Original size 1470x2168

Как немое кино 1920-х создавало смысл через освещение

PROTECT STATUS: not protected
4
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

Голливуд 1920-х — это лаборатория визуальной стандартизации: именно здесь рождается система, ставшая основой классического кинопроизводства.

В эпоху немого кино освещение перестает быть простым техническим обеспечением и превращается в средство повествования, отвечающее за эмоциональный тон, психологическую характеристику героя и создание узнаваемого стиля. Свет в голливудских фильмах этого периода выступает инструментом, который компенсирует отсутствие речи, формируя выразительность через контрасты, направленность и ритм.

Изучение того, как свет выполнял смыслообразующую функцию в условиях массового коммерческого производства, позволяет не только реконструировать визуальные стратегии эпохи, но и понять истоки современной голливудской визуальности, которая строится на принципах читабельности изображения, которые были заложены именно в немом периоде.

Выбор темы обусловлен стремлением понять механизмы формирования выразительности голливудского кинематографа в период, когда индустрия уже обладала развитыми производственными ресурсами, но еще не располагала звуковой речью как частью экранного языка. В отсутствие звука именно свет брал на себя функцию уточнения характера сцен, эмоционального состояния героев и логики действия.

big
Original size 2160x1660

Вид на съемочную площадку под открытым небом на студии Vitagraph, где идет съемка фильма, ок. 1920 г.

Принцип отбора материала основан на сочетании художественной значимости и репрезентативности. В исследование включаются фильмы, созданные в рамках крупных студий, где развивались наиболее формализованные практики работы со светом. Именно в условиях студий формируется система схем освещения, позволяющая добиваться стабильного зрительского восприятия.

Также учитывается жанровое разнообразие: В комедии предпочтение отдавалось равномерному мягкому свету, в мелодраме — подчеркнутой светотени, а в приключенческом жанре — динамическим контрастам, усиливающим ощущение риска и движения. Это позволяет показать, как в разных жанрах индустрия вырабатывала устойчивые модели визуального прочтения.

Рубрикация исследования строится по принципу перехода от студийного контекста к индивидуальному кадру:

В первой части рассматриваются какие задачи свет решал в структуре немого кино.

Вторая часть раскрывает, как организация студий и развитие осветительного оборудования влияли на визуальные решения.

Третья часть состоит из разборов отдельных сцен и кадров, где показано, как конкретные световые приемы передавали заложенный режиссером смысл.

Original size 2560x1514

Съемка фильма на заднем дворе киностудии в Голливуде, 1920-е

Целью визуального исследования является узнать каким образом голливудское немое кино 1920-х годов при отсутствии речи и звуковой выразительности использовало свет для создания смысла и эмоционального воздействия на зрителя?

Исходя из этого, выдвигается гипотеза: в условиях развитой, но стандартизированной студийной системы освещение в голливудском немом кино приобрело универсальный нарративный статус — оно стало основой визуального кода, позволяющего индустрии передавать эмоции, отличительные черты жанров и сюжетные акценты эффективно и понятно массовой аудитории.

Функции света в создании фильмов голливудского немого кино

В голливудском немом кино свет был не просто технической необходимостью, а полноценным и одним из главных средств художественной выразительности.

1. Техническая функция света: обеспечение экспозиции — кинопленка 1920-х была очень медленной. Для получения четкого, не размытого изображения требовалось огромное количество света.

2. Художественно-эстетическая функция: создание стиля Голливуда. Индустрия быстро поняла, что кино должно быть красивым, чтобы продаваться. А свет стал инструментом создания глянца.

Original size 2000x1491

Кадр из фильма «Восход солнца», реж. Фридрих Вильгельм Мурнау, 1927 г.

3. Сюжетная функция: раскрытие характеров персонажей. Свет заменял слова, им можно было показать развитие сюжета, и изобразить внутреннее состояние персонажа.

4. Композиционная функция: формирование кадра и управление вниманием — оператор был художником, а свет — его кистью. Поскольку кадр был черно-белым и часто перегружен деталями, лучом света можно было подсветить самый важный объект в сцене — лицо, письмо, оружие. Все остальное тонуло в полумраке. Зритель невольно смотрел туда, куда его направлял режиссер.

Также свет использовался для создания глубины. Комбинируя ярко освещенный передний план, полутемный средний и темный задний, операторы создавали иллюзию трехмерного пространства на плоском экране.

Работа со светом как со смыслом легло в основу всего последующего визуального языка Голливуда и мирового кинематографа.

В 1920-е годы кинематографисты Голливуда превратили свет из простого осветительного прибора в нарративную систему. Он одновременно делал съемку технически возможной, кадр красивым, раскрывал характер и сюжет, создавал настроение, и показывал внутренний мир персонажей.

Система света в Голливудских студиях 1920-х годов

Организация студий и влияние на свет:

Голливуд 1920-х — это становление «Фабрики грез», или конвейерной системы производства, основанной на крупных студиях. Эта организация диктовала эстетику киноиндустрии.

Из-за того, что студии выпускали большое количество фильмов в год, то для эффективности процесс должен был быть быстрым и предсказуемым. Это привело к разработке и распространению системы трехточечного освещения — ключевой, заполняющий и контровой свет. Эта схема стала универсальной для освещения любой сцены.

Она была: 1. Эффективной — операторы не тратили время на эксперименты. 2. Надежной — давала стабильно качественный, объемный и профессиональный результат. 3. Идеализирующей — она была основой для гламурного стиля, который создавал красивых, легко читаемых героев, что было важно для продаж.

Original size 800x513

Осветительное оборудование, 1920-е

Звезды были главным составляющим студии. Их образ нужно было выстраивать и защищать.

Основной задачей киноиндустрии было создание идеализированного, почти божественного образа актеров, из-за чего развивались и массово применялись софт-лайты (soft lights) и техники рассеивания (муслиновые ширмы). Данные техники давали мягкий, бестеневой свет, сглаживающий морщины и черты лица. Актеры всегда выглядели безупречно. Это был свет, который лжет во благо имиджа.

Развитие осветительного оборудования:

Технологический прогресс расширял визуальные возможности режиссеров и операторов.

1. Дуговые прожекторы — чрезвычайно яркий источник, близкий к дневному свету. Главный инструмент для съемки в павильонах. Позволяли равномерно заливать светом огромные павильонные площадки, что дало возможность снимать большие сцены с массовкой. А их жесткий, направленный свет использовался для создания резких теней, драматических контрастов и символических образов, что заложило основу для визуального языка нуара.

Дуговые прожекторы, 1920-х годов

2. Софт-боксы, ширмы. Режиссерам и операторам пришло осознание того, что свет можно и нужно не просто направлять, а моделировать. Они стали активно применят рамы с шелком, муслином и матовым стеклом. Операторы научились превращать жесткий свет дуговых прожекторов в мягкий и живописный. Это позволило создавать сложные светотеневые рисунки, имитировать мягкий свет из окна, создавать атмосферу таинственности или нежности.

Организация студий создала потребность в стандартизированной, эффективной и коммерчески успешной эстетике. Развитие оборудования предоставило технические средства для ее реализации.

В 1920-е годы визуальный стиль голливудского кино стал продуктом индустриализации искусства. Студийная система определяла что нужно показывать, а развитие осветительной техники определило как это можно сделать. Этот симбиоз создал сильный и влиятельный визуальный язык, который до сих пор ассоциируется с классическим американским кинематографом.

Световые приемы как носители смысла, используемые в киноиндустрии

Жесткий ключевой свет — это основной свет, который в классическом освещении исходит от мощного источника, дает яркую иллюминацию лиц и форм, создает резкие тени, контрастирует с тем, что не освещено.

В Голливуде 1920-х такой световой прием часто базировался на дуговых лампах, которые были мощными и давали жесткий, резко очерченный свет. Такой свет формировал скульптурность лиц, подчеркивал фактуру костюмов и декораций, усиливал драматизм и внутреннюю конфликность характеров.

«Зачем менять жену?», режиссер Сесил Б. ДеМилль, 1920 г.

В данном фильме оператор Элвин Уикофф работал над освещением таким образом, чтобы подчеркнуть как комедийную, так и драматическую сторону сюжета, пользуясь контрастом света и тени.

Original size 1472x1168

Кадр из фильма «Зачем менять жену?», реж. Сесил Б. ДеМилль, 1920 г.

В сценах дома, когда герои взаимодействуют в закрытом пространстве, видно, что лица актеров часто освещены четким ключевым светом.

Такой свет формирует яркие блики на щеках и лбу, а также бросает глубокие тени под подбородком и вокруг носа. Это позволяет оператору подчеркнуть драматизм диалогов и эмоциональное напряжение между персонажами, даже если они говорят без звука, через движения и мимику.

Original size 1000x791

Кадр из фильма «Зачем менять жену?», реж. Сесил Б. ДеМилль, 1920 г.

В кульминационных моментах, например, когда в спальне происходит борьба за ключ, зеркало разбивается, резкий ключевой свет усиливает драматический эффект: тени становятся более жесткими, контуры лиц резче, что усиливает ощущение конфликта, опасности и эмоционального накала.

Original size 960x720

Момент из фильма «Зачем менять жену?», реж. Сесил Б. ДеМилль, 1920 г.

Таким образом, в фильме «Зачем менять жену?» жесткий ключевой свет используется не просто как технический прием, он активно формирует характеры, подчеркивает трансформацию героини и усиливает драматургию любовных и семейных конфликтов.

Благодаря анализу данного фильма, можно понять, как универсален ключевой свет.

Этот прием остается мощным инструментом режиссеров и операторов того времени.

Контровой свет — это источник освещения, который расположен позади актера или объекта и направлен к камере.

В Голливуде 1920-х годов контровой свет создавали при помощи дуговых ламп, рефлекторных источников с линзами Френеля, естественного солнечного света на натуре и комбинированного освещения с отражателями и дымкой.

В киноиндустрии такой свет часто создает световой «ободок» вокруг фигуры, визуально отделяя ее от фона. Такой свет добавляет глубины, объема и «театральной» выразительности персонажам, делая их более значимыми в кадре и усиливая драматизм или мистику сцены.

«Знак Зорро», режиссер Фред Нибло, 1920 г.

В «Знаке Зорро» операторское решение Уильяма М. МакГанна и Харриса Торпа используют контровой свет, чтобы подчеркнуть характер Зорро как таинственного, легендарного героя. Хотя детализированные схемы освещения этого фильма редки в современных источниках, историки кино отмечают, что световая стилистика этой картины ближе к живописной и сильно опирается на игру светотени.

В ключевые моменты, когда главный герой внезапно возникает (например, в ночных сценах или сценах засад), освещение часто делает его фигуру контурной: задний свет выделяет края плаща, шляпы, его силуэт. Это обрамление через свет усиливает ощущение его мифического присутствия. Не просто человек, а символ.

Original size 872x654

Момент из фильма «Знак Зорро», реж. Фред Нибло, 1920 г.

Во время схваток свет из фоновых источников (фонари, факелы) подсвечивает края его фигуры, а лицо может быть частично в тени. Такой прием создает динамическую игру свет‑тени: Зорро кажется вспышками в темноте, что визуально подчеркивает его ловкость и скрытность.

Original size 1280x1004

Кадр из фильма «Знак Зорро», реж. Фред Нибло, 1920 г.

Таким образом в «Знаке Зорро» контровой свет — важное средство режиссерского и операторского выражения: он помогает визуально отделить героя от фона, подчеркнуть его символичность, тайну и героизм.

«Восход солнца», режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау, 1927 г.

В «Восходе солнца» Мурнау совместно с операторами Карлом Штруссом и Чарльзом Рошером активно использует контровое освещение как стилистический и метафорический элемент.

Во время романтичных сцен, примирения, поцелуев контровой свет героев подсвечивает их спины и головы, создавая мягкое контурное свечение. Это отделяет их фигуры от фона, дает ощущение интимности и романтизма.

Original size 1200x921

Кадр из фильма «Восход солнца», реж. Фридрих Вильгельм Мурнау, 1927 г.

Свет сзади главных героев подсвечивает их силуэты сзади, символизируя очищение, возрождение отношений и возвращение к свету. «На пути к возобновлению любви они переходят из тени в свет» — метафора фильма, подкрепленная именно световыми схемами.

Original size 1904x2412

Кадр из фильма «Восход солнца», реж. Фридрих Вильгельм Мурнау, 1927 г.

Контровой свет в «Восходе солнца» не просто декоративное средство, а часть визуальной символики — он подчеркивает внутреннюю трансформацию героев, их эмоциональный подвиг, переход от конфликта к примирению.

Контровое освещение в анализируемых фильмах — это важный элемент киноязыка, через который режиссеры и операторы транслируют характеры, настроение и смысловую глубину.

В приведенных фильмах контровой свет выполняет несколько функций: 1. Визуально отделяет персонажей от фона, придавая им форму и объём: это делает фигуры более выразительными. 2. Также данный свет выступает как символ и метафора фильм. В «Зорро» это символ тайны и легенды, в «Восходе солнца» — метафора духовного возрождения. 3. Контровой свет служит мощным эмоциональным инструментом: он усиливает романтику, драму и атмосферу приключения.

Мягкое диффузное освещение — это рассеивание источников света через экраны, ткани, дымку или отражатели, в отличие от жесткого ключевого света, дающего резкие тени.

Этот прием делал лица и объекты более ровными, уменьшал контраст, придавал кадру гладкость и визуальную гармонию.

В немом кино мягкий свет часто использовали для романтических сцен, драматической интимности, подчеркивания красоту актеров и общей эстетической привлекательности кадра.

«Саломея», режиссеры Чарльз Брайант, Алла Назимова, 1922 г.

В «Саломее» оператор Чарльз Ван Энгер активно использует мягкий свет для создания чувственной и мистической атмосферы.

Лицо актрисы освещено мягким рассеянным светом, что уменьшает резкие тени и подчеркивает плавность движений. Легкая дымка и тканевые рассеиватели усиливают эффект шелковистости кожи и костюмов. Свет формирует плавные градиенты на лице, создавая романтическое и мистическое ощущение сцены.

Original size 2166x2102

Кадр из фильма «Саломея», реж. Чарльз Брайант, Алла Назимова, 1922 г.

Во время крупных планов мягкий свет обволакивает черты лица, делая их выразительными и плавными, создает эффект идеализированного портрета, что соответствует театральной и интимной стилистике фильма.

Original size 1212x1536

Кадр из фильма «Саломея», реж. Чарльз Брайант, Алла Назимова, 1922 г.

Мягкое освещение в «Саломее» подчеркивает декоративность, плавность линий и эмоциональное состояние персонажей, гармонируя с эстетикой немого кино и символической насыщенностью сцен.

Проанализировав данный прием, можно сделать вывод, что мягкий свет визуально и эмоционально контрастировал с жестким ключевым и контровым освещением, делая кадр более теплым, интимным и выразительным.

Заключение

Проведенное исследование показало, что свет в голливудском немом кино 1920-х годов представлял собой не просто техническое средство для создания кадра, а полноценный выразительный язык, построенный на сочетании драматических контрастов, мягкой моделировки лица и сложной пространственной организации.

Сопоставление технической, производственной и художественной составляющих позволяет подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу.

В первой части работы было установлено, что в отсутствие звучащей речи именно свет выполнял функцию смысловой передачи, он структурировал драматургию, управлял вниманием зрителя, задавал эмоциональный ритм сцены и раскрывал внутреннее состояние персонажей.

Во второй части исследования была реконструирована производственная среда голливудских студий, определившая визуальную стандартизацию эпохи. Анализ устройства павильонов, типов осветительного оборудования показал, что технический прогресс позволил Голливуду сформировать устойчивую систему освещения.

В третьей части работы был проведен развернутый анализ световых приемов на материале конкретных кадров и сцен из фильмов 1920–1927 годов. Таким образом, каждый прием, рассмотренный на материале четырех фильмов, проявил себя не как набор технических операций, а как носитель нарратива и художественного смысла.

Свет действительно приобрел универсальный нарративный статус в кинопроизводстве 1920-х годов. Он стал основой визуального кода, благодаря которому массовый зритель мог однозначно считывать эмоции, жанровую специфику и сюжетные акценты.

Таким образом, работа показала, что свет в голливудском немом кино 1920-х — это сложный синтез технологии, студийной логики и художественного языка. Он стал первой зрелой системой визуальной коммуникации массового кинематографа, обеспечив устойчивость классической голливудской эстетики и определив пути развития киноязыка на десятилетия вперед.

Bibliography
Show
1.

Патрик Китинг. Голливудский свет: от эпохи немого кино до фильма-нуар. 2009 г. [Электронный ресурс]. (URL: https://books.google.ru/books?id=JkfVE5Xd2ewC&hl=ru). Дата обращения 13.11.2025.

2.

Зиловянский Дмитрий. Голливуд, 20-е годы. 2004 г. [Электронный ресурс]. (URL: https://artelectronics.ru/posts/gollivud-20-e-gody). Дата обращения 13.11.2025.

3.

Кристин Томпсон. Классическое голливудское кино. Стиль и методы производства фильмов до 1960 года. 1985 г. [Электронный ресурс]. (URL: https://www.academia.edu/86365758/The_Classical_Hollywood_Cinema_Film_Style_and_Mode_of_Production_to_1960). Дата обращения 13.11.2025.

4.

М. И. Котова. Функции освещения и цвета на экране. 2015 г. [Электронный ресурс]. (URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-osvescheniya-i-tsveta-na-ekrane). Дата обращения 13.11.2025.

5.

Том Ганнинг. Свет, движение, кино! 2005 г. [Электронный ресурс]. (URL: https://www.jstor.org/stable/41552430?mag=the-serpentine-career-of-loie-fuller). Дата обращения 14.11.2025.

Image sources
Show
1.

Вид на съемочную площадку под открытым небом на студии Vitagraph, где идет съемка фильма, ок. 1920 г. [Электронный ресурс]. (URL: https://pbase.com/johnglines/image/166052173). Дата обращения 13.11.2025.

2.

Съемка фильма на заднем дворе киностудии в Голливуде, 1920-е. [Электронный ресурс]. (URL: https://stacker.com/stories/retrospective/20-photos-la-1920s). Дата обращения 13.11.2025.

3.

Кадры из фильма «Восход солнца», реж. Фридрих Вильгельм Мурнау, 1927 г. [Электронный ресурс]. (URL: https://www.imdb.com/title/tt0018455/). Дата обращения 13.11.2025.

4.

Осветительное оборудование. [Электронный ресурс]. (URL: https://fishki.net/2606355-23-redkie-fotografii-so-syomochnyh-plowadok-filymov-1920-h-godov). Дата обращения 13.11.2025.

5.

Дуговые прожекторы, 1920-х г. [Электронный ресурс]. (URL: https://salut-kino.ru/osvetitelnaya-apparatura/). Дата обращения 13.11.2025.

6.

Кадры из фильма «Зачем менять жену?», реж. Сесил Б. ДеМилль, 1920 г. [Электронный ресурс]. (URL: https://www.imdb.com/title/tt0011865/). Дата обращения 14.11.2025.

7.

Кадр из фильма «Знак Зорро», реж. Фред Нибло, 1920 г. [Электронный ресурс]. (URL: https://www.imdb.com/title/tt0011439/?ref_=ls_knf_80). Дата обращения 14.11.2025.

8.

Кадры из фильма «Саломея», реж. Чарльз Брайант, Алла Назимова, 1922 г. [Электронный ресурс]. (URL: https://www.imdb.com/title/tt0013571/?ref_=ttls_li_tt). Дата обращения 14.11.2025.

Как немое кино 1920-х создавало смысл через освещение
4
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more