto голых веток и сучьев…» В. В. Кандинский

Синестезия дала художнику возможность видеть и ощущать реальность шире и утончённей, видеть цвета в звучании музыки и представлять симфонию звуков и красок. В полотнах Моне, Сезанна и Матиса Кандинский отмечал «силу палитры» и интуитивно ощущал, что в «картине нет предмета», а ключевое значение играет краска. Огромное влияние на художника произвели «Стога» Клода Моне, которые Кандинский увидел на выставке импрессионистов 1895 года. Спустя три года Кандинский пишет Одесский порт и начинает эксперименты с цветом.

Original size 3469x1600

К. Моне, «Стога», 1884 г. (слева) В. Кандинский, «Одесса. Порт», 1898 г. (справа)

Также интерес к оккультизму был обоснован поездкой в Вологодскую губернию, где проживали его предки, и интересам к тунгусским и мансийским корням. Столкновение с мифами и верованиями местных жителей произвело на Кандинского сильное впечатление, которое он пропустил через свой мировоззренческий опыт. Зырянские избы стали «ошеломляющим» открытием, которое позже художник объяснит влиянием оккультизма.

«В этих-то необыкновенных избах я и повстречался впервые с тем чудом, которое стало впоследствии одним из элементов моих работ. Тут я выучился не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить». В. В. Кандинский

Original size 1550x737

В. Кандинский, «Древняя Русь», 1904 г.

Original size 3323x1442

В. Кандинский, «Двое на лошади», 1906 г. (слева) В. Кандинский, «Красочная жизнь», 1907 г. (справа)

Материализм «пошатнулся» в сознании Кандинского еще во время пребывания в России. Отчасти на это повлияло открытие разложения атома, которое сделало все привычное несущественным. Для формирование новой идейной системы требовалось восполнить ошибки и заблуждения ученых, «на ощупь искавших истину в слепоте своей принимая один предмет за другой»4. «Недостающими кирпичами в стене знаний» станут оккультная и духовная наука.

Погружение в теософию

В тридцатилетнем возрасте Кандинский отказывается от карьеры юриста, отклоняет приглашение Тарутского университета и отправляется учиться живописи в Мюнхенскую школу Антона Ашбе.

Original size 2048x1484

В. Кандинский, «Мюнхен», 1901 г.

Original size 3945x2575

В. Кандинский, «Старый город II», 1902 г.

Кандинского в большей степени интересовала психология творчества и внутренний мир. Художник посещал лекции и штудировал труды Р. Штайнера, посвященные теософии и антропософии, на которых он обучал, как «прозреть духовное измерение». Кроме того, Штайнер анализировал учение о цвете Гёте, которое, очевидно, было также интересно Кандинскому. Художник делал подробные конспекты работ Штайнера, свидетельство которых сохранилось в записной книжке художника в мюнхенской галерее. Окружение Кандинского также увлекалось теософией. Лекции Теософского общества Штайнера посещало большое количество русской интеллигенции и творческих людей, в том числе А. Явлениский, близкий друг Кандинского.

Original size 3459x1620

В. Кандинский, Этюд к картине «Шлюз», 1901 г. (слева) В. Кандинский, «Мюнхен. Английский сад», 1901 г. (справа)

Также нельзя не отметить влияние Блаватской, которой Кандинский уделил отдельное внимание в своем манифесте. Блаватская публиковала некоторые заметки о своих путешествиях в Индию. Она восхищалась спиритуалистическими верованиями «туземцев» и шаманизмам. Самой путешественице и участнице теософского общества также, зачастую, приписывалась сверхъестественная способность к ясновидению. Кандинскому, в контексте его этнографического опыта путешествия на русский Север, откликались в теориях Блаватской. В них он находил концептуальное подтверждение своему опыту и аналогии в искусстве.

Original size 3459x1498

В. Кандинский, «Вид Мурнау. Эскиз к картине „Пейзаж с зелёным домом“», 1908 г. (слева) В. Кандинский, «Синяя гора», 1908 г. (справа)

Original size 2184x1600

В. Кандинский, «Осенний пейзаж с лодками», 1908 г.

Кандинский так и не присоединился к обществу, однако именно «теософские размышления» дали объяснения духовным и творческим переживаниям художника, которые не давала традиционная религия и позитивистская наука, и стали следствием перехода от фигуративности к абстракции.

Original size 3459x1978

В. Кандинский, «Гора», 1909 г. (слева) В. Кандинский, Эскиз для «Импровизации 8», 1909 г. (справа)

Original size 2264x1432

В. Кандинский, «Композиция 4», 1911 г.

Воплощение теорий в творчестве

Кандинский обладал врожденным даром колориста. В качестве инструментов своего творчества Кандинский избирает «цвет и форму». Это можно объяснить лекциями Штайнера об аурах, окружавших предмет и имеющих свой цвет, и о вибрациях. Теософы считали, что ауры, которыми наделены не только человек, но и предметы, имеют яркие цвета, которые можно увидеть в духовных глубинах. В них же содержались образы мыслей, невидимые обычному зрению. Связь же между скрытыми мирами осуществлял принцип вибрации.

Original size 2000x1504

В. Кандинский, Цветной экскиз: «Квадраты с концентрическими кругами», 1913 г.

Свою абстрактную картину, с кругами-аурами, построенную полностью на цвете, Кандинский пишет будучи признанным живописцем, создателем группы «Фаланга» и творческого объединения «Синий Всадник». Его трактат «О духовном в искусстве», опубликованный в 1911 году имел колоссальную популярность.Кандинский продолжал эксперименты с цветом и в картине «Квадраты с концентрическими кругами» во-многом предвосхитил свои более поздние работы.

«Вообще цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа —многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу». В. В. Кандинский

Original size 3323x1978

В. Кандинский, «Москва. Красная площадь», 1916 г. (слева) В. Кандинский, «Москва II», 1916 г. (справа)

Задачу искусства Кандинский видел в том, чтобы изображать не внешнюю оболочку предмета, а саму «душу мира», заключавшуюся в аурах и «мыслеформах». Исходы из накопленного опыта и знаний, Кандинский был убежден, что его искусство призвано само по себе стать мощным «духовным движением». Художник стремился освободить цвета и формы от «оков материи» и выразить «духовную сущность» объектов.

Original size 3323x1646

В. Кандинский, «Синий сегмент», 1921 г. (слева) В. Кандинский, «Малые миры І», 1922 г. (справа)

Original size 4096x2967

В. Кандинский, «В синем», 1925 г.

Таким образом цвет и фигуры на картинах можно считать своеобразным кодом, призванным установить связь со зрителем на чувственном уровне и влиять на его подсознание.

Original size 4000x2643

В. Кандинский, «Доминирующая кривая», 1936 г.

Заключение

Благодаря проведенный анализу были сформулированы следующие выводы: Интерес Кандинского к оккультизму был следствием личных особенностей и опыта художника, а также особенностям эпохи, искавшей новые духовные ориентиры. Теософия позволила восполнить «непокрытые» наукой аспекты творчества и дала теоретическое обоснование пережитому опыту. Манифест «О духовном в искусстве» является ключом к пониманию философии Кандинского и пояснением его художественного языка. Абстракция стала для Кандинского логичным следствием теософских рассуждений и способом воплощения, сформулированного им призвания художника.

Подводя итоги, можно утверждать, что оккультные учения стали «несущей конструкцией» творчества Кандинского и ключом к пониманию его живописи. Они сформировали пластический язык его работ и его миссию в искусстве. Абстракция стала новым искусством, невозможным для понимания без знания контекста и понимания философии автора.

Bibliography
Show
1.

Б. Фаликов Величина Качества. Оккультизм, религии Востока и искусство XX века. — М.: Новое литературное обозрение, 2017. — 572 с., (стр. 18)

2.

Б. Фаликов Величина Качества. Оккультизм, религии Востока и искусство XX века. — М.: Новое литературное обозрение, 2017. — 572 с., (стр. 21)

3.

Б. Фаликов Величина Качества. Оккультизм, религии Востока и искусство XX века. — М.: Новое литературное обозрение, 2017. — 572 с., (стр. 27)

4.

В. Кандинский. О духовном в искусстве. — М.: Международное Литературное Содружество, 1967. — 572 с.

5.

В. С. Раздъяконов. Русское спиритуалистическое движение второй половина XIX — начала ХХ века.: автореф. дис. д-р. фил. наук: 5.7.9. — М., 2022. — 36 с.

Image sources
Show
1.2.

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/083/360657@2x.webp (дата обращения: 03.11.2025)

3.

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/605/174852@2x.webp (дата обращения: 03.11.2025)

4.

https://u.livelib.ru/album/1005383390/o/jpgp73ky/o-o.jpeg (дата обращения: 03.11.2025).

5.6.

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/635/300560@2x.webp (дата обращения: 03.11.2025)

7.8.

https://artchive.ru/res/media/img/oy400/work/3c3/174816@2x.webp (дата обращения: 05.11.2025)

9.

https://artchive.ru/res/media/img/orig/work/6fc/259953@2x.webp (дата обращения: 05.11.2025)

10.

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/b2e/410138@2x.webp (дата обращения: 05.11.2025)

11.12.

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/df3/288046@2x.webp (дата обращения: 05.11.2025)

13.

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/db1/174844@2x.webp (дата обращения: 05.11.2025)

14.

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/bfd/286990@2x.webp (дата обращения: 06.11.2025)

15.

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/b1e/441365@2x.webp (дата обращения: 06.11.2025)

16.17.

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/294/350082@2x.webp (дата обращения: 06.11.2025)

18.

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/53b/174783@2x.webp (дата обращения: 06.11.2025)

19.20.

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/278/174848@2x.webp (дата обращения: 06.11.2025)

21.

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/ffa/286977@2x.webp (дата обращения: 06.11.2025)

22.

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/1c2/286958@2x.webp (дата обращения: 10.11.2025)

23.24.

https://artchive.ru/res/media/img/orig/work/96d/174732@2x.webp (дата обращения: 10.11.2025)

25.

https://artchive.ru/wassilykandinsky/works/212406~Malye_miry (дата обращения: 10.11.2025)

26.

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/a8a/287500@2x.webp (дата обращения: 10.11.2025)

27.

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/b22/174840@2x.webp (дата обращения: 10.11.2025)

Влияние оккультизма на творчество Кандинского
1
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more